Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ ВУЗОМ И БИЗНЕСОМ: УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАПРОСЫ'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ ВУЗОМ И БИЗНЕСОМ: УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАПРОСЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЗАПРОС / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С БИЗНЕС-СООБЩЕСТВОМ / PROJECT APPROACH IN EDUCATION / EDUCATIONAL INQUIRY / INTERACTION WITH THE BUSINESS COMMUNITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кугушева Т.В., Новицкая А.И.

Образовательные учреждения, и в особенности высшие учебные заведения, стали специфичной экосистемой, на платформе которой осуществляют взаимодействие различные стейкхолдеры. И, не в последнюю очередь, стейкхолдерами выступают представители бизнеса. Соответствующие формы взаимодействия способны не только повысить компетенцию выпускников, расширить их знания, умения и навыки, но и в пер спективе способствуют формированию лидерства страны на мировой арене. В статье рассмотрены управленческие вызовы и образовательные запросы, потенцируемые взаимодействием между ВУЗом и бизнесом. Особо рассмотрены возможности проектной деятельности в тандеме ВУЗ-Бизнес-партнёр-Студент на примере проектных интенсивов, реализуемых в Южном федеральном университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кугушева Т.В., Новицкая А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION BETWEEN UNIVERSITY AND BUSINESS: MANAGEMENT CHALLENGES AND EDUCATIONAL REQUESTS

Educational institutions, and especially higher education institutions, have become a specific ecosystem on which various stakeholders interact. Last but not least, the stakeholders are business representatives. Appropriate forms of interaction can not only increase the competence of graduates, expand their knowledge, skills and abilities, but also in the future contribute to the formation of the country's leadership on the world stage. The article deals with management challenges and educational requests that are potentiated by the interaction between the University and business. The possibilities of project activity in the University-Business partner-Student tandem are particularly considered on the example of project intensive courses implemented at the southern Federal University.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ ВУЗОМ И БИЗНЕСОМ: УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАПРОСЫ»

- разрабатывать новые трудовые договора, нормы, статусы и формы поведения работников, необходимые для создания оптимального институционального контура корпорации, поддержки эффективных статусов и форм поведения персонала корпоративных субъектов;

- разрабатывать системы мотивации работников, генерирующих наращивание креативного потенциала в корпорации;

- создать условия для генерации креативного потенциала путем создания компонентов единой корпоративной инфраструктуры механизма управления знаниями;

- сформировать качественно новые высокоразвитые компетенции у работников корпорации;

- «выращивать» экспертов, способных участвовать в процессе управления креативным потенциалом в корпорациях, а в случае необходимости привлекать их из внешней среды;

- содействовать наращиванию конкурентных преимуществ корпорации.

Источники:

1. Брижак О.В., Клочко Е.Н. Диалектика природы креативного потенциала современной корпорации // Естественно-гуманитарные исследования. - 2020. - № 27. - С. 47-51.

2. Кузин Д.В. Проблемы цифровой зрелости в современном бизнесе // Мир новой экономики. - 2019. - № 3. - С. 89-99.

3. Устюгова Е., Данилина М. Цифровые технологии в российских компаниях. - М.: КПМГ, 2019. - 40 с.

4. Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение Ч-80 [Текст]: докл. к XX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9-12 апр. 2019 г. / Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. - 82 с.

5. Цифровая трансформация в России - 2018 [Электронный ресурс] // URL: https://komanda-a.pro/blog/dtr_2018 (дата обращения 06.11.2020)

6. Цифровая трансформация в России - 2020 [Электронный ресурс] // URL: https://komanda-a.pro/projects/dtr_2020 (дата обращения 05.12.2020)

7. MIT Sloan Management Review. George Westerman, Didier Bonnet and Andrew McAfee. The Nine Elements of Digital Transformation. January 07, 2014 // [Электронный ресурс] // URL: http://sloanrev iew.mit.edu/article/the-nine-elements-of-digital-transformation (дата обращения 05.12.2020)

References:

1. Brizhak O.V., Klochko E.N. Dialectics of the nature of the creative potential of a modern corporation // Natural-humanitarian research. - 2020. - No. 27. - S. 47-51.

