Научная статья на тему 'Зарубежный опыт развития некоммерческого сектора и возможности его использования в России'

Зарубежный опыт развития некоммерческого сектора и возможности его использования в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1157
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕКОММЕРЧЕСКИХ СЕКТОРА / СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СО НКО / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горячева В.Р.

В статье рассматриваются механизмы поддержки некоммерческих неправительственных организаций в России, приводятся примеры аналогичных мер, предпринятых в зарубежных странах в различное время. Некоммерческие организации становятся полноценными участниками в реализации социальной политики государства и имеют преимущество в части накопленного опыта развития социальной сферы, использования средств на оказание социальных услуг в условиях ограниченности бюджета, имеют высокую социальную эффективность расходуемых средств. Поэтому государство стремится использовать возможности некоммерческих организаций, устраняя финансовые и организационные трудности функционирования НКО, в частности, высокую финансовую нестабильность. Приведена статистика по некоммерческому сектору, социально ориентированным некоммерческим организациям. Затрагиваются вопросы профессионального развития сотрудников организаций. Рассматривается способ стимулирования развития волонтерства через проведение крупных спортивных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт развития некоммерческого сектора и возможности его использования в России»

Зарубежный опыт развития некоммерческого сектора и возможности его использования в России

Горячева Варвара Руслановна

старший преподаватель, соискатель, кафедра мировой экономики, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», varia.gor@mail.ru

В статье рассматриваются механизмы поддержки некоммерческих неправительственных организаций в России, приводятся примеры аналогичных мер, предпринятых в зарубежных странах в различное время. Некоммерческие организации становятся полноценными участниками в реализации социальной политики государства и имеют преимущество в части накопленного опыта развития социальной сферы, использования средств на оказание социальных услуг в условиях ограниченности бюджета, имеют высокую социальную эффективность расходуемых средств. Поэтому государство стремится использовать возможности некоммерческих организаций, устраняя финансовые и организационные трудности функционирования НКО, в частности, высокую финансовую нестабильность. Приведена статистика по некоммерческому сектору, социально ориентированным некоммерческим организациям. Затрагиваются вопросы профессионального развития сотрудников организаций. Рассматривается способ стимулирования развития волон-терства через проведение крупных спортивных мероприятий.

Ключевые слова: Некоммерческих сектора, социально ориентированные некоммерческие организации, СО НКО, социальная политика, благотворительность

На современном этапе в России происходит социальная реформа, направленная на включение некоммерческих организаций в процесс реализации социальной политики государства. Правительством разрабатываются механизмы частно-государственного партнерства в социальной сфере и способы финансовой поддержки деятельности НКО. Делегация части полномочий некоммерческим организациям, имеющим обширный опыт развития социальной сферы, позволяет оказывать адресную помощь на высоком уровне, применять индивидуальный подход к получателям помощи, более рационально тратить выделяемые средства. За счет этого достигается высокое качество предоставляемых услуг, отвечающее современным запросам населения на качество социальных услуг. НКО, не участвующие в реализации социальной политики, также оказывают влияние на повышение уровня жизни населения, развитие некоммерческих практик, таких, как волонтерство, благотворительная помощь, участвуют в поддержке сфер образования, искусства, здравоохранения, спорта, права, стабилизируют общество.

По состоянию на 29.04.2019, по данным Министерства Юстиции, в России зарегистрировано 216,8 тыс. некоммерческих организаций [1]. Из них к институтам гражданского общества относится около 213,3 тыс. По данным экспертного сообщества, число не функционирующих организаций составляет около 75%, что свидетельствует о низкой финансовой и организационной устойчивости НКО [2]. По данным Федеральной службы государственной статистики, отражающей данные по таким организационно-правовым формам, как фонды, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, ассоциации и союзы, учреждения, территориальные общественные самоуправления, коллегии адвокатов, общины малочисленных народов, казачьи общества, было зарегистрировано 90852 некоммерческие организации, из них 8549 благотворительных фондов [3]. Занятость в секторе составляет около 1,3% экономически активного населения, что отстает от показателей развитых стран [4].

х

X

о

го А с.

X

го т

о

ю 5

М О

да

о

см

ш

О!

