Вестник Института экономики Российской академии наук
5/2016
М.Н. ФЕДОРОВА доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН
СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ: РОЛЬ В СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
В статье социально ориентированные НКО рассматриваются как организационные структуры, позволяющие человеку реализовать себя в качестве субъекта общества. Выделены этапы развития институтов НКО в РФ, проанализирована тенденция их развития от государственного патернализма к социальному партнерству. Рассмотрена роль социально ориентированных НКО в различных моделях социальной политики, обоснована целесообразность использования зарубежного опыта партнерства НКО и государства, а также расширения мер государственной поддержки социально ориентированных НКО.
Ключевые слова: социально-экономическая Система, человек как субъект экономики и общества, социально ориентированные некоммерческие организации, социальная политика, модель социальной политики, субъекты социальной политики, благотворительность, социальное партнерство.
1БЬ: А13, Б64, Е64, Н41, Н42.
Государство как субъект социально-экономической Системы в социальной политике играет ведущую роль. Однако при этом далеко не всегда все вопросы социальной политики решаются только государственными организациями и лишь за счет государственных средств. В социально-экономической Системе взаимодействуют различные субъекты, представляющие ее вертикальные и горизонтальные структуры. Ядром такой Системы является человек, как субъект экономики и общества. Именно он противостоит экономическим и геополитическим вызовам, находит новые пути разрешения возникающих экономических, политических и социальных проблем. Государство определяет модель социальной политики. На наш взгляд, эффективной является такая модель социальной политики, принимать участие в проведении которой государство заинтересовывает других субъектов социально-экономической Системы - индивидов,
коммерческие и социально ориентированные некоммерческие организации (НКО)1. Только в этом случае государство может действительно стать социальным.
Социально ориентированные НКО занимают особое место в социально-экономической Системе, в обеспечении баланса функций человека как субъекта экономики и общества. Они структурируют и определяют формы деятельности человека как субъекта общества, укрепляют горизонтальные связи субъектов социально-экономической Системы2 и опосредуют их отношения с вертикальными структурами, участвуя в реализации общенациональных социальных приоритетов. Необходимо отметить, что в связи с выделением этой особой группы НКО оживился интерес к теоретическим основам определения социально-экономической роли НКО. Исследователи отмечают, что деятельность социально ориентированных НКО способствует обеспечению социального мира - главного условия жизнедеятельности любой страны, а также идентификации, артикуляции и решению социальных проблем, развитию гражданского общества, социального партнерства человека и государства, многообразию групповых интересов и потребностей, улучшению качества жизни и морально-психологического состояния граждан, установлению оптимального соотношения между правами и обязанностями, свободой и ответственностью, защищают российские духовные ценности и распространяют их за рубежом3.
Социально ориентированные НКО функционируют во всех подсистемах: экономической, социальной, политической, нравственно-духовной и семейно-бытовой. В экономической подсистеме социально ориентированные НКО участвуют в воспроизводстве человеческого капитала, в социальной подсистеме - обеспечивают консолидацию общества, в политической подсистеме их деятельность способствует политической стабильности, в духовно-нравственной подсистеме они создают возможность для развития таких качеств человека, как
1 Некоммерческая организация (НКО) - это организация, не имеющая в качестве основной цели извлечение прибыли и распределение ее между участниками (см. ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях) № 7-ФЗ от 12.01.1996). К социально ориентированным относятся НКО, цели которых включают решение социальных проблем в сферах благотворительности, образования, спорта, охраны окружающей среды и т.п. (См.: Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» № 40-ФЗ от 05.04.2010).
2 В Системе взаимодействуют субъекты, представляющие ее вертикальные структуры (органы государственного управления и занятые в них чиновники) и горизонтальные структуры (индивиды, социальные группы, различные коммерческие и некоммерческие организации и др.). См.: [14, с. 6].
3 См.: [24, с. 102], [8, с. 20], [10, с. 43], [25, с. 5].
Вестник ИЭ РАН. №5. 2016 С. 77-91
любовь к ближнему, сострадание, стремление помочь, сделать доброе дело, в семейно-бытовой подсистеме являются одним из источников помощи нуждающимся. Социологические опросы, проведенные в 2015 г. показали, что около 50% россиян ежегодно жертвуют личные средства в благотворительные фонды [1, с. 18 ].
