Научная статья на тему 'Организация реабилитации и ресоциализации наркозависимых: финансовые аспекты государственной поддержки'

Организация реабилитации и ресоциализации наркозависимых: финансовые аспекты государственной поддержки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
757
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОЗАВИСИМЫЕ / РЕАБИЛИТАЦИЯ И РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СУБСИДИИ / МАРШРУТИЗАЦИИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ / РЕЕСТР НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / СТРАТЕГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ / ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА / DRUG ADDICTS / REHABILITATION AND RESOCIALIZATION / ECONOMIC SECURITY / STANDARD OF LIVING / SOCIAL INSTABILITY / STATE SUBSIDIES / LIST OF DRUG USERS / REGISTER OF NON-GOVERNMENTAL ORGANIZATIONS / STRATEGY OF THE STATE ANTIDRUG POLICY / FINANCIAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ромодина А.М., Цибарт Е.В.

В статье рассматривается проблемы наркомании в современном обществе, организация реабилитации и ресоциализации наркозависимых в государственных учреждениях и некоммерческих центрах. Статья посвящена проблемам понимания ценности реабилитации и ресоциализации наркозависимых для современного общества при финансовой государственной поддержке в контексте сохранения социально-экономической стабильности в Челябинской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ромодина А.М., Цибарт Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF REHABILITATION AND RE-SOCIALIZATION OF DRUG ADDICTS: FINANCIAL ASPECTS STATE SUPPORT

The article deals with the problems of drug addiction in modern society, the organization of rehabilitation and re-socialization of drug addicts in state institutions and non-profit centers. The article is devoted to the problems of understanding the value of rehabilitation and re-socialization of drug addicts for modern society with financial state support in the context of preserving socio-economic stability in the Chelyabinsk region.

Текст научной работы на тему «Организация реабилитации и ресоциализации наркозависимых: финансовые аспекты государственной поддержки»

УДК 330.1 JEL: H55

ББК 65.05

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕАБИЛИТАЦИИ И РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ НАРКОЗАВИСИМЫХ: ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ

Ромодина А.М., ОУВО «Южно-Уральский технологический университет», ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет», e-mail: romodinaam@inueco.ru Цибарт Е.В., Ассоциация реабилитационных центров Челябинской области

«Южный Урал без наркотиков», e-mail: cibart. evgenii@mail. ru

Аннотация

В статье рассматривается проблемы наркомании в современном обществе, организация реабилитации и ресоциализации наркозависимых в государственных учреждениях и некоммерческих центрах. Статья посвящена проблемам понимания ценности реабилитации и ресоциализации наркозависимых для современного общества при финансовой государственной поддержке в контексте сохранения социально-экономической стабильности в Челябинской области.

Ключевые слова: наркозависимые, реабилитация и ресоциализации, экономическая безопасность, уровень жизни населения, социальная нестабильность, государственные субсидии, маршрутизации потребителей наркотических средств, реестр негосударственных организаций, стратегия государственной антинаркотической политики, финансовая поддержка.

Введение

По степени важности социальных проблем общества наркомания прочно удерживает лидерство. Незаконный оборот наркотических средств подрывает социально-экономическую стабильность и безопасность России и других стран мира, о чем свидетельствуют статистические данные об увеличении за прошедшие 10 лет уровня преступной деятельности, связанной с оборотом наркотиков в 5 раз. По статистике ООН примерный годовой оборот наркотиков доходит до отметки 55-60 миллиардов долларов или 9% всего мирового товарооборота.

Статистика в России касательно проблемы наркозависимости характеризуется тенденцией к омоложению, за период с 2010 по 2020 гг. число взрослых наркоманов увеличилось в 8 раз, подростков - в 18 раз, детей - 24,3 раза.

Статистика наркоситуации в стране и регионах формируется на основании официальных отчетов государственных структур, таких как Министерство внутренних дел и Министерство здравоохранения.

