Научная статья на тему 'Экономическая роль государства в деятельности некоммерческих организаций в Российской Федерации'

Экономическая роль государства в деятельности некоммерческих организаций в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
556
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / СОЦИАЛЬНО-УЯЗВИМЫЕ СЛОИ НАСЕЛЕНИЯ / STATE POLICY / ECONOMIC ROLE OF THE STATE / NON-PROFIT ORGANIZATIONS / SOCIAL PROBLEMS / SOCIALLY VULNERABLE SEGMENTS OF THE POPULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ромодина А.М.

Цель работы анализ роли экономической поддержки государства в реализации деятельности некоммерческих организаций в РФ. На основе методов сравнительного анализа, контент-анализа, общенаучных методов выполнено исследование влияния финансовой политики государства на развитие общественного сектора НКО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC ROLE OF THE STATE IN THE ACTIVITIES OF NON-PROFIT ORGANIZATIONS IN RUSSIA

The purpose of this paper is to analyze the role of economic support of the state in the implementation of the activities of non-profit organizations in the Russian Federation. Based on the methods of comparative analysis, content analysis, and General scientific methods, the study of the impact of the state's financial policy on the development of the public sector of NPOs was carried out.

Текст научной работы на тему «Экономическая роль государства в деятельности некоммерческих организаций в Российской Федерации»

Для цитирования: Ромодина А.М. Экономическая роль государства в деятельности некоммерческих организаций в Российской Федерации // Управление в современных системах. 2020. №2(26). С. 42-54.

УДК 338.2 JEL: Н53

ББК 65.49

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ромодина А.М. 1, ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет»

Аннотация

Цель работы - анализ роли экономической поддержки государства в реализации деятельности некоммерческих организаций в РФ. На основе методов сравнительного анализа, контент-анализа, общенаучных методов выполнено исследование влияния финансовой политики государства на развитие общественного сектора НКО.

Ключевые слова: государственная политика, экономическая роль государства, некоммерческие организации, социальные проблемы, социально-уязвимые слои населения.

Введение

В большинстве стран мира, и Россия не исключение идет резкий рост, связанный с различными социально-значимыми проектами некоммерческих общественных организаций.

Возникновение общественных организаций началось ещё несколько веков назад. Изначально это были религиозные организации, общественные движения, союзы, партии и др. Некоммерческие организации играют важную роль во всех сферах развития государства, включая экономические, культурные и общественные отношения [Гриценко, 2014].

НКО (некоммерческая организация) — организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Данные организации создаются для достижения благополучия общества, помощи социально-уязвимым группам населения. Первая добровольная организация в России под названием «Община сестер милосердия - Свято-Троицкая» была основана в 1844 г. в Петербурге великой княжной Александрой Николаевной и принцессой Терезией Ольденбургской [Макушин, 2019].

Понятие «некоммерческой организации» неразрывно связано с такими понятиями как социальное партнерство, социальное предпринимательство.

В странах Запада и США возникает и стремительно развивается в конце 1910 г. теория так называемого социального партнерства [Гимазова, 2014].

Социальное партнерство рассматривается как некая альтернатива революциям и конфликтам, как разрешение возникающих противоречий между трудом и капиталом.

В трудах Э. Дюркгейма, М. Вебера, Р. Дарендорфа общественное партнерство рассматривается как наивысший моральный принцип уникальная ценность. Социальное партнерство рассматривается как механизм взаимоотношений между государственными органами, трудящимся классом и работодателями.

1 Ромодина Анна Михайловна - зав. учебно-научной лаборатории социально-экономических исследований, Южно-Уральский технологический университет, Россия, г. Челябинск; 454084, ул. Кожзаводская, 1; e-mail: soclab@bk.ru; SPIN-код РИНЦ: 4229-1269; Author ID РИНЦ: 959184;

Определение предпринимательства в научной литературе следует начать с Ж.-Б. Сэя, который в начале XIX в. назвал предпринимателем того, кто переносит экономические ресурсы из зоны низкой производительности в зону высокой производительности и более высокого дохода [Завьялова, 2018].

В середине1950-х гг. в США и странах Западной Европы начинают возникать негосударственные некоммерческие организации (НКО), которые эффективно конкурируют с государством за выполнение социальных функций.

