Научная статья на тему 'Взаимодействие норм, устанавливающих административную ответственность, и политических лозунгов в рамках взаимосвязи политики и права'

Взаимодействие норм, устанавливающих административную ответственность, и политических лозунгов в рамках взаимосвязи политики и права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
239
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИТИКА / ПРАВО / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЛОЗУНГИ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / POLITICS / LAW / POLITICAL SLOGANS / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Самбор Николай Анатольевич

В статье рассматриваются вопросы влияния политических решений, а также политической воли на реализацию законодательных норм, устанавливающих административную ответственность. В результате определяются два основных вида политических лозунгов, имеющих кардинально противоположное влияние на применение мер административной ответственности: правовые лозунги, которые поддерживают юридические предписания и необходимость их исполнения, и неправовые лозунги, которые призывают не исполнять или не применять меры административного принуждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the impact of policy decisions, as well as the political will to implement the legislation establishing the administrative liability. The result is determined by two main types of political slogans that have dramatically opposite effects on the application of administrative sanctions: legal slogans that support the legal requirements and the need for their implementation, and non-legal slogans that call not to execute or not to apply the measures of administrative coercion.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие норм, устанавливающих административную ответственность, и политических лозунгов в рамках взаимосвязи политики и права»

Административное право, административный процесс

97

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НОРМ, УСТАНАВЛИВАЮЩИХ АДМИНИСТРАТИВНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ,

И ПОЛИТИЧЕСКИХ ЛОЗУНГОВ В РАМКАХ ВЗАИМОСВЯЗИ

ПОЛИТИКИ И ПРАВА

САМБОР Николай Анатольевич

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы влияния политических решений, а также политической воли на реализацию законодательных норм, устанавливающих административную ответственность. В результате определяются два основных вида политических лозунгов, имеющих кардинально противоположное влияние на применение мер административной ответственности: правовые лозунги, которые поддерживают юридические предписания и необходимость их исполнения, и неправовые лозунги, которые призывают не исполнять или не применять меры административного принуждения.

Annotation. The article examines the impact of policy decisions, as well as the political will to implement the legislation establishing the administrative liability. The result is determined by two main types of political slogans that have dramatically opposite effects on the application of administrative sanctions: legal slogans that support the legal requirements and the need for their implementation, and non-legal slogans that call not to execute or not to apply the measures of administrative coercion.

Ключевые слова: политика, право, политические лозунги, административная ответственность.

Key words: politics, law, political slogans, administrative responsibility.

В сложившейся национальной и геополитической обстановке невозможно обойти стороной взаимосвязи политики и права, в первую очередь позитивного права, представляющего собой систему законодательных норм, призванных регулировать поведение участников общественных отношений. Как показывает жизнь, именно политическая составляющая в переломные периоды жизни государств, народов, общества выходит на передний план, тогда как право как универсальный, специфический регулятор общественных отношений фактически уходит на задний план. О праве вспоминают тогда, когда на повестку дня выходят вопросы, связанные с легитимацией и легализацией политической воли, представленной в деяниях лидеров, отдельных лиц и их групп.

В контексте озвученного считаем, что особое место отводится взаимодействию политики и норм публичного права, в первую очередь норм, которыми устанавливаются меры государственного принуждения, применение юридической ответственности, и непосредственно административной ответственности. Господство политических эмоций (даже не воли) часто приглушает голос права. При этом

в большинстве случаев неправовая система выступает предметом политических дискуссий, дебатов, иных политических и общественных преобразований, связанных с изменениями в обществе. Несмотря на это именно позитивное право в таких ситуациях в большинстве своем принимает удар на себя, подрывая собственный авторитет, авторитет права, в котором разочаровываются участники политических действий, также простые граждане.

Наряду с подобными глобальными политическими преобразованиями, часто приходится встречать на своем пути лозунги, связанные с игнорированием и неисполнением норм действующего законодательства, нормы которого устанавливают административную ответственность. Еще более страшно и ужасно, когда подобные лозунги срываются с уст лидеров государства, видных политических деятелей, государственных служащих.

