Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НКО И ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ В РФ'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НКО И ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ В РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
556
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственно-частное партнерство / некоммерческие организации / социальная сфера / Уральский федеральный округ / state-owned partnership / non-commercial organizations / social sphere / Ural Federal District

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ромодина Анна Михайловна, Черепанова Людмила Борисовна

В статье рассмотрена сложившаяся система государственно-частного партнерства в социальной сфере. Проанализированы статистические данные рейтинга по развитию государственно-частного партнерства в России и в регионах за 2022 г. с портала Министерства экономического развития РФ. Рассмотрены меры поддержки, предложенные Президентом РФ для некоммерческих организаций социальной сферы страны в 2021-2022 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ромодина Анна Михайловна, Черепанова Людмила Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF PUBLIC ORGANIZATIONS AND THE STATE IN THE FIELD OF SOCIAL SERVICES IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article considers the existing system of public-private partnership in the social sphere. The statistical data of the rating on the development of public-private partnership in Russia and in the regions for 2022 from the portal of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation are analyzed. The measures of support proposed by the President of the Russian Federation for non-profit organizations of the social sphere of the country in 2021-2022 are considered.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НКО И ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ В РФ»

Для цитирования: Ромодина А.М., Черепанова Л.Б. Взаимодействие НКО и государства в сфере оказания социальных услуг в РФ // Управление в современных системах. 2022. №4. С. 22-33.

DOI: 10.24412/2311-1313-36-22-33

УДК 330.1 JEL: I38

ББК 60.94

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НКО И ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ В РФ

Ромодина А.М.1, ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет» Черепанова Л.Б.2, ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет»

Аннотация

В статье рассмотрена сложившаяся система государственно-частного партнерства в социальной сфере. Проанализированы статистические данные рейтинга по развитию государственно-частного партнерства в России и в регионах за 2022 г. с портала Министерства экономического развития РФ. Рассмотрены меры поддержки, предложенные Президентом РФ для некоммерческих организаций социальной сферы страны в 2021-2022 гг.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, некоммерческие организации, социальная сфера, Уральский федеральный округ.

Введение

Согласно статье 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 №7-ФЗ (в ред. от 05.12.2022) некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ [Карпова и др., 2020].

Сегодня во всем мире НКО - это те организации, которые идут в помощь государству при решении социальных проблем. Не в противодействии, а именно во взаимодействии должны выстраиваться отношения между органами государственной власти и общественными организациями. НКО - это своего рода некий «индикатор» развития гражданского общества, уровень проявления гражданских инициатив и участия в реализации социальной политики.

1 Ромодина Анна Михайловна - зав. учебно-научной лаборатории социально-экономических исследований, ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет, Россия, 454052, г. Челябинск, ул. Комаровского, 9-а; email: soclab@bk.ru; SPIN-код: 4229-1269; Author ID: 959184; ORCID 0000-0001-7876-2572

2 Черепанова Людмила Борисовна - к.пед.н., доцент, ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет», Россия, 454001, г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, 129; e-mail: mila75umka@inbox.ru; SPIN-код: 2620-6900; Author ID: 472147; ORCID 0000-0001-6686-1389.

В США самое большое количество зарегистрированных НКО - порядка 1,8 млн организаций. В Великобритании чуть меньше -1 млн организаций, в Канаде - 900 тыс. организаций, а в России порядка 46 тыс.

Государственно-частное партнёрство представляет собой закрепленную законодательством систему взаимодействия между государством и частным сектором в отношении объектов государственной и муниципальной собственности, а также услуг, оказываемых государственными и муниципальными органами, учреждениями и предприятиями в целях реализации общественно значимых проектов [Кулькова, 2020].

Существует несколько подходов к определению государственно-частного партнерства. Первый определяет долю участия бизнес-структур в праве получения собственности, которой они наделяются в рамках реализации государственных проектов: например, строительства и проектирования помещений, владение государственными предприятиями. Во втором подходе партнерство создается как взаимодействие государственных структур и бизнеса, при этом, не являясь национализированными или приватизированными организациями.

Функции государства по обеспечению стабильной экономики и развитию общества изучали Э. Аткинсон, Д. Стиглиц, А. Смит, Дж. М. Кейнс, Ф. Кене.

А. Маршалл, Дж. Гэлбрейт рассматривали ГЧП в разных взаимоотношениях бизнеса и органов власти, анализировали процессы формирования партнерства и особенности функционирования [Черепанова и др., 2021].