Согласно исследованиям Г. Блумер, Р. Тернер, Л. Киллиан, К., Д. Сноу некоммерческие организации - это один из видов общественный движений, который опирается на коллективные действия и принятия решений [Гимазова, 2014].

В конце 1960-х гг. получает признание модель относительной депривации Дж. Дэвиса, где особое внимаение уделяется социально - психологическим общественным отношениям. В 1980 г. Б. Дрейтон создает Фонд помощи социальным предпринимателям. Это дает толчок и последующие десятилетия по всему миру начинаются появляться подобные фонды.

Британский социолог и политик Майкл Янг в 1997 г. открыл в Лондоне «Школу социальных предпринимателей».

Джона Элкингтон совместно с Памелой Хартиган в 2008 г. дает одну из первых классификаций некоммерческих организаций [Гимазова, 2014].

К 2000 г. приходит понимание, что некоммерческие организации обладают силой влияния на общественные отношения и нуждаются в государственной поддержке, т. к. с привлечением дополнительных сил эффективность деятельности увеличивается.

Концепция микрофинансирования, разработанная Мухаммадом Юнусом и принесшая ему Нобелевскую премию в 2006 г., была направлена на оказание помощи малым предпринимателям через получение небольших сумм кредита без залога.

Сегодня в США зарегистрировано на территории страны более 1,8 млн некоммерческих организаций. 25 марта 2020 г. Министерством финансов США был принят акт о помощи и экономической безопасности во время коронавируса Coronavirus Aid, Relief, and Economic Security Act (CARES), предусматривающий выделение 2 трлн долларов на поддержку граждан, НКО, коммерческих и государственных и муниципальных организаций и органов власти. В Германии НКО составляют примерно 3% общего числа организаций всех форм собственности. Около 68% некоммерческих организаций страны работают в сферах оказания социальных услуг и образовании. НКО в Германии являются мощной экономической силой, так как в них работает около 2,5 млн человек, а доля НКО в ВВП составляет около 4,5% (около 100 млрд евро в год).

В Великобритании зарегистрирован 1 млн НКО, из них почти четверть занимается благотворительностью. В Англии некоммерческий сектор очень важен для развития социальной сферы и благосостояния граждан страны, поэтому в период распространения COVID - 19, там была разработана и принята национальная программа поддержки НКО и ряд отдельных программ на уровне Англии, Шотландии и Уэльса. В соответствии с национальным планом действий (Coronavirus Action Plan), принятым 25 марта 2020 г. некоммерческий сектор вошел в категорию организаций, нуждающихся в дополнительном финансировании наравне со здравоохранением и бюджетными учреждениями с общим объемом дополнительного финансирования в размере 5,7 млрд фунтов. Общий объем финансирования НКО составляет 750 млн фунтов. [Краснопольская, 2020]

В Канаде зарегистрировано примерно 900 тыс. НКО, данный сектор является важной составляющей экономики страны, производя 6,9% ее ВВП.

В России сегодня входят в государственный реестр около 223 тыс. организаций некоммерческого сектора. Но вклад русских некоммерческих организаций в ВВП всего лишь 1%, а трудоустроено в таких учреждениях лишь 1,1% экономически активного населения страны.

Современные государства стремятся частично снять с себя ответственность и дать возможность своим гражданам активно участвовать в общественной жизни и предлагать решения наболевших проблем.

В РФ очень много внимания и финансовых средств уделяется на развитие социально-ориентированных некоммерческих организаций и развитие волонтерских движений. Популяризируются конференции, различные гражданские форумы, молодежные форумы и школы, лидерские летние лагеря для обучающихся в высших учебных заведениях, создаются ресурсные центры для просветительской деятельности. Но тем не менее эта помощь не может охватить все социальные проекты НКО РФ.

Сегодня основная часть молодежи вовлечена в волонтерскую деятельность, направленную не только на развитие творческого потенциала, лидерских качеств и интеллектуального развития, но и на оказание услуг нуждающимся категориям населения.

