JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №2. 2015
www.hjournal.ru
DOI: 10.17835/20 78-5429.2015.6.2.042-049
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ С ВНЕШНИМИ ИНСТИТУТАМИ В ВОПРОСАХ БЛАГОУСТРОЙСТВА ТЕРРИТОРИЙ
СЕРГИЕНКО ВИТАЛИЙ ЮРЬЕВИЧ,
аспирант кафедры «Национальная и региональная экономика», Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),
г. Ростов-на-Дону, e-mail: [email protected]
Вопросы благоустройства городских территорий являются ключевыми и актуальными вопросами современного градостроительства и имиджа региона, поскольку дают видение и решение социальных задач создания благоприятной жизненной среды с обеспечением наиболее комфортных условий для различных видов деятельности населения.
Уровень благоустройства и озеленения территорий - один из показателей качества среды проживания населения, а целенаправленная деятельность по формированию благоприятной и комфортной среды проживания населения составляет суть государственной градостроительной политики.
В данной статье рассматривается вопрос взаимодействия общественных предприятий с внешними институтами в процессе благоустройства региона как одним из факторов совершенствования и модернизации его инфраструктуры с целью нахождения эффективного и конструктивного баланса интересов. Рассмотрен механизм взаимодействия общественных предприятий с бизнес-сообществами, внешними институтами, а также некоммерескими организациями в вопросах создания имиджевого уровня региона.
Для оптимизации социально-экономических процессов в области благоустройства городских территорий и повышения эффективности органов местного самоуправления необходим системный подход к развитию территории, максимально учитывающий специализацию, её уникальный ресурсный и рыночный потенциал, а также объединение усилий различных сообществ, существенную важность которых представляют общественные слои населения. Ключевые слова: модернизация инфраструктуры; баланс интересов; благоустройство региона; имидж региона.
INTERACTION BETWEEN PUBLIC ENTERPRISES AND FOREIGN INSTITUTIONS IN THE IMPROVEMENT OF TERRITORIES
SERGIENKO VITALY, YU.,
Postgraduate Student of the Department «National and Regional Economy», Rostov State University of Economics, Rostov-on-Don,
e-mail: [email protected]
© Сергиенко В. Ю., 2015
Взаимодействие общественных предприятий с внешними институтами ...
43
Beautification problems of urban areas are crucial and urgent issues of modern urban planning and image of the region as they provide vision and social objectives of creating a favorable living environment to ensure the most favorable conditions for activities of the population.
The level of Buildings - one of the indicators of the living environment quality of the population and purposeful activity on formation of supportive and comfortable living environment of the population is the essence of the state of urban policy.
This paper discusses the interaction of public enterprises with foreign institutions in the process of improvement of the region as a factor of improvement and modernization of its infrastructure with the aim of finding effective and constructive balance of interests. The mechanism of interaction of public enterprises with the business community, external institutions, and not commercial organizations in the creation of image region is considered.
To optimize the social and economic processes in the field of improvement of urban areas and improve the effectiveness of local governments a systematic approach is required for the territory development as much as possible taking into account the specialization of its unique resource and market potential, as well as the joint efforts of various communities, which are the essential importance of social strata of the population.
Keywords: modernization of infrastructure; balance of interests; the welfare of the region; the image of the region.
JEL: Rll, O13.
1. Постановка проблемы
Благоустройство городских территорий является одним из актуальных вопросов современного градостроительства и имиджа региона. Оно решает социальные задачи создания благоприятной жизненной среды с обеспечением наиболее комфортных условий для различных видов деятельности населения.
Основной целью благоустройства городских территорий является создание комфортных, целесообразных и благоприятных условий для жизни городского населения. В решении таких задач все большее значение приобретают такие факторы, как внешнее благоустройство, функционально-пространственная структура, горизонтальное и вертикальное озеленение и предметное оборудование открытых территорий, ландшафтный и открытый дизайн. Все более острыми становятся проблемы создания экологически чистых городов, проблемы охраны памятников исторического и культурного наследия общества.
В настоящее время все вопросы содержания и эксплуатации системы благоустройства, а также вопросы, связанные с текущим и капитальным ремонтаом элементов благоустройства в основном решаются организациями и предприятиями, которые имеют соответствующие лицензии. При этом процесс организации работы может осуществляться с использованием различных схем (см. рис. 1).
Как правило, по полной схеме работают комплексные организации, предприятия, фирмы, имеющие в своем составе не только службы, занимающиеся ремонтно-эксплуатационной деятельностью жилищного фонда, но и службы, обеспечивающие работы по благоустройству, озеленению, санитарной очистке и уборке территорий, дорожно-ремонтные работы. Схему с делегированием организации работ используют ремонтно-эксплуатационные организации и предприятия, не имеющие возможности закрыть весь цикл работ, связанных с содержанием и эксплуатацией жилых территорий из-за отсутствия лицензий на различные виды деятельности, нехватки трудовых и производственных ресурсов и т. п. (Владимиров, 2010).
