Научная статья на тему 'Взаимодействие малого бизнеса и государства в концепции социального капитала'

Взаимодействие малого бизнеса и государства в концепции социального капитала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
17
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малый бизнес / предпринимательство / экономика бизнеса / социальный капитал / дробление бизнеса / доверие / государственное регулирование / политика налогового режима / этнические меньшинства / общественная оценка / small business / entrepreneurship / business economics / social capital / business fragmentation / trust / government regulation / tax regime policy / ethnic minorities / public valuation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Квашнева Алена Егоровна

Анализируются особенности функционирования малых и средних предприятий в современной экономике через формирование социального капитала с целью создать теоретическую базу для повышения качества взаимоотношений государства с малым бизнесом. Рассматриваются особенности стратегий развития на основе сетевого подхода, с задействованием институтов гражданской активности, с учетом потенциала семьи, этнического происхождения социальных групп. С помощью теорий Р. Патнема, П. Бурдьё, Дж. Коулмана раскрывается значение социального капитала в увеличении потенциала малого бизнеса в условиях роста предпринимательской активности. Рассматриваются основные алгоритмы дробления бизнеса как результат приспособления малого предпринимательства к политике налогового режима. Для определения потенциала бизнеса в России используется метод общественной оценки по критериям престижности, доверия и доходности бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Квашнева Алена Егоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction between small business and the state in the social capital concept

In this work, the peculiarities of small and medium-sized enterprises functioning in the modern economy through the formation of social capital are analysed in order to create a theoretical basis for improving the quality of relations between the state and small businesses. The peculiarities of development strategies based on the network approach, involving institutions of civic activity, with account for the potential of the family and the ethnic origin of social groups are considered. Using the theories of R. Putnam, P. Bourdieu, J. Coleman, the significance of social capital in increasing the potential of small business in the growth conditions of entrepreneurial activity has been revealed. The main algorithms of business fragmentation as a result of small business adaptation to tax regime policies are examined. The method of public evaluation according to the criteria of prestige, trust and profitability of business is used to determine the potential of business in Russia.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие малого бизнеса и государства в концепции социального капитала»

Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2024. № 3 (43). С. 17—27.

Economic and Social Research. 2024. No. 3 (43). P. 17—27.

Научная статья

УДК 334.7:316.4

doi: 10.24151/2409-1073-2024-3-17-27

https://elibrary.ru/yljofg

Взаимодействие малого бизнеса и государства в концепции социального капитала

А. Е. Квашнева

Коми республ иканская академия государственной службы и управления, г. Сыктывкар, Россия

[email protected]

Аннотация. Анализируются особенности функционирования малых и средних предприятий в современной экономике через формирование социального капитала с целью создать теоретическую базу для повышения качества взаимоотношений государства с малым бизнесом. Рассматриваются особенности стратегий развития на основе сетевого подхода, с задействованием институтов гражданской активности, с учетом потенциала семьи, этнического происхождения социальных групп. С помощью теорий Р. Патнема, П. Бурдьё, Дж. Коулмана раскрывается значение социального капитала в увеличении потенциала малого бизнеса в условиях роста предпринимательской активности. Рассматриваются основные алгоритмы дробления бизнеса как результат приспособления малого предпринимательства к политике налогового режима. Для определения потенциала бизнеса в России используется метод общественной оценки по критериям престижности, доверия и доходности бизнеса.

Ключевые слова: малый бизнес, предпринимательство, экономика бизнеса, социальный капитал, дробление бизнеса, доверие, государственное регулирование, политика налогового режима, этнические меньшинства, общественная оценка

Для цитирования: Квашнева А. Е. Взаимодействие малого бизнеса и государства в концепции социального капитала // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2024. № 3 (43). С. 17-27. https://doi.org/10.24151/2409-1073-2024-3-17-27 EDN: YLJOFG.

Original article

Interaction between small business and the state in the social capital concept

A. E. Kvashneva

The Komi Republican Academy of State Service and Administration, Syktyvkar, Russia [email protected]

© Квашнева А. Е.

