¡ВОПРОСЫ СЕМЬИ И ПСИХОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
www.volsu.ru
UDC 37.011.33 Submitted: 23.05.2022
LBC 74.09 Accepted: 23.08.2022
INTERACTION OF ADDITIONAL EDUCATION TEACHERS, CHILDREN AND PARENTS IN THE IMPLEMENTATION OF THE COMPLEX EDUCATION PROGRAM "REPUBLIC OF KINDNESS (REPUBLIC OF YOUNG VOLUNTEER)"
Svetlana V. Baranova
Mordovia State Pedagogical University named after M.E. Evseviev, Saransk, Russian Federation
Abstract. The article examines the process of organizing the interaction of teachers, children and parents in the process of implementing a comprehensive education program "Republic of Kindness (Republic of a Young Volunteer)" based on the organization of additional education, which consists in disclosing the social potential of children's participation in interaction with teachers and parents in various activities with a social focus.
Key words: interaction of teachers, children and parents; a comprehensive education program "Republic of Kindness (Republic of a young volunteer)"; organization of additional education.
УДК 37.011.33 Дата поступления статьи: 23.05.2022
ББК 74.09 Дата принятия статьи: 23.08.2022
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ «РЕСПУБЛИКА ДОБРА (РЕСПУБЛИКА ЮНОГО ВОЛОНТЕРА)»
Светлана Владимировна Баранова
Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева, г. Саранск, Российская Федерация
Аннотация. В статье рассматривается процесс организации взаимодействия педагогов, детей и родителей в процессе реализации комплексной программы воспитания «Республика добра (Республика юного волонтера)» на базе организации дополнительного образования, заключающийся в раскрытии социального потенциала участия детей во взаимодействии с педагогами и родителями в разнообразных видах и формах деятельности, имеющих социальную направленность.
Ключевые слова: взаимодействие педагогов, детей и родителей; комплексная программа воспитания «Республика добра (Республика юного волонтера)»; организация дополнительного образования.
Введение
Под взаимодействием в педагогической науке (В.И. Загвязинский, Л.А. Левшин, д Х.Й. Лийметс, И.А. Щипанова и др.) обычно понимают не только влияние людей друг ® на друга, но и непосредственную организа-§ цию их совместных действий, позволяющую группе реализовать общую для ее членов цель
&
^ и деятельность в процессе взаимопомощи на © основе взаимоуважения и взаимодоверия [3,
с. 17]. У взаимодействия отмечают два компонента: содержание и стиль. В современном обществе сегодня наиболее востребованы социально активные и ответственные граждане, способные участвовать в позитивных и социально значимых делах. Особое место в этом процессе отводится организациям дополнительного образования, в которых организуется активное взаимодействие педагогов, детей и родителей в ходе волонтерской деятельности [1].
С.В. Баранова. Взаимодействие педагогов дополнительного образования, детей и родителей
Методы
В ходе проведения исследования использовался комплекс теоретических методов (изучение и анализ научной литературы, систематизация, сравнительный метод), с помощью которого достигается познание сущности исследуемой проблемы.
Анализ
Цель воспитания детей и подростков в дополнительном образовании представляет собой формирование социально активной, ответственной личности, обладающей гражданской позицией, гуманистическими ценностными ориентациями, социально-значимыми качествами, навыками социально-позитивного поведения, личности, способной к социально-активной деятельности, участию в социально значимых делах на благо людей, общества и государства.
Содержанием нашей практики является организация взаимодействия педагогов, детей и родителей, которые в течение нескольких лет последовательно вовлекаются нами в совместные волонтерские практики.
Реализация взаимодействия педагогов, детей и родителей происходит в процессе приобщения их к участию в волонтерской деятельности, например в дополнительном образовании («ДМШ № 4», «ДШИ № 2 им. В.П. Трифонова») города Вологды четвертый год апробируется комплексная программа воспитания «Республика добра (Республика юного волонтера)» [2]. Данная программа представляет собой целостный образ социального становления личности ребенка как субъекта собственной жизнедеятельности и социальной практики. Смысл и назначение программы заключаются в раскрытии социального потенциала участия детей во взаимодействии с педагогами и родителями в разнообразных видах и формах деятельности, имеющих социальную направленность.
В ходе реализации различных направлений комплексной программы воспитания «Республика юного волонтера» дети совместно с педагогами и родителями участвуют в следующих социальных акциях: исследовательские (проведение опросов, участие в социаль-
но-познавательных маршрутах); рекламные (конкурс плакатов «Чистый берег»); благотворительные; событийные; патриотические; экологические акции.
