Научная статья на тему 'Особенности и основные проблемы развития малого и среднего бизнеса в России'

Особенности и основные проблемы развития малого и среднего бизнеса в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
понятие малого и среднего бизнеса / особенности малого и среднего бизнеса / значение малого и среднего бизнеса / значимость кредитования для развития малого бизнеса / ключевые проблемы и перспективы кредитования и налогообложения предприятий малого и среднего бизнеса / small and medium-sized business concept / small and medium-sized business features / small and medium-sized business importance / lending significance for small business development / key problems and prospects of lending and taxation of small and medium-sized businesses

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алаторцева Ольга Алексеевна, Никифорова Дарья Сергеевна, Горбунова Алена Дмитриевна, Гареева Валерия Рустамовна

Дано понятие малого и среднего бизнеса, рассмотрено его возрастающее значение для экономики России. Особое внимание уделено ключевым проблемам, с которыми в настоящее время сталкиваются предприятия данного сектора экономики в процессе функционирования и развития. Акцент сделан на сложностях и перспективах кредитования и налогообложения малого бизнеса. Предложены способы, позволяющие повысить эффективность деятельности предприятий малого и среднего бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features and main problems of small and medium-sized business development in Russia

The article gives the concept of small and medium-sized businesses (SMEs), considers its increasing importance for the Russian economy. Special attention is paid to the key problems faced by enterprises in this sector of the economy in the process of their functioning and development at the present time. The focus is on the difficulties and prospects of lending and taxation of small businesses. Ways to improve the efficiency of small and medium-sized businesses are proposed.

Текст научной работы на тему «Особенности и основные проблемы развития малого и среднего бизнеса в России»

ЭКОНОМИКА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ECONOMICS OF INNOVATION-DRIVEN GROWTH: THEORY AND PRACTICE

Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2024. № 2 (42). С. 6—18. Economic and Social Research. 2024. No. 2 (42). P. 6—18. Научная статья

УДК 334.72

doi: 10.24151/2409-1073-2024-2-6-18 https://www.elibrary.ru/pcbyym

Особенности и основные проблемы развития малого и среднего бизнеса в России

О. А. Алаторцева1, Д. С. Никифорова2, А. Д. Горбунова3, В. Р. Гареева4

12 3,4Национальный исследовательский университет «МИЭТ», Москва, Россия

1 frololja@mail.ru

2 nikiforova0410@gmail.com

3 alena.gorbun2020@yandex.ru

4 gareevav2002@mail.ru

Аннотация. Дано понятие малого и среднего бизнеса, рассмотрено его возрастающее значение для экономики России. Особое внимание уделено ключевым проблемам, с которыми в настоящее время сталкиваются предприятия данного сектора экономики в процессе функционирования и развития. Акцент сделан на сложностях и перспективах кредитования и налогообложения малого бизнеса. Предложены способы, позволяющие повысить эффективность деятельности предприятий малого и среднего бизнеса.

Ключевые слова: понятие малого и среднего бизнеса, особенности малого и среднего бизнеса, значение малого и среднего бизнеса, значимость кредитования для развития малого бизнеса, ключевые проблемы и перспективы кредитования и налогообложения предприятий малого и среднего бизнеса

Для цитирования: Особенности и основные проблемы развития малого и среднего бизнеса в России / О. А. Алаторцева, Д. С. Никифорова, А. Д. Горбунова, В. Р. Гареева // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2024. № 2 (42). С. 6—18. https://doi.org/10.24151/2409-1073-2024-2-6-18 EDN: PCBYYM.

Original article

Features and main problems of small and medium-sized business

development in Russia

O. A. Alatortseva1, D. S. Nikiforova2, A. D. Gorbunova3, V. R. Gareeva4

12 3,4 National Research University of Electronic Technology, Moscow, Russia

1 frololja@mail.ru

2 nikiforova0410@gmail.com

3 alena.gorbun2020@yandex.ru

4 gareevav2002@mail.ru

© Алаторцева О. А., Никифорова Д. С., Горбунова А. Д., Гареева В. Р.

Abstract. The article gives the concept of small and medium-sized businesses (SMEs), considers its increasing importance for the Russian economy. Special attention is paid to the key problems faced by enterprises in this sector of the economy in the process of their functioning and development at the present time. The focus is on the difficulties and prospects of lending and taxation of small businesses. Ways to improve the efficiency of small and medium-sized businesses are proposed.