Учреждения социальной сферы в стране очень быстро и слажено сработали в период распространения коронавирусной инфекции. Помимо государственных мер поддержки, активное участие в поддержке населения проявили и различные некоммерческие организации, в том числе, благотворительные фонды, волонтерские движения. Федеральные и региональные волонтерские центры оперативно отреагировали, были организованы пункты помощи, доставлены продуктовые наборы нуждающимся и малообеспеченным категориям населения, лекарственные средства, организована раздача медицинских масок. Создана и реализуется по настоящее время общероссийская Акция взаимопомощи #МыВместе, которая направлена, прежде всего, на поддержку пожилых, маломобильных граждан и медицинских работников во время пандемии коронавируса.

В рамках этой акции во всех регионах России работают волонтеры, доставляя лекарства и продукты. Такие специалисты как, юристы, социальные работники и психологи бесплатно консультируют нуждающихся в помощи, а тысячи партнеров акции помогают своими услугами и товарами. Например, только В Кабардино-Балкарии преподаватели вузов доставили пожилым людям Нальчика около тысячи различных продуктовых наборов в рамках данной акции. Более 20 тысяч средств индивидуальной защиты отправлены в хосписы в Пскове, Липецке, Самаре и Тверской области в рамках общероссийской акции взаимопомощи #МЫВМЕСТЕ. Учреждениям регулярно помогает благотворительный фонд «Вера», который развивает сферу паллиативной медицины за пределами Москвы.

Представители бизнеса тоже не остались в стороне и активно помогают в развитии этого масштабного проекта. Российский филиал компании «Hyundai Motor» передал Комитету по социальной политике Санкт-Петербурга 4,5 тысячи специальных наборов со средствами индивидуальной защиты. Они предназначены для волонтеров и социальных работников районных комплексных центров обслуживания населения. В их состав входят респираторы, нитриловые перчатки, антибактериальный спрей для рук, дезинфицирующие салфетки.

Компания «Яндекс» предоставила доступ к своей виртуальной АТС - «Яндекс. Телефонии» и оплачивает все разговоры сотрудников и волонтеров фондов, входящих в ассоциацию «Все вместе». Услугой уже воспользовались несколько благотворительных фондов.

Фонды «Старость в радость» и «Гилель» организовали службу поддержки для одиноких пожилых людей, с которыми волонтеры созваниваются несколько раз в неделю. Если требуется участие психолога, фонд привлекает консультанта из онлайн-сервиса психологической помощи YouTalk. Фонд «Дети наши» запустил в Демидовском районе Смоленской области горячую линию для семей в трудной жизненной ситуации. И таких примеров поддержки очень много1.

1 Общероссийская акция #Мы Вместе // [Электронный ресурс] - Шр8://мывместе2020.рф/ (дата обращения: 05.06.2020)

Но при этом в России достаточно много острых социальных проблем, которые требуют достаточно финансовых влияний. Например, есть такая проблема как сокращение государственных расходов на развитие социальной сферы. Например, в целом объем расходов бюджета РФ в 2019 г. на финансирование непосредственно государственных программ социальной сферы составил на 81 млрд меньше, чем в 2018 г. При этом 375 млрд руб. и 378 млрд руб. добавили на финансирование соответственно национальной экономики и правоохранительной деятельности в 2019 г. 1

Таблица 1

Структура расходов бюджета России на 2019 г. в цифрах_

Статья расходов 2019 г. трлн. руб. 2018 г. трлн. руб. Разница, трлн. Руб.

Социальная политика 4,885 4,966 -0,081

Национальная оборона 2,914 2,729 +0,185

Национальная экономика 2,639 2,264 +0,375

Правоохранительная деятельность и национальная безопасность 2,254 1,876 +0,378

Общегосударственные вопросы 1,402 1,225 +0,177

Обслуживание государственного долга 0,852 0,848 +0,004

Трансферты между бюджетами 0,755 0,766 -0,011

Образование 0,827 0,619 +0,208

Здравоохранение 0,656 0,410 +0,246

Культура, кино 0,125 0,093 +0,032

Охрана окружающей среды 0,197 0,078 +0,119

Источник: данные Министерства финансов РФ.

Трудности в осуществлении государственной политики в социальной сфере связаны с тем, что в процессе оказания социальных услуг должны быть задействованы все уровни государственной власти и некоммерческий сектор. Но не все государственные учреждения социальной сферы готовы взаимодействовать с некоммерческими организациями, так как считают, что деньги, которые выделяют на НКО, это денежные средства, которые сократили с финансирования социальной сферы, хотя это не так.