Исходя из сказанного, предметом нашего исследования избрано влияние политических настроений на состояние правоприменительной практики, связанной с привлечением виновных лиц к административной ответственности.

98

Юридическая наука. 2015. № 2

В современном значении политику в самом общем виде можно определить как социальную сферу, в которой сталкиваются, борются, реализуются интересы (прежде всего экономические, материальные) больших социальных групп: классов; народов; национальных, религиозных, профессиональных сообществ и других социальных общностей. Политика и возникает как явление вместе с социальной дифференциацией общества, расслоением его на большие социальные группы, обладающие своими особыми (а порой и антагонистическими, то есть прямо противоположными) интересами1.

По сути дела политика представляет собой регулирование общественных отношений посредством их ориентирования, направления развития во многих областях или во всей их совокупности. Какова будет политика, то есть, в каком направлении, с какой целью и с использованием каких средств будут осуществляться властные усилия, зависит от степени развития каждого общества, от его социальной структуры, соотношения классовых сил, особенностей исторического развития, традиций и культуры. Политика проявляется через людей. Она адекватно отражает их качества, ценности1 2.

Для политики приоритетны как конституции и положения публичного права, так и их судебное применение и интерпретация, устанавливающие формальную базу политической практики, составляющие необходимое средство для подотчетности правительства и ограничений его деятельности3.

По существу политика как средство упрочения публичной власти по природе своей рассчитана на некое превышение законодательных полномочий субъектов, выступающих от лица государства. Эта способность политики поддерживается возможностью ее структур и институтов опираться не только на правовые механизмы, но и на непосредственную поддержку населения, его отдельных слоев, способных собственными средствами поддержи-

1 Право и политика. URL : http://rudiplom.ru/lekcii/pravo/ teoriapig/12.html (дата обращения: 11.03.2014).

2 Ирхин Ю.В. Взаимосвязь политики, морали и права // Вестник российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 1999. № 1. URL : http://stepanov01.narod.ru/ li-brary/joumal01/artide02.htm (дата обращения 11.03.2014).

3 Там же.

4

вать правительство, партии, лидеров и т.д. . Таким образом, политика выступает движущей силой для формирования, реформирования позитивного права в целом и отдельных его норм. Именно политика формулирует общие начала права исходя из соотношения противоборствующих сил (классов, групп и т.д.).

Право и политика - это понятия, раскрывающие содержание двух взаимосвязанных сфер общественной жизни. Право - система социальных норм, регулирующих общественные отношения, поведение людей и функционирование государственных органов. Оно - такой же ограничитель власти, как и традиция, сила, обычай, религия или мораль. Взаимоотношения права и политического государства двусторонни: государство санкционирует и конституирует систему права, делая ее публичной, общеобязательной, всеобщей, причем ее нарушение влечет за собой меры государственного воздействия; но, с другой стороны, само государство поддерживается и обеспечивается правом5.

Древнеримские мыслители считали, что право - Богом данное искусство добра и справедливости. По сути, в приведенной формуле дается нравственная характеристика права. В идеале взаимодействие политики и права должно приводить к их взаимоусилению, а политику подпитывать, облагораживать началами добра и справедливости. Позитивное право не существует там, где нет политики и самого главного политического института - государства. Как уже отмечалось, стратегический политический курс страны, поддержанный на выборах народом, становится концептуальной основой законотворческой деятельности. Государство юридически оформляет его, возводит в закон. Еще более значительна роль государства в деле реализации права, проведения его в жизнь. Ведь неработающее, нереализующееся право мертво. И тут во многом справедливо утверждение, что «право есть ничто без аппарата, способного принудить к соблюдению норм права». Правда, действие правовых норм нельзя сводить к государственному принуждению: на практике их реализация происходит, как правило, без обращения к государству. Активно развивающееся, например, до-

4 Политика и право. URL : http://yourlib.net/content/view/914/22/ (дата обращения: 11.03.2014).