Однако следует помнить, что статистика учитывает только тех, кто обратился за помощью в специализированные учреждения.

По последним данным в России на 2019 г. зафиксировано всего наркоманов - 6 млн. чел., из них 20% составляют школьники 9-13 лет, 60% — молодежь 16-30 лет, и люди старше 30 лет составляют 20%.1

Принятая в 2010 г. Стратегия государственной антинаркотической политики РФ до 2020 г. (Указ Президента РФ № 690 от 9 июня 2010 г.) была направлена преимущественно на существенное сокращение незаконного оборота и немедицинского потребления наркотиков, масштабов последствий их незаконного оборота для безопасности и здоровья личности, общества и государства.

Одним из главных приоритетов Стратегии государственной антинаркотической политики России является реализация системы мер, направленных на снижение спроса на

наркотики, в том числе и на основе осуществления медико-социальной реабилитации лиц, больных наркоманией, которая предполагает формирование законодательной базы, обеспечивающей использование потенциала неправительственных и общественных организаций в государственной системе реабилитационной помощи и введение системы государственного контроля деятельности немедицинских реабилитационных учреждений вне зависимости от их организационно-правовой формы2.

Влияние распространения незаконного оборота наркотиков на экономическое

развитие страны и региона

В Челябинской области ежегодно выделяются достаточно большие денежные средства, направленные на пресечение незаконного оборота наркотиков. Повышение уровня наркотизации населения увеличивает затраты на медицинскую помощь, реабилитацию и социально-психологическую адаптацию наркоманов в социуме. Области необходимо вкладывать в бюджет финансовые средства на реабилитационные мероприятия3.

Многие эксперты считают, что не стоит тратить деньги на лечение наркозависимых, лучше выделять деньги на культуру и развитие спорта. Но данная проблема гораздо глубже и требует комплексного подхода. Рост наркомании приводит к оттоку рабочей силы, поскольку большинство наркозависимых - это молодые люди в трудоспособном возрасте 2039 лет, которые выпадают с рынка труда, способствует разрушению адекватных социально-трудовых отношений, а также снижению выпуска продукции в различных сферах производства, в том числе в сфере промышленного производства, что немаловажно для Челябинской области.

Кроме того, и отдельных её регионов, в том числе и Челябинской области, привлекает пристальное внимание политических деятелей, экономистов, ученых, общественности и является одним из важнейших национальных приоритетов. Это связано, прежде всего, с несовершенством экономической системы в стране, влиянием политических факторов на её развитие и необходимостью проведения активных реформ в экономике.

Процесс реабилитации и ресоциализации наркозависимых лиц

Реабилитация наркозависимых - это достаточно длительный процесс, которых требует затрат определенных финансов. Как правило, большинство зависимых могут пройти 21 дневной курс реабилитации в государственном учреждении, при этом у них есть выбор: пройти бесплатно с постановкой на учет или пройти анонимно без постановки на учет. Этого курса недостаточно, чтобы полностью избавиться от пагубной зависимости, поэтому затем нужно проходить социальную реабилитацию и ресоциализации в специализированных реабилитационных центрах, некоммерческих организациях. Этот этап реабилитации рассчитан от 6 до 12 мес.

В 2020 г. на территории Челябинской области функционирует два государственных наркологических учреждения со стационарными отделениями - ГБУЗ «Челябинская областная клиническая наркологическая больница» и ГБУЗ «Областной наркологический диспансер» (г Магнитогорск).

Часть наркологических подразделений находится в составе психиатрической службы: диспансерные и стационарные отделения развёрнуты в ГБУЗ «Областной психоневрологический диспансер» (г.Миасс) и ГБУЗ «Областная психиатрическая больница №7» (г.Златоуст), стационарное отделение и кабинет для амбулаторного приёма в ГБУЗ «Областная психиатрическая больница №3» (г.Троицк).