Abstract. In this work, the peculiarities of small and medium-sized enterprises functioning in the modern economy through the formation of social capital are analysed in order to create a theoretical basis for improving the quality of relations between the state and small businesses. The peculiarities of development strategies based on the network approach, involving institutions of civic activity, with account for the potential of the family and the ethnic origin of social groups are considered. Using the theories of R. Putnam, P. Bourdieu, J. Coleman, the significance of social capital in increasing the potential of small business in the growth conditions of entrepreneurial activity has been revealed. The main algorithms of business fragmentation as a result of small business adaptation to tax regime policies are examined. The method of public evaluation according to the criteria of prestige, trust and profitability of business is used to determine the potential of business in Russia.

Keywords: small business, entrepreneurship, business economics, social capital, business fragmentation, trust, government regulation, tax regime policy, ethnic minorities, public valuation

For citation: Kvashneva A. E. "Interaction between Small Business and the State in the Social Capital Concept". Economic and Social Research 3 (43) (2024): 17—27. (In Russian). https://doi.org/10.24151/2409-1073-2024-3-17-27 EDN: YLJOFG.

Введение

Малый бизнес предоставляет возможность социальной мобильности для людей и граждан с низкими доходами, когда, используя трамплин предпринимательства и рыночные возможности, можно обеспечить собственное экономическое благополучие [3]. Актуальность анализа взаимодействия малого бизнеса и органов государственного управления для России подчеркивается масштабностью реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», который направлен на достижение цели «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство». Стратегическим показателем, согласно анализу Минэкономразвития РФ, является увеличение численности занятых в малом и среднем бизнесе, включая самозанятых, до 25 млн чел. По данным Федеральной налоговой службы РФ за 11 мес. 2023 г., количество субъектов малого и среднего бизнеса составило 6 238 261 ед., что на 4,5 % больше, чем в 2022 г. (5 969 046 ед.), и на 6,8 % (5 839 009 ед.) больше, чем в 2021 г. [2, с. 27]. Нацио-

нальный проект синтезирует четыре ключевых федеральных проекта: «Поддержка самозанятых», «Предакселерация», «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» и «Цифровая платформа малого и среднего предпринимательства». Считаем важным отметить активность органов государственного регулирования в реализации поддержки малого и среднего предпринимательства: например, Банк России разработал соответствующую дорожную карту, где стратегическими приоритетами являются программы развития кредитования, льготного финансирования, создание цифрового профиля и системы быстрых платежей для субъектов малого и среднего предпринимательства, развитие инструментов фондового рынка, системы поддержки, а именно внедрение кредитных каникул, микрофинансирования, повышение финансовой грамотности субъектов малого и среднего предпринимательства [2].

Субъекты малого бизнеса (со штатом менее 10 сотрудников) в Соединенных Штатах Америки составляют 58 % субъектов экономической деятельности, в Бразилии — 99 % [5]. Малый бизнес подвержен влиянию

рынка, и во многих странах мира жизненный цикл сектора малого и среднего предпринимательства составляет пять лет. В целях усиления конкурентного потенциала малый бизнес активно использует различные связи — семейные, личные, диаспоральные и др. [1].

Институциональная синергия экономического взаимодействия государства и бизнеса достигается через активное задействование институтов гражданского общества: женских ассоциаций, этнических групп самоорганизации, некоммерческих организаций, торговых палат. Субъекты малого бизнеса, индивидуальные предприниматели являются уникальной социальной категорией, поскольку получают доход и владеют средствами производства одновременно, не продавая свой труд [14; 15].

Официальный статус индивидуального предпринимательства более близок к пролетариату, чем к подобию капиталистической формы производства. Карл Маркс такие социальные группы характеризовал как мелкую буржуазию, поскольку владельцами собственности они являются формально, к категории буржуазии могут быть отнесены только по материальным и финансовым показателям. Малый бизнес для государства представляет социально-политический интерес, индивидуальные предприниматели зачастую являются опекаемой государством социальной группой, поскольку используют различные налоговые и преференциальные режимы.

Результаты и дискуссия

Подход к значимости социальных сетей через ценности социального капитала описывает социальный и в определенной степени экономический и научно-теоретический аспекты применения этого понятия. В условиях социальных сетей социальный капитал оказывает свое специфическое воздействие на социальные микро- и макроструктуры. Во многих предметных областях социологии и экономики социальный капитал

трактовался как ключевой фактор, влияющий на процессы социальных изменений, проводились активные исследования его влияния на участников различных социальных систем [11].

