ISSN 0321-3056 ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ._2017. № 4
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2017. No. 4
УДК 331.1
DOI 10.23683/0321-3056-2017-4-109-114
РАЗВИТИЕ БЛАГОУСТРОЙСТВА ТЕРРИТОРИЙ В СИСТЕМЕ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
© 2017 г. В.Ю. Сергиенко а
а Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),
Ростов-на-Дону, Россия
DEVELOPMENT OF LANDSCAPING IN THE SYSTEM OF MEASURES OF STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT OF THE ROSTOV REGION
V.Yu. Sergienko а
а Rostov State University of Economics, Rostov-on-Don, Russia
Сергиенко Виталий Юрьевич -аспирант,
Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),
ул. Большая Садовая, 69, г. Ростов-на-Дону,
344006, Россия.
Е-mail: [email protected]
Vitaliy Yu. Sergienko -Postgraduate, Rostov State University of Economics,
Bolshaya Sadovaya St., 69, Rostov-on-Don,
344006, Russia.
E-mail: [email protected]
Рассматривается взаимодействие государственных, муниципальных органов управления, частного бизнеса и населения в вопросах благоустройства территорий и озеленения конкретного субъекта Федерации. В рамках стратегии социально-экономического развития Ростовской области на основе нормативных документов даны рекомендации для развития комплексного благоустройства и системы озеленения. Проведен анализ состояния общественных территорий и возможностей их развития, таких как создание внутригородского линейного парка на реке Темерник в Ростове-на-Дону. В качестве рекомендаций предлагается внедрение в практику идей экологического воспитания и стимулирования экологического поведения граждан и организаций.
Ключевые слова: комплексное благоустройство территорий, градостроительство, озеленение, взаимодействие государственных, муниципальных органов управления, частного бизнеса и населения.
The interaction of state, municipal government, private business and the public in matters of landscaping andplant-ing of a specific subject of the Federation is considered. Within the framework of the strategy of social and economic development of the Rostov region, the recommendations on the development of complex landscaping and planting are given on the basis of normative documents. The analysis of the public territories state and the opportunities for their development, such as the creation of an intra-city linear park on the Temernik River in Rostov-on-Don was conducted. As recommendations, it is proposed to introduce in practice the ideas of ecological education and stimulating the ecological behavior of citizens and organizations.
Keywords: complex landscaping, town planning, landscaping, interaction of state, municipal government, private business and the public.
В настоящее время развитие градостроительства должно осуществляться в режиме конструктивного комплексного благоустройства, под которым понимается достижение состояния общественных пространств, позволяющего обеспечить комфортную среду для жизни населения как в местах его непосредственного проживания, так и в различных формах жизнедеятельности [1].
Благоустройство территорий и озеленение являются важным компонентом деятельности хозяйствующих муниципалитетов [2], что обеспечивает достойный и качественный уровень проживания населения [3]. При условии комплексной реализации системных действий и мероприятий существует большая вероятность значительного улучшения экологического состояния
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2017. No. 4
региона, его внешнего облика, создания комфортной социально-экономической ситуации и инвестиционной привлекательности.
С другой стороны, производственная деятельность населения непосредственно влияет на исторические объекты культуры, берега водоемов, зеленые насаждения. Промышленные комплексы являются местами концентрации загрязнений воздуха, воды, почвы, что способствует увеличению диспропорции экологического равновесия.
Поэтому наличие в регионе достаточного количества зеленых насаждений служит благоприятным фактором улучшения экологической ситуации, поскольку они не только активно очищают воздушную сферу, снижают уровень различных городских шумов, но и эффективно действуют на эмоциональное состояние человека.
Как известно, проблемы и противоречия, выявленные в процессе управления сферой благоустройства и озеленения, негативно отражаются на всех сторонах деятельности муниципального образования [4]. Поскольку благоустройство жилой территории является комплексной многоплановой задачей, направленной на создание благоприятных, здоровых и культурных условий жизни, трудовой деятельности и досуга населения в границах муниципального образования и осуществляемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, и требует особого внимания на современном этапе развития [5].
