Научная статья на тему '«Городская школа волонтёров»: практика реализации социального проекта'

«Городская школа волонтёров»: практика реализации социального проекта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1768
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЁР / ВОЛОНТЁРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО / ОБУЧЕНИЕ ВОЛОНТЁРОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кибальник А.В.

В данной статье рассматривается опыт решения актуальной в современных условиях проблемы профессиональной подготовки волонтёров. Представлены содержательные аспекты образовательного социального проекта «Городская школа волонтёров».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Городская школа волонтёров»: практика реализации социального проекта»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

3. Шурыгин В.Ю. Использование элементов дистанционного обучения в LMS Moodle при изучении раздела «Механика» вузовского курса физики // Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Тамбов: ООО «Консалдинговая компания Юком», 2014. - Ч. 3. - С. 159-160.

4. Шурыгин В.Ю., Краснова Л.А. Организация самостоятельной работы студентов при изучении физики на основе использования элементов дистанционного обучения в LMS MOODLE // Образование и наука. - 2015.

- № 8. - С. 125-139.

5. Белых Н.Г. Методическая система изучения электродинамики в средней школе: Дис....канд. пед. наук. -Москва, 2010. - 210 с.

6. Скворцова Н.С. Научно-методический анализ темы "Постоянный электрический ток" в курсе физики средней (полной) школы. URL: http://festival.1september.ru/articles/589227 (дата обращения 18.02.2016).

7. Содержание темы «Электродинамика» в программе среднего профессионального образования. URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2015/08/11_Phisic.pdf (дата обращения 17.02.2016).

8. Савельев И.В. Курс общей физики. В 3-х томах. Т.2: Электричество. - 11-е изд., стер. - СПб.: Лань, 2011.

- 432 с.

© Камаева Г.Ф., Капизова Д.И., 2016

УДК 37.068

А.В. Кибальник

старший преподаватель ФГБОУ ВО «ИГУ» г. Иркутск, Российская Федерация

«ГОРОДСКАЯ ШКОЛА ВОЛОНТЁРОВ»: ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА

Аннотация

В данной статье рассматривается опыт решения актуальной в современных условиях проблемы профессиональной подготовки волонтёров. Представлены содержательные аспекты образовательного социального проекта «Городская школа волонтёров».

Ключевые слова

Волонтёр; волонтёрская деятельность; добровольчество; обучение волонтёров.

В настоящее время одной из доминирующих идей воспитания выступает социальное становление личности для ее служения обществу. Вместе с тем, стремление молодёжи к участию в общественной жизни вступает в противоречие с недостатком опыта, знаний, умений и навыков. Волонтёрское движение, которое позволяет молодому поколению реализовать свои устремления через помощь слабым, поддержку прогрессивных проектов в различных областях, призвано, на наш взгляд, разрешить это противоречие.

Анализ современных научных исследований подтверждает, что волонтёрство (синоним -добровольчество) играет ключевую роль в мобилизации общественной инициативы, служит эффективным инструментом в решении многих социальных проблем [1; 2; 3].

Важность волонтёрской деятельности признана на государственном уровне, что подтверждается законодательными документами. Так, в частности, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, принятой правительством Российской Федерации в 2008 году, содействие развитию и распространению добровольческой деятельности отнесено к числу приоритетных направлений социальной и молодежной политики. Федеральный закон «О филантропии, меценатстве и волонтёрстве» содержит в себе всю информацию о правилах волонтерской деятельности в

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

Российской Федерации [4].

Опыт организации добровольческой деятельности существует во многих российских регионах. В Восточной Сибири, в частности в городе Иркутске, волонтёрское движение постепенно становится нормой жизни. Горожане с большим интересом относятся к идеям благотворительности и принимают активное участие в общественной жизни города. Так, в 2014 году был создан Координационный совет волонтёров для содействия развитию добровольческого движения. В его заседаниях принимают участие сотрудники Отдела по связям с общественностью администрации Иркутска, руководители волонтёрских объединений города. Участники Совета делятся опытом, думают над тем, как сделать работу волонтёров более результативной и полезной, а также предлагают к рассмотрению различные социальные проекты.