С развитием технического прогресса изменяются и развиваются потребности общества, а также возникают новые социальные проблемы, в виде зависимости от гаджетов, пищевой зависимости, игромании и других проявлений аддиктивного поведения. Например, сфера образования сегодня претерпевает существенные изменения, так как современным школьникам и студентам сложно концентрировать внимание на занятиях, необходимо подачу материала строить с учетом данных особенностей [Бажанова, 2021].

Если раньше некоммерческие организации могли реализовывать социально-значимые проекты за счет взносов и пожертвований, то сегодня государство оказывает различную поддержку в виде грантов, субсидий. Крупнейшие государственные корпорации и предприятия также выделяют средства на грантовую поддержку общественных организаций.

0,046

■ США ■ Великобритания ■ Канада Россия

Рисунок 1. Количество НКО, зарегистрированных в мире, в млн

Трудности в осуществлении государственной политики в социальной сфере связаны с тем, что в процессе оказания социальных услуг могут быть задействованы все уровни

государственной власти. Большая часть социальных проектов, реализуемых в рамках системы государственно-частного партнерства чаще всего, относятся к муниципальному уровню, где инициатором взаимодействия выступает администрация региона или области [Астраханцева, 2022].

Таблица 1

Рейтинг социально-экономического положения регионов РФ по итогам 2021 г.1

Место в рейтинге Субъект РФ Интегральный рейтинг по итогам 2021 г.

1 г. Москва 89,948

2 Санкт-Петербург 86,064

3 Республика Татарстан 77,616

4 Московская область 77,337

5 Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 76,468

6 Ямало-Ненецкий автономный округ 71,911

7 Свердловская область 69,225

13 Челябинская область 62,149

75 Курганская область 27,235

85 Республика Калмыкия 10,377

В тройке лидеров по уровню развития социальной сферы Москва, Санкт-Петербург и Татарстан. Челябинская область занимает 13 место по стране, ее опережают более развитые Свердловская и Ямало-Ненецкий автономный округ. И на самом последнем месте в этом рейтинге Республика Калмыкия, где только начинает складываться новая система взаимодействия государства и частного сектора (см. табл.1).

В г. Москве создано учреждение Государственное бюджетное учреждение «Городское агентство управления инвестициями», которое занимается вопросами подготовки и внедрения инновационных инвестиционных проектов рамках ГЧП.

При составлении рейтинга ГЧП в УрФО для расчёта объема инвестиций используются показатели количества досрочно прекращённых соглашений по вине публичной стороны; доли соглашений, заключённых в рамках конкурсных процедур; длительности подписания соглашений, а также качественные оценки, представленные независимыми экспертными организациями (см. табл. 2).

1 Рейтинг социально-экономического положения регионов РФ по итогам 2021 г. // Сайт РИА-рейтинг. [Электронный ресурс]. URL: https://riarating.ru/infografika/20220516/630222174.html (дата обращения: 21.12.2022).

Таблица 2

Рейтинг развития ГЧП в Уральском Федеральном округе за 2021 г.

Место в рейтинге Субъект РФ Оценка динамики, баллы Объем инвестиций по проектам ГЧП, млн. руб.

Без корректировок После корректировок

1 Московская область 100 125 597 81 638

2 г. Москва 45,3 78 074 36 951

3 Республика Карелия 40,6 91 338 33 157

4 Мурманская область 21,3 34 862 17 385

5 Республика Татарстан 13,8 83 118 11 264

6 Нижегородская область 11,9 21 679 9 681

7 Магаданская область 10,9 16 191 8 864

8 Челябинская область 9,9 14 997 8 113

9 Новосибирская область 9,7 15 312 7 898

10 Магаданская область 6,1 7 678 4 964

Источник: составлено на основе статистических данных агентства РИА-рейтинг1

Лидирующие позиции Московской области, г. Москвы и Республики Карелия обусловлены запуском крупных инфраструктурных проектов в 2021 году (см. табл. 2).

Правительство Московской области в 2021 г. заключило несколько концессионных соглашений. В частности, это крупнейшая по итогам 2021 г. автодорожная концессия («Москва-Касимов» - дублёр Егорьевского шоссе, соединит МКАД с ЦКАД) с общим объёмом инвестиций 71 млрд руб.

