Научная статья на тему 'Взаимодействие Московской областной Регистрационной палаты с налоговыми, кадастровыми, техническими органами, нотариусами и риэлторами Московской области доклад председателя Московской областной Регистрационной палаты В. В. Огородникова'

Взаимодействие Московской областной Регистрационной палаты с налоговыми, кадастровыми, техническими органами, нотариусами и риэлторами Московской области доклад председателя Московской областной Регистрационной палаты В. В. Огородникова Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
263
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие Московской областной Регистрационной палаты с налоговыми, кадастровыми, техническими органами, нотариусами и риэлторами Московской области доклад председателя Московской областной Регистрационной палаты В. В. Огородникова»

Взаимодействие Московской областной регистрационной палаты с налоговыми, кадастровыми, техническими органами, нотариусами и риэлторами Московской области

Доклад председателя Московской областной регистрационной палаты В.В. Огородникова

Начало правового становления системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в России было положено в 1995 году введением в действие части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации. В свою очередь, необходимость подтверждения государством существования зарегистрированных прав на недвижимое имущество и законности совершенных с ним сделок была продиктована экономическим развитием России, увеличением объема частного сектора в праве собственности на объекты недвижимости, в том числе и на земельные участки. Объективные предпосылки для создания системы государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ним в совокупности с прогрессивностью и мобильностью деятельности органов государственной власти Московской области, оценивших всю привлекательность государственной регистрации для экономики региона, позволили нам создать первую систему государственной регистрации уже в 1996 году, задолго до появления специального федерального закона. Именно так было положено начало взаимодействию Московской областной регистрационной палаты (далее - Регистрационная палата) с другими участниками оборота недвижимости - налоговыми, кадастровыми, техническими органами, нотариусами и риэлторами.

В отсутствие федерального законодательства о регистрационном органе и учитывая, что функции других организаций в обороте недвижимости к тому времени были определены не только экономически, но и исторически, было не просто установить конструктивное взаимодействие с этими организациями. Однако в 1997 году были подписаны взаимные соглашения между Регистрационной палатой и организациями, подготавливающими необходимую информацию и документы для осуществления процедуры регистрации, а также органами, использующими сведения Регистрационной палаты для осуществления государственного контроля и иных государственных функций.

Необходимо отметить, что правительство Московской области с самого начала уделяло большое значение вопросам взаимодействия между Регистрационной палатой и этими органами. Уже в первом программном документе - постановлении Правительства Российской Федерации от 26.01.1998 № 8/2, утвердившем главные направления развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на 1998-1999 годы, была поставлена задача разработать систему информационного взаимодействия между органами кадастрового, технического учета и Регистрационной палатой. В двух последующих Программах развития системы государственной регистрации (на 2000-2002 и на 2003-2006 годы) определилась цель этого взаимодействия - создание единого информационного пространства, обеспечивающего всем участникам процесса доступ к информации об объектах, субъектах и условиях осуществления оборота недвижимости.

Таким образом, к моменту вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» на территории Московской области была не только создана система государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, но и определены рамки и порядок взаимодействия, в том числе и по обмену информацией, с иными участниками оборота недвижимости. Условно их можно разделить на три группы.

Первая группа - организации, предоставляющие сведения для формирования записей в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее -

ЕГРП). Сегодня такими организациями являются органы кадастрового и технического учета: Московская областная служба технического учета и инвентаризации объектов недвижимости, комитеты по земельным ресурсам и землеустройству на уровне муниципальных образований и на областном уровне, Земельная кадастровая палата по Московской области.

Вторая группа - организации, участвующие наряду с правообладателем в обороте недвижимости. Они либо оказывают правовую помощь правообладателю, либо непосредственно являются стороной в сделке с его имуществом. К этой группе относятся нотариусы, риэлторы, кредитные организации и т. д.

Третья группа - организации, использующие информацию ЕГРП в основном для осуществления государственных функций. К этой группе в первую очередь относятся налоговые органы.

