Научная статья на тему 'К вопросу о перспективах медицинских музеев в России'

К вопросу о перспективах медицинских музеев в России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
62
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ-КАБИНЕТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / EDUCATIONAL PROGRAMS / ТЕМАТИЧЕСКИЕ ВЫСТАВКИ / THEMATIC EXHIBITIONS / МЕДИЦИНСКАЯ МЕДИАТЕКА / A MEDICAL MEDIATEKA / МУЗЕЙ-СИМУЛЯКР / MUSEUM-OFFICE / A MUSEUM-SIMULACRUM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кузыбаева М. П.

Сравнивается и анализируется опыт деятельности российских и западноевропейских естественноисторических и научнотехнических музеев последнего десятилетия как фундамент для выработки новых направлений развития медицинских музеев в РФ. Примером оригинального концептуального проектирования и инновационного развития для музеев данной профильной группы может быть возрождаемый Медицинский музей в Москве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ON PROSPECTS OF MEDICAL MUSEUMS IN RUSSIA

Experience of activity of the Russian and West European natural-historical and scientific and technical museums of last decade as the base to development of new directions of development of medical museums in the Russian Federation is compared and analyzed. The revived Medical museum in Moscow can be an example of original conceptual designing and innovative development for museums of the given profile group.

Текст научной работы на тему «К вопросу о перспективах медицинских музеев в России»

9. Понарин А. Пойло из интернета // http://ngs24.ru/news/articles/2315653/.

Кузыбаева М.П.

К ВОПРОСУ О ПЕРСПЕКТИВАХ МЕДИЦИНСКИХ МУЗЕЕВ В

РОССИИ

ФГНБУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени

Н.А.Семашко»

Kuzybaeva M.P.

TO THE QUESTION ON PROSPECTS OF MEDICAL MUSEUMS

IN RUSSIA

National Research Institute for Public Health, Moscow

Резюме: Сравнивается и анализируется опыт деятельности российских и западноевропей-ских естественноисторических и научно-технических музеев последнего десятилетия как фундамент для выработки новых направлений развития медицинских музеев в РФ. При-мером оригинального концептуального проектирования и инновационного развития для музеев данной профильной группы может быть возрождаемый Медицинский музей в Москве.

Ключевые слова: музей-кабинет, образовательные программы, тематические выставки, медицин-ская медиатека, музей-симулякр.

Abstract. Experience of activity of the Russian and West European natural-historical and scientific and technical museums of last decade as the base to development of new directions of develop-ment of medical museums in the Russian Federation is compared and analyzed. The revived Medical museum in Moscow can be an example of original conceptual designing and innovative development for museums of the given profile group.

Keywords: Museum-office, educational programs, thematic exhibitions, a medical mediateka, a mu-seum-simulacrum.

251

Стремительные перемены в социально-экономической сфере в последние десятилетия вызвали серьезные изменения в культурной жизни страны, глубоко затронули деятельность музеев, повлияли на все музейное сообщество России. Вызовы времени заставили пересмотреть устоявшиеся в музейной практике цели и задачи большой профильной группы - музеев истории медицинской науки, определить направления и вектор их совершенствования и дальнейшего развития на ближайшие годы и отдаленную перспективу. На решении столь масштабных задач были сосредоточены исследования и работа лаборатории музееведения «Национального научно -исследовательского института общественного здоровья имени Н.А.Семашко» РАН (ННИИ ОЗ), под научным руководством академика РАН Сточика А.М., а также деятельность Общественного Совета по медицинским музеям и истории медицины при Министерстве здравоохранения Российской Федерации (МЗ РФ), который возглавил первый заместитель министра, д.м.н. Каграманян И.Н.

