Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
497
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Галустова И.И.

В условиях осуществления реформ различных сфер общественной и государственной жизни местное самоуправление играет особую роль в реализации публичной власти. В связи с этим проблемы регулирования общественных отношений в сфере осуществления местного самоуправления всегда были и остаются приоритетными как для отечественной, так и для зарубежной правовой теории. Цель работы - исследовать модели взаимоотношений местного самоуправления и государства и выявить тенденции. Объект исследования - модели взаимоотношений местного самоуправления и государства. Результаты. В статье определена сущность взаимодействия местного самоуправления с государства, а также исследованы административная, децентрализованная и дуалистическая модель взаимоотношений местного самоуправления и государства. Выводы. Отношения государственной и муниципальной власти в Российской Федерации хотя бы формально выстроены по дуалистической модели. Однако с начала 2000-х гг. в РФ наметилась явная тенденция к централизации публичной власти и встраиванию местного самоуправления во властную вертикаль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION BETWEEN THE BODIES OF STATE POWER OF THE RUSSIAN FEDERATION AND BODIES OF LOCAL SELF-GOVERNMENT

In the context of the implementation of reforms in various spheres of public and state life, local government plays a special role in the implementation of public power. In this regard, the problems of regulating public relations in the field of local self-government have always been and remain a priority for both domestic and foreign legal theory. The purpose of the work is to study the models of relations between local government and the state and identify trends. The object of the research is the model of the relationship between local government and the state. Conclusions. Relations between the state and municipal authorities in the Russian Federation, at least formally, are built according to a dualistic model. However, since the beginning of the 2000s. in the Russian Federation there has been a clear tendency towards the centralization of public power and the incorporation of local self-government into the power vertical.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»

Взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации и органов местного

самоуправления

Галустова И.И.,

ilonalove19@mail. т

Московский городской

педагогический

университет

(г. Москва, Россия)

УДК 351

Аннотация. В условиях осуществления реформ различных сфер общественной и государственной жизни местное самоуправление играет особую роль в реализации публичной власти. В связи с этим проблемы регулирования общественных отношений в сфере осуществления местного самоуправления всегда были и остаются приоритетными как для отечественной, так и для зарубежной правовой теории. Цель работы — исследовать модели взаимоотношений местного самоуправления и государства и выявить тенденции. Объект исследования — модели взаимоотношений местного самоуправления и государства. Результаты. В статье определена сущность взаимодействия местного самоуправления с государства, а также исследованы административная, децентрализованная и дуалистическая модель взаимоотношений местного самоуправления и государства. Выводы. Отношения государственной и муниципальной власти в Российской Федерации хотя бы формально выстроены по дуалистической модели. Однако с начала 2000-х гг. в РФ наметилась явная тенденция к централизации публичной власти и встраиванию местного самоуправления во властную вертикаль.

Ключевые слова: органы государственной власти, органы местного самоуправления, взаимодействие.

Interaction between the bodies of state power of the Russian Federation and bodies of local self-government

Galustova I.I.,

ilonalove19@mail.ru

Moscow City University (Moscow, Russia)

UDC 351

Annotation. In the context of the implementation of reforms in various spheres of public and state life, local government plays a special role in the implementation of public power. In this regard, the problems of regulating public relations in the field of local self-government have always been and remain a priority for both domestic and foreign legal theory. The purpose of the work is to study the models of relations between local government and the state and identify trends. The object of the research is the model of the relationship between local government and the state. Conclusions. Relations between the state and municipal authorities in the Russian Federation, at least formally, are built according to a dualistic model. However, since the beginning of the 2000s. in the

Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 36 www.forummn.ru

Youth 11 Forun 1,1,1 http: //forummn.ru/article -2.4.6 .html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Russian Federation there has been a clear tendency towards the centralization of public power and the incorporation of local self-government into the power vertical.

Keywords: local government bodies, state power, interaction.

Введение

В условиях осуществления реформ различных сфер общественной и государственной жизни местное самоуправление играет особую роль в реализации публичной власти. В связи с этим проблемы регулирования общественных отношений в сфере осуществления местного самоуправления всегда были и остаются приоритетными как для отечественной, так и для зарубежной правовой теории. Цель работы — исследовать модели взаимоотношений местного самоуправления и государства и выявить тенденции. Объект исследования — модели взаимоотношений местного самоуправления и государства.

Основная часть

Сущность взаимодействия местного самоуправления с госвластью России часто становится предметом обсуждений в литературе. В частности, обсуждаются вопросы автономности местного самоуправления, так как некоторые авторы подразумевают ее в виде полной автономии.

Так, по мнению А. Н. Костюкова, местное самоуправление можно описать как независимую функцию самоопределенных людей, в отличие от мнения о том, что местное самоуправление относится к видам автономии публичной власти [4]. Также А. Н. Костюков считает, что муниципальная власть несет в себе само понятие власти народа и самоорганизации населения, которое проживает на определенных территориях, где субъектом является само население, а не различные властные структуры [5]. Кроме того, Костюков в своих трудах описывал данное явление как базис философии самоуправления, однако, так же добавляет, что при этом остается необходимым признать важность взаимодействия на всех уровнях власти. Примерно такого же мнения придерживался В. А. Баранчиков, называвший самоуправление населения фундаментом гражданского общества, а также неотъемлемой частью его становления и совершенствования [3].