О Ш

т х

<

т о х

X

Наиболее существенными проблемами НКО в стране являются нехватка материальных ресурсов и низкий уровень профессионализма в секторе. По данным опросов, около 36% НКО основной трудностью называют нехватку финансовых ресурсов, еще 13% - слабую материально-техническую базу. Низкий профессионализм кадров указали 18% опрошенных, но со стороны внешних по отношению к НКО агентов, проблема стоит значительно острее [5]. Данные проблемы прямо и косвенно влияют на общее состояние дел в секторе и на устойчивость некоммерческих организаций. Для привлечения профессионалов в НКО и обучения сотрудников также требуются средства, но без них качество предоставляемых услуг не будет отвечать современным запросам общества.

В Великобритании государство для повышения профессионализма участников разработало схему «интеллектуального уполномочивания», основанного на опыте НКО-поставщика социальных услуг и на знании конечного результата деятельности. Метод предполагает оценку руководством НКО источников средств для оказания услуг, достаточность этих средств, способы оказания помощи, а также варианты применения инновационного подхода к ее оказанию. Ведется активная работа по обучению сотрудников и создания высокопрофессиональной прослойки работников НКО. Подтверждение реализации этой реформы взаимодействия государства и НКО можно видеть в следующих цифрах. С 2014 года произошел резкий рост количества крупных благотворительных организаций, ежегодный доход которых превышает 100 млн фунтов стерлингов. Хотя они составляют всего 0,02% от общего количества организаций, на их долю приходится 18,4% поступлений всего сектора [6].

С 2006 года государство разрабатывает механизмы финансовой поддержки НКО для исправления ситуации в секторе. В этот год были впервые выделены гранты Президента России на поддержку НКО, участвующих в развитии институтов гражданского общества в объеме 500 млн руб. Для совершенствования системы финансирования НКО в 2010 г. была выделена специальная категория некоммерческих организаций, получающих субсидии или гранты от государства на конкурсной основе - социально ориентированные некоммерческие организации [7]. В 2017 году насчитывалось 142 тыс. социально ориентированных организаций. Наибольший доход по итогам года принесла реализация товаров, услуг, имущественных прав, составив 30,9% от общего объема поступлений. Коммерческая деятельность НКО добавляет организациям сектора финансовую устойчивость, содействует развитию конкуренции в секторе [8]. За

ними следуют поступления, включая пожертвования от бизнес-сектора 23,5%, далее - от российских физических лиц (13,4%). 11,2% всех доходов составили поступления из бюджетов разного уровня - федерального, регионального, муниципального и государственных внебюджетных фондов [9].

Для успешного включения НКО в оказание социальной помощи населению правительством России поставлена задача увеличения доли негосударственных организаций (коммерческих и некоммерческих) при оказании услуг в социальной сфере до 10% к 2018 г. и далее - сохранение или постепенный рост этого показателя [10]. Механизм возмещения части расходов НкО имеет многолетний успех в странах скандинавской модели развития некоммерческого сектора. Так, в Швеции услуги в области охраны окружающей среды, здравоохранения, социальной сферы преимущественно финансируются из государственных источников на 65% и только на 35% - из частных средств [11]. Однако чрезмерная финансовая поддержка НКО в России со стороны государства может оказать негативное влияние на качество предоставляемых услуг и снижение конкуренции в секторе и нарушить важное для становления гражданского общества развитие института благотворительности в стране [12]. Институт благотворительности является на настоящий момент основным по вовлечению широких масс населения в некоммерческую деятельность, и является самой динамичной составляющей некоммерческого сектора [13].