Наиболее острые социальные проблемы в России

НКО призваны решать наиболее острые социальные проблемы.

В России огромное количество социальных проблем, решение которых требует инновационных подходов со стороны некоммерческих организаций:

1. Безработица. Уровень безработицы в России по данным Росстата, т. е. отношение численности безработных к численности рабочей силы в декабре 2019 г. составил

1 Бюджет России в цифрах за 2019 г. // Ваш гид в мире финансов [Электронный ресурс]. URL: http://fincan.ru/articles/45_byudzhet-rossii-na-2019-god-v-cifrah/ (дата обращения: 05.06.2020)

4,6% (3,7 млн человек безработных) как для населения в возрасте 15 лет и старше, так и для населения в возрасте 15-72 лет. Уровень безработицы в Челябинской области на декабрь

2019 г. - 1,2% (21 500 чел. безработных).

ЛЦ

Л Лh

Л у

2017 г. 2018 г 201Э г 2020 г

Рисунок 1. Количество безработных граждан РФ с 2017 г. По 2020 г. (по данным Росстата) Источник: авторская разработка на основе данных Росстата по безработице с 2017 г. по май 2020 г.

2. Снижение уровня жизни населения (Табл. 2). В целом нестабильная экономическая ситуация в стране, низкий уровень зарплат и постоянный рост цен приводят к увеличению социально-уязвимых граждан.

В мае 2020 г. в связи с распространением коронавирусной инфекции и экономического кризиса, если оценивать количество безработных по методике Международной организации труда, то есть с учетом всех россиян, фактически оставшихся без работы, получается уже более 4,5 млн. человек без работы, а уровень реальной общей безработицы в России составляет около 8 млн. человек1. То есть НКО, которые занимаются профессиональной переподготовкой или трудоустройством своих подопечных столкнутся с огромным количеством людей, которым нужна будет помощь. Необходимо будет расширять пакеты своих программ, а согласно мерам государственной поддержки, НКО сегодня могут лишь взять кредиты на реализацию программ и оплату зарплаты сотрудникам. Этого недостаточно, чтобы хоть как-то помочь безработным гражданам.

Таблица 2

Среднедушевой денежный доход населения Российской Федерации и Челябинской

области за 2017 - 2019 гг.

Среднедушевой денежный доход населения 2017 2018 2019

Челябинская область 23 261 23 600 18523

Российская Федерация 31897 32 609 35249

Источник: авторская разработка на основе данных Росстата

1 В России на данный момент общая численность безработных может составлять до 8 млн человек // Информационное агентство Финмаркет [Электронный ресурс]. - URL: http://www.finmarket.ru/news/5235465 (дата обращения: 01.06.2020)

3. Сокращение расходов на систему здравоохранения путем софинансирования гражданами медицинских услуг. А это значит, что граждане частично будут оплачивать необходимое им лечение1. В России на 2018 г. расходы на систему здравоохранения составили около 5,1 трлн руб., из них - государственные расходы около 65% (3,32 трлн руб.), частные (личные расходы граждан и ДМС) - 35% (1,79 трлн руб.). [Шаповал, 2019]

Нехватка талонов ко врачам, огромные очереди на диагностическое обследование, отсутствие бесплатных лекарств - все эти проблемы достаточно острые. К тому же в СМИ регулярно появляются заголовки о законопроекте, согласно которому можно бесплатно вызвать скорую помощь 4 раза в год, что нагнетает социальную напряженность и недовольство медициной в целом у населения. Но это только слухи, так как подобной законотворческой инициативе не поступало на рассмотрение в органы власти.

Что касается других стран, то в Европе доля личных расходов граждан на здравоохранение ниже и составляет 27%.

В России государственные расходы на сферу здравоохранения на 2019 г. составили 3657 млрд руб. А это значит, что если сравнивать с 2018 г., то они увеличились на 10% в текущих ценах или на 6% в постоянных ценах. Тем не менее, этих средств не хватает, у нас, например, высокие показатели заболеваемости онкологией. По словам главного онколога Минздрава РФ Андрея Каприна, по последним данным, сейчас в стране выявляется 600 тыс. случаев в год. В центре радиологии Минздрава отметили, что в России за 2019 год зафиксировано 624 тыс. новых случаев заболевания раком, всего на учете в нашей стране состоит 3,63 млн человек. А это значит, что НКО, а именно благотворительные фонды, занимающиеся помощью онкобольным нуждаются в дополнительном финансировании или поддержке, так как у них постоянно растет количество подопечных2.