Также заключены концессии в отношении котельных и тепловых сетей в Сергиевом Посаде, Клину и Воскресенске (совокупно на 55 млрд руб.). Правительством г. Москвы в 2021 г. заключены концессии в отношении объектов водоотведения с планируемым объёмом инвестиций - 35 млрд руб., в т. ч. в части обращения с осадком сточных вод (27 млрд руб.).

Это крупнейшая концессия, связанная с очисткой сточных вод (два завода общей мощностью 1000 тысяч тонн/год с возможностью производства до 250 тысяч тонн/год твердого биотоплива для цементной промышленности). Также заключены контракты жизненного цикла в отношении 400 ед. электробусов и зарядных станций с инвестициями на сумму 15 млрд руб.

Российская Федерация с каждым годом увеличивает статьи расходов федерального бюджета на поддержку учреждений социальной сферы. Помимо денежных средств, которые направляются в бюджеты регионов, существует с 2017 г. Фонд Президентских грантов, где максимально возможная сумма на проект достигает 10 млн. руб.

В 2017-2022 годах фонд Президентских грантов принял решение о финансировании 24 345 проектов некоммерческих организаций на общую сумму 50 905 млн рублей по следующим направлениям:

1 Рейтинг субъектов РФ по уровню развития сферы государственно-частного партнёрства в РФ за 2021 / Сайт Министерства экономического развития РФ. URL: chrome-

extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://www.economy.gov.ru/material/file/de1738536995153cc65c8b47 c5fl2520/reiting_gchp_2021.pdf (дата обращения: 25.11.202

- социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан;

- охрана здоровья граждан (включая деятельность в области физической культуры и спорта, за исключением профессионального), пропаганда здорового образа жизни;

поддержка семьи, материнства, отцовства и детства; поддержка молодежных проектов;

поддержка проектов в области науки, образования, просвещения; поддержка проектов в области культуры и искусства (в 2017-2021 годах); выявление и поддержка молодых талантов в области культуры и искусства (в 2018-

2021 гг.);

сохранение исторической памяти; защита прав и свобод человека и гражданина; охрана окружающей среды и защита животных; укрепление межнационального и межрелигиозного согласия; развитие общественной дипломатии и поддержка соотечественников; развитие институтов гражданского общества.

В 2022 г. экспертной оценке подлежали итоги осуществления 6318 проектов.

В экспертизе результатов реализованных проектов участвовали: Общественная палата Российской Федерации, органы исполнительной власти и общественные палаты субъектов Российской Федерации, некоммерческие организации, независимые эксперты, благополучатели и другие заинтересованные лица [Алдошина, 2021].

Проекты, результаты которых оценивались в 2022 г., были поддержаны по итогам конкурсов, проведенных Фондом президентских грантов в 2018-2021 гг. (см. табл. 3).

Таблица 3

Реализованные проекты в 2018-2021 гг. при поддержке Фонда Президентских грантов,

которые прошли экспертную оценку

Годы Количество Количество Количество Количество Количество

поведения поддержанных проектов, которые проектов, проектов, проектов,

конкурсов проектов не подлежали результаты результаты реализация

оценке в связи с которых которых которых

тем, что к их реализации оценены в 2019-2021 оценены в 2022 году завершится в 2022-2024

организации не годах годах

приступили (гранты не использовались)

2017 3 213 35 3 178 0 0

2018 3 573 27 3 528 18 0

2019 3 772 20 3 072 675 5

2020 5 319 41 1 261 3 992 25

2021 4 144 15 0 1633 2 496

2022 4 324 - 0 0 4 324

Итого 24 345 138 11 039 6 318 6 850

Источник: составлено на основе отчетных данных Фонда президентских грантов1

Объем средств, дополнительно привлеченных на реализацию всех 6 318 проектов (включая примерную оценку труда добровольцев, безвозмездно полученных товаров, работ, услуг, имущественных прав), составил 10 343 млн рублей (108% от первоначально заявленного в объеме 9 616 млн рублей). При этом на осуществление указанных проектов было использовано 12 753 млн рублей грантовых средств (97% из первоначально одобренных 13 210 млн рублей).

В 2022-2023 гг. особое внимание будет уделено социально ориентированным организациям, которые активно помогают гражданам в период проведения спецоперации на Украине.

В 2022 г. прошел специальный конкурс, по итогам которого 121 из 493 поддержанных проектов будет реализовываться непосредственно на территориях Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей: жители получат гуманитарную помощь, в зоне конфликта будут работать медики, психологи, реабилитологи, добровольцы, помогающие провести срочный ремонт, подготовиться к зиме [Заболотная. 2021]. А 234 инициативы направлены именно на поддержку людей, которые были вынуждены покинуть свои дома: для них соберут зимнюю одежду и обувь, помогут оформить документы, получить новую профессию, медицинскую и психологическую помощь, найдут и оплатят репетиторов для детей.

