Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА В СФЕРЕ РЕАБИЛИТАЦИИ НАРКОЗАВИСИМЫХ (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АССОЦИАЦИИ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ «ЮЖНЫЙ УРАЛ БЕЗ НАРКОТИКОВ»)'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА В СФЕРЕ РЕАБИЛИТАЦИИ НАРКОЗАВИСИМЫХ (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АССОЦИАЦИИ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ «ЮЖНЫЙ УРАЛ БЕЗ НАРКОТИКОВ») Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
273
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
финансовая помощь от государства / некоммерческие общественные организации / реабилитация лиц / страдающих от зависимости / социальные проекты / государственные субсидии в сфере реабилитации / state policy / economic role of the state / non-profit organizations / social problems / socially vulnerable segments of the population

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ромодина А.М., Цибарт Е.В., Ильченко К.Ю.

Цель работы – анализ роли экономической поддержки государства в сфере реабилитации лиц, страдающих от наркотической и / или алкогольной зависимостей. На основе методов сравнительного анализа, контент-анализа, общенаучных методов выполнено исследование расходов государства в виде субсидий и грантов на развитие НКО, работающих в сфере реабилитации и адаптации лиц, страдающих от наркотической и/или алкогольной зависимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ромодина А.М., Цибарт Е.В., Ильченко К.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE FINANCIAL SUPPORT IN THE FIELD OF REHABILITATION OF DRUG ADDICTS (ON THE EXAMPLE OF THE ASSOCIATION OF REHABILITATION CENTERS «SOUTH URAL WITHOUT DRUGS»)

The purpose of the work is to analyze the role of economic support of the state in the field of rehabilitation of persons suffering from drug and / or alcohol addiction. Based on the methods of comparative analysis, content analysis, and general scientific methods, the study of state expenditures in the form of subsidies and grants for the development of NGOs working in the field of rehabilitation and adaptation of persons suffering from drug and / or alcohol dependence was carried out.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА В СФЕРЕ РЕАБИЛИТАЦИИ НАРКОЗАВИСИМЫХ (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АССОЦИАЦИИ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ «ЮЖНЫЙ УРАЛ БЕЗ НАРКОТИКОВ»)»

Для цитирования: Ромодина А.М. Государственная финансовая поддержка в сфере реабилитации наркозависимых (на примере деятельности Ассоциации реабилитационных центров «Южный Урал без наркотиков») // Управление в современных системах. 2021. №1 (29). С. 49-60.

doi: 10.24411/2311-1313-2021-129-49-60

УДК 338.2 JEL: Н53

ББК 65.49

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА В СФЕРЕ РЕАБИЛИТАЦИИ НАРКОЗАВИСИМЫХ (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АССОЦИАЦИИ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ «ЮЖНЫЙ УРАЛ БЕЗ НАРКОТИКОВ»)

Ромодина А.М.1, ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет»; Ассоциация реабилитационных центров «Южный Урал без наркотиков» Цибарт Е.В.2, Ассоциация реабилитационных центров «Южный Урал без наркотиков» Ильченко К.Ю.3, АНО Центр социальной адаптации «Спарта 74»

Аннотация

Цель работы - анализ роли экономической поддержки государства в сфере реабилитации лиц, страдающих от наркотической и / или алкогольной зависимостей. На основе методов сравнительного анализа, контент-анализа, общенаучных методов выполнено исследование расходов государства в виде субсидий и грантов на развитие НКО, работающих в сфере реабилитации и адаптации лиц, страдающих от наркотической и/или алкогольной зависимости.

Ключевые слова: финансовая помощь от государства, некоммерческие общественные организации, реабилитация лиц, страдающих от зависимости, социальные проекты, государственные субсидии в сфере реабилитации.

Введение

В России только по официальной статистике употребляют наркотики 7,5 млн человек. Из них около 27% (2 млн. чел.) не просто употребляют систематически психоактивные вещества, но зарабатывают деньги на продаже и вовлекают других в зависимость. На конец 2020 года было совершено 8 000 преступлений в состоянии наркотического опьянения [Данилов и др., 2020].

В СИЗО РФ на конец 2020 года около 52 тыс. человек с алкогольной и наркотической зависимостью. Эти данные озвучил в ОП РФ член Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК (Общественная наблюдательная комиссия по защите прав человека в местах принудительного содержания).

