Terskaya Lyudmila Aleksandrovna, Cherevko Valeria Vitalyevna ANALYSIS OF IMPLEMENTATION OF THE MUNICIPAL .
economic sceinces
УДК 330:352.071
DOI: 10.26140/anie-2019-0803-0082
АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ»: ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ С НАСЕЛЕНИЕМ
© 2019
Терская Людмила Александровна, кандидат технических наук, доцент кафедры «Дизайна и технологий» Черевко Валерия Витальевна, бакалавр кафедры «Дизайна и технологий» Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя, 41, e-mail: [email protected])
Аннотация. Формирование комфортной городской среды является одной из актуальных задач современного градостроительства. Для реализации этой задачи правительством Российской Федерации утвержден крупномасштабный проект «Формирование комфортной городской среды», в рамках которого каждому региону страны поручено составить программу по благоустройству городских территорий с привлечением местных городских администраций, предусматривающую максимальное участие населения в реализации программы. Анализ развития принципиально новых подходов к организации комплексного благоустройства городских территорий на основе широкого участия населения выявляет ряд проблем реализации разработанных программ, среди которых - взаимодействие органов власти с жителями территорий. При этом вопросы реализации программ формирования комфортной городской среды рассматриваются главным образом в средних, крупных и крупнейших городах страны. Исследования в малых городах, включая городские поселения, с численностью от 5 тыс. до 25 тыс. человек, весьма ограничены и не отражают вопросы участия населения в проектах благоустройства. Цель статьи - анализ реализации муниципальной программы «Формирование современной городской среды» комплексного благоустройства территории городского поселения на основе обратной связи с населением. Объект исследования - Ярославское городское поселение Приморского края. Для выяснения отношения жителей поселения к муниципальной программе благоустройства территории и анализу хода её реализации использовался метод анкетирования. Исследовались вопросы информированности населения о программе благоустройства, основных источников получения информации, доверия к местной администрации, действующих и возможных форм участия жителей в реализации программы, критериях комфортности городской среды, внедрения в благоустройство современных креативных проектов. По результатам обратной связи с населением сформулированы выводы и обозначены форматы взаимодействия органов территориального управления с жителями городского поселения для реализации программы комплексного благоустройства территории.
Ключевые слова: муниципальная программа, комфортная городская среда, благоустройство территории, общественное пространство, дворовая территория, формирование современной городской среды, вовлеченность граждан в реализацию мероприятий по благоустройству территорий.
ANALYSIS OF IMPLEMENTATION OF THE MUNICIPAL PROGRAM "FORMATION OF А MODERN URBAN ENVIRONMENT": FEEDBACK WITH THE POPULATION
© 2019
Terskaya Lyudmila Aleksandrovna, candidate of technical science, associate professor of the chair of design and technology Cherevko Valeria Vitalyevna, bachelorof the chair of design and technology Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogol street, 41, e-mail: [email protected])
Abstract. Formation of the comfortable urban environment is one of relevant problems of modern town planning. For realization of this task by the Government of the Russian Federation the large-scale project "Formation of the Comfortable Urban Environment" within which it is entrusted to each region of the country to make the program for improvement of urban areas with involvement of the local city administrations providing the maximum participation of the population in implementation of the program is approved. The analysis of development of essentially new approaches to the organization of complex improvement of urban areas on the basis of broad participation of the population reveals a number of problems of implementation of the developed programs among which - interaction of authorities with inhabitants of territories. At the same time questions of implementation of programs of formation of the comfortable urban environment are considered mainly in the average, large and largest cities of the country. Researches in the small cities, including city settlements, numbering from 5 thousand to 25 thousand people, are very limited and do not reflect questions of participation of the population in projects of improvement. Article purpose - the analysis of implementation of the municipal program "Formation of the Modern Urban Environment" of complex improvement of the territory of the city settlement on the basis of feedback with the population. A research object - the Yaroslavsky city settlement of Primorsky Krai. For clarification of the relation of residents of the settlement to the municipal program of improvement of the territory and to the analysis of the course of its realization the questioning method was used. Questions of knowledge of the population of the program of improvement, the main sources of obtaining information, trust to local administration operating and possible forms of participation of inhabitants in implementation of the program, criteria of comfort of the urban environment, introduction in improvement of modern creative projects were investigated. By results of feedback with the population conclusions are formulated and formats of interaction of bodies of Territorial Department with residents of the city settlement for implementation of the program of complex improvement of the territory are designated.
