УДК 069.02:05
DOI 10.29003/m1774.0514-7468.2020_42_4/451-464
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАУКИ И ОБЩЕСТВА В ПРОСТРАНСТВЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО МУЗЕЯ США
Т.Ю. Ливеровская, М.М. Пикуленко1
В деятельности современных музеев мира кроме общих трендов наблюдаются особенности, связанные с национальным, социальным и государственным развитием. На примере двух старейших музеев - Музея естественных наук в г. Хьюстон штата Техас (The Houston Museum of Natural Sciences, Texas) и Музея естественной истории университета Колорадо (The Museum of Natural History of the University of Colorado in Boulder, Colorado) авторы анализируют характерные черты становления естественнонаучных музеев США как культурно-образовательных центров, а также развитие американской концепции музея как интегратора многоплановых процессов взаимодействия научных организаций с самыми широкими слоями населения. Обобщены результаты работы музеев и отмечены отличительные черты в их деятельности и становлении, позволяющие специалистам российских музеев применить интересный зарубежный опыт в отечественных условиях.
Ключевые слова: естественнонаучный музей, экспозиция, коллекции, коммуникационные концепции музея, академические и социальные программы, выставки, музеология, музейная сеть, технологическая революция.
Ссылка для цитирования: Ливеровская Т.Ю., Пикуленко М.М. Взаимодействие науки и общества в пространстве естественнонаучного музея США // Жизнь Земли. 2020. Т. 42, № 4. С. 451-464. DOI: 10.29003/m1774.0514-7468.2020_42_4/451-464.
Поступила 20.10.2020 / Принята к публикации 25.11.2020
SCIENCE AND SOCIETY INTERACTION IN NATURAL SCIENCE
MUSEUMS IN USA
T.Yu. Liverovskaya, M.M. Pikulenko, PhD Lomonosov Moscow State University (Earth Science Museum)
Currently, modern museums activity has not only common trends but features connected with national, social and state development. Using the example of the two oldest museums in Texas and Colorado (Museum of Natural Sciences in Houston, Texas, Museum of Natural History of the University of Colorado in Boulder, Colorado), the authors analyze the characteristic features of USA natural science museums formation as cultural and educational centers. The development of the American museum concept as a multifaceted processes of interaction integrator between scientific organizations with the widest segments of the population is also analyzed. The results of the museums work are summarized, features of their activity and emergence are emphasized. It allows Russian museum workers to adapt and apply the foreign experience under domestic conditions.
Keywords: natural science museums, exposition, collections, communication concepts, academic and social programs, exhibitions, museology, museum network, technological revolution.
Введение. Обширный опыт естественнонаучного образования и эколого-просве-тительской работы, концепций взаимодействия науки и музеев в США не могут не
1 Ливеровская Татьяна Юрьевна - н.с., [email protected]; Пикуленко Марина Маиловна - к.б.н., в.н.с. Музея землеведения МГУ, [email protected].
Жизнь Земли 42(4) 2020 451-464 451
обратить на себя внимание заинтересованного сообщества специалистов в области музеологии. Отдельные направления уже применены и реализуются сегодня во многих странах, в том числе, начиная с 90-х годов XX века, и в России [4, 5, 10]. Целью представленной работы является раскрытие основных характеристик становления и этапов развития музейного дела и музейной сети в США на примере Музея естественных наук в г. Хьюстон, штат Техас, и Музея естественной истории университета Колорадо в г. Боулдер, штат Колорадо. Анализ данных о музеях США [1-3, 7-14], а также авторские материалы, собранные в процессе посещения музеев, интервьюирование сотрудников и посетителей показали, что история этих музеев, изначально имевших различные цели, социальную направленность и административную принадлежность, отражает не только все этапы развития музейного дела и музейной сети в США за более чем столетний период, но и указывает на значительный вклад в развитие образования в пространстве естественнонаучного музея.
Особенности развития и сравнительный анализ деятельности музеев.
Музей естественных наук в г. Хьюстон, штат Техас (HMNS). Этот региональный музей более ста лет активно занимается образовательной, научной и выставочной деятельностью в сотрудничестве с широкой общественностью (рис. 1). Декларируемой «миссией» музея изначально являлось народное просвещение естественнонаучной направленности - работа с населением на основе создания высокопрофессионального открытого музейного центра.
Музей может рассматриваться как пример общественной организации, сформировавшейся на основе социально направленной просветительской деятельности в тесном сотрудничестве с университетами и научными центрами Техаса и поднявшегося до научного и культурно-экологического центра общегосударственного уровня. Музей - один из самых популярных в США (третье место в рейтинге среди музеев всех профилей). Ежегодно его посещает более 2 млн человек [11].
