XIV Международный конгресс регистраторов прав
Москва
1-7 июня 2003 года
1-7 июня впервые в Москве в Центре международной торговли проходил XIV Международный конгресс регистраторов прав. Его организаторами стали правительство Московской области, Международный центр регистрационного права (СИНДЕР)1 и его региональное отделение в России (открыто и осуществляет свою деятельность при Московской областной регистрационной палате), Институт проблем конституционного и гражданского законодательства.
В работе Конгресса приняли участие 315 делегатов из 22 стран мира. В том числе представители Англии, Аргентины, Бразилии, Венгрии, Испании, Ливии, Марокко, Мозамбика, Мексики, Молдавии, Нидерландов, Норвегии, Панамы, Португалии, Перу, США, Туниса, Уганды, Уругвая, Чили и Шотландии. Россию представляли делегаты из 46 субъектов Российской Федерации.
На Конгрессе присутствовали видные специалисты в области регистрационного права, представители органов технического и кадастрового учета, нотариата, риэлторы.
В ходе Конгресса было проведено восемь заседаний, на которых рассматривались следующие темы:
• «Проблемы взаимодействия налоговых, кадастровых, технических органов, нотариусов и риэлторов с регистраторами прав при обороте недвижимого имущества»;
• «Эффективность регистрационных систем, как основы юридической защиты прав собственности граждан».
Одним из важнейших итогов Конгресса явилась ратификация его участниками декларации, принятой Международной конференцией по вопросам регистрационных систем в городе Ла-Антигуа (Гватемала) в феврале 2003 года. Основная цель принятия этой декларации состоит в том, чтобы привлечь внимание правительств и парламентов стран мира к вопросу об экономической функции, которую призваны выполнять регистрационные системы - способствовать экономическому росту, общественному благосостоянию и со-
1 СИНДЕР - некоммерческая, неправительственная, независимая, открытая международная организация создана в 1972 году в городе Буэнос-Айресе (Аргентина). Штаб-квартира - в городе Мадриде (Испания).
Основные цели, которые ставит перед собой СИНДЕР - это проведение фундаментальных разработок по теории регистрационного права, помощь государствам при создании законодательной базы, организационной структуры и подготовки кадров, необходимых для функционирования систем регистрации прав.
В состав СИНДЕР входят организации (учреждения) регистрации прав 56 стран мира, в том числе Англии, Аргентины, Бразилии, Испании, Мексики, Норвегии, Португалии, Франции и других стран.
Мировая система государственной регистрации развивается в нескольких направлениях. Одно из них -испанское направление, которое провозглашает независимость регистраторов от государственной власти.
В 1998 году на XII Международном конгрессе регистраторов прав Российская Федерация стала полноправным членом Международной ассоциации регистраторов прав.
Согласно оценке известных представителей регистрационного права стран - членов СИНДЕР наиболее динамично процесс становления и развития системы регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в России проходит на территории Московской области.
В соответствии с принятым на XIII Международном конгрессе регистраторов прав решением 13 июля 2001 года официально открыто региональное отделение Международного центра регистрационного права при Московской областной регистрационной палате.
циальному миру посредством юридической защиты прав собственности и в особенности сделок с ними.
В церемонии торжественного открытия Конгресса приняли участие губернатор Московской области Б.В. Громов, руководители федеральных органов государственной власти и Чрезвычайный Полномочный посол Королевства Испания в Российской Федерации господин Хосе Мария Роблес Фрага.
С докладами и сообщениями на заседаниях Конгресса выступили 23 делегата из 13 стран мира2.
По единодушному мнению участников Конгресса, его работа проходила организованно и плодотворно. Особый интерес вызвало посещение и знакомство участников Конгресса с деятельностью центрального аппарата и территориальных подразделений Московской областной регистрационной палаты в Одинцовском районе и городе Подольске, в ходе которых была дана высокая оценка уровню их технической оснащенности и профессиональной подготовки сотрудников.
Работа Конгресса вызвала повышенный интерес как зарубежной, так и российской общественности.
Ход Конгресса освещался многими информационными агентствами, печатными и телевизионными средствами массовой информации.
Участники Конгресса выразили уверенность в том, что XIV Международный конгресс регистраторов прав войдет в историю как важная веха в развитии мировой и особенно российской регистрационных систем, будет способствовать распространению в мире передовых идей в области регистрационного права, укреплению профессиональных и дружественных связей членов СИНДЕР с представителями учреждений (организаций) других государств, связанных с изучением и осуществлением регистрационных процессов.
