Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВО И ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА: ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ В РЕГИОНАХ'

ГОСУДАРСТВО И ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА: ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ В РЕГИОНАХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
241
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / STATE / CIVIL SOCIETY INSTITUTIONS / STATE SUPPORT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Федотов Алексей Васильевич, Ильичева Мария Валерьяновна

Анализируется сложившаяся система государственной поддержки гражданского общества в регионах. Отмечается динамика роста финансирования социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО). Авторы представили предложения по дальнейшему развитию системы государственной поддержки институтов гражданского общества в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Федотов Алексей Васильевич, Ильичева Мария Валерьяновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE AND CIVIL SOCIETY INSTITUTIONS: BUILDING A SYSTEM OF STATE SUPPORT IN THE REGIONS

The article analyzes the existing system of state support for civil society in the regions. The dynamics of the growth of funding for SO NPOs is noted. The authors presented proposals for the further development of the system of state support for civil society institutions in the region.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВО И ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА: ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ В РЕГИОНАХ»

ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕГИОНАЛИСТИКА. ЭТНОПОЛИТИКА

УДК 323.2 DOI: 10.24411/2071-6141-2020-10403

ГОСУДАРСТВО И ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА: ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ

В РЕГИОНАХ

А.В. Федотов, М.В. Ильичева

Анализируется сложившаяся система государственной поддержки гражданского общества в регионах. Отмечается динамика роста финансирования социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО). Авторы представили предложения по дальнейшему развитию системы государственной поддержки институтов гражданского общества в регионе.

Ключевые слова: государство, институты гражданского общества, государственная поддержка.

Исследование выполнено при поддержке РФФИ в рамках научного проекта 20-011-31357«Технологии управления доверием к власти, упреждения угроз и вызовов региональной социально-политической стабильности»

В политологической литературе встречается следующая точка зрения: в экономически развитых странах институты гражданского общества берут на себя ответственность за предоставление соответствующих услуг населению страны, обходясь в целом без какой-либо ощутимой поддержки со стороны публично-правовых структур. Этому способствует, с одной стороны, внушительное финансирование таких институтов частными спонсорами. С другой стороны, это же позволяет государственным, местным бюджетам не брать на себя весь груз ответственности за реализацию социальных инициатив и проектов. Кроме того, любые бюрократические барьеры оказания своевременной помощи нуждающимся лицам негативно влияют на качество их социальной поддержки [1]. Однако эта точка зрения не корректна, так как в действительности многие современные институты гражданского общества финансируются публично-властными структурами.

Например, в США, странах-членах Евросоюза широко представлена правительственная поддержка указанных институтов, в том числе и таких, которые оппонируют структурам публичной власти (например, за недостатки в организации мер по защите окружающей среды, борьбе с коррупцией, в соблюдении прав, основных свобод человека и гражданина и пр.).

«Доля государственной поддержки некоммерческих организаций составляет 76,5 % доходов НКО в Бельгии, 59 % в Нидерландах, около 30 % в США, 20-40 % в странах Восточной и Центральной Европы» [3]. В целом в экономически развитых странах государственное финансирование НКО может составлять 50 % их дохода (для сравнения: в России в среднем - 5 %), остальную часть формируют доходы от деятельности (35 %) и пожертвования (15 %) [19]. Несмотря на то, что в вопросах финансирования институтов гражданского общества за рубежом наметились существенные позитивные сдвиги (стало больше частных, прежде всего корпоративных доноров; установилась достаточно эффективная практика грантовой поддержки победителей конкурсов социальных инициатив и проектов и пр.), проблематика развития механизмов поддержки НКО и иных институтов гражданского общества по-прежнему актуальна.

С учетом специфики гражданского общества, одним из условий укрепления материально-технической базы его институтов должно стать разнообразие источников финансирования. Это одна из важнейших гарантий независимости гражданского общества как значимого компонента действующей системы общественных отношений.