Keywords: municipal program, comfortable urban environment, landscaping of territory, public space, courtyard territory, formation of a modern urban environment, citizen involvement in the implementation of measures for landscaping of territory.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Формирование комфортной городской среды является одной из актуальных задач современного градостроительства. С помощью комплексных мероприятий по благоустройству можно решить проблемы, связанные с созданием здоровой благоприятной жизненной среды и обеспе-
чением комфортных микроклиматических, санитарно-гигиенических и эстетических условий для населения. Для реализации этой задачи правительством Российской Федерации утвержден крупномасштабный проект «Формирование комфортной городской среды», принятый в ноябре 2016 г., основная цель которого - создание условий для повышения качества и комфорта городской
экономические науки
Терская Людмила Александровна, Черевко Валерия Витальевна АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ...
среды на всей территории в период с 2017 по 2022 г [1]. В рамках проекта каждому региону РФ поручено составить программу по благоустройству городских поселений с привлечением местных городских администраций, предусматривающую максимальное участие населения в реализации программы на всех этапах - от момента формирования перечня благоустраиваемых общественных пространств до реализации проектов.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Вопросы формирования комфортной городской среды обсуждаются в последнее время достаточно широко. Рассматриваются подходы к формированию качественной городской среды и приоритетные задачи ее формирования, влияние потребностей горожан на создание комфортной городской среды, улучшение качества условий проживания населения в рамках приоритетного проекта [2-12]. Формулируются принципы вовлечения населения в реализацию проектов по благоустройству городских территорий:
- полная открытость информации (точные сроки и условия реализации того или иного проекта, с точным обозначением, как и насколько можно влиять на результат, регулярное освещение в СМИ всех этапов реализации проекта);
- одинаковые условия участия всех заинтересованных сторон, возможности жителей принять участие на самых ранних этапах создания проекта, в том числе на предпроектной стадии, чтобы вместе выбрать территорию, поставить цели и задачи, разработать общее видение развития территории, техническое задание и концепцию;
- гибкие условия участия, когда используются такие инструменты, которые позволяют горожанам участвовать в проекте с разной интенсивностью, учитывают их мотивацию и предпочтительные формы коммуникации.
Анализ развития принципиально новых подходов к организации комплексного благоустройства городских территорий на основе широкого участия населения выявляет ряд проблем реализации разработанных в регионах Российской Федерации программ, среди которых - взаимодействие органов власти с жителями территорий организационного и информационного характера [13-19]. При этом вопросы реализации программ формирования комфортной городской среды рассматриваются главным образом в средних, крупных и крупнейших городах страны. Исследования в малых городах, включая городские поселения, с численностью от 5 тыс. до 25 тыс. человек, весьма ограничены и не отражают вопросы участия населения в проектах благоустройства.
Формирование целей статьи (постановка задания). Цель статьи - анализ реализации муниципальной программы «Формирование современной городской среды» комплексного благоустройства территории городского поселения на основе обратной связи с населением. Объект исследования - Ярославское городское поселение Приморского края с численностью 9977 человек (по данным Федеральной службы госстатистики по Приморскому краю). Метод исследования - анкетирование, как наиболее распространенный способ получения социологической информации и получения обратной связи с жителями.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В целях реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» в рамках стратегического направления «ЖКХ и городская среда», используя методические рекомендации Минстроя России» [20], администрация Ярославского городского поселения (ЯГП) разработала муниципальную программу «Формирование современной городской среды на территории Ярославского городского поселения на
2018-2024годы» [21]. Её цель - комплексное благоустройство ЯГП для повышения комфортности условий проживания граждан в условиях сложившейся застройки, обустройство мест массового отдыха людей, территорий общего пользования. В программе сформулированы задачи: повышение уровня благоустройства дворовых территорий, общественных территорий, детских и спортивных площадок; улучшение эстетического состояния поселения; повышение уровня вовлеченности заинтересованных граждан в реализацию мероприятий по благоустройству территории ЯГП. При этом комплексное благоустройство дворовых территорий с учетом мнения граждан планируется осуществлять поэтапно, используя программно-целевой метод.