В Министерстве юстиции Челябинской области за прошлый год на территории региона зарегистрировано порядка 50 реабилитационных центров для наркозависимых. Но даже при

1 Ромодина Анна Михайловна - зав. учебно-научной лаборатории социально-экономических исследований, ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет»; помощник по вопросам социального развития, Ассоциация реабилитационных центров Челябинской области «Южный Урал без наркотиков», Россия, 454052, г. Челябинск, ул. Комаровского, 9-а; e-mail: soclab@bk.ru; SPIN-код: 4229-1269; Author ID: 959184; ORCID 00000001-7876-2572

2 Цибарт Евгений Владимирович - Президент Ассоциации реабилитационных центров Челябинской области Россия, 454091, г. Челябинск, ул. Ленина 21б; e-mail: spartache74@gmail.com

3 Ильченко Кирилл Юрьевич - психолог АНО Центр социальной адаптации «Спарта 74» Россия, 454091, г. Челябинск, ул. Ленина 21б; e-mail: spartache74@gmail.com

таком многообразии частных центров не снижается рост наркомании, потому что услуги специалистов подобных заведений достаточно дороги, и квалификация специалистов данных заведений не подтверждена реестром НКО.

Очень важно создать не только в регионе, но и в стране эффективную систему реабилитации и ресоциализации лиц, страдающих от зависимости, укрепить государственно-общественное партнерство в этой сфере, усилить контроль со стороны государства над деятельностью частных центров, которые не входят ни в какие реестры социальных учреждений в целях недопущения нарушения действующих норм законодательства в сфере защиты гражданских прав, а также для отбора эффективно работающих реабилитационных центров [Ильченко и др., 2020].

НКО (некоммерческая организация) — организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Российский сектор НКО, который осуществляет деятельность в сфере реабилитации и адаптации наркозависимых лиц, сталкивается с абсолютно разными проблемами: наличие двойных стандартов в законодательной базе, основа многих социальных проектов -зарубежный опыт, который не всегда подходит под наши реалии, недостаточность информированности, трудности с привлечением финансовой поддержки для реализации проектов, отсутствие образовательных программ для специалистов сферы реабилитации в регионах [Ромодина и др., 2020].

Нормативно-правовая база в сфере реабилитации и адаптации лиц, страдающих от зависимости

Статус НКО закреплен Федеральным законом от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях». После принятия Федерального закона от 05.04.2010 №40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу поддержки социально-ориентированных некоммерческих организаций» они стали полноправными субъектами социальной политики.

Оценка качества услуг приобрела особую актуальность после утверждения Постановления Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. №299 новой версии государственной программы РФ «Противодействие незаконному обороту наркотиков», включающей подпрограмму «Комплексная реабилитация и ресоциализация потребителей наркотических средств и психотропных веществ», которая разработана во исполнение поручения Президента РФ от 21 ноября №ПР-3132 [Шестёркина, 2020].

Протоколом заседания государственного антинаркотического комитета от 25 июня 2014 г. №24 утверждено 47 критериев оценки качества услуг по социальной реабилитации и адаптации наркозависимых лиц, которые объединены в 3 группы:

1. Оценка всех условий для социальной реабилитации и адаптации;

2. Оценка процесса социальной реабилитации и адаптации;

3. Оценка результатов социальной реабилитации и адаптации.

Для получения субсидий НКО должны пройти конкурсный отбор. Критериями такого отбора, как правило, определены наличие опыта деятельности в области комплексной реабилитации и ресоциализации наркозависимых не менее трех лет, наличие утвержденной программы НКО, предусматривающей реализацию одного из указанных направлений, социальная и экономическая эффективность такой программы и объем дополнительного ее софинансирования за счет средств региональных бюджетов и внебюджетных источников.

Кроме того, будет учитываются такие факторы как наличие квалифицированного кадрового потенциала, наличие у НКО опыта деятельности по информационной, консультационной и методической поддержке деятельности НКО.

Распределяются субсидии между НКО, прошедшими конкурсный отбор. При этом НКО отчитываются перед ведомством по расходам, источником финансового обеспечения

которых являются субсидии, а также представлять отчеты о достижении значений показателей результативности предоставления субсидий [Ромодина, 2020].

Российская система нормативно-правовых актов касаемо профилактики наркомании и правонарушений, связанной с незаконным потреблением психоактивных веществ, включает в себя положения Закона РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах», Уголовного кодекса РФ, уголовно - исполнительного, административного, гражданского, таможенного законодательства, постановлений Правительства РФ.

Одним из основных является Закон от 08.02.1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», устанавливающий правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту. В законе определены основные понятия, характеризующие нелегальный оборот наркотических средств и психотропных веществ, определены организационные основы деятельности в сфере их оборота, ставит условия осуществления отдельных видов деятельности, связанных с их обращением, формулирует исходные положения, касающиеся противодействия незаконному обороту указанных средств и веществ [Яковлев, 2020].

Федеральный закон от 08.01.1998 N З-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О наркотических средствах и психотропных веществах» регулирует принципы оказания социальной помощи наркозависимым лицам. Согласно вышеперечисленным нормативно-правовым актам, государство гарантирует лицам, страдающим от зависимости оказание наркологической помощи и социальную реабилитацию.