Известно, что благотворительность поощрялась религиозными организациями с древних времен. В благотворительности реализуется двойственная природа человека. Человек как субъект экономики и общества является, с одной стороны, эгоистом, а с другой - альтруистом. Благотворительность, с одной стороны, создает рекламу и приносит почет человеку-эгоисту, а с другой - это форма деятельности человека-альтруиста (помощь нуждающимся). Не случайно она является богоугодным делом.
Исследователи отмечают, что большинство людей относится к равновесному, индивидуалистично-социетарному типу, т.е. обладает этими свойствами в равной мере, а у меньшей части людей в большей степени выражена какая-то одна из сторон - индивидуалистичная (эгоизм) или социетарная (альтруизм) [2, с. 43]. Человек трансформирует институты социально-экономической Системы, реализуя свои потребности: индивидуализма (например, присвоение, агрессия, самосохранение и т.д.), социалитета (например, справедливость, сострадание, общение, иерархия и т.д.), развития (например, свобода, творчество, поиск нового и т.д.) [3, с. 185].
В период перехода к рынку в России человек, прежде всего, получил возможность реализовывать себя в качестве субъекта экономики, стремящегося к росту прибыли, доходов и других форм экономической выгоды. Эти качества человека-эгоиста должны балансироваться качествами человека-альтруиста. Такую возможность и предоставляют социально ориентированные НКО. Социально ориентированные НКО - это особая сфера гражданского общества, где люди вспоминают заповедь «люби ближнего своего, как самого себя», объединяются, независимо от политических и иных взглядов, чтобы делать добро, проявить милосердие и сострадание. Все эти качества присущи российскому менталитету и существуют в любой фазе экономического цикла.
Известно, например, что российские купцы делали взносы в благотворительный капитал, который размещался в специальных общественных банках. Проценты от этого капитала использовались на благотворительную помощь больным, сиротам, инвалидам, заключенным, на стипендии студентам, на финансирование научных исследований и т.п. Фабриканты строили для своих рабочих дома, больницы, столовые, школы, ремесленные учебные заведения.
В развитии социально ориентированных НКО проявляется степень свободы человека как субъекта общества в социально-экономической Системе в сочетании с социальной справедливостью и ответственностью. Человек не атом, а общество не набор атомов [4, с. 60]. НКО можно рассматривать как структурные элементы общества, организационные ячейки социального, политического, правового и духовного развития человека, групп людей и, в конечном счете, общества в целом. Институты НКО являются инструментами общественного регулирования, которые взаимодействуют с институтами рыночного саморегулирования и государственного регулирования в процессе функционирования и развития социально-экономической Системы [5, с. 81, 113].
Человек, который личными средствами или волонтерским трудом участвует в деятельности социально ориентированных НКО, оказывает помощь человеку или группе людей по собственному выбору и тем самым вносит свой вклад в улучшение социальной среды. Деятельность социально ориентированных НКО направляется благотворителями (донорами) и государством. Благотворители руководствуются своими интересами, а государство представляет нормативный общественный интерес.
Следовательно, в деятельности социально ориентированных НКО отражается противоречие двух ветвей общественного интереса в социально-экономической Системе. С одной стороны, в этом интересе присутствует результат координации интересов индивидов, а с другой - несводимый автономный интерес, отражающий государственный патернализм [6, с. 15]. Координация интересов индивидов происходит по горизонтали Системы, а государственный патернализм осуществляется по ее вертикали.
Российская социально-экономическая Система исторически сложилась как иерархическая. В ней адаптируются такие субъекты и институты, которые сотрудничают с государством или не противоречат ему. Поэтому развитие российских социально ориентированных НКО в значительной мере зависит от государственного финансирования и от мер, заинтересовывающих в частном финансировании. Все вышеизложенное определяет этапы развития социально ориентированных НКО как субъектов российской социально-экономической Системы.
НКО появились в России в 1990-е годы и нашли отражение в российском законодательстве в период перехода к рынку, когда возникла необходимость разграничить коммерческие и некоммерческие организации в социально-экономической Системе. Понятие НКО и их организационно-правовые формы были зафиксированы в Гражданским кодексе РФ в 1994 г., а в 1996 г. (12.01) был принят Федеральный закон «О некоммерческих организациях в РФ» № 7-ФЗ.
