Научная статья на тему 'ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ЭФФЕКТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ЭФФЕКТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
742
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
волонтерское движение / социализация / инклюзия / дети с ограниченными возможностями здоровья / volunteer movement / socialization / inclusion / children with disabilities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Устинова Юлия Геннадьевна, Черкасских Оксана Тимофеевна, Мироненко Ирина Викторовна

В статье рассматривается актуальный вопрос современности – роль и значимость волонтерского движения в социализации детей, имеющих ограничения здоровья. Описан опыт организации проектной деятельности педагогами Центра дополнительного образования совместно с Центром психолого-педагогической и социальной помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOLUNTEER MOVEMENT AS A MEANS OF EFFECTIVE SOCIALIZATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES

The article is devoted to a topical issue of our time the role and significance of the volunteer movement in the socialization of children with health limitations. The experience of organizing project activities by teachers of the Center for Continuing Education in conjunction with the Center for Psychological, Pedagogical and Social Assistance is described.

Текст научной работы на тему «ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ЭФФЕКТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

УДК 374+376

ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ЭФФЕКТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ЗДОРОВЬЯ

Устинова Юлия Геннадьевна.

Россия, г. Старый Оскол, МБУ ДО «ЦДО «Одаренность», педагог-организатор, yulia_ust@mail.ru

Черкасских Оксана Тимофеевна.

Россия, г. Старый Оскол, МБУ ДО «ЦДО «Одаренность», методист.

Мироненко Ирина Викторовна.

Россия, г. Старый Оскол, МБУ ДО «ЦДО «Одаренность», педагог-организатор.

Аннотация. В статье рассматривается актуальный вопрос современности - роль и значимость волонтерского движения в социализации детей, имеющих ограничения здоровья. Описан опыт организации проектной деятельности педагогами Центра дополнительного образования совместно с Центром психолого-педагогической и социальной помощи.

Ключевые слова: волонтерское движение, социализация, инклюзия, дети с ограниченными возможностями здоровья.

VOLUNTEER MOVEMENT AS A MEANS OF EFFECTIVE SOCIALIZATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES

Ustinova Yulia Gennadievna.

Russia, Stary Oskol, MBEI "Giftedness CCE", teacher-organizer, yulia_ust@mail .ru

Cherkasskikh Oksana Timofeevna.

Russia, Stary Oskol, MBEI "Giftedness CCE", methodologist.

Mironenko Irina Viktorovna.

Russia, Stary Oskol, MBEI "Giftedness CCE", teacher-organizer.

Abstract. The article is devoted to a topical issue of our time - the role and significance of the volunteer movement in the socialization of children with health limitations. The experience of organizing project activities by teachers of the Center for Continuing Education in conjunction with the Center for Psychological, Pedagogical and Social Assistance is described.

Keywords: volunteer movement, socialization, inclusion, children with disabilities.

В современном мире есть много проблем, которые невозможно решить без помощи добровольцев. Волонтеры - это люди, сознательно и бескорыстно трудящиеся на благо других.

Волонтерская деятельность проявляется в различных направлениях, одно из которых - волонтерство для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ). Дети с ОВЗ - это дети в возрасте от 0 до 18 лет с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке [2].

В России, несмотря на предпринимаемые усилия и значительный прогресс медицины, количество лиц с ограниченными возможностями здоровья с каждым голом увеличивается. Поэтому тема волонтерской деятельности для детей с ОВЗ актуальна в наши дни.

Многие образовательные организации нашей страны активно используют проектные технологии для развития волонтерской деятельности. В этом случае участие молодого поколения в социально значимой деятельности и реализации социальных проектов позволяет решать следующие педагогические задачи:

- привлечь внимание молодежи к актуальным социальным проблемам местного сообщества;

- включить детей и подростков в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем своими силами на безвозмездной основе.

МБУ ДО «Центр дополнительного образования «Одаренность» (далее -Центр) Старооскольского городского округа с 2008 года и по настоящее время является координатором деятельности волонтерских, тимуровских, добровольческих отрядов, созданных на базе образовательных организаций округа. На сегодняшний день 79 добровольческих и тимуровских отрядов, 1754 юных волонтера и более 13 000 обучающихся, активно включены в волонтерскую деятельность.