5 Право и политика. URL : http://www.33333.ru/teoriya/ glossariy/glossariy.php?st=485 (дата обращения: 11.03.2014).

Административное право, административный процесс

99

говорное право, основанное на согласии сторон, не сможет играть сколько-нибудь важной роли в обществе, если для исполнения каждого договора придется идти в суд. Государственное принуждение приводится в действие, когда субъекты права действуют противоправно. Словом, действенность, жизненность права состоит не столько в государственном принуждении, сколько в совпадении воли, интересов общества и государства и конкретных индивидов, вступающих в правовые отношения. Право придает легитимность политической власти и политическим решениям, обеспечивает органам власти поддержку населения даже в случаях принятия ими непопулярных решений. В правовую форму облекаются отношения по поводу государственной власти, взаимоотношения между государственными органами, политическими партиями, общественными объединениями и гражданами, взаимосвязи с другими государствами6.

Наряду с этим, из уст государственных и политических деятелей часто приходится слышать лозунги, в большей степени исключительно политические, популистские, направленные на игнорирование запретных норм. Так, неоднократно звучали лозунги о том, что нет необходимости в привлечении лиц к административной деятельности за совершения административных правонарушений, или же подобные лозунги о снижении административного давления на граждан. В то же время политики вводят в обиход несуществующие юридические понятия, например, незначительные правонарушения в сфере общественной безопасности и дорожного движения. При этом ни единого слова не было сказано о том, что в перспективе озвученные запретные нормы будут убраны из действующего законодательства, декриминализированы. Например, из уст руководства Министерства внутренних дел звучат декларации о снижении административного давления на лиц, которые совершают негрубые нарушения правил дорожного движения, или же о том, что лица, совершившие правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ст. 178 Кодекса Украины об административных правонарушениях, не будут привлекаться к административной ответствен-

6 Право и политика. URL : http://allpolitologia.ru/politika-i-pravo/ (дата обращения: 11.03.2014).

ности (распитие пива, алкогольных, слабоалкогольных напитков в запрещенных законом местах или появление в общественных местах в пьяном виде). А именно политики декларируют то, что органами правопорядка будут «закрываться» глаза на совершение подобных правонарушений, и лица, их совершившие, не будут привлекаться к установленной административной ответственности. Озвученные декларации резко отражаются на правоприменительной практике, что видно из статистических данных о составленных протоколах об административных правонарушениях и лицах, привлеченных к административной ответственности. Это не имеет практической ценности, поскольку подобные правонарушения как дестабилизировали общественный правопорядок или же представляли опасность для дорожного движения, так и продолжают нести подобную опасность.

В свою очередь, система правового регулирования изначально сориентирована на упорядочение всего социального пространства в целом, без выделения каких-либо групповых приоритетов. Не случайно главной регулятивной установкой в правовой сфере выступает равенство всех слоев населения и граждан перед законом. Право избегает каких-либо теневых форм регулирования общественных отношений; именно публичность, открытость, демонстративность применяемых им средств регулирования является подлинной протоматерией правового поля власти7 *. Подобные политические или популистские заявления не оказывают социально значимого влияния на общественные отношения, а наоборот, - скорее подстегивают правонарушителей к более развязному поведению, игнорированию сложившихся в обществе ценностей и т.д.

Политика - это своеобразный поисковый механизм социального развития, разрабатывающий его проекты, а право - механизм придания таким проектам общезначимого характера. В целом добиться соответствия этих двух сфер и механизмов общественного регулирования - значит сформировать законодательную базу, закрепляющую основные цели и ценности политически лидирующих групп. В результате такого соединения регулятивных воз-

7 Политика и право. URL : http://yourlib.net/content/view/914/22/

(дата обращения: 11.03.2014).

