http://www.securitylab.ru/news/397656.php (дата обращения: 22.12.2010).
8. Шнайер Б. Секреты и ложь. Безопасность данных в цифровом мире [Текст]. - СПб.: Питер, 2003. - 368 с. - ISBN 5-318-00193-9.
9. Губенков А. А. Информационная безопасность [Текст] : учеб. пособие / А. А. Губенков, В. Б. Байбурин. - М.: Новый издательский дом, 2005. - 128с. - ISBN 5-9643-0091-Х.
взаимодействие правоохранительных органов и общественных организаций в противодействии компьютерному контрафакту
© Гурьянов Константин Валентинович
кандидат технических наук, доцент, начальник факультета подготовки научно-педагогических кадров, Саратовский юридический институт МВД России.
@ (845-2) 379-322, Н [email protected]
© Шатило Ярослав Сергеевич
кандидат технических наук, доцент, профессор Академии военных наук, доцент кафедры информатики и применения компьютерных технологий в раскрытии преступлений, Саратовский юридический институт МВД России.
@ (845-2) 379-110, Н [email protected]
В статье рассматривается одна из основополагающих составляющих вопроса в совершенствовании правового механизма защиты прав авторов компьютерной интеллектуальной собственности—привлечение широких слоёв населения, общественных организаций к противодействию производству и распространению компьютерного контрафакта.
Ключевые слова: компьютерный контрафакт, интеллектуальная собственность, организация противодействия.
Раскрытие и расследование нарушений авторских прав в сфере производства и оборота контрафактных экземпляров компьютерного программного обеспечения и программных продуктов - компьютерного контрафакта - проблема многоаспектная и многогранная как с политической точки зрения, так и с точки зрения совершенствования общественных отношений, повышения роли общественных организаций, общественных объединений право-
обладателей, юридических, консультационных фирм, специализирующихся на защите прав интеллектуальной собственности.
Рассматривая вопрос противодействия распространению и обороту компьютерного контрафакта, условимся, что под компьютерным контрафактом будем подразумевать экземпляры компьютерного (информационного) программного обеспечения (ПО) или программной продукции (ПП), неправомерно
введённые в гражданский оборот, предназначенные либо для установки на компьютерную технику и использования с её помощью, либо предназначенные для использования на технике, отличной от персональных компьютеров (аудио-, видеоплейеры, проигрыватели и т. д.).
Политическая составляющая проблемы состоит в том, что в настоящее время уже не секрет, что спецслужбы ряда зарубежных стран постоянно контролируют понижение стойкости криптографии в легальных компьютерных программных продуктах, предназначенных для экспортных продаж. Если же вести речь о компьютерном контрафакте, то здесь вообще никакой гарантии, что в подобных экземплярах нет каких-либо программных закладок, программ-шпионов, компьютерных вирусов [10, с. 4].
Примеров можно привести множество. Тайная программная закладка, обеспечивавшая перехват и прослушивание мобильной связи, была встроена в процессе модернизации в аппаратуру сети сотовой связи Vodafone Greece в процессе модернизации при подготовке к Олимпиаде-2004 в Афинах; швейцарская компания Crypto AG внедряла в программное обеспечение закладки, снижавшие криптостойкость средств, поставляемых в ряд зарубежных стран.
Известным фактом взаимодействия специальных служб с разработчиками легального компьютерного ПО и ПП стало сообщение о том, что официальные лица США открыто признали факт тесного сотрудничества и совместной работы Агентства национальной безопасности США (АНБ США) и корпорации Microsoft при разработке Windows Vista. Причём надо заметить, что контрафактные экземпляры Windows Vista появились на российском рынке компьютерного контрафакта ещё до начала официальных продаж.