Для поддержания в России устойчивого развития организаций и движений, образующих гражданское общество, необходимо существенно повысить уровень их ресурсного обеспечения. О низком уровне такого обеспечения свидетельствуют следующие данные: так, согласно Росстату, немногим более 7,5 тыс. российских СО НКО (т. е. 5,3 %) имеют в собственности нежилое помещение (здание), «еще около 32 тыс. СО НКО безвозмездно пользуются нежилым помещением, находящимся в государственной, муниципальной или частной собственности, а 26 тыс. организаций арендуют нежилые помещения. У 71 489 организаций, т. е. свыше половины, вообще нет помещения»[18].

Что касается иных показателей такого обеспечения, то позиции независимых экспертов, представителей публично-властных структур по данному вопросу различаются. Например, по мнению В. Ворожихина, «мы можем оценить ресурсы, поступающие в распоряжение НКО, в интервале 125-250 млрд руб., т. е. 0,5-1,0 % ВВП России. С учетом численности вовлеченных в НКО граждан (10-15 млн чел.) и численности самих НКО (359 тыс.) такое ресурсное обеспечение следует признать очень низким, не покрывающим в достаточной мере реализацию тех целей, ради которых граждане объединяются» [3]. Представленным показателям оппонируют данные Росстата, отличимые от выше приведенных (данные приведены за 2012 год) (рисунок):

товаров, работ, услуг, имущественных прав и пр. (161125,1

уровней и государственных внебюджетных фондов (66293,0 млн РУб.)

■ Гранты от иностранных государств,

■ Финансирование из бюджетов всех

■ Гранты от российских коммерческих организаций (77168,5 млн руб.)

■ Гранты от некоммерческих

неправительственных организаций, граждан России (82496,9 млн руб.)

гражданства (9200 5 млн руб.) Иные источники (17789,5 млн руб.)

международных организаций, иностранных физических и юридических лиц и лиц без

млн руб.)

Источники поступления средств СО НКО (в % к общему объему поступлений)1

1

В свою очередь, по обнародованным Фондом развития гражданского общества данным, в том же 2012 году «на государственную поддержку НКО в России было выделено 4,7 млрд руб. (из них 1 млрд руб. - на гранты Президента России). В 2013 году сумма поддержки увеличилась: в федеральный бюджет заложено 8,285 млрд руб. на поддержку "третьего сектора" (из них 2,37 млрд руб. - на Президентские гранты)» [6].

Вызывают вопросы и цифры, касающиеся СО НКО, опубликованные Росстатом применительно к 2015-2017 гг. Так, по этим данным, общий объем доходов СО НКО в 2015 году составил 686 млрд руб., в 2016 году - 831 млрд руб. и в 2017 году - 848 млрд руб. В том числе доходы от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав - 261 млрд руб., поступления от российских коммерческих организаций - 199 млрд руб., поступления, гранты от российских физических лиц - 113 млрд руб., поступления из федерального бюджета - 43 млрд руб., поступления из бюджетов субъектов Российской Федерации - 38 млрд руб. Членами Общественной палаты Российской Федерации было замечено, что «столь внушительные цифры не согласуются с имеющимися сведениями об общем объеме экономики реального некоммерческого сектора» [9]. В частности, по этим данным сложно определить, «какие именно организации обеспе-

1 Подготовлен авторами по данным Росстата за 2012 год // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстата) [Электронный ресурс]. URL: https: //www.gks.ru/. (дата обращения: 01.11.2020).

чивают такие показатели, какая часть этих средств проходит через те СО НКО, которые действительно созданы для реализации некоммерческих проектов. Ведь, к примеру, муниципальные учреждения, созданные в форме НКО, могут получать финансирование в рамках госзаданий, однако его нельзя относить к финансовым показателям собственно некоммерческого сектора» [9]. И с доводами Общественной палаты сложно не согласиться.

Е. Манукян, ознакомившись с данными Росстата за 2019 год, делает вывод, что большую часть своих доходов отечественные некоммерческие организации «зарабатывают собственными силами или получают от пожертвований граждан и организаций. В общей сложности около 70 %. И только 14 % от них составляют бюджетные средства, полученные в виде грантов, государственных и муниципальных субсидий. Общая выручка некоммерческого сектора за 2019 год составила более 862 млн рублей, сумма практически не изменилась с 2018 года. А вот расходы в 2019 году увеличились и, в основном, за счет индексации заработных плат сотрудников» [10].

