608 ПРЕСТУПЛЕНИЕ - НАКАЗАНИЕ - ИСПРАВЛЕНИЕ
Научная статья
УДК 343.2
Doi: 10.33463/2687-1238.2022.30(1-4).4.608-615
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЪЕКТОВ СИСТЕМЫ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ
Светлана Сергеевна Цапанова1
1 Владимирский юридический институт ФСИН России, г Владимир, Россия, tsapanovass@.
yandex.ru, https://orcid.org/0 0 00-0002-7074-537X
Аннотация. Действующее уголовное законодательство в основном ориентировано на мирное время. Для российской науки, в том числе для уголовного права, особое значение имеет вопрос о действии законодательства при определенных условиях, к числу которых относится и военное положение. В статье рассматриваются условия военного положения, указывается система уголовных наказаний, наиболее актуальная для военного времени, которая в первую очередь отвечает целям военного положения, а затем уже целям наказания, установленным уголовным законом. Анализируется возможность взаимодействия объектов системы при назначении наказания и при его исполнении в условиях военного времени. В заключение формулируются выводы относительно механизма применения и взаимодействия элементов системы уголовных наказаний при режиме военного положения.
Ключевые слова: военное положение, взаимодействие, исполнение, объект, система, уголовное наказание
Для цитирования
Цапанова С. С. Взаимодействие объектов системы уголовных наказаний в условиях введения военного положения // Человек: преступление и наказание. 2022. Т. 30(1-4), № 4. С. 608-615. DOI: 10.33463/2687-1238.2022.30(1-4).4.608-615.
© Цапанова С. С., 2022
(сс)®®@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons by nc sa Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0
ПРЕСТУПЛЕНИЕ - НАКАЗАНИЕ - ИСПРАВЛЕНИЕ 609
Original article
INTERACTION OF OBJECTS OF THE SYSTEM OF CRIMINAL PENALTIES IN THE CONDITIONS OF THE INTRODUCTION OF MARTIAL LAW
Svetlana Sergeevna Capanova1
1 Vladimir Law Institute of the FPS of Russia, Vladimir, Russia, [email protected], https://orcid.org/0 0 00-0002-7074-537X
Abstract. The current criminal legislation is mainly focused on peacetime. For Russian science, including criminal law, the issue of the operation of legislation under certain conditions, including martial law, is of particular importance. The article discusses the conditions of martial law, indicates the system of criminal penalties that is most relevant for wartime, which primarily meets the goals of martial law, and then the goals of punishment established by criminal law. The possibility of interaction of objects of the system during the imposition of punishment and during its execution in wartime conditions is analyzed. In conclusion, conclusions are formulated regarding the mechanism of application and interaction of elements of the system of criminal penalties under martial law.
Keywords: martial law, interaction, execution, object, system, criminal punishment
For citation
Capanova, S. S. 2022, 'Interaction of objects of the system of criminal penalties in the conditions of the introduction of martial law', Man: crime and punishment, vol. 30(1-4), iss. 4, pp. 608-615, doi: 10.33463/2687-1238.2022.30(1-4).4.608-615.
Система уголовных наказаний должна быть эффективной как в мирное время, так и в экстремальных условиях, к числу которых относится военное положение. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии. Из данного определения следует, что правовой основой указанного режима являются Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ, принятые на его основе федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в данной области. Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации.
Система наказаний должна отвечать условиям, а также целям военного времени. Данная система находится в состоянии постоянного взаимодействия ее объектов, которое нацелено на создание надлежащих условий применения всех механизмов системы уголовных наказаний. Уголовные наказания должны иметь возможность индивидуали-
610 ПРЕСТУПЛЕНИЕ - НАКАЗАНИЕ - ИСПРАВЛЕНИЕ
зировать наказание не только при его назначении, но и в процессе исполнения, заменяя и дополняя друг друга.
В рамках других исследований мы анализировали перечень наказаний, установленный современным уголовным законодательством, на предмет соответствия достижению целей введения военного положения. Полученные результаты позволили выявить перечень уголовных наказаний из установленных уголовным законом, применение которых в должной мере будет способствовать решению задач и достижению цели военного положения. К числу таковых отнесли обязательные работы, исправительные работы, принудительные работы, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы и смертную казнь. Вместе с тем введение режима военного положения, согласно нашим заключениям, предполагает не только назначение отдельных наказаний, но и их исполнение. В связи с этим встает вопрос об их замене эффективными наказаниями в условиях военного времени.