Тесная взаимосвязь медицинских музеев с академиями, университетами, институтами, научно-медицинскими обществами присуща не только российским, но большинству аналогичных музеев в мире. Именно в академиях и университетах появились первые музеи - кабинеты при кафедрах и клиниках, став наиболее распространенной формой медицинского музея, сохранившейся до настоящего времени [4]. Изменение образовательных практик повлекло за собой трансформацию большинства музеев медицинского профиля, что наблюдается в современной России.

Развитие симуляционного обучения в медицине, ставшее столь попу-лярным в последние годы, почему то относят к инновационным обучающим технологиям. Действительно, семь ступеней в классификации специального

оборудования для выработки определенных навыков и три уровня центров по подготовке медицинского персонала, существующие в настоящее время в Российской Федерации, можно считать фундаментом новой технологии в образовании. Однако предшественников столь продвинутых методов обучения студентов медицине мы находим в коллекциях многих западноевропейских и отечественных музеев данной профильной группы и не только. Ведь исторически сложилось так, что материалы для обучения врачей сосредотачивали в учебных учреждениях и клиниках. Впоследствии они приобрели статус раритета, превратились в предметы музейного значения, артобъекты и памятники науки и техники, составили уникальные медицинские коллекции, познакомиться с которыми стремятся не только медицинские работники, но и простые граждане.

История симуляционных технологий восходит в XVIII веку, когда во Франции был создан симулятор роженицы. Спроектировала его Анжелика де Кюдре для тренинга повитух в общественной больнице Парижа «Парижском божьем приюте. Затем такие приспособления стали разрабатывать во многих странах: в Англии, Японии, Германии и т.д. Отработку широкого спектра практических медицинских навыков на симуляторах, создание виртуальных симуляционных медицинских технологий в начале XXI века ускорили успехи в других областях человеческой деятельности, прежде всего в авиации [2].

Среди западноевропейских музеев медицины особое место занимает Йозефинум в Вене. Основан он во второй половине XVIII века и назван так в честь императора Йозефа II, который инициировал создание, как университета, так и медицинского факультета в его составе. С момента возникновения Йозефинум служил для образовательных целей и, главным образом, использовался в процессе подготовки врачей и хирургов в частности. Основным пособием в постижении основ медицинских знаний стала анатомическая

коллекция, в составе которой помимо мокрых, сухих препаратов, инструментария присутствовали муляжи человеческого тела и отдельных органов, выполненные итальянскими мастерами методом литья и лепки из воска и смол с тонированием цветными пигментами. Уникальность Йозефинова анатомикума состоит, на наш взгляд, в удивительно хорошей сохранности коллекции, насчитывающей, помимо прочего, более одной тысячи старинных муляжей. Как фигуры, выполненные в полный рост человека, так и муляжи отдельных органов, словно игрушечный конструктор, разбираются на детали более мелкие. Это позволяет отнести их с современных позиций к симуляторам II (тактильного) уровня, на котором отрабатывалось отличное знание о строении и топографии тела человека. Строгая, можно сказать академическая манера представления анатомических экспонатов публике сохранилась здесь с давних времен, что делает саму экспозицию большой редкостью и превращает её в музей анатомических музеев.

Примечательно, что такие симуляторы из воска привозили в Россию. В собрании дворца-музея в Останкине до наших дней сохранилась «Венерка» или небольшая скульптура лежащей женщины из воска, которая разбирается на несколько частей. В библиотеке владельца усадьбы имелся отдел медицинской литературы на иностранных языках, доставленной из Европы и частично сохранившийся. Как известно из преданий граф Н.П.Шереметев, совершая поездку по западноевропейским государствам, был слушателем на медицинском факультете Лейденского университета, где совершенствовал свои познания в анатомии.