100

Юридическая наука. 2015. № 2

можностей обеих сфер государственная власть приобретает необходимую стабильность, предотвращая общество от крайностей политической конкуренции8. Подобные политические эксперименты, на наш взгляд, не дают того социально ожидаемого, социально значимого результата, за исключением разве того, что подобный политик привлекает на свою сторону избирателей из «круга правонарушителей». Но, реализируя свою амбициозную политическую идею или стремление, указанный политик возвращается к озвученному им вопросу, но уже с иной точки зрения, а именно асоциальности подобного явления и необходимости резкой активизации борьбы с указанным видом административных правонарушений. Как результат, статистика показывает иные цифры правонарушений. Политики из противоборствующих лагерей пытаются использовать и указанные статистические данные, которые показывают неэффективность борьбы с правонарушениями. Таким образом, происходит политическое манипулирование статистическими цифрами правоприменительной практики в сфере борьбы с административными правонарушениями.

Существует мнение о том, что информация о «зараженности» общества асоцальными явлениями берется исключительно из статистических данных о привлечении к административной ответственности правонарушителей. Однако, с иной точки зрения, это свидетельствует о мерах, которые предпринимают правоохранительные органы для борьбы с правонарушениями. О состоянии правопорядка не следует исходить из данных правоохранительной сферы. Безусловно, правоохранительные органы обладают влиятельной точкой зрения на указанные обстоятельства. Однако, как правило, представители указанных органов имеют дело с уже совершенными противоправными деяниями. И для них количественный показатель свидетельствует о качестве проделанной работы.

В связи с этим считаем, что определение контекста интерпретации норм о состоянии правопорядка не должно базироваться исключительно на статистических данных правоохранительных органов по вопросам выявленных правонарушений или привлеченных за их совершение к административной ответственности лиц.

8 Политика и право. URL : http://yourlib.net/content/view/ 914/22/ (дата обращения: 11.03.2014).

Социальная функция правовой системы, как указывает И.И. Кравченко, - правовая организация общества. Она осуществляется посредством регулирования и контроля других, неправовых отношений, с целью сделать их правовыми: политических, экономических,

познавательных, не исключая и моральных («моральное право»), идеологических и культурных (как правомерности какой-либо идеологии или культурной традиции). Этот функциональный процесс и сталкивается с реальностью других, не менее противоречивых систем, с их внутренними конфликтами, столкновением объективных процессов и их субъективной рефлексией. Поэтому универсализм права оказывается на деле смонтированным из ситуативных решений (именно по этой причине и возникло английское прецедентное право) и их субъективных трактовок. Необходимая всеобщность права, присущая организационнорегулятивной системе, оказывается построенной из ситуативной прагматики, усложненной к тому же ее субъективным восприятием и толкованием. Объективность порядка, абстрактная объективность закона образуются из субъективности нормирования правовых предписаний, условностей баланса деяния и воздаяния. Иррациональность субъективных оценочных суждений о мере нормирования корректируется, в сущности, столь же иррационально установленным рамкам закона9.

Дальнейшая эволюция взаимосвязей политики и права не должна привести к полному смешиванию этих элементов. Безусловно, трудно переоценить значение политической воли в контексте принятия новых юридических норм, призванных урегулировать в установленный способ общественные отношения. Вместе с этим политическим деятелям следует более внимательно и обдуманно подходить к призывам, связанным с игнорированием запретных норм или того хуже, призывам должностных лиц «закрывать глаза» на отдельные виды правонарушений. Предлагаемые изменения должны иметь более последовательный механизм их воплощения в жизнь.

Подытоживая сказанное, считаем необходимым указать на тот факт, что политические

9 Кравченко И.И. Бытие политики. Политика и право. URL : http://society.polbu.ru/kravchenko_politics/ch38_i.html (дата обращения: 11.03.2014).

Административное право, административный процесс

101

лозунги, которые срываются с уст государственных деятелей, и в первую очередь руководителей правоохранительных органов, не должны призывать к игнорированию запретных норм гражданами и должностными лицами, к полномочиям которых относится выявление, пресечение правонарушений. Подобные действия деструктивно влияют на состояния законности и правопорядка в обществе, к тому же, с другой стороны, это свидетельствует об игнорировании не только иной политической воли (результатом которой и стало принятие запретных норм), но и ведет к нарушению прав, свобод и интересов лиц, которым подобные правонарушения наносят моральный или материальный вред.