На первом этапе развитие институтов НКО шло в направлении уточнения и дополнения состава организационно-правовых форм4, институтов финансирования5 и порядка предоставления льгот НКО. Необходимо отметить, что на этом этапе сформировались различные благотворительные НКО, а также НКО, функционирующие в других сферах, - различные ассоциации товаропроизводителей, Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленная палата (ТПП), государственные корпорации, саморегулируемые организации и т.д. Все это отражало процессы развития рыночных институтов и субъектов рынка в российской социально-экономической Системе.
На втором этапе основным направлением стало развитие институтов государственной поддержки НКО, действующих в социальной сфере, и взаимодействия социально ориентированных НКО с органами государственного и муниципального управления. Важную роль в этом процессе сыграл принятый в 2010 г. (05.04) Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу поддержки социально ориентированных НКО» № 40-ФЗ. Этот закон очертил круг видов деятельности НКО в социальной сфере, поддержка которых является приоритетной для государства6.
В соответствии с этим законом выделено 17 направлений социально ориентированной деятельности. Наиболее распространенные среди
4 В настоящее время в ГК РФ содержится закрытый перечень организационно-правовых форм НКО (потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации или союзы, товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр, общины коренных малочисленных народов, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании).
5 Например, Федеральный закон «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» № 275-ФЗ от 30.12.2006.
6 Одновременно государство взяло под контроль деятельность НКО, использующих зарубежные источники финансирования, а также иностранных и международных НКО. Для этого предусматривается, в частности, регистрация в специальных реестрах и отдельная отчетность по зарубежным источникам финансирования организаций - «иностранных агентов» ( См.: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» № 121-ФЗ от 20.07.2012), а также возможность признания каких-либо иностранных или международных НКО в качестве нежелательных, если их деятельность представляет угрозу основам Конституционного строя РФ, обороноспособности страны или безопасности государства (См.: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» № 129-ФЗ от 23.05.2015, ст. 5). В других странах «политизированные» НКО также находятся под контролем государства. Поставить под контроль деятельность иностранных и международных НКО, а также использование зарубежных источников финансирования российскими НКО, безусловно, необходимо, но важно не переусердствовать в «закручивании гаек».
Вестник ИЭ РАН. №5. 2016 С. 77-91
них - это деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, защиты прав человека, содействия патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи, улучшения морально-психологического состояния граждан, духовного развития личности, физической культуры и спорта. К социально ориентированным относятся также НКО, занимающиеся поддержкой материнства и детства, людей пожилого возраста, инвалидов и их семей, охраной окружающей среды, социальной рекламой, юридической помощью на безвозмездной или льготной основе, развитием межнационального сотрудничества, сохранением и защитой самобытности, культуры, языка и традиций народов РФ, различными видами благотворительной деятельности. НКО относятся к социально ориентированным по заявительному принципу.
На 01.01.2015 в РФ насчитывалось более 130 тыс. социально ориентированных НКО, а число занятых в них превысило 1 млн чел. [7, с. 47]. Доля социально ориентированных НКО среди всех НКО составляет 13,5% [8, с. 133]. Об их деятельности как субъектов социальной политики можно судить по следующим данным: в 2014 г. 23 млн чел. были оказаны социальные услуги, 5 млн чел. получили юридическую помощь на безвозмездной или льготной основе, более 3 млн чел. получили благотворительную помощь в денежной форме [7, с. 47].
Меры государственной поддержки социально ориентированных НКО включают госзаказы, федеральные и региональные программы, по которым выделяются средства из федерального, региональных и муниципальных бюджетов, льготы по НДФЛ и социальным платежам. Кроме того, учреждены государственные премии в области правозащитной и благотворительной деятельности, что поощряет развитие меценатства и волонтерства. Необходимо отметить, что социально ориентированные НКО популярны в обществе, от 30 до 47% опрошенных готовы их поддерживать [9, с. 26].