В настоящее время в Лейдене сохранился уникальный анатомический театр в форме ракушки в Музее Бургаве, который используется как коммуникационная площадка для работы с самой разной возрастной аудиторией и одновременно

представляет анатомию посредством инсталляции, выполненной художниками направления эс1епсе-аг1 Анатомический театр в музее Бургаве в Лейдене возвращается к жизни благодаря использованию современных мультимедийных технологий, которые позволяют представить зрителю шесть веков анатомии за шесть минут уникального зрелища, в котором философии науки отводится большое место в контексте развития медицины и естествознания. Голландские коллеги рассматривают свою экспозицию как новое введение к музею. Предваряя «Апа^тюит» с использованием современных методов визуализации, начало экспозиции, вступление к ней расположено вокруг главной опоры всей деревянной конструкции театра в обычных витринах, словно материализованная в предметах и картинах лекция по анатомии. Аудиовизуальная презентация-шоу происходит вокруг посетителя, сидящего на деревянных скамьях театра. Задействованы потолок и стены, на которые проецируется сюжет, поддерживающий по сценарию всю историю о научном познании строения человеческого организма, его функциях. Внизу на столе на симуляционных модулях отображаются различные органы человека и целые системы. В инсталляцию интегрированы скелеты людей и животных, расположенные по амфитеатру. Различные приемы !Т технологий (цифровая анимация и др.), использованные при создании такого аудиовизуального шоу в соединении с академической музейной экспозиций раскрывают перед зрителем значение анатомии в доступной форме. Наряду с актуализацией наследия прошлого медицинской науки и практики в Музее Бургаве, который является, прежде всего, естественнонаучным музеем Нидерландов проводится много образовательных программ и встреч со специалистами разных направлений научного знания, организуются различные тематические выставки, череда которых нескончаема, что в

деятельности современных российских музеев медицинского профиля является большой редкостью.

Симуляционное оборудование начала XXI в. различной степени реалистичности позволяет врачу отработать практические навыки без всякого риска для пациента. Совокупность знаний и навыков по своей специальности, отработанные до автоматизма на симуляторах, делают лечение пациентов безопасным, экономичным и аккуратным, что подтверждается работой многочисленных симуляционно-аттестационных центров в стране, например, на базе Первого МГМУ им. И.М. Сеченова. Быстрое совершенствование и обновление всей медицинской техники, в том числе и симуляционных комплексов, неизбежно приводит к обретению ими нового статуса - памятника науки и техники и музейного предмета, место которому в музее.

Каким будет медицинский музей сегодня и в будущем можно лишь прогнозировать. Интерактивные практики в работе музеев мира, широкое применение инновационных технологий все более убеждают нас в том, что он станет своеобразным музеем - симулятором. Взаимодействие технического и эстетического, социального и естественнонаучного аспектов типично для медицинского музея как такового. Длительная консервация коллекций НИЦ «Медицинский музей» РАМН совпала с интенсивным развитием музейной отрасли в целом, прорывом, своеобразным музейным бумом в российском обществе постсоветского периода. Изменилась законодательная база музейной работы, возросло значение музея как особой институции. Исследователи отмечают большой интерес самых разных слоев населения России к истории отечественной культуры и науки. Проявляется повышенное внимание к медицине, её историческому развитию и соответственно к музеям - хранилищам наследия. Отсутствие в столице самостоятельного музея истории

медицинской науки отчасти объясняет интерес к данной теме и со стороны других музеев, например, Политехнического. Один из первых общедоступных российских музеев Политехнический находится в непростой ситуации, т.к. его основное здание реконструируется и будет серьезно модернизировано. Соответственно и старая экспозиция в нём становится неуместна.