2. Kuzin D.V. Problems of digital maturity in modern business // The world of the new economy. - 2019. - No. 3. - P. 89-99.

3. Ustyugova E., Danilina M. Digital technologies in Russian companies. - M.: KPMG, 2019. - 40 s.

4. What is the digital economy? Trends, Competencies, Measurement Ч-80 [Text]: Report to XX Apr. international scientific. конф. on the problems of the development of the economy and society, Moscow, April 9-12, 2019/G. I. Abdrakhmanova, K.O. Vishnevsky, L. M. Gokhberg and others - M.: Ed. House of the Higher School of Economics, 2019. - 82 p.

5. Digital Transformation in Russia - 2018 [Electronic Resource] // URL: https://komanda-a.pro/blog/dtr_2018 (circulation date 06.11.2020)

6. Digital Transformation in Russia - 2020 [Electronic Resource] // URL: https://komanda-a.pro/projects/dtr_2020 (circulation date 05.12.2020)

7. MIT Sloan Management Review. George Westerman, Didier Bonnet and Andrew McAfee. The Nine Elements of Digital Transformation. January 07, 2014 [Electronic Resource] // URL: http ://sloanrev iew.mit.edu/article/the-nine-elements-of-digital-transformation (contact date 05.12.2020)

DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10782

Т.В. Кугушева - доцент кафедры теории и технологий в менеджменте, Факультет управления, Южный федеральныйуниверситет,(tvkugusheva@sfedu.ru),

T.V. Kugusheva - associate Professor of theory and technology in management, Faculty of management, southern federal University;

А.И. Новицкая - доцент кафедры теории и технологий в менеджменте, Факультет управления, Южный федеральный университет, (achalova@sfedu.ru),

A.I. Novitskaya - associate Professor of theory and technology in management, Faculty of management, southern federal University.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ ВУЗОМ И БИЗНЕСОМ: УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАПРОСЫ INTERACTION BETWEEN UNIVERSITY AND BUSINESS: MANAGEMENT CHALLENGES AND EDUCATIONAL REQUESTS

Аннотация. Образовательные учреждения, и в особенности высшие учебные заведения, стали специфичной экосистемой, на платформе которой осуществляют взаимодействие различные стейкхолдеры. И, не в последнюю очередь, стейкхолдерами выступают представители бизнеса. Соответствующие формы взаимодействия способны не только повысить компетенцию выпускников, расширить их знания, умения и навыки, но и в пер-

спективе способствуют формированию лидерства страны на мировой арене. В статье рассмотрены управленческие вызовы и образовательные запросы, потенцируемые взаимодействием между ВУЗом и бизнесом. Особо рассмотрены возможности проектной деятельности в тандеме ВУЗ-Бизнес-партнёр-Студент на примере проектных интенсивов, реализуемых в Южном федеральном университете.

Abstract. Educational institutions, and especially higher education institutions, have become a specific ecosystem on which various stakeholders interact. Last but not least, the stakeholders are business representatives. Appropriate forms of interaction can not only increase the competence of graduates, expand their knowledge, skills and abilities, but also in the future contribute to the formation of the country's leadership on the world stage. The article deals with management challenges and educational requests that are potentiated by the interaction between the University and business. The possibilities of project activity in the University-Business partner-Student tandem are particularly considered on the example of project intensive courses implemented at the southern Federal University.

Ключевые слова. Проектный подход в образовании, образовательный запрос, взаимодействие с бизнес-сообществом

Keyword. Project approach in education, educational inquiry, interaction with the business community

Образовательные партнерства - явление не новое. Они осуществлялись и до пандемии. Но в настоящее время, в период пандемии, начало набирать обороты. Рассматривать образовательное партнёрство исключительно как форму взаимодействия между образовательным учреждением и бизнес-сообществом недостаточно постольку, поскольку партнёрство стало драйвером для развития образования, для создания новых инновационных продуктов, которыми будут пользоваться и клиенты ВУЗов, и клиенты бизнесов.

Существует несколько предпосылок, содействующих развитию образовательных партнёрств в настоящее время наиболее активно.