Создание и становление. Музей основан в 1909 г. «Хьюстонским музейным и научным обществом», занимавшимся вопросами создания научных и образовательных общественных институтов с бесплатным посещением. Таким образом, уже в начале XX века на уровне городских советов и собраний в США осуществлялась политика
развития музея как культурно-социального и образовательного центра широкого профиля для бесплатного народного образования и вовлечения широких масс в научную деятельность. Наиболее значимые экспонаты и коллекции, положенные в основу его собрания, приобретались с 1914 по 1930 г. Среди них самыми крупными были коллекция по естественной истории г. Эттуотера (ископаемые останки доисторических животных) и минералогическая коллекция Дж. Милсапса, первоначально размещённые в городском зоопарке [11].
Укрепление и развитие. В 60-е гг. XX века развивающийся музей получил своё официальное название - «Хьюстон-452
Рис. 1. Музей естественных наук Хьюстона (https://100dorog.ru/guide/sightseeing/4208732/).
Fig. 1. The Houston Museum of Natural Science (https://100dorog.ru/guide/sightsee-
ing/4208732/).
Таблица 1. Сравнительная характеристика музеев
Table 1. Comparative characteristics of museums (Name of a museum, date of foundation, scientific and educational organization, location, educational programs, general description)
Музей Дата основания Научно-образовательная организация Расположение Образовательные программы
Музей естественной истории университета Колорадо, г. Боулдер (МЖКБ), США 1902 г., официально в составе Университета с 1909 г., в собственном здании с 1937 г. Университет Колорадо, г. Боулдер г. Боулдер (территория университета) С момента основания (1902 г.)
Общая характеристика
Университетский музей, функционирует как факультет в структуре университета, активно участвует в научно-педагогической работе. Реализует многочисленные университетские учебные курсы, в т. ч. по специальности музеология (музееведение, фондовая работа и т. д.). Имеет уровень регионального (Колорадо, Скалистые горы) научного и культурно-экологического центра, реализует музейные педагогические программы со школьниками, учителями, широкими слоями населения. Владеет самой большой коллекцией по естественной истории в Скалистых горах. Один из немногих музеев, получивших аккредитацию Ассоциации музеев США
Музей Дата основания Научно-образовательная организация Расположение Образовательные программы
Музей естественных наук (MNS), Хьюстон, Техас, США 1909 г., в собственных зданиях с 1969 г. Реконструкция и филиалы: 1988, 1989, 1991-94, 2009 гг. Городское гражданское музейное и научное общество при участии вузов Хьюстона (Университет Райса и др.) Герман-парк, природные парки города и пригородов Хьюстона С 1947 г.
Общая характеристика
Региональный общественный естественнонаучный музей, известен широтой своих социально-образовательных программ (волонтёрское движение, скаутские школы, просветительские экспедиции, выставки и т. д.) и научных связей. Активно внедряет в экспозицию новейшие разработки и теоретические достижения университетов и др. научных и научно-практических организаций Техаса. Расширяет деятельность за счёт создания новых исследовательских площадок и филиалов, используя территорию г. Хьюстон и его окрестностей. Знаменит своими научно-художественными выставками
ский музей естественных наук», и открылся в новом музейном комплексе в центре города, в Герман-парке. В 1990 г. число посетителей музея уже превысило 1 млн человек.
Образовательные программы для подрастающего поколения стали активно реа-лизовываться с 1947 г., а в 1948 г. в них уже участвовало 12 тыс. детей. Ведущее значение среди всех направлений деятельности и международную известность приобретают естественнонаучные и научно-художественные выставки, проводимые на регулярной основе [11].
Новейшие преобразования (XXI век). Развитие экспозиции. Новейший этап развития музея ознаменовался созданием новых технологичных экспозиций и филиалов. Ныне центральный музейный комплекс состоит из четырёхэтажного здания с планетарием, Центром бабочек (который представляет собой модель тропического леса с водопадом и живыми фито- и зооэкспонатами), 3Б-кинотеатром и залами с традиционными для США постоянными экспозициями, посвящёнными палеонтологии, геологии, биологии, этнографии и антропологии (в т. ч. залы Африки и Северной и Южной Америк), а также истории освоения космоса и природы штата Техас. Кроме
Рис. 2. Музей естественных наук Хьюстона. Центр бабочек. Центральный вход. Фото Т. Ливеровской.
Fig. 2. The Cockrell Butterfly Center in The Houston Museum of Natural Science. Central entrance. Photo by T. Liverovskaya.
того, были открыты новые тематические залы, образовательный центр в память о катастрофе шаттла «Челленджер» в дополнительном помещении, обсерватория Джорджа в национальном парке Бразос-Бенд (рис. 2).
В 2008 г. в городе Шугар-Ленд в окрестностях Хьюстона музей открыл новый филиал с естественнонаучной тематикой общего профиля, модернизированными экспозициями современной стилистики, созданными с применением новейших технологий и построенными на принципах интерактивной работы с посетителями (видеообучение, контактные экспонаты и прочее) [12].