В целом подтверждается динамика за 2012-2019 гг., и в среднем бюджетные средства в общем финансировании СО НКО составляют 14-15 %.

По данным Общественной палаты Российской Федерации, составившей Региональный рейтинг третьего сектора «Регион - НКО», по показателям «поддержка СО НКО, предоставляемая регионами» позиции топ-5 занимают: Чукотский автономный округ, Тюменская область, Красноярский край, Республика Татарстан, Республика Алтай. «Данные регионы лидируют по доле поддержанных СО НКО от их общего числа в регионе, по объему поддержки, выраженной в доле ВРП, направляемой на поддержку СО НКО, и по объему поддержки проектов по развитию инфраструктуры СО НКО» [12]. Так, доля поддержанных СО НКО от их общего числа в регионе в Алтайском крае составляет 6,3 % от их общего числа (29 действующих в регионе СО НКО). «Среднее значение по Российской Федерации - 0,14 %. По объему поддержки, выраженной в доле от ВРП, лидирует Чеченская Республика (0,51 % ВРП). Среднее значение по Российской Федерации - 0,042 %» [12]. Показатель РС(Я) по доле поддержанных СО НКО составляет 2,7 балла по 5-балльной системе, что равно среднему показателю по регионам.

Одновременно с этим следует обратить внимание на Рейтинг, составленный совместно Минэкономразвития России и АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов». Он также касается поддержки в регионах СО НКО и социального предпринимательства.

Представленный Рейтинг позволяет выделить следующее: регионы -лидеры; регионы - кандидаты на лидерство; регионы со средним уровнем; регионы, делающие первые шаги к успеху; регионы с наибольшим потенциалом роста (таблица ) [8].

Результаты расчета Рейтинга субъектов Российской Федерации по итогам реализации механизмов поддержки СО НКО и социального предпринимательства, обеспечения доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере и внедрения конкурентных способов оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере за 2019 год

Место в Субъект Российской Федерации Итоговое

рейтинге количество рейтинговых баллов

Регионы - лидеры

1 Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 45,63

2 Республика Татарстан 44,35

3 Ямало-Ненецкий автономный округ 35,58

4 Хабаровский край 35,11

5 Ярославская область 34,97

6 Самарская область 34,64

7 Республика Саха (Якутия) 32,63

8 г. Москва 31,70

9 Тюменская область 31,53

Регионы - кандидаты на лидерство

10 Республика Адыгея 30,80

11 Краснодарский край 30,42

12 Пермский край 29,83

13 Мурманская область 29,49

14 Челябинская область 28,58

15 Сахалинская область 28,58

16 Рязанская область 28,32

17 г. Севастополь 27,25

18 Чувашская Республика 26,94

19 Республика Хакасия 26,92

20 Кемеровская область 25,04

21 Костромская область 24,78

22 Республика Удмуртия 24,44

23 Ленинградская область 24,43

24 Оренбургская область 23,79

25 Республика Башкортостан 23,64

26 Воронежская область 23,48

27 Свердловская область 23,48

28 Тамбовская область 23,40

29 Московская область 23,34

30 Ростовская область 23,30

Регионы со средним уровнем

31 Архангельская область 22,30

32 Пензенская область 22,11

Продолжение табл.