Keywords: small and medium-sized business concept, small and medium-sized business features, small and medium-sized business importance, lending significance for small business development, key problems and prospects of lending and taxation of small and medium-sized businesses

For citation: Alatortseva O. A., Nikiforova D. S., Gorbunova A. D., Gareeva V. R. "Features and Main Problems of Small and Medium-Sized Business Development in Russia". Economic and Social Research 2 (42) (2024): 6-18. (In Russian). https://doi.org/10.24151/2409-1073-2024-2-6-18 EDN: RCBYYM.

Для успешного ведения и развития бизнеса необходимы определенные условия, такие как стабильность в обществе и экономике, открытость рынка и свобода действий для производителей и потребителей. Так, Маргарет Тэтчер утверждала, что экономическая свобода — основа для всех остальных видов свободы. Эта свобода необходима, чтобы улучшить экономическую ситуацию и достичь новых уровней развития среди субъектов предпринимательства, в том числе и малого бизнеса. Именно малый бизнес в современной рыночной экономике выступает ключевой сферой, определяющей стоимость, состав и качество валового внутреннего продукта (ВВП), темпы экономического развития. В большинстве развитых стран мира около 60—70 % ВВП составляет доля малого и среднего бизнеса. В России в 2022 г., по данным Росстата, эта доля составила 21 %, что является рекордом с 2017 г. Ожидается1, что в 2024 г. этот процент должен вырасти до 32,5 %. Приведенные данные

1 Гальчева А., Виноградова Е. Эксперты назвали четыре основных канала рекордного оттока капитала [Электронный ресурс]: с чем связан «уход» за рубеж средств, эквивалентных 13,5 % ВВП // Последние новости дня в России и мире сегодня — свежие новости на РБК: [сайт]. 09.08.2023. URL: https://www.rbc.ru/econo-mics/09/08/2023/64d2189a9a794772654b1a2a?from=copy (дата обращения: 24.05.2024).

означают, что в России у предприятий из этой сферы хозяйственной деятельности велики резервы роста.

Изучая аспекты малого предпринимательства в России, нельзя не остановиться на самом понятии малого бизнеса. Для этого обратимся к Федеральному закону «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», согласно которому «к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся <...> хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели» (ст. 4, п. 1)2, соответствующие условиям:

1. Состав учредителей: «Участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества — Российская Федерация, субъекты Российской Федерации,

2 О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 24 июля 2007 № 209-ФЗ: принят Гос. Думой 06 июля 2007 г.: одобрен Советом Федерации 11 июля 2007 г. // «КонсультантПлюс» — законодательство РФ: кодексы, законы, указы, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты: сайт. URL: https://www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (дата обращения: 06.05.2024).

Таблица 1

Предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год

Категории субъектов малого и среднего предпринимательства Предельное значение выручки, млн руб.

Средние предприятия 2 000

Малые предприятия 800

Микропредприятия 120

Источник: О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 04 апреля 2016 г. № 265 // «КонсультантПлюс» — законодательство РФ: кодексы, законы, указы, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты: сайт. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_196415/ (дата обращения: 06.05.2024).

муниципальные образования, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют суммарно не более чем двадцатью пятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем двадцатью пятью процентами голосующих акций акционерного общества, а участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества — иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, владеют суммарно не более чем сорока девятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем сорока девятью процентами голосующих акций акционерного общества»2 (ст. 4, п. 1.1. 1) а) ); «доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся СМСП, не должна превышать 25 %»3.

3 Ограничение на участие в уставном капитале малых предприятий ряда юридических лиц могут отменить [Электронный ресурс] // ГАРАНТ - Законодательство (кодексы, законы, указы, постановления) РФ,

2. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать:

а) от 101 до 250 человек включительно — для средних предприятий2 (см. ст. 4, п. 2) б) );

б) до 100 человек включительно — для малых предприятий, среди которых выделяются микропредприятия — до 15 человек2 (см. ст. 4, п. 2) а) ).

3. Предельный «...доход <...>, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, <...> не должен превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации»2 (ст. 4, п. 2.3) ).

Согласно Постановлению Правительства РФ «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства», установлены предельные значения дохода для категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, приведенные в табл.1.

аналитика, комментарии, практика: портал. 19.02.2013. URL: https://www.garant.ru/news/457343/ (дата обращения: 24.05.2024).

Под малым бизнесом будем понимать бизнес, базирующийся в какой-либо области на предпринимательской деятельности небольших фирм и малых предприятий, для которых характерно следующее:

• они формально не входят в какие-либо более крупные объединения,

• в них ограничена численность работников,

• их выручка не превышает установленных значений.