Выездные и экспедиционные программы. Музей использует многочисленные национальные парки Хьюстона как площадки для своих образовательных программ (Германн-парк, Бразос-Бенд, Вудландс Молл, Клеар Лейк и др.). Он не просто расширяет свою деятельность, но получает дополнительные полигоны для творческого развития новых технологических подходов к музейному делу. Для создания новых исследовательских площадок и филиалов используется вся территория г. Хьюстон и его окрестностей. Например, в 2007-09 гг. была оборудована новая площадка в парке Вудландс Молл, где все желающие могли принять участие в раскопках костей динозавров (рис. 3).
В обсерватории Джорджа, находящейся в парке Бразос-Бенд, открыт постоянно действующий класс астрономии. Почасовые дневные занятия для всех желающих включают экскурсию по обсерватории, знакомство с исследовательским телескопом и экспозицией «Метеориты». В надувном планетарии «Купол открытий» каждые полчаса по субботам ночью можно наблюдать шоу «Взрыв в космосе» [10].
Школьные программы. Музей активно сотрудничает со школами, раз-Рис. 3. Национальный парк в окрестно- й й
„ ,7 „ „ r „ г рабатывая для них дополнительные об-
стях Хьюстона. Фото Т. Ливеровскои. г
Fig. 3. National Park in the vicinity of Hous- разовательные программы. Скаутские ton. Photo by T. Liverovskaya. программы реализуются в виде уроков в
классах по субботам в течение учебного года, в сочетании с летними полевыми проектными исследованиями и экскурсиями в национальных парках Хьюстона и обучением в профильном летнем лагере [12].
Выставки. Большой популярностью пользуются многочисленные выставки как естественнонаучного, так и художественно-культурного содержания, которыми регулярно дополняется экспозиция Музея. Некоторые из них временные - показы редчайших экспонатов коллекций лучших музеев мира, другие постоянные или длительно действующие - из частных коллекций, фондов самого Музея и частных музеев и собраний Техаса. Например, выставка работ мастерской Карла Фаберже (2010 г.) из частной коллекции Техасских меценатов Макферрин, где были представлены ювелирные изделия и драгоценности русской императорской семьи Романовых и итальянской королевской фамилии [13] (рис. 4 а, б).
а) б)
Рис. 4. Путеводитель (журнал-буклет) по Музею естественных наук Хьюстона: а) Обложка; б) календарь мероприятий.
Fig. 4. Museum Guide (booklet magazine) of the Houston Museum of Natural Science: а) magazine cover; б) calendar of events.
Подготовка волонтёров и клубная работа. Занятия по музейным программам проводятся сотрудниками Музея совместно с волонтёрами и студентами, проходящими в музее стажировку и профильную академическую практику. Участие волонтёров в работе Музея составляет 55 тыс. часов в год (в 2019 г. участвовали 152 подростка). Волонтёры (включая новичков после специальной подготовки и профессионалов -студентов и специалистов университетов и колледжей) оказывают неоценимую поддержку музею, ассистируя на презентациях, занятиях, уроках, сопровождая группы на музейных, в т. ч. выездных, экскурсиях, представляя посетителям новые программы и рекламную продукцию [12].
Некоторые волонтёры являются членами клуба «Друзей музея», что обычно для американских музеев. Это способ взаимовыгодного взаимодействия на регулярной основе посетителей (имеющих возможность льготного посещения выставок) и музея (организация постоянной финансовой поддержки) [10].
Сотрудничество с вузами и научными центрами. Музей не имеет обширных фондов, большая часть его коллекций представлена в экспозиции. Однако все 12 универ-
ситетов и множество научных центров Хьюстона тесно сотрудничают с Музеем естественных наук в русле педагогической работы, довузовской подготовки школьников и популяризации своих достижений. Например, интерактивная экспозиция музея «Земля - Форум», созданная для практических занятий компьютерной моделью со смысловой нагрузкой учения о Земле и природных процессах, профинансирована на уровне программного обеспечения НАСА и Университетом Райса. Обновлённая и расширенная экспозиция залов, посвящённых энергетике, нефтяной геологии, геологоразведке и переработке нефти, изобилующая интерактивными возможностями, разработана с помощью заинтересованных научных центров и институтов нефтяной промышленности Техаса. В ней представлены копия буровой установки, компьютерные интерактивные модели и лазерные проекции природных и технологических процессов, возобновляемых и альтернативных источников энергии; здесь присутствует даже «машина времени», моделирующая поездку в меловой период [12].
Таким образом, университеты и другие научные и научно-практические организации Техаса не только активно используют Музей для пропаганды своей работы и научных достижений, но и внедряют новейшие разработки в практику создания инновационных музейных экспозиций. Музей, в свою очередь, на своих площадках обеспечивает вузам академический процесс по музеологическим программам для студентов, аспирантов, магистрантов [11].
