Научная статья на тему 'Взаимодействие общественных и общеобразовательных организаций: методологические и организационные аспекты'

Взаимодействие общественных и общеобразовательных организаций: методологические и организационные аспекты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА / SYSTEM / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР / RESOURCE CENTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова В.Е., Гам В.И.

В статье представлено уточнение методологических положений теории организации, имеющих интегративный характер и использующих средства упорядоченности процессов взаимодействия. В условиях таких структур создаются условия, способствующие самоопределению детей и подростков в способах освоения социально-ориентированной деятельности, волонтёрства. На примере ресурсного центра рассмотрена практика деятельности волонтёров: запуск системы обучения волонтёров, call-центр по работе с маломобильными группами населения, агентство по трудоустройству, служба быстрого реагирования по оказанию социально-бытовой помощи, организации общения и досуга. Для практического применения систематизированы управленческие технологии партнерства ресурсного центра с общественностью, социальными и общеобразовательными организациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF PUBLIC AND GENERAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS: METHODOLOGICAL AND ORGANIZATIONAL ASPECTS

Clarification of the methodological provisions of the theory of organization, having an integrative character and using means of ordering the processes of interaction are presented in the article. In conditions of such structures, conditions are created that promote self-determination of children and adolescents in the ways of development of socially-oriented activities and volunteering. On an example of the resource center the practice of volunteers is examined: the launch of a volunteer training system, a call center for working with low-mobility groups of the population, an employment agency, a rapid response service to provide social assistance, an organization of socializing and leisure. For the practical use, the management technologies of the partnership between the resource center and the public, social and general educational organizations are systematized.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие общественных и общеобразовательных организаций: методологические и организационные аспекты»

УДК 37.014

Mikhailova V.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Office of Scientific-Methodological Support, Multidisciplinary Academy

of Continuing Education (Omsk, Russia), E-mail: msvomsk@mail.ru

Gam V.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Rector, Multidisciplinary Academy of Continuing Education (Omsk, Russia),

E-mail: gam_v@mail.ru

INTERACTION OF PUBLIC AND GENERAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS: METHODOLOGICAL AND ORGANIZATIONAL ASPECTS. Clarification of the methodological provisions of the theory of organization, having an integrative character and using means of ordering the processes of interaction are presented in the article. In conditions of such structures, conditions are created that promote self-determination of children and adolescents in the ways of development of socially-oriented activities and volunteering. On an example of the resource center the practice of volunteers is examined: the launch of a volunteer training system, a call center for working with low-mobility groups of the population, an employment agency, a rapid response service to provide social assistance, an organization of socializing and leisure. For the practical use, the management technologies of the partnership between the resource center and the public, social and general educational organizations are systematized.

Key words: system, interaction, integration, resource center.

В.Е. Михайлова, канд. пед. наук, нач. отдела научно-методического сопровождения АН ПОО «Многопрофильная

Академия непрерывного образования», г. Омск, Е-mail: msvomsk@mail.ru

В.И. Гам, д-р пед. наук, проф., ректор АН ПОО «Многопрофильная Академия непрерывного образования», г. Омск,

Е-mail: gam_v@mail.ru

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ

В статье представлено уточнение методологических положений теории организации, имеющих интегративный характер и использующих средства упорядоченности процессов взаимодействия. В условиях таких структур создаются условия, способствующие самоопределению детей и подростков в способах освоения социально-ориентированной деятельности, волонтёрства. На примере ресурсного центра рассмотрена практика деятельности волонтёров: запуск системы обучения волонтёров, call-центр по работе с маломобильными группами населения, агентство по трудоустройству, служба быстрого реагирования по оказанию социально-бытовой помощи, организации общения и досуга. Для практического применения систематизированы управленческие технологии партнерства ресурсного центра с общественностью, социальными и общеобразовательными организациями.

Ключевые слова: система, взаимодействие, интеграция, ресурсный центр.