Таким образом, взаимодействие политики и правоприменения норм позитивного публичного права имеет как прямую, так и обратную взаимосвязь, которая в определенных условиях может привести к явно нежелательным общественным последствиям, выражением последних стает игнорирование норм законодательства, обострение политической ситуации, а также может создать условия для утверждения правового нигилизма, непризнания ранее принятых законодательных актов (особенно тех, которые приняты противоборствующими оппозиционными политическими силами), что в свою очередь ликвидирует последовательность законодательства в целом. Помимо сказанного, не можем не обратить внимание на то, что подобная политическая воля высокопоставленных государственных чиновников имеет как преследуемые правом цели (правовые цели), так и может им противоречить (неправовые цели). В свою очередь негативным фактором современного общества есть то, что подобные неправовые политические лозунги, несмотря на их противопоставление запретным нормам позитивного права, реализуются правоприменительными органами. Таким образом, неправовые политические лозунги подрывают авторитет закона, позволяют распространяться общественным взглядам, которые противоречат целям и задачам права как универсального регулятора общественных отношений, что

в свою очередь может привести к разочарованию общества в необходимости исполнения законодательных предписаний. Помимо сказанного, уклонение должностных лиц от исполнения их прямых обязанностей, связанных с применением мер административной ответственности к правонарушителям, может привести к нарастающей волне правонарушений, что в свою очередь подготовит почву и для совершения не только асоциальных деяний, но и для роста преступности. Поэтому политическим деятелям необходимо крайне осторожно подходить к подобным высказываниям, поскольку нередко их слова сразу же «подхватываются» подчиненными им органами и должностными лицами и незамедлительно принимаются к исполнению.

В заключение считаем необходимым подчеркнуть, что право есть продукт политической воли господствующего класса, который принимается не только в интересах общества с целью унификации поведения участников отношений, но и с целью удержания власти. При этом методы, которыми иногда пользуются государственные деятели, далеки от правовых, в контексте их последовательного введения в систему законодательства. В связи с этим считаем, что политические высказывания, лозунги, взгляды не должны противоречить нормам позитивного права в аспекте прямого их игнорирования, а могут лишь свидетельствовать о возможных грядущих изменениях, при этом подобные политические инструменты ни в коем случае не должны приниматься на вооружение и к исполнению специально уполномоченными органами и должностными лицами, в частности когда это касается выявления и пресечения административных правонарушений, применения или неприменения (за совершенные правонарушения) мер административного принуждения. Подобные политические лозунги могут существенно разбалансировать систему законодательства, и результатом этого станет массовый отказ от исполнения норм позитивного права, что приведет к нивелированию нормы права как таковой.

Библиографический список

1. Ирхин, Ю.В. Взаимосвязь политики, морали и права [Электронный ресурс] // Вестник российского университета дружбы народов. Серия: Политология. - 1999. - № 1. - Режим доступа : http://stepanov01.rarod.ru/Hbrary/joumal01/artide02.htm (дата доступа: 11.03.2014).

2. Кравченко, И.И. Бытие политики. Политика и право [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://society.polbu.ru/kravchenko_politics/ch38_i.html (дата доступа: 11.03.2014).

102

Юридическая наука. 2015. № 2

3. Политика и право [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://yourlib.net/content/view/914/22/ (дата доступа: 11.03.2014).

4. Право и политика [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://allpolitologia.ru/politika-i-pravo/ (дата доступа: 11.03.2014).

5. Право и политика [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://rudiplom.ru/lekcii/pravo/ teoriapig/12.html (дата доступа: 11.03.2014).

6. Право и политика [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.33333.ru/teoriya/glossariy/ glossariy.php?st=485 (дата доступа: 11.03.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.