Работа с фондами и научная работа. Натурные коллекции Музея насчитывают тысячи экспонатов, но не могут сравниться по полноте и разнообразию с систематическими собраниями музеев США, имеющих, прежде всего, научную направленность, насчитывающих миллионы оцифрованных экспонатов. Научные исследования, хранение, пополнение и изучение коллекций не являются основными задачами этого музея, изначально ориентированного на экспозиционную и научно-популярную работу. Однако анализируя работу публичного музея в г. Хьюстон, мы ясно видим её неразрывную связь с развитием науки и вузовского образования в регионе.
Естественнонаучный музей университета Колорадо в г. Боулдер (MNSKB) -один из известнейших в стране [14]. В 2003 г. он вошёл в число 18 (менее 5 % всех музеев различного профиля), удостоившихся аккредитации Американской ассоциации музеев (ныне Американский альянс музеев - ААМ) [11].
Вот уже более 110 лет Музей работает как подразделение одного из ведущих региональных вузовских центров в двух основных направлениях: предоставляет свои площадки и коллекции для студентов и преподавателей, обогащая предметной составляющей учебный и научный процессы Университета Колорадо; разрабатывает музей-но-педагогические концепции и методы общественного развития, основанные на интеграции науки и общества в процессе их творческого взаимодействия в пространстве естественнонаучного музея [1].
Создание и становление. Музей был создан в 1902 г. университетскими профессорами на основе разрозненных университетских коллекций. Только после семи лет интенсивной работы энтузиастов на общественной основе, в 1909 г., он был официально признан отдельным факультетом Университета и получил бюджетное финансирование. В формировании коллекций принимала участие вся культурная и научная общественность города [9].
Укрепление и развитие. В течение следующих двадцати лет основатели Музея работали с факультетами, сотрудниками Университета, сторонними учёными и коллекционерами над его обогащением и расширением. В 1937 г. Музей получил собственное 456
новое здание, хотя фонды ещё долгое время хранились в разных помещениях университетского кампуса. Здание имени первого куратора Музея Хендерсона, построенное в 1937 г., и сегодня основное, но большую часть коллекций постепенно перенесли в большое университетское здание, выделенное музею дополнительно, а огромный гербарий - в специальное малое здание «Клэр» (рис. 5).
Рис. 5. Музей естественной истории университета Колорадо в г. Боулдер. Основное здание (Хендерсон) [14].
Fig. 5. The University of Colorado Museum of Natural History in Boulder. The main building (Henderson) [14].
Новейшие преобразования - XXI век. Научная структура. В Музее работают более пятидесяти преподавателей и сотрудников: кураторы, менеджеры коллекций, специалисты общественных программ, дизайнеры, инструкторы, администраторы. Руководит их работой Консультативный совет. В научную структуру Музея входят всего два подразделения: «Ботаническая секция и университетский гербарий», «Секция истории Земли и палеонтологии». Однако их тематика понимается весьма широко как в научном, так и экспозиционном смысле, принимая любые новые направления, если они подкрепляются коллекционными и экспозиционными возможностями Музея или отражают насущные проблемы региона Колорадо [14].
Коллекции. Сегодня Музей владеет одним из крупнейших естественнонаучных коллекционных собраний в США, самой большой коллекцией по естественной истории в Скалистых горах (более 4 млн экспонатов по ботанике, энтомологии, палеонтологии, зоологии, антропологии и археологии в фондах и экспозиции). Кроме гербария и палеонтологических собраний, здесь находится старейшая в мире документированная коллекция текстиля индейцев Навахо, крупнейшие в штате коллекции птиц и пчёл Колорадо и многие другие [11].
Научная работа. Сотрудники Музея самостоятельно и совместно с профильными факультетами университета проводят разноплановые научные исследования, используя полевые методы работы и самые современные технологии для изучения обширных музейных фондов. Здесь изучают экологию водорослей, используя методы геномики, питание динозавров (по анализу ископаемых копролитов), первую колонизацию Северной и Южной Америки (по уникальным историческим и археологическим артефактам) и т. д. [14].
Основное направление деятельности научных отделов музея - фондовая работа, которая основывается на огромном коллекционном материале. Она не сводится к тра-
диционным формам каталогизации и инвентаризации, а включает также разработку и реализацию новых методов.
В разделе палеонтологии два отдела - «Палеонтология позвоночных» и «Палеонтология беспозвоночных», причём в последний, наряду с морскими и наземными беспозвоночными организмами, включены ископаемые растения. Из общего числа каталогизированных образцов фондов (600 000 объектов из более чем 8000 населённых пунктов в 45 штатах и 80 странах мира, из них более 300 000 каталогизированных образцов морских беспозвоночных, наземных беспозвоночных и растений) 150 000 выставлено в экспозиции [14] (рис. 6).
Рис. 6. Музей естественной истории университета Колорадо в г. Боулдер. В залах Музея [14] (см. цветное фото на 4 с. обложки).