В период создания системы государственной регистрации органы, осуществляющие технический и кадастровый учет объектов недвижимости и земельных участков, имели не только устроительные и учетные функции, но и являлись единственными централизованными источниками информации о правообладателях земельными участками и иной недвижимости, а также об ограничениях прав. Поэтому во время становления системы государственной регистрации в Московской области (до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним») первостепенное значение имел вопрос о разграничении полномочий с органами технического учета и инвентаризации (БТИ). Решение о разделении этих полномочий было зафиксировано в распоряжении администрации области «Об организации взаимодействия между Московским областным бюро технической инвентаризации с Московской областной регистрационной палатой». Этот документ положил начало плодотворному сотрудничеству по формированию ЕГРП. Наши организации используют такие формы взаимодействия, как взаимные консультации, совместные семинары, совещания, информационные письма, разъяснения по интересующим стороны вопросам.

Совместными информационными письмами регулируются вопросы, не нашедшие отражения в российском законодательстве, в том числе вопросы об установлении форм документов технического учета, содержащих описание объекта недвижимости, и их изменении, о сроках действия документов технического учета, порядке обмена информацией, ее объемах и способах предоставления. Всего было подготовлено и подписано 5 совместных информационных писем. Осознавая, что цель работы - это удобство заявителя, одним из первых информационных писем были утверждены формы документов, выдаваемых службой технической инвентаризации для государственной регистрации прав и сделок, с учетом требований к описанию объекта недвижимости законодательства Российской Федерации.

С развитием оборота недвижимости в России и совершенствованием гражданского законодательства изменяются и требования к описанию объекта недвижимости. Возникают новые объекты права, в частности объекты незавершенного строительства, сложные имущественные комплексы и другие объекты, описание которых не предусмотрено федеральными правилами ведения реестра прав. Регистрационная палата, оперативно отреагировав на требования участников рынка недвижимости, первой в России стала осуществлять регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним таких сложных имущественных комплексов, как автозаправочные станции, энергетические производственно-технологические комплексы электростанций и электросетевые комплексы и т. д. В связи с этим областной службой технической инвентаризации проделана большая работа по разработке новых форм документов учета таких объектов для целей государственной регистрации прав. Формы этих документов были утверждены совместно с Регистрационной палатой.

Наше тесное сотрудничество практически сразу же показало положительные результаты. Уже к моменту введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации

прав на недвижимое имущество и сделок с ним» были зарегистрированы права на 54 612 объектов недвижимости. Сегодня ЕГРП содержит сведения о более чем четырех миллионах зарегистрированных прав и сделок с недвижимостью, информацию о более одной тысяче технологических имущественных комплексов и сложных протяженных объектов.

На основании достигнутых договоренностей налажен обмен информацией о зарегистрированных правах и сделках с объектами недвижимого имущества. Еженедельно в службы технической инвентаризации передается информация о более 10 тысячах зарегистрированных прав и сделок с объектами недвижимого имущества. Всего за время нашей совместной работы в органы БТИ направлена информация о более чем одном миллионе объектов недвижимости. Такой объем передаваемых сведений требует автоматизации процесса обмена информацией. Однако в связи с различной технической оснащенностью Регистрационной палаты и органов технической инвентаризации обмен информацией до сих пор ведется на бумажных носителях.

Многие насущные вопросы решаются в ходе рабочих встреч, совместных совещаний и семинаров, на которых обсуждаются проблемы, требующие единообразного понимания как службой технической инвентаризации, так и Регистрационной палатой. Например, вопросы о порядке исполнения решений судов при разделе имущества, находящегося в общей собственности, о внесении сведений в документы технического учета о наличии самовольно возведенных строений, об отнесении объекта недвижимости к объектам культурного наследия, об описании объектов незавершенного строительства и объектов, находящихся в стадии реконструкции.

К государственной регистрации прав на земельные участки и сделок с ним Московская областная регистрационная палата приступила с 31 января 1998 года, т. е. с момента вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». За это время нами на основании указанных соглашений установлен порядок обмена информацией, необходимой для осуществления государственной регистрации прав на земельные участки и сделок с ними, а также для учета собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.

