Научная статья на тему 'Обновление профессиональных задач педагогов в контексте требований стандартов нового поколения'

Обновление профессиональных задач педагогов в контексте требований стандартов нового поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL STANDARD / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УУД) / UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS (UUD) / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ ПОНЯТИЯ / THE CONCEPT OF INTERDISCIPLINARY / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА / PROFESSIONAL TASKS TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шехмирзова Анджела Мухарбиевна, Грибина Людмила Владиславовна

Статья посвящена актуальной проблеме обновления профессиональных задач педагогов в условиях реализации требований стандартов нового поколения. На основе исследовательского и практического авторского опыта представляется более широкое понимание образовательных результатов по всем школьным дисциплинам в соответствии с требованиями стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шехмирзова Анджела Мухарбиевна, Грибина Людмила Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обновление профессиональных задач педагогов в контексте требований стандартов нового поколения»

PEDAGOGICAL SCIENCES

Upgrading professional tasks teachers in the context of standards requirements a

new generation Shekhmirzova A.1, Gribina L.2 (Russian Federation) Обновление профессиональных задач педагогов в контексте требований стандартов нового поколения Шехмирзова А. М.1, Грибина Л. В.2 (Российская Федерация)

'Шехмирзова Анджела Мухарбиевна / Shekhmirzova Andzhela — кандидат педагогических наук, доцент,

кафедра общей педагогики; 2Грибина Людмила Владиславовна / Gribina Lyudmila — кандидат педагогических наук, доцент,

кафедра русского языка и методики преподавания, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Адыгейский государственный университет, г. Майкоп, Республика Адыгея

Аннотация: статья посвящена актуальной проблеме обновления профессиональных задач педагогов в условиях реализации требований стандартов нового поколения. На основе исследовательского и практического авторского опыта представляется более широкое понимание образовательных результатов по всем школьным дисциплинам в соответствии с требованиями стандартов. Abstract: the article is devoted to an actual problem of renovation of professional problems of teachers in the conditions of implementation of a new generation of standards. On the basis of research and practical experience of the author appears wider understanding of educational outcomes for all school subjects in accordance with the requirements of the standards.

Ключевые слова: образовательный и профессиональный стандарт, универсальные учебные действия (УУД), межпредметные понятия, педагогическая диагностика, профессиональные задачи педагога. Keywords: educational and professional standard, universal educational actions (UUD), the concept of interdisciplinary, pedagogical diagnostics, professional tasks teacher.

Современные федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общеобразовательных школ поставили перед организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требование обновления профессиональных задач педагогов, а соответственно, преподавателей вузов. Основные положения стандартов предусматривают новое понимание учебной деятельности обучающихся в образовательном пространстве. Целевые установки современного школьного образования расширили свое предметное поле. Поэтому задачи современного педагога связаны не только с конструированием опыта работы с предметным содержанием, но и формированием у школьников универсальных учебных действий (УУД), компетенций социального характера, позволяющих им социализироваться в дальнейшей жизни. Профессиональные задачи современного педагога стали заметно шире, более социализированными, чем функции передачи предметного содержания дисциплин. Значимым становится формирование у обучающихся нового опыта самостоятельного решения различных жизненных задач. Для этого необходимым является организация деятельности школьников средствами содержания различных предметов в контексте требований современных федеральных государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) образования. Новое более широкое понимание образовательных результатов по всем школьным дисциплинам определяются в требованиях ФГОС, нашедших отражение в метапредметных, предметных и личностных результатах. В метапредметных результатах педагоги-предметники должны задать способы деятельности, осваиваемые школьниками не только в учебном процессе, но и имеющими применимость в жизни. Включение в учебный процесс УУД должно помочь обучающимся в решении различных жизненных задач. Значимым аспектом в достижении метапредметных результатов являются межпредметные понятия, которые не имеют конкретизации в самих стандартах. Некоторую ясность вносят примерные основные образовательные программы (ООП), представленные на сайте реестра ООП. С учетом требований, необходимых для реализации педагогом в современном образовательном процессе обновляются их профессиональные задачи. Каждым педагогом должна быть проведена серьезная работа по осмыслению процессуальной стороны обучения, имеющей значимость для педагогической диагностики. Овладение педагогической диагностикой, которая вместе с педагогическим контролем входит в понятие мониторинга, становится актуальной профессиональной задачей педагога.