Необходимо отметить, что в организации добровольческой деятельности возникают определенные трудности. Молодым людям, в силу своих возрастных особенностей, как правило, не хватает знаний и подготовки для оказания безвозмездной помощи, что на практике не редко приводит к проблемам различного характера. Волонтёры попадают в ситуации, где необходимы не только сострадание и милосердие, но и умение работать с аудиторией любого возраста в условиях учреждений разных типов и видов. Хорошими волонтёрами сразу могут быть далеко не все, и в данной сфере деятельности нужны определенные знания, умения и навыки.

Таким образом, существует необходимость в комплексной подготовке волонтёров, которая включает в себя специальную образовательную программу, направленную на формирование у обучающихся представлений о волонтёрском движении и различных формах организации волонтёрской деятельности. По нашему мнению, данная программа должна быть практикоориентированной и включать в себя современные технологии и способы обучения. Это и работа мастер-классов, позволяющих перенимать опыт, и тренинговые занятия, где волонтёры обучатся социотерапевтическим, психологическим, педагогическим методам и способам разрешения конкретных жизненных проблем человека, и дискуссии, позволяющие совместно осуществлять поиск ответов на те вопросы, которые встречаются в практике волонтёра, это и игровые формы, клубные встречи и т.д.

В ноябре 2014 года, для создания и реализации образовательной программы для волонтёров, кафедрой социальной педагогики и психологии Иркутского государственного университета, совместно с Отделом по связям с общественностью администрации Иркутска, был внедрён социальный образовательный проект «Городская школа волонтёров».

Цели данной образовательной программы:

- формирование у обучающихся представлений о добровольчестве и практических умений организации различных форм волонтёрской деятельности;

- освоение обучающимися основ социального проектирования и использования различных педагогических технологий в волонтёрской деятельности;

- овладение методикой работы волонтёров с аудиторией разного возраста, социального статуса, с учетом дифференциации социально-психологических особенностей в условиях учреждений разных типов и видов.

Для успешной реализации целей данного проекта работа в его рамках строится с опорой на следующие принципы:

• Осознание собственной мотивации.

• Понимание собственных потребностей.

• Знание собственных ресурсов.

• Понимание контекста проблемы.

• Знание специфики работы с выбранной целевой аудиторией.

• Ответственность за конечный результат.

Ниже мы представили содержательные аспекты социального проекта «Городская школа волонтёров» (Таблица 1). Данная таблица демонстрирует содержание и конкретные формы работы, которые позволят волонтёрам приобрести опыт, некоторые профессиональные знания и навыки и установить личные контакты, зарекомендовав себя как квалифицированных специалистов, обладающих необходимыми

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

профессиональными компетенциями.

Таблица 1

Содержательные аспекты образовательного социального проекта «Городская школа волонтёров»

Этапы реализации проекта Содержание и формы работы Сроки реализации

Подготовитель ный - мотивация волонтёров для участия в проекте; - разработка учебной программы курса (требования к результатам освоения программы, цели её освоения, календарно-тематический план, форма итоговой работы обучающихся); - отбор желающих принять участие в проекте, составление учебной группы Сентябрь-ноябрь 2014 года

Основной - проведение учебных занятий по следующим темам: Понятия «волонтёрство» и «волонтёрская деятельность». История волонтёрской деятельности. Значение волонтёрской деятельности для современного общества. Место волонтёрства в общественной жизни. Нормативно-правовое обеспечение развития и поддержки молодёжного добровольчества в РФ. Организация волонтёрской деятельности в различных странах. Волонтёрская деятельность как форма социальной активности. Профессионально важные личностные качества волонтёра. Базовые способы разрешения конфликтных ситуаций в процессе волонтёрской деятельности. Технология социального проектирования в волонтёрской работе. Участие в волонтёрской деятельности как стратегия развития лидерства. Педагогический тренинг в волонтёрской деятельности. Багаж волонтёра. - использование различных форм обучения: лекция с элементами практикума, мастер-класс, дидактический тренинг, коллоквиум, дискуссия, ролевая игра, портфолио и др. Декабрь 2014 -март 2016 года

Итоговый - анализ результатов внедрения образовательной программы Апрель 2016 года

Слушатели, освоившие данную образовательную программу, должны обладать следующими профессиональными компетенциями:

- в процессе волонтёрской деятельности следовать реализации приоритетных направлений государственной политики в сфере добровольчества и благотворительности в соответствии с законодательством Российской Федерации и международных актов, ратифицированных Российской Федерацией, в сфере защиты прав и интересов детей;

- планировать и организовывать добровольческую деятельность на основе современных достижений науки и практики, технологий оказания помощи семьям с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации;

- использовать технологию социального проектирования при организации добровольческой деятельности.