На лиц, находящихся под наблюдением нарколога и продолжающих потреблять психоактивные вещества без назначения врача либо уклоняющихся от лечения, а также на лиц, привлеченных к административной ответственности или осужденных за совершение преступлений к наказанию в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ или ограничения свободы и нуждающихся в лечении от наркомании, по решению суда может быть возложена обязанность пройти лечение в реабилитационном центре, а также могут быть назначены иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации [Лакина и др., 2020].

В РФ гарантируется лицам, страдающим от алкогольной или наркотической зависимости, предоставление полного объема помощи в виде обследования, консультирования, диагностики, лечения и медико - социальной реабилитации.

На законодательном уровне в стране разрешается оказание наркологической помощи в медицинских организациях государственной, муниципальной или частной систем здравоохранения. Лечение зависимых от наркотических веществ осуществляется обычно в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения. Коммерческим организациям (медицинские центры, частные кабинеты нарколога) предоставляется право проводить диагностику, обследование, консультирование и медико - социальную

реабилитацию лиц, страдающих от зависимости.

В настоящее время приказом Минздравсоцразвития России от 09.04.2010 г. № 225 утвержден порядок оказания наркологической помощи для практического применения его федеральными органами исполнительной власти в области здравоохранения. В данном нормативном документе четко выделены этапы предоставления помощи зависимым лицам (до госпитальный и стационарный), четко выделена классификация учреждений наркологической службы, оказывающих помощь больным от наркологического кабинета до крупных наркологических центров, раскрыты основные функции и полномочиями, закрепленные за этими структурными единицами1.

1 Изаровский, Б.В., Перерва, И.Г., Никитина, Е.А. Наркологическая ситуация и основные показатели деятельности наркологической службы Челябинской области в 2014-2019 годах // Статистический сборник [Электронный ресурс]. URL: www.oknb74.ru (дата обращения: 23.02.2021).

Приказ Минздравсоцразвития России от 09.04.2010 г. № 225ан «Об утверждении Порядка оказания наркологической помощи населению Российской Федерации». Порядок регулирует вопросы оказания наркологической помощи населению Российской Федерации в организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения.

Следует заметить, что из списка задач особое внимание уделяется разработке детальной модели национальной системы реабилитации и ресоциализации лиц, допускающих незаконное потребление наркотических веществ [Коруненко, 2020].

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.11.2010 г. № 1056а «Об организации мониторинга заболеваемости населения Российской Федерации наркоманией» органы управления здравоохранением субъектов РФ осуществляют работу по проведению ежеквартального мониторинга заболеваемости населения наркоманией с использованием показателей, включающих данные медицинской статистики учреждений наркологической службы.

Законодательство в сфере оказания наркологической помощи включает также Закон РФ от 02.07.1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»1.

Некоторые нормы Закона о психиатрической помощи практически полностью распространяются и на лиц, страдающих от зависимости, что позволяет оптимальным образом решить проблему недобровольного медицинского вмешательства [Лакина и др., 2020].

23 ноября 2020 г. Указом Президента РФ от №733 утверждена «Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года»2.

Этот документ базируется на трех главных направлениях деятельности: сокращение незаконного оборота наркотиков, снижение спроса на наркотики и развитие международного сотрудничества в сфере контроля за наркотиками. В Стратегии содержатся очень важные рекомендации, имеющие значение для повышения эффективности мер, направленных на сокращение спроса на наркотики путем совершенствования системы профилактической, лечебной и реабилитационной работы.

Также стратегия определяет «социальную реабилитацию больных наркоманией как совокупность мероприятий социального и психологического характера, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о наркотических средствах и психотропных веществах, о профилактике правонарушений и о социальной помощи и направленных на полное или частичное восстановление социальных связей и функций, утраченных вследствие потребления наркотиков».

Ресоциализация наркопотребителей - комплекс мероприятий (услуг), осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о профилактике правонарушений и о социальной помощи и направленных на восстановление у наркопотребителей (в том числе лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы и (или) подвергшихся иным мерам уголовно-правового характера) утраченных социально полезных связей, на укрепление позитивных моделей поведения и ценностных установок, а также на содействие таким лицам в получении правовой и социальной помощи, помощи в трудоустройстве.

За 2020 гг. в рамках стратегии было выявлено правоохранительными органами свыше 2 млн. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, более 72 процентов (1,5 млн.) из которых - тяжкие и особо тяжкие. Раскрыто более 45 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, совершенных в составе организованных групп. Пресечена

1 Закон РФ от 02.07.1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» / Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4205/ (Дата обращения: 15.02.2021 г.).

2 Указ Президента РФ от 23.11.2020 N 733 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года» / Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_368501/ (дата обращения: 15.02.2021).

деятельность около 8 тыс. преступных сообществ (преступных организаций), в том числе транснациональных. Из незаконного оборота изъято более 420 тонн наркотиков и иных веществ, подлежащих контролю в Российской Федерации. Обеспечено финансирование антинаркотической деятельности в объеме около 1 млрд. рублей ежегодно (в 2018 году - 1,10 млрд. рублей, в 2019 году - 1,23 млрд. рублей)1.