Первым ученым-социологом, кто ввел термин «социальный капитал», был П. Бурдьё. В своих теоретических исследованиях Бурдьё обращался прежде всего к коммуникативному уровню развития человека, к его способности вступать в социальные связи с личной целью. Социальный капитал в его трактовке — это совокупность текущих и потенциальных ресурсов, связанных с обладанием постоянной сетью более или менее институционализированных отношений взаимного знания и признания, или, другими словами, это ресурсы, основанные на членстве в группах [7].

На микроуровне социальный капитал отражает индивидуальные характеристики и ресурсы, доступные человеку. На макроуровне социальный капитал относится к компонентам социальных структур. Среди социальных структур Р. Патнем выделяет институты гражданского общества и подчеркивает их положительное влияние на социальную сплоченность. Функционирование гражданского общества способствует укреплению гражданских институтов, сплочению общественных групп, а также улучшению качества жизни каждого человека на микроуровне, а значит, увеличивает социальный капитал [10, с. 17—19].

Совершенно иного подхода к теории социального капитала придерживался Дж. Коул-ман. По его мнению, социальный капитал представляет собой свойство структуры социальных отношений повышать продуктивность коммуникации: если используется социальный капитал, то цель может быть достигнута более эффективно [9]. Коулман иллюстрировал преимущества социальных отношений в достижении различных целей, используя подходы экономической теории и теории рационального выбора. Например,

следовал тезису, что отношения социальных субъектов подвержены влиянию факторов «затраты — выгоды» — как оказание услуги [10] и ожидание вознаграждения, своего рода кредита, который поставщик услуги предоставляет получателю услуги. Оба участника обмена пытаются достичь положительного баланса «затраты — выгоды», рассматривая возмещение или встречное требование как хорошую сделку. Поскольку индивиды обладают разными социальными ресурсами, внутри социальной структуры они могут принести пользу посредством обмена социальным капиталом.

Социальный капитал как динамический ресурс рассматривает П. Бурдьё [7]. Такой социальный капитал возникает в результате эксплуатации постоянной сети более или менее институционализированных отношений, при взаимном доверии или признании. Акторы интегрированы в группу и могут обратиться за поддержкой со стороны отдельных акторов или группы в целом. Как отмечает М. Швингель, чем сильнее социальная сеть как социальный капитал человека, тем больше у него возможностей расширить использование экономического и культурного потенциала этой сети в свою пользу [17].

Многие исследования (в частности, [15]) раскрывают роль сетевых взаимодействий в построении стратегии малого бизнеса. Сетевой контент развития малого бизнеса включает в себя систему торговых отношений и обмена информацией о контрактации товаров и услуг. Сильные социальные связи являются неоднородными, они открывают малому бизнесу доступ к новым типам ресурсов социального капитала, например: группа выпускников университета, национально-этническое автономное учреждение или ассоциация. Многие ученые обратили внимание на роль этнических, религиозных сетей в организации малого бизнеса, среды ограниченных сообществ эмигрантов, которая представляет собой ресурс социального

капитала [8; 12]. Примером этнического сетевого взаимодействия является система торговых и коммерческих агентов в сетевых сообществах китайских, корейских, вьетнамских предпринимателей.

С точки зрения актуальности представляет интерес степень влияния органов государственной власти на эффективность сетевого взаимодействия малого бизнеса и предпринимательство, поскольку, по данным исследований ВЦИОМ, граждане России не стремятся стать предпринимателями / бизнесменами, считают данный вид деятельности престижным только 2 % участников опроса 2023 г. (см. рисунок); в сравнении с данными опроса 2006 г. престижность предпринимательства снизилась на 80 %, одновременно снизилась и оценка доходности бизнеса — на 55 %.

Сравним престижность ряда профессий, связанных с бизнесом и предпринимательством (табл. 1), согласно оценке граждан РФ. В 2023 г., в сравнении с 2021 г., престижность профессий экономиста и финансиста снизилась на 66 % в относительном выражении, профессий работника сферы услуг — на 80 %, престижность профессии руководителя / директора осталась на прежнем уровне, однако только 3 % респондентов считают престижной работу руководителя. Вместе с тем выбрали престижность профессий сферы информационных технологий 31 % респондентов, сферы здравоохранения — 28 %, сферы образования — 22 %. Данные исследования представляют важность для государственной политики в сфере профессиональной подготовки, что оказывает влияние на социальный капитал и рынок труда [4].