Состав, содержание и объемы работ по отдельным направлениям благоустройства жилых территорий зависят от многих факторов, в первую очередь от периода постройки жилых зданий, качества содержания существующего
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №2. 2015
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №2. 2015
44
Сергиенко В. Ю.
жилищного фонда, состояния инженерных инфраструктур, насыщенности и уровня обеспеченности территорий учреждениями социально-бытового обслуживания, градостроительной, инженерно-транспортной и экологической ситуации на территориях жилой застройки и прилегающих районах и др.
Критерием успешности принятых решений в вопросах благоустройства, согласно региональным постановлениям, принято считать их соответствие нормативным показателям, касающимся полному предоставлению услуг социально -бытового благоустройства, а также выполнение санитарно-гигиениических и экологических условий.
Организация работ благоустройства
Полная
все виды работ ведет одна подрядная организация, имеющая технические возможности и подготовленный персонал для осуществления необходимого перечня работ и услуг
С делегированием основную деятельность по содержанию и эксплуатации системы благоустройства осуществляет одна подрядная организация, а часть работ (например, отдельные виды работ по уходу за зелеными насаждениями или ремонт дорожных покрытий проездов и т. п.) ведет по договору подряда или субподряда - одна или несколько специализированных организаций
Рис. 1. Схема по организации работ благоустройства
2. Компетентные рамки органов управления по вопросам благоустройства
Уровень благоустройства и озеленения территорий - один из показателей качества среды проживания населения, а целенаправленная деятельность по формированию благоприятной и комфортной среды проживания населения составляет суть государственной градостроительной политики.
В настоящее время приняты и имеют силу несколько Кодексов РФ, где отмечены вопросы благоустройства, затрагивающие природоохранные статьи. Проект Экологического кодекса, еще только планируется разработать. Таким образом, по приоритетности для законодательной власти РФ экологические проблемы находятся совсем не на первом месте (Огарков, 2009).
Также следует отметить, что в кодексе отсутствует такое понятие, как благоприятная окружающая среда. Косвенно благоприятная окружающая среда входит в понятие «устойчивое развитие территорий» через обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека - статья 1, п. 3 - «устойчивое развитие территорий - обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений» (Огарков, 2009).
В связи с этим целью государственной политики Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и природопользования является сбалансированное решение социально-экономических и экологических задач в интересах нынешнего и будущих поколений.
Региональные власти наделяют полномочиями, как правило, органы местного самоуправления в сфере благоустройства, которые в свою очередь призваны решать такие вопросы, как:
- разработка и утверждение решением представительного органа муниципального образования правила благоустройства территории муниципального
Взаимодействие общественных предприятий с внешними институтами ...
45
образования;
- организация работ административных комиссий и уполномоченных лиц по составлению протоколов об административных правонарушениях в соответствии с законом субъекта Российской Федерации об административной ответственности за нарушение правил благоустройства территории муниципального образования;
- организация контроля за соблюдением правил производства земляных работ и своевременного восстановления дорожного полотна, зеленых насаждений и других элементов благоустройства;
- закрепление объектов внешнего благоустройства общего пользования за муниципальными унитарными предприятиями или специализированными организациями по договору;
- включение условий по содержанию прилегающей территории (в радиусе 10 м) в договоры аренды и постоянного бессрочного пользования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, при их заключении с физическими и юридическими лицами;
- составление и утверждение списка улиц и проездов, подлежащих механизированной уборке, определение сроков и периодичности уборки;
- обеспечение установления в достаточном количестве на площадях, улицах, парках, остановках общественного транспорта и других местах урн для мусора;
- проведение разъяснительной работы с жителями о запрещении установки изгороди в местах общего пользования и занятии огородничеством в местах, не отведенных для этих целей;
- заключение договоров со специализированными организациями на сбор и вывоз бытового мусора;
- составление ежегодного плана благоустроительных работ;
- проведение инвентаризации объектов благоустройства и формирование базы данных об этих объектах;
- организация проведения конкурсов по благоустройству;
- организация проведения месячников (субботников) по благоустройству территории муниципального образования (Горетов, 2009).
Органам местного самоуправления для решения вопросов регионального значения предоставлен ряд полномочий. Органы местного самоуправления городских округов имеют право на добровольной основе привлекать граждан к выполнению социально значимых работ. В добровольном порядке население может заняться благоустройством и озеленением территории поселения (Горетов, 2009).