Университет, как экосистема, представляет собой взаимодействие таких стейкхолдеров, как выпускники школ и их родители, специалисты, имеющие запрос в виде дополнительного образования или получения соответствующей степени магистра на второй ступени высшего образования, и бизнес, который нацелен на известный эффект: прибыль с одновременным положительным имиджем в глазах общественности и обеспечение устойчивости развития как собственной бизнес-модели, так и всех входящих во внешнюю среду элементов. В этой связи миссия университета может рассматриваться как совокупность следующих взаимосвязанных задач:

• обучение новым знаниям слушателей, не имеющих, либо имеющих базовые знания в той или иной предметной области;

• создание новых знаний, посредством реализации соответствующей совокупности бизнес-процессов в форме фундаментальных и прикладных исследований;

• участие в создании различного рода новых социально-экономических систем, в том числе в форме стартапов и иных форм предпринимательства бизнес-направленности, либо технологического.

Во всех случаях остаётся открытым вопрос: где заканчивается школа и начинается университет, где заканчивается университет и начинается бизнес. Современная общественная бизнес-модель выдвигает новые вызовы, которые реализуются в непрерывном системном взаимодействии всех участников образовательного процесса и различного рода производственных процессов.

2. В настоящее время на уровне страны стоят глобальные задачи, которые можно разделить на два направления: экономическое и технологическое лидерство и обеспечение общества качественным интеллектуальным капиталом. Это возможно при росте технологических лидеров и технологических команд; посредством формирования команд, способных решать глобальные технологические вызовы и лиц, которые могут быстро реагировать на развитие крупных корпораций. Только в коммуникации между бизнесом, реальной отраслью экономики и университета, как поставщика основ для новых технологических решений и кадров, можно найти решения тех или иных проблем, стоящие перед существующим или новым бизнесом и для существующих или новых рынков. Указанное будет потенцировать рост ВВП, сбор налогов, повышать общественное благосостояние и т.д. Подобная синергия будет способствовать рывку в области технологических сфер. В этой связи очень важны технологические партнёрства и реализация студентами соответствующих проектных решений.

3. Основная задача взаимодействия бизнеса и университета начинается на стыке проблематики обеспечения рынка труда такими единицами трудовой силы (выпускники), которые будут обладать новыми компетенциями, которые, по своей сути, бесконечно обновляются в современных условиях. Иными ловами, генерация новых компетенций происходит с быстрой скоростью. Связано это в первую очередь с основными трендами собственно рынка труда, в основе которых лежат такие процессы, как: глобализация, автоматизация основных бизнес-процессов, виртуализация и цифровизация. Существенный толчок к изменению рынка труда дала ныне развивающаяся пандемия-2020, вызванная новой коронавирусной инфекцией, в свете которой крупнейшие предприятия, а также предприятия малого и среднего бизнеса вынуждены переводить сотрудников на удалённый режим работы и тем самым находится в поиске новых бизнес-моделей трудового взаимодействия.

Переходя к проблематике партнёрства университета и бизнеса в первую очередь необходимо осознавать то, что бизнес знает: какие компетенции необходимы на рынке. И в этой связи представители нанимателя в современных условиях всё меньше смотрят на собственно диплом и наличие сертификатов, подтверждающих нали-

чие повышения квалификаций по различным секторам, а всё больше обращают внимание на портфолио выпускника в виде участия в конкретных проектах и полученных им конкретных конечных результатов. Немаловажную роль в этой связи начинает играть и концепция «цифрового следа».

Говоря о существующих требованиях к молодым специалистам, исследователи отмечают такие необходимые навыки, как грамотная письменная и устная речь, работа в команде, цифровые навыки, навыки продаж и деловое общение [см., например, 3]. При этом перспективными компетенциями и навыками специалистами в виде труда видятся навыки само обучаемости, технологическая грамотности и развитые аналитические способности. Помимо этого, приветствуются навыки, реализуемые в области социального взаимодействия на основе инструментов социального и эмоционального интеллектов, а также дизайн-мышления.

4. Бизнес не всегда ожидает, когда студент или образовательное учреждение пойдут на встречу такому партнёру. Поэтому в настоящее время и бизнес идёт на встречу образовательному учреждению и таким образом -навстречу студенту, чтобы формировать соответствующую совокупность компетенций, которые аккумулируются в процессе реализации тех или иных проектов. Иными словами, коммерческий сектор предлагает траектории развития образовательного процесса в свете требований рынка и необходимости обеспечения его специалистами соответствующих компетенций, навыков и умений.