33 Новосибирская область 21,74

34 Еврейская автономная область 21,20

35 Астраханская область 20,97

36 Республика Калмыкия 20,79

37 Ненецкий автономный округ 20,64

38 Ульяновская область 20,61

39 Республика Северная Осетия - Алания 20,50

40 г. Санкт-Петербург 20,30

41 Республика Коми 20,27

42 Волгоградская область 19,67

43 Ивановская область 19,10

44 Омская область 19,00

45 Тульская область 18,55

46 Иркутская область 18,41

47 Калужская область 18,41

48 Кабардино-Балкарская Республика 18,13

49 Магаданская область 17,86

50 Томская область 17,73

51 Камчатский край 17,69

52 Владимирская область 17,47

53 Республика Карелия 17,18

54 Приморский край 17,10

55 Республика Алтай 17,06

56 Республика Мордовия 16,80

Регионы, делающие первые шаги к успеху

57 Смоленская область 16,43

58 Республика Крым 16,12

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

59 Липецкая область 15,90

60 Орловская область 15,87

61 Красноярский край 15,66

62 Белгородская область 15,13

63 Амурская область 15,11

64 Тверская область 14,41

65 Калининградская область 14,07

66 Республика Дагестан 13,53

67 Вологодская область 13,38

68 Новгородская область 13,38

69 Забайкальский край 13,35

70 Нижегородская область 12,92

71 Республика Бурятия 12,70

72 Кировская область 12,52

73 Ставропольский край 12,32

74 Алтайский край 11,91

75 Чукотский автономный округ 11,59

Регионы с наибольшим потенциалом роста

76 Курганская область 9,37

Окончание табл.

77 Карачаево-Черкесская Республика 9,27

78 Саратовская область 9,13

79 Курская область 9,12

80 Республика Марий Эл 8,16

81 Чеченская Республика 7,96

82 Брянская область 7,74

83 Псковская область 6,92

84 Республика Ингушетия 5,10

85 Республика Тыва 2,17

Анализируя результаты приведенных выше рейтингов, можно констатировать, что точные размеры финансовой и пр. государственной поддержки СО НКО, других институтов гражданского общества как на уровне Российской Федерации, так и на уровне конкретных субъектов федерации остаются до конца не проясненными. Вероятно, здесь многое можно отнести к пробелам статистического учета НКО, которые во многом обусловлены тем, что организации некоммерческого сектора, как правило, исследуются без четкого ранжирования на группы по разным критериям, в т. ч. финансовым показателям. С учетом того, насколько разные институты гражданского общества входят в общее число СО НКО, в частности, и НКО, в целом, представленные данные следует признать приближенными к реальности.

Кроме того, явно противоречит реальности и то, что в рейтингах, посвященных поддержке НКО регионами (составленных, соответственно, Минэкономразвития России и Общественной палатой Российской Федерации практически в одно и то же время) лидеры и аутсайдеры фактически поменялись местами. Например, в первом случае Республика Саха (Якутия) определена среди «регионов лидеров», заняв почетное 7 место. А в другом случае она даже не вошла в «двадцатку» ведущих регионов.

В настоящее время государственная поддержка институтов гражданского общества в Российской Федерации не ограничивается одним лишь финансированием их деятельности, а осуществляется в нескольких направлениях. Так, согласно п. 3 ст. 31.1 Федерального закона № 7-ФЗ [17], поддержка СО НКО реализуется, кроме финансовой, также в формах имущественной, информационной, консультационной поддержки, поддержки в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев СО НКО. Кроме того, указанным организациям предоставляются льготы по уплате налогов и сборов, установленные законодателем. Поддержка реализуется и через размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Так, к числу имущественных льгот могут быть отнесены полная или частичная оплата аренды занимаемого нежилого помещения. Государство

широко использует меры юридической (например, через разъяснения правил предоставления грантов, субсидий НКО, иным институтам гражданского общества, создание реестра НКО и пр.), а также консультационно-методической (например, через информирование о содержании основных методов (программно-целевом, концептуальном и пр.) выстраивания соответствующей практики [4]) поддержки.

В числе мер финансовой поддержки широко используется гранто-вое финансирование, сопряженное с проведением конкурсов, по результатам которых наиболее перспективные проекты и инициативы получают дополнительные денежные ресурсы от государства, и т. д. [5]. При этом важно «научиться создавать и поддерживать именно эффективные институты гражданского общества - патриотические, социально ориентированные, которые ценят опыт прошлого и думают о будущем» [11]. Представляется также неприемлемым государственное финансирования деятельности НКО, официально признанных «выполняющими функции иностранного агента» [18], а также тех, главной целью которых де-факто стало лишь получение финансирования от публично-властных структур с возможностью самопиара и избегания необходимости подробно отчитываться перед государственными, муниципальными структурами, на что конкретно потрачены полученные финансовые средства.

