Научная статья на тему 'Универсальные компетенции как системный образовательный результат совместной деятельности педагогического коллектива вуза: методологический аспект'

Универсальные компетенции как системный образовательный результат совместной деятельности педагогического коллектива вуза: методологический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE-BASED APPROACH / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ /ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / UNIVERSAL /CULTURAL COMPETENCE / ВУЗОВСКАЯ ПРАКТИКА / UNIVERSITY PRACTICE / НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / NORMATIVE DOCUMENTS OF HIGHER EDUCATION / СИСТЕМНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / RESULT OF EDUCATIONAL SYSTEM / СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / JOINT ACTIVITIES / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ ВУЗА / TEACHING STAFF OF THE UNIVERSITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА / PROFESSIONAL STANDARD OF THE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шехмирзова Анджела Мухарбиевна, Грибина Людмила Владиславна

В статье раскрывается социальная значимость и сущность формирования универсальных /общекультурных компетенций в условиях практической реализации компетентностного подхода. Проведен анализ нормативных документов по педагогическому направлению подготовки. Обобщен опыт формирования универсальных компетенций в ряде российских вузов. Выявлены методологические проблемы вузовской практики формирования универсальных компетенций. Новизна достигнутого в процессе данного исследования результата заключается в представлении универсальных компетенций как системного образовательного результата совместной деятельности профессорско-преподавательского коллектива вуза в условиях введения профстандарта педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шехмирзова Анджела Мухарбиевна, Грибина Людмила Владиславна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIVERSAL COMPETENCIES AS A SYSTEM EDUCATIONAL RESULT OF THE JOINT ACTIVITY OF THE TEACHING STAFF OF THE UNIVERSITY: THE METHODOLOGICAL ASPECT

The article reveals the social significance and essence of the formation of universal / general cultural competencies in the context of the practical implementation of the competence approach. The analysis of normative documents on pedagogical direction of preparation is carried out. The experience of forming universal competencies in a number of Russian universities is generalized. Methodological problems of university practice of forming universal competences are revealed. The novelty of the result achieved in the process of this study is the presentation of universal competencies as a systemic educational result of the joint activity of the teaching staff of the university in the conditions of the introduction of the teacher’s professional standard.

Текст научной работы на тему «Универсальные компетенции как системный образовательный результат совместной деятельности педагогического коллектива вуза: методологический аспект»

УДК 378.14.015.62

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ КАК СИСТЕМНЫЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ВУЗА: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Шехмирзова А.М., Грибина JI.B.

В статье раскрывается социальная значимость н сущность формирования универсальных /общекультурных компетенций в условиях практического реализации компетентностного подхода. Проведен анализ нормативных документов по педагогическому направлению подготовки. Обобщен опыт формирования универсальных компетенций в ряде российских вузов. Выявлены методологические проблемы вузовского практики формирования универсальных компе-тенции. Новизна достигнутого в прогрессе данного исследования результата заключается в представлении универсальных компе-тенгщгО как системного образовательного результата совместного деятельности профессорско-преподавательского коллектива вуза в условгшх введения профстандарта педагога.

Ключевые слова: компетентностный подход; универсальные / общекультурные компетенгщи; вузовская практика; нормативные документы высшего образования; системный образовательный результат: совместная деятельность; педагогическигО коллектив вуза: профессгюнальный стандарт педагога.

UNIVERSAL COMPETENCIES AS A SYSTEM EDUCATIONAL RESULT OF THE JOINT ACTIVITY OF THE TEACHING STAFF OF THE UNIVERSITY: THE METHODOLOGICAL ASPECT

Shekhmirzova A.M., Gribina L. V.

The article reveals the social significance and essence of the formation ofuniversal/general cultural competencies in the context of the practical

implementation of the competence approach. The analysis of normative documents on pedagogical direction of preparation is carried out. The experience of forming universal competencies in a number of Russian universities is generalized. Methodological problems ofuniversity practice of forming universal competences are revealed. The novelty of the result achieved in the process of this study is the presentation ofuniversal competencies as a systemic educational residt of the joint activity of the teaching staff of the university in the conditions of the introduction of the teacher's professional standard.

Keywords: competence-based approach; universal /cultural competence; university practice: normative documents of higher education; residt of educational system; joint activities; teaching staff of the university; professional standard of the teacher.

В настоящее время в рамках Болонского процесса в системе российского высшего образования происходят кардинальные преобразования. Определенные сложности связаны с практической реализацией компетентностного подхода в образовательном процессе российских вузов. Достаточно понятная идеология компетентностного подхода в современной вузовской практике имеет определенные недостатки методологического характера. Внедрение данного подхода в нормативную составляющую российского высшего образования не является достаточным для его практической реализации в образовательном процессе. Наиболее значительная содержательная трудность возникает при определении универсальных/ общекультурных компетенций в структуре основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) высшего образования (ВО) и профессионального стандарта педагога. На сегодняшний день Минобрнауки РФ утверждены методические рекомендации по актуализации действующих ФГОС ВО с учетом принимаемых профессиональных стандартов (№ДЛ-2/05вн от 22.01.2015 г.). В них предлагаются внесение уточнений в содержащиеся в ранней ре-

дакции ФГОС формулировки общекультурных компетенций (ОК) с учетом Дублинских дескрипторов, что подтверждает общемировую ориентацию на обеспечение качества высшего образования в рамках Болонского соглашения [1]. В документе отмечается установление уже в новой редакции ФГОС единых универсальных компетенций для каждого уровня ВО с учетом преемственности и различий между ними.