Чтобы глубже раскрыть понятие малого и среднего бизнеса (далее МСБ) и его российскую специфику, рассмотрим его основные особенности, к которым относятся:

• Ограниченные масштабы в производстве и численности сотрудников.

• Разнообразие сфер деятельности, в том числе торговля, производство, услуги и другие области.

• Фокус на инновациях, с активной разработкой новых технологий и продуктов. Многие предприятия МСБ в России прилагают усилия для создания новых технологий и продуктов, что способствует их потенциальному выходу на мировой рынок и повышению конкурентоспособности.

• Гибкость, позволяющая МСБ быстрее и результативнее (по сравнению с крупными корпорациями) реагировать на изменения рынка и запросы клиентов и адаптироваться к ним.

• Более тесное взаимодействие с местными сообществами и клиентами, которое также придает МСБ более локальную ориентацию.

• Высокие процентные ставки по кредитам и ограниченный доступ к финансированию.

• Сложности с налоговой системой, которая может стать серьезным препятствием для развития МСБ.

• Личностный подход к отношениям между владельцем и сотрудниками, способствующий действенной мотивации персонала и их высокой удовлетворенности работой.

Таким образом, МСБ в России обладает уникальными чертами и особенностями, которые определяют его важность в российской экономике. Однако для его организации необходимо создать определенные условия [1]; среди них:

• оригинальная идея, которая была бы привлекательна для потребителей;

• начальные инвестиции в необходимом объеме;

• благоприятная перспектива для сбыта продукции при наличии конкуренции со стороны крупных компаний;

• высокопрофессиональные исполнители, связанные единством целей. Обладая множеством преимуществ,

малые и средние предприятия в России сталкиваются с определенными проблемами, которые затрудняют их развитие. Основные преимущества и недостатки малого бизнеса обобщены Ю. П. Анискиным [1] и представлены на рис. 1.

Как известно, на результативные показатели финансово-хозяйственной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) одновременно влияют множество факторов, которые можно объединить в две большие группы: факторы внешней и внутренней среды. От силы их воздействия зависит эффективность всех видов деятельности предприятия.

Основными факторами внутренней среды, наиболее важными для эффективного функционирования предприятия, оказывающими прямое воздействие на его становление и развитие, являются финансы и маркетинг. Однако никакое предприятие нельзя назвать закрытой системой: оно взаимодействует со многими участниками рынка, поэтому его результативность в большей мере зависит от постоянно меняющихся внешних условий, особенно в последнее время. По этой причине остановимся более подробно на воздействии факторов данной группы на стратегию развития МСБ, применяемую сейчас в РФ.

Простые организационно-управленческие связи

Мобильность и гибкость перехода к новациям и другим видам деятельности

Небольшое количество управленческого персонала

Высокий профессионализм и универсальность знаний и умений персонала

Узкая специализация по видам бизнеса

Высокая адаптация бизнеса к местным условиям

Высокая восприимчивость к принципиальным нововведениям

п

р Н

Е Е

И Д

М О

У С

Щ т

А

н

Т

с

К

т

И

в

А

Ограниченность ресурсов:

- финансовых,

- материальных,

- трудовых;

Слабые кредитные возможности

Условия труда и социальное обеспечение несколько хуже, чем на крупных предприятиях

Оплата труда невысокая

Высокие операционные издержки

Более высокий уровень риска

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 1. Преимущества и недостатки малого бизнеса в РФ

Ключевой темой для малых субъектов (предприятий) в современных условиях становятся ограниченная возможность получить финансирование и высокая стоимость кредитов. Невзирая на сложности в организации кредита и большие проценты за его обслуживание, многие предприниматели все-таки обращаются к заемным средствам. Малому бизнесу постоянно не хватает финансовых ресурсов для развития и открытия новых предприятий и обслуживания уже действующих, поэтому удобная форма кредитования будет способствовать его росту и увеличению доли в экономике.

Коммерческим организациям важно оценить свою кредитоспособность, чтобы получить кредиты от банков. В ситуации, когда у многих отечественных компаний

сложное финансовое положение и ограниченные ресурсы, получение банковского кредита становится одной из приоритетных задач, которая влияет как на текущую деятельность бизнеса, так и на перспективы его развития. За последнее десятилетие произошел быстрый рост в развитии малых предприятий, что способствовало росту всей экономической активности в России. Однако по-прежнему проблематично обеспечить малые предприятия необходимым финансированием. Многие компании стали применять стратегии диверсификации и расширения производства, не обладая финансовыми ресурсами в объеме, необходимом для достижения этих целей.