Государственная финансовая поддержка в сфере реабилитации наркозависимых

В первой половине 2000-х был принят нормативно-правовых документов: Постановление Правительства РФ от 23 августа 2011 г.: «О предоставлении поддержки социально-ориентированным некоммерческим организациям», Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. №296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»«.

Правительство РФ своим постановлением от 15 августа 2015 г. № 846 утвердило правила предоставления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ.

В Челябинской области перечень нормативно-правовых актов, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю (надзору) за деятельностью негосударственных организаций, осуществляющих реабилитацию и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества, опубликован на сайте Министерства социальных отношений Челябинской области:

1. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

2. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;

3. Указ Президента Российской Федерации от 08.08.2016 № 398 «Об утверждении приоритетных направлениях деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг»;

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.10.2016 № 1096 «Об утверждении перечня общественно полезных услуг и критериев оценки качества их оказания»;

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.01.2017 № 89 «О реестре некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг»;

6. Критерии оценки качества услуг по социальной реабилитации и ресоциализации, допускающих незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ, утвержденные п. 2.1 протокола заседания Государственного антинаркотического комитета от 25.06.2014 № 24.

Если раньше некоммерческие организации могли реализовывать социально-значимые проекты за счет взносов и пожертвований, то сегодня государство оказывает поддержку в виде грантов, субсидий. За последние годы было предпринято очень много мер для повышения качества взаимодействия государства и сектора некоммерческих организаций.

Государственной программой «Развитие социальной защиты населения в Челябинской области» на 2017 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 20.12.2016 г. № 6742, предусмотрено предоставление некоммерческим организациям, вошедшим в Реестр, субсидий на возмещение затрат, связанных с предоставлением услуг по социальной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих

1 Доклад о наркоситуации в РФ за 2019 г. / Государственный антинаркотический комитет. [Электронный ресурс]. URL: xn--74-6kca7ehel.xn--p1ai/upload/iblock/0b5/Doklad_GAK_2019_KMM.pdf (дата обращения: 15.02.2021 г.)

2 Постановление Правительства Челябинской области от 20 декабря 2016 года N 674-П О государственной программе Челябинской области «Развитие социальной защиты населения в Челябинской области» / Сайт Правительства Челябинской области. [Электронный ресурс]. URL: http://minsoc74.ru/sites/default/files/gosprogramma_737-p_dekabr.pdf (Дата обращения: 09.02.2021 г.)

наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях [Озерная и др., 2020].

При Управлении делами Президента РФ создано в 2017 г. учреждение под названием «Фонд президентских грантов» (ФПГ), которое на конкурсной основе выделяет финансовые средства на реализацию социальных инициатив. В июне 2020 г. ФПГ организовал дополнительный «Антикризисный конкурс президентских грантов».

Ранее в этом же 2020 году, данный фонд получил на второй конкурс более 11 тыс. заявок от некоммерческих организаций (НКО), это самое большое количество заявок за все время работы, общая сумма профинансированных проектов - 4,6 млрд руб.

В марте 2021 г. Фонд президентских грантов выделил 1,6 млрд. рублей на увеличение поддержки НКО в 84 субъектах РФ. ФПГ с 2017 года ежегодно увеличивает размеры бюджета на финансирование социальных проектов, ежегодно проводится Общероссийский Гражданский форум, где работают различные секции, на которых для НКО предоставляется масса возможностей, уникальные мастер-классы, проводятся и региональные Гражданские форумы. Например, в Челябинской области - это Южно-Уральский гражданский форум, который традиционно проводится каждую осень с 2018 г.

Больше всего проектов поддержано в республике Башкортостан на общую сумму 78 850 668 руб. Белгородская и Московская области получили больше всего на поддержку своих инициатив 52 356 178 руб. и 53 000 000 руб. соответственно.

Пермский край получил чуть больше, чем Челябинская область на финансирование НКО, а именно сумму в размере 49 564 891 руб. Челябинская область за все время существования ФПГ получила поддержку в размере 47 430 377 руб., то есть если сравнивать с другими областями, то мы твердо удерживаем 5 место в лидерах (табл. 1).

Таблица 1

Финансирование социальных инициатив в субъектах РФ от Фонда президентских грантов за период 2017-2021 гг.

Субъект РФ Сумма финансирования, в руб.