Таким образом, государство в российской социально-экономической Системе поддерживает социально ориентированные НКО и ориентирует их на производство опекаемых благ [6, с. 14]. В связи с этим возникла необходимость конкретизации - законодательного закрепления статуса НКО - исполнителя общественно-полезных услуг и составления Министерством юстиции РФ реестра таких организаций. В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» в части установления статуса некоммерческой организации - исполнителя общественно полезных услуг» № 287-ФЗ от 03.07.2016 НКО - исполнитель общественно полезных услуг определяется как социально ориентированная НКО, которая на протяжении одного и более года ока-
зывает общественно полезные услуги надлежащего качества (перечень услуг будет утвержден Правительством РФ), не является иностранным агентом и не имеет задолженностей по налогам, сборам и иным обязательным платежам. Такая НКО будет иметь право на приоритетное получение мер государственной поддержки.
Такого рода меры, безусловно, необходимы. Вместе с тем для развития и функционирования социально-экономической Системы необходимо, чтобы человек как субъект экономики и общества имел возможность реализовать свои созидательные мотивации во всех подсистемах социально-экономической Системы. Если такая возможность есть, человек считает страну комфортной для работы и проживания. Не случайно, например, развитие благотворительности рассматривается как индикатор социального и морально-нравственного здоровья общества [10, с. 3].
Вектор изменения институтов социально ориентированных НКО, функционирующих в социальной сфере, в России определяется соотношением общего и идентичного в модели социально-экономической Системы. Общим вектором развития социально-экономической Системы является расширение возможностей и мотиваций созидательной деятельности человека как субъекта экономики и общества [11, с. 18-19]. Исходя из этого, институты НКО развиваются таким образом, чтобы все желающие могли бы участвовать в финансировании и работе социально ориентированных НКО. В то же время в иерархической модели Системы первостепенное значение имеют государственная поддержка социально ориентированных НКО и государственно-частное партнерство.
Государство направляет деятельность социально-ориентированных НКО с помощью соответствующих программ поддержки и грантов Президента РФ. За период 2011-2015 гг. сумма этой поддержки увеличилась в 2,6 раз и достигла почти 5 млрд руб. [12, с. 152]. Субсидии от органов государственной власти разного уровня в 2015 г. получала 1/3 социально ориентированных НКО, а у 10% - это был основной источник финансирования [13]. В то же время, для баланса вертикальных и горизонтальных отношений необходимо больше поощрять индивидов и коммерческие структуры создавать и финансировать такие организации. В связи с этим возникает задача формирования отношений доверия между органами государственной власти, общественными организациями и гражданами, предоставление гражданам возможностей реализовывать себя как субъектам общества.
Взаимодействие государства, бизнеса и социально ориентированных НКО в социальной политике в конечном счете обеспечивает гармонию интересов различных социальных групп в вертикальных и горизонтальных отношениях социально-экономической Системы.
В России развитие вертикальных отношений опережает развитие горизонтальных отношений, что обусловлено построением социально-экономической Системы «сверху вниз». Рассмотренные выше этапы развития институтов социально ориентированных НКО отражают эту тенденцию. В то же время нельзя не учитывать, что горизонтальные отношения - это скрепы общества, и без них вертикальные отношения неустойчивы.
Поскольку российская социально-экономическая Система относится к числу иерархических, ей присуще противоречие между государством и социумом, которое проявляется в стремлении государственной власти ограничить свободу человека, в недостаточности обратных связей человека и государства, а также коллективизма в действиях людей.
В России развитие социально ориентированных НКО сдерживается привычкой к государственному патернализму, недостаточностью льгот для благотворителей и низким уровнем доходов большинства населения. Так, динамика распределения общего объема денежных доходов по 20%-м группам населения в 2000-2014 гг. показывает, что сокращается доля доходов трех групп населения с более низкими доходами (первой - с 5,9 до 5,2%, второй - с 10,4 до 9,9%, третьей - с 15,1 до 14,9%) и растет доля доходов высокодоходных групп населения (четвертой - с 21,9 до 22,6%, пятой - с 46,5 до 47,4%). Индекс концентрации доходов (коэффициент Джини) увеличился с 0,289 в 2000 г. до 0,416 в 2014 г.7
По отмеченным выше причинам НКО в России не играют значительной роли в производстве общественных благ. Доля предприятий, находящихся в собственности НКО, сокращается (в 2000 г. - 6,7%, в 2005 г. - 5,3%, в 2010 г. - 3,3%, а в 2014 г. - 3,0%)8. В структуре использованного ВВП вклад НКО, обслуживающих домашние хозяйства, растет: он увеличился со 139373 млн руб. в 2005 г. до 281905 млн руб. в 2014 г. (в текущих рыночных ценах), но при этом доля НКО сокращается: в 2005 г. - 0,6%, в 2014 г. - 0,3%9. Что же касается социально ориентированных НКО, то количество реально функционирующих в несколько раз меньше, чем зарегистрированных.