Общим недостатком существующих в России методов поддержки НКО государством является краткосрочный характер проектов: длительность грантовых проектов не превышает полутора лет. Такой механизм не позволяет оказывать системное долгосрочное воздействие на социальную сферу, делая из НКО полноценных партнеров государства [14]. Решение было найдено в ведении в 2016 году особого типа организации -поставщика общественно полезных услуг, имеющих возможность получать постоянное финансирование государства на протяжении двух лет. Финансовой сложностью, с которой сталкиваются НКО, является малая доля нецелевых средств в общем объеме поступлений, используемых по усмотрению руководства. Их доля может достигать 89% [15]. В некоторых странах, например, США, использовалась модель неограниченного финансирования деятельности НКО путем предоставления многолетних грантов. Организации, выигрывавшие конкурс, могли добиться большей финансовой и организационной устойчивости, чем получающие краткосрочную поддержку. Недостатком модели являлось отсутствие четких критериев оценки социально-

финансовых результатов, из-за чего практика финансирования была остановлена. На современном этапе благодаря распространению им-пакт-инвестиций и методик оценки социальных результатов и эффективности такая модель может вновь быть использована для развития некоммерческого сектора. В России данный недостаток устраняется не только особой формой отчетности, но и зафиксированными требованиями к качеству предоставляемых услуг.

Еще одной яркой инициативой государства по поддержке развития некоммерческого сектора стало возрождение масштабных проектов с привлечением значительного числа добровольцев. Первым из крупных мероприятий стала Универсиада в Казани в 2013 году, успех был закреплен на XXII Олимпийских зимних играх в Сочи в 2014 г. Проект продемонстрировал огромный потенциал населения в оказании помощи в проведении спортивных мероприятий, позволил сэкономить на заработных платах значительную сумму средств. Аналогичный успешный опыт был получен в Китае во время проведения XXIX летних Олимпийских игр в Пекине и зарекомендовал себя как политически безопасный, но эффективный способ вовлечения населения в некоммерческую деятельность с положительными эффектами в виде роста патриотизма и имиджа стран на международной арене.

Социальные инновации и социальное предпринимательство имеют в России имеют большой потенциал развития. С 2008 года развиваются некоммерческие онлайн-платформы, первой из которых стала «Благо.ру». За 10 лет было собрано более 125 млн в пользу 117 НКО, у платформы более 32 тысяч доноров. В стране активно развивается краудсорсинг в некоммерческой сфере. Пример таких платформ - «Pro-Charity», запущенная в декабре 2017 года благотворительным фондом «Друзья» [16, 17].

Большой популярностью начинают пользоваться организации, занимающиеся поддержкой социальных предпринимателей. Первым из таких организаций стал фонд региональных социальных программ «Наше будущее». Уже 11 лет фонд выдает беспроцентные целевые займы на срок до 10 лет под проекты, направленные на решение общественных проблем [18].

На базе бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ создан социальный акселератор HSE{inc}GOOD - программа акселерации социальных стартапов для развития молодежного предпринимательства и социально-значимых коммерческих проектов [19]. Программа содействует развитию социального капитала в среде социальных предпринимателей.

Интерес к теме импакт-инвестирования, набирающего популярность за рубежом, активно растет со стороны бизнес-сообщества. Так, Ва-гит Алекперов, видит в создании в России пула

импакт-инвесторов, готовых вкладывать деньги в социальные предприятия, большое будущее. Такие организации имеют высокую финансовую устойчивость в сочетании со значимым и измеряемым социальным эффектом вложенных средств [20].

Анализ развития механизмов поддержки некоммерческого сектора позволяет сделать следующий вывод. Для развития некоммерческого сектора в России важную роль играет политический административный фактор. Одним из главных звеньев в коммуникации и выстраивании модели развития являются представители власти, способные предоставить НКО положенную им помощь для развития, налоговые каникулы, информацию, субсидии, другие меры, закрепленные в федеральных, региональных, местных программах поддержки. В России сохраняется патерналистская модель взаимодействия между властью и обществом, и задача государства на данном этапе - используя эти особенности выстроить на местах взаимовыгодные модели сотрудничества между представителями всех секторов экономики. Первоочередное значение должно уделяться диалогу и учету интересов всех сторон сотрудничества. Результаты должны оцениваться с обязательным учетом качественных показателей.