В результате постоянного роста численности малых предприятий устойчиво возрастала

и потребность в кредитных ресурсах4, реализуемых банками непосредственно для данного сектора экономики. Банки всё большее внимание стали направлять на разработку программ кредитования малого бизнеса, что привело к росту объема активно-пассивных операций, поскольку предоставление таких услуг приносило им существенные дополнительные доходы. Основные причины, из-за которых кредитование малых предприятий всё больше интересует отечественный банковский сектор, — это быстрый оборот кредитных средств и высокая прибыль от данных операций. В результате взаимодействие с малыми предприятиями остается сегодня приоритетным направлением в деятельности отечественных банков.

Из-за существующей серьезной конкуренции на отечественном банковском рынке его субъекты внедряют современные технологии, постепенно улучшаются условия, на которых малым предприятиям предоставляются кредиты, и качество их обслуживания. Предприниматели полностью самостоятельны в выборе банка и программы кредитования, а потому могут анализировать и сравнивать предлагаемые условия — и принимать лучшие (или хотя бы подходящие) для них.

В настоящее время предприятиям МСБ могут требоваться кредиты: на открытие или дальнейшее развитие бизнеса; на приобретение современного оборудования, имущества (движимого или недвижимого); на пополнение оборотных средств и т. д.

Основные условия, предъявляемые банками для малых предпринимателей при кредитовании:

• во-первых, собственный капитал, величина которого обеспечивала бы финансовую устойчивость субъекта;

4 Мищенко Т. Как взять кредит на открытие малого бизнеса [Электронный ресурс] // Совкомблог — статьи про финансы, вклады, кредиты: блог Совкомбанка. 05.10.2022. URL: https://sovcombank.ru/blog/biznesu/kak-vzyat-kredit-na-otkritie-malogo-biznesa- (дата обращения: 07.05.2024).

• во-вторых, эффективно и динамично развивающийся бизнес, который являлся бы гарантом возврата кредитных ресурсов в срок.

Кредитование малого бизнеса — довольно непростой процесс, ведь банки с целью получения большей прибыли и для поддержания конкурентной позиции прежде всего стремятся снизить уровень неопределенности и свои риски. По этой причине они намереваются получить от предпринимателей полный и надежный пакет документов. Стандартный перечень документов для выдачи кредита^ 5:

• заявление на предоставление кредита для развития бизнеса;

• паспорт;

• анкета заемщика;

• учредительные документы;

• налоговая и финансовая отчетность за установленный период времени;

• бизнес-план;

• документы, подтверждающие право собственности на имущество;

• копии договоров с покупателями и подрядчиками и т. д.

Подчеркнем, что каждый банк может выставлять предприятию свои уникальные требования, касающиеся пакета документов, которые необходимо предоставить; данную информацию банк размещает на своем сайте — или же заемщику необходимо самостоятельно запрашивать ее. Помимо внушительного комплекта документов для получения кредита на организацию или развитие своего бизнеса предпринимателю необходимо предъявить гарантии возврата займа в виде ликвидного залога, в качестве которого могут выступать оборотные

5 Тарасова А. Кредиты для бизнеса в Сбербанке [Электронный ресурс]: программы, требования к заемщику, обеспечению и оформление // Вы-беру.ру — финансовый маркетплейс банковских, страховых и инвестиционных продуктов и услуг: Сетевое издание. 08.05.2020. URL: https://www.vbr.ru/banki/novosti/2020/05/08/krediti-dlya-biznesa-v-sberbanke/ (дата обращения: 24.05.2024).

2019 2020 2021 2022 2023

Рис. 2. Объем кредитов, предоставленных МСП в январе — июне, трлн руб. Источник: Исаев Ю. МСП в 2023 году максимально активно оформляли кредиты [Электронный ресурс] // Бробанк (Brobank.ru) — сервис подбора финансовых услуг банков: сайт. URL: https://brobank.ru/msp-v-2023-godu-maksimalno-aktivno-oformlyali-kredity/ (дата обращения: 07.05.2024).

