Научная статья на тему 'Взаимодействие общего и профессионального образования в условиях введения профессионального стандарта педагога'

Взаимодействие общего и профессионального образования в условиях введения профессионального стандарта педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INTERACTION OF GENERAL AND VOCATIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL STANDARD OF THE TEACHER / COHERENCE OF EDUCATIONAL PROGRAMS / UPDATING THE CONTENT OF PROGRAMS / IMPROVING THE QUALITY OF TEACHER TRAINING / THE POTENTIAL FOR INTERACTION BETWEEN THE UNIVERSITY AND THE SCHOOL / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА / СОГЛАСОВАННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ / ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММ / ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ / ПОТЕНЦИАЛ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗА И ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шехмирзова Анджела Мухарбиевна, Грибина Людмила Владиславна

В статье описаны результаты исследования проблемы взаимодействия общего и профессионального образования в условиях введения профессионального стандарта педагога. Показано влияние такого взаимодействия на качество подготовки педагогов с учетом требований профессионального стандарта. Ставится цель выявления потенциала взаимодействия вуза и школы для повышения качества подготовки педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шехмирзова Анджела Мухарбиевна, Грибина Людмила Владиславна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE PASSPORT OF COMPETENCIES AS A TOOL OF THE ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS WITH THE ACCOUNT OF THE PROFESSIONAL STANDARD OF A TEACHER

The article describes the results of research on the problem of interaction between general and vocational education in the context of the introduction of a professional teacher standard. The influence of such interaction on the quality of training of teachers is considered taking into account the requirements of the professional standard. The goal is to identify the potential of interaction between the university and the school to improve the quality of teacher training.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие общего и профессионального образования в условиях введения профессионального стандарта педагога»

УДК 378.14.015.62

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА

Шехмирзова А.М., Грибина JI.B.

В статье описаны результаты исследования проблемы взаимодействия общего н профессионального образования в условиях введения профессионального стандарта педагога. Показано влияние такого взаимодействия на качество подготовки педагогов с учетом требований профессионального стандарта. Ставится цель выявления потенциала взаимодействия вуза и школы для повышения качества подготовки педагогов.

Ключевые слова: взаимодействие общего и профессионального образования: профессиональный стандарт педагога; согласованность образовательных программ; обновление содержания программ; повышение качества подготовки педагогов; потенциал взаимодействия вуза и школы.

DEVELOPMENT OF THE PASSPORT OF COMPETENCIES AS A TOOL OF THE ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS WITH THE ACCOUNT

OF THE PROFESSIONAL STANDARD OF A TEACHER

Shekhmirzova A.M., Gribina L. V.

The article describes the results of research on the problem of interaction between general and vocational education in the context of the introduction of a professional teacher standard. The influence of such interaction on the quality of training of teachers is considered taking into account the requirements of the professional standard. The goal is

to identify the potential of interaction between the university and the school to improve the quality of teacher training.

Keywords: interaction of general and vocational education; the professional standard of the teacher: coherence of educational programs: updating the content ofprograms: improving the quality of teacher training: the potential for interaction between the university and the school.

Устойчивое развитие российского общего и профессионального образование в условиях модернизации этих систем и происходящих научно-технических и социально-экономических изменений обусловлено необходимостью сохранения высокого уровня и качества подготовки педагогических кадров.

Происходящие в системе общего и профессионального образования непрерывные сущностные изменения переносят тяжесть новых требований на педагога. Выпускники вузов педагогического направления подготовки должны овладеть новыми навыками, различными профессионально-педагогическими компетенциями, включая способность общения, инициативность, гибкость мышления, самостоятельность поиска информации и выбора в условиях быстроизменяющегося мира [1; 2]. При этом недостаточным оказывается наличие фундаментальных предметных знаний. Как отмечается в Концепции развития образования РФ до 2020 года и подчеркивается в Болонском соглашении, намного значимее привить обучающимся умение самостоятельного добывания, анализа, структурования и эффективного использования информации для максимальной самореализации [1]. Предъявляемые к педагогу современные требования актуализируют проблему взаимодействия общего и профессионального образования в его подготовке к инновационной деятельности в условиях реализации профессионального стандарта педагога.

Введение этого значимого для российского образования документа предполагает выработку новых форм сотрудничества вуза и школы. Традиционные формы взаимодействия в рамках профори-ентационной работы вузов со школьниками не способствуют по-

стоянному совершенствованию профессиональной деятельности педагогов. В рамках проведенного исследования нами выявлен потенциал взаимодействия вуза и школы для повышения качества подготовки педагогов с учетом требований профстандарта. Недостаточная разработанность теоретическо-методологических и технологических основ взаимодействия общего и профессионального образования как условия повышения качества подготовки педагогов определили несомненную актуальность проводимого исследования.

Одним из эффективных форм взаимодействия общего и профессионального образования нами выделены Республиканские инновационные площацки. При этом, эффективность такого взаимодействия с партнерами компетенций сопряжено с согласованием образовательных программ в системе «школа-вуз» на этапе проектирования основной профессиональной образовательной программы с учетом требований профессионального стандарта педагога.

Цель исследования заключалась в выявлении потенциала взаимодействия общего и профессионального образования для повышения качества подготовки педагогов. Использовались методы исследования, связанные с составлением аналитического обзора на основе сбора информации, описанием и анализом формируемых компетенций с учетом профстандарта педагога (8\¥ОТ-анализ компетенций).