При назначении уголовных наказаний применению подлежит институт дополнительного наказания, который позволяет внести корректировку в перечень правоограничений, назначенных по приговору суда, что индивидуализирует воздействие на лицо, совершившее преступление, с учетом всех его обстоятельств. Так, за 2016 г. к основному было назначено дополнительное наказание в 100 927 приговорах, в 2017 г. рост продолжился -119 343, в 2018 г. - уже 143 651, в 2019 г. наблюдается небольшое снижение - 98 510 с последующим снижением в 2020 г. - 94 576 и небольшим ростом в 2021 г. - 99 0711.
С учетом сокращения перечня уголовных наказаний, подлежащих применению в условиях военного положения, отметим, что среди наказаний, предлагаемых к использованию, отсутствуют наказания, которые могут быть применены в качестве дополнительных. Это позволяет говорить об отсутствии необходимости настраивания механизма взаимодействия наказания в рассматриваемых условиях военного режима. Возможно, это не позволит всецело достичь целей наказания, которые установлены уголовным законом, так как будут ограничены пределы воздействия первого. Однако нельзя не отметить, что такой подход способствует оптимизации системы наказаний для достижения целей введения военного положения. Очевидно, что при этом цели военного положения выходят на первый план, превалируя над целями уголовного наказания, что представляется нам в данных условиях вполне оправданным и логичным.
Кроме того, в рамках взаимодействия при назначении уголовных наказаний возможна замена наказания, что может повлечь за собой его смягчение или, наоборот, ужесточение. Данные возможности заложены в ч. 2 ст. 60 УК РФ, отсылающей к другим нормам уголовного закона. В частности, смягчение возможно на основании положений ст. 64 УК РФ, предусматривающей возможность замены установленного соответствующей санкцией статьи уголовного наказания более мягким, назначение наказания ниже низшего предела, предусмотренного Особенной частью уголовного закона, или неприменением дополнительного наказания, если таковое предусмотрено в обязательном порядке при наличии исключительных обстоятельств, которые связаны с целями и мотивами преступления, ролью виновного, а также поведение последнего во время или после совершения преступления, и иные обстоятельства, которые снижают степень общественной опасности преступления, а равно при активном содействии участника группового преступления раскрытию этого преступления.
1 Данные статистики приведены по материалам интернет-сайта Агентства правовой информации ЬНр8://з1а1апи-пресс.рф (дата обращения: 20.05.2022).
ПРЕСТУПЛЕНИЕ - НАКАЗАНИЕ - ИСПРАВЛЕНИЕ 611
В свою очередь, ужесточение наказания возможно в случаях назначения наказания по совокупности преступлений или по совокупности приговоров в соответствии со ст. 69, 70 УК РФ. Данный механизм предусматривает, что при совокупности преступлений наказание назначается отдельно за каждое совершенное преступление. Окончательное наказание назначается путем поглощения менее строгого наказания более строгим либо путем частичного или полного сложения назначенных наказаний. При назначении наказания по совокупности приговоров к наказанию, назначенному по последнему приговору суда, частично или полностью присоединяется неотбытая часть наказания по предыдущему приговору суда.
Представленный механизм замены наказаний, предусмотренный указанными нормами, вписывается в рамки предложенной нами системы уголовных наказаний в условиях военного времени. При этом наиболее мягким наказанием будут обязательные работы, замена на которые возможна и в настоящее время, и в военное время, а наиболее строгим наказанием - смертная казнь, механизм замены лишением свободы на определенный срок других наказаний будет успешно функционировать и в условиях войны. В связи с этим вносить какие-либо изменения в его реализацию нет необходимости.
В условиях введения военного положения успешно может функционировать и механизм замены наказаний, отдельно регулируемый уголовным законодательством. Он предусмотрен в отношении наказаний в виде пожизненного лишения свободы и смертной казни (ч. 4 ст. 62, ч. 1 ст. 65, ч. 4 ст. 66, ч. 3 ст. 59, ч. 1 ст. 53.1 УК РФ). Вместе с тем будет ограничена замена наказаний при осуждении военнослужащих в соответствии с ч. 1 ст. 51 УК РФ в части регулирования замены исправительных работ ограничением по военной службе, а также в соответствии с ч. 1 ст. 55 УК РФ в части замены лишения свободы на определенный срок содержанием в дисциплинарной воинской части. В условиях военного времени их применение считаем неэффективным, поэтому указанные наказания, применяемые в отношении данных лиц, не подлежат назначению, по нашему мнению. При этом внесение изменений в законодательство для ограничения применения указанных статей не потребуется, что обусловлено неприменением данных мер.