В настоящее время отрасли зеленой экономики динамично развиваются, поэтому благоустройство и озеленение муниципальных образований входят в число приоритетных задач регионального развития, поскольку напрямую влияют на инвестиционную привлекательность региона [6]. Стали актуальны и востребованы понятия «эко-город», «экология большого города», «экологическая маркировка», «комфортный город», поэтому городское благоустройство, как одна из подсистем городского хозяйства находится в мировом тренде [7].
Важным механизмом решения вопросов комплексного благоустройства является социально-экономическая политика региона, заключающаяся в совершенствовании его инфраструктуры, усилении экономических структур региона, объединенных рамками развития взаимодействия государственных, муниципальных органов управления, частного бизнеса и населения в целях достижения эффективного, устойчивого социально-экономического развития [8].
В этой связи необходимо рассмотреть вопросы благоустройства территорий в рамках стратегии социально-экономического развития конкретного субъекта Федерации.
В «Стратегии социально-экономического развития города Ростова-на-Дону на период до 2025 года», одобренной решением Ростовской городской Думы от 18.12.2012 г. № 372, одним из качественных факторов, влияющих на увеличение инвестиционной привлекательности региона, рассматривается создание государственно-частных инвестиционных фондов развития региона как механизма, с помощью которого можно размещать средства в наиболее привлекательные проекты. Такие фонды целесообразно создавать в различных сферах производства и жизнедеятельности населения.
Приоритетным проектом территориального благоустройства Ростовской области является государственная программа «Формирование комфортной городской среды в Ростовской области», утвержденная постановлением Правительства Ростовской области от 31.08.2017 г. № 597, в рамках которой предусмотрено, что в 2018 г. будет направлено 1,4 млрд р. для реализации программ благоустройства. В частности, из федерального бюджета запланировано выделить 1 млрд 38,7 млн р. Обязательная доля софинан-сирования из областного бюджета составит 155,2 млн р. Кроме того, по решению губернатора Ростовской области В.Ю. Голубева на мероприятия по благоустройству будет дополнительно выделено более 180 млн р. Проект направлен на формирование единых современных требований к проектированию и благоустройству городов и рассчитан на 2017-2022 гг.
Как известно, Ростовская область признана инвестиционно-привлекательным регионом для благоустройства территорий и их озеленения (например, в Ростове-на-Дону ведутся работы по компенсационному озеленению территории). Активно используется механизм государственно-частного партнерства и реализуются крупные инвестиционные проекты. Так, в Ростове-на-Дону осуществлено благоустройство набережной (общей стоимостью более 330 млн р.).
Следует отметить, что с помощью концессионных соглашений между частным бизнесом и государственными и муниципальными органами управления могут быть решены многие градостроительные, экологические и имидживые проблемы региональных агломераций в части обеспечения комфортной среды
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2017. No. 4
проживания населения и поддержания состояния территорий на уровне их устойчивого развития.
При этом для заключения новых соглашений по развитию конструктивного и качественного благоустройства территорий предложено рассмотреть возможность создания внутригородского линейного парка на реке Темерник в г. Ростове-на-Дону в ближайшей перспективе для улучшения внешнего облика города в преддверии чемпионата мира по футболу 2018 г. за счет компенсационного озеленения хвойными растениями.
Данные изменения выполнены в соответствии с Градостроительным кодексом РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 30.12.2015) и внесены в Генеральный план города на 20072025 гг. решением Ростовской городской Думы от 19.04.2016 г. № 123, которые коснулись всей территории муниципального образования (Областной закон Ростовской области от 27.11.2004 № 238-ЗС (ред. от 28.11.2008) «Об установлении границы и наделении статусом городского округа муниципального образования "Город Ростов-на-Дону"»).