Литература

1. Министерство Юстиции РФ: URL: http://unro.minjust.ru/NKOs.aspx (дата обращения: 01.05.2019)

2. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2017 год/ Общественная палата РФ: URL: https://oprf.ru/files/1_2018dok/doklad_OPRF_2017. pdf (дата обращения: 01.05.2019)

3. Официальная статистика. Государство, общественные организации / Федеральная служба государственной статистики: URL: http://www.gks.ru/free_d oc/new_site/gosudar/02-10.docx (дата обращения: 01.06.2015)

4. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2017 год/ Общественная палата РФ: URL: https://oprf.ru/files/1_2018dok/doklad_0PRF_2017. pdf (дата обращения: 01.05.2019)

5. Проблемы кадрового развития некоммерческих общественных организаций/ Портал Geolike: URL: http://geolike.ru/page/gl_8933.htm (дата обращения: 01.05.2019)

6. Горячева В. Р. Либеральная модель некоммерческого сектора: опыт США и Великобритании/ В. Р. Горячева// Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2018. - Т.8. - № 3А. - С. 405-413

7. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (ред. от 02.04.2014)

х

X

о го А с.

X

го m

о

ю 5

М О

to

да

о

СЧ

Ю

OI

О Ш

m х

<

m о х

X

8. Горячева В. Р. Коммерческая деятельность как способ привлечения финансовых средств для НКО / В. Р. Горячева// МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2013. - № 13. - С. 31-33.

9. Итоги выборочного обследования социально ориентированных некоммерческих организаций на основе формы № 1-СОНКО / Федеральная служба государственной статистики: URL: http://gks.ru/free_doc/new_site/finans/1-sonko2017.doc (дата обращения: 20.05.2019)

10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.06.2016 № 1144-р: URL: http://static.government.ru/media/files/m8dATZ3NH Ao7aDUj8dpGMINKYks0nd4H.pdf (дата обращения: 20.05.2019)

11. Anheier H. Nonprofit Organizations, Theory, Management, Policy. 2nd edition, fully revised and expanded. - New York, London: Routledge, 2014. -P. 221

12. Горячева В.Р. Роль благотворительного сектора в становлении гражданского общества в Российской Федерации/ В. Р. Горячева //МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2012. -№ 10. - С. 120-122

13. Горячева В.Р. Институт благотворительности как инструмент развития экономики и становления гражданского общества России/ В. Р. Горячева// МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2012. - №8. - С. 93-98.

14. Подать на жизнь. Часть НКО может получить постоянное госфинансирование/ Электронный журнал о благотворительности Филантроп. - 05.11.2015: URL: https://philanthropy.ru/news/2015/11/05/30508/ (дата обращения: 20.05.2019)

15. Hanken A. The Key to Attracting Multi-Year and Unrestricted Funding for Nonprofits/ Salesforce.org - 13.04.2018: URL: https://www.salesforce.org/key-attracting-multi-year-unrestricted-funding-nonprofits/ (дата обращения: 29.05.2019)

16. Платформы онлайн-пожертвований. 10 лет в России. Результаты исследования

17. Фонда «КАФ»: URL: http://special.philanthropy.ru/platforms (дата обращения: 20.05.2019)

18. Поддержка социального бизнеса/ Фонд региональных социальных программ «Наше будущее»: URL: http://www.nb-fund.ru/social-business-support/ (дата обращения: 20.05.2019)

19. Социальный акселератор HSE{inc}GOOD/ Проекты для будущего: научные и образовательные технологии: URL: http://apff.ru/project.php?id=2 (дата обращения: 27.05.2019)

20. Секрет правильных инвестиций Вагита Алекперова/ журнал Forbes. - 08.05.2019: URL: https://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/200-bogateyshih-rossiyan-2019375803-sekret-

pravilnyh-investiciy-vagita 25.05.2019)

(дата обращения:

Foreign experience of the development of the non-profit

sector and the possibility of its use in Russia Goriacheva V.R.

Plekhanov Russian University of Economics The article discusses the support mechanisms for non-profit non-governmental organizations in Russia, gives examples of similar measures taken in foreign countries at different times. Non-profit organizations become full-fledged participants in the implementation of the social policy of the state and have an advantage in terms of accumulated experience in the development of the social sphere, the use of funds for the provision of social services in conditions of limited budget, and have a high social efficiency of expenditures. Therefore, the state seeks to use the opportunities of non-profit organizations, eliminating financial and organizational difficulties in the functioning of NPOs, in particular, high financial instability. The statistics is on the non-profit sector, socially-oriented non-profit organizations. The issues of professional development of employees of organizations are touched. An article considers a way to stimulate the development of volunteering through major sporting events. Keywords: Non-profit sector, socially-oriented non-profit organizations, SO NPO, social policy, charity References