Кроме этого, ещё не забыт тот случай, когда в конце 1990-х г. в Internet, а потом и в ряде СМИ появилась история о том, как один из программистов, изучая код подпрограмм в операционной системе Windows NT, обнаружил ссылку со странным именем «NSAKEY» (то есть «ключ АНБ»). Чтобы успокоить общественное мнение, корпорации Microsoft пришлось искать объяснения и публиковать опровержения - это лишь случайное совпадение в аббревиатуре, не имеющее отношение к Агентству национальной безопасности США. Но факт остался фактом, а для того, чтобы успокоить общественное мнение название подпрограммы всё же сменили на нейтральное - KEY2 [1, с. 195-202].
Общественная составляющая рассматриваемого вопроса заключается в совершенствовании правового механизма защиты
прав авторов компьютерной интеллектуальной собственности, соблюдении международных соглашений, их выполнении, привлечении широких слоёв населения, общественных организаций к противодействию производству и распространению компьютерного контрафакта.
Таким образом, проблема охраны авторских прав легальных производителей компьютерного ПО и ПП является не только «полицейской» (каковой её иногда полагают), а общественно-политической, в решении которой крайне важна роль общественных организаций и объединений.
Профессор В. Н. Черкасов отмечает: «... Проблема охраны интеллектуальной собственности крайне сложна, а её правовое обеспечение весьма противоречиво. Законодательство и правоприменение в сфере авторских и смежных прав, информационного права, пожалуй, одна из самых сложных сфер права для законодателя и правоприменителя, а особенно для общественного сознания. В частности, противоречиво отношение общества к законам в этой области, к конкретным фактам судебных решений» [2, с. 4].
Поэтому мы полагаем, что необходимо не только принять ряд законодательных и организационных мер, призванных поддержать легального производителя, защитить его права на интеллектуальную собственность, но и «.крайне важно привлечь на свою сторону широкие слои населения, пока ещё весьма активно потребляющего контрафактные товары...» [3, с. 18], проводить соответствующую разъяснительную работу в средствах массовой информации. Весьма важно, чтобы сами легальные производители компьютерного ПО и ПП, государственные и общественные объединения правообладателей, юридические, консультационные фирмы, специализирующиеся на защите прав интеллектуальной собственности были не только поддержаны на законодательном уровне, обеспечены защитой со стороны правоохранительных структур, но сами в должной степени способствовали оказанию помощи в организации противодействия производителям и распространителям компьютерного контрафакта.
К сожалению, пока не всегда сотрудники правоохранительных органов, занимающиеся организацией противодействия этому преступному проявлению, встречают понимание производителей легального компьютерного ПО или ПП, вышеупомянутых общественных организаций, призванных способствовать защите прав правообладателей и легальных производителей [4, с. 1469-1474]. Конечно, наиболее полную информацию о комплектации последних версий программного обеспечения
можно получить из специальных изданий фирм и компаний-разработчиков, периодических специализированных изданий, из Internet, войдя на официальный сайт фирмы или компании-разработчика программного обеспечения. Но одним из способов защиты выпускаемой продукции фирмами-производителями является метод внесения изменений в реквизиты полиграфических упаковок [5, с. 108]: изменение цвета вкладышей, буклетов, этикетов, смена шрифтов, рисунков, фотографий, смена дизайна, внесение дополнительных элементов изображения и т. д. Поэтому в различных регионах, торговых точках могут встречаться различные версии полиграфических упаковок, что в свою очередь не является достаточным основанием для отнесения того либо иного варианта к контрафактному программному обеспечению или программному продукту [6, с. 8о]. Это влечёт за собой невозможность проведения полноценной экспертизы не только из-за отсутствия оригинальных образцов для сравнения, но и по причине затруднения эксперта в определении способа изготовления полиграфического изображения, используемого различными фирмами [7, с. 244-246].
В то же время на предприятиях-производителях компьютерного ПО и ПП имеются коллекции воспроизводимых вариантов реквизитов, общественным организациям и объединениям правообладателей доступны сведения о выпускаемых в данном регионе программных продуктах, полиграфическом оформлении их упаковки и при необходимости могут быть полезны правоохранительным органам в вопросах организации противодействия производству и распространению компьютерного контрафак-та. Поэтому большое внимание должно быть уделено сведениям и данным, получаемым от общественных организаций и объединений, отдельных лиц, имевших отношение к производству и распространению компьютерного ПО или ПП, его приобретению. Все это должно в определённой мере способствовать решению проблемы.