Поправки предусматривают комплексное благоустройство и развитие системы озеленения и природно-экологического каркаса города как части единого зеленого фонда совокупности муниципальных образований («Большой Ростов»), формирующих центральную часть единого территориально-пространственного образования «Ростовская агломерация», в том числе формирование линейных парковых зон вдоль русла реки Темерник, с полным инженерным оборудованием и благоустройством прибрежных территорий, пешеходной и велосипедной инфраструктур, протяженность которых станет одной из самых значительных в России и Европе.
За последние годы Ростов-на-Дону преобразился, появились новые элементы озеленения и благоустройства, особенно в условиях подготовки к чемпионату мира по футболу в 2018 г. Необходимо и целесообразно производить благоустройство не только центра города, но и создавать новый зеленый пояс Ростова-на-Дону. Проведение в крупных городах области подобных масштабных мероприятий позволит снизить как экологические риски, так и улучшить в целом их экологическое состояние.
Одной из главных сложностей является отсутствие нормативно-правовой базы по данному вопросу, которая необходима для того, чтобы
иметь возможность организовать все озеленение города более грамотно.
Сегодня в области повышенного внимания находятся и стадионы, левый берег Дона и центр города - общественные территории. Производятся работы по озеленению главной улицы Ростова-на-Дону - Большой Садовой в рамках проекта озеленения, и в текущем году запланирована посадка крупномерных саженцев. Впервые будут применены приствольные решетки, так как уплотненная почва не пропускает влагу, и решетки защитят ее от вытаптывания. Также при озеленении планируется использовать малые архитектурные формы [9].
На наш взгляд, необходим перспективный план озеленения города Ростова-на-Дону, который позволит провести комплексную оценку состояния зеленого фонда, включит в себя как долгосрочные, так и краткосрочные мероприятия. В озеленении следует использовать многолетние и вечнозеленые насаждения, обратить внимание на приемы вертикального озеленения и озеленения крыш жилых и нежилых объектов недвижимости, что скажется на формировании комфортного микроклимата города [10].
В черте Ростова-на-Дону находятся три охраняемых природных территории как федерального, так и областного значения: Ботанический сад, Ростовский зоопарк и заказник Донской, и это следует учитывать при формировании плана озеленения. Необходимо усовершенствовать план и механизм постановки на баланс деревьев, сформировать сбалансированную схему компенсационных посадок.
Происходит активизация населения в решении проблем озеленения и благоустройства территорий. Так, проект по реабилитации реки Те-мерник с обустройством береговых полос в общегородской экологический парк неоднократно обсуждался городским сообществом, благодаря его реализации удастся качественно улучшить условия жизни ростовчан, превратив очаг экологического загрязнения, которым, к сожалению, сейчас является Темерник, в парковое рекреационное пространство общегородского значения.
Активизация взаимодействия, действующего в рамках реализации проектов государственно-частного партнерства, частного бизнеса с Министерством природных ресурсов Ростовской области и Администрацией города Ростова-на-Дону позволит аккумулировать бюджетные и внебюджетные источники и будет способствовать повы-
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2017. No. 4
шению уровня общественного доверия, подобные проекты необходимо реализовывать на принципах максимальной информационной открытости и прозрачности.
Участие населения в проектировании и реализации программ благоустройства дворов и общественных пространств позволит согласовывать эти проекты с потребностями жителей, будет стимулировать сопричастность населения к изменениям, происходящим в направлении озеленения территорий.
К комплексному благоустройству относятся и вопросы обращения с отходами. Поправки касательно раздельного сбора отходов были внесены в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» только в этом году. Раздельный сбор отходов - это одна из возможностей улучшить экологическую обстановку в городе.
Как показал опыт зарубежных стран, раздельный сбор отходов является для населения вполне реальным [11]. Уже дали результаты процессы разделения пластиковой и стеклянной тар в отдельные контейнеры.
В Ростове-на-Дону в настоящее время места временного складирования отходов дополнительно укомплектованы специализированными контейнерами. Установлено более 500 контейнеров для раздельного сбора различных видов вторичного сырья (пластика, макулатуры, стекла, металлических банок). Регулярно проводятся акции по раздельному сбору отходов во всех районах города. Наряду с этим коммунальщики располагают специализированной техникой в необходимом количестве, ее парк за последние годы обновился более чем на 40 %. Это позволяет проводить работу по благоустройству и поддержанию надлежащего санитарного состояния проспектов, улиц, переулков и внутриквартальных проездов.
