Научная статья на тему 'Взаимодействие музея и посетителя с помощью YouTube-канала'

Взаимодействие музея и посетителя с помощью YouTube-канала Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
584
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Жизнь Земли
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДАРВИНОВСКИЙ МУЗЕЙ / МУЛЬТИМЕДИА В МУЗЕЕ / ДИАЛОГ С ПОСЕТИТЕЛЕМ / ПЛОЩАДКИ МУЗЕЯ В ИНТЕРНЕТЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ МУЗЕЯ / STATE DARWIN MUSEUM / MUSEUM MULTIMEDIA / DIALOGUE WITH THE VISITOR / MUSEUM SITES ON THE INTERNET / EDUCATIONAL FUNCTION OF THE MUSEUM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сударикова Е.В.

В статье приводится опыт создания YouTube-канала Государственного Дарвиновского музея, предложившего несколько форматов роликов для знакомства посетителей со свежими научными данными в области биологии и музееведения. С 2014 года музей приглашает посетителей на ряд площадок в Интернете: это и традиционные соцсети, и 3Д-сканы экспонатов на sketchfab, и, конечно, видео-канал. При создании канала были испробованы разные методы подачи материала, некоторые из них прижились для пользователей (в частности, деление канала на плейлисты, ролики про закрытые фонды музея, регулярные дайджесты от разных специалистов).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSEUM AND VISITOR INTERACTION VIA YOUTUBE CHANNELE

The article shows the experience of the State Darwin Museum in creating a YouTube-channel, which offered several formats of video-clips introducing visitors to fresh scientific data in biology and museology. The author reports that since 2014 Darwin Museum has been inviting visitors not only to the museum, but also to a number of sites on the Internet such as traditional social networks, Sketchfab (3D scans of exhibits), and, of course, the video channel. According to the article, the Museum staff tried various methods of material presentation. Some of these methods became useful for the users (in particular, the division of the channel into playlists, clips about unobtainable museum funds, and regular digests from various specialists).

Текст научной работы на тему «Взаимодействие музея и посетителя с помощью YouTube-канала»

SetMUii-

2018, том 40, № 4

УДК 069.72

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЕЯ И ПОСЕТИТЕЛЯ С ПОМОЩЬЮ YOUTUBE-КАНАЛА

Е.В. Сударикова1

В статье приводится опыт создания YouTube-канала Государственного Дарвиновского музея, предложившего несколько форматов роликов для знакомства посетителей со свежими научными данными в области биологии и музееведения. С 2014 года музей приглашает посетителей на ряд площадок в Интернете: это и традиционные соцсети, и ЗД-сканы экспонатов на sketchfab, и, конечно, видеоканал. При создании канала были испробованы разные методы подачи материала, некоторые из них прижились для пользователей (в частности, деление канала на плейлисты, ролики про закрытые фонды музея, регулярные дайджесты от разных специалистов).

Ключевые слова: Государственный Дарвиновский музей, мультимедиа в музее, диалог с посетителем, площадки музея в интернете, образовательная функция музея.

MUSEUM AND VISITOR INTERACTION VIA YOUTUBE CHANNEL

E.V. Sudarikova The State Darwin Museum

The article shows the experience of the State Darwin Museum in creating a YouTube-channel, which offered several formats of video-clips introducing visitors to fresh scientific data in biology and museology. The author reports that since 2014 Darwin Museum has been inviting visitors not only to the museum, but also to a number of sites on the Internet such as traditional social networks, Sketchfab (3D scans of exhibits), and, of course, the video channel. According to the article, the Museum staff tried various methods of material presentation. Some of these methods became useful for the users (in particular, the division of the channel into playlists, clips about unobtainable museum funds, and regular digests from various specialists).

Keywords: State Darwin Museum, museum multimedia, dialogue with the visitor, museum sites on the Internet, educational function of the museum.

Введение. Несмотря на то, что основная экспозиция и фонды являются ключевыми составляющими любого музея, Интернет давно уже стал одной из важных площадок для взаимодействия с настоящими или потенциальными посетителями. Этот видеохостинг позволяет загружать, просматривать и обсуждать видеозаписи. Благодаря простоте и удобству использования, YouTube стал одним из самых популярных мест для размещения видеофайлов. На этой площадке представлены и любительские видеозаписи, и профессионально снятые фильмы; хранение видеозаписей бессрочно. В настоящее время ежедневное количество просмотров видео на YouTube составляет более 4 млрд человек. По данным «Российской газеты», 2 % аудитории сервиса, или 51 миллион человек, составляют россияне [4].