Данные аналитического обзора показали, что взаимодействие общего и профессионального образования при проектировании образовательных программ с учетом профессионального стандарта обладает потенциалом влияния на качество подготовки педагогов. Реализация программ прохождения педагогических практик, основанные на взаимодействии вуза со школами, позволяет применить будущим педагогам трудовые функции профессионального стандарта в реальной профессиональной деятельности.

Другим потенциалом качественного изменения взаимодействия системы общего и профессионального образования становится появление программ повышения квалификации. Преподаватель вуза, лучше ориентируясь в текстах ФГОС и профстандарта, излагает

материал в рамках курсов повышения квалификации. Участие же в реализации программ педагогической практики педагогов, прошедших повышение квалификации по реализации профстандарта, повышает качество подготовки педагогических кадров при взаимодействии школы и вуза. При этом реализация принципа преемственности и согласованности компонентов образовательного процесса в процессе взаимодействия способствует совершенствованию содержания общего и профессионального образования с учетом профстандарта педагога. Сотрудничество разных уровней системы образования при проектировании образовательных программ повышает качество и эффективность взаимодействия общего и профессионального образования в соответствии с протекающими инновационными процессами.

В теоретической части исследования взаимодействие как самостоятельная категория изучалось на основе трудов A.B. Бруш-линского, H.H. Обозова, Т.В. Бесковой, Э.В. Мухамедовой, Р.Г. Сабировой, И.Н. Пронина, С.Н. Чистяковой, рассмотревших его как процесс, имеющий собственное содержание, цели, мотивы и смыслы. В педагогическом аспекте взаимодействие в исследовании осуществлялось между педагогами и обучающимися, образовательными организациями, структурами образования (общим и профессиональным). Результаты анализа данной категории позволили ее определить в качестве социального взаимодействия общего и профессионального образования, в котором управленческие педагогические кадры, администрации образовательных организаций, преподаватели и педагоги выступают как опосредованные субъекты отношений.

В практической части исследования принимали участие студенты Адыгейского государственного университета (44.03.05 - Педагогическое образование /профиль «География-Биология», профиль «Химия-Биология»/, 44.03.01 Педагогическое образование /профиль «Музыкальное образование»). Курсы повышения квалификации организовывались на базе Адыгейского республиканского института повышения квалификации.

Потенциалы взаимодействия вуза и школы способствуют осознанию их общего технологического пространства, в котором разработка согласованной образовательной программы становится взаимовыгодным и взаимополезным. Так реализуются одни и те же образовательные технологии в вузе для формирования универсальных и профессиональных компетенций и школе для достижения метапредметных и личностных результатов (технология развития критического мышления, технология проектной и исследовательской деятельности, ИКТ-технологии, учебная дискуссия, групповое взаимодействие, портфолио).

Анализ и обобщение результатов проведенного исследования в контексте системного подхода позволили выявить потенциалы взаимодействия общего и профессионального образования в условиях введения профстандарта педагога. Использование потенциала взаимодействия вуза со школами при проектировании основной профессиональной образовательной программы и организации курсов повышения квалификации способствует повышению качества подготовки педагогических кадров. Для усиления влияния на качество образования появляется необходимость создания управленческих механизмов поддержки взаимодействия общего и профессионального образования.

Список литературы

1. Демуцкая З.А. Школа плюс ВУЗ: модель взаимодействия / З.А. Де-муцкая, Н.А. Галдина // Аккредитация в образовании. 2010. № 2 (37). С. 76-77.

2. Щербаков Ю.И. Взаимодействие ВУЗа и школы в современных ус-ловиях/Ю.И. Щербаков // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 1 (44). С. 105-107.

References

1. Demutskaya Z.A. Slikola plyus VUZ: model" vzaimodeystviya /Z.A. De-mutskaya, N.A. Galdina //Akkreditatsiya v obrazovanii. 2010. № 2 (37). S. 76-77.

2. Shcherbakov Yu.I. Vzaimodeystvie VUZa i shkoly v sovremennykh usloviyakh / Yu.I. Shcherbakov // Mir nauki, kuFtury, obrazovaiiiya. 2014. № 1 (44). S. 105-107.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Шехмирзова Анджела Мухарбиевна, доцент кафедры общей педагогики, кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет» ул. Первомайская. 208, г. Майкоп, Республика Адыгея, 385000, Российская Федерация

Грибина Людмила Владиславна, доцент кафедры русского языка и методики преподавания факультета педагогики и психологии, кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет» ул. Первомайская, 208, г. Майкоп, Республика Адыгея, 385000, Российская Федерация ctndsheh(a)mail. ги

DATA ABOUT THE AUTHORS Shekhmirzova Andzhela Muharbievna, assistant professor department of general pedagogy, Ph.D., assistant professor

Adyghe State University

208, Pervomaiskaya Str., Maikop, Adygea Republic, 385000, Russia

Gribina Lyudmila Vladislavna, assistant professor department of general pedagogy, Ph.D., assistant professor

Adyghe State University

208, Pervomaiskaya Str., Maikop, Adygea Republic, 385000, Russia

andsheh(a),mail. ru

ORCID: 0000-0002-4395-8337

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.