Обучающиеся узнают основной понятийный аппарат, сущность и технологии организации социально-значимой волонтёрской деятельности; основные нормы законодательства Российской Федерации и международных актов в сфере благотворительности и добровольчества; содержание волонтёрской деятельности, включающей в качестве обязательных элементов теоретико-методологический, методико-технологический, нормативно-правовой, организационно-управленческий аспекты; основы технологии социального проектирования.

Волонтёры научатся самостоятельно проектировать, организовывать и осуществлять волонтёрскую деятельность; организовывать социально-значимые массовые мероприятия; применять полученные знания в процессе анализа, обсуждения, реализации технологий волонтёрской деятельности с семьями с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации; работать в команде волонтёров при использовании педагогических технологий в социальной сфере; принимать на себя ответственность за свои действия в отношении ребенка и его родственников; разрабатывать проекты работы с детьми и семьями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Слушатели, принявшие участие в проекте «Городская школа волонтёров», получат возможность овладеть технологиями организации волонтёрской деятельности; способностью работать в сотрудничестве,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

с использованием современных технологий, составляющими которых является групповая работа, метод игры и проектов; способностью организовать социально значимые виды деятельности.

Программа Школы ориентирована как на только начинающих добровольцев, желающих участвовать в волонтёрском движении, так и на опытных представителей данной сферы, которые не останавливаются на достигнутом и постоянно совершенствуются. Курс рассчитан на 2 месяца: 8 занятий по 1 разу в неделю. Группа состоит из 25 - 30 человек. С начала реализации проекта обучение прошли более 100 человек. Эта работа продолжается и в настоящее время.

«Городская школа волонтёров» - это открытая образовательная площадка для тех, кто хочет развиваться, совершая добрые и полезные дела, познавать новое, повышать свой личностный потенциал. Количество желающих принять участие в проекте возрастает с каждым годом.

Подводя итоги, можно констатировать: профессиональная подготовка добровольцев, позволяющая повысить эффективность их деятельности, является на сегодняшний день одной из актуальных задач. Предложенный нами образовательный проект «Городская школа волонтёров» представляет собой комплексный подход к решению этого вопроса. Список использованной литературы:

1. Бархаев А.Б. Социально-психологические предпосылки вовлечения студенческой молодежи в волонтерскую деятельность // Ученые записки Педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского. Серия: Психология. Педагогика, 2010. Т. 3. № 1. С. 51-58.

2. Кибальник А.В. Волонтёрская деятельность как средство подготовки будущих социальных педагогов к социальному партнерству // В мире научных открытий - Красноярск: Научно-инновационный центр, 2013. №11.8(47) (Проблемы науки и образования)- С. 257-265.

3. Кудринская Л.А. Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции. М. : Изд-во Московского ун-та, 2006.

4. О филантропии, меценатстве и волонтерстве. Федеральный закон от 11.08.2003 № 135-Ф3. В ред. от 22.08.2004. Ст. 1-10

© Кибальник А.В., 2016

УДК 373.1

И.Е. Кизелевич

Студентка

Институт математики, физики и информатики Красноярский государственный педагогический университет

Г. Красноярск, Российская Федерация

МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ В ПРОЦЕССЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Аннотация

В статье описываются особенности интегрированных уроков в процессе математической подготовки. На основе анализа психолого-педагогической литературы и мониторинговых исследований выявлены методические возможности проектирования и реализации интегрированных уроков в процессе обучения математике.

Ключевые слова

Интегрированные уроки, метапредметные результаты обучения, математическая подготовка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.