Вступивший в июле 2000 года в силу Федеральный закон «О государственном земельном кадастре» определил основные цели создания и ведения государственного земельного кадастра. Для реализации заложенных в названном Федеральном законе принципов на территории Московской области создано федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата по Московской области», имеющая сеть филиалов на территории муниципальных образований области. В полномочия Земельной кадастровой палаты входят ведение государственного земельного кадастра и предоставление сведений об определенном земельном участке в виде выписок из государственного земельного кадастра.

Учитывая, что вступивший в силу 30 октября 2001 года Земельный кодекс Российской Федерации закрепил правило, согласно которому предметом договора купли-продажи может быть только земельный участок, прошедший государственный кадастровый учет, взаимодействие Регистрационной палаты с Земельной кадастровой палатой по Московской области постоянно расширяется, углубляется и укрепляется.

В августе 2002 года подписано трехстороннее соглашение о взаимодействии Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Московской области, федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата по Московской области» и Московской областной регистрационной палаты в целях обеспечения ведения Единого государственного реестра земель и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно заключенному соглашению Стороны разрабатывают и утверждают совместные инструктивные документы (совместные информационные письма) по вопросам реги-

страции. На сегодняшний день подписано четыре совместных информационных письма по вопросам, не урегулированным до настоящего времени нормативными актами Российской Федерации или Московской области. Так, в сентябре 2001 года было подписано совместное информационное письмо «О порядке уточнения значения площади ранее учтенного земельного участка», которым устанавливаются правила уточнения площади земельных участков, полученной в результате выполнения работ по межеванию в рамках проводимых кадастровых работ.

Земельный кодекс Российской Федерации установил обязательность проведения торгов (аукционов) при предоставлении земельных участков в собственность для целей, связанных со строительством. В то же время достаточно распространенной является ситуация, когда гражданин, получивший в собственность земельный участок для индивидуального жилищного строительства в соответствии с нормами, установленными органами местного самоуправления и градостроительным регламентом, фактически использует земельный участок большей площади. Дополнительно используемая часть земельного участка в силу объективных обстоятельств не может быть предоставлена в самостоятельное пользование (ее площадь меньше установленных норм или проход к ней возможен только с этого участка). В этом случае целесообразно предоставление фактически используемой части земельного участка собственнику смежного земельного участка. Согласованное решение указанного вопроса, имеющего важное социальное значение, закреплено в совместном информационном письме от 18.03.2003 «О государственном кадастровом учете земельных участков, присоединяемых к смежному землепользованию, и государственной регистрации прав на них». Кроме этого, Стороны обмениваются внутренними распоряжениями по вопросам совместного ведения, проводят регулярные совместные заседания коллегий, рабочие совещания, а также семинары и конференции для сотрудников территориальных органов, структурных и обособленных подразделений.

Результатом введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, а также четкого, отлаженного взаимодействия Регистрационной палаты и государственных органов, осуществляющих учет и описание земельных участков, явилось резкое увеличение количества зарегистрированных прав и сделок с земельными участками. Так, если в 1998 году в среднем в месяц регистрировалось около 12 тысяч прав и сделок с землей, в 2000 году - 21,5 тысячи, то в 2003 году этот показатель составил более 24 тысяч. Сегодня ЕГРП содержит сведения о правах более 569 тысяч земельных участков.

Проблемы, возникающие в процессе взаимодействия Регистрационной палаты с органами кадастрового и технического учета в основном связаны с тем, что гражданское и градостроительное законодательства не «успевают» за развитием оборота недвижимости. Если в недалеком прошлом оборот недвижимости в России в основном сводился к обороту жилых помещений, то с началом процесса приватизации государственного и муниципального имущества в частной собственности на рынке недвижимости появились здания и сооружения нежилого назначения. В то же время земля по-прежнему находилась в собственности государства, поэтому оборот недвижимости происходил отдельно от оборота земельных участков, на которых она расположена. Развитие экономических отношений показало несовершенство определения объекта недвижимого имущества, данного российским законодательством. В Гражданском кодексе Российской Федерации перечислены лишь общие признаки объекта недвижимого имущества, указаны отдельные его виды.