Таким образом, образовательные учреждения являются системными элементами развития экономики народного хозяйства, поскольку обеспечивают воспроизводство трудовых ресурсов достаточного уровня квалификационных навыков и компетенций. Последующая трансформация и развитие человеческого капитала в ареале отдельно взятой социально-экономической системы, представляющей собой организации различных форм собственности и видов деятельности, может быть эффективной в случае формирования соответствующего базиса системного мышления в различных научных, а в особенности - практических аспектах жизнедеятельности личности. Вместе с тем, современный ритм жизни потенцирует необходимость скорейшего формирования комплекса навыков и умений бакалавров и магистров соответствующих направлений. Подобное возможно в контексте формирования соответствующей образовательной экосистемы с различных форм образовательного партнёрства.

Формы образовательного партнёрства между образовательным учреждением и бизнес-сообществом могут быть разнообразными. И возможности и направления тут гораздо шире, чем просто реализация образовательных программ с целью подготовки специалистов того или иного профиля или направления для нужно экономики народного хозяйства. Можно выделить следующие формы:

1. Развитие институциональной среды. Участие бизнеса в развитии модели компетенций по профилям подготовки, а также разработка профессиональных стандартов, отражающих требуемые бизнесом компетенции, навыки и умения.

Партнёрство в данном секторе обусловлено проблематикой, обозначенной выше: именно бизнес в большей степени понимает, какие компетентностные требования в требуются той или иной категории должности, а тем более - новым возникающим профессиям и специальностям. Профессиональный стандарт, как указывает Родин И.И., «определяет необходимый квалификационный уровень работника конкретной специальности, перечень предъявляемых требований к конкретной профессии, выполнение которого со стороны работника позволяет работнику качественно выполнять свои обязанности» [2]. И в последнее время в соответствие с образовательными стандартными нового поколения наметилась объективная необходимость увязки образовательных программ с действующими профессиональными стандартами. Указанное способствует таким образом реализовы-вать образовательный процесс, чтобы навыки и компетенции выпускника макси

2. Развитие продуктов коммерческого сектора. Участие образовательного учреждения в решении комплексных проблемных задач. В данном секторе интересным и целесообразным является так называемый проектный подход и участие студентов в решении корпоративных проблем и задач от предприятия-заказчика.

Интересным является использование проектного подхода, как было показано выше. Подобная концепция второй год нашла апробацию в виде построения соответствующей образовательной модели на основе реализации проектного похода в концепте SfeduNet, а также в качестве пилотной версии на факультете управления (реализация проекта совместно с ООО «УгольКомплект»).

Перспективность подготовки специалистов направления 38.03.02 "Менеджмент" объясняется высоким спросом на специалистов в области менеджмента с наличием компетенций универсального межотраслевого характера, обладающими знаниями в том числе в области маркетинга, финансового менеджмента, налогообложения, управления персоналом, психологии, законотворчества и т.п. Указанное прямо и косвенно способствует обеспечению экономической устойчивости субъектов управления на различных уровнях: муниципальном, региональном, федеральном.

Выпускники направления являются высококвалифицированными специалистами нового типа, способными эффективно решать комплекс задач, связанных с обеспечением эффективного управления с использованием современных методов и технологий, механизмов и инструментов принятия адекватных сложившимся условиям управленческих решений.

Далее, отметим, что управление проектами в настоящее время представляется наиболее актуальной концепцией реализации стратегических целей и задач любой социально-экономической системы. При этом в рамках стратегического развития проектный подход реализуется как часть всей системы стратегического управления,

выступая элементом генерации новых идей и достижения оптимальных и эффективных результатов в краткосрочном периоде времени. Использование же проектного подхода в образовательных учреждениях позволяет достичь эффективности не только собственно организации образовательного процесса, но и формирования совокупности навыков прикладного характера в ходе решения задач, которые ставятся предприятиями-заказчиками. Не маловажным представляется и формирование системного мышления и гибкости при принятии решений у обучающихся.