Например, в качестве источников информации о производстве и распространении компьютерного контрафакта могут служить сведения, поступившие не только непосредственно от правообладателя лицензионно чистого (легального) программного обеспечения или продукта, но и сведения от общественных организаций и объединений о распространении контрафактных экземпляров такой продукции конкретным лицом, изготовившим контрафактные экземпляры, сведения от юридических и консультационных фирм, специализирующихся на защите прав интеллектуальной собствен-
ности, о реализации программного обеспечения или программных продуктов, для которых не известен их изготовитель (либо правообладатель) [8, с. 125-132].
Основываясь на полученной первичной информации о нарушении авторских прав в сфере производства и реализации компьютерного контрафакта, сотрудники правоохранительных органов могут в первую очередь оценить, содержит поступившая информация или нет признаки преступления, предусмотренного ст. 146 УК РФ, то есть установить возможность:
- отнесения экземпляра ПО или ПП к объектам авторского права;
- правовой охраны авторских прав на компьютерное ПО или ПП;
- незаконности использования объекта авторского права;
- определения и выявления признаков контрафактности;
- причинения ущерба.
Мы говорим, что именно это они могут и должны оценить в первую очередь, поскольку «.немаловажным этапом деятельности должностных лиц органов внутренних дел по выявлению нарушений, связанных с незаконным использованием объектов авторских и смежных прав, является распознавание таких нарушений.» [9, с. 160].
Остановимся подробно на вопросах организации деятельности правоохранительных органов по противодействию производству и распространению компьютерного контрафакта, основанных на общественном характере источника сведений.
Пример образца контрафактной продукции, для которой известен конкретный обладатель прав на компьютерную интеллектуальную собственность представлен на рис. 1.
То есть сведения о производстве и распространении компьютерного контрафакта получены непосредственно от правообладателя лицензионно чистого (легального) программного обеспечения или продукта. Для успешного планирования мероприятий по раскрытию и расследованию преступления сотрудники правоохранительных органов должны обладать всей полнотой информации, в предоставлении которой и должна проявиться роль общественных организаций и объединений:
- заявление правообладателя лицензионно чистого (легального) программного обеспечения или продукта о предполагаемом правонарушении;
- документы, непосредственно подтверждающие авторские или смежные права самого правообладателя;
Рис. 1. Образец контрафактной продукции,
для которой известен правообладатель
(диск с программой Microsoft Office 2000)
- документально подтверждённые расчёты суммы предполагаемого причинённого ущерба правообладателю компьютерной интеллектуальной собственности;
- экземпляр (образец) контрафактного экземпляра производимого или распространяемого программного обеспечения или программной продукции, предоставляемый заявителем;
- материалы исследований экземпляров компьютерного контрафакта, переданные правообладателем (при наличии таковых);
- письменное сообщение правообладателя на компьютерную интеллектуальную собственность об отсутствии события передачи кому-либо и когда-либо прав на производство и реализацию компьютерного (информационного) программного обеспечения или программной продукции, с оригинала которых предположительно произведён контрафактный экземпляр;
- любые иные документы, материалы, образцы, представленные правообладателем легального программного обеспечения или продукта, общественными организациями, объединениями, фирмами, могущие способствовать организации раскрытия и расследования предполагаемого противоправного деяния.
Дальнейшее планирование организации деятельности по раскрытию и расследованию преступного посягательства на компьютерную (информационную) интеллектуальную собственность должно также осуществляться во взаимодействии с общественными организациями и объединениями и состоять в установлении:
- мест изготовления контрафактных экземпляров программного обеспечения или программной продукции;
- фактов хранения, фактов вывоза, их подтверждения и документационного оформления;
нж
- мест продажи контрафактных экземпляров программного обеспечения или программной продукции;
- оптовых продавцов, фактов сбыта, проведения проверочных закупок;
- изготовителя контрафактных экземпляров программного обеспечения или программной продукции.