Для проведения исследования была разработана анкета, вопросы которой направлены на выяснение отношения жителей ЯГП к муниципальной программе благоустройства территории поселения и анализ хода её реализации. Объем выборки опроса составил 250 человек. Полученные в ходе социологического исследования результаты имеют доверительную вероятность свыше 90%, что позволяет считать проведенное исследование репрезентативным и распространить полученные выводы на все население городского поселения.
В анкетирование приняли участие респонденты в возрасте от 18-25 лет -15%, 26-39 лет - 15%, от 40 до 49 лет - 45%, и 25% - старше 50 лет (рисунок 1).
Рисунок 1 - Распределение респондентов по возрасту
Было опрошено 40% мужчин и 60% женщин. По социальному положению респонденты распределились следующим образом: 45% - работающие жители, 20% -неработающие пенсионеры, 20% - работающие пенсионеры, в меньшей степени представлены учащиеся - 15%. В исследовании принимали участие: педагоги, квалифицированные рабочие на производстве, работники сферы обслуживания, водители, работники торговли, низкоквалифицированные и неквалифицированные рабочие, а также учащиеся школы и студенты.
Результаты опроса показали следующее. Общей проблемой для многих средних, крупных и крупнейших городов страны является недостаточная информированность населения о программах формирования городской среды, и в том числе о возможности участия в ее реализации. Ярославское городское поселение оказалось не исключением. Больше половины участников анкетирования (52%) отметили, что не информированы вообще в этом вопросе, 48% - отметили, что о программе знают. При этом основным источником получения информации о программе респонденты назвали друзей и знакомых (44%). В гораздо меньшей степени респонденты отметили в качестве канала информирования местную газету «Горизонт» (4%), а также - интернет-сайт администрации (4%). Следует отметить, что на официальном интернет-сайте администрации регулярно публикуется вся информация о реализации программы (проекты, отчеты о выполненных работах, объявления, фотоотчеты, формы предложений), однако опрос показал, что 30% респондентов вообще не знают об интернет-сайте администрации, а из тех, кто знает, 74% никогда его не посещали. Как видно весьма ограниченное число жителей ЯГП проявляет интерес к сайту его администрации.
Terskaya Lyudmila Aleksandrovna, Cherevko Valeria Vitalyevna ANALYSIS OF IMPLEMENTATION OF THE MUNICIPAL .
economic sceinces
Одним из способов участия жителей в формировании комфортной городской среды является привлечение их к общественным обсуждениям (слушаниям) планируемых мероприятий муниципальной программы. Все респонденты, принявшие участие в исследование, указали, что участие в обсуждениях никогда не принимали, что можно объяснить, в том числе, и недостаточной информированностью населения.
Эффективность вовлечения граждан в реализацию муниципальной программы в значительной степени будет зависеть от уровня доверия населения к органам власти. Наибольшее количество опрошенных (70%) отметили средний уровень доверия к местной администрации, 12% - низкий уровень и лишь 18% указали, что их уровень доверия к органам власти - высокий.
Вовлеченность населения в программу во многом зависит и от степени сознательности жителей. На вопрос анкеты «Готовы ли Вы лично поддержать реализацию программы «Формирование современной городской среды» на территории ЯГП?» наибольший процент респондентов (75%) отметили, что готовы поддержать реализацию программы, однако 25% - высказались к участию в программе отрицательно. Несколько респондентов пояснили свой отрицательный ответ: они считают, что их мнение, как и их участие в реализации программы для органов власти не важно, т.е. у некоторых жителей нет чувства сопричастности в принятии решений.
Респондентами, выразившими готовность участвовать в реализации муниципальной программы, были выбраны возможные формы участия (рисунок 2). Создание различных форм вовлеченности населения необходимо для полноценного участия жителей в формировании комфортной среды, когда каждый заинтересованный гражданин может внести свой вклад в реализацию программы в наиболее подходящей для него форме. Из диаграммы видно, что треть респондентов (32%) готовы сообщить родственникам и знакомым о муниципальной программе и общественных обсуждениях программы, в том числе, через социальные сети; 25% изъявили желание принять участие в субботниках; 16% - готовы принять участие в общественных обсуждениях; 13% - хотели бы принять участие в проектных семинарах или лекциях; желание собрать инициативную группу граждан для подготовки предложений в адрес администрации по вопросам благоустройства отметили 4% респондентов.