На сегодняшний день медицинская помощь по профилю «психиатрия-наркология» оказывается в несколько этапов: первичная врачебная медико-санитарная помощь, первичная специализированная медико-санитарная помощь, скорая специализированная помощь.

Первичную врачебную медико-санитарную помощь может оказать участковый врач-терапевт, врач общей практики. На данном этапе пациент направляется в кабинет

(отделение) медицинской профилактики, центр здоровья или к врачу-психиатру-наркологу медицинской организации муниципального образования.

Первичную специализированную медико-санитарную помощь оказывает врач-психиатр, врач-нарколог при самостоятельном обращении пациента, по направлению врачей-специалистов или по решению суда. На этом этапе проводится диагностика наркологических расстройств, профилактические мероприятия, лечебные мероприятия, медицинская реабилитация, диспансерное наблюдение, определяются медицинские показания для направления пациента в специализированную медицинскую организацию для оказания помощи в стационарных условиях.

Скорая, в том числе специализированная, медицинская помощь оказывается выездными бригадами скорой медицинской помощи.

Специализированная медицинская помощь при наркологических расстройствах оказывается в медицинских организациях или их структурных подразделениях по профилю «психиатрия-наркология», в том числе в наркологических диспансерах, наркологических больницах, реабилитационных наркологических центрах.4

Государственная поддержка программ реабилитации и ресоциализации некоммерческих центров, входящих в государственный реестр

Каждый год из федерального бюджета РФ выделяются денежные средства на поддержку и развитие сектора некоммерческих общественных организаций.

В Челябинской области наркозависимые могут проходить реабилитацию за счет государственного финансирования. Это стало возможным благодаря стартовавшей недавно программе субсидирования негосударственных реабилитационных центров.

Государственной программой «Развитие социальной защиты населения в Челябинской области» на 2017 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 20.12.2016 г. № 674, предусмотрено предоставление некоммерческим организациям, вошедшим в Реестр, субсидий на возмещение затрат, связанных с предоставлением услуг по социальной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях.

Субсидия некоммерческим организациям представляет собой средства, которые выделяют из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе некоммерческой организации, на частичное возмещение затрат по реализации социально значимых проектов в рамках осуществления основной деятельности организации.

В 2019 г. были выделены средства областного бюджета в размере 10 млн рублей, что позволило пройти бесплатно программы реабилитации и адаптации пациентам в 5 реабилитационных центрах.

Таблица 1 - Размер субсидий Министерства социальных отношений Челябинской области на реабилитацию наркозависимых лиц_

Год 2017 2018 2019

Размер субсидии 1,5 млн руб. 1,5 млн руб. 10 млн руб.

В 2017-2018 гг. в негосударственные реабилитационные центры обратилось 590 человек, 80 из них воспользовались выделенными субсидиями. Полный курс реабилитации закончили 84% реабилитантов (496 человек), в ремиссии после реабилитации находятся 307 пациентов или 62% от всех прошедших полный курс реабилитации. В реабилитационные отделения в составе государственных наркологических учреждений Челябинской области обратилось 443 человека, полный курс реабилитации закончили 60,5% реабилитантов (268 человек), в ремиссии после реабилитации находятся 132 пациента или 49% прошедших курс реабилитации5.

Механизм маршрутизации потребителей наркотиков в Челябинской области, включая несовершеннолетних закреплён межведомственным приказом от 30.03.2015 года № 415/37/36/01/757 «О маршрутизации потребителей наркотических средств и психотропных веществ при прохождении ими диагностики, лечения, реабилитации, ресоциализации, социальной, трудовой и учебной реинтеграции на территории Челябинской области» (Минздрав Челябинской области, Министерство социальных отношений Челябинской области, Министерство образования и науки Челябинской области, Главное управление по труду и занятости населения Челябинской области).

Тем не менее существующие возможности реабилитационных центров не в полной мере обеспечивают потребности области в реабилитационных группах и койках. Необходимо дальнейшее развитие и расширение сети как государственных, так и негосударственных реабилитационных центров.