Действия по установлению вышеперечисленных фактов осуществляются при помощи общественных организаций и объединений, юридических и консультационных фирм, специализирующихся на защите прав интеллектуальной собственности и прав потребителей, оформляются в соответствии с требованиями нормативных документов и используются при раскрытии данного преступления.
Проведение проверочной закупки оформляется с фиксацией результатов осмотра приобретённых программных продуктов (полное наименование продукции, автор, вид продукции и упаковки, количество носителей в упаковке, год и место издания, наименование производителя и т. д.). Закупленные программные продукты упаковываются, опечатываются, скрепляются подписями участников осмотра. Указанные и иные действия могут фиксироваться с использованием аудио- и видеотехники, с отражением этого в оформляемых документах. Особое внимание следует обратить на типичные ошибки [9, с. 161]:
- отсутствие постановления на проведение проверочной закупки, даты или его номера;
- проведение проверочной закупки без участия понятых;
- ошибки при составлении акта проверочной закупки (отсутствие сведений о дате, времени проведения мероприятия, о лице, его проводившем, об ознакомлении с актом и т. д.).
В том случае, если с помощью общественных организаций и объединений установлен нарушитель авторских или смежных прав, а также установлено место хранения компьютерного контрафакта, необходимо проведение:
- гласных проверочных закупок (при необходимости - одновременно) с участием представителя правообладателя или его представителя со стороны общественных организаций, в местах торговли, осуществляющих реализацию аналогичной либо идентичной, предположительно контрафактной продукции;
- изъятие обнаруженных контрафактных программных продуктов (с фиксацией в оформляемых документах внешних признаков контрафактности;
- изъятие товарно-транспортной, кассовой, бухгалтерской и иной документации, сви-
детельствующеи о поступлении и реализации контрафактной продукции;
- изъятие черновых записей, свидетельствующих о наличии «двойной» бухгалтерии;
- получение объяснений от лиц, причастных к производству, перевозкам, хранению и реализации компьютерного контрафакта;
- изъятие учредительных и регистрационных документов, разрешения (лицензии) на право заниматься производством, хранением, перевозкой, реализацией подобной продукции (в случае возникновении вопроса определения законности предпринимательской деятельности юридических лиц);
- изъятие и проведение проверки иных документов и материалов (договоры, разрешения, печати, штампы, бланки, носители информации - диски, дискеты и т. п.);
- изъятие у торгующих лиц денег, уплаченных им во время проверочной закупки за программные продукты, с фиксацией факта обнаружения и изъятия;
- осуществление иных действий по поиску, обнаружению и фиксации следов незаконного использования объектов авторского права, могущих служить доказательствами по данному делу; привлечение юридических или консультационных фирм, специализирующихся на защите прав интеллектуальной собственности или прав потребителей.
лишь лицо, изготовившее и распространяющее компьютерный контрафакт, основная сложность - установление правообладателя. В разрешении этого вопроса также весьма велика роль общественных организаций и объединений, юридических и консультационных фирм, имеющих сведения и данные о легальных производителях аналогичного лицензионного ПО или ПП.
Установление оригинала компьютерного ПО или ПП, его правообладателя может быть осуществлено путём обращения к государственным и общественным объединениям правообладателей, юридическим, консультационным фирмам, специализирующимся на защите прав интеллектуальной собственности, поскольку реализуемая контрафактная продукция имеет признаки, в общем и целом ассоциирующиеся с признаками легальной продукции (рис. 2). После этого правообладатель, его представитель или представитель общественной организации подтверждают факт нарушения авторских прав пакетом соответствующих удостоверяющих документов. Дальнейшие мероприятия проводятся по вышеописанной схеме.
