Научная статья на тему 'Взаимодействие между Китаем и странами-участницами Евразийского союза в энергетической сфере'

Взаимодействие между Китаем и странами-участницами Евразийского союза в энергетической сфере Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
710
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / КИТАЙ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭНЕРГОРЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Русакова Юлия Игоревна, Кафтулина Юлия Анатольевна

В статье рассмотрены особенности взаимодействия между Китаем и Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) в энергетической сфере. Выявлено, что диверсификация энергоисточников является естественным стратегическим выбором Китая и поэтому страны-участницы ЕАЭС имеют для него большую значимость на евразийском пространстве. Определены объективные сдерживающие факторы энергетического взаимодействия между Китаем и странами-участницами ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Русакова Юлия Игоревна, Кафтулина Юлия Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие между Китаем и странами-участницами Евразийского союза в энергетической сфере»

УДК 339.98

Ю. И. Русакова, Ю. А. Кафтулина

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ КИТАЕМ И СТРАНАМИ-УЧАСТНИЦАМИ ЕВРАЗИЙСКОГО СОЮЗА В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

Аннотация. В статье рассмотрены особенности взаимодействия между Китаем и Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) в энергетической сфере. Выявлено, что диверсификация энергоисточников является естественным стратегическим выбором Китая и поэтому страны-участницы ЕАЭС имеют для него большую значимость на евразийском пространстве. Определены объективные сдерживающие факторы энергетического взаимодействия между Китаем и странами-участницами ЕАЭС.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, интеграционный проект, Китай, энергетическое сотрудничество, энергетическая безопасность, энергоресурсы.

В настоящее время энергетический фактор стал одним из самых значимых в международной политике. В последние годы Китай стал проводить активную внешнюю политику в отношении стран Центральной Азии, в том числе и государств, входящих в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), что обусловливается огромными инвестициями в их экономику. Не последнее место среди основных причин заинтересованности Китая странами данного региона занимает обеспеченность этих территорий нефтегазовыми месторождениями.

До 90 -х гг. КНР обеспечивала энергоресурсами не только себя, но и своих соседей -Южную Корею и Японию. С 1993 г. Китай стал нетто-импортером нефти, а еще через 10 лет - в 2003 г. - он занял второе место в мире после США по импорту нефти [1, c. 11].

В связи с бурным ростом китайской экономики, стимулирующим процессы урбанизации, индустриализации и интернационализации Китая, объем энергетического потребления в КНР увеличивается высокими темпами, особенно в сфере нефти и газа. Превышение потребления над добычей в Китае с каждым годом увеличивается и в 2013 г. достигло 2,6 раза, что подтверждается статистическими данными (табл. 1). Еще в 2003 г. на государственном заседании по экономической работе руководство страны обозначило «финансы» и «нефть» как два ключевых момента в экономической безопасности Китая.

Таблица 1

Соотношение добычи и потребления нефти в КНР 1998-2013 гг. [2, с. 19]

Год Потребление нефти, млн барр./сут Добыча нефти, млн барр./сут

1 2 3

1998 4,000 3,193

1999 4,289 3,186

2000 4,553 3,229

2001 4,674 3,297

2002 5,023 3,390

2003 5,548 3,410

2004 6,425 3,485

2005 6,693 3,617

2006 7,156 3,674

2007 7,386 3,729

2008 7,520 3,760

53

Вестник Пензенского государственного университета № 2 (10), 2015

Окончание табл. 1

1 2 3

2009 7,764 3,790

2010 8,572 4,060

2011 9,758 4,020

2012 10,367 4,155

2013 10,756 4,180

В связи с тем, что Китай не может удовлетворять свои потребности в нефти и газе за счет собственных ресурсов, ему приходится импортировать их из других стран. Управление США по энергетической информации прогнозирует, что в 2020 г. уровень зависимости Китая от импортных нефтяных ресурсов составит 62,8 %, а в 2025 г. достигнет 68,8 % [3, с. 50].

В сложившейся ситуации в КНР становится актуальной энергетическая безопасность, которая сводится к следующим характеристикам.

Во-первых, наблюдается нехватка стратегических запасов нефти. По официальным данным их общий объем в Китае составляет всего 14 млн т. Такой объем позволит обеспечивать потребности Китая в нефти не более чем в течение 20 дней, хотя, по принятой оценке Международного энергетического агентства (МЭА), должно быть не менее 90 дней. Для того чтобы достигнуть требования МЭА по объему стратегических запасов нефти, Китай рассчитывает довести этот уровень до 85 млн т к 2020 г.