Сегодня разнообразие форм недвижимости требует создания на федеральном уровне единого классификатора, который должен быть основой для однозначного определения объекта недвижимости. Правомерность отнесения конкретного имущества к объектам недвижимости имеет важное правовое значение не только в связи с оценкой законности совершаемых с ним действий. В зависимости от того, является ли объект права недвижимостью, устанавливается размер соответствующих налогов, определяется возможность

приобретения прав на земельный участок под зданием или сооружением, осуществляется оценка имущества и т. д.

Земельный кодекс Российской Федерации в качестве одного из принципов земельного законодательства провозгласил единство юридической судьбы земельного участка и расположенной на нем недвижимости. Ожидается, что последовательное претворение этого положения в жизнь в конечном итоге приведет к возникновению понятия «единый объект недвижимости». О необходимых изменениях гражданского, земельного и иного законодательства указывается в проекте Концепции развития законодательства о недвижимом имуществе и его регистрации. Проект разработан рабочей группой, образованной Советом при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, в состав которой вошли авторитетные специалисты Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, регистрирующие и нотариальные органы, известные ученые. Сегодня проект Концепции находится в стадии широкого обсуждения.

В любом случае изменение подхода к определению объекта недвижимости неизбежно затронет нормативные акты, регулирующие организацию и деятельность кадастровых органов и органов технического учета и инвентаризации. Очень важно, чтобы при реформировании системы учета недвижимости не допустить разрушения сложившегося порядка взаимодействия, влекущего ухудшение положения правообладателя, усложнения процедуры сбора документов для целей государственной регистрации, увеличения материальных и временных затрат гражданина.

В настоящее время сложился определенный порядок взаимодействия между Регистрационной и Нотариальной палатами: издание совместных Информационных писем, проведение совместных семинаров-совещаний, рабочих встреч, участие в работе Консультативного совета. Важность сотрудничества нотариата и учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обусловлена прежде всего необходимостью установления на территории области единого подхода к применению гражданского законодательства при оформлении нотариальных документов и их последующей государственной регистрации.

Отмечу, что за период сотрудничества между нашими организациями совместно подготовлено 9 Информационных писем по вопросам государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основании нотариальных документов, в том числе по порядку оформления наследственных прав и выдачи свидетельств о праве на наследство; удостоверения завещаний и правопреемства при наследовании; удостоверения договоров раздела наследственного имущества; по правовому режиму собственности супругов и т. п. В Информационных письмах даны подробные рекомендации по проблемным вопросам, обязательные к исполнению как сотрудниками Регистрационной палаты, так и нотариусами Московской области. Информационные письма проходят обязательное утверждение в Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области.

Ежегодно проводятся совместные семинары-совещания, на которых рассматриваются вопросы дальнейшего совершенствования нотариальной и регистрационной практики на территории области, нерешенные и вновь возникающие проблемы.

В целях дальнейшего укрепления сотрудничества между Регистрационной и Нотариальной палатами создан постоянно действующий Консультативный совет Московской областной регистрационной палаты и Московской областной нотариальной палаты. На заседаниях Консультативного совета (не реже одного раза в 2 месяца) рассматриваются вопросы, требующие совместного обсуждения. С учетом результатов обсуждения осуществляется подготовка и принятие распорядительных, методических, информационных документов, обзоров регистрационной и нотариальной практики. При необходимости сотрудники Регистрационной палаты принимают участие в заседаниях научно-методического

совета Московской областной нотариальной палаты. В результате совместных усилий налажены прямые рабочие контакты между государственными регистраторами прав и нотариусами в каждом городе и районе Московской области. Сотрудничество Регистрационной палаты с нотариусами Московской области, безусловно, способствует и повышению квалификации государственных регистраторов прав и нотариусов как членов юридического сообщества, усилению гарантий зарегистрированных прав как со стороны регистрирующих органов, так и нотариусов.

Следует отметить, что, несмотря на активную совместную работу нотариусов и регистраторов, связанную с совершенствованием регистрационного процесса, его упрощением, защитой законных интересов правообладателей, остается множество нерешенных проблем. Это в первую очередь вопросы совершенствования законодательства, регулирующего оборот недвижимости в России, необходимость устранения дублирования отдельных функций в наших системах.