Fig. 6. The University of Colorado Museum of Natural History in Boulder. In the halls of the museum [14].
Один из новейших аспектов фондовой работы - участие в «Программе продвижения оцифровки биологических коллекций», осуществляемой при финансовой поддержке государства в рамках Национального ресурса для оцифровки биологических коллекций. Сетевые виртуальные методы обеспечивают исследовательскому и педагогическому сообществам, правительству, представителям промышленности, широкой общественности и средствам массовой информации доступ к научной информации. Музеем разрабатываются мобильные приложения, которые позволят самому широкому кругу пользователей непосредственно взаимодействовать с коллекционными материалами [14].
Музей принимает активное участие в Национальном проекте «Tele Communication Network (телекоммуникационные сети) по исследованию ископаемых насекомых». В рамках «Программы продвижения оцифровки биологических коллекций» подвергаются оцифровке все данные по исследованию ископаемых насекомых, создаются электронные записи всех образцов, состоящие из их цифровых изображений и связанной с ними информации (данных сбора и т. д.). Оцифрованные коллекции доступны через веб-сайт проекта по исследованию насекомых и через объединяющий все сети собраний палеобиологической тематики центральный сайт iDigPaleo [11].
Музей-гербарий, который курируется Ботанической секцией (вместе они составляют «Активный центр ботаники Колорадо»), рассматривается как один из основных
первичных ресурсов для инвентаризации и изучения богатой естественной истории и биоразнообразия района Колорадо. Гербарий в оцифрованном варианте также доступен всем, кто интересуется ботаникой - это преподаватели и студенты, приглашённые учёные, частные консультанты, местные натуралисты и ботаники из различных государственных и частных учреждений [14].
Работа Музея в качестве факультета университета. Академические программы Музея - это программы не только подготовки выпускников факультета Музейных и полевых исследований, которым и является Музей как подразделение университета, но и обязательные программы получения дополнительного музейного образования студентами других факультетов, подготовка и обучение аспирантов с диссертациями по музеологии, стажировок и проектов. Для проведения учебных программ используются все ресурсные возможности университета; занятия проводятся как сотрудниками музея, так и профессорско-преподавательским составом вуза [11].
Студенты, обучающиеся в Музее по специальности «Музейные и полевые исследования», занимаются по программам, в которых сочетаются музейные и общеобразовательные курсы. Студентам и аспирантам других факультетов предоставляется возможность защитить диссертацию, получить степень магистра наук, получить сертификат о той или иной профильной музейной квалификации или дополнительный сертификат о проведении музейных исследований.
В качестве дополнительных к обязательным программам и основным курсам других факультетов открыты многочисленные и разнообразные элективные музейные курсы и магистратуры по профильным музейным дисциплинам. Эти занятия студенты выбирают сами, в зависимости от личных интересов. Предпочтение отдаётся проектам, которые могут принести пользу музейному сообществу [14].
Программы факультативов и элективных курсов могут освещать широкий круг научных вопросов, но, прежде всего, ориентированы на практические проблемы современности. Например, в программе по географии изучаются только геоинформационные системы, в программе по журналистике - только цифровая журналистика со спецкурсом «Визуальное общение», в программе по социологии - методы кино- и фотосъёмки со спецкурсом «Искусство, технологии и медиа». Программы по геологии фокусируются исключительно на палеонтологических исследованиях, что, вероятно, связано с длительно существующей в США модой на это научное направление [8]. Более широкий охват предмета имеют программы по истории, антропологии, экологии, биологии, включающие теоретические и практические занятия по многим направлениям [14].
Музей как «факультет музееведения». Истории и современным задачам организации музейного дела, как и современным методам музейной педагогики, в программах уделяется особое внимание, т. к. они являются специфическими профильными направлениями музея как факультета музееведения. Программы этих курсов охватывают как общую (исторические, философские, социологические, психологические, педагогические, экономические, художественные и прочие вопросы), так и весьма конкретную практическую музейную тематику. Это курсы «Музеи и общество», «Введение в музейные исследования», «Музейное образование», «Отдельные темы музея», «Музеи и общественность: разработка экспозиций», «Администрация музея», «Управление коллекциями», «Введение в научную иллюстрацию».
Практическое направление - музейная педагогика. Профильное музейно-педаго-гическое направление понимается в американских программах высшего образования
как получение многоплановых компетенций для дальнейшей работы во всех сферах музейной практики со всеми социальными группами и категориями населения [6]. Эти программы отличаются чрезвычайным разнообразием целевых запросов по отношению к музейно-образовательному процессу и его содержанию. Проводятся семинары по коммуникациям и технологиям в образовании, включающие специальные практические занятия по темам: «Обучение для понимания», «Учебный план для образования, относящегося к разным национальным культурам», «Основные статистические методы в образовании», «Введение в дисциплинарный запрос» и т. д. Проводится обучение разработке образовательных программ для различных типов аудитории, организации музейно-школьного партнёрства, администрированию, работе с коллективом, решению проблем финансирования, обеспечению грантами [11]. В том же ключе реализации именно педагогических и психологических подходов к созданию экспозиции проводится обучение студентов подготовке коллекций, выставок и конкретных экспонатов. Существуют даже специальные художественные курсы, сочетающие теоретическое знакомство с основами рисунка, живописи и композиции с практическим получением базовых навыков создания и представления научной иллюстрации, с использованием различных методов, включая компьютерные инструменты и методики [14] (рис. 7).