средства, собственное имущество, имущество третьих лиц или их поручительство. Однако для банков наиболее предпочтительным и наиболее ликвидным видом залога считается недвижимость. В исключительных случаях банки могут предоставлять и кредиты без залога, но только для надежных и добросовестных участников кредитных отношений — предприятий с безупречной кредитной историей. У большинства начинающих предпринимателей, к сожалению, отсутствует собственное дорогостоящее имущество (здание, оборудование), которое они могли бы предложить, а банк — принять в качестве залога при оформлении кредита. Для решения создавшейся непростой ситуации предприниматель может использовать в качестве залога свое личное имущество — например, квартиру, автомобиль (категории В и не старше 15 лет), но в этом случае процентные ставки по кредитам для малого бизнеса будут существенно выше и (или) сумма кредита будет ограничена4. Срок рассмотрения банком заявки предпринимателя — от нескольких недель до нескольких месяцев. Длительный период рассмотрения заявки может негативно

сказаться на развитии сезонного бизнеса или вовсе привести к его ликвидации.

Положительным моментом можно назвать то, что сегодня практически в каждом банке есть программа для кредитования малого предпринимательства. Сервис Вго-bank.ru проанализировал данные ЦБ РФ об объемах займов, выделенных представителям МСП. В январе — июне 2023 г. представители МСП оформили в банках займы на 6,52 трлн руб. Примечательно, что объем выдачи займов МСП ежегодно увеличивался. Так, в первой половине 2023 г. он на 31,21 % больше, чем в том же периоде 2022 г. (рис. 2). Число субъектов МСП, получивших кредит в ноябре 2023 г., составило 246 382 млн, что на 36 % выше, чем в ноябре 2022 г.6

Объемы кредитования малого бизнеса растут всё быстрее. В 2022 г. крупные компании столкнулись с необычным давлением, что привело к сокращению финансирования

6 Кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]: статистический бюллетень. 2023. Ноябрь. № 11 (42) // Ассоциация банков России: сайт. URL: https://asros.ru/ upload/iblock/ca8/78d4ppl71nhviz2nbsi4qj8il87i6qqz/ Kreditovanie-subektov-MSP.-Noyabr-2023.pdf (дата обращения: 07.05.2024).

со стороны банков (на 27 % относительно

2021 г.) и к повышению их интереса к МСБ7. Запуск параллельного импорта, пересмотр логистических цепочек, привлечение иностранных компаний и влияние инфляции также поддерживали и поддерживают спрос на займы со стороны МСБ.

Крупнейшим банком на рынке кредитования МСБ остается ПАО «Сбербанк». Так, по оценкам «Эксперт РА»7, объем кредитов, выданных предприятиям малого и среднего бизнеса крупнейшим банком страны за

2022 г., составил 3 374 718 млн руб., что по сравнению с предшествующим периодом больше на 13,8 %. Его ближайший конкурент — АО «Альфа-Банк» — сократил за год объем выдачи кредитов на 8,7 %, до 980 740 млн руб., что соответствует второму месту8.

Однако увеличение ключевой ставки более чем в 2 раза, которое началось еще в июле 2023 г.— с 7,5 % до 16 %, — возможно, приведет к ситуации, когда на кредиты в ближайшее время смогут рассчитывать только компании с высоким персональным кредитным рейтингом и хорошей кредитной историей. Кроме того, по мнению главного аналитика «Промсвязьбанка» (ПСБ) Дениса Попова, «.спрос на кредиты заметно охладится. По прогнозу кредитной организации, рост кредитного портфеля банков составит около 7—10 %»9. Причина в том, что «средняя ставка по кредитам в топ-20 банков со-

7 Аналитика [Электронный ресурс]: Кредитование МСБ в 2022—2023 // Биржевик: канал о рынке акций: [блог]. 09.03.2023. URL: https://dzen.ru/a/ZA-nhTgp8a2huKjV8 (дата обращения: 24.05.2024).

8 Альфа-Банк — лучший частный банк по объему выданных кредитов и величине портфеля МСБ 2023 [Электронный ресурс] // Альфа-Банк: официальный сайт. 01.03.2023. URL: https://alfabank.ru/news/t/re-lease/alfa-bank—luchshii-chastnii-bank-po-obemu-vi-dannikh-kreditov-i-velichine-portfelya-msb-2023/ (дата обращения: 25.05.2024).

9 Кухарчук Г., Курносенкова Д. Что будет с ключевой ставкой в 2024 году и как она повлияет на инвестиции [Электронный ресурс] // Котировки акций, курсы валют, новости, компании — РБК Инвестиции РБК: [сайт]. URL: https://quote.rbc.ru/news/ar-ticle/65b213f69a79477264ef7caf (дата обращения: 08.05.2024).