Рисунок 2 - Результаты опроса жителей о возможных формах участия в реализации программы
Одним из критериев комфортной современной городской среды для населения является озеленение. 20% опрошенных указывают на неудовлетворительный уровень озеленения территории Ярославского городского поселения, 70% - считают уровень озеленения удовлетворительный, и лишь 10% - отметили очень хороший уровень. С помощью озеленения можно провести и функциональное зонирование придомовой территории. Большинство респондентов (70%) указали, что на придомовой территории их многоквартирного дома недостаточно элементов озеленения, остальные 30% -удовлетворены озеленением придомовой территории.
На придомовой территории жители хотели бы видеть: цветочные клумбы (60%), красиво цветущие кустарники (40%), треть опрошенных проявили интерес к вертикальному озеленению. На территории ЯГП жителям в большей степени не хватает хвойных деревьев (56%) и красиво цветущих кустарников (54%).
Результаты анкетирования продемонстрировали большой интерес респондентов к внедрению в благоустройство проекта «Стрит-арт» - направления в современном изобразительном искусстве, которое очеловечивает городское пространство и вводит в него интонацию шутки, смягчающей повседневное напряжение [22]. 70% респондентов отнеслись к проекту положительно, 15% опрошенных, главным образом пенсионеры, отнеслись к внедрению проекта «Стрит-арт» отрицательно. Следует отметить, что подобные проекты меняют восприятие жителей своих пусть даже небольших населенных пунктов и дают импульс к запуску других креативных проектов.
По результатам обратной связи с населением, можно сделать следующие выводы. Работа по повышению информированности населения нуждается в дальнейшем совершенствовании. Результативность использования каналов связи с населением, а именно: пресса, официальный интернет-сайт Администрации, проведение слушаний, эффективна лишь на 50%. Половина опрошенных респондентов не информированы ни о самой программе, ни о мероприятиях, проводимых в рамках программы. Просветительская работа со стороны органов местного самоуправления может быть связана с выпуском красочных брошюр, размещаемых в наиболее массовых скоплениях людей; проведением лекций и мастер-классов; организации мастерских по разработке проекта, проектных семинаров и встреч; проведения фокус-групп, дизайн-игр с участием взрослых и детей; организацией проведения опросов, как систематического сбора первичной информации. Повысить информированность жителей возможно и через онлайн-каналы (группы в социальных сетях Вконтакте, Инстаграм, Одноклассники).
Для полноценного участия населения Ярославского городского поселения в формировании комфортной городской среды целесообразно создание площадки для построения диалога между жителями и органами местного самоуправления [23], что позволит местной администрации услышать мнение жителей и обратить внимание на самые интересные и полезные для городского поселения инициативы.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Анализ полученных в ходе исследования данных позволит учесть мнения жителей Ярославского городского поселения Приморского края относительно реализации программы благоустройства территории. Выполнение запланированных в рамках программы мероприятий будет способствовать реальным сдвигам в формировании комфортной среды городского поселения. Работа органов власти по вовлечению граждан в реализацию программы и ее эффективность будет напрямую зависеть от степени доверия населения к органам территориального управления, что вызывает настоятельную необходимость выработать и наладить форматы взаимодействия с жителями по вопросам принятия решений по проектам, касающимся развития городской территории.
В результате скоординированной совместной работы населения и администрации, можно решать большое количество проблем, связанных с реализацией муниципальной программы комплексного благоустройства территории, создавая благоприятную среду и обеспечивая комфортные условия жизнедеятельности населения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Паспорт приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды»: утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол № 5 от 18.04.2017г.) [Электронный ресурс]— Режим доступа: http:// www.minstroyrf.ru/docs/14194 (дата обращения 25.04.2019 г.)._
экономические науки
2. Погудина А.Л. Формирование комфортной городской среды// Научный альманах.2016. № 5-3 (19). С. 146-148.
3. Миншинин Я.В. К вопросу о формировании городской среды в современной градостроительной политике Российской Федерации // Вестник Воронежского института экономики и социального управления. 2018. № 1. С. 71-74.