Что касается непосредственно Республики Саха (Якутия), то в ней, по мнению авторов, выстроена стройная, упорядоченная системы государственной поддержки СО НКО, иных институтов гражданского общества. В частности, на основании регионального Закона о государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций (далее -Закон) [7], оказание государственной поддержки СО НКО осуществляется в формах: 1) финансовой поддержки; 2) имущественной поддержки; 3) информационной поддержки; 4) осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у СО НКО - исполнителей общественно полезных услуг в порядке, установленном законодательством России о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; 5) предоставления СО НКО льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах; 6) предоставления юридическим лицам, оказывающим СО НКО материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах; 7) поддержки в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев (волонтеров) СО НКО; 8) консультационной и методической поддержки; 9) организационной поддержки (ст. 6 Закона [7]).

Оказание финансовой поддержки СО НКО осуществляется в соответствии с федеральным и региональным законодательством за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственного бюджета

Республики Саха (Якутия), местных бюджетов путем предоставления субсидий. Некоммерческим организациям - исполнителям общественно полезных услуг указанные субсидии предоставляются на срок не менее 2 лет (ст. 7 Закона [7]).

Что касается имущественной поддержки СО НКО, то она осуществляется органами государственной власти РС (Я) в пределах их полномочий путем передачи во владение и (или) в пользование таким НКО государственного имущества, которое должно использоваться строго по целевому назначению.

Осуществление информационной поддержки СО НКО реализуется уполномоченным органом исполнительной власти Республики, оказывающим поддержку СО НКО путем создания республиканских информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях размещения в них информации о реализации государственной политики в области поддержки СО НКО в РС(Я). Оказание указанной поддержки возможно также путем предоставления СО НКО государственными и муниципальными организациями, осуществляющими теле- и (или) радиовещание, и редакциями государственных и муниципальных периодических печатных изданий бесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади, размещения информационных материалов СО НКО в сети Интернет (ст. 9 Закона [7]).

Оказание поддержки в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев (волонтеров) СО НКО осуществляется органами государственной власти РС(Я) в пределах их полномочий путем оказания содействия в проведении СО НКО форумов, конференций, семинаров, «круглых столов», других научно-просветительских мероприятий, иными не запрещенными законодателем способами (ст. 10 Закона [7]). Консультационная и методическая поддержка СО НКО реализуется органами государственной власти РС(Я) в пределах их полномочий путем проведения консультаций, подготовки методических материалов и инструкций, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий (ст. 11 Закона [7]).Оказание организационной поддержки СО НКО происходит посредством развития инфраструктуры их поддержки в порядке, определяемом Правительством РС(Я). Инфраструктурой поддержки СО НКО выступает система ресурсных центров - специализированных СО НКО, создаваемых и осуществляющих свою деятельность на территории региона, целью которой является оказание информационной, консультационной, методической, образовательной, экспертной и иной поддержки СО НКО (ст. 12 Закона [7]).

Органы государственной власти РС(Я) оказывают содействие органам местного самоуправления по вопросам поддержки СО НКО (ст. 14 Закона [7]). Финансовое обеспечение государственной поддержки СО НКО

осуществляется за счет средств государственного бюджета РС(Я) (ст. 15 Закона [7]).

Конкретные объемы финансовой поддержки СО НКО, иных институтов гражданского общества официально представлены различными госпрограммами РС(Я). Например, на реализацию Государственной программы РС(Я) «Укрепление общероссийской гражданской идентичности и этнокультурное развитие народов в Республике Саха (Якутия) на 2020-2024 годы» [13] выделяются: в целом на Программу - 598,41937 млн руб., в т. ч. на 2020 год -107,71479 млн руб.; 2021 год - 108,88079 млн руб.; 2022 год -108,88079 млн руб.; 2023 год - 134,65800 млн руб.; 2024 год - 138,28500 млн руб.

Апробирован также механизм грантовой поддержки НКО. Например, на уровне региона гранты предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в государственном бюджете РС(Я) в рамках доведенных лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год в государственных программах Республики. С 2020 года учреждены гранты Главы Республики Саха (Якутия) на развитие гражданского общества [15], объединяющие все субсидии и гранты, предоставляемые СО НКО на конкурсной основе из бюджета РС(Я). Общий (годовой) объем грантового фонда поддержки НКО в 2020 году - 56,6 млн руб. [15]. Самый большой объем грантового финансирования направлен на поддержку СО НКО, действующих в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [15].