Дарвиновский музей на канале YouTube. На сайте Дарвиновского музея [2] можно найти 17 плейлистов, которые без труда объединяются в группы по принципиальным предоставляемым зрителям возможностям ознакомления с музеем.

1 Сударикова Елена Владимировна - с.н.с. научного отдела ГДМ, elsud@darwinmuseum.ru. 420 Жизнь Земли 40(4) 2018 420-423

«Откройте!» (плейлисты: «Коллекции», «Редкая книга», «Красная книга России», «Музей 360»). С каждым годом растёт запрос публики на доступ к музейным коллекциям, которые обычно могут посещаться только узкими специалистами в рамках их научной или музейной деятельности. Музеи практикуют разные способы «открыть» свои коллекции, и площадки Мировой сети - один из наиболее популярных. Видеоконтент не только открывает доступ в специализированные помещения и к редким предметам, но также показывает, какие вещи в принципе могут оказаться в коллекции музея того или иного толка (в частности, естественнонаучного). Также эти видеозаписи позволяют познакомиться со спецификой музейного хранения и понаблюдать за деятельностью высококвалифицированных музейных хранителей. YouTube выступает как информационный центр, расширяющий бытовое знание о коллекциях, и как окно в мир редкостей, которые не так уж часто выставляются. В фондах Дарвиновского музея более полумиллиона экспонатов, а в основной экспозиции представлено около 6 тысяч (то есть чуть более 1 %). И это характерное соотношение: галерея Тейт показывает около 20 % своей постоянной коллекции, Лувр 8 %, музей Гуггенхайма 3 % и Берлинская галерея 2% своих владений [5].

«У нас нет места, чтобы показать больше», - говорит директор Berlinische Galerie Томас Келер, объясняя, что в музее только 1200 м2, в которых можно демонстрировать работы, приобретённые в течение десятилетий посредством покупок и пожертвований. Кроме дефицита места, свою роль может играть хрупкость некоторых экспонатов, затрудняющая их показ.

Один из методов открытия коллекций - это оцифровка плоских экспонатов и съёмка объёмных, но многие черты могут произвести должное впечатление только при динамическом круговом осмотре, который предоставляют видеоролики.

Дарвиновский музей предпринимает попытки показывать не только отдельные экспонаты, но и помещения фондохранилищ: стерильные, с заданным температурным и влажностным режимами. Такой способ съёмки демонстрирует экспонаты в их «естественной среде обитания», когда они архивированы, помещены в специальные раздвижные стеллажи, находятся за стеклом или даже во время реставрации. Таким образом, съёмка 360° создает сначала доступ к самым охраняемым помещениям, а впоследствии может без затрат площади расширить основную экспозицию виртуальными пространствами.

«Для любителей» (плейлисты: «Антропогенез», «Палеонтологические истории», «DARWINews»). Успех многочисленных образовательных каналов YouTube, ориентированных на науку, демонстрирует стремление аудитории к обучению через видео. Для многих предметных областей существует большая потенциальная аудитория, которая рано или поздно выходит на тематические ролики, если музей продуцирует их с достаточной частотой. На собственном канале музей конструирует архитектуру тем (более общих и популярных или, наоборот, узких и неожиданных) и открывает поле для дискуссий в комментариях. Комментарии пользователей - богатейший источник обратной связи применимо к деятельности музея в целом, не только к записанным роликам. Обычно язык экскурсовода или лектора - это язык констатации, а атмосфера YouTube располагает к формированию отклика зрителей, небезразличных к темам, поднимаемым на площадке музея. Такая коммуникация расширяет список возможных тем для обсуждения и демонстрации на музейных экспонатах, «позволяет судить о способности музея успешно взаимодействовать со зрителем, о воспринимаемости посетителем экспозиции и даже шире - «музейного продукта», выявлять критерии такой воспринимаемости» [1].

^^SetMUii-

2018, том 40, № 4

Для активно работающих с аудиторией музея сотрудников появляется возможность полного ответа на наиболее актуальные вопросы, с которыми регулярно приходится сталкиваться в офлайне.

Именно плейлисты узкой тематики предоставляют возможность продемонстрировать технические новинки в непосредственной близости от ведущего, применив ЗД-моделирование и предоставив зрителю возможность сопоставить размер экспоната с человеком (рис.).

Рисунок. Скриншот с сайта Дарвиновского музея (фрагмент видео с УоиТиЬе-канала).

Конечно, это не аутентичный предмет из коллекции, но «почти настоящие» экспонаты, во многом ценные именно применённым методом их копирования.