К видам работ по благоустройству территории относятся:
- уборка территории, включающая в себя регулярную очистку тротуаров и иных территорий с твердым покрытием от грязи, мусора, снега и льда, газонов - от мусора, вывоз мусора, твердых бытовых отходов, снега, уход за зелеными насаждениями;
- содержание элементов внешнего благоустройства;
- озеленение территории муниципального образования;
- содержание и эксплуатация дорог;
- освещение населенных пунктов муниципального образования (Огарков,
2009).
Процесс благоустройства включает в себя, прежде всего, проектирование системы благоустройства, реализацию благоустроительного проекта, содержание и техническую эксплуатацию, ремонт и реконструкцию системы благоустройства объекта и его элементов.
Проведение работ по благоустройству осуществляется широким крутом лиц. Физические и юридические лица обязаны соблюдать чистоту и порядок на территории муниципального образовании в соответствии с принятыми правилами благоустройства территории муниципального образования. За их нарушение согласно закону субъекта Российской Федерации виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности.
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №2. 2015
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №2. 2015
46
Сергиенко В. Ю.
3. Конструктивное партнерство в вопросах благоустройства
Конечно же, только одни органы местного управления не в состоянии справиться с реализацией рассматриваемой проблемы, поэтому необходимо конструктивное партнерство органов власти, бизнес-сообществ, некоммерческих организаций и населения.
Рис. 2. Объединение усилий различных сообществ
Для оптимизации социально-экономических процессов в области благоустройства городских территорий и повышения эффективности органов местного самоуправления необходим системный подход к развитию территории, максимально учитывающий специализацию, её уникальный ресурсный и рыночный потенциал, а также объединение усилий различных сообществ, существенную важность которых представляют общественные слои населения (см. рис. 3).
Рис. 3. Оптимальное распределение баланса интересов в вопросах благоустройства
городских территорий
Ключевыми проблемами, сдерживающими в настоящее время инновационное развитие на территории района, являются
1. Низкая корреляция взаимосвязи реального сектора экономики с научным
Взаимодействие общественных предприятий с внешними институтами ...
47
потенциалом исследовательских институтов.
2. Слабость деятельности производственных предприятий по созданию собственных инновационных разработок.
3. Низкая активность в сфере организации услуг и сервиса.
Поэтому для устойчивого развития городов региона необходимо разработать индикаторы их устойчивого развития, в частности, экологические, внедрить, в первую очередь, систему контроля за состоянием окружающей среды в функции аппарата городского и территориального управления; развивать экологическое сознание представителей власти. Индикаторы устойчивости развития региона, конечно же, не могут ограничиваться лишь сферой экологии, поскольку социально -экономические проблемы также играют важнейшую роль и им должно быть уделено особое внимание.
Бесспорно, разработка и реализация эффективной региональной политики в области устойчивого развития региона предполагает наличие соответствующего технико-инструментального обеспечения, позволяющего количественно оценить эффективность реализуемых мер и предложений, а также степень достижения поставленных задач. В основе такого инструментария должна лежать система показателей, отражающих состояние модернизации инфраструктуры региона и его влияние на индикаторы благоустройства региона.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Благоустройство городских территорий, дворов, подъездов. (http:// www.ivolga.ru - Дата обращения: 21.05.2015).
Владимиров В. В. (2007). Управление градостроительством и территориальным развитием. М.: РААСН, 485 с.
Воронин А. Г. (2007). Муниципальное хозяйство и управление: проблемы теории и практики. М.: Финансы и статистика, 176 с.
Горетов И. Н. (2009). Роль специализации в региональном кластерном развитии // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, № 5, с. 105 -108.
Градостроительный кодекс Российской Федерации: федеральный закон РФ от 10.01.2005 №190-ФЗ // Справочная правовая система «Гарант» от 22.03.2006.
Комиссарова Л. А. (2010). ЖКХ как фактор устойчивого социальноэкономического развития страны // Вестник НГИЭИ, Т. 1, № 1.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. (http://base.consultant.ru/cons/online=doc;base=LAW;n=90601 - Дата обращения: 05.03.2015).
Лексин В. и Швецов А. (2006). Региональная политика России: Концепции, проблемы, решения. Статья 9. Программные методы регулирования территориального развития // Российский экономический журнал, № 2, с. 62-69.
Мацакова С. Индикаторы устойчивого развития — инструмент для оценки развития городов. (http://spb.org.ru/ndc/work2_4 - Дата обращения: 09.04.2015).
Озеленение населенных мест: справочник / В. И. Ерохина, Г. П. Жеребцова, Т. И. Вольфтруб и др.; под ред. В. И. Ерохиной. М.: Стройиздат, 2007, 480 с.