В случае проверки полученных от юридических, консультационных фирм, отдельных лиц сведений о фактах распространения контрафактных экземпляров ПО или ПП, когда не известен ни их изготовитель, ни правообладатель, требуется проведение первоначальных
Вы стали обладателей полнофумкционапьиой однопользовательской версии программного продукта от компании "ВЫСШИЙ Сорт" "ВС бухгалтерия" ■ВС:БУХГАЛТЕРИЯ"-это
- Установка за 3 мин/ты1
* Простота в освоении, использовании и настройке!
- Удобство в работе!
После регистрации на сайте te.ru Вы получаете
БЕСПЛАТНО ■ Обновления 'ВС:Бухгалтерии"
• Линию консультации [email protected] е течение 6 месяцев
- Трехмесячную подлиску на электронную версию "Бухгалтерской газеты"
По допросам приобретения многопользовательской версии программного продукта *ВС Бухгалтерия" обращайтесь на сайт компании "Высший Сорт" www.bc.c-btyle.ru или ПО адресу
Рис. 2. Образец контрафактной продукции, распространявшейся конкретным лицом, его изготовившим (диск с программой «ВС: Бухгалтерия» и вкладыш с незаполненным адресом)
При возникновении ситуации, когда полученная от общественных организаций или объединений информация свидетельствует о распространении компьютерного контрафакта конкретным лицом, изготовившим контрафактные экземпляры ПО или ПП, то есть известно
мероприятий с целью определения визуальных признаков контрафактности и установления правообладателя (рис. 3). При решении этого вопроса несомненно полезны могут быть коллекции воспроизводимых вариантов реквизитов оформления компьютерного ПО или ПП,
^Г СБОРНИК
ЛРОТРАММ
жа¡н^ВК^у | 11 С 11 — 1К!
^^^МК'КОЙОГГ \VINDOWS
Рис. 3. Образец контрафактной продукции, для которой не установлен производитель и правообладатель
ведущиеся на предприятиях-производителях, сведения, которыми располагают общественные организации. После обращения к объединениям правообладателей, юридическим, консультационным фирмам с целью определения визуальных признаков контрафактности и установления правообладателя интеллектуальной собственности, проводится вышеописанный комплекс мероприятий.
Оценивая состояние действующего законодательства о противодействии производству компьютерного контрафакта, практику его применения, полагаем, что с целью успешной и плодотворной работы в данном направлении, укрепления взаимодействия правоохранительных органов и общественных организаций, было бы целесообразно реализовать определённый комплекс мер законодательного, организационного и общественного характера, направленных на противодействие этому противоправному деянию:
- из-за возникающих трудностей с установлением правообладателя лицензионно чистого (легального) компьютерного ПО или ПП укрепить взаимодействия органов государственной власти, уполномоченных в данной сфере с контролирующими и правоохранительными органами в форме вертикально интегрированных координационных комиссий, межведомственных советов на федеральном уровне и в каждом субъекте Российской Федерации;
- расширить практику привлечения граждан, общественных объединений и иных негосударственных формирований (организации промышленников и предпринимателей, торгово-промышленные палаты, ассоциации производителей определённых товаров) в противодействие обороту компьютерной контрафактной продукции совместно с органами государственной
власти, органами местного самоуправления и правоохранительными органами;
- разработать и нормативно закрепить перечень документов, которые должен иметь продавец при продаже аудио-, видеопродукции, баз данных и программ для компьютерной техники, подтверждающих нахождение этой продукции в законном обороте.
Реализация данного комплекса мер, осуществляемого в тесном заимодействии с государственными и общественными объединениями правообладателей, юридическими, консультационными фирмами, специализирующимися на защите прав интеллектуальной собственности и прав потребителей, позволит решить следующие конкретные задачи:
- сформировать концептуальные основы единой оценки противодействия производству компьютерной контрафактной продукции в Российской Федерации;
- разработать классификацию компьютерных контрафактных продуктов по способу производства, видам распространения, возможностям противодействия;
- разработать концептуальное научное положение теории идентификации программного обеспечения по способу производства и видам распространения;
- разработать научно обоснованную систему формирования категорических выводов при производстве компьютерно-технических экспертиз контрафактного компьютерного программного обеспечения;
- разработать методики определения контрафактности программных продуктов при собирании доказательств.