Однако регулярность проведения работ по уходу за объектами улично-дорожной сети еще далека от оптимальной: почти половина городских улиц убирается лишь раз в месяц из-за отсутствия необходимого объема средств для решения этой проблемы.
Следует отметить, что повышение качества жизни населения - активная позиция Правительства Российской Федерации по привлечению инвестиций в целях интенсификации экономического развития. В этом контексте целесообразно реализовывать проекты благоустройства территорий не только с учетом их экономической эффективности, но и с учетом их влияния на окружающую среду и здоровье населения [12].
В этой связи в рамках осуществления мероприятий «дорожной карты» по реабилитации реки Темерник Министерством природных ресурсов и экологии Ростовской области ведутся работы по благоустройству территорий, в том числе по обследованию водоохранной зоны для выявления нарушений природоохранного и водного законодательства. В границах Ростова-на-Дону насчитывается 64 выпуска, в том числе 25 выпусков хозяйственно-бытовых вод, 11 - грунтовых (дренажных) вод, сбрасываемых с превышением концентрации загрязняющих веществ, 28 выпусков ливневых вод. В течение 2017 г. также наблюдалось размещение размываемых грунтов в прибрежной защитной полосе р. Те-мерник. Кроме того, в ходе рейдовых обследований прибрежной полосы с целью выявления источников сбросов, а также при поступлении обращений от жителей города зарегистрировано 33 места несанкционированного размещения отходов производства и потребления общей площадью 10 тыс. м2. В период с августа по сентябрь текущего года с прибрежной полосы р. Темерник в городе было вывезено 187 т отходов. Расчищено 8 км берега реки, уничтожено 150 свалочных очагов. В ходе обслуживания гидротехнических сооружений в этот период было вывезено 327 т плавающего мусора с акватории р. Темерник и 1,5 тыс т отходов с прилегающей территории прибрежной полосы. В водоохранной зоне регулярно проводятся мероприятия по сбору и вывозу отходов и свалочных очагов, в том числе и как мера по предотвращению засорения акватории реки плавающими отходами.
В 2018 г. в Аксайском районе Ростовской области планируется начать работы по реконструкции очистных сооружений, что позволит на порядок уменьшить загрязнение за счет модернизации системы ливневой канализации.
Наряду с этим среди нововведений при реализации программ благоустройства следует отметить, что муниципалитеты Ростовской области будут выдавать разрешения на вырубку зеленых насаждений по итогам обязательного участия граждан и общественных объединений в процедуре оценки их состояния, которые должны содержать план-схему территории, а также фото-или видеоматериалы. Такой подход позволит избежать нарушений при выдаче разрешений на ликвидацию зеленых насаждений и уменьшить ущерб окружающей природной среде Ростовской области.
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2017. No. 4
На наш взгляд, необходим комплекс воспитательных мероприятий, стимулирующий граждан и организации к процессу утилизации отходов, такие как введение пониженного тарифа для граждан и управляющих компаний, осуществляющих раздельный сбор отходов производства и потребления.
В подобных условиях должны применяться не только экономические стимулы, но и социальные. Органы местных администраций должны содействовать формированию и функционированию инициативных групп, которые эффективно бы участвовали в процессе развития благоустройства и озеленения городских территорий.
Как нам представляется, экологическая культура граждан является залогом экологического благополучия крупного города. В этих условиях воспитанию сознательности граждан следует уделять особое внимание - необходимо экологическое просвещение, формирование экологического мышления, повышение экологической культуры, а самое главное - формирование навыков экологического администрирования и раздельного сбора отходов, причем не только в «Год экологии и охраняемых природных территорий» [13].