Во-вторых, снабжение энергоресурсами недостаточно. Уровень зависимости Китая от импортной нефти уже достиг 57 %, тем более что 58,8 % импортированной нефти Китая поступает с Ближнего Востока, где за последние годы ситуация осложнена вооруженными конфликтами и политической дестабилизацией.

В-третьих, транспортировка энергоносителей находится под угрозой. В Китае 80 % импортируемой нефти доставляется морским путем, а многие стратегические морские пути в АТР контролируются США. В будущем это будет все больше препятствовать расширению масштабов транспортировки энергоносителей в Китай. Кроме того, многие морские перевозки находятся под угрозой из-за пиратства (в Карибском и ЮжноКитайском морях).

Китайское руководство еще на XVIII съезде КПК определило, что энергетическая безопасность - это ключевой вызов, с которым неизбежно столкнется Китай. Тогда Ху Цзиньтао также подчеркнул необходимость построения среднего класса общества к 2020 г. и удвоения ВВП и среднедушевых доходов городского и сельского населения по сравнению с 2010 г. [4].

Следует отметить, что для Китая энергетическая безопасность в основном относится к безопасности снабжения нефтегазовыми ресурсами. В «Докладе по энергетическому развитию Китая (2012)», опубликованном Академией общественных наук Китая, было подчеркнуто, что безопасность энергетического снабжения делится на два типа: абсолютную (монопольную) и относительную энергетическую безопасность (табл. 2).

Таблица 2

Сравнительная характеристика абсолютной и относительной энергетической безопасности

Элементы сопоставления Абсолютная энергетическая безопасность Относительная энергетическая безопасность

1 2 3

Основная суть Крупный энергопотребитель за счет экономической, политической и военной мощи обеспечивает владение и контроль главными нефтегазовыми месторождениями Сотрудничество для обеспечения коллективной энергетической безопасности

54

Экономика, социология, право

Окончание табл. 2

1 2 3

Инструменты реализации Коалиционное военное сотрудничество, контролирование стратегических путей транспортировки, обеспечение главенствующей роли в международных энергетических организациях и энергетического снабжения по стабильным ценам Налаживание сотрудничества энергопотребителей с энергопроизводителями посредством совместной деятельности; создание между энергопотребителями механизмов энергетического мониторинга для обеспечения собственной энергобезопасности

Примеры стран США Китай

При сопоставлении характеристик основных типов экономической безопасности становится очевидным, что стратегический выбор Китая - это ориентация на относительную энергетическую безопасность. Исполнителем стратегии абсолютной энергетической безопасности в мире сегодня являются США.

Китайская стратегия энергетической безопасности включает в себя следующие приоритетные направления:

- экономия;

- технологические инновации;

- диверсифицированное сотрудничество [5, с. 26].

Так, в целях уменьшения потребления энергоресурсов, воды и земли и повышения коэффициента и эффективности их использования в Китае принято решение осуществлять экономное и интенсивное использование ресурсов посредством стимулирования коренного преобразования форм их использования.

Что же касается диверсифицированного сотрудничества, то в сфере международного энергетического сотрудничества существуют три модели взаимодействия, показанные на рис. 1.

Рис. 1. Модели взаимодействия при международном энергетическом сотрудничестве

Поскольку Китай не входит в международную структуру ни с энергопроизводителями, ни с энергопотребителями, китайская международная энергетическая стратегия относится к вертикальной модели. Одновременно с повышением объема морских транспортировок Китаю приходится также строить нефтегазопроводы и диверсифицировать энергоисточники. Кроме того, правительство страны старается делать акцент на активи-

55

Вестник Пензенского государственного университета № 2 (10), 2015

зации участия и укреплении позиций в международном многостороннем механизме по энерговопросам.

Энергетическое сотрудничество со странами Центральной Азии является одной из основных тем западной стратегии Китая. Оно базируется на следующих стимулирующих условиях.

Во-первых, политическое взаимодоверие - твердая основа энергетического сотрудничества. После краха СССР Китай был одной из первых стран, которые признали суверенный статус постсоветских государств, входящих сейчас в Евразийский экономический союз, и установили с ними дипломатические отношения. 20 лет спустя на принципах взаимодоверия и взаимовыгодное™ Китай вместе с соседними центральноазиатскими странами мирно разрешил пограничные вопросы и вопросы военной безопасности.

