Ю.А. Кафтулина, В.Н. Батова АКТИВИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА КИТАЯ .
экономические науки
УДК 339.98
АКТИВИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА КИТАЯ С ЕАЭС КАК СЛЕДСТВИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО «РАЗВОРОТА» США В АЗИИ
© 2015
Ю.А. Кафтулина, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономическая теория и международные отношения»
Пензенский государственный университет, Пенза (Россия) В.Н. Батова, доцент кафедры «Экономика и менеджмент» Пензенский государственный технологический университет, Пенза (Россия)
Аннотация. В современном мире, где основополагающей тенденцией является глобализация, большую значимость приобретают различные интеграционные проекты, особенно в динамично развивающемся азиатском регионе. Цель данного исследования заключается в рассмотрении «разворота» США в Азии как одну из важнейших причин активизации сотрудничества Китая с ЕАЭС. Реализация поставленных в работе задач была достигнута на основе анализа основных положений, а также статистических данных по основным макроэкономическим показателям. При написании работы в зависимости от особенностей решаемых задач использовались различные методы экономического исследования: абстрактно-логический - при постановке цели и задач исследования; сравнительный анализ - при определении ключевых компонентов «разворота» США в Азии и другим проблемам, рассматриваемым в работе; индуктивный и дедуктивный методы - при выявлении основных результатов политики «разворота» США в Азии. В работе выявлено, что сотрудничество Китая с ЕАЭС активизировалось в результате стратегического «разворота» США к Азии, основными принципами которого являются сохранение американского лидерства в регионе и сдерживание возрастающего влияние Китая. Изучение причин, способствующих ускорению развития интеграционного проекта на постсоветском пространстве, позволит лучше разобраться в приоритетных направлениях развития национальной политики России и выявить интересы, которые преследует Китай при активизации сотрудничества со странами-участницами ЕАЭС.
Ключевые слова: Евразийский экономический союз, «стратегический разворот в сторону Азии», Азиатско-Тихоокеанский регион, интеграция, Россия, Китай, США.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Геополитическое маневрирование США в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), названное американскими политиками «стратегическим разворотом в сторону Азии», кажется вполне естественным, учитывая перенос глобального политического и стратегического центра тяжести из района Атлантики в район Индийского и Тихого океанов. Однако суть и тактика этого «разворота» в период между 2009 и 2013 гг. значительно изменилась. Начинавшийся с деклараций о межгосударственном сотрудничестве, «разворот» трансформировался в хрупкое равновесие, особенно в военной сфере. Его ключевые компоненты - заметное военное присутствие, регулярные военные учения, расширение геополитической области от Тихого до Индийского океана.
Глобальная экономическая интеграция, важнейший и во многом определяющий фактор развития национальной экономики - объективное и закономерное явление, способствующее вхождению государства в мировое экономическое сообщество [1, с. 14].
К настоящему времени можно констатировать, что «разворот» США к Азии привел к противоречивым результатам. На первый взгляд, он умиротворил американских союзников в регионе и уравновесил растущий потенциал Китая. Но при этом была смоделирована ситуация, названная западными политологами «грузинским сценарием», повысился уровень недоверия между КНР И США. «Грузинский сценарий» в современной западной теории международных отношений предполагает ситуацию, когда некая страна в регионе чрезмерно серьезно воспринимает обязательства США в сфере безопасности и «ввязывается в куда более серьезный конфликт, чем может себе позволить, а потом осознает, что Вашингтон не намерен вступать в вооруженное противостояние из-за данной проблемы.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В течение нескольких последних лет в США вышел в свет ряд официальных и неофициальных документов, анализ которых позволяет прояснить изменение политики безопасности США в плане ее сдвига в направлении АТР. В связи с этим следует отметить, что практически все эти
документы фокусируют свое внимание на Китае [2, с. 5].
Формирование целей статьи (постановка задания). Цель данного исследования заключается в рассмотрении «разворота» США в Азии как одну из важнейших причин активизации сотрудничества Китая с ЕАЭС.
Реализация поставленных в работе задач была достигнута на основе анализа основных положений, а также статистических данных по основным макроэкономическим показателям.