Реализация стратегических приоритетов развития образования Российской Федерации диктует необходимость качественного изменения среды, расширение её социальных функций, наращивание образовательных возможностей, наращивание научного и интеллектуального потенциала обучающихся. В этой связи для улучшения ситуации первоочередным шагом является формирование новой системы отношений между учебным заведением и социальными партнерами. Такое взаимодействие направлено на то, чтобы образовательная организация и общество эффективно сотрудничали по самым актуальным, совместно выявленным проблемам, использовали ресурсы социума с целью удовлетворения образовательных потребностей личности и общества. В.П. Четвертакова и И.М. Четвертаков считают, что «на основе углубления этих процессов происходит сложная кооперация и интеграция элементов, то есть образование более эффективного, чем сумма элементов единого целого» [1, с. 17]. Все это улучшает структурные и функциональные свойства системы, усложняются внутренние и внешние отношения, что объясняет системный подход к управлению.

Е.П. Костенко и Е.В. Михалкина характеризуют положения системного подхода и позицию Ч. Барнарда, одного из основоположников современной теории управления [2, с. 399-410]. Ч. Барнард рассматривал особенности социальных систем, организаций как целостность видов деятельностей, факторов и взаимосвязей. Философской предпосылкой рассмотрения системных функций образования является диалектический подход, общефилософская и общетеоретическая основа современного научного мировоззрения, философско-научная система наиболее общих законов движения и развития природы и общества, позволяющая рассмотреть проблемы человека и его взаимоотношения с внешним миром [3]. Между людьми, а также разными подсистемами общества возникают многообразные связи, однако включаясь в жизнедеятельность, осваивая нормы, образцы, ценности жизни, человек, в первую очередь, решает проблему своего места и роли в данном обществе, осознает самого себя, свое предназначение в мире, в обществе. Непременным компонентом любой из систем социального порядка, будь то общество в целом или отдельная семья, является человек. С помощью общественных механизмов человек проходит обязательные этапы вхождения в общество: социализация, социальная адаптация,

интериоризация, социальный выбор. Это значит, что тенденция к рассмотрению процесса формирования личности касается не только понимания самого феномена личности и ее становления, но и социальных детерминант. В таком контексте предполагается рассматривать сферу образования через установление взаимодействия с социальными институтами и социумом, включение учащихся в социально ориентированную деятельность, в социальные отношения.

Различные аспекты социального взаимодействия были рассмотрены в теориях, таких как: символический интеракционизм (Д.Г. Мид [4], Г. Блумер [5], Т. Шибутани), теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса [6].

В отечественной педагогической литературе в разработку проблем развития взаимоотношений общества и образования важный вклад внесли Г.С. Батищев, В.В. Загладин [7], О.И. Яниц-кий которые сходятся во мнении, что социальное взаимодействие следует рассматривать в формате его диалогического формата, в соотношении трансформационных процессов в обществе и сфере образования. Причем, очень важен контекст такого взаимодействия, так как в ходе совместной деятельности реализуются потребности конкретных субъектов и групп. В то же время, применительно к большинству подростков и молодежи исследования фиксируют отчужденность значительной части школьников (60 - 65 %) от активной общественной жизни. Личный опыт общественной работы школьников носит временный, несистемный характер, а отношения к взаимодействию с другими людьми и социумом характеризуются стремлением уйти от ответственности и социальной индифферентностью.

Стоит предположить, что исследователи не ставили задачу конкретного изучения вопросов, затрагивающих управление процессом взаимодействия общества и сферы образования, определение функций данного управления. Кроме того, объективно развивающаяся практика говорит о том, что социальное партнерство и совместная деятельность структур разных секторов пока ещё не стали механизмом обеспечения эффективного решения проблем школы, ребенка, конкретной социальной группы. Школа преимущественно решает собственные проблемы, оставаясь не настолько открытой системой какой она позиционирует себя. Надо добавить, что внешние факторы, определяющие активность общественности, организаций, социальных групп носят,

как правило, латентный характер и поэтому могут не проявляться в течение долгого времени.

Всё это диктует проблему новых методических и практических разработок, направленных на рациональное использование ресурсов социума с целью удовлетворения образовательных потребностей личности и общества. Перспективным направлением повышающим эффективность управления потенциальными возможностями взаимодействия школы и общества, инновационными заделами, может выступить реальное и виртуальное сетевое взаимодействие в рамках организационной структуры, например, ресурсного центра как самостоятельной общественной структуры, либо на базе общеобразовательной организации.

Определяющими документами в решении этих задач выступают федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [8], концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы [9]. Указанные в документах ориентиры определяют движение системы образования к новому качеству образования и проектируют построение единого образовательного пространства. Это обусловлено тем, что образовательное пространство, закладывает основы развития индивидуальной и социальной субъектности личности, формирует её направленность, систему связей с обществом. Стратегия реализации заключается в установлении многосторонних горизонтальных связей с внешней средой и выходом на тесное взаимодействие с другими социальными системами в проектировании социально-образовательного пространства территории (округа, города).

Такой объединяющей структурой может стать территориальный ресурсный центр, общественная организация конкретного направления социально значимой деятельности, молодёжные парламенты и другие виды общественных объединений, на которых формируются и представляются интересы профессионально-педагогического сообщества, поддерживаются и развиваются. Это могут быть также фонд попечительства системы образования как общественный механизм, гармонично отражающий интересы общества, местного бизнеса и профессионально-педагогического сообщества, ассоциация детских общественных организаций, представляющая интересы учащейся молодежи, межведомственный координационный совет как муниципальная структура и механизм координации различных ведомств по отношению к развитию системы образования района и учета интересов общественных институтов, бизнеса, учащихся и профессионально-педагогического сообщества. Вышеназванные структуры ориентированы на социальный заказ общества. В современных условиях социальный заказ становится основой проектирования и организации образования, а также определенной, имеющей внутреннюю иерархию системой разнообразных педагогических задач [10].

Важной составляющей деятельности такого ресурсного центра является разработка и определение последовательных этапов построения своей работы с образовательными учреждениями:

- определение потребностей школ, организаций проектных и инициативных групп для решения задач руководства социально ориентированной деятельностью (материальные, финансовые, кадровые, человеческие, организационные ресурсы);

- заключение договоров о совместной деятельности с учреждениями (школами, учреждениями дополнительного образования, профессионального образования);

- разработка плана обучающих мероприятий в соответствии с анализом ситуации и планом деятельности ресурсного центра;

- методическое и организационное руководство педагогами учреждений, проектными командами, инициативными группами, осуществляющими социально ориентированную деятельность;

- организация взаимодействия с общественными организациями, органами власти, представителями бизнес-структур, благотворительными фондами, учреждениями культуры, спорта, родительскими ассоциациями через проведение городских добровольческих акций и кампаний, совместную реализацию социально значимых проектов.

В результате подобных мероприятий формируется устойчивая система взаимодействия территориального ресурсного центра со всеми заинтересованными субъектами. Связи ресурсного центра с другими учреждениями и организациями могут основываться на «вертикальных» связях, когда школы организуют взаимодействие с бизнес-структурами, органами власти, с

образовательными учреждениями других регионов и без участия ресурсного центра, становятся «экспертными» или ресурсными площадками по реализации социальных инициатив старшеклассников.

Способом взаимодействия учреждений в сети является кооперация, механизмы которой: корпоративная организационная структура, внедряющая в практику новые технологии межсекторного взаимодействия; договорные отношения, аутсорсинг. Его участниками могут быть самые разные субъекты, согласование интересов которых, как правило, представляет значительную сложность [11]. Это особенно актуально для социального партнерства в сфере образования, где важно найти правильное соотношение между образовательными запросами личности, с одной стороны, и требованиями социальной и образовательной сферы, с другой.

Признаками того, что социальное партнерство имеет свое развитие являются: определенный круг субъектов, наличие специфических социальных норм и предписаний, регулирующих поведение людей, организованное практическое взаимодействие людей с учетов совместно установленных норм. Это означает, что организуется деятельность каждого участника так, чтобы они работали на единые цели, допуская различную меру субъект-ности. Партнеры понимают отношения как объединение содержательных и финансовых ресурсов для получения возможности пользоваться большим ресурсом.

Рассмотрим в качестве примера вариант новой модели содержания образования, работы ресурсного центра. Предлагаемый вариант работы ресурсного центра направлен на решение ряда взаимосвязанных проблем, которые решить под силу объединившись школе и общественности.

Первая проблема - необходимость минимизации влияния социальных рисков на жизнедеятельность незащищённых и уязвимых слоев населения (малоимущие и безработные, учащаяся молодежь, неполные и многодетные семьи, ветераны, инвалиды, семьи погибших защитников Отечества, сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей).

Вторая проблема связана со спецификой широкого спектра вопросов социальной помощи.

Третья проблема - недостаточная степень участия молодежи в позитивных социальных процессах в обществе и отсутствие возможности работать на благо общества; отсутствие видения перспектив личного и профессионального роста, заниженная возможность к самореализации в рамках институтов гражданского общества. Работа в рамках этой проблемы способствует формированию самостоятельной, творческой и социально-активной личности, готовой к сотрудничеству, отличающейся мобильностью и развитым чувством ответственности.

Четвёртая проблема - недостаточная развитость механизмов и технологий межсекторного взаимодействия. Деятельность будет направлена на оказание помощи следующим целевым группам: дети и подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, в том числе из малоимущих, многодетных и неблагополучных семей; нетрудоустроенная молодежь; пенсионеры, испытывающие трудности в социальной и бытовой сфере.

Ещё одной идеей одного из направлений ресурсного центра может стать организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений, общественных и государственных организаций, объединенных общими задачами социальной поддержки незащищенных слоев населения. Открытие ресурсного центра будет направлено на организацию сетевой системы взаимодействия заинтересованных государственных, муниципальных и общественных структур с целью развития и распространения волонтёрской практики и инициатив межсекторного партнерства.

Примерные этапы работы ресурсного центра в данном направлении: разработка и развитие сетевых технологий взаимодействия органов государственной власти, субъектов местного самоуправления, бизнес-структур, некоммерческих организаций для поддержки волонтёрской деятельности в ресурсном центре, оказывающих адресные социальные услуги незащищенным слоям населения; разработка новой практики обучения волонтёров; создание системы вовлечения молодых людей в волонтёрскую деятельность, формирование общественного мнения в пользу партнерства в решении проблем социальной сферы. В службах образовательного учреждения можно создать целевые группы, временные творческие коллективы, проектные группы (команды) консультационные и аналитические группы, рабочие группы (команды), команды для решения актуальных проблем, автономные, проектные, оперативные команды, команды улучшения ка-

чества, менеджерские команды, самостоятельные творческие группы. Внешних партнеров образовательного учреждения правомерно объединить следующим образом: государственный сектор, некоммерческие организации, общественность, различные организации и ассоциации, создаваемые местным населением.

Запуск работы ресурсного центра позволит осуществить новую образовательную практику:

• систему обучения волонтёров (семинары, работа с кейсами, мастер-классы, тренинги, деловые игры, проектная деятельность);

• открытие в ресурсном центре консультационной службы: юридической, социально-правовой, информационной поддержки; экспертного консультирования; са11-центра по работе с маломобильными группами населения; агентство по трудоустройству; службы быстрого реагирования по оказанию социально-бытовой помощи.

Отдельно стоит охарактеризовать технологии, обеспечивающие эффективность работы ресурсного центра. Они могут быть направлены на работу с волонтёрами внутри центра, такие как: социально-психологические тренинги, нацеленные на актуализацию внутриличностных отношений; формирование конструктивных навыков социального взаимодействия внутри группы; интерактивные формы (круглый стол, дискуссия, решение ситуативных задач, работа над социальными проектами).

Группа технологий может быть следующая:

• технология общественной поддержки и привлечение дополнительных ресурсов. Например, создание постоянной некоммерческой организации на базе школы для стабильного развития партнерства с родителями, членами сообщества, выбор формы НКО в соответствии с действующим российским законодательством;

Библиографический список

• технология проведения маркетинга - исследование, планирование, осуществление и контроль, тщательно подготовленные, основанные на исследовании программы, дифференциация интересов потребителей;

• технология ведения переговоров - создание конструктивной психологической обстановки, применение гибкой тактики, использование гибких тактических приемов, ведущих к возможности интеграции;

• технологии социального взаимодействия: технология общественно-ориентированного образования, технология поддержки общественно-полезных молодежных инициатив, технология предотвращения и разрешения конфликтов, технология взаимодействия с общественностью, технология обеспечения психологической безопасности в социальном взаимодействии, технология формирования политической, этнической и религиозной толерантности.

Деятельность ресурсного центра подлежит экспертной оценке сотрудников центра и общественности. Наиболее приемлемыми и удобными в действии выделяется два вида показателей эффективности: количественные и качественные. Первые характеризуют распространение деятельности ресурсного центра, состояние институциональной инфраструктуры, наличие ресурсов, стратегическое и оперативное планирования, управление, включение в процесс новых субъектов. Качественные показатели: мотивационные, когнитивные и операционально-поведенческие компоненты личности, которые обеспечивают оптимальную деятельность в новых для нее условиях. Н.М. Полуэктова и Б.В. Тихонов [12] полагают, что условия, приводящие к их формированию, могут быть следующие: координация действий участников коммуникации, кооперации, общая предметность совместной деятельности, объединение индивидов в группу для решения какой-либо задачи, коммуникативного взаимодействия.

1. Четвертакова В.П., Четвертаков И.М. Теоретические основы организации систем, экономического роста и ценообразования: монография. Воронеж: Истоки, 2008.

2. Костенко Е.П., Михалкина Е.В. История менеджмента: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Издательство ЮФУ, 2014.

3. Кант И. Критика чистого разума. Москва: Мысль, 1994.

4. Мид Д. Интернационализированные другие и самость. Американская социологическая мысль. Под редакцией В.И. Добренькова. Москва: Издательство МГУ, 1994: 121.

5. Блумер Г. Общество как символическая интеракция. Современная зарубежная социальная психология. Под редакцией Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. Москва: Издательство Московского университета, 1984: 173 - 179.

6. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. Под редакцией Д.В. Скляднева. Санкт-Петербург: Наука, 2001.

7. Загладин В.В., Фролов И.Т. Глобальные проблемы современности: научный и социальный аспекты. Москва: Международные отношения, 1981.

8. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/

9. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р. Available at: http://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf

10. Морева О.В. Соотношение социальной активности образования и современного социального заказа. Образование и наука. 2004; 4 (28): 39 - 49.

11. Михайлова В.Е. Организационно-педагогические условия образовательного партнерства учреждений общего и дополнительного образования детей. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Омск, 2008.

12. Полуэктова Н.М., Тихонов Б.Л. Влияние характера взаимодействия на эффективность совместной групповой мыслительной деятельности. Психологические исследования общения. Под редакцией Б.Ф. Ломова. Москва: Наука, 1985: 273 - 285.

References

1. Chetvertakova V.P., Chetvertakov I.M. Teoreticheskie osnovy organizaciisistem, 'ekonomicheskogo rosta i cenoobrazovaniya: monografiya. Voronezh: Istoki, 2008.

2. Kostenko E.P., Mihalkina E.V. Istoriya menedzhmenta: uchebnoe posobie. Rostov-na-Donu: Izdatel'stvo YuFU, 2014.

3. Kant I. Kritika chistogo razuma. Moskva: Mysl', 1994.

4. Mid D. Internacionalizirovannye drugie i samost'. Amerikanskaya sociologicheskaya mysl'. Pod redakciej V.I. Dobren'kova. Moskva: Izdatel'stvo MGU, 1994: 121.

5. Blumer G. Obschestvo kak simvolicheskaya interakciya. Sovremennaya zarubezhnaya social'naya psihologiya. Pod redakciej G.M. Andreevoj, N.N. Bogomolovoj, L.A. Petrovskoj. Moskva: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 1984: 173 - 179.

6. Habermas Yu. Moral'noe soznanie i kommunikativnoe dejstvie. Pod redakciej D.V. Sklyadneva. Sankt-Peterburg: Nauka, 2001.

7. Zagladin V.V., Frolov I.T. Global'nye problemy sovremennosti: nauchnyji social'nyj aspekty. Moskva: Mezhdunarodnye otnosheniya, 1981.

8. Ob obrazovanii vRossijskojFederacii. Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ. Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/

9. Koncepciya Federal'noj celevoj programmy razvitiya obrazovaniya na 2016-2020 gody. Utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 29 dekabrya 2014 g. № 2765-r. Available at: http://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf

10. Moreva O.V. Sootnoshenie social'noj aktivnosti obrazovaniya i sovremennogo social'nogo zakaza. Obrazovanie i nauka. 2004; 4 (28): 39 - 49.

11. Mihajlova V.E. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya obrazovatel'nogopartnerstva uchrezhdenijobschego idopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Omsk, 2008.

12. Polu'ektova N.M., Tihonov B.L. Vliyanie haraktera vzaimodejstviya na 'effektivnost' sovmestnoj gruppovoj myslitel'noj deyatel'nosti. Psihologicheskie issledovaniya obscheniya. Pod redakciej B.F. Lomova. Moskva: Nauka, 1985: 273 - 285.

Статья поступила в редакцию 22.03.17

УДК 378

Mospan T.S., postgraduate, teaching assistant, Pedagogical Institute of Irkutsk State University (Irkutsk, Russia),

E-mail: omega200794@yandex.ru

Timoshenko A.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Pedagogical institute of Irkutsk State University (Irkutsk, Russia),

E-mail: 2014a.i@mail.ru

THE ENTROPY APPROACH IN THE SYSTEM TO FORM EVALUATION OF A MODEL OF GRADUATES OF A PEDAGOGY-CAL INSTITUTE. Physical concepts of thermodynamic system, synergy, bifurcation, that might be applied to evaluate a model of a graduate being educated in pedagogical institute are studied in the paper. The authors generalize approaches to the interpretation of such term as "entropy" in different spheres of pedagogical knowledge. The work presents a comparative analysis of the higher education with thermodynamic system. On this basis the researches formulate a list of subsystems that interact to in educational process in the higher education system. The article selects external and domestic factors of works of subsystems. The authors offer and prove that the entropy approach is appropriate in usage for estimation and monitoring of elements, of which the significant personal professional qualities consist according to the new standards in higher education.

Key words: entropy approach, graduating student model, professional important personal qualities.

Т.С. Моспан, аспирант, ассистент Педагогического института Иркутского государственного университета,

г. Иркутск, Е-mail: omega200794@yandex.ru

А.И. Тимошенко, д-р пед. наук, проф. Педагогического института Иркутского государственного университета,

г. Иркутск, Е-mail: 2014a.i@mail.ru

ЭНТРОПИЙНЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОЦЕНКИ МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

В статье рассмотрены физические понятия: термодинамическая система, синергетика, бифуркация, возможные для оценки формируемой модели выпускника педагогического вуза. Раскрывается авторское обобщенное видение понятия «энтропия» в разных отраслях педагогических наук. Проведён сравнительный анализ системы высшего образования с термодинамической системой. На основе этого сформулирован перечень подсистем, взаимодействующих между собой в образовательном процессе высшей школы. В статье выделены внешние и внутренние факторы работы подсистем. Авторами предложено и охарактеризовано возможное использование энтропийного подхода. Данный подход позволяет оценить и отследить элементы формируемых профессионально значимых личностных качеств в соответствии со стандартами нового поколения.