Таким образом, предложенная усеченная система уголовных наказаний, подлежащая применению в условиях военного времени, несколько ограничивает возможности реализации данного механизма на стадии применения, но в целом он остается функциональным и достаточным в условиях военного времени. При этом разработка дополнительных связей между объектами системы наказаний для их взаимодействия не требуется, она может функционировать на основании имеющихся уголовно-правовых норм, что положительно оценивается для функционирования судебной системы и государства в целом в условиях войны.
Следующее направление взаимодействия объектов системы уголовных наказаний осуществляется при исполнении уже назначенных мер. Механизм такого взаимодействия имеет не менее важное значение по сравнению с применяемым при назначении наказания, и в особых условиях военного положения его актуальность повышается. Это обусловлено в том числе фактической необходимостью оперативного использования всех ресурсов страны во время войны. При рассмотрении данного механизма встает вопрос об исполнении назначенных наказаний, которые мы не включили в систему целесообразных для применения в условиях военного времени. Существует два варианта: первый заключается в исполнении уже назначенного уголовного наказания, что предполагает исполнение приговора суда, вынесенного до введения военного положе-
612 ПРЕСТУПЛЕНИЕ - НАКАЗАНИЕ - ИСПРАВЛЕНИЕ
ния. Данный вариант достаточно прост в реализации, не предусматривает каких-либо изменений, однако неэффективен с позиций решения поставленных задач военного положения. Второй вариант - заменить наказание при условии несоответствия его целям введения военного положения. В данном случае потребуется замена наказания на то, которое будет способствовать достижению целей, предусмотренных не только уголовным законом, но и введенным положением. В силу этого наказания в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, ограничения по военной службе, ограничения свободы, ареста и содержания в дисциплинарной воинской части, следуя логике, должны быть заменены наказаниями, применение которых наиболее оптимально. Такой вариант позволит эффективно использовать имеющиеся ресурсы в условиях военного времени. Вместе с тем его реализация граничит с нарушением прав осужденных. Проведем анализ возможности его применения, не допуская данные нарушения. В части наказаний, не предусматривающих более мягкие наказания в предлагаемой системе наказаний в условиях военного времени, возникает больше всего сложностей. Однако решение вопроса необходимо, иначе может разрушиться сама идея об ограничении их применения. Поскольку наиболее мягким наказанием в потенциальной системе наказаний военного положения являются обязательные работы, то такие наказания, как штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, требуют особого внимания.
В части наказания в виде штрафа отметим, что на исполнение данного наказания отводится достаточно небольшой промежуток времени - 60 дней без рассрочки платежа. Данный срок незначителен в условиях ведения войны. Следует также учитывать, что лишь незначительная часть вынесенных приговоров исполняется осужденными добровольно и служба судебных приставов вынуждена обращаеться в суд для замены данного наказания более строгим. Условия военного времени не окажут существенного влияния на порядок его исполнения. Кроме того, суды не смогут одномоментно рассмотреть огромное количество дел в рамках замены назначенного наказания, на что потребуется определенный промежуток времени, сопоставимый с временем для добровольной уплаты штрафа. Однако институт уголовного штрафа предусматривает такую возможность, как рассрочка, если осужденный не имеет возможности единовременно уплатить штраф, суд по его ходатайству может рассрочить уплату штрафа на срок до пяти лет. При таких обстоятельствах с учетом объективных сложностей уплаты штрафа в условиях введения военного положения штраф скорее всего не будет оплачиваться и прямой умысел осужденного на уклонение будет отсутствовать. Справедливость замены более строгим наказанием в данном случае вызывает сомнения, так как осужденный по не зависящим от него причинам не сможет уплатить штраф. В связи с этим возникает проблема: уплата невозможна, но и замена несправедлива. В данном случае считаем возможным применить институт отсрочки исполнения приговора и отсрочить уплату штрафа в соответствии с положениями ч. 2 ст. 398 УК РФ. Таким образом, не потребуется внесение каких-либо изменений в действующее законодательство, достаточно будет воспользоваться уже установленными нормами закона.
