Научная статья на тему 'РОЛЬ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ'

РОЛЬ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
274
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
здоровый образ жизни / здоровьесберегающая деятельность / челлендж / флешмоб / акция / классные встречи / РДШ / healthy lifestyle / health-saving activity / challenge / flash mob / action / class meetings / RDSH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черкасских Оксана Тимофеевна, Устинова Юлия Геннадьевна, Лобанова Наталья Валерьевна

В статье рассматриваются современные формы работы системе здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций. Авторы раскрывают технологию работы по формированию культуры здорового образа жизни через вовлечение обучающихся в деятельность ООГДЮО «Российское движение школьников».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черкасских Оксана Тимофеевна, Устинова Юлия Геннадьевна, Лобанова Наталья Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF CHILDREN'S PUBLIC ORGANIZATIONS IN THE FORMATION OF A HEALTHY LIFESTYLE IN SCHOOLCHILDREN

The article deals with modern forms of work in the system of health-saving activities of educational organizations. The authors reveal the technology of 30 work on the healthy lifestyle culture formation through the involvement of students in the activities of the Russian School Students ' Movement.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 374.3

РОЛЬ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ

Черкасских Оксана Тимофеевна.

Россия, г. Старый Оскол, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования дополнительного образования «Одаренность», методист, o05101975@yandex.ru.

Устинова Юлия Геннадьевна.

Россия, г. Старый Оскол, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования дополнительного образования «Одаренность», педагог-организатор, yulia_ust@mail.ru

Лобанова Наталья Валерьевна.

Россия, г. Старый Оскол, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования дополнительного образования «Одаренность», методист, l0bnatasha@yandex.ru.

Аннотация. В статье рассматриваются современные формы работы системе здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций. Авторы раскрывают технологию работы по формированию культуры здорового образа жизни через вовлечение обучающихся в деятельность ООГДЮО «Российское движение школьников».

Ключевые слова: здоровый образ жизни, здоровьесберегающая деятельность, челлендж, флешмоб, акция, классные встречи, РДШ.

THE ROLE OF CHILDREN'S PUBLIC ORGANIZATIONS IN THE FORMATION OF A HEALTHY LIFESTYLE IN

SCHOOLCHILDREN

Cherkasskikh Oksana Timofeevna.

Russia, Stary Oskol, Municipal budgetary Institution of Additional Education of additional education "Giftedness", methodologist, o05101975@yandex.ru

Ustinova Yulia G.

Russia, Stary Oskol, Municipal budgetary institution of additional education of additional education "Giftedness", teacher-organizer, yulia_ust@mail.ru

Lobanova Natalia V.

Russia, Stary Oskol, Municipal budgetary Institution of Additional Education of additional education "Giftedness", methodologist, l0bnatasha@yandex.ru

Absrtact. The article deals with modern forms of work in the system of health-saving activities of educational organizations. The authors reveal the technology of

work on the healthy lifestyle culture formation through the involvement of students in the activities of the Russian School Students ' Movement.

Keywords: healthy lifestyle, health-saving activity, challenge, flash mob, action, class meetings, RDSH.

Задача формирования у школьников ценности здоровья, культуры здорового образа жизни сегодня - наиболее распространенная и значимая в системе здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций. Понятия «здоровье», «основы здорового и безопасного образа жизни», «правильное питания», «здоровьесберегающие факторы» широко даются в рамках школьной образовательной программы, прежде всего на уроках ОБЖ и физической культуры.

Немаловажную роль в мотивации на ЗОЖ, формировании здоровых привычек играют детские общественные организации, деятельность которых направлена не только на формирование теоретических знаний, но и получение практических умений и навыков укрепления и сохранения здоровья, перенос опыта здоровьесбережения в повседневную практику жизни и деятельности, развитие устойчивой привычки «быть здоровым».

Недаром одним из поднаправлений направления «Личностное развитие» ООГДЮО «Российское движение школьников» является популяризация здорового образа жизни: формирование первоначальных представлений о здоровом образе жизни, мотивация на выбор здорового жизненного стиля, профилактика негативных привычек и болезней.

В рамках данного направления для всех школьников страны с 8 лет реализуется образовательно-игровой проект «Здоровье с РДШ», который помогает разобраться в том, что наука и практика знают о нашем здоровье, а также соревноваться в применении этих знаний. Проект включает в себя множество направлений: «Физкультура или спорт?», «Как не болеть», «Вкусно и здорово», «Моя комната» и другие.

Вовлечению обучающихся в систематические занятия физической культурой, пропаганде в их среде здорового образа жизни, а также возрождению и развитию дворовых видов спорта способствует участие школьников во Всероссийских соревнованиях по силовому многоборью на гимнастической перекладине «Сила РДШ», проводимых с 2018 года. Особенностью данных соревнований является участие в них школьников с семи лет, а итоги подводятся среди мальчиков и девочек разных возрастных категорий.