Республика Башкортостан 74 850 668

Московская область 53 000 000

Белгородская область 52 356 178

Пермский край 49 564 891

Челябинская область 47 430 377

Нижегородская область 47 430 377

Новосибирская область 40 000 000

Ульяновская область 35 000 000

Воронежская область 31 914 104

Иркутская область 30 000 000

Свердловская область 25 000 000

Республика Калмыкия 10 000 000

Чувашская Республика - Чувашия 10 000 000

Ивановская область 10 000 000

Калининградская область 10 000 000

Калужская область 10 000 000

Кемеровская область - Кузбасс 10 000 000

Орловская область 10 000 000

Кабардино-Балкарская Республика 2 000 000

Республика Хакасия 2 000 000

Еврейская автономная область 1 100 000

Республика Марий Эл 995 000

Источник: составлено на основе данных с сайта Фонда президентских грантов1.

Крупнейшие государственные корпорации, промышленные предприятия также выделяют средства на грантовую поддержку общественных организаций. Есть конечно, определенные сложности в виде жестких требований, например, вхождение в государственный реестр НКО, строгая отчетность и прозрачность финансовых счетов.

Статистический учет данных некоммерческих организаций в России ведет Министерство юстиции Российской Федерации, в 2015 году в их реестре было 140 тыс. НКО, в 2016 году - 227 тыс. некоммерческих организаций, в 2017 году - 223 тыс., а в 2020 году уже более 223 тыс. организаций2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Субсидии от государства некоммерческим организациям предоставляются в целях реализации мероприятий по следующим направлениям:

- расширение деятельности НКО, увеличение объемов оказываемых ими услуг;

- развитие мотивационной и реабилитационной деятельности на территории России и повышение качества комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, незаконно потребляющих наркотические средства или психотропные вещества;

- развитие программ комплексной реабилитации и ресоциализации условно осужденных, больных наркоманией, осужденных с отсрочкой отбывания наказания и изъявивших желание добровольно пройти курс лечения от наркомании и реабилитацию, лиц, освобожденных из мест лишения свободы и т. п.;

- содействие социальной реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ;

- реализация проектов, направленных на информационную, консультационную и методическую поддержку деятельности НКО, а также на поддержку в области подготовки и профессионального образования работников и добровольцев НКО;

- выявление, обобщение и распространение лучшей практики реализации проектов, осуществляемых НКО.

В 2020 году были выделены средства областного бюджета в размере 6,7 млн. рублей, что позволило пройти бесплатно программы реабилитации и адаптации пациентам в 5 реабилитационных центрах.

Таблица 2

Размер субсидий Министерства социальных отношений Челябинской области на реабилитацию наркозависимых лиц 2017-2020 гг.

Год 2017 2018 2019 2020

Размер субсидии 1,5 млн. руб. 1,5 млн. руб. 10 млн. руб. 6,7 млн. руб.

В 2017-2018 годы в негосударственные реабилитационные центры обратилось 590 человек, 80 из них воспользовались выделенными субсидиями. Полный курс реабилитации закончили 84% реабилитантов (496 человек), в ремиссии после реабилитации находятся 307 пациентов или 62% от всех прошедших полный курс реабилитации. В реабилитационные отделения в составе государственных наркологических учреждений Челябинской области обратилось 443 человека, полный курс реабилитации закончили 60,5 % реабилитантов (268

1 Распределение грантов по регионам РФ / Сайт Фонда президентских грантов. [Электронный ресурс]. URL: https://xn--80afcdbalict6afooklqi5o.xn--p1ai/public/regional-finance-result (дата обращения: 15.02.2021).

2 Некоммерческий сектор России: динамика развития / Общественная палата РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://report2018.oprf.ru/ru/3.php# (дата обращения: 10.02.2021).

человек), в ремиссии после реабилитации находятся 132 пациента или 49 % прошедших курс реабилитации1.

Механизм маршрутизации потребителей наркотиков в Челябинской области, включая несовершеннолетних закреплён межведомственным приказом от 30.03.2015 года № 415/37/36/01/757 «О маршрутизации потребителей наркотических средств и психотропных веществ при прохождении ими диагностики, лечения, реабилитации, ресоциализации, социальной, трудовой и учебной реинтеграции на территории Челябинской области»

(Минздрав Челябинской области, Министерство социальных отношений Челябинской области, Министерство образования и науки Челябинской области, Главное управление по труду и занятости населения Челябинской области).

В настоящее время таким требованиям соответствует лишь очень небольшая часть негосударственных реабилитационных центров. В целях защиты прав реабилитантов в 2015 году Челябинской области был создан региональный сегмент Национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей. Координирующим органом исполнительной власти Челябинской области в данной работе стало Министерство социальных отношений Челябинской области [Ромодина и др., 2020].

В Реестр негосударственных организаций2 включены следующие 5 центров социальной реабилитации:

1. Автономная некоммерческая организация Центр социальной адаптации «Спарта

74»;

2. Автономная некоммерческая организация Центр социальной адаптации людей с наркотической и алкогольной зависимостью «Вершина»;

3. Некоммерческая организация «Магнитогорский благотворительный фонд «Гражданская инициатива»;

4. Автономная некоммерческая организация Центр Реабилитации «ОНИС», специализирующийся на предоставлении услуг по социальной реабилитации наркозависимым лицам по определению судов.