Следующее наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью считаем также нецелесообразным к приме-
ПРЕСТУПЛЕНИЕ - НАКАЗАНИЕ - ИСПРАВЛЕНИЕ 613
нению в условиях военного времени. Однако стоит отметить, что данное наказание не предусматривает механизма его замены, в том числе в связи с нарушением установленного порядка отбывания наказания. Среди возможных вариантов разрешения выявленной проблемы можно отметить разработку данного механизма замены и его внедрение в законодательство. Его введение может быть достаточно сложным в условиях войны: суды будут загружены рассмотрением других дел, если в условиях мирного времени законодатель на протяжении десятилетий не может справиться с данным вопросом, то предполагаемые условия станут дополнительным препятствием. Кроме того, при его разработке могут возникнуть другие вопросы. В частности, замена данного наказания будет проблематична ввиду отсутствия некой математической модели такой замены, что регламентировано в отношении ряда других наказаний. В связи с этим наиболее оптимальным будет являться применение института отсрочки аналогично штрафу. Такой подход не потребует дополнительных сложных законодательных конструкций и может быть достаточно легко внедрен. За образец должна быть взята норма ч. 2 ст. 398 УПК РФ, однако должно быть введено условие - введение военного положения. С учетом этого предлагаем изложить ч. 2.1 ст. 398 УПК РФ в следующей редакции: «Исполнение лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью подлежит отсрочке при введении военного положения до его отмены».
Еще один вид уголовного наказания, являющийся, по нашему мнению, неэффективным в условиях войны, - лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. Так как данный вид наказания исполняется одномоментно, проблема замены этой меры воздействия снимается автоматически: наказание уже исполнено, в связи с чем отменить его исполнение уже невозможно.
Следующая группа наказаний предусматривает более мягкое наказание в рамках предлагаемой системы наказаний военного времени - обязательные работы и исправительные работы. Фактически механизм замены данных наказаний уже существует, требуется лишь его оценка в условиях введения военного положения.
Ограничение по военной службе назначается лишь в отношении военнослужащих. К механизму его применения имеется множество вопросов со стороны как теории, так и практики. Замена возможна лишь при увольнении из рядов Вооруженных Сил России: замена более мягким наказанием, равно как и более строгим в условиях военного времени и с учетом действующего уголовного наказания, не представляется возможной. Складывается ситуация, в которой замена наказания невозможна, а его исполнение в условиях военного времени не представляется эффективным, но и отменить его нельзя. При таких обстоятельствах возможным видится применение отсрочки его исполнения аналогично штрафу и наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В связи с этим полагаем целесообразным дополнить ранее внесенное предложение по совершенствованию законодательства путем внесения слов «и ограничение по военной службе» после слов «или заниматься определенной деятельностью» в предлагаемой нами редакции ч. 2.1 ст. 398 УПК РФ.
Еще один вид нецелесообразного наказания в условиях военного положения - ограничение свободы. Замена данного наказания возможна лишь на более строгое наказание, что в юридической литературе оценивается негативно в условиях мирного времени. В соответствии с ч. 5 ст. 53 УК РФ данное наказание заменяется на принудительные работы и лишение свободы. При этом нет работающего механизма замены более мягким
614 ПРЕСТУПЛЕНИЕ - НАКАЗАНИЕ - ИСПРАВЛЕНИЕ
наказанием, однако такой механизм востребован, в том числе в условиях военного времени, что обусловлено необходимостью использования людских ресурсов и экономии организационно-управленческих сил и средств. Такие изменения стоит предусмотреть в рамках одной уголовно-правовой нормы, которая регламентирует ограничение свободы, для удобства ее реализации правоприменителем.
Аналогичные проблемы могут быть выявлены при анализе законодательной регламентации порядка исполнения и отбывания уголовного наказания в виде ареста: в соответствии со ст. 54 УК РФ он лишен вариантов замены на другое наказание, как более мягкое, так и более строгое. Что касается наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части, то, хотя данный вид наказания предусматривает возможность замены более мягким наказанием в соответствии с ст. 80 УК РФ, требуется соблюдение формальных критериев для его реализации, а именно истечение необходимых сроков отбытия назначенного наказания.