Правительство РФ адекватно реагирует на сложившиеся обстоятельства и предлагает реальные меры поддержи для некоммерческого сектора социальной сферы. Всего в 2022 году Фонд президентских грантов принял решение о финансировании 4 324 социально значимых проектов на общую сумму 10 млрд рублей. Еще 2 млрд руб.

распределены фондом между субъектами Российской Федерации на софинансирование их собственных конкурсов для социально ориентированных некоммерческих организаций.

Что касается Челябинской области, то Министерство Социальных отношений регулярно проводит конкурс на получение субсидий для некоммерческих организаций, также есть отдельные реестры НКО по отдельным направлениям деятельности, на обеспечение которых также выделяются финансовые средства [Ларионов, 2021].

1 Отчет об оценке результатов проектов победителей конкурсов на предоставление грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества в 2021 году / Сайт Фонда президентских грантов.URL:file://edu.local/public/staffhomes/romodinaam/Downloads/%D0%9E%D1%82%D1%87%D0%B5%D1 %82_%D0%BE%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0_2022.pdf (дата обращения: 27.11.2022)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 4

Распределение победителей в конкурсе субсидий Министерства социальных отношений

Челябинской области в 2019-2021 гг.1

№ Наименование организации Объем выделенных средств из бюджета Министерства социальных отношений Челябинской области на реализацию социальных проектов НКО на территории Челябинской области, в руб.

2019 2020 2021

1 Челябинская региональная общественная организация «Федерация судомодельного спорта» 631 032,00 - -

2 Челябинская областная общественная организация Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» 662 523,00 679 167,06 668292,58

3 Челябинское региональное благотворительное общественное движение помощи онкобольным детям «Искорка Фонд» 654 647,00 679 638,50 668 842,90

4 Детский благотворительный Фонд в поддержку талантливых детей «Андрюша» имени Андрея Жаботинского 655 654,00 679 163,72 668 907,19

5 Челябинская областная организация Всероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийского ордена Трудового Красного Знамени общества слепых» 515 045,00 637 540,01 -

6 Челябинская региональная общественная организация молодежи с ограниченными возможностями здоровья «Наше место» 644 424,00 671 733,72 641 030,72

7 Автономная некоммерческая организация иппотерапии и адаптивной верховой езды «Добрая лошадка» 551 068 485 747,34 -

8 Челябинская региональная просветительская общественная организация Общество «Знание» 663 366,00 679 638,50 669 693,60

9 Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального 637 938,00 677 483,07 668 928,24

1 Статистические данные по конкурсным отборам / Министерство социальных отношений Челябинской области. [Электронные ресурс]. URL: https://minsoc.gov74.ru/minsoc/mery-socialnoy-podderzhki-grazhdan/vzaimodeystvie-i-podderzhka-so-nko.htm (Дата обращения: 30.11.2022)

образования «Академия профессионального образования»

10 Областная общественная организация Конгресс татар Челябинской области 663 366,00 - 587 747,98

11 Благотворительный фонд культурных инициатив Олега Митяева 663 366,00 - -

12 Благотворительный фонд «Металлург» 410 254,00 - 418 965,10

13 Благотворительный фонд паллиативной помощи «Пеликан» 662 060,00 677 922,12 663 055,02

14 Некоммерческое партнерство «Корейская диаспора «Ариран» 267 347,00 - -

15 Челябинское региональное отделение Российской общественной физкультурно-спортивной организации «Юность России» 663 366,00 - -

16 Ассоциация «Конноспортивный клуб «Буян» 553 510,00 -

17 Челябинское региональное отделение Общероссийской общественной детской организации «Лига юных журналистов» 653 889,00 674 411,11

18 Челябинское региональное отделение Молодежной общероссийской общественной организации «Российские студенческие отряды» 642 011,00 445 881,57 548 651,20

19 Благотворительный фонд «Прикосновение к жизни» 659 414,00 - 669 258,49

20 Челябинская региональная общественная организация «Ресурсный центр поисковой деятельности и специальной подготовки «Опора» 660 825,00 - -

21 Автономная некоммерческая организация «Центр социальной помощи «Жизнь» 410 955,00 - -