ставляет 26,42 % годовых, согласно индексу аналитического центра "Финуслуг" на 18 ян-варя»9.

В сложившихся условиях Центральный банк РФ, высказываясь в соответствии с Программой стимулирования кредитования субъектов МСП10, совместно с Корпорацией МСП отмечает, что «.ставка по кредитам для МСП связана с ключевой ставкой и не может превышать ее более чем на 3 процентных пункта (п.п.) для среднего бизнеса, на 4 п.п. — для малого и на 4,5 п.п. — для микробизнеса»11.

В условиях санкций в экономической сфере значительно сокращаются инвестиции и возникает активный отток капитала. По оценкам экспертов Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), в 2022 г. отток капитала из России стал рекордным: «.составил 243 млрд долл., или 13,5 % ВВП, что во многом было обусловлено изменением модели финансирования внешнеторговых процес-сов»12. Текущая экономическая ситуация порождает проблемы с доступностью кредитования для малых предприятий. Банки иногда вынужденно не расширяют сотрудничество с малым бизнесом. Основная причина — риск невозврата долгов (в первую очередь, недобросовестными заемщиками). В результате роста ключевой ставки по кредитам и ограничений, действующих со стороны Банка России, банки лимитированы в своих возможностях, что вызывает трудности

10 Программа стимулирования кредитования субъектов МСП [Электронный ресурс] // Поддержка малого и среднего предпринимательства, помощь предпринимателям: [сайт]. URL: https://corpmsp.ru/ bankam/programma_stimulir/ (дата обращения: 15.05.2024).

11 С 2024 года Центробанк планирует повысить максимальную сумму, которую можно получить по программе кредитования МСБ [Электронный ресурс] // ИАС Аутсорсинг (Информаудитсервис) — Центр управления финансами: [сайт]. 19.12.2023. URL: https://i-ias.ru/blog-ias/tpost/kj3s7g4yd1-s-2024-goda-tsentrobank-planiruet-povisi (дата обращения: 24.05.2024).

12 Гальчева А., Виноградова Е. Указ. соч.

не только с предоставлением займов на текущие расходы: возникают проблемы и с выдачей долгосрочных кредитов на развитие малого бизнеса. Непостоянный курс национальной валюты; неуклонный рост цен на сырье и материалы; часто меняющиеся цены на нефть; неопределенная ситуация со спросом на российские энергоносители и бензин; изменения страховых социальных взносов; ощутимое повышение стоимости нового импортного оборудования, необходимого для того, чтобы обновить устаревшее, — это главные, но далеко не все, факторы, в настоящее время сдерживающие развитие бизнеса.

Кредитование малого бизнеса имеет огромное значение для страны, потому что развитие данного сектора способствует общему экономическому развитию государства. Малый бизнес решает следующие социально-экономические задачи: усиливает здоровую конкуренцию, повышает объем налоговых поступлений в госбюджет, предоставляет рабочие места для населения и т. д. По состоянию на 10 марта 2024 г. количество субъектов малого и среднего бизнеса (включая ИП) составило 6,45 млн, где трудится более 15 млн че-ловек13. Следовательно, государству крайне необходимо предложить рекомендации по повышению доступности кредитования для субъектов малого предпринимательства.

Стоит отметить, что органы местной власти и Правительство Российской Федерации прилагают значительные усилия, решая данный вопрос, но надлежит и дальше усовершенствовать процедуру кредитования малого бизнеса. Первоочередная задача состоит в том, чтобы разработать комплекс мер по снижению стоимости кредита. Всё большему числу начинающих предпринимателей требуются кредитные ресурсы на создание и дальнейшее расширение собствен-

13 Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] // Федеральная налоговая служба: сайт. URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html (дата обращения: 15.05.2024).

ного дела, но непосильные для них процентные ставки отпугивают многих собственников предприятий.

Одним из главных сдерживающих факторов становления и расширения малого бизнеса в РФ, на наш взгляд, можно считать и существующую налоговую нагрузку на предприятия. Кроме того, сложности с расчетом и уплатой налогов также могут замедлить процесс развития МСП. Нестабильность и неопределенность функционирования бизнеса, особенно в условиях неустойчивого спроса на товары (услуги) и недостаточности внешних источников финансирования, также усиливает уплата страховых взносов и налогов, вывод этих денег из оборота фирмы.

Как известно, в России существуют два налоговых режима для субъектов МСБ — общий, где необходимо уплачивать несколько видов налогов, и специальный, где предусмотрено уплатить один налог вместо нескольких основных, причем его размер устанавливается более простым способом.