Во-вторых, географическая близость - естественное преимущество для энергетического сотрудничества. Китай соседствует с Россией и Казахстаном, участниками ЕАЭС, а также с Киргизией и Таджикистаном, кандидатами на вступление в союз. Представляется важным, что данное благоприятное географическое преимущество помогает стра-нам-партнерам сократить энергетическую транспортировку, снизить себестоимость энергосотрудничества и может стимулировать развитие регионального экономического взаимодействия между Китаем и странами Евразийского экономического союза.

В-третьих, движущей силой развития энергетического сотрудничества по праву можно считать взаимодополняемость. Диверсифицированность энергетической стратегии очень важна для Китая, поскольку энергетическое сотрудничество со странами ЕАЭС позволяет КНР уменьшить энергозависимость от Ближнего Востока и морских перевозок, а также разнообразить энергоисточники, виды транспортировки для максимального обеспечения энергетической безопасности страны.

Казахстан - один из ключевых энергетических партнеров Китая. В 1993 г. Китай и Казахстан официально начали взаимодействие в области энергетики. На протяжении 20 лет сотрудничество между Китаем и Казахстаном в области энергетики непрерывно углубляется. В качестве иллюстраций можно привести следующие примеры. В 2003 г. 85,6 % акций нефтяного месторождения «Актобе» принадлежало CNPC (China National Petroleum Corporation), в 2005 г. СNPC выкупила компанию «Петроказахстан». Самый большой успех энергосотрудничества между двумя странами - строительство первого в китайской истории транснационального нефтепровода «Казахстан - Китай» (НКК). В 2006 г. казахстанская нефть через НКК дошла до границы Китая. Это событие положило начало налаживанию новых энергетических коридоров. В 2008 г. начался второй этап строительных работ на НКК, посредством которого сданный в эксплуатацию в конце 2005 г. нефтепровод «Атасу - Алашанькоу» будет соединен с богатым нефтяными месторождениями участком казахского сектора Каспийского моря [5, с. 32].

Сотрудничество Китая и Казахстана развивается также в газовой сфере. В конце 2012 г. Банк развития Китая подписал с казахстанской стороной документы о предоставлении 1,8 млрд долл. США для строительства магистрального газопровода «Бейнеу -Шымкент» в Казахстане.

Сотрудничество России и Китая в сфере энергетики начало активно развиваться с 2000-х гг. Большое значение в этой связи имеет российско-китайский Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, подписанный в 2001 г. Он предусматривает развитие сотрудничества в различных областях, включая энергетику. Однако в более конкретные формы энергетическое партнерство стало воплощаться с 2006 г., когда были подписаны соглашения об энергетическом сотрудничестве, в частности между «Газпромом» и представителями китайской газовой компании о строительстве газопроводов в Китай [6, с. 77].

Осенью 2008 г. было согласовано, что Китай выделит компании «Роснефть» кредит в размере 12-15 млрд долл. Кредит в 8-10 млрд долл. должна получить и компания

56

Экономика, социология, право

«Транснефть». «Роснефть» по договоренности взяла на себя обязательство осуществлять поставки нефти в Китай в течение 20 лет, а «Транснефть» совместно с китайской госкомпанией участвовала в строительстве ответвления на Китай от нефтепровода Восточная Сибирь-Тихий океан.

Стоит отметить, что в области газовой политики многолетние переговоры между российской и китайской сторонами направлены на решение двух основных проблем - согласование районов поставок (западный Китай или восточный) и цены на поставляемый газ. Китай заинтересован в реализации восточного маршрута - с месторождений Якутии и острова Сахалин. Позиция российской стороны - проложить из Западной Сибири до китайской границы газопровод «Алтай», что не соответствует приоритету интересов Китая. В итоге 20 мая 2014 г. в Шанхае были подписаны документы на поставки природного газа из России в Китай по «восточному маршруту». Общая стоимость 30-летнего контракта на поставку российского газа в Китай составляет 400 млрд долл. [2, с. 22]. Как видим, в данном вопросе Россия пошла на уступки Китаю.

Тем не менее, как бы, на первый взгляд, успешно ни складывалось энергетическое взаимодействие между Китаем и странами-участницами ЕАЭС, объективно существуют некоторые сдерживающие факторы.

Во-первых, энергоресурсы, особенно стран Центральной Азии, всегда являются ключевым объектом борьбы между державами за сферы влияния. В 2011 г. администрация президента США представила проект «Нового шелкового пути», цель которого состоит в том, чтобы соединить два региона - Центральную Азию и Южную Азию - под эгидой Вашингтона и укрепить позиции США на евразийском пространстве. В свою очередь, президент России В. В. Путин также выдвинул проект Евразийского союза, чтобы сохранить традиционное преимущество России в регионе.