Для решения поставленных задач и достижения стратегических целей необходимо конструктивное понимание стратегии и реализация модернизации инфраструктурного обеспечения, направленного на благоустройство территорий, развитие сотрудничества населения, реального сектора региона, контролирующих институтов и органов управления.
Таким образом, современный инновационный этап развития благоустройства территорий и озеленения крупного города (например, Ростова-на-Дону) предполагает тесное взаимодействие населения, частного бизнеса, государственных и муниципальных органов управления, внедрение в практику идей экологического воспитания и стимулирование экологического поведения граждан.
Литература
1. Ан А.Л. Роль общественного пространства в муниципальных образованиях // Вопросы государственного и муниципального управления. 2012. № 1. С. 174-184.
2. Тяглов С.Г., Сергиенко В.Ю. Оптимизация параметров ландшафтного благоустройства как фактора инвестиционной привлекательности региона // Вестн. Рост. гос. экон. ун-та (РИНХ). 2014. № 3 (47). С. 103-107.
3. Бунькина И.А. Озеленение как действенное оздоровительное мероприятие, направленное на улучшение уровня благоустройства и комфорта среды обитания // Естеств. и технические науки. 2014. № 11-12 (78). С. 445-447.
4. Семкина О.С., Скопинский А.И., Свиридова Е.С. Роль управления благоустройством в развитии территории муниципального образования // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2014. № 3-4. С. 159-161.
5. Сергиенко В.Ю. Взаимодействие общественных предприятий с внешними институтами в вопросах благоустройства территорий // Journal of Economic Regulation. 2015. Т. 6, № 2. С. 42-49.
6. Сергиенко В.Ю. Благоустройство региона как фактор отражения устойчивого его развития // Terra Economicus. 2014. Т. 12, № 2-2. С. 128-132.
7. Сергиенко С.В. Механизмы модернизации инфраструктурного обеспечения в сфере благоустройства крупных городов // Институты и механизмы регулирования в условиях глобальной нестабильности : материалы XII Междунар. науч.-практ. интернет-конф. 22-30 ноября 2014, г. Ростов-на-Дону. Ростов н/Д. : Изд-во ЮФУ, 2014. С. 71-79.
8. Сергеев П.В., Сергеев В.П., Машкина Н.А. Теоретические аспекты развития производственной и социальной инфраструктуры региона // Изв. Юго-Западного гос. ун-та. 2016. № 5 (68). С.111-123.
9. РомашеваМ.Н., Римшин В.И. Малые архитектурные формы как элемент комплексного благоустройства территорий // Современные информационные технологии в управлении качеством : сб. ст. V Междунар. науч.-прикл. конф. Пенза : Пензенский гос. технол. ун-т, 2016. С.118-123.
10. Госсе Д.Д., Васенев В.И., Афонина А.К. Развитие технологий выращивания растений в вертикальной плоскости // Агроэкология. 2015. Т. 4, № 4 (6). С. 40-44.
11. Великие реки 2015 // Труды конгресса 17-го Междунар. науч.-промышл. форума : в 3 т. Н. Новгород : Нижегородский гос. архит.-строит. ун-т, 2015. Т. 1. 582 с.
12. Шеховцов Р.В., Тамбовцев С.Н., Абдул-лаев Р.А. Государственная политика развития инвестиционной сферы региона: на материалах Ростовской области // Бизнес-информ. 2014. № 5. С. 86-93.
13. Башлакова О.И. Проблемы экологической безопасности России // Вестник МГИМО-Уни-верситета. 2015. № 3 (42). С. 112-121.
ISSN 0321—305б IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2017. No. 4
References
1. An A.L. Rol' obshchestvennogo prostranstva v munitsipal'nykh obrazovaniyakh [The Role of Public Space in Municipalities]. Voprosy gosudarstven-nogo i munitsipal'nogo upravleniya. 2012, No. 1, pp. 174-184.