С 2019 по 2021 г. планируется увеличение расходов на сферу здравоохранения посредством реализации таких национальных проектов, как «Здравоохранение» и «Демография». [Улумбекова, 2019]

5. Увеличение количества граждан престарелого возраста.

Таблица 3

Количество людей пенсионного возраста в Российской Федерации и Челябинской области

Количество людей пенсионного возраста 2017 2018 2019

Челябинская область 1 034 300 1 062 600 1 068 200

Российская Федерация 43 177 000 43 504 000 43 865 000

Источник: авторская разработка на основе данных Росстата

Каждый год количество пенсионеров в России примерно растет на 600 тысяч человек. Как утверждают в Росстате, сегодня около трети всего населения в России пенсионеры (Табл. 3).

Как видно из рис.2, численность населения в трудоспособном возрасте составляет 72% (105 млн человек), доля людей младше 15 лет - 15% (22 млн чел.), а доля лиц старше 64 лет составляет 13% (19 млн чел.)

1 Памятка для граждан о гарантиях бесплатного оказания медицинской помощи // сайт Министерства здравоохранения РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rosminzdrav.ru/news/2018/12/14/10184-minzdrav-rossii-podgotovil-pamyatku-dlya-grazhdan-o-garantiyah-besplatnogo-okazaniya-meditsinskoy-pomoschi

(дата обращения: 03.06.2020)

2 Минздрав назвал регионы России с наибольшей распространенностью рака // Известия [Электронный ресурс]. URL: https://iz.ru/889628/2019-06-17/minzdrav-nazval-regiony-rossii-s-naibolshei-rasprostranennostiu-raka

Эксперты давно бьют тревогу и предсказывают, что на конец 2021 г. на 1 пенсионера будет приходиться 2 работающего человека в трудоспособном возрасте, что грозит дефицитом бюджета Пенсионного Фонда РФ. [Астанин, 2019; Колесова, 2015]

Распределение населения в РФ по возрастным группам на январь 2020 г.

13% 15%

72%

■люди младше 15 лет ■ люди старше 14 и младше 65 лет люди старше 64 лет

Рисунок 2. Распределение населения в РФ по возрастным группам

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особенности функционирования некоммерческих организаций и экономическая роль государства в поддержке социальных проектов

В РФ востребованы социально-значимые проекты некоммерческих организаций по следующим направлениям деятельности.

1. Деятельность, направленная на улучшение качества жизни населения:

- оказание социальных услуг населению;

- оказание медицинской помощи;

- мероприятия, направленные на восстановление физического и психического здоровья;

- образовательные услуги для детей и взрослых;

- социально-медицинская помощь инвалидам.

3. Производство протезно- ортопедических изделий и/специальных технических средств.

4. Услуги по профилактике инвалидности или реабилитации инвалидов.

5. Профилактика аддиктивного поведения граждан.

6. Выпуск печатной литературы, а также книжной продукции, связанной с научными достижениями, образовательными технологиями и культурой. Например, очень сложно найти пособия, учебно-методическую литературу для слабовидящих или незрячих людей.

7. Профессиональная подготовка или переподготовка.

Эти направления напрямую связаны с социальными проблемами, которые рассматривались выше и приоритетны для оказания государственной поддержки.

Государственно-частное партнерство в социальной сфере России не развито в таком масштабе, как в Европе. В Великобритании, например, за последние 20 лет благодаря четко слаженному механизму государственно-частного взаимодействия были построены такие учреждения, как детские садики, образовательные центры и учреждения медицинской помощи.