Один из крупнейших научно-технических музеев в стране переживает второе рождение, что демонстрирует выставочная и популяризаторская работа молодого и дружного коллектива. Публике (пока детской аудитории) предлагается совершить погружение в хирургию и провести операцию. Разумеется, что не на подопытном живом организме, а на симуляторе -органном комплексе из силикона! С одной стороны, выполнить лапароскопическую холецистэктомию (удаление желчного пузыря) весьма увлекательно и необычно как для ребенка, так и для взрослого. С другой - такой личный опыт создает впечатление, что я могу, все легко, значит медицина и хирургия - это просто игра, что совершенно недопустимо и искажает мотивацию к освоению самой гу-манной профессии на земле. Превратить научное исследование для посетителей в настоящее приключение, не значит привить публике стремление к углубленному и всестороннему познанию мира. Продемон-стрировать необычное действо/эксперимент перед заинтересованной группой в научных лабораториях Политехнического музея - один из главных методов в воспитательной работе с подрастающим поколением. Такой подход к взаимодействию с аудиторией обусловлен требованиями времени, возможно, нацелен на поддержание интереса к музею. Программа «Polytech. Science. Art: Наука. Искусство.Технологии» не только иллюстрируют практические примеры взаимодействия науки и технологий с искусством в современном мире, но и касается темы концептуального

проектирования и инновационного развития. Медиахудожники, специалисты по технологиям, исследователи работают в этой программе над совместными проектами в междисциплинарных группах. Все публичные события программы проводятся бесплатно - их может посетить любой желающий, интересующийся современным искус-ством, новыми технологиями, актуальными научными исследованиями при условии предварительной регистрации и участия в конкурсе, где необходимо. Принцип вовлечения публики реализуется и в выставочных проектах Политехнического, что ещё более превращает музей в симулятор действий, событий, самой эпохи. Богатый опыт зарубежных и отечественных коллег, накопленный в последние годы открывает уникальные перспективы и возможности для медицинских музеев страны обрести новый облик на основе междисциплинарного сотрудничества; интенсивного взаимодействия между медиа художниками и кураторами, специалистами по технологиям и учеными из разных стран.

Все, упомянутые выше музеи, имеют статус национальных учреждений. Сколько музеев столь высокого уровня должно быть в России? Так ли необходим клон учебного музея истории медицины в Москве, в который предполагается превратить возрождаемый НИЦ «Медицинский музей» РАМН? Разумеется, что нам нужно много музеев и разных, но создание нового по силам высокопрофессиональным специалистам. Поиск новых перспектив для медицинского музея, адекватного вызовам времени, продолжается. Станет ли он симулякром действительности по Бодриярду [1] или останется собором лиц по Федорову [3] сейчас трудно определить, но, несомненно, одно - естественнонаучный музей стал фаворитом в музейном мире, а музей медицинский как часть сообщества естественнонаучных музеев актуален и важен в настоящее время как никогда ранее.

Литература

1. Бодрийяр, Жан. Симулякры и симуляции. Москва: Постум, 2015. - 238 с.

2. Ильин П.О. Симуляционные технологии в медицинском образовании и клинической практике //Вестник современной клинической медицины, 2014. - Т.7. - Прил.1. - С.151-153.

3. Федоров Н.Ф. Философия общего дела. Москва: Эксмо, 2008.

- 750 с.

4. Юренева Т.Ю. Музеи в мировой культуре. - М.: «Русское слово

- РС», 2003.- 535 с.

Серебряный Р. С.1, Яремчук О. В.2

СЕСТРИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ в КУЙБЫШЕВСКОМ РЕГИОНЕ в 1920-1940 гг. и ВКЛАД СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА в БОРЬБУ С ОСТРЫМИ ИНФЕКЦИЯМИ у ДЕТЕЙ в — 1945 и ПЕРВЫЙ — 1946 ГОД ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

(ВОВ).

1.ФГБНУ "Национальный НИИ общественного здоровья им. Н. А. Семашко", г. Москва

2. ГБОУ СПО «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной», г.Самара

Serebryaniy R. S.1 Yaremchuk O. V.2

NURSE EDUCATION IN KUIBISHEV REGION IN 1920-1940 AND NURSE STAFF CONTRIBUTION IN HANDLING THE ACUTE REACTIONS OF KIDS IN 1945-1946 AFTER THE END OF THE GREAT PATRIOTIC WAR

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.