Музееведческие образовательные программы обеспечивают основу для студенческих проектов по различным музейным темам (этика коллекционирования, управление данными, роль музея в сообществе и др.). Собственно музееведческая практика, сбор материала для подготовки и реализации проекта, осуществляется в ходе непосредственного включения студента или аспиранта в процесс работы музейных отделов по выбранной
им тематике. Для получения дополнительных навыков и опыта работы музей организует и курирует стажировки студентов в другие большие или малые музеи и коллекции (включая музеи истории, естественной истории, искусства и детские музеи).
Социальные программы университетского музейного подразделения не столь грандиозны, как у музеев, изначально имеющих публичное направление, но они также очень разнообразны и насыщены. Постоянные и временные выставки, разноплановые по целям, содержанию и стилистике экспозиции, являются зримым воплощением результатов партнёрства и совместной деятельности университетского музея со сторонними организациями.
Музей тесно сотрудничает с Обществом ботанических художников Скалистых гор (К.М8ВА) и в партнёрстве с ним на регулярной основе организует выставки ботанической, орнитологической, зоологической иллюстрации, демонстрируя тематические художественные произведения в 460
Рис. 7. Музей естественной истории университета Колорадо в г. Боулдер. Ископаемые насекомые наездники-ихневмониды (Ichneumonidae) (виртуальный каталог) [14] (см. цветное фото на 4 с. обложки).
Fig. 7. The University of Colorado Museum of Natural History in Boulder. Fossil insects Ichneumoridae (virtual catalog) [14].
рамках продуманного научно-образовательного сценария экологического и общебиологического содержания. Примером может служить постоянная выставка «Перья и флора», которая, сочетая натурные экспонаты Музея с иллюстративно-художественной составляющей, раскрывает многие аспекты функционирования экосистем Скалистых гор с точки зрения взаимосвязи орнитофауны и растительности [14].
Музей тесно взаимодействует со многими школами в качестве партнёра, предоставляя дополнительные образовательные возможности и услуги как детям, в соответствии со стандартами школьных программ, так и учителям, в порядке облегчения их работы и повышения квалификации. Для более полной реализации этого партнёрства используются современные интерактивные методы педагогической работы. В структуре выставки «Геномика: наблюдение за эволюцией», например, используются не только зоологические натурные экспонаты музея, но и виртуальные игровые и другие интерактивные формы музейной коммуникации [2].
В музее организован выставочный «Уголок открытий» (Discovery Corner). Это специально оборудованное помещение, функционирующее как практическая интерактивная выставка, разработанная в соответствии с методическими потребностями школьников и их семей. Подобного рода помещения для работы со школами и семьями имеются практически во всех естественнонаучных музеях США (Discovery Corner, Discovery Club) [4].
Подготовка волонтёров. Основной силой, обеспечивающей реализацию социальных программ Музея, как и в других музеях США, являются его волонтёры - команда обслуживания посетителей. Волонтёры принимаются в соответствии с имеющимися вакансиями на должности экскурсоводов, координаторов музейных программ, помощников по их планированию и подготовке, помощников по обслуживанию посетителей, координаторов информационно-пропагандистской программы, помощников в рабочих исследованиях музея. Если волонтёрские должности требуют специальной подготовки, она предоставляется бесплатно [14].
Результаты актуализации коммуникационных концепций. Музейная модель взаимодействия науки и общества. Общеизвестно, что американская модель интенсивного взаимодействия музея и всех слоёв населения имела свои исторические предпосылки, основанные на политических и практических интересах и ориентирах государства.
Изначально гражданская направленность (табл.1, 2), ориентация музеев на формирование научно-обоснованной системы ценностей в обществе способствовали массовой ориентации населения на научно-технический прогресс, развитие экономики, внедрение новых технологий в промышленность, разведку минеральных ресурсов и их безопасное рациональное использование [9]. Деятельность американских музеев естественной истории направлена, прежде всего, на практические цели и непосредственно связана не только с широкими слоями населения, но и территориально с регионом - с окружающей природной средой, в т. ч. урбанизированной (табл. 1) [3]. В конце XX - начале XXI вв. на передний план в тематике выдвинулись проблемы устойчивого развития, космические и экологические исследования, защита окружающей среды, сохранение планетарного биоразнообразия, геномика. В последнее время всё более акцентируются темы устойчивого развития, сбережения энергетических ресурсов во всех сферах жизни и быта, потепления климата [7].