В результате обсуждения делегатами Конгресса были приняты итоговые документы, которые мы публикуем после этого информационного сообщения.
ВЫВОДЫ XIV МЕЖДУНАРОДНОГО КОНГРЕССА РЕГИСТРАТОРОВ ПРАВ I. Эффективность регистрационных систем
как основы юридической защиты прав собственности граждан
1. Право собственности в XXI веке - это право, зарегистрированное в реестре прав. В современном обществе, и особенно в странах с развивающейся рыночной экономикой, только зарегистрированное право собственности может исполнять свою социальную функцию и гарантировать безопасность рынка недвижимости.
2. Сегодня понятие права собственности включает в себя регистрацию права или возможность ее осуществления. Наличие регистрационных записей о правах обеспечивает юридическую надежность оборота недвижимости. Недооценка роли регистрационной системы при осуществлении правового регулирования рынка недвижимости неизбежно приводит к нарушению основных прав и свобод участников оборота.
3. При осуществлении правового регулирования деятельности регистрационной системы должны быть обеспечены:
• независимость регистрационной системы от внешнего воздействия;
• экономическая независимость регистрационной системы;
2 Обзорный доклад председателя Московской областной регистрационной палаты В.В. Огородникова читайте после информационного сообщения о XIV Международном конгрессе регистраторов прав. Материалы наиболее интересных выступлений участников Конгресса будут опубликованы в следующих номерах нашего журнала.
• возможность исполнения регистрационной системой функции гаранта не только по отношению к правообладателю, но и к потенциальному правоприобретателю;
• условия, стимулирующие участников оборота недвижимости к приданию публичности своим правам посредством их регистрации.
4. Развитие регистрационной системы должно быть ориентировано на совершение регистрационных процедур в сроки, адекватные требованиям рынка, при безусловном обеспечении регистратором всестороннего и глубокого изучения всех обстоятельств дела при принятии решения, а также мер по защите произведенной им записи.
5. При использовании электронного документооборота должны быть созданы законодательная и технологическая основы для широкого внедрения электронной подписи как средства, гарантирующего подлинность волеизъявления.
6. Развитие регистрационной системы должно основываться на использовании современных информационных технологий, обеспечивающих наиболее продуктивные способы формирования реестра прав и выдачи информации, и сопровождаться принятием законодательных мер, исключающих несанкционированный доступ к информационным базам и обеспечивающих право на личную тайну.
XIV Международный конгресс регистраторов прав констатирует невозможность достижения высокого уровня социально-экономического развития страны без наличия адекватной системы защиты прав собственности как фундаментальных прав гражданина и считает необходимым обратиться к правительствам и парламентам стран - членов Международного центра регистрационного права CINDER с предложением:
• обеспечить законодательное установление возникновения всей полноты права исключительно с момента совершения регистрационной записи в реестре прав;
• организовать регистрационную систему таким образом, чтобы регистратор, принимая под свою ответственность независимые решения в отношении совершения регистрационных записей и выдачи информации, был законодательно защищен от возможного влияния административных органов и частных лиц.
II. Проблемы взаимодействия налоговых, кадастровых,
технических органов, нотариусов и других организаций
с регистраторами прав при обороте недвижимого имущества
Основными целями взаимодействия налоговых, кадастровых, технических органов, нотариусов и других организаций с регистраторами прав в области, связанной с оборотом недвижимого имущества, являются:
• улучшение обслуживания граждан;
• увеличение количества сделок с недвижимостью как важнейшее условие экономического роста, сокращение информационных издержек, улучшение транспарентности рынка
и, как следствие - увеличение налоговых сборов и усиление контроля за уплатой налогов;
• четкое разграничение на рынке недвижимости правовых функций реестра прав и административных функций кадастра;
• содействие совершению сделок с недвижимостью.
Достижение перечисленных целей должно сопровождаться:
• четким разграничением функций реестра прав как правовой базы данных и кадастром как инструмента для описания недвижимости;
• четким разграничением функций организаций, предоставляющих информацию для защиты интересов и прав граждан (реестр прав) и тех, кто защищает интересы государственных органов;
• построением единого информационного пространства, которое позволит обеспечить доступ к всесторонней информации о недвижимом имуществе и субъектах права.