Сформулируем предложения по дальнейшему развитию системы государственной поддержки институтов гражданского общества в регионе:

1. Необходимо обеспечить отсутствие бюрократических преград для доступа НКО, иных институтов гражданского общества к государственному финансированию. Механизм господдержки должен быть простым, открытым, доступным, транспарентным.

2. Важно усовершенствовать механизмы компенсационных мер (налоговые вычеты, льготы и т. п.) коммерческим организациям, предоставляющих ресурсы СО НКО. Система частного спонсорства этого и других институтов гражданского общества должна иметь позитивную мотивацию.

3. Целесообразно предоставлять ресурсы господдержки не только на реализацию отобранных по конкурсу проектов, инициатив, программ СО НКО, но и на их операционную деятельность.

Для обеспечения реализации указанных предложений требуется:

- сформировать пул некоммерческих организаций-операторов, ответственных за распределение грантов по направлениям + формирование легитимных экспертных советов при них;

- предусмотреть, что эти же НКО-операторы должны выступать в качестве партнеров органов государственной власти, чьи социальные функ-

ции частично (вместе с необходимым финансированием) могут быть переданы СО НКО (например, по линии Министерства просвещения - различные формы внешкольного образования и детского отдыха, по линии Министерства здравоохранения - вопросы ухода за больными и престарелыми гражданами, по линии Министерства внутренних дел - профилактика преступности и безнадзорности несовершеннолетних и т. п.). Аспекты, связанные с определением стратегических приоритетов поддержки СО НКО, а также подготовкой, согласованием и принятием решений по их финансированию должны стать прерогативой региональных (при кураторстве федеральных) органов государственной власти.

Список литературы

1. Civil Society. Dictionary.com [Electronic resource]. URL: https: //www.dictionary.com/noresult?term=civil%2Bsocietv&r=66. (date of access: 01.11.2020).

2. В Якутии выделили гранты на 56 млн рублей для развития гражданского общества // Вести Якутии. - 23.05.2020 [Электронный ресурс]. URL: https: // news.myseldon.com/ru/news/index/230350654. (дата обращения: 01.11.2020).

3. Ворожихин В. Институты гражданского общества в условиях финансового кризиса // Электронное издание «Капитал страны». 15.12.2009

[Электронный ресурс]. URL: capital-rus.ru / articles /article_/_insti-

tuty grazhdanskogo obschestva v usloviyah finansovogo krizisa/. (дата обращения 01.11.2020).

4. Гегедюш Н.С. Подходы к развитию институтов гражданского общества: анализ региональных практик // Власть. 2014. Т.22. №5. С. 28-32.

5. Дмитриев А.С. Роль институтов гражданского общества в современной российской экономике // Эксперт: теория и практика. 2019. № 1 (1). С.48-52.

6. Доклад о развитии институтов гражданского общества в России //«"Третий сектор" в России: текущее состояние и возможные модели развития» / Фонд развития гражданского общества. 15.03.2013 [Электронный ресурс]. URL: http: //civilfund.ru/mat/20. (дата обращения: 01.11.2020).

7. Закон Республики Саха (Якутия) от 27.11.2014 1386-3 №327-V «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Саха (Якутия)» (принят Постановлением Государственного Собрания /Ил Тумэн/ Республики Саха /Якутия/ от 27.11.2014 3 №328-V; редакция от 23.10.2019) // Консультант Плюс. 01.11.2020.

8. Ключевые критерии составления данного Рейтинга: количество СО НКО на 10 тыс. населения; налоговая поддержка СО НКО, налоговая поддержка организаций; доля региональных бюджетных ассигнований,

направляемых на предоставление субсидий на реализацию мероприятий по формированию инфраструктуры поддержки СО НКО, включая центры инноваций социальной сферы, в общем объеме расходов субъекта Российской Федерации и др. // Минэкономразвития России составлен рейтинг субъектов Российской Федерации по активности поддержки НКО. 02.10.2020 // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https: //www.economy.gov.ru/material/file/0a70cc964082a6a511 ee68d0118bd64f/reyt ing_2019.pdf. (дата обращения 01.11.2020).