В России пока государственные учреждения идут на реализацию совместных проектов как партнеры не очень охотно, воспринимая НКО как конкурентов на государственное финансирование. В России мало примеров по созданию объектов городской

инфраструктуры, с использованием государственно-частного партнерства построены школы в Астраханской области, физкультурно-оздоровительный комплекс в Нижегородской области.1

Если раньше некоммерческие организации могли реализовывать социально-значимые проекты за счет взносов и пожертвований, то сегодня государство оказывает поддержку в виде грантов, субсидий. За последние годы было предпринято очень много мер для повышения качества взаимодействия государства и сектора некоммерческих организаций. Создано в 2017 г. учреждение при Управлении делами Президента РФ «Фонд президентских грантов», которое на конкурсной основе выделяет денежные средства на социальные проекты. В июне 2020 г. стартовал дополнительный «Антикризисный конкурс президентских грантов». Данный Фонд ранее получил на второй конкурс 2020 г. более 11 тыс. заявок от некоммерческих организаций (НКО), это самое большое количество заявок за все время работы, общая сумма профинансированных проектов - 4,6 млрд руб. Данный фонд с 2017 года ежегодно увеличивает финансирование социальных проектов, ежегодно проводится Общероссийский Гражданский форум, где работают различные секции, на которых для НКО предоставляется масса возможностей, уникальные мастер-классы, проводятся и региональные Гражданские форумы.

Крупнейшие государственные корпорации также выделяют средства на грантовую поддержку общественных организаций. Есть конечно, определенные сложности в виде жестких требований, например, вхождение в государственный реестр НКО, строгая отчетность и прозрачность финансовых счетов.

В нашей стране в тройку лидеров по уровню развития государственно-частного партнерства входит Самарская область, г. Москва и Московская область. Челябинская область занимает 17 место по стране, ее опережают более развитые Свердловская и Тюменские области. И на самом последнем месте в этом рейтинге Республика Северная Осетия-Алания, где только начинает складываться новая система взаимодействия государства и частного сектора2.

Необходимо менять подходы к реализуемым государственным программам, способствующим улучшению качества жизни граждан, посредством привлечения сектора НКО и активных граждан к решению актуальных социальных проблем инновационными методами. Как говорят эксперты, в числе которых Маковецкая Светлана Геннадьевна - член экспертного совета по вопросам совершенствования системы государственного управления при Правительственной комиссии РФ по административной реформе, ежегодно принимающие участие в Южно-Уральском Гражданском форуме, «сейчас не нужны менеджеры по проблемам, а нужны менеджеры по решениям».

Большинство исследователей считают, что социальное предпринимательство в России на настоящий момент представлено некоммерческими организациями. Хотя, социально -ориентированные НКО - это лишь часть данной системы.

Российский сектор НКО сталкивается с абсолютно разными проблемами: наличие двойных стандартов в законодательной базе, основа многих социальных проектов -зарубежных опыт внедрения, которые не всегда подходит под наши реалии, недостаточность информированности, трудности с привлечением финансовой поддержки для реализации проектов.

1 Спорт в рассрочку. Нижегородская область построит ФОКи в рамках ГЧП на новых условиях // Коммерсант. 2014.[Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2407502_(дата обращения: 05.06.2020 г.)

2 Рейтинг субъектов РФ по уровню развития сферы государственно-частного партнёрства в РФ за 2019 // Сайт Министерства экономического развития РФ [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/764aafac33fa544aec5b3008619e92a8/reiting_gchp_022020.pdf (дата обращения: 05.06.2020 г.)

Статистический учет данных некоммерческих организаций в России ведет Министерство юстиции Российской Федерации, а также Министерство экономического развития Российской Федерации, на официальных сайтах которых можно посмотреть сведения обо всех социально-ориентированных некоммерческих организациях. Согласно данным этих ведомств, количество некоммерческих организаций в последние годы в нашей стране то резко увеличивается, то несколько снижается: в 2015 году в реестре было 140 тыс. НКО, в 2016 году - 227 тыс. некоммерческих организаций, в 2017 году - 223 тыс., а в 2020 году уже более 223 тыс. организаций (см. рис.3)1.

Рисунок 3. Динамика численности зарегистрированных НКО в РФ на период 2015-2020 гг. Источник: авторская разработка на основе данных Министерства экономического развития РФ

Колебания численности социально-ориентированных некоммерческих организаций можно объяснить государственном политикой, направленной на поддержку данных организаций и совершенствованием законодательной базы.

При этом с одной стороны, очень много информационной поддержки для НКО, практически в большинстве регионов страны есть Ресурсные центры, которые объясняют, как создать НКО, куда сдавать отчеты, как писать конкурсные заявки на гранты, есть бесплатные обучающие семинары, но при этом государственного финансирования не хватает на все проекты НКО, а это значит, что к данным организациям повышаются требования, вводятся в грантовые конкурсы новые критерии, например, учитывается возможность у организации к софинансированию, к объему личных затрат организации.

Также требуются письма-поддержки (не менее 10) социальных проектов НКО от различных ведомств, предъявляются более высокие требования к уровню квалификации сотрудников и специалистов НКО. То есть в конкурсные заявки с каждым конкурсом закладываются новые дополнительные критерии, за которые при экспертизе проектов получают баллы. Это создает некий фильтр для НКО, т. к. те, кто не успеет выполнить все необходимые условия, не пройдут отбор.

1 Количественные показатели развития некоммерческого сектора // сайт Общественной палаты РФ URL: https://report2018.oprf.ru/ru/3.php (дата обращения: 25.05.2020)

Как видно из таблицы 4. самую большую поддержку оказывает Фонд Президентских грантов1. Затем на втором месте Министерство культуры РФ по уровню финансирования, а на третьем месте Росмолодежь.

Таблица 4

Сводная информация о финансировании НКО в 2017-2018 гг. _на федеральном уровне_

Государственны й орган РФ, оказывающий финансовую поддержку СОНКО Объем государственной финансовой поддержки, представленной СОНКО (тыс. руб.) Из него на конкурсной основе (тыс. руб.) Количество СОНКО, получивших финансовую поддержку

2016 2017 2018 2016 2017 2018 2016 2017 2018

Управление делами Президента Российской Федерации (Фонд президентских грантов) 4228200 6653841 8016814 4228200 6653841 8016814 1377 3213 3357

Минтруд России 1140778 1319184 2294184.2 - - - 25 25 29

МЧС России 90000 90000 88200 90000 90000 88200 19 6 9

Минкультуры России 2753183 2115331 2483345 81339 984976 1418727 227 179 184

Роспечать - 107 12013 - - 12013 - 138 4

Росмолодежь 153200 113500 68886 153200 11350 68886 90 96 55

ИТОГО 8365361 10291963 10669258 4552739 7740167 9604640 1738 3657 3804

Как видно из таблицы 5 с ростом количества НКО прямо пропорционально изменяется количество денежных средств на поддержку. Если смотреть по отраслям, то больше всего денег тратится на поддержку НКО в сфере образовательных услуг, развитие спорта на 2 месте, а социальное обслуживание граждан прочно удерживает 3 позицию в рейтинге.

1 Доклад о деятельности и развитии социально ориентированных некоммерческих организаций за 2018 -2019 гг. [Электронный ресурс]. URL:

www.economy.gov.ru/material/file/17139577416ce2cf897877dca5911766/Doklad_2019.pdf (дата обращения: 01.06.2020)

Таблица 5

Реализация государственной поддержки НКО по отраслям _социальной сферы в РФ за 2018-2019 гг._

Социальная сфера Количество НКО, которые оказывали услуги за счет гос. бюджета (по всем субъектам РФ) Общий объем средств бюджета РФ, переданные НКО для реализации социальных программ (млн. руб.) Субъекты РФ - лидеры по оказанию услуг

Образование 1297 7424,4 г. Москва, г. Санкт-Петербург Самарская область, Республика Саха(Якутия)

Социальное обслуживание граждан 874 5823 г. Москва, Московская область, г. Санкт-Петербург Самарская область, Республика Башкортостан

Физкультура и развитие спорта 784 6310,9 Красноярский край, Ханты-Мансийский автономный округ, Чеченская республика, Оренбургская область, г. Санкт-Петербург

Молодежная политика 329 597 Республика Татарстан, Приморский край, Ямало-Ненецкий автономный округ, Челябинская область, Тульская область

Здравоохранение 95 645 Курская область, г. Москва, Ханты-Мансийский автономный округ, Республика Татарстан, Республика Карелия

Источник: Министерство экономического развития Российской Федерации

Заключение

Таким образом, можно сделать, вывод, о том, государственная поддержка НКО необходима, денежные средства, выделяемые организациям на реализацию социальных проектов, помогают решить массу самых различных проблем и снизить уровень социальной напряженности. С ростом запросов общества, касательно решения социальных проблем растет и количество некоммерческих организаций, а это в свою очередь, требует финансирования со стороны государства.