Не прекращаются правовые споры о том, что предметом государственной регистрации должно являться только право на недвижимое имущество, но не сделки с недвижимостью. При этом ставится вопрос о внесении изменений в статьи Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающие обязательное нотариальное удостоверение всех совершаемых сделок с недвижимостью. Принятие Гражданского кодекса Российской Федерации означало для России огромный шаг по направлению к демократизации гражданского законодательства, внедрению мировых принципов цивилистики, в том числе и принципа «свободы договора», позволяющего сторонам по общему правилу самим определять форму заключаемого договора. Однако не исключено, что, делая шаг навстречу корпоративным интересам, можно затормозить развитие гражданско-правовых отношений.

Основополагающим принципом при регулировании взаимодействия регистрационной системы с системой нотариата является приоритет гражданского законодательства о регистрационной системе, поскольку именно регистрационная система устанавливает юридический акт признания и подтверждения государством права на недвижимость, аккумулирует информацию об объектах прав и правообладателях и является гарантом зарегистрированных прав.

По большому счету перед Регистрационной палатой и риэлторами Московской области стоят общие задачи - создать в Московском регионе цивилизованный, основанный на четком исполнении закона рынок недвижимости, существенно снизить уровень преступности в этой сфере экономики, обеспечить прозрачность сделок с недвижимостью.

Не секрет, что уровень правовой культуры граждан, обращающихся для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, оставляет желать лучшего. Это в какой-то мере связано с динамичностью и сложностью существующего законодательства. Сотрудники Регистрационной палаты, осуществляющие прием граждан, вынуждены постоянно разъяснять положения существующего законодательства, что отнимает у них массу времени. Очевидно, что участие высокопрофессиональных риэлторов в процессе подготовки документов к государственной регистрации значительно облегчает работу сотрудников Регистрационной палаты, хотя мы пока имеем небольшой опыт взаимодействия с такими фирмами. Полагаю, что дальнейшее активное включение профессионалов Гильдии риэлторов в процесс подготовки документов к регистрации, составление юридически грамотных документов позволят не только оптимизировать процедуру государственной регистрации, но и практически свести к нулю отказы в регистрации.

Особая роль отводится совершенствованию взаимодействия Регистрационной палаты с риэлторскими, кредитными организациями в такой социально значимой для Московской области сфере, как ипотечное жилищное кредитование. Цель нашего взаимодействия -выработать единый подход к порядку оформления документов и государственной регистрации договоров при ипотечном кредитовании, которое осуществляется в рамках концепции развития системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации, ут-

вержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11.01.2000 № 28 «О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации» и постановлением правительства Московской области «Об областной целевой программе «Создание системы ипотечного жилищного кредитования в Московской области в 2002-2003 годах».

Оборот недвижимости в сфере ипотечного жилищного кредитования в Московской области возрастает с каждым годом. Этому способствует в том числе и слаженная работа всех участников системы предоставления ипотечных кредитов. В течение двух лет правительством Московской области проводились научно-практические конференции, посвященные вопросам строительства и приобретения жилья на кредитные и заемные средства. В числе обсуждаемых проблем рассматривались особенности договорного регулирования отношений в области кредитования и обеспечение возврата кредитов. Важным итогом совместного обсуждения стало рассмотрение возможности использования в практике договоров купли-продажи и одновременной ипотеки жилья. Они находят все большее распространение на территории Московской области, позволяют максимально уменьшить риски продавца и кредитора, увеличивают оборот недвижимости и способствуют выполнению основной задачи ипотечного кредитования - обеспечение граждан жильем на максимально доступных условиях. Сегодня отмечается неуклонный рост количества передаваемых жилых помещений в ипотеку в обеспечение возврата кредитных или заемных средств, предоставленных для их приобретения. Уровень развития института ипотеки можно считать одним из показателей состояния экономики страны. Отрадно, что из года в год количество зарегистрированных ипотек неуклонно возрастает. Так, если в 1997 году Регистрационной палатой было зарегистрировано 87 ипотек, в 2002 году - 1129, то за 4 месяца 2003 года - около 500 ипотек.