Малые предприятия в редких случаях применяют общий налоговый режим. Значительное большинство использует специальные налоговые режимы — Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) и упрощенную систему налогообложения (УСН).

Основных недостатков действующей системы налогообложения для малого бизнеса в России четыре [2]:

• Во-первых, ее сложность и недостаточная прозрачность. П. 6 ст. 3 Налогового кодекса РФ: «...Каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить»14 — фактически не соблюдается.

14 Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) [Электронный ресурс]: 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ: принят Гос. Думой 16 июля 1998 г.: одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 г. // «КонсультантПлюс» — законодательство РФ: кодексы, законы, указы, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты: сайт. URL: https://www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения: 08.05.2024).

Уплата налогов сегодня требует от предпринимателя высокого уровня профессиональных знаний в сфере налогообложения и бухгалтерского учета: в противном случае ему или ей придется прибегнуть к найму высокооплачиваемых специалистов по бухгалтерскому учету и налогам. Причина кроется в том, что система налогов в России имеет излишне сложную структуру, где присутствуют множество налогов, акцизы и сборы, отчисления. Большое количество платежей приводит к ситуации, когда бухгалтерия организации зачастую допускает ошибки при расчете сумм и уплате налогов, в результате чего предприятию приходится платить пени за несвоевременную уплату налога.

• Во-вторых, весьма высокое налоговое бремя. Прежде чем установить ставки налогов, требуется детально проанализировать их влияние на эффективность производства, на изменение размеров инвестиций, а также изучить воздействие величины ставок на исключение условий, помогающих налогоплательщику уходить от уплаты налогов вполне легально.

• В-третьих, нестабильность законодательства. Другими словами, неясность и неопределенность нормативных актов, а также нередкие изменения налогового законодательства создают проблемы для налогоплательщиков и затрудняют их работу.

• В-четвертых, проблема налоговой отчетности для предпринимателей по причине отсутствия знаний и запутанности законодательства в этих вопросах. В такой ситуации для начинающих предпринимателей возникают сложности, которые могут привести к большим штрафам. Кроме того, стоимость подобных услуг с каждым годом становится выше, увеличивая расходы на учет и подготовку налоговой отчетности. Выявленные наиболее значимые недостатки действующей системы налогообложения в России позволяют сделать вывод: в ближайшей перспективе государству

необходимо создать эффективную систему налогообложения для субъектов малого бизнеса, которая будет учитывать особенности отечественной экономики и содействовать становлению и развитию малого предпринимательства в стране. Установление и соблюдение прозрачных и стабильных налоговых правил, обеспечение справедливого налогообложения помогут малым предприятиям справиться с налоговыми обязательствами, развивать свой бизнес, что позволит увеличить численность рабочих мест, снизить безработицу. Кроме того, необходимо ужесточить контроль за оборотом наличных средств в легальном секторе экономики.

В политической сфере расширение бизнеса значимо ограничивает бюрократическая волокита и слабая заинтересованность местных органов власти, а иногда и ее отсутствие. Регулярные изменения законодательства существенно влияют на условия ведения предпринимательской деятельности: так, при частом изменении законодательства необходимо значительно больше времени, чтобы привести бизнес в соответствие с произошедшими изменениями, иногда в ущерб развитию предприятия.

Технологические факторы — основная составляющая повышения эффективности МСБ. Инновации служат важным фактором, повышающим конкурентоспособность предприятии (см, например: «При широком взгляде на вопрос ИИ позволяет эффективно решать основную задачу любого бизнеса: увеличение прибыли при снижении издержек» [3, с. 105]; см. также: «Сегодня, в мире инновационных технологий, постоянно развивающихся новых отраслей и специализаций, интернет-реклама представляет собой востребованную отрасль, не имеющую границ, с огромной базой методов, инструментов для продвижения малого и среднего бизнеса» [4, с. 118]), однако стоит обратить внимание на трудности, с которыми та или иная организация сталкивается при трансфере инновационных технологии, — среди них

высокая стоимость нововведении и длительный период их окупаемости, нехватка информации о передовых технологиях и рынках сбыта продукции, экономический риск.

На продвижение товаров и услуг существенно влияют социально-культурные факторы. К примеру, сегодня сохраняется тенденция: предпочитать натуральные продукты питания отечественного производства — что увеличивает объем реализации данной группы товаров. Кроме того, население России чаще стало совершать покупки в интернет-магазинах, что напрямую свидетельствует о повышении степени удовлетворенности данным видом услуг. Однако стоит принять во внимание: повышение цен на приобретаемые товары и услуги может существенно снизить уровень спроса среди отдельных групп потребителей.