Во-вторых, после распада СССР страны Центральной Азии находятся перед серьезными угрозами и вызовами региональной безопасности (экстремизм, сепаратизм, терроризм), которые могут нанести непоправимый урон энергетической инфраструктуре и препятствовать производству и транспортировке нефти и газа [3, с. 57].

Существуют определенные направления продвижения энергетического сотрудничества Китая и стран-участниц ЕАЭС в обозримом будущем.

Во-первых, на региональном уровне. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) - единственная региональная организация, которая включает в себя Китай и государства, входящие в ЕАЭС. На сегодняшний день страны-участницы ШОС находятся на стадии важной экономической трансформации и структурного реформирования. Стоит отметить, что Россия и Казахстан - два крупных партнера Китая по сотрудничеству в сфере нефти и газа. Китай в настоящее время стал одним из крупнейших импортеров нефти. Это создает площадку для образования механизма сотрудничества между двумя интеграционными институтами в энергетической сфере в целях максимального обеспечения энергетической безопасности на региональном уровне.

Во-вторых, на государственном уровне. В отличие от сложившихся традиционных отношений между крупными и малыми странами сотрудничество Китая и стран-участниц Евразийского союза относится к новой модели, которая основана на добровольности, равноправии и взаимовыгодности.

В-третьих, на общественном уровне. В процессе налаживания энергетического сотрудничества со странами Центральной Азии Китаю необходимо уделять внимание строительству и развитию инфраструктурных проектов, реально улучшать условия жизни людей в этих странах [5, с. 37].

Подводя итог, можно отметить, что Китай является одним из крупнейших энергопотребителей в мире. Его зависимость от импортных энергоресурсов составляет 57 %. При этом единственная сегодня «супердержава» - США - контролирует почти 70 %

57

Вестник Пензенского государственного университета № 2 (10), 2015

нефтересурсов от общих глобальных запасов. Стратегия возвращения в Азию, выдвинутая США в последнее время, ухудшает атмосферу обеспечения энергетической безопасности Китая и увеличивает риски в транспортировке энергоресурсов из Африки и Ближнего Востока. При этом диверсификация энергоисточников является естественным стратегическим выбором Китая, и поэтому страны-участницы ЕАЭС имеют для него большую значимость на евразийском пространстве. В повестке дня стратегии энергетической безопасности Китая данный регион играет не вспомогательную роль, это объект стратегического значения.

Список литературы

1. Китайская Народная Республика. Внешнеэкономическое обозрение // Кузбасская торговопромышленная палата. - 2014. - № 3. - С. 54.

2. Ван Баодон. Развитие нефтегазовой отрасли Китайской Народной Республики / Ван Баодон // Бурение и нефть. - 2015. - № 1. - С. 18-23.

3. Ли Синь. Стратегия энергетической безопасности Китая в Центральной Азии / Ли Синь // Сравнительная политика. - 2013. - № 2(12). - С. 50-59.

4. Доклад Ху Цзиньтао на 18-м съезде КПК. - URL: http://cpc.people.com.cn/n/2012/1118/c64094-19612151.html (дата обращения: 30.04.2015).

5. Евразийская интеграция: перспективы межгосударственного сотрудничества / под ред. С. И. Чернявского, К. П. Боришполец, Э. Т. Мехдиева, Ю. А. Никитиной ; Институт международных исследований МГИМО(У) МИД России. - М. : МГИМО-Университет, 2014. - 107 с. -(Книги и брошюры ИМИ).

6. Кулбатыров, Н. Н. Энергетический аспект евразийской интеграции / Н. Н. Кулбатыров // ЕЭИ. - 2014. - № 1 (22). - С. 64-79.

Русакова Юлия Игоревна

студентка,

Пензенский государственный университет E-mail: urusakova-yulia@mail.ru

Кафтулина Юлия Анатольевна

кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономической теории и международных отношений,

Пензенский государственный университет E-mail: ulya_01@list.ru

Rusakova Yuliya Igorevna

student,

Penza State University

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kaftulina Yuliya Anatol'evna

candidate of economical sciences, associate professor, sub-department of economic theory and international relations,

Penza State University

УДК 339.98 Русакова,Ю. И.

Взаимодействие между Китаем и странами-участницами Евразийского союза в энергетической сфере / Ю. И. Русакова, Ю. А. Кафтулина // Вестник Пензенского государственного университета. - 2015. -№ 2 (10). - C. 53-58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.