2. Tyaglov S.G., Sergienko V.Yu. Optimizatsiya parametrov landshaftnogo blagoustroistva kak faktora investitsionnoi privlekatel'nosti regiona [Optimization of the Parameters of Landscape Improvement as a Factor of Investment Attractiveness of the Region]. Vestn. Rost. gos. ekon. un-ta (RINKh). 2014, No. 3 (47), pp. 103-107.
3. Bun'kina I.A. Ozelenenie kak deistvennoe ozdorovitel'noe meropriyatie, napravlennoe na uluchshenie urovnya blagoustroistva i komforta sredy obitaniya [Landscaping as an Effective Wellness Measure Aimed at Improving the Level of Comfort of Habitat]. Estestv. i tekhnicheskie nauki. 2014, No 11-12 (78), pp. 445-447.
4. Semkina O.S., Skopinskii A.I., Sviridova E.S. Rol' upravleniya blagoustroistvom v razvitii territorii munitsipal'nogo obrazovaniya [The Role of Improvement Management in the Development of the Territory of the Municipality]. Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2014, No. 3-4, pp. 159-161.
5. Sergienko V.Yu. Vzaimodeistvie ob-shchestvennykh predpriyatii s vneshnimi institutami v voprosakh blagoustroistva territorii [Interaction of Public Enterprises with External Institutions in Matters of Territory Improvement]. Journal of Economic Regulation. 2015, vol. 6, No. 2, pp. 42-49.
6. Sergienko V.Yu. Blagoustroistvo regiona kak faktor otrazheniya ustoichivogo ego razvitiya [Improvement of the Region as a Factor of its Sustainable Development]. TerraEconomicus. 2014, vol. 12, No. 2-2, pp. 128-132.
7. Sergienko S.V. [Mechanisms of modernization of infrastructure in the sphere of improvement of large cities]. Instituty i mekhanizmy regulirovaniya v usloviyakh global'noi nestabil'nosti [Institutes and mechanisms of regulation in conditions of global instability]. Proceedings of XII International scient.-pract. internet-conf. November 22-30, 2014, Rostov-on-Don. Rostov-on-Don: Izd-vo YuFU, 2014, pp. 71-79.
8. Sergeev P.V., Sergeev V.P., Mashkina N.A. Teoreticheskie aspekty razvitiya proizvodstvennoi i sotsial'noi infrastruktury regiona [Theoretical Aspects of Industrial and Social Infrastructure Development of the Region]. Izv. Yugo-Zapadnogo gos. un-ta. 2016, No. 5 (68), pp. 111-123.
9. Romasheva M.N., Rimshin V.I. [Small Architectural Forms as an Element of Complex Landscaping]. Sovremennye informatsionnye tekhnologii v up-ravlenii kachestvom [Modern Information Technologies in Quality Management]. Col. art. V Mezhdu-nar. nauch.-prikl. konf. Penza: Penzenskii gos. tekhnol. un-t, 2016, pp. 118-123.
10. Gosse D.D., Vasenev V.I., Afonina A.K. Razvitie tekhnologii vyrashchivaniya rastenii v vertikal'noi ploskosti [Development of Technologies for Growing Plants in the Vertical Plane] Agroekologiya. 2015, vol. 4, No. 4 (6), pp. 40-44.
11. [Great Rivers 2015]. Materials of the Congress of 17th International scien.-manuf. forum: in 3 vol. N. Novgorod: Nizhegorodskii gos. arkhit.-stroit. un-t, 2015, vol. 1, 582 p.
12. Shekhovtsov R.V., Tambovtsev S.N., Abdul-laev R.A. Gosudarstvennaya politika razvitiya inves-titsionnoi sfery regiona: na materialakh Rostovskoi oblasti [State Policy of Regional Investment Sphere Development: on Materials of the Rostov Region]. Biznes-inform. 2014, No. 5, pp. 86-93.
13. Bashlakova O.I. Problemy ekologicheskoi bezopasnosti Rossii [Problems of Environmental Safety in Russia]. Vestnik MGIMO-Universiteta. 2015, No. 3 (42), pp. 112-121.
Поступила в редакцию / Received Î6 октября 20Î7 г. / October Î6, 20Î7