Педагогами Центра совместно с МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» с 2019 года реализуется социально ориентированный проект «Доброволец. Волонтер. Тимуровец» (далее -Проект), направленный на создание условий для вовлечения детей и подростков образовательных организаций округа в добровольческую деятельность с целью пропаганды духовных и патриотических ценностей, профилактики асоциального поведения, воспитания социальной активности, формирования и совершенствования политической и социальной компетентности подрастающего поколения.

Проект предполагает реализацию трех блоков - образовательного, социального, конкурсного.

В рамках образовательного блока для юных волонтеров организуются образовательные интенсивы по развитию коммуникативных навыков, организаторских способностей и навыков командообразования, освоению

обучающимися социального опыта, в том числе, работы с детьми с ОВЗ, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения.

Задачей социального блока являлась организация эффективной работы по вовлечению волонтерских групп в активные формы добровольческой деятельности: организация и проведение просветительских, профилактических и социально ориентированных акций (просветительская акция «Уроки доброты» (Международный день толерантности), профилактическая акция «Живи долго!» (Всемирный день отказа от курения), социальная акция «От сердца к сердцу» (Всемирный день инвалидов), социальная акция «Марафон добрых дел» (Международный день спонтанного проявления доброты), социальная акция «Хорошее настроение - каждой женщине» (Международный женский день), просветительская акция «Дети говорят телефону доверия «Да!» и другие).

Конкурсный блок Проекта предполагает участие волонтерских групп в муниципальном конкурсе «Волонтер года». Цель конкурса - выявление и поощрение положительного опыта работы волонтеров по различным направлениям добровольческой деятельности, одним из которых стало направление «Общение без границ» (инклюзивное волонтерство - оказание помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам, организация совместной деятельности).

Главная проблема детей с ОВЗ и детей-инвалидов - это нарушение связи с миром, отсутствие общения со сверстниками и взрослыми, ограниченное общение с природой и культурными ценностями. Частичным решением этой проблемы является вовлечение ребенка в досуговую деятельность посредством организации совместной деятельности «особенных детей» с условно здоровыми. Так, в рамках проекта «Мы всегда рядом» были проведены неделя толерантности «Мы за толерантность», праздник для детей с ОВЗ «Мы вместе», акция «Доброе сердце разделит боль», посвященная дню инвалидов. В ходе реализации проекта «Сенсорные вытворяшки» на базе школ округа созданы сенсорные комнаты, составлены индивидуальные планы и рекомендации для родителей детей с ОВЗ, проведен комплекс коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с ОВЗ. Деятельность по проекту «Радуга добра» была направлена на организацию встреч с пациентами паллиативных отделений и хосписа, участие в благотворительных акциях.

Такая деятельность способствует процессу адаптации детей с ОВЗ и быстрому нахождению «общего языка» с окружающим миром. В ходе мероприятий, проводимых добровольцами, дети примерили на себя различные социальные роли. Творческие мероприятия позволили заинтересовать детей и получить новые социальные навыки. Спортивно-оздоровительные мероприятия позволили в игровой форме создать у детей положительный настрой, оказать здоровьесберегающий эффект, что особенно важно для таких детей.

Таким образом, организация совместной игровой деятельности в рамках реализации волонтерских проектов, совместное времяпровождение детей-

инвалидов, детей с ОВЗ со здоровыми сверстниками, индивидуальный подход и инклюзивное образование - это необходимый комплекс мер для того, чтобы «особенный ребенок» мог успешно познавать мир взрослых, учиться взаимодействовать друг с другом и осваивать нормы человеческих отношений. Помочь в этом может волонтер, и эффективнее будет, если это будет волонтер-ребенок.

Библиографический список.

1. Смирнова А.С. Актуальность работы волонтеров с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». [Электронный ресурс]. - URL: https://scienceforum.ru/2019/article/2018013850

2. Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.