Как мы отметили, подобный концепт лежал в основе образовательных интенсивов SfeduNet 1.0 и SfeduNet 2.0, проведённых в 2019/2020 учебном году на базе Южного федерального университета в коллаборации с Университетом 20.35 и региональными и федеральными предприятиями заказчиками. Опыт интенсива SfeduNet 1.0, а также необходимость проведения интенсива SfeduNet 2.0 в условиях пандемии и, соответственно, глобального привлечения дистанционных технологий, предложили студентам на выбор три трека: партнерский, предпринимательский и исследовательский.

Примечательно, что во втором интенсиве студентам предлагалось не только решать кейс, предложенный предприятием-партнёром, но и выступить в качестве самостоятельного стартап-трека с перспективой привлечения инвестиций для практической реализации разрабатываемого проекта. Результаты решёных кейсов отображаются на странице Университета 20.35.

С практической точки зрения, учащиеся факультета принимали активное участие в состоявшихся интенсивах SfeduNet 1.0 и SfeduNet 2.0, и в настоящее время принимают участие в проектном интенсиве SfeduNet 3.0. При этом, студенты факультета участвуют как в кейсах, предоставляемых собственно проектным интенсивом. Это такие кейсы, как:

- «Приложение HumanZ»;

- «Спортивное пространство 2.0»;

- «Разработка образовательных программ и решений в области STEM образования (Erasmus+ "Ин-тегративный подход к подготовке STEM учителей)»;

- «Разработка образовательных программ и решений в области STEM образования (Торговая компания "Хитрый лис")».

Так и в кейсах от факультета управления, а именно:

1. Научно-исследовательский проект «Трансформация стратегии развития строительных корпораций в современных реалиях: проблемы и возможности»;

2. Исследовательский проект: «Методы разработки и анализа процесса взаимодействия покупателя услуг и продавца»;

3. Заказной проект от факультета управления: «Брендирование и развитие образовательных программ факультета управления в цифровой среде».

Помимо указанного и перенимая полученный наставниками опыт в ходе реализации указанных интенсивов, в настоящее время на факультете управления реализуется совместный проект с ООО «Донуглекомплект-Холдинг». Студенты 3 курса дневной формы обучения направления 38.03.02 "Менеджмент" решают следующие проектные задачи кейса от предприятия-заказчика: создание отдельного сайта компании, разработка рекламной продукции, разработка и реализация комплекса мероприятий, направленных на продвижение на рынке продукции, мало известной российскому рынку, а именно: установку для смешивания, подачи, контроля уровня СОЖ в металлообрабатывающем оборудовании австрийской фирмы «Саткотех» и масла швейцарской фирмы «Струб-Либ», предназначенные для промышленности, пищевой, автомобильной, строительной, металлообрабатывающей отраслей. Результат работы будет представлен в весеннюю неделю академической мобильности в 2021 г.

Также, формируя цепочку взаимодействия по траектории Школа-Университет и на основе модели проектного управления, на факультете управления создана «Школа молодого управленца», где активно реализуются проектные смены для школьников. В частности, в рамках проектных смен проводился Ежегодный Конкурс социальных проектов факультета управления ЮФУ среди учащихся 7-11 классов.

Таким образом, проектный подход в рамках подготовки специалистов направления 38.03.02 "Менеджмент" является многоплановым и находится в стадии своего становления и развития. Использование проектного подхода в контексте образовательного процесса позволяет не только сформировать навыки и умения, гарантированные обучением в рамках основной образовательной программы, но и получить дополнительные практические компетенции.

3. Участие в подготовке кадров, являясь базой практики по направлениям и специальностям.

Являясь практико-ориентированными, многие образовательные программы требуют интеграции и освоения получаемых знаний и навыков не только в стенах лекционных аудиторий и лабораторий, но и на примере конкретных субъектов рыночных отношений, либо иных отношений. Так, область профессиональной деятельности выпускника образовательной программы бакалавриата направления подготовки 38.03.02. «Менеджмент» — это организации любой организационно-правовой формы, в которых выпускники работают в качестве исполнителей или руководителей в различных службах аппарата управления; органы государственного и муниципального управления; структуры, в которых выпускники являются предпринимателями, создающими и развивающими собственное дело; научно-исследовательские организации, связанные с решением управленческих задач. На примере факультета управления Южного федерального университета можно выделить следующие предприятия-партнёры:

- промышленность: АО «Ростсельмаш»; ПАО «Роствертол»; агропромышленная группа компаний «Юг Руси»

- транспорт: ПАО «Донавтовокзал»;

- телекоммуникации: ПАО «Ростелеком»;

- финансово-кредитные учреждения: Юго-Западный банк Сбербанка России; ПАО «ВТБ24»; ПАО «Центр Инвест»; Банк «Открытие» и другие;

- торговые предприятия: сеть магазинов «Пятерочка»; «Магнит»; «Перекресток»;

- ЖКХ: ПАО «ТНС Энерго Ростов-на-Дону»

- сфера государственного и муниципального управления: Администрация города Ростова-на-Дону; Правительство Ростовской области; Министерство экономического развития Ростовской области; Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области; Управление федерального казначейства по Ростовской области.

4. Заказные научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки для бизнеса; поддержка со стороны коммерческих структур исследований, соответствующих профильной деятельности бизнеса.

Реализация данной формы в тандеме с ведущими университетскими специалистами в том или ином секторе со студентами способно в первую очередь формировать у последних системное изучение программного материала на практической основе. Во-вторых, не маловажным является и овладение навыком самостоятельного поиска решения научно-практических, либо технических задач, что формирует определённый стиль и навык работы в научных коллективах. При этом возможно выявление одарённой молодёжи, в том числе в процессе реализации ими различного рода задач, которые может ставить не только бизнес-сообщество, но и специализированные фонды, поддерживающие исследования молодых учёных.

5. Непосредственное участие коммерческих структур в образовательном процессе, например, обучение на соответствующих цифровых платформах, либо сотрудники коммерческой структуры выступают в качестве педагогов.

Что касается непосредственного участия коммерческих структур в образовательном процессе, например, обучение на соответствующих цифровых платформах, либо сотрудники коммерческой структуры выступают в качестве педагогов. В этой связи интересным представляется опыт СберУниверситета, который предоставляет повышение квалификации для преподавателей в форме летних и зимних школ в контексте развития педагогических кадров. При этом сотрудники классических университетов разрабатывают в коллаборации со представителями СберУниверситета программы курсов, которые могут быть интегрированы в образовательный процесс и при подготовке кадров разнообразных профилей.

Таким образом, взаимодействие между образовательными учреждениями и бизнес-сообществом является многоплановым, получившее развитие в свете разнообразных причин. Безусловно, необходимо учитывать все направления и формы взаимодействия, поскольку именно в данном случае возможно получение максимального социально-экономического эффекта.

Источники:

1. Зарединова Э.Р., Литвинов Г.А. Система организации научно-исследовательской работы студентов в образовательном процессе высшей школы// Электронный ресурс «Киберленка». Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-organizatsii-nauchno-issledovatelskoy-raboty-studentov-v-obrazovatelnom-protsesse-vysshey-shkoly. Дата обращения: 07.12.2020

2. Родин И.И. Разработка профессиональных стандартов системы аттестации // Электронный ресурс «Киберленка». Режим доступа: https://cyberleninka.rU/artide/n/razrabotka-professionalnyh-standartov-i-sistemy-attestatsii. Дата обращения: 07.12.2020

3. Топ востребованных навыков молодого специалиста // Электронный ресурс «ХендХантер». Режим доступа: https://rostov.hh.ru/article/27231?from=article_27187. Дата обращения: 26.11.2020

References:

1. Zaredinova E. R., Litvinov G. A. System of organization of research work of students in the educational process of higher education// Electronic resource "CyberLink". Mode of access: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-organizatsii-nauchno-issledovatelskoy-raboty-studentov-v-obrazovatelnom-protsesse-vysshey-shkoly. Date of access: 07.12.2020

2. Rodin I. I. Development of professional standards of the certification system // Electronic resource "CyberLink". Mode of access: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-professionalnyh-standartov-i-sistemy-attestatsii. Date of access: 07.12.2020

3. Top in-demand skills of a young specialist // Electronic resource "Hundhammer". Mode of access: https://rostov.hh.ru/arti-cle/27231 ?from=article 27187. Date of access: 26.11.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.