5. Автономная некоммерческая организации АНО «Вектор», включённая в реестр в 2018 году.

Все вышеперечисленные организации входят в Ассоциацию реабилитационных центров Челябинской области «Южный Урал без наркотиков».

За время работы Ассоциации реабилитационных центров «Южный Урал без наркотиков» разработаны и отлажены схемы работы с зависимыми на всех этапах комплексной реабилитации и ресоциализации, реализации субсидий из областного бюджета на реабилитацию наркопотребителей, а также взаимодействия с органами исполнительной власти Челябинской области, негосударственными некоммерческими организациями и институтами гражданского общества (учебными воспитательными заведениями, системой исполнения наказаний, центрами занятости населения, медицинскими государственными учреждениями и т.д.).

В 2016 году в рамках государственной программы «Повышение эффективности социальной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» реализовано 3 программы на общую сумму около 642,0 тыс. руб. за счет средств федерального и областного бюджетов:

1 Социальная реабилитация и ресоциализация наркозависимых / Сайт Министерства социальных отношений Челябинской области. [Электронный ресурс]. URL: http://minsoc74.ru/socialnaya-reabilitaciya-i-resocializaciya-narkozavisimyh (дата обращения: 09.02.2021)

2 Реестр негосударственных учреждений / Сайт Министерства социальных отношений Челябинской области. [Электронный ресурс]. URL: http://minsoc74.ru/reestr-negosudarstvennyh-organizaciy-predostavlyayushchih-uslugi-po-socialnoy-reabilitacii-i (дата обращения: 20.02.2021)

1. Реализован проект «Территория соучастия», направленный на повышение квалификации консультантов реабилитационного центра в работе с семьями и близкими реабилитантов.

2. Реализован проект «Южный Урал без наркотиков», в котором проинформированы о профилактике и предотвращении наркомании и химической зависимости 500 человек: специалисты образовательных учреждений, родственники наркопотребителей, представители правоохранительных органов, психологи частной практики, волонтеры, представители общественных организаций, проживающие как в г. Челябинске, так и в отдаленных районах области.

Всего в мероприятиях принимало участие около 2000 чел.: специалисты образовательных учреждений, родственники наркопотребителей, представители правоохранительных органов, психологи частной практики, волонтеры, представители общественных организаций.

Активное содействие в реализации данных мероприятиях оказали представители органов исполнительной власти Челябинской области (УФСКН, Министерство социальных отношений; Министерство общественной безопасности; Минобразования области; МВД и другие).

В апреле 2018 года был проведен на базе кафедры социальной работы и социологии Челябинского государственного университета круглый стол на тему: «Социальные болезни общества» при поддержке Управления по делам молодежи Администрации г. Челябинска.

Участие в обсуждениях тем на круглом столе приняли представители ГБУЗ «Челябинской областной наркологической больницы», руководители реабилитационных центров, преподаватели кафедры социальной работы и социологии Челябинского государственного университета, представители Управления по делам молодежи Администрации города, представители центра профилактического сопровождения КОМПАС, а также был приглашен специалист по аддиктивным расстройствам, руководитель центра «SOD» из Израиля. В ходе круглого стола состоялся диалог, в котором были обозначены методы и технологии решения данных болезней, состоялся обмен опытом работы.

В ходе программ проведены основные мероприятия, направленные на информирование населения, членов семей реабилитантов и широких кругов общественности о проблеме, проведения занятий, консультаций правового психолого-педагогического характера с членами семей реабилитантов по предотвращению последствий принятия химических веществ их родными, непосредственной реабилитации химически зависимых.

Со специалистами, работающими с данной категорией семей, проведены 8 выездных семинар в муниципальных образованиях, где была организована информационная работа по разъяснению причин, химической зависимости, путей ее профилактики и предотвращения. Кроме того, с целью обучения сотрудников реабилитационных центров, организованы 2 межрегиональных семинара, куда был приглашен специалист из Израиля, для поведения обучающего семинара.

Из областного бюджета Челябинской области в рамках государственной программы в 2016-2017 годах выделены субсидии на возмещение затрат некоммерческим организациям, включенным в реестр негосударственных организаций, предоставляющих услуги по социальной реабилитации и ресоциализации лиц, допускающих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ Челябинской области на общую сумму 2,5 млн. руб. на эти средства реабилитированы 70 граждан, потребляющих наркотические и психотропные вещества [Ромодина и др., 2019].

Предоставление субсидий на эти цели дало следующие позитивные моменты:

- Степень эффективности реабилитации вышеназванных лиц: 70% лиц остаются на сегодняшний момент в состоянии устойчивой ремиссии (1 год). Это обусловлено тем, что субсидия позволяет оказывать помощь тем лицам, кто имеет в достаточной степени выраженный реабилитационный потенциал, мотивацию на реабилитацию, но не обладает достаточными средствами для ее проведения.