Анализ социологической информации позволяет отметить: большинство респондентов (78 %) придерживаются мнения, что можно преуспеть в предпринимательстве / бизнесе за счет своих способностей. Это важно для оценки социального капитала общества. Результаты мониторинга

Динамика ответов «Предприниматель/бизнесмен»

"Чщ- - -Шк

_ — ЦБ.

2006

2009 2012 2018 2021

—О— считают престижными —□—считают доходными

2023

Ответы на вопрос: «Какие профессии Вы считаете в настоящее время наиболее престижными / доходными?» (открытый вопрос, не более трех ответов, %, июль 2023 г.) Источник: данные ВЦИОМ [4].

общественного мнения оказывают влияние на систему профессиональной подготовки кадров для бизнеса, становятся всё более востребованными программы в сфере бизнес-администрирования, налогового и консалтингового сопровождения бизнеса. Как

показывает современная практика, новые типы консалтингового бизнеса помогают индивидуальным предпринимателям нивелировать налоговую нагрузку, что в большей степени можно характеризовать как уклонение от уплаты налогов. В последнее

Таблица 1

Престижность и доходность профессий в оценках граждан РФ, 2021 и 2023 гг. (открытый вопрос, не более трех ответов, %)

Профессия 2021 г. 2023 г.

Какие профессии Вы считаете в настоящее время наиболее престижными?

Предприниматель / бизнесмен 4 2

Экономист / финансист 6 4

Руководитель / директор 3 3

Работник сферы услуг (повар, парикмахер, водитель и т. д.) 5 4

Работник торговли 2 2

Какие профессии Вы считаете в настоящее время наиболее доходными?

Предприниматель / бизнесмен 13 9

Экономист / финансист 5 4

Руководитель / директор 9 9

Работник сферы услуг (косметолог, парикмахер, повар) 2 1

Работник торговли 5 5

Источник: данные ВЦИОМ [4].

Таблица 2

Динамика ответов на закрытый вопрос: «По Вашему мнению, в нашей стране человек может сам, благодаря только своим способностям, преуспеть, добиться высокого положения в предпринимательстве, бизнесе?» (за период с сентября 2017 г. по февраль 2023 г., один ответ по строке, % от количества

респондентов)

Вариант ответа IX.2017 IX.2018 II.2019 I.2020 V.2020 IX.2020 III.2021 X.2021 V.2022 II.2023

Может / Скорее может 78 68 68 69 71 71 73 71 79 78

Не может / Скорее не может 20 29 28 27 26 24 23 24 17 17

Затрудняюсь ответить 2 3 4 4 3 5 5 4 5 5

Источник: Социальные лифты в России: вам наверх? [Электронный ресурс] // ВЦИОМ Новости: [сетевое изд.]. 18.12.2023. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/socialnye-lifty-v-rossii-vam-naverkh (дата обращения: 30.08.2024).

время многие государства, чтобы повысить эффективность вклада малого бизнеса в общественное развитие, формируют особый хозяйственный, экономический климат как необходимое условие повышения социального капитала. Особенно это заметно в части стимулирования роста малого бизнеса через ускорение создания и сопровождение стартапов, что является следствием активного участия правительства и органов государственной власти в грантовом финансировании проектов.

Чтобы сохранить жизненный цикл бизнеса, предприниматели стремятся увеличить долю бизнеса в сегменте рынка за счет непрерывных инвестиций в бизнес на этапе его роста. Данная стратегия усложняет предпринимательский ландшафт, логистику и хозяйственные операции, что требует рабочей силы и новых инвестиций [13]. Быстрорастущий сегмент в малом бизнесе — это прорывные стартапы, обычно в высокотехнологичном секторе экономики.

Другая стратегия развития жизненного цикла малого бизнеса заключается в формировании собственного, нового сегмента рынка посредством новых технологий и разработок, увеличения доходов за счет ускоре-

ния оборота, инвестиционной активности и приращения социального капитала. Исследовательский подход позволяет раскрыть содержание межличностных отношений в среде малого бизнеса так, чтобы выявить способы приобретения ресурсов — потенциала, формальных и неформальных ценностей, включая информацию. Данный подход учитывает влияние институтов общества на индивидуальную стратегию предпринимателя. Исследовательская оптика рассмотрения социального капитала в контексте взаимодействия малого бизнеса и государства позволяет определить влияние государственной экономической политики на систему социальных взаимодействий и выявить особенности институциональных взаимодействий.