В других странах НКО традиционно играют более значительную роль. В развитых странах доля НКО в ВВП достигает в среднем 6,6%, доля занятых в НКО - 7,1%, доля социально ориентированных НКО среди НКО - 60-70% [8, с. 133]. Они занимают свой сегмент в социальной сфере, взаимодействуют с государством в решении социальных проблем.
7 Россия в цифрах. 2015. Крат. стат. сб. М.: Росстат, 2015. С. 129.
8 Россия в цифрах. 2015.. Крат. стат. сб. М.: Росстат, 2015. С. 202.
9 Российский статистический ежегодник. 2015. Стат. сб. М.: Росстат, 2015. С. 292.
В российской социально-экономической Системе государство само решает значительную часть социальных задач, ограничивая пространство для деятельности человека как субъекта общества. Однако недостаточность реализации созидательных, творческих функций человека как субъекта общества тормозит развитие российской социально-экономической Системы в целом. Исследователи отмечают, что страны с высоким уровнем развития социального капитала10, в том числе некоммерческих организаций, более успешны в экономическом отношении (например, США, ФРГ, Япония). Низкий уровень их развития, напротив, ограничивает эффективность рынка [12, с. 26]. Такая взаимозависимость неизбежна, поскольку вертикальные и горизонтальные отношения во всех подсистемах социально-экономической Системы взаимосвязаны, необходим баланс их развития, а недостаточное развитие одних препятствует развитию других.
Исходя из необходимости баланса вертикальных и горизонтальных отношений, можно предположить, что следующий этап развития НКО в российской социально-экономической Системе будет связан с поощрением частной благотворительности, меценатской деятельности, развитием многосубъектности социальной политики.
Россию, как и многие другие страны, затронул кризис государства благосостояния, связанный с невозможностью финансирования социальной сферы только за счет государства. В экономической литературе отмечается, что существующие тенденции изменения структуры расходов консолидированного бюджета России на социально-культурные мероприятия свидетельствуют о стремлении свести социальные функции государства преимущественно к социальной защите. Удельный вес расходов на социальную защиту растет (2009 г. — 55,7%, 2014 г. — 58,1%) и в то же время снижается удельный вес расходов на образование (2009 г. — 21%, 2014 г. — 20%), на здравоохранение, физическую культуру и спорт (2009 г. — 19,5%, 2014 г. — 18,4%), а также на культуру, кинематографию и средства массовой информации (2009 г. — 3,8%, 2014 г. — 3,5%) [14, с. 146].
При этом необходимо учитывать, что в процессе реформ в России трансформируется и модель социальной политики, которая на сегодняшний день включает остатки патернализма советских времен, элементы либеральной и социал-демократической моделей. Происходит приватизация сферы социальных услуг, децентрализация управления
10 Социальный капитал - деловые и личные связи и формы совместного действия индивидов и их групп, которые образуются путем самоорганизации (Ostrom E. Govering and Commons. The Evolution of Institution for Collective Action. N. Y., 1990. Р. 25; Putnam R. Making Democracy Work: Civic Tradition in Modern Italy. Princeton: Princeton University Press, 1993).
социальной сферой, сокращаются государственные социальные расходы, развивается рынок социальных услуг и их аутсорсинг. Источниками социального благосостояния становятся человек, семья, государство, работодатель, благотворитель [15, с. 5].
Роль социально ориентированных НКО как субъектов социально-экономической Системы зависит от модели социальной политики. Либеральная модель социальной политики (США, Великобритания) основана на ответственности человека - он обеспечивает себе социальные блага сверх государственного минимума. При этом индивидуализм дополняется коллективизмом - объединением людей в различных негосударственных некоммерческих организациях. Государство поощряет частную благотворительность с помощью налоговых льгот.
В социал-демократической модели социальной политики (ФРГ, Франция, Скандинавские страны) государство играет ведущую роль, а социально ориентированные НКО играют вспомогательную роль. При этом развивается социальное партнерство государства, бизнеса и НКО. Так, например, в ФРГ НКО - члены благотворительных союзов -являются приоритетными поставщиками услуг в здравоохранении, уходе за больными, работе с молодежью и т.п.