Программа предусматривает проведение социально-педагогических мероприятий: волонтерский слет, посвящение в волонтеры, занятия в школе волонтера (беседы и дискуссии, лекции, практические занятия); волонтерский сбор, экскурсии в волонтерские центры, круглые столы и конференции; тематические кино- и видеопоказы; мероприятия в рамках Всероссийского конкурса «Добровольцы России», Федеральной программы по развитию детского добровольчества «Ты решаешь!», участие в рейтинге «Лига добровольческих отрядов», в конкурсе послов «Лиги 15 добровольческих отрядов», в федеральных добровольческих сменах во всероссийских детских центрах «Артек», «Орленок» и «Океан».
Конкретизируя, укажем: дети (60 человек) и их родители (15 человек) в октябре 2020 г. участвовали в городском проекте «Город детства» совместно с молодежной волонтерской организацией «МЫ ВМЕСТЕ» в качестве волонтеров.
В рамках волонтерской деятельности дети (60 человек) и их родители (30 человек) в зимние каникулы 2020 г. подготовили и провели акцию «ДоброЕль». В процессе реализации комплексной программы имели место социально-педагогические события -благотворительный концерт, субботник, социальные акции, социально-культурные экскурсии.
Особое внимание было уделено сайту республики; разработке Устава республики; Клятве юного волонтера. Был объявлен конкурс, в котором активное участие принимали и дети, и выпускники музыкальной школы, и педагоги, и родители, на название волонтерского объединения, логотип, девиз. Общими усилиями был сочинен текст гимна «Республики добра (Республики юного волонтера)», который был положен на музыку вологодским композитором М. Гоголиным и исполнен впервые сводным хором Вологодского музыкального колледжа и детским образцовым хором «Морошка» в Международный День волонтера:
20
ЛНшт magister. 2022. Т. 22. № 3
S. V. Baranova. Interaction of Additional Education Teachers, Children and Parents
Республика добра, поддержки и тепла,
Ты музыкой в сердца проникла навсегда.
Давайте будем вместе мы в мир добро нести
И сможем от бездушья планету отвести.
Результаты
Комплексная программа воспитания «Республика юного волонтера» реализуется в сотрудничестве с муниципальными органами власти, общественными добровольческими организациями. Она стимулирует детей, подростков, родителей, преподавателей, всех участников волонтерской движения быть активными субъектами взаимодействия, социально значимой деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Акимова, Е. В. Педагогическое волонтер-ство в деятельности детско-молодежных объединений : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Акимова Елена Владимировна. - Рязань, 2006. - 23 с.
2. Карпушина, Л. П. Социализация детей и подростков в ходе организации волонтерской деятельности в дополнительном образовании
/ Л. П. Карпушина, С. В. Баранова // Гуманитарные науки и образование. - 2021. - N° 1. - С. 37-42.
3. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Г. М. Коджаспирова, А. К. Коджаспиров. - М. : Академия, 2001. - 173 с.
REFERENCES
1. Akimova E.V. Pedagogicheskoye volonterstvo v deyatel'nosti detsko-molodezhnykh ob"yedineniy: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Pedagogical Volunteering in the Activities of Children's and Youth Associations: Abstract. Dis. ... Candidate of Pedagogical Sciences]. Ryazan, 2006. 23 p.
2. Karpushina L.P., Baranova S.V Sotsializatsiya detey i podrostkov v khode organizatsii volonterskoy deyatel'nosti v dopolnitel'nom obrazovanii [Socialization of Children and Adolescents During the Organization of Volunteer Activities in Additional Education]. Gumanitarnyye nauki i obrazovaniye [Humanities and Education], 2021. no. 1, pp. 37-42.
3. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.K. Pedagogicheskiy slovar' dlya stud. vyssh. i sred. ped. ucheb. zavedeniy [Pedagogical Dictionary for Students of Higher and Secondary Pedagogical Educational Institutions]. Moscow, Academiya Publ., 2001. 173 p.
Information About the Author
Svetlana V. Baranova, Candidate of Sciences (Pedagogy), Doctoral Student, Department of Pedagogy, Mordovia State Pedagogical University named after M.E. Evseviev, Transportnaya St, 11, 430007 Saransk, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-7363-3170
Информация об авторе
Светлана Владимировна Баранова, кандидат педагогических наук, докторант кафедры педагогики, Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Ев-севьева, ул. Транспортная, 11, 430007 г. Саранск, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-7363-3170