Экономист из Университета Брауна (США) Г. Лаури трактует понятие человеческого капитала через место и роль каждого человека в системе социальных связей и взаимодействий. Общественные ресурсы (или социальный капитал), согласно Лаури, предоставляют соответствующие преимущества, необходимые человеку в приобретении человеческого капитала [14]. Данная трактовка основана на наблюдении, согласно которому социальное происхождение играет

важную роль в системе предпринимательства, зависимой от социальных групп. Несовершенство финансирования образования при расовом неравенстве заставляет полагаться на ресурсы социального и культурного капитала, используя личные связи, социальные экстерналии, психологические процессы, формирующие мировоззрение. Влияние социального неравенства на качество человеческого капитала исследуют ученые Северного экономического района России и делают заключение, что россияне считают важным «обеспечение гражданам равенства возможностей, когда индивиды, имеющие разный социальный опыт, дифференцированную систему ценностей, различные жизненные стратегии траектории личного развития, могли бы сами выбирать сферу и способы приложения своих усилий» [1, с. 17]. Поэтому в исследовании конкурентоспособности малого бизнеса учитываются позиции предпринимателей, система отношений как во внутренней, так и во внешней предпринимательской среде, что в целом составляет структуру социального капитала, формирующего социальную сеть. В свою очередь, система социальных взаимодействий в социальной сети увеличивает объем социального капитала, что в малом бизнесе зачастую укрепляет конкурентные преимущества и придает импульс укреплению экономического и финансового положения.

Многие исследователи отмечают, что феномен социального капитала не всегда соответствует ожиданию положительного эффекта [12]. Во-первых, нет прямой пропорциональности между усилиями, которые вкладывает предприниматель в развитие социальных отношений, и увеличением социального капитала. Во-вторых, высокое чувство групповой солидарности часто заставляет сопротивляться переменам, поскольку групповой договор является ресурсом для достижения общих целей в процессе сетевой кооперации и противоречит микро-или макропреобразованиям. Например,

в развитии микробизнеса задействуется социальный капитал семьи, друзей, этнической общности. При этом социальный капитал мигрантов, создающих микробизнес, на первой фазе его жизненного цикла зависим от окружающей среды. В результате, как отмечают исследователи, формируется предпринимательский изоморфизм [13]. Вместе с тем в узкой среде микропредприятия важен фактор взаимозависимости и доверия — как для внутрисемейного коллектива, так и для этнической группы, социальная закрытость которой повышает качество внутренних взаимодействий, укрепляет взаимовлияние. Например, система частной собственности алмазного рынка в Антверпене или Нью-Йорке принадлежит исключительно нескольким семьям. Согласно статистике [6], в Великобритании в 2023 г. 28 % субъектов малого и среднего бизнеса находились в собственности директоров из числа этнических меньшинств.

Социальной сплоченности в малом предпринимательстве добиваются за счет повышения конкурентных преимуществ и интеграции общих ресурсов, поскольку риски потери доступа к этим ресурсам высоки, как и последствия нарушения принятых неформальных правил. Ряд исследователей [12], изучающих сотрудничество и сетевые альянсы в бизнесе, отмечают тенденцию предпринимателей отдавать предпочтение малому размеру бизнеса и более гибким формам моделирования бизнес-процессов, а также тенденцию к передаче на аутсорсинг функциональных задач, которые изначально выполнялись внутри организации.