В странах Южной Европы (например, в Испании) религиозные мотивы и благотворительная деятельность церкви играют существенную роль. Церковь показывает пример милосердия, а также собирает пожертвования среди прихожан и организует работу волонтеров.
В России поощрение человека к благотворительности и меценатству еще только начало развиваться. Однако Россия заняла 8-е место по объему частных пожертвований в благотворительные организации по отношению к ВВП (0,34% ВВП). Для сравнения: в США этот показатель составляет 1,44%, в Новой Зеландии - 0,78%, в Канаде - 0,77%, в Великобритании - 0,54%, в Республике Корея - 0,5%, в Сингапуре -0,39%, в Индии - 0,37% [16].
Международный опыт свидетельствует, что налоговые стимулы побуждают людей и компании к благотворительным пожертвованиям. В странах, где есть налоговые льготы для жертвователей (доноров), доля таких людей на 12% больше [17].
В России государство в основном поддерживает благотворительность физических лиц. Для них предусмотрен вычет по НДФЛ в размере 13% от суммы благотворительных пожертвований, причем по этой сумме также есть ограничения - не более 25% облагаемого дохода. Что касается юридических лиц, то для них введены налоговые льготы по НДС. Безвозмездная передача товаров, работ, услуг, имущественных прав в рамках благотворительной деятельности освобождена от обложения НДС, за исключением подакцизных и некоторых других товаров. Однако юридические лица в России не освобождаются от
уплаты налогов с тех сумм, которые были направлены на благотворительность. Между тем во многих странах корпорациям предоставлены такие льготы, разумеется, с определенными ограничениями. Например, во Франции вычеты не могут превышать 0,5% налогов, которые платит компания, в Италии - 2% налогооблагаемой прибыли, в Бразилии - 4%, в Мексике - 7% , в Индии, Нидерландах, Южной Корее, Испании и США - 10%, в Китае - 12% [18].
В России необходимо больше поощрять благотворительность юридических лиц. Несмотря на кризис и антироссийские санкции, она увеличивается. В 2014 г. 19% социально ориентированных НКО получали средства от российских коммерческих компаний, а в 2015 г. - 23% [13].
В России налоговые льготы для жертвователей - юридических лиц не рассматриваются в федеральном законодательстве как обязательные. Этот вопрос решается на уровне субъектов РФ. Например, согласно ст. 284.1 Налогового Кодекса РФ, органы законодательной власти субъектов РФ имеют право уменьшать для отдельных категорий налогоплательщиков ставки налога на прибыль в части, подлежащей зачислению в региональный бюджет, с 18 до 13,5%. Поощрение меценатской деятельности физических лиц также отнесено на уровень субъектов РФ. В статье 7.1 Федерального закона «О меценатской деятельности» № 327-ФЗ от 04.11.2014 отмечается, что органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления имеют право осуществлять меры экономической поддержки меценатов и получателей меценатской поддержки. Было бы целесообразно, на наш взгляд, в обоих случаях заменить формулировку «имеют право» на более определенную и обязывающую.
В развитии благотворительной деятельности целесообразно, по возможности, использовать опыт США. Конечно, в демократической модели Системы, примером которой являются США, горизонтальные отношения играют большую роль, чем в иерархической модели Системы, и социальная политика в значительной мере основана на социальном партнерстве государства, бизнеса и граждан. В США традиции благотворительности в основном сложились в XIX в., а в конце XX в. благотворительные расходы стали включаться в бизнес-планы компаний. Расходы компаний на благотворительность - это фактически часть расходов на рекламу. Замечено, что покупатели более охотно приобретают товары, если знают, что часть расходов пойдет на благотворительные цели. Поэтому в США благотворительные пожертвования делают 98% домохозяйств, 55% американцев работают волонтерами, 98% крупных компаний занимаются благотворительностью [19, с. 158, 159].
Богатые граждане и корпорации накапливают ценности с целью передачи их в общественное пользование, создают благотворительные фонды, учебные и просветительские учреждения, вносят в них зна-
чительные пожертвования. Бедные граждане жертвуют понемногу: например, перечисляют небольшие суммы при покупках в магазинах и т.п. Благотворительность - часть американской культуры. Государство поощряет физических и юридических лиц с помощью налоговых льгот, развивает партнерство с социально ориентированными НКО.