22 Региональная общественная организация «Союз журналистов Челябинской области» 449 676,00 - -

23 Челябинский областной благотворительный общественный форд помощи детям-сиротам домов ребенка «Надежда» 405 689,00 - -

24 Челябинская областная общественная организация «Центр поддержки семьи, материнства и детства «Дом для мамы» 531 242,00 - -

25 Благотворительный фонд «Мост» 425 291,00 452 433,89 571 831,66

26 Челябинская региональная общественная организация помощи детям в трудной жизненной ситуации «Солнечный день» 662 042,00 676 036,41 639 614,79

27 Челябинская областная общественная женская организация «Союз женщин Челябинской области» - 651 719,14 651 324,86

28 Челябинская региональная общественная организация по профилактике асоциальных явлений «Наш город» - 678 693,80 -

29 Челябинская областная общественная организация помощи детям «Открытое сердце» - 674 657,72 -

30 Автономная некоммерческая организация Центр повышения финансовой грамотности детей и молодежи Челябинской области - 594 309,88 -

31 Автономная некоммерческая организация Центр социальной адаптации «Спарта 74» - 511 861,99 523 504,27

32 Благотворительный фонд «Рожденная побеждать» - 675 172,30 665 766,30

33 Автономная некоммерческая организация «Культурно просветительский центр возрождения и развития традиционных семейных ценностей «Наследие» - 256 688,78 -

34 Снежинская городская общественная организация помощи детям с ограниченными возможностями и молодым инвалидам «Бумеранг добра» - 670 485,75 -

35 Челябинское региональное молодежно-спортивное общественное движение «Челябинск здоровый - Челябинск успешный» - 638 647,61 -

36 Автономная некоммерческая организация помощи детям «Звездный дождь» - 229 371,20 667 962,92

Автономная некоммерческая организация по поддержке и содействию семьи, материнства и детства «Союз родителей» - 552 342,21 661 837,14

37 Фонд развития народного танца Натальи Карташовой, Татьяны Реус - - 588 375,96

38 Ассоциация Реабилитационных центров Челябинской области «Южный Урал без наркотиков» - - 631 402,43

39 Челябинская городская общественная организация «Независимый исследовательский центр «Есть мнение» - - 669 546,20

40 Автономная некоммерческая организация правовой и социальной помощи семьям, имеющим детей-инвалидов «Добрые друзья» - 472 193,30

Итого: 15 000 000 14 250 747,40 13 616 732,88

Источник: составлено авторами на основе статистических данных с сайта Министерства социальных отношений Челябинской области.

Ежегодное субсидирование социально ориентированных некоммерческих организаций Челябинской области на финансовое обеспечение затрат на осуществление деятельности по реализации социально значимых программ (проектов) за три исследуемых года снизилось на 9,1% с 15 млн руб. в 2019 г. до 13 616 732,88 руб. в 2021 г.

В 2020 году финансирование по отношению к 2019 г. снизилось на 5% до 14 250 747 рублей. Однако и количество организаций, участвующих в конкурсном отборе, тоже снизилось с 26 организаций в 2019 г., 24 организаций в 2020 г. до 22 - в 2021 г.

Заключение

На сегодняшний день НКО выполняют огромный перечень различных функций по оказанию услуг социально-уязвимым категориям, также можно определить их деятельность как «вспомогательную» по отношению к государству.

В свою очередь государство создает огромное количество различных площадок в виде ресурсных центров поддержки НКО, Фонда президентских грантов, Президентского фонда культурных инициатив, в том числе и на региональном уровне, например, субсидии Министерства социальных отношений Челябинской области, гранты Губернатора Челябинской области. Финансовая поддержка НКО помогает расширить круг благополучателей и оказать услуги наиболее нуждающимся категориям населения адресно.

На современном этапе необходимо применять новые подходы к развитию НКО, потому что сотрудники данных учреждений нуждаются в постоянном повышении своих компетенций в изменяющемся мире, нет конкретных образовательных программ, выпускники которых бы могли быть ориентированы на работу именно в некоммерческой организации с учетом специфики и особенностей данной сферы.

Список источников

1. Алдошина А.В. Анализ проектов НКО в контексте глобальной цифровизации и пандемии // Социальные коммуникации: наука, образование, профессия. 2021. № 21. С. 6874.

2. Астраханцева А.С. Государственная политика в области НКО // Инновационная парадигма развития современной науки : сборник статей III Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 03 марта 2022 года. - Петрозаводск:

Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2022. С. 52-55.