Говоря об участии активистов детских организаций в подобных мероприятиях, следует отметить, что данная работа буде эффективной только при соблюдении некоторых условий, таких как: качественная подготовка мероприятия, соответствие форм интересам и запросам обучающихся, включенность в деятельность всех желающих и, конечно, что особенно важно,

в младшем школьном возрасте, поощрение не только за результат, но и за участие.

В практике работы детских организаций Старооскольского городского округа по популяризации ЗОЖ активно используются интерактивные формы работы, одной из которых является акция.

Так, с целью профилактики негативных проявлений в подростковой среде, формирования социальной компетентности подрастающего поколения в округе проходят акции, такие как профилактическая акция «Живи долго!» в рамках Всемирного дня отказа от курения, социальные акции «Физкультура в детский сад» и «Будь здоров!» в рамках Всемирного дня здоровья.

Сегодня особенно модными и привлекательными для школьников являются такие формы привлечения внимания подростков и социума к проблемам здоровья как квесты, квизы, флешмобы и челенджи.

Квест - приключенческая игра, героями которой становятся сами дети. Особенно популярна такая форма среди младших школьников. Примером может служить квест «В поисках здоровья», в ходе которого участники, проходя по определенному маршруту и выполняя тематические задания, получают формулу здорового образа жизни. Важно, что такие игры создают командную атмосферу, помогают каждому из участников без стеснения раскрыть потенциал, изложить свою точку зрения. Научив детей ценить свои достижения в играх, мы активизируем их знания, побуждаем к мыслительному анализу, развиваем навыки ЗОЖ, учим взаимо- и самоуважению.

Другой формой организации познавательно-развлекательного досуга, пользующейся популярностью среди подростков, является челлендж (в переводе с английского «вызов») - жанр интернет-роликов, в которых блогер выполняет задание на видеокамеру и размещает его в сети, а затем предлагает повторить это задание другим пользователям социальных сетей. Использование педагогом данной формы взаимодействия с подростками в целях популяризации здорового образа жизни, позволяет оказывать сильное воздействие на обучающихся, побуждать их к активным действиям по сохранению и укреплению здоровья. Примером таких челленджей могут служить: челлендж «Заряжайся с РДШ», участник в кадре выполняет зарядку, используя подручные средства (бутылки с водой в качестве гантелей, отжимается от стула и др.); челлендж «Живу спортом», участник в кадре ставит свой личный спортивный рекорд (отживается большое количество раз, подтягивается и др.), в финале видеоролика говорит фразу «Вызов брошен. Повтори мой рекорд»; челлендж «К спорту готов!», участник в кадре находится в пижаме или школьной форме, по щелчку пальцев (используя программу для видеомонтажа или поставив видео на паузы на время переодевания) появляется в кадре в спортивной одежде и произносит фразу «К спорту готов, а ты!» и другие.

Следует отметить, что формирование убеждений и привычек здорового образа жизни должно базироваться не только на информации, но и на личном

примере. Важную роль в привитии норм здорового стиля и поведения играют примеры жизни знаменитых земляков, в частности, известных спортсменов. Именно эту цель решает такая форма организации работы как «Классная встреча РДШ», заменяющая привычный формат классного часа. «Классная встреча» - это возможность познакомиться с теми, о ком мы лишь читали или смотрели репортаж по телевидению, задать интересующие вопросы, получить ценный жизненный опыт от своего кумира. Тем более, что Старый Оскол -родина многих именитых тренеров и спортсменов: Федор Емельяненко, Денис Лебедев, Виталий Дунайцев. Так, в рамках Всероссийского проекта РДШ "Классные встречи" Старооскольские активисты РДШ получили возможность встретиться с Виталием Дунайцевым, депутатом Белгородской областной Думы, российским боксёром, призёром Олимпийских игр 2016 года в Рио-де-Жанейро, чемпионом мира (2015), чемпионом Европы (2015), чемпионом России (2013, 2014), заслуженным мастером спорта России. Ребята с удовольствием слушали рассказ Виталия Владимировича о том, как он пришёл в спорт, как достиг таких высоких результатов, кто был рядом в качестве тренера на всем пути к успеху. Активисты РДШ задали вопросы о том, как известный спортсмен учился в школе, какое образование получил после её окончания, что он чувствовал, когда выходил на ринг, где тренировался, какой бой больше всего запомнился, в каких странах он побывал и о многом другом.

Таким образом, применение, наряду с традиционными, новейших форм организации работы по здоровьесбережению способствует не только сохранению здоровья участников детского движения, но и его укреплению, а также привитию устойчивого интереса к здоровому образу жизни.

Библиографический список.

1. Ананьев П.Б. Влияние на здоровье детей основных факторов, формирующих среду обитания: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / П.Б. Ананьев. - Москва, 2000. - 22 с.

2. Маслова М.Е. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в дополнительном образовании // Педагогика. - 2012. - № 8. - С. 72.

3. Роль школы в формировании представлений о здоровом образе жизни. [Электронный ресурс]. - URL: https://novaum.ru/public/p1377

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.