Возможно, модель малого бизнеса более предпочтительна в плане нормативных условий, а именно специального налогового режима, установленного только для малого бизнеса. Налоговые преимущества этого режима способствуют созданию равных конкурентных условий для всех участников рынка. С целью получить налоговые преимущества зачастую используется дробле-

ние бизнеса: задействуется несколько организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, чтобы перераспределить между ними выручку, имущество или работников. В Российской Федерации понятие «дробление бизнеса» прямо соотносится с положениями статьи 54.1 Гражданского кодекса, предусматривающей законодательно установленные пределы осуществления прав налогоплательщика по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов. Статья устанавливает запрет на искусственное искажение фактов хозяйственной жизни, лежащих в основе определения объекта налогообложения, и сведений о налоговой базе — запрет на получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды путем формального соблюдения условий, установленных законом. Запрещается применение специальных налоговых режимов при участии в едином бизнесе созданных и (или) привлеченных с этой целью одного или нескольких подконтрольных лиц («дробление бизнеса»). Такие схемы организации финансово-хозяйственной деятельности с применением специального налогового режима получили широкое распространение в сферах розничной торговли, общественного питания, жилищно-коммунального хозяйства, автотранспортных, клининговых услуг, услуг по доступу к сети Интернет, в туристской индустрии. По нашему мнению, можно выделить следующие признаки применения схемы дробления бизнеса:

— участники схемы осуществляют аналогичный вид экономической деятельности;

— участники схемы оплачивают расходы как за себя, так и за других участников группы, без дальнейшего возмещения этих расходов со стороны других участников группы;

— фактически должностные обязанности выполняются не только в интересах того работодателя, у которого сотрудник труд о -устроен, но и в отношении других участников схемы (обязанности, официально не за-

крепленные в должностной инструкции).

Практика рассмотрения налоговых споров, связанных с применением налогоплательщиками схем дробления бизнеса, указывает на признак, объединяющий все типы дробления бизнеса: отсутствие самостоятельности в принятии управленческих решений в ходе операционной деятельности каждого участника группы.

Роберт Патнем констатирует важность такого симбиоза государства и бизнеса, при котором формируются эффективные государственные институты, создается среда для гражданской активности. Симбиоз институтов государства и бизнеса основан на таких отношениях, когда государство использует социальные ресурсы и институты в интересах всего общества. Органы государственной власти создают условия для роста перспективных отраслей экономики и секторов бизнеса, в том числе посредством инновационных стартапов, акселерации бизнеса в части развития ведущих профессиональных компетенций (см. пример стартапов Сингапура [16; 18]).

Заключение

Подводя итоги, отметим важность социального капитала для стратегического моделирования схем развития малого и среднего предпринимательства. Практика теоретического изучения влияния социального капитала на бизнес-процессы и опыт практического использования его ресурсов позволяют не только выявить факторы, оказывающие влияние на эффективность малого бизнеса, но и разработать наиболее приемлемые механизмы поддержки всех форм предпринимательства. В условиях глобализации значительное влияние на развитие бизнес-сетей в отраслях мировой экономики оказывают культурные факторы, а также национальный фактор (например, влияние на выбор направлений размещения производственных мощностей, на проектирование логистических потоков). Величина социаль-

ного капитала зависит от степени доверия и сотрудничества, от соответствия бизнес-структур определенной культуре, нормам и взаимности.

Социальный капитал представляет ценность для общественной оценки бизнеса и предпринимательства как опорной конструкции экономики. В концепцию социального капитала целесообразно внести отношение общества к бизнесу как к возможности раскрыть и продемонстрировать предпринимательский потенциал личности.

Список литературы и источников

1. Большакова Ю. М., Большаков С. Н. Социальное неравенство и проблемы экономического роста // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Науч.-исслед. корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского гос. ун-та. 2016. № 3. С. 12-18. EDN: WYCZLP.

2. Ключевые тренды экономического развития Российской Федерации — 2023 [Электронный ресурс]: доклад // Фонд Росконгресс: [сайт]. 16.01.2024. URL: https://roscongress.org/ materials/klyuchevye-trendy-ekonomicheskogo-razvitiya-rossiyskoy-federatsii-2023/ (дата обращения: 30.08.2024).

3. О проблеме взаимодействия современного российского бизнеса и государства: общее и частное / С. Н. Большаков, Ю. М. Большакова, Н. А. Михальченкова, С. А. Ткачев // Корпоративное управление и инновационное развитие Севера: Вестник Науч.-исслед. центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского гос. ун-та. 2014. № 2. С. 1—14. EDN: SIFQQL.

4. Профессии в России [Электронный ресурс]: престиж, доходность, востребованность // ВЦИОМ Новости: [сетевое изд.]. 05.07.2023. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

analiticheskii-obzor/professii-v-rossii-prestizh-dokhodnost-vostrebovannost (дата обращения: 30.08.2024).