3. Бажанова Ю.А. Развитие некоммерческого сектора в современных условиях / Ю.А. Бажанова, Т.Д. Маслова // Актуальные аспекты модернизации Российской экономики: Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Санкт-Петербург, 22 декабря 2021 года. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет "ЛЭТИ" им. В.И. Ульянова (Ленина), 2021. С. 198-205.

4. Бородкина О.И. Социальное инвестирование: проблемы и стратегии развития / О. И. Бородкина, А. В. Старшинова, Е. Б. Архипова // Тегга Есопотюш. 2022. Т. 20. № 2. С. 99-110.

5. Двадцатова А.В. Особенности создания и функционирования некоммерческих организаций // Наука. Образование. Культура. Актуальные проблемы и практика решения (федеральный и региональный аспекты): Сборник статей по материалам X всероссийской научно-практической конференции, Прокопьевск, 06 декабря 2017 года. - Прокопьевск: Филиал Кузбасского государственного технического университета имени Т.Ф. Горбачева в г. Прокопьевске, 2017. С. 54-56.

6. Дудинова В.В. Некоммерческий сектор в сфере услуг социальной защиты: проблемы государственной поддержки и перспективы развития // Проблемы развития полиэтничного региона: Материалы подсекции IV ежегодной научно-практической конференции преподавателей и студентов СКФУ, Ставрополь, 04 апреля 2016 года. Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2016. С. 62-65.

7. Заболотная Г.М. К вопросу о развитии некоммерческого сектора поставщиков услуг в социальной сфере // Роль местного самоуправления в развитии государства на современном этапе: Материалы VI Международной научно-практической конференции, Москва, 22-23 апреля 2021 года. М.: Государственный университет управления, 2021. С. 3536.

8. Карпова, А. В. Правовые аспекты реализации деятельности НКО в социальной сфере / А. В. Карпова, С. Ю. Пискорская // Основные тенденции развития российского законодательства: Сборник материалов по итогам XIV Региональной научно-практической конференции, Красноярск, 16 октября 2019 года. Красноярск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева", 2020. С. 205-207.

9. Кулькова В.Ю. Некоммерческий сектор и государственная поддержка некоммерческих организаций сферы услуг в РФ в условиях кризиса 2020 года // Государственное управление. Электронный вестник. 2020. № 80. С. 5-21.

10. Ларионов А.В. Функции государственных реестров НКО в развитии третьего сектора: российский опыт // Вопросы государственного и муниципального управления. 2021. № 4. С. 90-113.

11. Магрупова З.М. О вопросе развития некоммерческих организаций в России / З.М. Магрупова, С.В. Рогова // Вестник Череповецкого государственного университета. 2014. № 7(60). С. 65-69.

12. Ромодина А.М. Социальные проекты в сфере профилактики наркомании, реализуемые в Челябинской области в 2020-2022 гг // Актуальные проблемы современной науки: взгляд молодых: Сборник трудов XI Всероссийской (национальной) научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Челябинск, 22 апреля

2022 года / Науч. редакторы Д.В. Валько, А.М. Ромодина. Челябинск: Южно-Уральский технологический университет, 2022. С. 752-757.

13. Ромодина А.М. Экономическая роль государства в деятельности некоммерческих организаций в Российской Федерации // Управление в современных системах. 2020. № 2(26). С. 42-54.

14. Черепанова Л.Б.. Банникова Е.В. Особенности маркетинговой деятельности в некоммерческой организации // Молодой ученый. 2021. № 27(369). С. 147-149.

15. Черкесс К.А. Роль молодежных НКО в реализации социальных лифтов в современной России // Новые контуры социальной реальности: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Ставрополь, 15 ноября 2021 года. Ставрополь: СевероКавказский федеральный университет, 2021. С. 98-100.

INTERACTION OF PUBLIC ORGANIZATIONS AND THE STATE IN THE FIELD OF SOCIAL SERVICES IN THE RUSSIAN FEDERATION

Romodina A.M., South Ural University of Technology Cherepanova L.B., Chelyabinsk State University Abstract

The article considers the existing system of public-private partnership in the social sphere. The statistical data of the rating on the development of public-private partnership in Russia and in the regions for 2022 from the portal of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation are analyzed. The measures of support proposed by the President of the Russian Federation for nonprofit organizations of the social sphere of the country in 2021-2022 are considered.

Keywords: state-owned partnership, non-commercial organizations, social sphere, Ural Federal District.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.