Педагогическая диагностика как одна из значимых областей профессиональных задач педагога-практика рассматривается исследователями через осуществляемую им деятельность по выявлению актуального состояния и тенденций индивидуально-личностного развития обучающихся, направленную на управление качеством образовательного процесса [1]. Педагогическая диагностика активно вошла в профессиональный инструментарий педагогов в связи с введением стандартов нового поколения. Она позволяет осознать процессуальную сторону организации процесса обучения, понять структуру учебно-познавательной деятельности обучаемых и успехи их продвижения в овладении теми или иными УУД, межпредметными понятиями. Выявление слабых и сильных сторон позволяет педагогу дальше выстраивать стратегию профессиональной деятельности. Именно педагогическая диагностика позволяет педагогу-практику обнаружить реальные проблемы в учебно-познавательной деятельности обучаемых, в овладении ими образовательными результатами (метапредметными, предметными, личностными), проанализировать итоги входного, текущего, рубежного контроля, включая систему мониторинга со стороны администрации образовательной организации в целом.

Особо значимо, что педагогическая диагностика ориентирована на характеристику фактического состояния обучающихся (уровня освоения, характера обучаемости и обученности в овладении действиями) и самого процесса обучения. Она позволяет определить соответствие методики предметного обучения достижению образовательных результатов, способствующих продуктивности образовательного процесса для социализации обучающихся. Эти результаты выступают составляющими заданий общероссийского мониторинга оценки качества школьного образования.

Конкретные результаты, выраженные на языке деятельности обучаемых, представляются в тематическом планировании рабочей программы педагога и отражаются в формулировке задач уроков. Решение каждой задачи урока предполагает систему действий обучаемого, направленную на формирование, получение и отработку базового содержания предмета на материале ее конкретной темы. Именно поэтому значимым является первостепенная формулировка задач конкретного урока на языке деятельности обучаемого. Это позволяет понять процессуальную составляющую конкретного урока и обнаружить структуру учебной деятельности в каждой из задач, связанных с результатами обучения. Здесь важно соблюдение принципа преемственности, реализация которого предполагает обнаружение доминант. Возникает необходимость обсуждения проблемы в рамках методического объединения для выявления доминирующих действий школьников на каждой возрастной ступени обучения. Программа развития УУД позволяет определить последовательность освоения действий обучаемого в рамках изучения содержания предмета. К примеру, в 5-6 классах обучаемые осваивают действия описания, выделение главной мысли, составление простого плана, формулировки вопросов, без которых они не в состоянии составлять схемы в 7 классе и доказывать, делая выводы, на ступени 8 класса. В качестве другого примера можно привести три действия, используемых на основной ступени в обучении по различным предметам, и которые не могут формироваться без наличия действий, которыми должны оперировать школьники на начальной ступени. Это умения объяснять, формулировать вопросы, планировать учебные действия, на которых выстраиваются познания школьников. Однако они не могут формироваться без ряда действий, предварительно освоенных на начальной ступени. Так, овладение на основной ступени умением объяснять предполагает освоение на начальном этапе умения выделять главную мысль, существенные признаки и составлять план. И дальше на этапе старшей ступени без наличия этого же умения объяснять становится затруднительным развитие других видов действий (реферирование, работа со справочными изданиями и другими источниками информации). Отсюда необходимость совместной работы педагогического коллектива по формированию системы УУД с учетом принципа преемственности. Без совместного планирования педагогическим коллективом программы развития УУД и обсуждения его диагностического инструментария невозможно продуктивное решение ряда профессиональных задач. Поэтому все педагоги в пояснительной записке рабочей программы по конкретному предмету прописывают формируемые УУД на весь образовательный курс, определяя их развитие на каждой ступени обучения (начальной, основной, старшей). Они отслеживаются на основе карты преемственности их формирования с учетом исходного уровня обучающихся на основе входной и рубежной диагностики. Целесообразно прописать критерии выполнения действий для различных уровней (базового, достаточного, продвинутого). Затем каждый педагог фиксирует этапы развития УУД с помощью диагностических предметных материалов. Процесс формирования УУД могут прослеживать сами обучающиеся в индивидуальных картах, представляя результаты на диаграммах, графиках освоенности действий. А далее в технологической карте конкретного урока после формулировки его задач определяются планируемые результаты (метапредметные, предметные, личностные). При этом, метапредметные и предметные результаты более инструментальны, ощутимы на каждом уроке, в то время как обнаружение личностных (ценностные установки, ориентации) - затруднительны после одного занятия (несмотря на вклад каждого урока в их развитие). Личностные результаты подлежат не