1. The Ministry of Justice of the Russian Federation: URL: http://unro.minjust.ru/NKOs.aspx (appeal date: 05/01/2019)

2. Report on the state of civil society in the Russian Federation

for 2017 / Public Chamber of the Russian Federation: URL: https://oprf.ru/files/1_2018dok/doklad_OPRF_2017.pdf (appeal date: 05/01/2019)

3. Official statistics. State, public organizations / Federal State

Statistics Service: URL:

http://www.gks.ru/free_doc/new_site/gosudar/02-10.docx (appeal date: 01.06.2015)

4. Report on the state of civil society in the Russian Federation

for 2017 / Public Chamber of the Russian Federation: URL: https://oprf.ru/files/1_2018dok/doklad_OPRF_2017.pdf (appeal date: 05/01/2019)

5. Problems of personnel development of non-profit public or-

ganizations / Geolike Portal: URL: http://geolike.ru/page/gl_8933.htm (appeal date: 05/01/2019)

6. Goryacheva V. R. The liberal model of the non-profit sector:

the US and UK experience / V. R. Goryacheva // Economy: yesterday, today, tomorrow. - 2018. - T.8. - № 3A. - p. 405413

7. Federal Law dated January 12, 1996 No. 7-FZ "On Non-Profit

Organizations" (as amended on April 2, 2014)

8. Goryacheva V. R. Commercial activity as a way of attracting

funds for NGOs / V. R. Goryacheva // MIR (Modernization. Innovations. Development). - 2013. - № 13. - p. 31-33.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. The results of a sample survey of socially-oriented non-profit

organizations based on form No. 1-SONKO / Federal State Statistics Service: URL:

http://gks.ru/free_doc/new_site/finansZ1 -sonko2017.doc (access date: 20.05.2019 )

10. Order of the Government of the Russian Federation of 08.06.2016 No. 1144-p: URL: http://static.government.ru/media/files/m8dATZ3NHAo7aDUj 8dpGMMINKYks0nd4H.pdf (appeal date: 05/20/2019)

11. Anheier H. Nonprofit Organizations, Theory, Management, Policy. 2nd edition, fully revised and expanded. - New York, London: Routledge, 2014. - P. 221

12. Goryacheva V.R. The role of the charitable sector in the development of civil society in the Russian Federation / V.R. Goryacheva // MIR (Modernization. Innovations. Development). - 2012. - № 10. - p. 120-122

13. Goryacheva V.R. The Institute of Charity as a tool for the development of the economy and the formation of a civil society in Russia / V. R. Goryacheva // MIR (Modernization. Innovations. Development). - 2012. - №8. - pp. 93-98.

14. Give a living. A part of NPO can receive constant state financing / Electronic magazine about philanthropy Philanthropist. - 11/05/2015: URL: https://philanthropy.ru/news/2015/11/05/30508/ (appeal date: 05/20/2019)

15. Hanken A. The Key to Attracting Multi-Years and Unrestricted Funding for Nonprofits / Salesforce.org - 04/13/2018: URL: https://www.salesforce.org/key-attracting-multi-year-unrestricted-funding- nonprofits / (appeal date: 05/29/2019)

16. Platform online donations. 10 years in Russia. Research results

17. CAF Foundation: URL: http://special.philanthropy.ru/platforms (circulation date: 05/20/2019)

18. Support of social business / Foundation of regional social programs "Our Future": URL: http://www.nb-fund.ru/social-business-support/ (appeal date: 05/20/2019)

19. Social accelerator HSE {inc} GOOD / Projects for the future: scientific and educational technologies: URL: http://apff.ru/project.php?id=2 (access date: 05/27/2019)

20. The secret of the right investments by Vagit Alekperov / Forbes magazine. - 08.05.2019: URL: https://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/200-bogateyshih-rossiyan-2019375803-sekret-pravilnyh-investiciy-vagita (appeal date: 25.05.2019)

X X О го А С.

X

го m

о

ю 5

М О

to

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.