В США с 1921 г. существуют налоговые льготы благотворителям [20, с. 65]. Вычет пожертвований из налогооблагаемого дохода может быть полным или неполным. Так, законодательство ряда штатов предусматривает вычет полной суммы благотворительных пожертвований в некоторые НКО, которые считаются приоритетными (например, в некоторых штатах - это пожертвования частным школам, что позволяет снизить плату за обучение) [21, с. 31].
Социально ориентированные НКО используют различные источники средств. Они опираются на свой фандрайзинг11, привлечение волонтеров, на правительственные гранты, государственные субсидии, налоговые льготы, а также финансируются на конкурсной основе. Такое финансирование развивается в США с 1980-х годов, а в последние годы появилось и в России. Но, как отмечает Общественная палата РФ, средства по государственным заказам и правительственным программам выделяются на покрытие расходов НКО после выполнения работы, без авансирования и кредитования. Необходимо распространить на НКО - исполнителей общественно-полезных услуг: - меры поддержки, предусмотренные для малого и среднего предпринимательства. Это было бы справедливо, поскольку в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. не менее 15% объема закупок должно приходиться на социально ориентированные НКО и малые предприятия.
Вместе с тем следует отметить, что низкий уровень прозрачности НКО нередко вызывает недоверие граждан. Так, из более чем 300 российских благотворительных фондов только 107 открыли свою финансовую отчетность [22, с. 71]. Чтобы НКО стали более открытыми для общества, необходима регулярная публикация отчетов об их деятельности в открытом доступе. Особенно это касается социально ориентированных НКО, получающих государственные средства.
Особое место в совершенствовании институтов социально ориентированных НКО занимают льготы. В РФ ряду НКО предоставляются налоговые льготы (например, в сфере здравоохранения и социального обслуживания - если доход от основной деятельности составляет не
11 Сбор средств, выделяемых физическими и юридическими лицами в качестве пожертвований для НКО или на конкретные социальные проекты.
менее 90%). Не облагаются налогом на прибыль вступительные и членские взносы в НКО; средства, переданные на осуществление благотворительной деятельности, на формирование и пополнение целевого капитала НКО; средства, полученные на осуществление уставной деятельности.
Существуют также льготы по налогообложению имущества религиозных организаций и общественных организаций инвалидов, используемого для осуществления уставной деятельности. Для общественных организаций инвалидов предусмотрено значительное количество льгот. Так, не подлежат налогообложению операции по реализации на территории РФ товаров, за исключением подакцизных, минерального сырья, полезных ископаемых, охотничьих ружей, меховых изделий и некоторых других товаров, а также работ и услуг, за исключением брокерских и иных посреднических услуг, осуществляемые общественными организациями инвалидов, в которых они составляют не менее 80% работников; организациями, уставный капитал которых состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников - не менее 50%; учреждениями, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов и деятельность которых направлена на социальные цели и т.п.
Необходимо при этом отметить, что в РФ льготы предоставляются более узкому кругу НКО, чем в других странах. Например, во Франции при освобождении от налогов учитывается характер основной деятельности НКО, а не ее доля в доходах. В США НКО уплачивают налоги только с доходов, не связанных с основной деятельностью, а в РФ освобождение от налогов части дохода не предусмотрено [23, с. 24]. В дальнейшем элементы этого опыта могут быть использованы для совершенствования налогообложения НКО в РФ.
Льготы, поощряющие индивидов и коммерческие структуры вносить средства в социально ориентированные НКО, будут расширять возможности самореализации человека как субъекта общества, субъекта социальной политики. Это будет способствовать гармоничному развитию вертикальных и горизонтальных отношений социально-экономической Системы и ее эволюции в направлении возрастания роли горизонтальных отношений, расширения свободы человека, развития его альтруистических качеств, созидательных мотиваций в социальной сфере.
Литература
1. Новая газета, 18.09.2015.
2. Ольсевич Ю.Я. Фундаментальная неопределенность рынка и концепции современного кризиса. М.: ИЭ РАН, 2011.
3. Ольсевич Ю.Я. Психологические основы экономического поведения. М.: ИНФРА-М, 2009. С. 185.