Хороших результатов по формированию долгосрочной ремиссии у наркозависимых лиц добиваются и негосударственные организации, оказывающие помощь в области уже сугубо социальной реабилитации.

Основные задачи, которые должны стоять перед негосударственными реабилитационными центрами - это психологическая и социальная поддержка наркозависимых, восстановление или приобретение профессиональных навыков, вовлечение в реабилитационный процесс родственников больных, прозрачность деятельности центров как для органов государственной власти, так и для самих реабилитантов и их родных.

В настоящее время таким требованиям соответствует лишь очень небольшая часть негосударственных реабилитационных центров. В целях защиты прав реабилитантов в 2015 г. Челябинской области был создан региональный сегмент Национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей. Координирующим органом исполнительной власти Челябинской области в данной работе стало Министерство социальных отношений Челябинской области.

В Реестр негосударственных организаций включены следующие 5 центров социальной реабилитации:

1. Автономная некоммерческая организация Центр социальной адаптации «Спарта 74»;

2. Автономная некоммерческая организация Центр социальной адаптации людей с наркотической и алкогольной зависимостью «Вершина»;.

3. Некоммерческая организация «Магнитогорский благотворительный фонд «Гражданская инициатива»;

4. Автономная некоммерческая организация Центр Реабилитации «ОНИС», специализирующийся на предоставлении услуг по социальной реабилитации наркозависимым лицам по определению судов.

5. Автономная некоммерческая организации АНО «Вектор», включённая в реестр в 2018 году.

Информация о негосударственных реабилитационных центрах, оказывающих услуги по социальной реабилитации наркозависимым лицам в Челябинской области и вошедших, в созданный в 2015 г. реестр, размещена на сайтах Министерства здравоохранения, ГБУЗ «Челябинская областная клиническая наркологическая больница» и Министерства социальных отношений Челябинской области.

Стоимость реабилитации главным образом зависит от количества времени, проведенного в центре, в среднем по Челябинской области стоимость месяца реабилитации колеблется от 25000 до 30000 руб.

В стоимость реабилитации и ресоциализации включены:

- обеспечение комфортных условий проживания для прохождения реабилитации (спальные комнаты, комната отдыха, спортзал, зал для групповых занятий, ванные комнаты и уборные, бани);

- восстановление физического здоровья: правильное питание, медикаменты, витамины, капельница и сопутствующее медицинское оборудование, оплата работы специалистов центра, организация культурных мероприятия и праздников, оплата коммунальных услуг, аренда помещений, содержание центра, закупка необходимых предметов быта и санитарно-гигиенических средств.

Не все наркозависимые могут позволить себе реабилитацию за счет собственных средств, т. к. даже минимальная цена 25000 руб. в месяц не всегда доступна семье зависимого в силу определенных обстоятельств.

Но прохождение программ реабилитации и ресоциализации необходимо, попадая в реабилитационный центр пациент находится под контролем различных специалистов, регулярно проходит медицинские осмотры, с ним работает психолог, он посещает несколько раз в неделю групповые занятия и тренинги, в любое время он может обратиться к равным консультантам, которые дежурят в центре круглосуточно.

Реабилитационные центры располагаются, как правило, за городом, что позволяет пациенту выйти из привычного деструктивного окружения, у него уже нет возможности приобрести запрещенные препараты. Такой комплексный подход позволяет наиболее эффективно реабилитировать пациента и научить его вести здоровый образ жизни, привить полезные привычки.

Поэтому государственная поддержка реабилитационных центров, входящих в реестр негосударственных организаций очень важна, она дает дополнительные финансовые возможности для прохождения реабилитации и социализации за счет средств госбюджета. Это означает, что как минимум 50 человек могут пройти полную реабилитацию и вернуться к полноценной жизни, начать работать на благо области и вести активную социальную жизнь, заниматься волонтерской деятельностью в реабилитационных центрах и помогать тем, кто проходит программу реабилитации сейчас.