4. Петров К.С., Колесников И.А. Современные аспекты формирования комфортной городской среды // Инновации в науке.2016. № 9 (58). С. 98-102.
5. Силка Д.Н. Приоритетные задачи формирования городской среды //Экономика и предпринимательство. 2017. № 3-2 (80). С. 347349.
6. Теличенко В.И., Бенуж А.А., Мочалов И.В. Формирование комфортной городской среды// Недвижимость: экономика, управле-ние.2017.№1. С. 30-33.
7. Бадин П.С., Ротаенко Т.О. Реализация программы «Формирование комфортной городской среды» на примере города Красноярск //Инновационное развитие. 2018. №8 (25). С. 38-40.
8. Куцин В.Н. Формирование комфортной городской среды как форма взаимодействия власти и населения // Экономика и соци-ум.2018. № 6 (49).С.652-656.
9. Трошина С.А. Влияние потребностей горожан на формирование комфортной городской среды// Социальная активность студентов: материалы IV внутривузовской науч.-практ. конф. 2018. С. 125128.
10. Алехина И.В., Шлапакова С.Н.Улучшение качества условий проживания населения в рамках приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» // Экономическая политика и ресурсный потенциал региона: сб. статей всерос. науч.-практ. конф.2018. С. 26-31.
11. Разомасова Е.А., Романова Н.Г. Формирование комфортной городской среды: идеи проекта и стратегия освещения в СМИ// Российская экономика: взгляд в будущее: материалы IV междунар. науч.-практ. конф.: в 3 частях. 2018.С. 132-137.
12. Коновалова М.С. Анализ муниципальной программы «Развите системы образования городского округа Тольятти на 2017-2020 гг» // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 200-203.
13. Максимчук О.В., Карпушова С.Е., Алехина С.А. Проблемы и перспективы формирования комфортной городской среды в моногороде: региональные особенности //Инновационное развитие строительного комплекса региона: задачи, состояние, перспективы.2018. С. 196-205.
14. Эксперты ИЭГ. Основные проблемы реализации программ формирования комфортной городской среды [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.urbaneconomics.ru/research/analytics/ osnovnye-problemy-realizacii-programm-formirovaniya-komfortnoy-gorodskoy-sredy (дата обращения 25.04.2019 г.).
15. Петрина О.А., Стадолин М.Е. Комфортная городская среда: тенденции и проблемы организации// Вестник университета (Государственный университет управления). 2018. №6. С. 34-38.
16. Дмитриева Н. Н., Ипатова Т.М. Формирование комфортной городской среды — как стратегическое направление развития проекта «ЖКХ и городская среда»// Социально-экономическое управление: теория и практика.2018. № 1(32). С. 95-98.
17. Мамаева О.А., Ежова А.А. Анализ проблем реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» в городском округе Самара //Молодой ученый. 2018. № 50 (236). С. 170172.
18. Лучшие практики благоустройства [Электронный ресурс]— Режим доступа: http://gorodsreda.ru/gorodskaya-sreda/luchshie-praktiki (дата обращения 25.04.2019 г.).
19. Рекомендации по организации общественного участия в реализации проектов комплексного благоустройства городской среды [Электронный ресурс]— Режим доступа: http://www.minstroyrf.ru/ docs/13338 (дата обращения 25.04.2019 г.).
20. Методические рекомендации по подготовке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» на 2018-2022 гг., утвержденные приказом Минстроя России от 06.04.2017 г. № 691/пр. [Электронный ресурс] — Режим доступа: minstroyrf.ru (дата обращения 25.04.2019 г.).
21. Формирование современной городской среды Ярославского городского поселения [Электронный ресурс]— Режим доступа:http:// j90845sc.bget.ru/формирование-современной-городской-2 (дата обращения 25.04.2019 г.).
22. Язык улиц [Электронный ресурс]— Режим доступа: https:// www.kommersant.ru/doc/3182031 (дата обращения 25.04.2019 г.).
23. Гражданские инициативы [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://gi.admnkz.info (дата обращения 25.04.2019 г.).
Статья поступила в редакцию 16.05.2019 Статья принята к публикации 27.08.2019
Терская Людмила Александровна, Черевко Валерия Витальевна АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ...