Научная статья на тему 'Энтропийный подход в системе формирования оценки модели выпускника педагогического вуза'

Энтропийный подход в системе формирования оценки модели выпускника педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНТРОПИЙНЫЙ ПОДХОД / ENTROPY APPROACH / МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА / GRADUATING STUDENT MODEL / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / PROFESSIONAL IMPORTANT PERSONAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моспан Т.С., Тимошенко А.И.

В статье рассмотрены физические понятия: термодинамическая система, синергетика, бифуркация, возможные для оценки формируемой модели выпускника педагогического вуза. Раскрывается авторское обобщенное видение понятия «энтропия» в разных отраслях педагогических наук. Проведён сравнительный анализ системы высшего образования с термодинамической системой. На основе этого сформулирован перечень подсистем, взаимодействующих между собой в образовательном процессе высшей школы. В статье выделены внешние и внутренние факторы работы подсистем. Авторами предложено и охарактеризовано возможное использование энтропийного подхода. Данный подход позволяет оценить и отследить элементы формируемых профессионально значимых личностных качеств в соответствии со стандартами нового поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ENTROPYAPPROACH IN THE SYSTEM TO FORM EVALUATION OF A MODEL OF GRADUATES OF A PEDAGOGYCAL INSTITUTE

Physical concepts of thermodynamic system, synergy, bifurcation, that might be applied to evaluate a model of a graduate being educated in pedagogical institute are studied in the paper. The authors generalize approaches to the interpretation of such term as “entropy” in different spheres of pedagogical knowledge. The work presents a comparative analysis of the higher education with thermodynamic system. On this basis the researches formulate a list of subsystems that interact to in educational process in the higher education system. The article selects external and domestic factors of works of subsystems. The authors offer and prove that the entropy approach is appropriate in usage for estimation and monitoring of elements, of which the significant personal professional qualities consist according to the new standards in higher education.

Текст научной работы на тему «Энтропийный подход в системе формирования оценки модели выпускника педагогического вуза»

УДК 378

Mospan T.S., postgraduate, teaching assistant, Pedagogical Institute of Irkutsk State University (Irkutsk, Russia),

E-mail: omega200794@yandex.ru

Timoshenko A.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Pedagogical institute of Irkutsk State University (Irkutsk, Russia),

E-mail: 2014a.i@mail.ru

THE ENTROPY APPROACH IN THE SYSTEM TO FORM EVALUATION OF A MODEL OF GRADUATES OF A PEDAGOGY-CAL INSTITUTE. Physical concepts of thermodynamic system, synergy, bifurcation, that might be applied to evaluate a model of a graduate being educated in pedagogical institute are studied in the paper. The authors generalize approaches to the interpretation of such term as "entropy" in different spheres of pedagogical knowledge. The work presents a comparative analysis of the higher education with thermodynamic system. On this basis the researches formulate a list of subsystems that interact to in educational process in the higher education system. The article selects external and domestic factors of works of subsystems. The authors offer and prove that the entropy approach is appropriate in usage for estimation and monitoring of elements, of which the significant personal professional qualities consist according to the new standards in higher education.

Key words: entropy approach, graduating student model, professional important personal qualities.

Т.С. Моспан, аспирант, ассистент Педагогического института Иркутского государственного университета,

г. Иркутск, Е-mail: omega200794@yandex.ru

А.И. Тимошенко, д-р пед. наук, проф. Педагогического института Иркутского государственного университета,

г. Иркутск, Е-mail: 2014a.i@mail.ru

ЭНТРОПИЙНЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОЦЕНКИ МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

В статье рассмотрены физические понятия: термодинамическая система, синергетика, бифуркация, возможные для оценки формируемой модели выпускника педагогического вуза. Раскрывается авторское обобщенное видение понятия «энтропия» в разных отраслях педагогических наук. Проведён сравнительный анализ системы высшего образования с термодинамической системой. На основе этого сформулирован перечень подсистем, взаимодействующих между собой в образовательном процессе высшей школы. В статье выделены внешние и внутренние факторы работы подсистем. Авторами предложено и охарактеризовано возможное использование энтропийного подхода. Данный подход позволяет оценить и отследить элементы формируемых профессионально значимых личностных качеств в соответствии со стандартами нового поколения.

Ключевые слова: энтропийный подход, модель выпускника, профессионально значимые личностные качества.

Система высшего образования XXI века получает новый государственный регламент подготовки кадров, в виде изменения технологий, подходов и методик для обучения студентов педагогических направленностей. Введение федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС ВО 3+) диктуют новые требования к реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования. Следом за ФГОС ВО 3+ принят и новый профессиональный стандарт педагога, нацеленный на повышение качества подготовки педагогических кадров и формирования профессионально значимых личностных качеств студентов, необходимых для успешной адаптации выпускника вуза в профессиональной деятельности.

По словам К.Д. Ушинского, «в деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя», поэтому изменения следует вносить на начальной ступени профессионального становления будущего педагога [1].

Современное естествознание и философские науки в связи с изучением проблемы диалектического двуединства мира широко используют ряд понятий, которые первоначально зародились как физические, к ним относятся: энтропия - мера распределения неопределённости, бифуркация (раздвоение) - мера деления неравновесного состояния, применяемое при анализе социальных систем, флуктуация - возмущение, создание критической «массы», которая может послужить исходной точкой реакции процесса. Эффект флуктуации сопровождается изменением энтропии и может возникнуть как под действием внешней «среды», так и из-за внутренних сил [2].

Систему высшего образования как структуру элементов, можно сравнить с термодинамической системой. Данное физическое понятие, есть совокупность физических тел, которые могут обмениваться между собой и другими телами энергией и веществом [2]. Внутреннее сотрудничество и совместные действия в системе могут привести к самоорганизации. Самоорганизация - это основа синергетики. Автор Г. Хакен сформулировал определение новой отрасли развития термодинамических систем в виде спонтанного перехода от неупорядоченного состояния к упорядоченному за счет совместного кооперативного (синхронного) действия многих подсистем [3]. Система высшего педагогического образования содержит в себе ряд подсистем:

I. Правительство РФ формирует государственный заказ и осуществляет федеральное финансирование для подготовки педагогических кадров.

II. Высшее учебное заведение в лице профессорско-преподавательского состава осуществляет подготовку педагогических кадров.

III. Студент - будущий учитель как субъект образовательного процесса.

IV. Работодатель подсистема регламентирующая дальнейшее трудоустройство студента на момент окончания высшего учебного заведения.

Слаженная работа подсистем путем обмена энергией, информацией и опытом приводит к самоорганизации системы высшего образования с различными отклонениями от состояния равновесия. Возвращаясь к термодинамической системе, отклонение от состояния равновесия характеризуется уровнем энтропии. По мнению Л. Бауэра, всё живое подчиняется установленному неравновесию, также и в социальных системах невозможно отсутствие энтропийных процессов[4].

Впервые дефиниций «энтропия» использует Р. Клазиус в рамках классической термодинамики, описывая поведение термодинамической системы в которой уровень хаоса постоянно растет. Позже Л. Больцман представил энтропию в более простом варианте «мера неупорядоченности системы». Существование новых формулировок данного понятия различных отраслей (математика, информатика, биология, социология и т. д.) не отличаются от классического определения, в них происходит изменение с точки зрения объекта изучения (система). Исследователи рассматривают уровни изменения неупорядоченности систем, характеризующих работоспособность в новых направлениях изучения. Качественно, чем выше энтропия, тем в большем числе существенно различных микросостояний может находиться объект при макросостоянии.

В информатике энтропию определили как степень неполноты и неопределенности знаний. К. Шеннон и Н. Винер связывают энтропию с информацией. С одной стороны информация уменьшает неопределенность (энтропию) у получателя сообщений, с другой - количество информации, с точки зрения формулы расчёта, содержит отрицательный логарифм, который может выступать вероятностью по существованию некоторой отрица-

тельной энтропии. Отрицательную энтропию, иначе обозначают негэнтропией.

Для вычисления энтропии необходима модель объекта изучения и его условия существования. Моделью в педагогическом образовательном процессе ступени высшего образования может выступить выпускник. Модель выпускника - это система профессионально значимых личностных качеств, которым будет соответствовать выпускник педагогических направлений. В одной из наших работ, мы рассматриваем профессионально значимые качества личности учителя информатики [5] в виде деления на общезначимые и профессиональные качества. Выпускник педагогического вуза, в настоящее время, как элемент социального заказа общества, обладает большим количеством профессионально значимых личностных качеств формируемых на протяжении обучения и удовлетворяющих требованиям, выдвигаемым перед современным учителем.

При этом в процессе обучения в вузе стоит понимать меру отклонения системы (модели выпускника) или отдельной подсистемы (профессионально значимых качеств личности) от принятого как эталонное (требования ФГОС ВО 3+, профессионального стандарта учителя) состояние, которое проявляется в снижении уровня сформированности качеств и темпов развития системы. Объективная неопределённость развития системы, будет характеризовать уровень энтропии существующей на определенный момент обучения студента. Это позволит не только отслеживать степень сформированности качеств, но и оценить эффективность образовательного процесса.

В исследованиях педагогических направлений сформировался энтропийный подход. Впервые его использовал И.Н. Таганов для группировки социологических данных, опираясь на общесистемное свойство - наличие у систем энтропии, уровень которой отражает динамику развития системы, что является сутью подхода [6]. Отслеживание отклонений динамики развития системы может быть спровоцировано внедрением инноваций (новшеств), а это уже один из критериев оценки.

Согласно определениям энтропии в области информатики, инновации должны снижать уровень энтропии и не допускать её роста, соответственно подвергать систему состоянию хаоса. Возникает вопрос, какие причины могут служить изменению энтропии.

Проведём аналогию модели выпускника, с термодинамической системой описанной ранее. Если в роли термодинамической системы возьмем идеальный газ в сосуде способного менять объем (цилиндр с поршнем), то согласно уравнению состояния Клайперона-Менделеева, поведение газа зависит от трех макропараметров: давления, температуры и объема.

Можно воздействовать на систему двумя способами над газом, изменить давление на поршень и внутри газа, изменяя его температуру. В результате такого воздействия, получаем изменение состояния системы, а значит и увеличение энтропии.

Возвращаясь к социальному аспекту, образование надо рассматривать как открытую сложную систему. Сложность её понимается в том, что у системы присутствуют внутренние свойства [2]. Система образования демонстрирует взаимодействие много численных противодействующих сил. Образование достаточно часто обращается к вековым традициям и в тоже время оно должно следовать за изменениями, происходящими в окружающем мире, образование должно быть жёстко структурированной системой, но при этом структура системы должна отвечать потребностям общества. Планирование, структурирование,

Библиографический список

контроль приводят систему в устойчивое, упорядоченное состояние, в то время как инициатива, новаторство, образовательные эксперименты толкают её к неустойчивости. Столкновение противодействующих внешних и внутренних сил в системе образования, как в любой сложной нелинейной системе, может привести к хаосу.

К внешним, отнесём следующий перечень факторов:

- государственный заказ;

- социально-экономические условия;

- педагогические условия;

- условия трудоустройства по окончанию вуза.

Внутренние факторы возникают внутри системы, и к ним

стоит отнести следующее:

- субъект образовательной среды (педагог, студент);

- структура образовательной среды (вуз);

- содержание нормативной документации (стандарт, учебный план);

- содержание технологий и методик, используемых в процессе обучения и т.д.

Текущая образовательная деятельность и изменение внутренних и внешних факторов позволит поддержать уровень энтропии на приемлемом уровне в течение некоторого времени. Согласно второму закону термодинамики, уровень энтропии изолированной системы не может убывать, значит, существует вариант наступления момента, когда потребуются серьезные меры по ее уменьшению. Таким образом, возникает необходимость оценки состояния системы на каждом этапе формирования профессионально значимых личностных качеств студента педагогического вуза.

Возможно создать шкалу допустимых значений энтропии, выбранным по ключевым показателям. Например, к существующему уровню энтропии присвоить уровень в 0 баллов, а критическое значение взять за 10 баллов, при этом наступление максимума приведет к разрушению системы. Отслеживание состояния будет осуществлять по ключевым показателям, которыми выберем уровень сформированности профессионально значимые качества личности (компетенции). Разграничивая формирование с точки зрения оценки педагогом и самооценки студентами своего состояния, диагностика такого типа позволит отслеживать пути дальнейшего следования и своевременную корректировку действий участников образовательного процесса.

Для будущего педагога одним из важнейших показателей составляющих формирование личностных качеств является включение в содержание образования учебных умений, которые можно классифицировать следующим образом:

- по характеру деятельности (сенсорные, практические или моторные, умственные);

- по ареалу действия (часнопредметные, общепредметные, межпредметные);

- по элементам деятельности (план, исполнение, контроль);

- по степени обобщенности (применение конкретного правила или общего алгоритма, идеи);

- по видам деятельности [2].

Представленные учебные умения можно определить как энтропийное содержание учебного процесса.

В этом случае, энтропия как фундаментальная категория физической науки, выступает в роли средства отслеживания профессионального становления личности педагогической направленности.

1. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Москва: Педагогика, 1974.

2. Тимошенко А.И. Подготовка учителя технологии и предпринимательства на основе интеграции содержания обучения исправлена и дополнена. Иркутск: ИГПУ, 2005.

3. Хакен Г. Информация и самоорганизация. Москва: КомКнига, 2005.

4. Соколов Ю.И. Общая теория цикла или единая теория физического взаимодействия. Ставрополь:, 2003.

5. Моспан (Маклонова) Т.С. Тимошенко А.И. Профессионально значимые личностные качества учителя информатики. Международной научно-практической конференции «От информатики в школе к техносфере образования». 9 - 10 декабря, Воронеж: Научная книга, 2016: 226 - 230.

6. Шкаратан О.И Ястребова Г.А. Энтропийный анализ как метод безгипотезного поиска реальных (гомогенных) социальных групп. Методы социальных исследований. 2009: 52 - 65.

References

1. Ushinskij K.D. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya: v 2 t. Moskva: Pedagogika, 1974.

2. Timoshenko A.I. Podgotovka uchitelya tehnologiiipredprinimatel'stva na osnove integraciisoderzhaniya obucheniya ispravlena i dopolnena. Irkutsk: IGPU, 2005.

3. Haken G. Informaciya i samoorganizaciya. Moskva: KomKniga, 2005.

4. Sokolov Yu.I. Obschaya teoriya cikla ili edinaya teoriya fizicheskogo vzaimodejstviya. Stavropol':, 2003.

5. Mospan (Maklonova) T.S. Timoshenko A.I. Professional'no znachimye lichnostnye kachestva uchitelya informatiki. Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskojkonferencii «Otinformatiki vshkole k tehnosfere obrazovaniya». 9 - 10 dekabrya, Voronezh: Nauchnaya kniga, 2016: 226 - 230.

6. Shkaratan O.I Yastrebova G.A. 'Entropijnyj analiz kak metod bezgipoteznogo poiska real'nyh (gomogennyh) social'nyh grupp. Metody social'nyh issledovanij. 2009: 52 - 65.

Статья поступила в редакцию 15.03.17

УДК 378

Nazarova O.V., senior teacher, Stavropol Branch of Moscow State Pedagogical University (Stavropol, Russia),

E-mail: ooonazarova@rambler.ru

PROFESSIONAL COMPETENCE IN TRAINING SPECIALISTS IN THE FIELD OF DESIGN. In the article a concept "professional competence" in the works of Russian authors, as well as the quality of training of graduates are studied. The author formulates definition of "professional competence" of an expert designer. The research substantiates effectiveness of training students to activities of a designer in a format of the competence approach. As the experience of training of specialists in the field of design, its effectiveness largely depends on the mastery of students' skills and competencies. The article notes the need for the support of universal educational actions in the formation of professional competencies of the designer. The author conducts a theoretical analysis that suggests that the notion of competence is intended to reflect the unity of theoretical and practical preparedness of the individual activities and describes professionalism.

Key words: competence, professional competence, competence approach, designer.

О.В. Назарова, ст. преп., Московский педагогический государственный университет, Ставропольский филиал,

г. Ставрополь, E-mail: ooonazarova@rambler.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ ДИЗАЙНА

В статье рассмотрено понятие «профессиональная компетентность» в работах отечественных авторов, а также качество подготовки выпускников. На основании анализа сформулирована дефиниция «профессиональная компетентность» специалиста дизайнера. Обоснована эффективность подготовки студентов к деятельности дизайнера в формат компе-тентностного подхода. Как свидетельствует опыт подготовки специалиста в области дизайна, ее эффективность в значительной степени зависит от овладения студентами компетенциями и компетентностями. В статье отмечается необходимость опоры на универсальные учебные действия в формировании профессиональных компетентностей дизайнера. Проведённый теоретический анализ позволяет сделать вывод о том, что понятие профессиональной компетентности призвано отражать единство теоретической и практической готовности личности к осуществлению деятельности и характеризует её профессионализм.

Ключевые слова: компетентность, профессиональная компетентность, компетентностный подход, дизайнер.

Происходящие в последние годы изменения в характере отечественной системы высшего образования касаются его направленности, целей, содержания на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность и мобильность будущих специалистов. Эти изменения нашли отражение в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», концепциях модернизации отечественного образования, представленных в работах многих исследователей.

Качество подготовки выпускников российской высшей школы, по утверждению многих исследователей (В.М. Антипова, О.М. Бобиенко, В.А. Болотов, В.И. Горовая, М.А. Добрынин, И.А. Зимняя, А.А. Рыбакова, А.В. Хуторской и др.), не может быть признано удовлетворительным, поскольку оно не соответствует требованиям со стороны работодателей. Причина заключается в продолжающемся доминировании так называемой «наукоцен-тричной» парадигмы в образовании, которая, в основном, ориентирована на феномен «знание», но не формирует фактическую готовность личности к деятельности в типовых и нестандартных профессиональных ситуациях. Говоря иначе, упомянутая парадигма перестала обеспечивать сферу профессиональной практики требуемым образовательным результатом. В настоящее время важнейшим фактором повышения конкурентоспособности товаров и услуг становится дизайн, что усиливает потребность общества и государства в высококвалифицированных кадрах данной сферы деятельности.

В России профессия «дизайнер» получила официальное признание относительно недавно. Тем не менее, исследования, посвященные различным аспектам подготовки специалистов в данной сфере деятельности довольно многочисленны, и все они опираются на общетеоретические и методологические работы отечественных ученых (А.К. Абульханова-Славская, Л.И. Ан-цыферова, С.Я. Батышев, А.П. Беляева, В.А. Бодров, Б.С. Гер-шунский, В.П. Зинченко, Е.М. Иванова, Е.П. Ильин, М.С. Каган, Е.А. Климов, С.И. Крягжде, Н.В. Кузьмина, Н.Д. Левитов, А.Н. Ле-

онтьев, А.К. Маркова, А.М. Новиков, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сла-стенин, Г.В. Суходольский, В.Д. Шадриков и др.).

Как свидетельствует опыт подготовки специалиста в области дизайна, её эффективность в значительной степени зависит от овладения студентами компетенциями и компетентностями. Успешное решение этой задачи во многом зависит от сформи-рованности у обучающихся универсальных учебных действий интеллектуального и практического свойства. Однако, согласно нашим данным на этапе базового высшего образования (бакалавриат) в обучении студентов недостаточно внимания уделяется формированию этих действий как необходимой основы овладения компетенциями, что влечет за собой в последующем сложную их адаптацию к производственной деятельности. Опора на универсальные учебные действия позволяет развивать у студентов способность применять систематизированные знания, умения и навыки для разрешения конкретных ситуаций и проблем, характерных для реальной профессиональной деятельности. По этой причине знаниевая ориентация в профессиональной подготовке студентов сменяется компетентностно-ори-ентированным подходом. При этом данный подход не исключает знаниевый, а расширяет его, усиливая практическую направленность, личностную результативность будущего дизайнера в его различных видах деятельности.

Компетентностный подход обусловливает необходимость термина «профессиональная компетентность».

Так, Э.Ф. Зеер данное понятие определяет как умение специалиста актуализировать накопленные знания в нужный момент, использовать их в процессе реализации своих профессиональных функций [1].

И.А. Колесникова, исследуя категорию «профессиональная компетентность», предлагает определять ее как интегральную личностную характеристику, отражающую готовность и способность человека выполнять профессиональные функции [2].

По мнению К.В. Шапошникова, профессиональная компетентность «в целом характеризуется совокупностью интегриро-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.