- Увеличение суммы субсидии с 30,0 тыс. руб. на реабилитацию одного человека в 2016 году до 50,0 тыс. руб. в 2017 году позволило приблизить выделяемые средства ближе к реальной себестоимости всего курса реабилитации, которая на сегодняшний день приближается к 150,0 тыс. рублей.

- В 2017 году 2 организации, входящие в Ассоциацию, впервые приняли участие в конкурсном отборе на получение президентских грантов (АНО «Спарта 74» и Некоммерческая организация «Магнитогорский благотворительный фонд «Гражданская инициатива»).

На собственные средства АНО, входящими в ассоциацию, реабилитировано 520 граждан. 50% лиц остаются на сегодняшний момент в состоянии устойчивой ремиссии (2 года).

За время реализации программ, реализации денежных средств субсидий можно выделить два основных момента, которые необходимо совершенствовать: считаем, что предоставление субсидий на реабилитацию наркозависимых граждан повысит доступность реабилитационных услуг для потребителей наркотических веществ, а также послужит закреплению положительного результата комплексной реабилитации и ресоциализации наркозависимых граждан.

В рамках проведения социально значимых проектов и реализации субсидий на реабилитацию лиц, принимающих психотропные вещества и наркотики, постоянно проводятся мероприятия по информированию населения о проблеме и путях ее решения (СМИ, социальная реклама на телевидении, деятельность реабилитационных центров, входящих в Ассоциацию посредством сайтов).

В 2020 г. получил поддержку от Фонда Президентских грантов проект Ассоциации Ресурсный центр «Жизнь без зависимости», направленный на организацию деятельности по профилактике наркопотребления, содействию эффективному взаимодействию реабилитационных центров, развитие системы взаимодействия социально ориентированных некоммерческих организаций.

Мероприятия проекта:

1. Системно-коммуникативное сотрудничество с «группами риска».

2. Системно-коммуникативное сотрудничество с партнерами - органами власти и общественными организациями, представителями бизнеса

3. Системно-коммуникативное сотрудничество со специалистами, проведение обучающих семинаров для сотрудников СО НКО, направленных на реабилитационную деятельность наркозависимых.

В рамках проекта работает телефон горячей линии, консультационный пункт, где все желающие смогут задать интересующие их вопросы и получить профессиональную консультацию психолога и руководителей программ реабилитации и адаптации. Благодаря поддержке Фонда президентских грантов, данный проект запустился и начал активную работу на территории Челябинской области.

За время реализации проекта проведено 3 обучающих семинара, на каждом из которых присутствовало не менее 30 специалистов сферы реабилитации. Подобное обучение очень актуально, так как в регионе очень мало образовательных программ по аддиктологии с упором на практические техники и методики работы с клиентом.

Также оказано свыше 5000 консультаций для граждан, столкнувшихся с проблемой зависимости и близких родственников лиц, страдающих от наркозависимости, специалистов реабилитационных центров.

Проект ресурсного центра обеспечил профессиональное консультирование граждан Челябинской области о национальном реестре организаций, осуществляющих деятельность по социальной реабилитации и ресоциализации лиц, страдающих от химической зависимости.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, о том, что финансовая поддержка НКО от государства необходима, тем более сейчас, когда после коронавирусной эпидемии многие

люди оказались в сложном материальном положении. Денежные средства, выделяемые организациям на реализацию социальных проектов или инициатив в регионах, помогают решить наиболее острые и наболевшие проблемы у граждан.

Благодаря субсидиям и грантам Ассоциация реабилитационных центров «Южный Урал без наркотиков» реализовала целый ряд проектов, начиная с 2016 года, направленных на профилактику, реабилитацию и адаптацию лиц, страдающих от зависимости. За 5 лет работы Ассоциации различную помощь, услуги по реабилитации и консультации от специалистов получили более 10000 чел.

В данный момент для поддержки НКО в Челябинской области работают гранты в Фонде Президентских грантов, Правительстве Челябинской области, Челябинском ресурсном Центре для СО НКО, субсидии от Министерства социальных отношений Челябинской области, Администрации г. Челябинска.

С каждым годом выделяемые суммы на поддержку НКО растут и это не может не радовать, потому что общественный сектор развивается и политика, направленная на поддержку данных организаций, корректируется для более эффективного достижения целей.

Список источников

1. Булатецкий С.В., Бабкин Л.М., Куфтерин А.Н., Сусло Е.А., Рудавин А.А., Крыканов В.Е. Наркомания и наркотизм: криминалистическая характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ: учебное пособие. Рязань, 2019. 93 с.

2. Гималдинова Е.С. Роль физической культуры в профилактике наркомании среди молодежи // Международный журнал. Устойчивое развитие: наука и практика. 2020. № S2 (26). С. 106-111.