Под моделями взаимоотношений местного самоуправления и государства понимаются специфические конструкты, обобщающие и определяющие признаки, характерные для взаимодействия субъектов местного самоуправления и субъектов государственной власти, каждому из которых присущ характерный комплекс характеристик (правовых, сущностных, функциональных и проч.), отличающий его от других подобных конструктов. На этих основаниях выделяются три модели.

Административная модель, соответствующая государственной теории самоуправления, подразумевает встроенность муниципальных властей в систему государственной власти в качестве прямого продолжения последней на местах. Данная модель подразумевает жесткую опеку местного самоуправления со стороны органов государственной власти. Решения органов МСУ не вступают в силу без согласия назначенного государством местного администратора. Использование данной модели говорит не о самоуправлении, а о местном управлении на самом низком уровне территориального деления государства. Реализация этой модели с неизбежностью приводит к ликвидации местного самоуправления и перерождению его в местное государственное управление. Данная модель характерна для отстающих в социально-экономическом развитии и развивающих стран.

Децентрализованная модель основана на теории свободной общины и подразумевает отделение муниципальной власти от государственной, т.е. её формирование исключительно местными сообществами с подчинением ей вопросов местного значения. Данная модель

предполагает отсутствие назначаемого государством представителя, однако надзор со стороны государственных органов за деятельностью органов МСУ остается, хотя является опосредованным и реализуется не административными, а судебными методами. Самостоятельность местной власти в данном случае определяется государством, но лишь в общих принципах, закрепленных в законодательстве. Такая модель мало представлена среди мировых систем муниципального управления, однако весьма распространена в отношениях государственной и муниципальной власти в США [2].

Дуалистическая модель - это смешанный вариант административной и децентрализованной моделей. Органы местного самоуправления являются абсолютно автономными в рамках своих обязанностей, однако, данные обязанности определяются законодательством.

Именно дуалистическая модель используется в России, при этом постоянно колеблясь к своим полюсам. Так, в первые годы ее практической реализации преобладали тенденции отклонения в сторону децентрализованной модели, что в итоге привело к серьезной потере управляемости территориями. Затем была проведена федеральная реформа с целью встраивания МСУ в систему государственной власти, - дуалистическая модель отклонилась в сторону административной.

Для нашего государства характерно местное самоуправление, располагающееся на третьем уровне власти вместе с госвластью Российской Федерации и госвластью её субъектов Российской Федерации, что описано в Конституции. Из этого следует, что в настоящее время утверждение о том, что органы местного самоуправления абсолютно отчуждены от государства, не имеют под собой оснований [2]. Одновременно, согласно статье 12 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления не являются частью комплекса органов госвласти, что означает определенное разграничение госвласти от местного самоуправления. Из этого следует, что имеется в виду организационное разграничение госвласти и местного самоуправления, а не разграничение в функциональном значении.

Отмечается также, что муниципальной власти в России присущ рад признаков, характерных для государственной власти, в частности: выраженная институционализированность, наличие обособленного функционального аппарата, основанность на законодательстве, непрерывность во времени, всеобщность и универсальность, распространение власти ко всем физическим и юридическим лицам, находящимся на определенной территории, управление налогообложением, управление бюджетом, наличие в арсенале методов воздействия институционализированного принуждения насилием. Территорией муниципального образования принято считать территорию государства. При этом люди, населяющие данную территорию (население) являются гражданами данного государства.

Однако, муниципальное образование не имеет суверенитета, которым обладает обычный в общественном понятии термин «государство». Кроме того, положение органов местного самоуправления регламентируется в Конституции Российской Федерации, а также в других законах, проблемные ситуации на местах решаются со стороны общегосударственного курса. Органы местного самоуправления также «некомпетентны в отношении своей компетенции», то есть не могут в полной мере определять круг своих полномочий [1].

Заключение

Отношения государственной и муниципальной власти в Российской Федерации хотя бы формально выстроены по дуалистической модели. Однако с начала 2000-х гг. в РФ наметилась явная тенденция к централизации публичной власти и встраиванию местного самоуправления во властную вертикаль.

Библиографический список

1. Бабичев И. В. Муниципальное право: системно-структурный анализ юридических конструкций. М: Норма: Инфра-М, 2010. 294 с.

2. Бабошин О.А. Конституционно-правовые основы организации муниципальной власти в Российской Федерации // Вопросы управления. 2018. № 1 (19). С. 116-119.

3. Баранчиков В.А. Муниципальное право: Учебник. М.: Закон и право, 2019. 215 с.

4. Костюков А. Н. Введение в муниципальное право. Омск: Омский университет, 2017. 147 с.

5. Костюков А. Н. Мировой финансовый кризис и правовые формы антикризисного поведения субъектов Федерации и муниципальных образований в России (государственно-правовой аспект) // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 1. С. 19-23.

6. Чаннов С. Е. Муниципальное право: учебник и практикум для СПО. М.: Издательство Юрайт, 2019. 326 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.