Ключевые слова: энтропийный подход, модель выпускника, профессионально значимые личностные качества.

Система высшего образования XXI века получает новый государственный регламент подготовки кадров, в виде изменения технологий, подходов и методик для обучения студентов педагогических направленностей. Введение федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС ВО 3+) диктуют новые требования к реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования. Следом за ФГОС ВО 3+ принят и новый профессиональный стандарт педагога, нацеленный на повышение качества подготовки педагогических кадров и формирования профессионально значимых личностных качеств студентов, необходимых для успешной адаптации выпускника вуза в профессиональной деятельности.

По словам К.Д. Ушинского, «в деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя», поэтому изменения следует вносить на начальной ступени профессионального становления будущего педагога [1].

Современное естествознание и философские науки в связи с изучением проблемы диалектического двуединства мира широко используют ряд понятий, которые первоначально зародились как физические, к ним относятся: энтропия - мера распределения неопределённости, бифуркация (раздвоение) - мера деления неравновесного состояния, применяемое при анализе социальных систем, флуктуация - возмущение, создание критической «массы», которая может послужить исходной точкой реакции процесса. Эффект флуктуации сопровождается изменением энтропии и может возникнуть как под действием внешней «среды», так и из-за внутренних сил [2].

Систему высшего образования как структуру элементов, можно сравнить с термодинамической системой. Данное физическое понятие, есть совокупность физических тел, которые могут обмениваться между собой и другими телами энергией и веществом [2]. Внутреннее сотрудничество и совместные действия в системе могут привести к самоорганизации. Самоорганизация - это основа синергетики. Автор Г. Хакен сформулировал определение новой отрасли развития термодинамических систем в виде спонтанного перехода от неупорядоченного состояния к упорядоченному за счет совместного кооперативного (синхронного) действия многих подсистем [3]. Система высшего педагогического образования содержит в себе ряд подсистем:

I. Правительство РФ формирует государственный заказ и осуществляет федеральное финансирование для подготовки педагогических кадров.

II. Высшее учебное заведение в лице профессорско-преподавательского состава осуществляет подготовку педагогических кадров.

III. Студент - будущий учитель как субъект образовательного процесса.

IV. Работодатель подсистема регламентирующая дальнейшее трудоустройство студента на момент окончания высшего учебного заведения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Слаженная работа подсистем путем обмена энергией, информацией и опытом приводит к самоорганизации системы высшего образования с различными отклонениями от состояния равновесия. Возвращаясь к термодинамической системе, отклонение от состояния равновесия характеризуется уровнем энтропии. По мнению Л. Бауэра, всё живое подчиняется установленному неравновесию, также и в социальных системах невозможно отсутствие энтропийных процессов[4].

Впервые дефиниций «энтропия» использует Р. Клазиус в рамках классической термодинамики, описывая поведение термодинамической системы в которой уровень хаоса постоянно растет. Позже Л. Больцман представил энтропию в более простом варианте «мера неупорядоченности системы». Существование новых формулировок данного понятия различных отраслей (математика, информатика, биология, социология и т. д.) не отличаются от классического определения, в них происходит изменение с точки зрения объекта изучения (система). Исследователи рассматривают уровни изменения неупорядоченности систем, характеризующих работоспособность в новых направлениях изучения. Качественно, чем выше энтропия, тем в большем числе существенно различных микросостояний может находиться объект при макросостоянии.

В информатике энтропию определили как степень неполноты и неопределенности знаний. К. Шеннон и Н. Винер связывают энтропию с информацией. С одной стороны информация уменьшает неопределенность (энтропию) у получателя сообщений, с другой - количество информации, с точки зрения формулы расчёта, содержит отрицательный логарифм, который может выступать вероятностью по существованию некоторой отрица-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.