Финансовая поддержка государством некоммерческих организаций, входящих в Реестр негосударственных организаций, предоставляющих услуги по социальной реабилитации и ресоциализации лиц, допускающих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ, в Челябинской области с каждым годом увеличивается соответственно масштабам проблемы.

На собственные средства АНО в 2016-2019 гг., входящими в Ассоциацию, реабилитировано 736 граждан. 50% лиц остаются на сегодняшний момент в состоянии устойчивой ремиссии (2 года). Социальные проблемы, связанные с зависимостью, гораздо легче решать при четко выстроенной системе государственно-частного партнерства. В Челябинской области такая система государственно-частного партнерства работает, регулярно проводят заседания, круглые столы с привлечением НКО, которые осуществляют деятельность в данной сфере.

За время работы Ассоциации реабилитационных центров «Южный Урал без наркотиков» разработаны и отлажены схемы работы с зависимыми на всех этапах комплексной реабилитации и ресоциализации, реализации субсидий из областного бюджета на реабилитацию наркопотребителей, а также взаимодействия с органами исполнительной власти Челябинской области, негосударственными некоммерческими организациями и институтами гражданского общества (учебными воспитательными заведениями, системой исполнения наказаний, центрами занятости населения, медицинскими государственными учреждениями и т. д.).

ORGANIZATION OF REHABILITATION AND RE-SOCIALIZATION OF DRUG ADDICTS: FINANCIAL ASPECTS STATE SUPPORT

Romodina А.Ы., South Ural University of Technology, Chelyabinsk State University, e-mail: romodinaam@inueco.ru Gibart E. V., Association of rehabilitation centers of the Chelyabinsk region "South Ural without drugs", e-mail: cibart.evgenii@mail.ru

Abstract

The article deals with the problems of drug addiction in modern society, the organization of rehabilitation and re-socialization of drug addicts in state institutions and non-profit centers.

The article is devoted to the problems of understanding the value of rehabilitation and re-socialization of drug addicts for modern society with financial state support in the context of preserving socio-economic stability in the Chelyabinsk region.

Keywords: drug addicts, rehabilitation and re-socialization, economic security, standard of living, social instability, state subsidies, list of drug users, register of non-governmental organizations, strategy of the state anti- drug policy, financial support.

Примечания

1 Статистика по наркозависимым в России в 2019 году: последние цифры исследований // Электронный ресурс] - URL: https://stopz.ru/informaciya/narkomaniya/statistika-po-narkozavisimym-v-rossii/ (дата обращения: 25.02.2020)

2 Стратегия государственной антинаркотической политики // Сайт Российской газеты [Электронный ресурс] -URL: https://rg.ru/2010/06/15/strategiya-dok.html (дата обращения: 29.02.2020)

3 Ромодина, А.М. Рост наркомании как угроза социально-экономической безопасности Челябинской области // Фундаментальные и прикладные социально-гуманитарные исследования [Электронный источник]: сборник статей II-ой Международной научно-практической конференции (5 сентября 2018 г., г. Челябинск). - Западный: Научно-исследовательский центр «АнтроВита», 2018. С. 251-255. URL: http://soc-is.ru/wp-content/uploads/Фундаментальные-и-прикладные-социально-гyманитарные-исследования_2.pdf. (дата обращения: 20.02.2020)

4 Изаровский, Б.В., Перерва, И.Г., Никитина, Е.А. Наркологическая ситуация и основные показатели деятельности наркологической службы Челябинской области в 2014-2018 годах // Статистический сборник [Электронный ресурс]. - URL: www.oknb74.ru (дата обращения: 23.02.2020)

5 Протокол №2 заседания антинаркотической комиссии Челябинской области // Сайт Правительства Челябинской области [Электронный ресурс] - URL: http://mob.gov74.ru/Upload/files/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%20 %D0%BE%D1%82%2021%20%D0%BC%D0%B0%D1%8F%202019.pdf (дата обращения: 23.02.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.