Учитывая изложенное, полагаем возможным и целесообразным применение в отношении данных уголовных наказаний единого механизма их замены. Наиболее оптимальным нам представляется введение дополнения в рамках положений ст. 80 УК РФ, регулирующей вопросы замены ряда уголовных наказаний. При этом удачными, а следовательно, применимыми могут являться нормы, предусмотренные ч. 3, 4 ст. 80 УК РФ. Так, ч. 3 указывает на направление замены - в сторону смягчения, а также его пределы - любой более мягкий вид наказания, а ч. 4 - на субъект обращения и учитываемые условия. В связи с этим предлагаем ввести ч. 5 ст. 80 УК РФ в следующей редакции: «При введении в действие военного положения суд заменяет уголовное наказание в виде ограничения свободы, ареста и содержания в дисциплинарной воинской части в соответствии с частью третьей настоящей статьи.».
Не менее актуальным является вопрос оценки проработанности механизма в отношении уголовных наказаний, применение которых целесообразно в условиях военного времени. Функционирующие наказания также должны обеспечивать возможность замены наказаний как более мягкими, так и более строгими даже в условиях военного времени. Так, самое мягкое наказание - обязательные работы не предполагает замены более мягким наказанием, следовательно, оно не нужно в предлагаемом нами варианте системы. В свою очередь, замена более строгим наказанием возможна на основании ч. 3 ст. 49 УК РФ: они могут быть заменены лишь принудительными работами и лишением свободы, то есть наказаниями, предлагаемыми нами в систему наказаний военного времени. Замена исправительных работ имеет также отлаженный механизм, по аналогии с обязательными работами. Данный механизм достаточно востребован в мирное время в отношении указанных наказаний, а значит, и отработан в практической деятельности судов, что, скорее всего, позволит решить организационно-правовые проблемы его применения и в условиях военного времени. Вместе с тем механизм замены указанных наказаний предусматривает замену лишь более строгим наказанием. В свою очередь, принудительные работы и лишение свободы на определенный срок предполагают замену более мягким наказанием, что в предлагаемом варианте системы регламентирует замену на обязательные работы или исправительные работы. Кроме того, наказание в виде принудительных работ на основании ч. 6 ст. 53.1 УК РФ может быть заменено и на лишение свободы, являющееся более строгим. Стоит отметить, что применение указанных норм будет целесообразным в условиях как мирного, так и военного времени.
ПРЕСТУПЛЕНИЕ - НАКАЗАНИЕ - ИСПРАВЛЕНИЕ 615
Наказания в виде пожизненного лишения свободы и смертной казни также имеют механизм замены. В соответствии с положениями ст. 84, 85 УК РФ к осужденным данных категорий могут быть применены акты амнистии и помилования соответственно, в результате чего им могут быть заменены назначенные наказания более мягким видом наказания.
Таким образом, анализ вопросов систематизации уголовных наказаний в условиях введения военного положения позволяет сделать следующие выводы.
Во-первых, взаимодействие уголовных наказаний как обязательный атрибут функционирования системы применим и в условиях военного времени. Несмотря на некоторую ограниченность, он находит воплощение в замене наказаний при их назначении, а также в период их исполнения.
Во-вторых, ограничение применения ряда наказаний, признанных нецелесообразными в условиях военного положения, не будет являться проблемой при назначении наказаний. Наказания, подлежащие применению, смогут компенсировать их отсутствие.
В-третьих, действующий механизм замены уголовных наказаний при их исполнении в настоящее время не предусматривает необходимые возможности взаимодействия наказаний, установленных уголовным законом. Еще более ситуация усугубляется с учетом внесенного нами ранее в ходе исследования предложения по исключению возможности реализации целого ряда наказаний в условиях введения военного положения. Выход из сложившейся ситуации видится в расширении возможностей в военное время реализации института отсрочки исполнения приговора в отношении наказаний в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и ограничения по военной службе, а также замены наказания в отношении ограничения свободы, ареста и содержания в дисциплинарной воинской части.
Информация об авторе
С. С. Цапанова - старший преподаватель кафедры управления и административно-правовых дисциплин.
Information about the author
S. S. Capanova - senior lecturer of the Department of Management and Administrative and Legal Disciplines.
Примечание
Содержание статьи соответствует научной специальности 5.1.4. Уголовно-правовые науки (юридические науки).
Статья поступила в редакцию 23.05.2022; одобрена после рецензирования 23.07.2022; принята к публикации 25.10.2022.
The article was submitted 23.05.2022; approved after reviewing 23.07.2022; accepted for publication 25.10.2022.