Универсальные компетенции (УК) являются интегрированными образовательными результатами, которыми должны овладеть выпускники в ходе освоения профессиональных программ ВО для успешного осуществления будущей деятельности.

Проведенный анализ нормативных документов по ВО, многочисленных научных публикаций отечественных и зарубежных исследователей по проблеме универсальных компетенций, изучение состояния практики высшего образования, обобщение опыта деятельности ряда российских вузов, позволил выявить недостаточность разработанности их теоретико-методологических основ. Несомненная значимость УК в обеспечении качества высшего образования в контексте положений Болонского соглашения, с одной стороны, и трудности методического, ресурсного, кадрового и структурного порядка, с другой стороны, обусловили актуальность выявления методологических проблем современной вузовской практики и их формирования как системного образовательного результата совместными усилиями профессорско-преподавательского коллектива.

Целью исследования является выявление методологических проблем формирования УК в современном вузе как системного образовательного результата совместной деятельности профессорско-преподавательского коллектива вуза. Для достижения данной цели были обозначены и решены различные исследовательские задачи с помощью комплекса взаимодополняющих методов научного исследования (теоретический анализ зарубежной и отечественной научной литературы, анализ вузовского опыта российских вузов формирования УК по многочисленным

научным публикациям, анализ ФГОС ВО по педагогическому направлению подготовки, учебных планов, рабочих программ дисциплин, наблюдение, беседа с вузовским преподавательским коллективом и др.).

Как показал сравнительно-сопоставительный анализ ФГОС ВО по педагогическому направлению подготовки в части образовательных результатов и требований профессионального стандарта педагога можно заключить, что возникают практические трудности в их реализации, которые могут быть устранены только целенаправленной совместной деятельностью педагогического коллектива вуза. Преобладание в образовательной практике работы российских вузов все еще предметной направленности не позволяет обеспечивать качество, сфокусированное на логичности последовательного освоения компетенций в рамках как дисциплинарных, так и междисциплинарных модулей с функционированием элементов обратной связи. Здесь и возникает первая методологическая проблема формирования УК, связанная с не исследован-ностью структуры УК и отсутствием теоретических разработок преемственного их формирования на различных этапах обучения в рамках компетентностной модели выпускника с учетом проф-стандарта педагога [2]. Отсутствие эмпирического наполнения УК не позволяет осмыслить их значимость для овладения других профессиональных компетенций, ведущих к успешности профессиональной деятельности. С учетом модернизации российской системы ВО она может быть устранена на этапе разработки ОПОП с учетом Профстандартов с использованием методических рекомендаций, утвержденных Минобрнауки РФ.

Другая методологическая проблема возникает при практическом формировании УК в образовательном процессе вуза. Отсутствие единого понимания сущности и состава УК с учетом трудовых функций профстандарта педагога обусловило наличие в практике ВО явления игнорирования процедуры оценивания их сформированности на различных этапах обучения в ходе освоения ОПОП. Как показывает анализ практики ВО, зачастую студенты

не в состоянии продемонстрировать уровень сформированности УК на отдельных этапах обучения. Между тем, УК формируются дисциплинарными и междисциплинарными модулями ОПОП, образовательными технологиями системного уровня, образовательной средой вуза.

Изменяющиеся социально-экономические условия с учетом общественных потребностей, интересов государства, личности и работодателей и социальная направленность УК, обуславливают необходимость разработки их состава с учетом профстандар-та педагога и комплексных показателей оценки образовательных результатов как основы для оценочных процедур при итоговой аттестации. Целостное решение выявленных методологических проблем современной вузовской практики формирования УК как системного образовательного результата возможно только совместными усилиями профессорско-преподавательского коллектива вуза.

Список литературы

1. Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования (проект TUNING) / Под науч. ред. В.И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 211 с.

2. Шехмирзова A.M., Пшизова А.Р. Компетентностная модель выпускника вуза в контексте модернизации российской системы высшего образования // Paradigmata poznäni. №4, 2015. С. 154-160.

References

1. Bolonskiy protsess: poisk obshchnosti evropeyskikh sistem vysshego ob-razovaniya (proekt TUNING) / Pod nauch. red. V.l. Baydenko. M.: Is-slcdovatcl'skiy tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2006. 211 s.

2. ShekhmirzovaA.M., PshizovaA.R. Kompetentnostnaya model"vypusk-nika vuza v kontekste modemizatsii rossiyskoy sistemy vysshego obra-zovaniya // Paradigmata poznäni. №4, 2015. S. 154-160.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Шехмирзова Анджела Мухарбиевна, доцент кафедры общей педагогики, кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет» ул. Первомайская, 208, г. Майкоп. Республика Адыгея, 385000, Российская Федерация

Грибина Людмила Владиславна, доцент кафедры русского языка и методики преподавания факультета педагогики и психологии, кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет» ул. Первомайская, 208, г.Майкоп, Республика Адыгея, 385000, Российская Федерация andsheh(â)mail. ru

DATA ABOUT THE AUTHORS Shekhmirzova Andzhela Muharbievna, assistant professor department of general pedagogy, Ph.D., assistant professor

Adyghe State University

208, Pervomaiskaya Str., Maikop, Adygea Republic, 385000 Russia

Gribina Lyudmila Vladislavna, assistant professor department of general pedagogy, Ph.D., assistant professor

Adyghe State University

208, Pervomaiskaya Str., Maikop, Adygea Republic, 385000Russia

andsheh(a)mail. ru

ORCID: 0000-0002-4395-8337

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.