Некоммерческие организации реализуют огромное множество социальных проектов различной направленности и благодаря слаженной работе системы государственно-частного партнерства в стране снижается количество социально-уязвимых людей, нуждающихся в поддержке.

В России, в первую очередь, выделяются финансовые средства на образование, социальное обслуживание граждан, физкультуру и массовый спорт, что совпадает с запросами общества. (см.табл.3). Обратим внимание, что Челябинская область активно поддерживает молодежные инициативы.

Меньше внимания у здравоохранения, это может быть и связано, с тем, что организаций, которые оказывают медицинскую помощь среди НКО не так уж много.

За рубежом деятельность некоммерческих организаций наиболее активно развивается в сфере программ для мигрантов, трудных подростков, безработных и в сфере экологии. В РФ больше же востребованы образовательные проекты, как для развития детей и подростков, так и для взрослых, связанные с профессиональной подготовкой и переподготовкой, социальное обслуживание граждан, где особого внимания требуют люди с инвалидностью, пожилые граждане и малообеспеченные категории населения. Также нельзя, не обратить внимание, на сферу здравоохранения, к этой сфере всегда много вопросов, а проектов, которые были бы направлены на адресную помощь гражданам не так много и далеко не все информированы о них.

Российское государство заинтересовано в развитии сектора НКО, так как данные организации знают какая и кому помощь нужна и в каком объеме, что подтверждает государственная политика по предоставлению грантов и субсидий.

Список источников

1. Астанин С.В., Жуковская, Н.К., Волошина, М.В. Проблемы дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ и возможные способы ее решения // Инновационная наука. 2019. №9. С. 28-32

2. Гимазова Ю.В. Социально-ориентированные некоммерческие организации как объект научного исследования // Вестник университета. 2014. №16. С. 184-189

3. Гриценко А.В. Сравнительный анализ моделей государственного регулирования налогообложения некоммерческих организаций за рубежом // Некоммерческие организации в России. 2014. №4. С. 16-25

4. Завьялова Е.Б. Корпоративная социальная ответственность в странах Европы // Экономика и управление: проблемы и решения. 2018 Т. 3. №2. С. 18-22.

5. Колесова Т.М. Дефицит бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. // Молодой ученый. 2015. № 9 (89). С. 629-632. URL: https://moluch.ru/archive/89/18327/ (дата обращения: 12.06.2020).

6. Краснопольская И.И., Дмитриева А., Ермолаева М., Скокова Ю. Поддержка НКО во время пандемии: зарубежный опыт, Центр оценки общественных инициатив Института прикладных политических исследований НИУ ВШЭ, 2020. 11 с.

7. Макушин, Д.С. Некоммерческие организации: история развития, формы НКО и правовое регулирование деятельности // Молодой ученый. 2019. № 13 (251). С. 120-123. URL: https://moluch.ru/archive/251/57550/ (дата обращения: 12.06.2020).

8. Улумбекова, Г.Э., Гиноян, А.Б., Калашникова, А.В., Альвианская, Н.В. Финансирование здравоохранения в России (2021-2024 гг // Вестник ВШОУЗ. 2019 . Т. 5. № 4 (18). С. 4-20

9. Шаповал, И.Н., Никитина, С.Ю. Здравоохранение в России. 2019: Стат.сб./Росстат. - М., 2019. 170 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gks.ru/storage/mediabank/Zdravoohran-2019.pdf

10. Dees J. Gregory. The Meaning of 'Social Entrepreneurship, Reformatted and revised, 2001. URL: http://www.fuqua.duke.edu/centers/ case/documents/Dees_sedef.pdf

ECONOMIC ROLE OF THE STATE IN THE ACTIVITIES OF NON-PROFIT

ORGANIZATIONS IN RUSSIA

Romodina A.M., South Ural University of Technology

Abstract

The purpose of this paper is to analyze the role of economic support of the state in the implementation of the activities of non-profit organizations in the Russian Federation. Based on the methods of comparative analysis, content analysis, and General scientific methods, the study of the impact of the state's financial policy on the development of the public sector of NPOs was carried out.

Keywords: state policy, economic role of the state, non-profit organizations, social problems, socially vulnerable segments of the population.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.