4. Бердяев Н.А. Философия неравенства. М.: ИМА - ПРЕСС, 1990.
5. Федорова М.Н. Трансформации институтов некоммерческих организаций в Российской Федерации. М.: ИЭ РАН, 2004.
6. Рубинштейн А.Я. Институциональная эволюция патернализма. М.: ИЭ РАН, 2015.
7. Доклад о состоянии гражданского общества в РФ за 2015 г. М.: ОП РФ. (http://www.oprf.rul).
8. Гимазова Ю.В., Знаменский Д.Ю., Омельченко Н.А., Харичкин И.К. Взаимодействие государства и социально ориентированных некоммерческих частных организаций. М.: Изд. дом ГУУ, 2015. C. 133.
9. Гражданский активизм: новые субъекты общественно-политической деятельности. М.: ИСИ РАН, 2014.
10. Ларионова Т.П. Благотворительная деятельность как ресурс социальной политики (на примере Республики Татарстан). Казань, КГТУ,
11. Савченко П.В. Феномен Системы в контексте реалий и выбора вектора развития России // Вестник Института экономики РАН. 2016. № 2.
12. Тарасенко А. Некоммерческий сектор в странах ЕС и России в контексте трансформации государства благосостояния. Спб.: Норма,
13. 20 важных цифр и фактов о благотворительности. (http://www/ рЫ1апШгору.ш\апа1у81з/).
14. Савченко П.В. Очерки о социально-экономической Системе России: человек как вектор развития. М.: ИНФРА-М, 2016.
15. Соболева И.В., Чубарова Т.В., Музычук В.Ю. Развитие социальной сферы: отраслевая специфика (образование, культура, здравоохранение). М.: ИЭ РАН, 2014.
16. Ходорова Ю. Валовая внутренняя филантропия: анализ взаимосвязи ВВП, налогов и частной благотворительности (http://www/ рЫ1апШгору.ш\апа1у81з/).
17. Сучилин А. Как налоговая политика стимулирует благотворительность: исследования САБ (http://www/phi1anthropy.ш\ana1ysis).
18. См.: Бочкарева Т. На какие налоговые льготы могут рассчитывать компании-доноры // Ведомости. 03.06.2013. № 3357.
19. Зеленова Е. Благотворительность: понимание мест и роли в структуре социальной политики. М.: Изд-во «Проспект», 2012. С. 158, 159.
20. Шлихтер А.А. Направления и механизмы взаимодействия социально ориентированного бизнеса с некоммерческим сектором США. М.: ИМЭМО РАН, 2010.
21. Музычук В.Ю., Хаунина Е.А. Институциональные инновации в финансировании культуры (научный доклад). М.: ИЭ РАН, 2016.
2010.
2015.
22. Ковалев И. Российские благотворительные фонды // Общество и экономика. 2016. № 1.
23. Золотарева А.Б., Малинина Т.А. Подходы к налогообложению некоммерческих организаций // Финансы. 2015. № 9.
24. Шабалина Н.А. Некоммерческие организации как фактор формирования отечественного социокультурного пространства. Барнаул,
25. Мерсиянова И.В., Якобсон Л.И. Негосударственные некоммерческие организации: институциональная среда и эффективность деятельности. М.: НИУ-ВШЭ, 2007.
FEDOROVA M.N.
doctor habilitatus in economics, leading research fellow of the Institute of economics of the
Russian academy of sciences, Moscow, Russia
pol@inecon.ru
THE SOCIAL ORIENTAL NON-PROFIT ORGANIZATIONS AS PARTICIPANTS OF THE SOCIAL-ECONOMIC SYSTEM: THE ROLE IN THE SOCIAL POLICY The article deals with the social-oriental non-profit organizations as a structures of the realization of the role of the person as a society actor. The author distinguishes the stages of the development of institutions of the non-profit organization in RF, considers the tendency of its development from the state paternalism to the social partnership, the role of the social-oriental non-profit organizations in different models of social policy, bases the application of the foreign examples of the partnership between state and non-profit organizations, the extension of preferential for the social-oriental non-profit organizations. Keywords: social-economic System, person as an economic and social actor, social-oriental non-profit organizations, social policy, model of social policy, actors of social policy, philanthropy, social partnership. JEL classification: А13, D64, E64, H41, H42
2015.