3. Данилов Д.С., Лошкарев А.В. Проблема борьбы с наркотиками в России // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 6-3 (45). С. 69-75.

4. Зыков О.В. «Профилактика патологических форм зависимого поведения». М: РБФ НАН, 2010. 342 с.

5. Ильченко К.Ю., Ромодина А.М., Цибарт Е.В. Влияние психотерапевтической или консультационной работы с ближайшим окружением наркозависимых лиц на эффективность реабилитационного процесса // Вестник Совета молодых ученых. 2020. № 3(30). С. 51-55

6. Коруненко Е.Ю. Приоритетные направления совершенствования борьбы с наркотизмом и наркоманией // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2020. №7 (122). С. 81-83.

7. Лакина И.А., Питкевич Л.П. Медицинская и социальная реабилитация осужденных, прошедших курс лечения от наркомании / Научные труды ФКУ НИИ ФСИН РОССИИ. Научно-практическое ежеквартальное издание. Москва, 2020. С. 360-362.

8. Макушин Д.С. Некоммерческие организации: история развития, формы НКО и правовое регулирование деятельности // Молодой ученый. 2019. №13 (251). С. 120-123. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/251/57550/ (Дата обращения: 12.02.2021).

9. Озерная А.А., Кужелева В.О. Применение медицинских мер принудительного характера в отношении лиц, больных наркоманией / Молодежь и наука: шаг к успеху. Сборник научных статей 4-й Всероссийской научной конференции перспективных разработок молодых ученых. В 5-ти томах. Ответственный редактор А.А. Горохов. 2020. С. 230-231.

10. Пивоварова Г.М., Белоусова С.Е., Козявина К.Ю. Проблема наркомании в Российской Федерации в 2018 году / В сборнике: Здоровье населения и качество жизни. электронный сборник материалов VII Всероссийской с международным участием заочной научно-практической конференции. Санкт-Петербург: СЗГМУ им. И.И. Мечникова. 2020. С. 54-61.

11. Ромодина А.М. Профилактика наркомании среди молодежи в высших учебных заведениях // Управление в современных системах: сборник трудов IX Всероссийской (национальной) научно-практической конференции научных, научно-педагогических работников и аспирантов / [науч. ред. А.В. Молодчик, Д.В. Валько]. Челябинск: ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет», 2019. С.215-219.

12. Ромодина А.М., Цибарт Е.В. Организация реабилитации и ресоциализации наркозависимых: финансовые аспекты государственной поддержки // Управление в современных системах. 2020. №1 (25). С. 43-48

13. Тюрькова А.А. Наркомания как негативное явление: историко-социальный аспект // The Newman in Foreign Policy. 2020. Т. 5. № 56 (100). С. 38-40.

14. Улумбекова Г.Э., Гиноян, А.Б., Калашникова, А.В., Альвианская, Н.В. Финансирование здравоохранения в России 2021-2024 гг. // Вестник «Высшая школа организации и управления здравоохранением». 2019. Том 5, №4 (18). С. 4-20

15. Шаповал, И.Н., Никитина, С.Ю. Здравоохранение в России. 2019: Стат.сб. / Росстат. - М., З-46 2019. 170 с [Электронный ресурс]. URL: https://www.gks.ru/storage/mediabank/Zdravoohran-2019.pdf (Дата обращения: 12.02.2021).

16. Шестёркина И.В. Незаконный оборот наркотиков и его негативные социальный последствия / В сборнике: Молодежь и системная модернизация страны. конференции студентов и молодых ученых: в 6 томах. 2020. С. 206-209.

17. Яковлев А.А. К вопросу о лечении социально - значимых заболеваний уголовно-правовыми средствами / Актуальные проблемы публичного права. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. 2020. С. 610-614.

STATE FINANCIAL SUPPORT IN THE FIELD OF REHABILITATION OF DRUG ADDICTS (ON THE EXAMPLE OF THE ASSOCIATION OF REHABILITATION CENTERS «SOUTH URAL WITHOUT DRUGS»)

Romodina A.M., South Ural University of Technology;

Association of rehabilitation centers «South Ural Without Drugs» Zibart E.V. Association of rehabilitation centers «South Ural Without Drugs» Ilchenko K. Yu. ANO Center for Social Adaptation «Sparta 74»

Abstract

The purpose of the work is to analyze the role of economic support of the state in the field of rehabilitation of persons suffering from drug and / or alcohol addiction. Based on the methods of comparative analysis, content analysis, and general scientific methods, the study of state expenditures in the form of subsidies and grants for the development of NGOs working in the field of rehabilitation and adaptation of persons suffering from drug and / or alcohol dependence was carried out.

Keywords: state policy, economic role of the state, non-profit organizations, social problems, socially vulnerable segments of the population.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.