При написании работы в зависимости от особенностей решаемых задач использовались различные методы экономического исследования: абстрактно-логический -при постановке цели и задач исследования; сравнительный анализ - при определении ключевых компонентов «разворота» США в Азии и другим проблемам, рассматриваемым в работе; индуктивный и дедуктивный методы - при выявлении основных результатов политики «разворота» США в Азии.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Необходимо отметить, что Азия стала приоритетом внешней стратегии США с первого дня работы администрации Б. Обамы. Однако суть американской стратегии со временем менялась - от призывов к Китаю о разделении региональных обязанностей к его сдерживанию.
В 2009 г. «разворот» в сторону Азии заключался в определении сфер сотрудничества, а через несколько месяцев она превратилась в борьбу за сферы влияния. 12 января 2010 г. Х. Клинтон заявила, что США вернулись в Азию, чтобы остаться. Госсекретарь впервые сформулировала американские принципы и приоритеты в конструировании регионального порядка в Азии, прямо указав, что США крайне заинтересованы в экономическом и стратегическом лидерстве в регионе [3, с. 50].
Уже в 2010 г. прояснились основные принципы «разворота»: сохранение американского лидерства в регионе и сдерживание возрастающего влияние Китая. Одним из центральных элементов стратегии США является усиление роли страны в АТР. Правительство страны планирует к 2020 г. увеличить размещение военно-морских сил США в Тихом океане до 60 %. В конце 2011 г. был учрежден механизм американо-китайских консультаций по АТР для оптимизации информационного обмена и сотрудничества между сторонами.
Можно согласиться с некоторыми американскими
экономические науки
Ю.А. Кафтулина, В.Н. Батова АКТИВИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА КИТАЯ ...
экспертами, считающими, что «разворот» США к Азии представляет собой экспансию, а не трансформацию стратегии. Американское руководство, используя разнообразные военно-политические, военно-технические и дипломатические механизмы, пытается сохранить структуру, сформировавшуюся после Второй мировой войны. Однако, не стоит забывать того, что региональный контекст изменился, а региональные институты безопасности находятся в процессе эволюции.
В целом можно прийти к выводу, что ключевые компоненты «разворота» обрели новые очертания, проиллюстрированные в таблице 1.
Таблица 1 - Новые очертания ключевых элементов политики «разворота» США в Азии
Особого внимания заслуживают шаги США по сближению с Вьетнамом и Мьянмой. В 2010 г. Х. Клинтон призвала к налаживанию американо-вьетнамского стратегического партнерства. В 2011 г. Соединенные Штаты и Вьетнам подписали «Меморандум о понимании», касающийся развития оборонного сотрудничества. Аналогичные шаги предпринимались и в отношении Мьянмы [3, с. 52].
Участие США в региональных многосторонних институтах во время первого срока Обамы можно охарактеризовать как беспрецедентное, учитывая то, что ранее американцы строили работу в Азии на основе двусторонних отношений. По мнению специалистов, чтобы перенастроить ситуацию в Азии, США необходимо взять на себя руководство по формированию региональной архитектуры безопасности.
«Разворот» США начался с декларации о региональном сотрудничестве, но постепенно перешел в сферу безопасности. На данный момент он дал разноплановые результаты, представленные в таблице 2.
В итоге «разворот» США не только уравновесил растущий потенциал Китая, но и нарушил стратегические планы других региональных игроков, особенно АСЕАН, с самого начала руководившей процессами, происходящими в регионе. В июле 2012 г., впервые со дня учреждения АСЕАН в 1967 г., Совещание министров иностранных дел стран АСЕАН не смогло выработать совместного итогового заявления из-за территориальных споров в Южно-Китайском море. Этот факт был воспринят как кризис альянса и напоминание о том, что силовая политика способна деформировать региональные процессы.
Между тем, некоторые государственные структуры, например, Министерство финансов США, весьма положительно относятся к росту экономической мощи Китая. Оно считает, что Соединенные Штаты только выигрывают от этого роста, несмотря на значительный дефицит внешней торговли с КНР. По данным Министерства, по мере роста доходов от внешней торговли Китай наращивает свои зарубежные инвестиции, прежде всего в США, что способствует созданию новых рабочих мест
[2, с. 10].