Для осуществления вышеизложенного необходимо руководствоваться следующим:
1. Повышение эффективности системы регистрации для лиц, совершающих сделки с
недвижимостью, заключается прежде всего в минимизации усилий, затрачиваемых на реализацию сделки, в сокращении временных и материальных затрат, связанных с регистрацией, а также в придании большей определенности и транспарентности зарегистрированным правам.
2. Повышение эффективности системы регистрации для лиц и организаций, обеспечивающих оборот недвижимости, связано с четким законодательным разделением выполняемых функций и полномочий участников в системе оборота недвижимости, а также возможностью оперативного получения достоверной информации, необходимой для выполнения их функций.
3. Отлаженное взаимодействие участников оборота недвижимости позволяет осуществлять обмен техническими и правовыми данными об объекте недвижимости, включая градостроительную, налоговую информацию, информацию об окружающей среде. Это, в свою очередь, способствует снижению рисков на рынке недвижимости, а также повышению эффективности выполнения важнейших государственных функций, в том числе градостроительной, аграрной,экологической, налоговой.
4. Причины проблем, существующих в некоторых странах в сфере взаимодействия между налоговыми, кадастровыми и техническими органами, нотариусами, иными организациями и регистраторами, возникают вследствие неправильного разграничения их функций, в основании которого должно быть различие целей их деятельности: частных интересов и интересов договаривающихся сторон, которым служат нотариусы, интересов участников сделок и правообладателей, которым служит регистрационная система, и государственных интересов, которым служат другие административные органы. Таким образом, кадастр определяет описание объекта права, нотариус придает достоверность сделкам, регистратор защищает права, возникающие на основании сделок.
Без точного определения этих функций, их координации и обмена информации невозможно развитие действенного регулирования оборота недвижимости.
Эти выводы прозвучали на XIII Конгрессе Международного центра регистрационного права CINDER, пршедшем в городе Пунта-дель Эсте.
5. Создание единого информационного пространства, обеспечивающего доступ к информации об объектах и субъектах права, должно сопровождаться четким распределением полномочий организаций, предоставляющих такую информацию.
Источником информации о зарегистрированных правах может быть только регистрационная система, поскольку именно она устанавливает юридический акт признания и подтверждения государством права на недвижимость и является гарантом достоверности зарегистрированных прав.
Таким образом, гражданское право как регулятор регистрационной системы должно также устанавливать способы предоставления информации, ее содержание, обеспечивать операторам рынка недвижимости материальные гарантии при совершении сделок в случае получения ими неверной информации, а также определять ответственность за нанесения ущерба предоставлением информации вплоть до его возмещения регистратором, совершившим ошибку.
6. Гражданское право должно обеспечивать независимость регистратора от влияния граждан и административных органов при принятии им решения о предоставлении информации. При этом регистратор несет установленную законом ответственность и, принимая решение, обязан обеспечить защиту интересов правообладателя.
7. Основополагающими принципами построения единого информационного пространства являются:
• разделение функций по формированию массивов (баз) данных между всеми участниками процесса в соответствии с выполняемыми полномочиями в системе оборота недвижимости при том, что ответственность за полноту и достоверность информации возлагается только на держателя реестра прав;
• обеспечение стандартизации в описании зарегистрированных объектов;
• наличие в реестре прав описания объектов недвижимости, в том числе его графической составляющей, внесение изменений в описание объектов недвижимости, в том числе изменение графической составляющей этого описания только при наличии правовых оснований, нашедших свое отражение в реестре прав;
• наличие возможности для авторизованных пользователей получения информации в установленном законодательством объеме и обеспечение ее защиты от несанкционированного доступа.
Выводы
XIV Международный конгресс регистраторов прав считает необходимым на основе широких консультаций обратиться к правительствам и парламентам стран - членов Международного центра регистрационного права CINDER с предложением при разработке концепций по реформированию функционирующих регистрационных систем, систем технического (кадастрового) учета, иных систем, участвующих в обороте недвижимости, исходить из принципов:
• установления или, при необходимости, усиления презумпции точности, законности и легитимности информации, предоставляемой из реестра прав для обеспечения максимальной надежности совершаемых сделок с недвижимостью;
• недопустимости изменения сложившегося организационного порядка ведения реестра прав, ограничения его финансовой независимости либо уменьшения правового значения регистрационных записей, что может повлечь отсутствие капиталовложений, необходимых для оптимального функционирования реестра прав, разрушение регистрационной системы;
• осуществления государством функции установления либо подтверждения вещных прав на недвижимость только посредством записей в реестре прав, юридическая надежность которых должна быть подкреплена материальными гарантиями возмещения ущерба, причиненного участникам рынка недвижимости ошибкой регистратора;
• обеспечения наличия в реестре прав точного технического описания объекта недвижимости, в том числе графической составляющей. В случае существования отдельного от реестра прав сектора, содержащего графические базы, недопустимости внесения кем-либо изменений в описание объектов недвижимости, в том числе изменение графической составляющей этого описания, без правовых оснований, нашедших свое отражение в реестре прав;
• совершенствования процедуры регистрации, направленной на упрощение порядка регистрации прав, снижение материальных затрат правообладателей по регистрации своих прав и гарантирование зарегистрированных прав.