5. Шлихтер А А Средний класс в США и России: отличительные особенности, структурные сдвиги, проблемы на рынке труда и социальная мобильность // Общество и экономика. 2023. № 12. C. 119-132. https://doi.org/10.31857/ S020736760029184-1 EDN: WDYJXQ.

6. Andrews J. UK diversity in business statistics 2023 [web] // Money.co.uk: [online comparison service]. 01.02.2023. URL: https://www.money.co.uk/ business/business-statistics/diversity-in-busi -ness-statistics (accessed: 06.09.2024).

7. Bourdieu P. Die verborgenen Mechanismen der Macht. Hamburg: VSA-Verlag, 1992. 175 S. (Schriften zu Politik & Kultur; 1).

8. Coleman J. S. Grundlagen der Sozialtheorie = Foundations of Social Theory. Bd. 1: Handlungen und Handlungssysteme. Oldenbourg: Oldenbourg Wissenschaftsverlag, 1991. XVI, 474 S. https://doi.org/10.1515/9783486827262

9. Coleman J. S. Social capital in the creation of human capital // American Journal of Sociology. 1988. Vol. 94. No. 1. Р. S95-S120.

10. Democracies in Flux: The Evolution of Social Capital in Contemporary Society / ed. R. D. Putnam. Oxford; New York: Oxford Univ. Press, 2004. 528 p.

11. Gesellschaft und Gemeinsinn: Sozialkapital im internationalen Vergleich / Hrsg. von R. D. Putnam. Gütersloh: Bertelsmann Stiftung, 2001. 798 S.

12. Gomes-Casseres B. Alliance strategies of small firms // Small Business Economics. 1997. Vol. 9. Iss. 1. P. 33-44. https://doi.org/ 10.1023/ A:1007947629435

13. Ingram P., Clay K. The choice-within-con-straints new institutionalism and implications for sociology // Annual Review of Sociology. 2000. Vol. 26. P. 525-546. https://doi.org/ 10.1146/annurev.soc.26.1.525

14. Loury G. C. Discrimination in the post-civil rights era: Beyond market interactions // Journal of Economic Perspectives. 1998. Vol. 12. No. 2. P. 117-126. https://doi.org/

10.1257/jep.l2.2.117

15. Measuring competitiveness at NUTS3 level and territorial partitioning of the Italian provinces / P. D'Urso, L. De Giovanni, F. G. M. Sica, V. Vitale // Social Indicators Research. 2024. Vol. 173. P. 9-51. https://doi.org/ 10.1007/s11205-021-02836-y

16. Rent a start-up space for as little as $15 a day [web] // The Straits Times Singapore: [online version]. 30.03.2013. URL: https://www.strait-stimes.com/singapore/rent-a-start-up-space-for-as-little-as-15-a-day (accessed: 06.09.2024).

17. Schwingel M. Bourdieu zur Einführung. Hamburg: Junius Verlag, 1995. 184 S.

18. Singapore in the New Millennium: Challenges Facing the City-State / ed. D. da Cunha. Singapore: ISEAS Publ., 2002. 281 p.

References

1. Bol'shakova Yu. M., Bol'shakov S. N. "Social Inequality and Problems of Economic Growth". Korporativnoye upravleniye i innovatsionnoye raz-vitiye Severa: Vestnik Nauch.-issled. tsentra kor-porativnogo prava, upravleniya i venchurnogo in-vestirovaniya Syktyvkarskogo gos. un-ta = Corporate Governance and Innovative Economic Development of the North: Bulletin of Research Center of Corporate Law, Management and Venture Investment of Syktyvkar State University 3 (2016): 12-18. (In Russian). EDN: WYCZLP.

2. Roscongress Foundation. "Key Trends in Economic Development of the Russian Federation — 2023". Roscongress. 16 Jan. 2024. Web. 30 Aug. 2024. <https://roscongress.org/ en/ma-terials/klyuchevye-trendy-ekonomicheskogo-razvitiya-rossiyskoy-federatsii-2023/>.