Рынок компьютерного (информационного) программного обеспечения и программной продукции должен быть цивилизованным, необходимо соблюдение прав авторов-разработчиков, прав производителей, - всё это несомненно, но и сами производители, общество должны этому способствовать, оказывать помощь правоохранительным структурам в противодействии недобросовестным производителям. Эту проблему можно решить только совместными усилиями, о чём можно сказать, используя, уже ставший широко известным, ответ на вопрос: «Когда и чем закончится борьба с контрафактной продукцией в России?» - «... в противном случае борьба с контрафакцией не закончится никогда и скорее всего ничем» [3, с. 18].
Библиографический список
1. Гурьянов К. В. Актуальные проблемы организации противодействия производству компьютерного контрафакта [Текст] // Вестник
Академии МВД Республики Беларусь. - 2008. - № 2 (16).
2. Черкасов В. Н. Об объектах интеллектуальной собственности [Текст] // Информационная безопасность и компьютерные технологии в деятельности правоохранительных органов : межвуз. сб. / под ред. В. Н. Черкасова. - Саратов, 2010. - ISBN 978-5-7485-0625-0.
3. Дворянкин О. Когда и чем закончится борьба с контрафактной продукцией в России? [Текст] / О. Дворянкин, Е. Лукин // Интеллектуальная собственность: авторское право и смежные права. - 2004. - № 9.
4. Гурьянов К. В. Криминологическая характеристика лиц, причастных к распространению компьютерного контрафакта [Текст] // Право и политика. - 2008. - № 6 (102). - ISSN 1811-9018.
5. Ефименко А. В. Особенности криминалистических исследований полиграфических реквизитов фальсифицированных и контрафактных товаров [Текст] // Экономическая безопасность России: политические ориентиры, законодательные приоритеты, практика обеспечения : Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2005. - № 5.
6. Шведова Н. Н. Возможности технико-криминалистического исследования документов, изготовленных с помощью современных полиграфических технологий [Текст] // Вестник криминалистики. - 2003. - Вып. 2.
7. Шашкин С. Б. Судебная экспертиза документов, изготовленных средствами полиграфии и оргтехники [Текст] : дис. ... д-ра юрид. наук.
- Саратов, 2002.
8. Гурьянов К. В. Организация противодействия распространению компьютерного контрафакта [Текст] / / Право и образование.
- 2010. - № 10. - ISSN 1563-020X.
9. Лохбаум В. А. Выявление нарушений, связанных с незаконным использованием объектов авторского права и смежных прав [Текст] // Вестник Московского университета МВД России. - 2007.
10. Гурьянов К. В. Безопасны ли программные продукты? [Текст] /К. В. Гурьянов, Я. С. Ша-тило // Информационная безопасность регионов : научно-практический журнал. - 2008.-№ 1(2). - ISSN 1995-5731.
> КНИЖНАЯ ПОЛКА
Файл Правка Вид Избранное Сервис Справка ^ Назад т ^ * ^ \ Поиск ^ Папки [НПт
Организационно-правовые меры противодействия преступности : материалы итоговой научно-практической конференции молодых учёных, посвящённой 85-летию СЮИ МВД России / под ред. В. Ю. Назарова. - Саратов: СЮИ МВД России, 2011. - 276 с. - ISBN 978-5-7485-0643-4.
В сборнике представлены материалы научных исследований докторантов, адъюнктов, аспирантов и соискателей по актуальным вопросам организационных и уголовно-правовых проблем и мер организации противодействия преступности. Предлагаемый вни-| манию читателей сборник способствует развитию плодотворной дискуссии по задачам, связанным с выработкой мер противодей-| ствия преступности, окажет несомненную помощь аспирантам и адъюнктам, проводящим аналогичные научные исследования.
Материалы сборника представляют также интерес для студентов высших учебных заведений, для слушателей систем повышения квалификации и переподготовки специалистов, занимающихся вопросами организации противодействия преступности.