9. Количественные показатели развития некоммерческого сектора. Некоммерческий сектор: динамика развития // Общественная палата Российской Федерации, 2018 [Электронный ресурс]. URL: https: //report2018.oprf.ru/ru/3.php. (дата обращения: 01.11.2020).

10. Манукян Е. Росстат выяснил, чем занимаются и как зарабатывают некоммерческие организации // Российская газета (федеральный выпуск). 04.08.2020.

11. Поддержка институтов гражданского общества поможет решению социальных проблем в регионах // Парламентская газета. 30.10.2019.

12. Региональный рейтинг третьего сектора «Регион - НКО» (рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню и качеству развития некоммерческого сектора). Результаты специального пилотного проекта Общественной палаты Российской Федерации в партнерстве с рейтинговым агентством РАЭКС-Аналитика. М., 2020. С. 28-29 [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.spb.ru/static/writable/ckeditor/uploads/2020/11/06/15/20 20.11.06_reiting_nko_1 .pdf. (дата обращения: 01.11.2020).

13. Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 12.12.2019 № 884 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Укрепление общероссийской гражданской идентичности и этнокультурное развитие народов в Республике Саха (Якутия) на 2020-2024 годы"» (ред. от 17.09.2020) // Консультант Плюс. 01.11.2020.

14. Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 20.04.2020 №1127 «О грантах Главы Республики Саха (Якутия) на развитие гражданского общества в Республике Саха (Якутия)» (редакция от 19.06.2020) // Консультант Плюс. 01.11.2020.

15. Указ Главы РС(Я) от 20.04.2020 №1127 «О грантах Главы Республики Саха (Якутия) на развитие гражданского общества в Республике Саха (Якутия)» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http: //publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 1400202004210007. (дата обращения: 01.11.2020).

16. Указ Президента Российской Федерации от 30.01.2019 №30 «О грантах Президента Российской Федерации, предоставляемых на развитие гражданского общества» (вместе с «Положением о грантах Президента

Российской Федерации, предоставляемых на развитие гражданского общества») (редакция от 26.06.2020) // Консультант Плюс. 01.11.2020.

17. Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «О некоммерческих организациях» (редакция от 08.06.2020) // Российская газета (федеральный выпуск). 24.01.1996; Консультант Плюс. 01.11.2020.

18. Федеральный закон от 20.07.2012 № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» (редакция от 04.06.2014) // Российской газета (федеральный выпуск). 23.07.2012; Консультант Плюс. 01.11.2020.

19. Казаченок С.Ю., Долинская Л.М. Проблемы обеспеченности недвижимым имуществом социально ориентированных некоммерческих организаций // Законы России: опыт, анализ, практика. 2020. № 5. С.25-30.

20. Экологическая сеть «Экодело». Как государство в разных странах поддерживает некоммерческий сектор [Электронный ресурс]. URL: https: //ecodelo.org/v mire/36947- kak gosudarstvo v raznyh stranah podderzhivae t nekommercheskiy _ sektor-statia. (дата обращения:01.11.2020).

Федотов Алексей Васильевич, глава муниципального района, магистр политологии, fedotovav@yandex.ru, Россия, Республика Саха (Якутия), Усть-Алданский улус (район),

Ильичева Мария Валерьяновна, магистр права, mary9110@mail.ru, Россия, Москва, благотворительный фонд «Приоритеты роста»,

STATE AND CIVIL SOCIETY INSTITUTIONS: BUILDING A SYSTEM OF STATE

SUPPORT IN THE REGIONS

A.V. Fedotov, M. V. Ilyicheva

The article analyzes the existing system of state support for civil society in the regions. The dynamics of the growth of funding for SO NPOs is noted. The authors presented proposals for the further development of the system of state support for civil society institutions in the region.

Key words: State, civil society institutions, state support.

Fedotov Alexey Vaslyevich, master of political science, head of the municipal district, fedotovav@yandex.ru, Russia, Republic of Sakha (Yakutia), Ust-Aldansky ulus (district),

Ilyicheva Maria Valerianovna, master of laws, mary9110@mail.ru, Russia, Moscow, Charitable Foundation "Priorities for Growth"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.