70

оцениванию, а диагностике и осмыслению педагогами хода к их продвижению, определению направлений работы с конкретным обучающимся посредством методов наблюдения, взаимодействия, системы открытых вопросов и заданий, психологических методик.

Педагог должен видеть задачи и результаты обучения для прописывания в технологической карте задачи деятельности обучаемого, виды которой соотносятся с метаредметными, предметными и личностными результатами. Прописывание доминирующих действий школьников в рабочей программе позволяет педагогу видеть, к чему стремиться и на что опираться. Именно с этой целью важно применение педагогической диагностики, позволяющей педагогу выявить результаты на начальном этапе обучения и понять стратегию выстраивания собственной профессиональной деятельности, выявить «проблемные точки», с учетом которых следует определить технологию организации урока для их продуктивного решения. Включение диагностических мероприятий в деятельность педагога обновляет систему его профессиональных задач и расширяет социально-педагогические функции. При этом каждый педагог-предметник должен уметь видеть выход на социализацию преподаваемого предмета.

Обновление профессиональных задач происходит с учетом требований профессионального стандарта педагога, прошедшего широкое активное обсуждение в педагогических кругах. Между тем, проведенный анализ общеобразовательной практики выявил невысокий уровень подготовки педагогов к их осуществлению [3]. Отсюда современное фактическое состояние практики реализации требований стандартов нового поколения в образовательном процессе общеобразовательной организации актуализирует необходимость более тесного взаимодействия высшей и общеобразовательной школ [3].

Новые требования времени расширяют спектр профессиональных задач педагога современной общеобразовательной школы и его должностных обязанностей в осуществлении образовательного процесса.

Литература

1. Ингекамп Карлхайнц. Педагогическая диагностика: [пер. с нем.]. М.: Педагогика, 1991. 238 с.

2. Шехмирзова А. М., Грибина Л. В. Согласование требований образовательного и профессионального стандартов как условие эффективной подготовки педагогов // Education & Science, 2016: Материалы II Международной научно-практической конференции для работников науки и образования (15 августа, 2016 г.) / Под ред. Е. А. Бобковой и др. St. Louis, Missouri, USA: Science and Innovation Center Publishing House, 2016. 116 с. С. 97-99.

Communicative competence of students of legal specialties Nyssanova S.1, Bakhshatova G.2 (Republic of Kazakhstan) Коммуникативные компетенции студентов юридических специальностей Нысанова С. К.1, Бахшатова Г. Н.2 (Республика Казахстан)

'Нысанова Санжан Куандыковна /Nyssanova Sanzhan - кандидат исторических наук; 2Бахшатова Гульмира Наурзбаевна / Bakhshatova Gulmira - старший преподаватель, факультет экономики и права, кафедра гражданско-правовых дисциплин, Атырауский государственный университет им. Х. Досмухаметова, г. Атырау, Республика Казахстан

Abstract: formation of communicative competence of students-future lawyers is a didactic model that includes organizational, pedagogical, and educational-methodical conditions (software and information support of the educational process, the relationship of academic classes and extracurricular work, the development of teaching materials.

Аннотация: формирование коммуникативной компетентности студентов - будущих юристов является дидактической моделью, которая включает в себя организационные, педагогические и учебно-методические условия (программное обеспечение и информационное обеспечение учебного процесса, взаимосвязь академических занятий и внеклассной работы, разработка учебно-методических материалов).

Keywords: competence, lawyer, educational process, academic achievement.

Ключевые слова: компетенция, юрист, образовательный процесс, академические достижения.

Republic of Kazakhstan education system is aimed at the entry into the world educational space, so the quality of education is considered in the context of compliance with the level of educational services received

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.