Приветствие Министра юстиции Российской Федерации Ю.Я. Чайки
Уважаемые участники Конгресса!
Поздравляю Вас с открытием XIV Международного конгресса регистраторов прав!
31 января 1998 года в Российской Федерации был введен в действие Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», предусматривающий создание в России системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, которым положено начало становлению единой системы государственной регистрации прав на недвижимость.
За весьма короткое время в нашей стране создана и успешно функционирует система, насчитывающая 89 учреждений юстиции по регистрации прав с разветвленной сетью их филиалов и представительств. За пять лет работы учреждениями юстиции по регистрации прав осуществлено более 41 миллиона регистрационных действий.
Создание и развитие в Российской Федерации системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществлялось с учетом зарубежного опыта.
В немалой степени успешной работе российских учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, координации действий с аналогичными институтами зарубежных стран, а также укреплению их профессиональных международных связей способствовало открытие в 2001 году представительства Международного центра регистрационного права в Российской Федерации.
Проведение в Москве XIV Международного конгресса регистраторов прав расценивается Министерством юстиции Российской Федерации как важное событие для всех специалистов по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Убежден, что результаты работы участников Конгресса послужат фундаментом дальнейшего развития сотрудничества, а принятые на нем решения лягут в основу программных документов о перспективах совершенствования системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Российской Федерации.
Приветствие губернатора Московской области Б.В. Громова
Уважаемые участники XIV Международного конгресса регистраторов прав!
Позвольте поздравить всех присутствующих с участием в знаменательном событии -началом работы очередного XIV Международного конгресса регистраторов прав.
Конгресс впервые проводится на Российской земле. При принятии решения об участии в подготовке и проведении Конгресса правительство Московской области прежде всего руководствовалось экономической целесообразностью. Современная цивилизация предполагает в качестве одного из ее важнейших элементов развитую юридическую инфраструктуру. Задача поступательного развития экономики не может быть успешно решена без включения в гражданский оборот объектов недвижимости.
Созданная в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» система учреждений юстиции по государственной регистрации прав позволила установить государственный контроль за совершением сделок с недвижимым имуществом, обеспечить защиту прав и законных интересов собственников, владельцев и пользователей объектов недвижимости - граждан и юридических лиц, а также обеспечить предельную открытость прав на недвижимое имущество и информации об этих правах.
Пользуясь предоставившейся возможностью, хочу кратко рассказать о деятельности правительства Московской области.
Сегодня Московская область является одним из наиболее экономически развитых субъ-
ектов Российской Федерации: по итогам 2002 года она заняла третье место в России. Не случайно в 2002 году крупнейшее в мире рейтинговое агентство Standart & Poors объявило о присвоении Московской области кредитного рейтинга в иностранной валюте В - (позитивный) и оценило ее как наиболее привлекательный регион России для развития инвестиций.
Трудно представить, что всего лишь три года назад практически все хозяйство Московской области было разлажено. Область, уступающая по потенциалу только столице России - городу Москве, занимала 52-е место среди субъектов Российской Федерации, долги области превышали 12,5 миллиарда рублей, отмечался крайне низкий уровень жизни.
Благодаря реализованным правительством Московской области мерам, за минувшие три года положение в области кардинально изменилось. Успешное исполнение консолидированного бюджета области позволило в 2002 году по сравнению с 2001 годом увеличить финансирование образования, культуры, медицины и социальных программ на 40 процентов. Затраты на социальную политику увеличены в два раза. Средняя заработная плата в Московской области выросла в 3 раза. Различные социальные выплаты получили более 3 миллионов жителей. Городам и районам области оказана финансовая помощь на сумму более 10 миллиардов рублей. Заметно сокращен бюджетный дефицит. Существенно увеличились доходы бюджета Московской области.