Кроме специальных и подробно (насколько это приемлемо для формата YouTube) разобранных тем, для любителей естественных наук также был предложен формат дайджеста (от англ. digest - краткое изложение, резюме) в СМИ - информационный продукт, который содержит краткие аннотации и основные положения статей, или в котором сжато передаётся содержание самых интересных публикаций за какой-то период [2]. Дайджест Дарвиновского музея «DARWINews» позволяет музею публиковать определённый вид неформального контента, развлекательный характер которого не всегда уместен на официальном сайте (например, предложенная хранителем И.В. Фадеевым новость про взрывающихся муравьев в дайджесте за 1.06.18).

«Есть только миг» (плейлисты: «Экскурсии», «Конференции», «Лекции», «Выставки и мероприятия»). Жизнь современного музея насыщена событиями, посетить все из которых было бы трудно даже для сотрудников. Иногда и относительно продолжительные мероприятия, такие как выставки, накладывают свои временные ограничения (на площадках Дарвиновского музея в среднем проводится от 70 выставок в год, и каждая длится в пределах двух-трех месяцев). Невозможность посетить ограниченные по времени проведения мероприятия может быть скомпенсирована посредством видеосъёмки. Создание подобного медиа-ландшафта из проходящих мероприятий увеличивает положительный эмоциональный отклик на деятельность музея от его постоянных посетителей, а также 422

предоставляет им поле для онлайн-общения. Можно сказать, что фиксация событий на YouTube-канале музея превращается в социальный капитал, который верно служит для создания рекламы при организации следующих мероприятий.

«Двигатель торговли» (плейлисты: «Анонс», «Праздники»). YouTube - это не только крупнейшее хранилище видео в Интернете, но и второй по величине поисковый механизм, и зрители не просто направляются на определённые каналы из других источников, но активно ищут новые видеоролики как источник информации и развлечений. Как и другие сетевые медиа, YouTube формирует коммуникационную среду в информационном пространстве - правильно сделанные яркие ролики с неожиданными темами могут вызвать череду комментариев и привлечь новых участников. Возможность просматривать видео из YouTube не только через компьютер или ноутбук, а через планшет и мобильный смартфон делает его универсальным для взаимодействия с разновозрастной аудиторией. Взаимодействие через YouTube даёт возможность зрителям активно формировать контент-наполнение ресурса, поскольку музеи зачастую используют публикации посетителей, снабжённые музейным хештегом. Также публика может напрямую выражать мнение о деятельности организации и выставках посредством комментариев.

Заключение. Предпочтения музейной публики со временем становятся всё разнообразнее, и новые средства представления информации (видео, аудио и проч.) привлекают больше внимания, чем традиционные способы (предмет, текст, изображение), а новые площадки, в том числе в Интернет, позволяют музею распространять собранные сведения и беречь культурно-историческое наследие. Поддержание интереса к деятельности музея может способствовать формированию в обществе интереса к культуре и науке в целом, и, в конечном счёте, стать одним из способов преодоления кризиса самоидентификации [3]. Музеи должны использовать YouTube, чтобы показать, чему они могут научить, и продемонстрировать, что знания, которыми они обладают, являются интересными и актуальными.

ЛИТЕРАТУРА

1. Балакирев А.С. Музей в период культурной трансформации // Музейная коммуникация: материалы науч.-практ. конф. в г. Самаре, 24-28 сентября 2001 г. М., 2002. 295 с.

2. Дарвиновский музей (https://www.youtube.com/user/darwinmuseumofficial/feed?activity_ view=1).

3. Мастеница Е.Н. Музей в современной социокультурной ситуации // Современный музей как важный ресурс развития города и региона: Материалы международной научно-практ. конф. Казань, 2005. С. 79.

4. Российская газета. 24.04.2013 (https://rg.ru/2013/04/24/youtube-site.html).

5. Kimberly Bradley «Why museums hide? In major museums around the world, some truly great works of art are hidden away from public view. What are they - and why can't we see them?» (bbc. com/culture).

REFERENCES

1. Balakirev A.S. Museum in the period of cultural transformation. Museum Communication: materials of scientific and practical conference. 295 р. (Moscow, 2002) (in Russian).

2. Darwin Museum (https://www.youtube.com/user/darwinmuseumofficial/feed?activity_ view=1) (in Russian).

3. Mastenica E.N. Modern museum as an important resource for the development of the city and the region: Materials of the International Scientific and Practical Conference. 79 p. (Kazan', 2005) (in Russian).

4. Rossijskaya gazeta. 04.24.2013 (https://rg.ru/2013/04/24/youtube-site.html) (in Russian).

5. Kimberly Bradley. «Why museums hide? In major museums around the world, some truly great works of art are hidden away from public view. What are they - and why can't we see them?» (bbc. com/culture).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.