Таблица 2 - Результаты стратегического «разворота» США к Азии
Основной результат политики «разворота» Пояснение
1. «Разворот» способствовал созданию потенциала для развития, создал условия для реализации «грузинского сценария» в территориальных спорах. - Усилились территориальные споры в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях; - Расширилось военное присутствие США и увеличилось число совместных военных учений с этой страной.
2. «Разворот» вызвал обоснованные опасения относительно перспектив сдерживания Китая и усиления недоверия в американо-китайских отношениях. - США усилили военно-дипломатические связи с рядом соседей Китая, включая Индию и Вьетнам, дислоцировали подразделение морской пехоты в Австралии; - Также США создали морскую коалицию в Южно-Китайском море.
3. Привнося собственные инициативы в контекст региональной архитектуры, американцы поставили под сомнение центральную роль и солидарность членов АСЕАН. Возникновение дилеммы выбора партнера для государств АСЕАН. Если членам АСЕАН придется выбирать между Китаем и США, баланс интеграционных процессов нарушится: АСЕАН может потерять политическое лицо и ценностную идентичность.
Примечание: составлено авторами
Некая изоляция КНР и ущемление ее интересов в АТР усилились после того, как к военно-политическим мерам по укреплению своих позиций в АТР Вашингтон добавил меры экономического характера. Так, в ноябре 2011 г. США объявили о запуске крупного экономического интеграционного проекта, названного «Тихоокеанское партнерство», целью которого является создание в АТР преференциального торгового режима на базе многостороннего торгового соглашения с участием Австралии, Новой Зеландии, Малайзии, Брунея, Сингапура, Вьетнама, Чили и Перу. Участие Китая в данном проекте не предполагалось [4, с. 89].
Следует отметить, что в Пекине действия США в данном направлении рассматриваются как очевидная попытка сдержать подъем Китая путем наращивания американского военного присутствия и создания альянсов в регионе. Практические действия США противоречат декларируемой ими политике - развивать сотрудничество с Китаем, признавая, с одной стороны, растущее влияние Пекина в АТР, с другой - расширяя свое присутствие в регионе с целью противодействия этому влиянию.
Китайский национализм и бурный экономический рост делают актуальными выработку и проведение КНР долгосрочной стратегии во внешней политике. В среднесрочной перспективе прогнозируется нарастание соперничества в отношениях между США и Китаем. Однако полномасштабная конфронтация маловероятна в силу объективных и субъективных причин.
В данном контексте перед российскими внешнеполитическими кругами стоят определенные задачи, которые заключаются в геополитическом лавировании между КНР и США и необходимости исключить участие в противостоянии этих стран. В настоящее время Китай является для России естественным политическим и экономическим партнером и союзником, особенно в свете поставленной перед нашей страной сверхзадачи по формированию евразийского цивилизационного проекта. При этом не стоит забывать о Китайских доктринах долгосрочного стратегического планирования: в соответствии с некоторыми положениями этих доктрин часть российской территории в перспективе рассматривается как китайская. Необходимо учитывать и особенности стратегического менталитета китайцев, в рамках которого геополитика выстраивается не на 10-20 лет, а на несколько десятилетий и даже столетий.
Следует отметить, что Россия исторически неразрывно связана со многими государствами АТР. Поддержка
Ключевой элемент «разворота» США к Азии Пояснение
1. Расширение географической сферы интересов США Теперь включает в себя не только АТР, но и Индо-Тихоокеанский регион, охватив Тихий и Индийский океаны. Приветствие США ориентации политики Индии на Запад.
2. Вооруженные силы и безопасность Рост американского военного присутствия в регионе, составляются планы нового военного развертывания, охватывающие Австралию, Сингапур и Филиппины. Разработана новая концепция военно-морского боя в противовес китайской стратегии «запрещения доступа».
3. Дипломатия «передового развертывания» в двусторонних и многосторонних отношениях США Такая дипломатия позволяет рассылать дипломатические сообщения в каждый уголок и каждую столицу региона, сотрудничать с региональными институтами, партнерами и союзниками, а также с общественностью в борьбе за достижение совместных целей
Примечание: составлено авторами