Интенсификация применения новейших технологий в педагогической работе приводит к разработке новых форм образовательного процесса на основе музейных
Таблица 2. Этапы становления музейного дела в США
Table 2. Historical stages ofthe development of US museums (periods and historical background)
Период Исторические предпосылки, народное образование, музейная сеть
Середина XIX -начало XX вв. Научное и практическое освоение территории страны. Сбор коллекционного материала в поле, формирование коллекций (в т. ч. вывоз материалов из-за рубежа).
До середины XX в. Эпоха войн и революций в Европе и во всём мире, волны иммиграции в США. Интенсивное пополнение коллекций, создание научных, вузовских, музейных центров (в т. ч. на основе оформления коллекций), активное подключение частного капитала (меценаты) к культурно-образовательной деятельности при поддержке государства, массовое создание гражданских научных обществ с целевой направленностью просвещения населения и привлечения его к научным исследованиям. Разработка новых коммуникационных и педагогических концепций. Начало развития новых музейных технологий - активное внедрение научных разработок в практику.
Середина XX в. -настоящее время Расширение многоплановой системы научно-культурных центров народного образования на основе как государственных и частных, так и социальных инициатив (городские, общественные, детские, клубы и т. д.) - концепция «корпоративного музея», развитие теории «музейной коммуникации». Музеями считаются также мемориалы, национальные парки, зоопарки, ботанические сады и т. п. В 2014 г. по подсчётам Американского альянса музеев (ААМ) разнообразных музейных организаций в США насчитывалось уже более 34 тыс., причём с 1990 г. их количество выросло вдвое [11].
практик. Приоритетом в национальной образовательной политике США становится STEM (Science, Technology, Education, Mathematics) - образование, в котором музеи принимают непосредственное участие [11]. Широкое развитие музейной сети создаёт предпосылки для создания новых рабочих мест и увеличения востребованности естественнонаучного образования в целом. Особенностью американского музейного опыта, которая может быть очень актуальной для развития музеев России, является включение в качестве обязательной дисциплины в программу всего вузовского образования предмета музееведение с музейными практиками и стажировками. Для популярности образовательных программ музеев немаловажно, что они предоставляют возможности получения дополнительной специализации и значительно расширяют сферу дальнейшего трудоустройства. Отмечается, что выпускники музеев, как правило, в течение года после окончания находят хорошую работу в сфере музейной деятельности [11].
Таким образом, современные музеи являются актуальным бизнес-партнёром для развития научных организаций и всего высшего, среднего и начального образования, с одной стороны, и необходимым звеном для получения образования и дальнейшего карьерного роста граждан, с другой.
Широкое вовлечение населения в процесс финансовой, организационной и научно-тематической поддержки музеев (меценаты, ассоциации, фонды, общества друзей музеев, взносы, клубные карты, волонтёрское движение и т. д.) привело к возникновению инновационных музейных концепций. Музейным сообществом Америки сегодня активно обсуждаются и продвигаются концепции «Корпоративного музея»,
«Виртуального музея» и многие другие теоретические разработки [1]. Технологическая революция наблюдается во всех аспектах музейной теории и практики (экспозиция, хранение, коллекционирование, коммуникация, интерактивные формы занятий, педагогические программы, информационные интернет программы и сайты и т. д.). Дополнительное образование (Long-life) в США неуклонно смещается в сторону активного использования преимуществ музейной педагогики [2].
Заключение. Подробное рассмотрение деятельности двух старейших и типичных для США естественнонаучных музеев - Музея естественных наук Хьюстона (HMNS) и Музея естественной истории университета Колорадо, г. Боулдер (MNSKB) - позволяет увидеть перспективы дальнейшего развития партнёрства науки и музеев в нашей стране. На наш взгляд, пример США ценен для России сегодня, прежде всего, как системный опыт научной музейной педагогической и воспитательной работы с широкими слоями населения, в основу которого положена задача предотвращения экологических катастроф, воспитания бережного отношения к природе и культурным традициям, формирования и поддержания интереса к научной деятельности, консолидации общества в условиях бурного развития научно-технического прогресса. В этом плане научно-педагогические и организационные концепции в США успешно реализовались в пространстве музеев. Очевидно, что в современном мире именно музеи естествознания могут занимать важное место в формировании активной осознанной социальной позиции граждан.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев В.Г., Кизил М.И. Теория и практика музейных экспозиций в работах зарубежных музеологов в 1900-1930 гг. // Вестник Томского гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. 2017. № 25. С. 113-121.