В качестве основных мероприятий по подъему экономики в Московской области правительство Московской области взяло курс на всестороннюю поддержку предприятий промышленного комплекса. В число первоочередных задач входило осуществление совместных межотраслевых программ на условиях внебюджетного финансирования с участием как частных предпринимателей, так и государственных структур, представляющих не только Московскую область, но и другие регионы страны. Важнейшим направлением в деятельности правительства Московской области является создание благоприятного инвестиционного климата. Мы предлагаем и поддерживаем реальные экономические программы и при этом убеждены, что инвестиционная и предпринимательская активность даст мощный импульс развитию экономики всего центрального региона.
Все наши действия направлены на построение прозрачной, обеспеченной правовыми гарантиями экономики, готовой к широкому международному сотрудничеству.
Особое место в успешном решении стоящих перед правительством Московской области задач отводится координации усилий различных государственных органов, к числу которых принадлежит и учреждение юстиции по регистрации прав - Московская областная регистрационная палата.
С момента ее образования в марте 1996 года сотрудниками Палаты зарегистрировано более 4 миллионов прав, ограничений (обременений) прав и сделок с недвижимостью. По мере увеличения объемов накопленной в Едином государственном реестре прав информации о зарегистрированных правах и сделках с недвижимостью роль Московской областной регистрационной палаты, как и учреждений юстиции по регистрации прав других субъектов Российской Федерации, в деле защиты прав и законных интересов собственников, а также в системе налогообложения и увеличения бюджетных поступлений неуклонно возрастает.
В апреле 2003 года правительством Московской области утверждена уже третья Программа развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Московской области на 2003-2006 годы.
Один из разделов Программы посвящен расширению международного сотрудничества по вопросам регистрационной деятельности.
Правительство Московской области убеждено, что разумное использование зарубежного опыта и международное сотрудничество являются важным фактором, определяющим успех любого дела.
Выражаю уверенность в том, что Ваше участие в Конгрессе и знакомство с гостеприимной землей Подмосковья будут способствовать установлению профессиональных связей и взаимовыгодному сотрудничеству между нами.
Приветствие председателя Московской областной регистрационной палаты В.В. Огородникова
Уважаемые коллеги, участники XIV Международного конгресса регистрации прав!
От имени государственных регистраторов прав Московской области приветствую Вас по случаю прибытия на XIV Международный конгресс регистраторов прав.
Московская областная регистрационная палата гордится тем, что ей выпала честь принять непосредственное участие в подготовке и организации проведения Конгресса.
Мы выражаем уверенность в том, что Конгресс будет способствовать распространению в мире передовых идей в области регистрационного права, совершенствованию регистрационных систем, укреплению профессиональных и дружеских связей членов СИНДЕР с представителями учреждений (организаций) других государств, связанных с изучением и осуществлением регистрационных процессов.
* * *
Предлагаем разместить Вашу рекламу в нашем журнале!
Ежемесячный журнал «Имущественные отношения в Российской Федерации» распространяется через агентства «Роспечать», «Книга-сервис», «Вся пресса», «АиФ», издательство «Известия» Управления делами Президента Российской Федерации на всей территории России и в странах СНГ.
Подписчиками журнала «Имущественные отношения в Российской Федерации» являются банки, страховые, риэлторские и аудиторские фирмы, оценочные и консалтинговые компании, комитеты по управлению имуществом и администрации муниципальных образований большинства регионов Российской Федерации.
Информация о Вашей фирме, опубликованная на страницах журнала, безусловно, вызовет интерес читателей.
Мы надеемся, что наше сотрудничество будет взаимовыгодным, и предлагаем Вам льготные цены на размещение рекламы.
Модуль Размер (см) Стоимость (у.е.) НДС (20%) Итого (у.е.) Наценки на обложку
Полоса 18,5 х 24,5 100 20 120 1-я полоса - 100%
1/2 полосы 18,5 х 12,1 60 12 72 2-я полоса - 30%
1/4 полосы 9,1 х 12,1 30 6 36 3-я полоса - 25%
1/8 полосы 1,5 х 19,5 10 2 12 4-я полоса - 50%
Строчная реклама 9,1 х 5,9 15 3 18
Подписчики нашего журнала имеют возможность разместить свою рекламу
БЕСПЛАТНО!