За 2002 год объем иностранных инвестиций в экономику Московской области увеличился в 2 раза. Практика показала, что деятельность учреждений юстиции по государственной регистрации прав имеет исключительно важное значение не только в плане защиты прав и законных интересов граждан, но и в сфере налогообложения и пополнения государственного бюджета. Ведь государственная регистрация права также позволяет установить и плательщика налога на недвижимость. В большинстве развитых стран именно недвижимость и операции с ней являются главным источником пополнения бюджетных средств. В 2003 году по сравнению с 2002 годом бюджет Московской области увеличился в 2 раза, доходы и расходы - в 2,5 раза. Как отметил в своем выступлении на заседании итоговой за 2002 год коллегии Регистрационной палаты заместитель правительства Московской области Н.М. Репченко, правительство Московской области видит в этом долю участия Регистрационной палаты. В 2002 году по сравнению с 2001 годом поступления в бюджет Московской области от доходов физических лиц выросли на 51,5 процента и составили 16,8 миллиарда рублей. Почти на 27 процентов выросли поступления в бюджет от налогов на имущество.

Не случайно основной формой взаимодействия с налоговыми органами является обмен информацией. В 1999 году Регистрационной палатой было заключено соглашение с Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московской области об организации информационного обмена в электронном виде. В 2000 году содержание соглашения было расширено за счет включения в число передаваемой информации сведений о регистрации договоров купли-продажи недвижимого имущества физическими лицами, представление которой предусмотрено статьей 86.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Информация еженедельно предоставляется территориальными подразделениями Регистрационной палаты в налоговые органы, расположенные на территориях муниципальных образований. Внедрение технологии информационного обмена в электронном виде позволило в значительной степени снизить трудоемкость ее подготовки и сократить материальные затраты на организацию бумажного документооборота.

Только в 2002 году в налоговые органы была передана информация о 120 тысячах зарегистрированных сделках и 404 тысячах зарегистрированных прав.

Сегодня тесное взаимодействие налоговых, кадастровых, технических органов, нотариусов и риэлторов с регистраторами прав при обороте недвижимого имущества должно строиться таким образом, чтобы создать наиболее комфортные условия деятельности на рынке недвижимости его непосредственным участникам - гражданам и юридическим лицам, а также обеспечить прозрачность оборота недвижимости для осуществления законодательно установленного государственного контроля. В Московской области эта задача решается, и доказательством этому являются результаты нашей деятельности за 7 лет.

* * *

*О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним1

Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон от 09.06.2003 № 69-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Федеральный закон), направленный на решение проблем, выявленных в результате анализа практики применения действующего с 1998 года Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», и обеспечение более полной защиты гражданских прав и законных интересов участников рынка недвижимости.

Отметим некоторые важные изменения и дополнения.

Уточняется порядок государственной регистрации прав, возникших до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Государственная регистрация ранее возникшего права требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной сделки с объектом недвижимого имущества. Государственная регистрация проводится не позднее чем в месячный срок со дня подачи соответствующих заявлений и других необходимых документов и без оплаты. В иных случаях взимается плата в размере, равном половине установленного субъектом Российской Федерации размера оплаты.

Перечень лиц, органов и организаций, которым может быть предоставлены сведения о содержании правоустанавливающих документов, о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости, о переходе прав на объект недвижимости, дополнен судебными приставами-исполнителями. Сведения о правах наследодателя на объекты недвижимости предоставляются также по запросу нотариуса в связи с открытием наследства.

Уточняется срок, в течение которого учреждения юстиции по регистрации прав должны предоставлять требуемую информацию правообладателю. Такая информация предоставляется в срок не более чем семь рабочих дней.

Расширяются полномочия учреждений юстиции по регистрации прав. К их компетенции теперь относится принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей и выдача правообладателям по их заявлениям в письменной форме копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме.

* Использованы материалы сайта «Консультант Плюс».

1 Начало. Окончание на с. 42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.