2. Бонами З.А. Музей - образование - дети (по материалам музейно-педагогических изданий США) // Музейная педагогика за рубежом (работа музеев с детской аудиторией) / Под ред. М.Ю. Юхневич. Серия элект. изд. MUSEUMPRO. М., 1997. Вып. 5. C. 5-21 (https://musrzn.ru/ uploads/images/files/muzeynaya_pedagogika_za_rubezhom.pdf).
3. Майстровская М.Т. Музейная экспозиция. Теория и практика, искусство экспозиции, новые сценарии и концепции. М., 1997 (http://www.future.museum.ru/lmp/books/mus_expo.htm).
4. Макарова Н.Г. Детские музеи Америки. История и современность. Музейная педагогика за рубежом (работа музеев с детской аудиторией) / Состав. и ред. М.Ю. Юхневич. Серия элект. изд. MUSEUMPRO. М., 1997. Вып. 5. (https://musrzn.ru/uploads/images/files/muzeynaya_ pedagogika_za_rubezhom.pdf).
5. Попова Л.В., Пикуленко М.М. Современные тенденции музейной педагогики // Жизнь Земли. 2015. Т. 37. С. 278-282.
6. Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. М.: Русское слово - РС, 2003. C. 255-272.
7. Юренева Т.Ю. Музееведение. Учебник для высшей школы. М.: Академический проект, 2003. 560 с.
8. Preston D.J. Dinosaurs in the Attic: An Excursion Into the American Museum of Natural History. St. Martin's Griffin, 1993. 256 р.
9. Hudson K. A Social History of Museums. London, 1975. 210 р.
10. HMNS VISITORS GUAID [буклет-путеводитель Музея естественных наук Хьюстона]. 2014. 25 р.
11. Официальный сайт ААМ (Американского Альянса Музеев) (http://aam-us.org/).
12. Официальный сайт Музея Естественных Наук Хьюстона (HMNS) (http:// www.hmns.
org/).
13. Платформа TripAdvisor (US) (https://www.tripadvisor.ru/Attraction_Review-g56003-d105911-Reviews-The_Houston_Museum_of_Natural_Science-Houston_Texas.html).
14. Официальный сайт Музея естественной истории университета Колорадо г. Боулдер (MNSKB) (REASERCH AND INNOVATION OFFICE) (http:// www.colorado.edu/cumuseum).
REFERENCES
1. Ananiev V.G., Kizil M.I. Theory and practice of museum exposition in the works of foreign museologyists in 1900-1930. Vestnik Tomskogo Gosudarstvennogo Univesiteya [State University J. of Cultural Studies and Art History], 25, 113-121 (2017). DOI: 10.17223/22220836/25/14 (in Russian).
2. Bonami Z.A. Museum - education - children (based on materials of museum and pedagogical publications of the USA). Museum pedagogy abroad (the work of museums with a children's audience ). MUSEUM PRO Electronic Edition Series. 5, 5-21 (1997) (https://musrzn.ru/uploads/images/files/ muzeynaya_pedagogika_za_rubezhom.pdf) (date of visit: 20.09.2020) (in Russian).
3. Maistrovskaya M.T. (ed.). Museum exhibition of development trends. Museum exposition (theory and practice, art of exposition, new scenarios and concepts) (http://www.future.museum.ru/lmp/ books/mus_expo.htm) (in Russian).
4. Makarova N.G. Children's Museums of America. History and modernity from. Museum pedagogy abroad (the work of museums with a children's audience) / Ed. by M.Yu. Yukhnevich. MUSEUM PRO Electronic Edition Series. 5 (1997) (https://musrzn.ru/uploads/images/files/ muzeynaya_pedagogika_za_rubezhom.pdf) (in Russian).
5. Popova L.V., Pikulenko M.M. The modern museum's pedagogy trends. Zhizn Zemli. 37, 278-282 (2015) (in Russian).
6. Yureneva T. Yu. Museum in world culture. P. 255-272 (Moscow: Russian Word - RS, 2003) (in Russian).
7. Yureneva T.Yu. Museum studies. Textbook for higher education. 560 p. (Moscow: Academic Project, 2003) (in Russian).
8. Preston D.J. Dinosaurs in the Attic: An Excursion into the American Museum of Natural History. 256 p. (St. Martin's Griffin, 1993).
9. Hudson K.A Social History of Museums. 210 p. (London, 1975).
10. HMNS VISITORS GUAID (Houston Museum of Natural Sciences Guide). 25 p. (2014).
11. Electronic resource: official website of AAM (American Alliance of Museums) (http://aam-us.org/).
12. Electronic resource: official website of Houston Museum of Natural Sciences (HMNS) (http:// www.hmns.org/).
13. Electronic resource: official website TripAdvisor (US) (https://www.tripadvisor.ru/ Attraction_Review-g56003-d105911-Reviews-The_Houston_Museum_of_Natural_Science-Houston_ Texas.html).
14. Electronic resource: official website of the University of Colorado Museum of Natural History (MNSKB) (http:// www.colorado.edu/cumuseum).