3. Bol'shakov S. N., Bol'shakova Yu. M., Mi-khal'chenkova N. A., Tkachev S. A. "On the Problem of Modern Russian Business' Interaction with State: the General and the Particular". Kor-porativnoye upravleniye i innovatsionnoye razvitiye Severa: Vestnik Nauch.-issled. tsentra korporativ-nogoprava, upravleniya i venchurnogo investirova-niya Syktyvkarskogo gos. un-ta = Corporate Governance and Innovative Economic Development of

the North: Bulletin of Research Center of Corporate Law, Management and Venture Investment of Syktyvkar State University 2 (2014): 1—14. (In Russian). EDN: SIFQQL.

4. "Occupations in Russia: Prestige, Economic Viability, Demand". VCIOM News. 05 July 2023. (In Russian). Web. 30 Aug. 2024. <https://wciom.ru/analytical-reviews/analiti-cheskii-obzor/professii-v-rossii-prestizh-dok-hodnost-vostrebovannost>.

5. Shlihter A. "The Middle Class in the US and Russia: Distinctive Features, Structural Changes, Problems in the Labour Market and Social Mobility". Obshchestvo i ekonomika = Society and Economy 12 (2023): 119—132. (In Russian). https://doi.org/10.31857/S020736760029184-1 EDN: WDYJXQ.

6. Andrews James. "UK Diversity in Business Statistics 2023". Money.co.uk. 01 Feb. 2023. Web. 06 Sep. 2024. <https://www.money.co.uk/busi-ness/business-statistics/diversity-in-business-statistics>.

7. Bourdieu Pierre. Die verborgenen Mechanismen der Macht. Hamburg: VSA-Verlag, 1992. 175 S. (In German). Schriften zu Politik & Kultur 1.

8. Coleman James S. Handlungen und Handlungssysteme. Oldenbourg: Oldenbourg Wissenschaftsverlag, 1991. xvi, 474 S. (In German). Bd. 1 aus Grundlagen der Sozialtheorie [Foundations of Social Theory]. https://doi.org/10.1515/ 9783486827262

9. Coleman James S. "Social Capital in the Creation of Human Capital". American Journal of Sociology 94.1 (1988): S95—S120.

10. Putnam Robert D., ed. Democracies in Flux: The Evolution of Social Capital in Contemporary Society. Oxford: Oxford Univ. Press, 2004. 528 p.

11. Putnam Robert D., Hrsg. Gesellschaft und Gemeinsinn: Sozialkapital im internationalen Vergleich. Gütersloh: Bertelsmann Stiftung, 2001. 798 S. (In German).

12. Gomes-Casseres Benjamin. "Alliance Strategies of Small Firms". Small Business Economics 9.1 (1997): 33—44. https://doi.org/ 10.1023/A:1007947629435

13. Ingram Paul, Clay Karen. "The Choice-

Within-Constraints New Institutionalism and Implications for Sociology". Annual Review of Sociology 26 (2000): 525-546. https://doi.org/ 10.1146/annurev.soc.26.1.525

14. Loury Glenn C. "Discrimination in the PostCivil Rights Era: Beyond Market Interactions". Journal of Economic Perspectives 12.2 (1998): 117-126. https://doi.org/10.1257/jep.12.2.117

15. D'Urso Pierpaolo, De Giovanni Livia, Sica Francesca G. M., Vitale Vincenzina. "Measuring Competitiveness at NUTS3 Level and Territorial Partitioning of the Italian Provinces". Social Indicators Research 173 (2024): 9—51. https://doi.org/10.1007/s11205-021-02836-y

16. "Rent a Start-Up Space for as Little as $15 a Day". The Straits Times Singapore. 30 March 2013: n. p. Web. 06 Sep. 2024. <https://www.straitstimes.com/singapore/rent-a-start-up-space-for-as-little-as-15-a-day>.

17. Schwingel Markus. Bourdieu zur Einführung. Hamburg: Junius Verlag, 1995. 184 S. (In German).

18. Cunha Derek da, ed. Singapore in the New Millennium: Challenges Facing the City-State. Sin-

gapore: ISEAS Publ., 2002. 281 p.

Информация об авторе

Квашнева Алена Егоровна — и. о. ректора Коми республиканской академии государственной службы и управления (Россия, 167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 11).

Information about the author

Alyona E. Kvashneva — Acting Rector of The Komi Republican Academy of State Service and Administration (Russia, 167000, Komi Republic, Syktyvkar, Kommunisticheskaya st., 11).

Статья поступила в редакцию 15.08.2024. The article was submitted 15.08.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.