Огарков А. (2009). Главный приоритет в устойчивом развитии сельских территорий // Экономика сельского хозяйства России, № 7.
Перфилов В. А. (2012). Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов // Проблемы современной экономики, № 2(42), с. 264-266.
План мероприятий по реализации Концепции устойчивого развития территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. № 2136 -
р.
Региональный опыт разработки программ устойчивого развития сельских территорий. информ. изд. М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2012, 112 с.
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №2. 2015
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №2. 2015
48
Сергиенко В. Ю.
Россия в цифрах, 2014: стат. сборник / Федеральная служба государственной статистики (Росстат). (http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/publications/catalog/doc_1135075100641 - Дата обращения: 12.04.2015).
Система муниципального управления : учебник для вузов / под ред. В. Б. Зотова. СПб.: Лидер, 2005, 256 с.
Цыганов В. В. и Трунова Е. Ю. (2012). Типы устойчивого развития региональных социально-экономических систем России // Российский гуманитарный журнал, Т. 1, № 1, с.73-77.
Экологическая культура как фактор устойчивого развития региона. (http:// www.nauka-shop.com/mod/shop/productID/54598/ - Дата обращения: 07.04.2015).
Яницкий О. Н. (2011). Экомодернизация России: теория, практика,
перспектива. М.: ИС РАН.
REFERENCES
Ecological Culture As a Factor for Sustainable Development of the Region. (http://www.nauka-shop.com/mod/shop/productID/54598/ - Access Date: 07.04.2015). (In Russian).
Goretov J. H. (2009). The role of specialization in regional cluster development. Actual Problems of the Humanities and the Natural Sciences, no. 5, pp. 105-108. (In Russian).
Greening Localities: a Handbook / V. I. Erokhina, G. P. Zherebtsova, T. I. Volftrub et al.; ed. by V. I. Erokhina. Moscow, Stroyizdat Publ., 2007, 480 p. (In Russian).
Improvement of Urban Areas, Courtyards, Porches. (http://www.ivolga.ru — Access Date: 21.05.2015). (In Russian).
Komissarova L. A. (2010). Utilities as a factor of sustainable social and economic development of the country. BulletinNGII, vol. 1, no. 1. (In Russian).
Lexin V. and Shvetsov A. (2006). Regional Policy of Russia: concepts, problems, solutions. Article 9. Program control methods of Territorial Development. Russian Economic Journal, no. 2, pp. 62-69. (In Russian).
Matsakova S. Sustainable development indicators - a tool for assessing the development of cities. (http://spb.org.ru/ndc/work2_4 - Access Date: 09.04.2015). (In Russian).
Ogarkov A. (2009). The main priority in the sustainable development of rural areas. Economics of Agriculture of Russia, no. 7. (In Russian).
Perfilov V. A. (2012). The economic problems of the regions and industrial complexes. Problems of Modern Economics, no. 2 (42), pp. 264-266. (In Russian).
Regional Experience in Developing Programs for Sustainable Rural Development. Inf. ed. Moscow, Rosinformagroteh Publ., 2012, 112 p. (In Russian).
Russia in Figures, 2014: stat. collection / Federal State Statistics Service (Rosstat). (http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/
publications/catalog/doc_1135075100641 - Access Date: 12.04.2015). (In Russian).
The Action Plan to Implement the Concept of Sustainable Development of the Territories of the Russian Federation until 2020 Approved by the Federal Government on November 30, 2010 № 2136-r. (In Russian).
The Concept of Long-Term Socio-Economic Development of Russia until 2020. (http://base.consultant.ru/cons/online=doc;base=LAW;n=90601 - Access Date: 05.03.2015). (In Russian).
The System of Municipal Governance: a Textbook for Universities / ed. by V. B. Zotov. St. Petersburg, Leader Publ., 2005, 256 p. (In Russian).
Town Planning Code of the Russian Federation: the Federal Law of 10.01.2005 №190-FZ. Reference Legal System "Garant" of 22.03.2006. (In Russian).
Tsyganov V. V. and Trunova E. J. (2012). Types of sustainable development of regional socio-economic systems in Russia. Russian Journal of Humanities, vol. 1, no. 1, pp.73-77. (In Russian).
Взаимодействие общественных предприятий с внешними институтами ...
49
Vladimirov V. V. (2007). Management of urban development and territorial development. Moscow, RAASN, 485 p. (In Russian).
Voronin A. G. (2007). Municipal economy and management: problems of theory and practice. Moscow, Finance and Statistics Publ., 176 p. (In Russian).
Yanictky O. N. (2011). Ecomodernization Russia: theory, practice and perspective. Moscow, IP RAS. (In Russian).
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №2. 2015