Перечень наиболее значимых проблем, связанных с развитием малого и среднего бизнеса в России, представлен на рис. 3.

На основные проблемы, возникающие перед тем или иным субъектом МСП, несомненно, влияет сфера его деятельности. в частности, для представителей сектора услуг, торговли, строительства наиболее

значимой проблемой остается острая конкуренция, для сельскохозяйственных предприятий — источники финансирования и т. д.

Тем не менее ограниченные масштабы малых и средних предприятий в России могут оказаться и их преимуществом. Так, иногда индивидуальные отношения между владельцем и сотрудниками помогают реально мотивировать персонал и увеличить его удовлетворенность работой. Это может повысить качество продукции и услуг, что, в свою очередь, несомненно поспособствует укреплению лояльности клиентов и росту прибыли для субъекта МСБ.

Если судить по количеству предлагаемых за последние два года мер, которые нацелены на поддержку малого и среднего бизнеса в России, можно сделать вывод: данная тема стала более значимой. Наиболее важные меры — повышение доступности кредитования, упрощение доступа к закупкам для государственных компаний и компаний с государственным участием, мероприятия по решению проблем, связанных с налоговым и правовым регулированием, борьба с коррупцией. Однако многие проблемы остаются нерешенными.

□ Недоступность кредитов и др. источников финансов

а Конкуренция на рынке

а Высокое налоговое бремя

а Административные барьеры, криминал, коррупция

а Слабое развитие инфраструктуры в регионе

□ Другое

Рис. 3. Ключевые проблемы развития малого и среднего бизнеса в РФ

Говоря об усилении устойчивого экономического развития субъектов малого и среднего предпринимательства, можно наметить основные приоритеты:

• Создание благоприятной деловой среды. Ценно уделять особое внимание правоприменительной практике и сотрудничеству с представителями бизнеса по результатам реализации «дорожных карт», воплощению в жизнь обновленных инициатив предпринимательского сообщества.

• Постоянство налоговых условии.

• Улучшение качества жизни, инвестиции в человеческий капитал.

Подведем итог. Развитие малого и среднего бизнеса в России тесно связано с особенностями становления ее экономики. Хотя в России создаются условия, которые позволят обеспечить население рабочими местами, оздоровить экономику, пополнить налоговыми платежами разные уровни бюджета, расширить потребительский сектор, существует и множество нерешенных проблем, связанных с развитием малого и среднего бизнеса в России. В связи с этим, по нашему мнению, сегодня необходимо усовершенствовать и упростить процедуру рассмотрения и выдачи займа, разработать меры по снижению процентных ставок для малого бизнеса, обеспечить стабильность налоговой системы. Совершенствование кредитования малого бизнеса — крайне непростая задача, решать которую совместными усилиями должны государственные органы управления и банковский сектор. В последнее время совершенствование налоговой системы остается приоритетной задачей: прозрачная, понятная, экономически обоснованная система налогообложения играет важнейшую роль в собираемости налогов и в повышении мотивации к развитию для субъектов малого бизнеса.

Спигок литературы и источников

1. Анискин Ю. П. Теоретические основы управления деловой активностью компании: учебник для магистратуры по направлению «Менеджмент». М.: ВАШ ФОРМАТ, 2021. 236 с.

2. Маслихова Е. А., Данилова С. В., Ильиных Ю. М. Оценка эффективности современной государственной налоговой политики // Вестник Алтайской Академии экономики и права. 2023. № 10-1. С. 84-90. https://doi.org/ 10.17513/vaael.2995 EDN: SVUKCK.

3. Мезенцев Д. А. Применение искусственного интеллекта в управлении малым и средним бизнесом // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2023. № 3 (39). С. 102-107. https://doi.org/10.24151/2409-1073-2023-3-102-107 EDN: JRDVKC.

4. Прудиус Е. В. Современное состояние интернет-рекламы и ее влияние на продвижение малого и среднего бизнеса // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2023. № 4 (40). С. 117-122. https://doi.org/10.24151/ 2409-1073-2023-4-117-122 EDN: LLWDXE.

References

1. Aniskin Yu. P. Theoretical Foundations of Business Activity Management of the Company: textbook for Master's degree program in the direction of "Management". Moscow: VASh FORMAT, 2021. 236 p. (In Russian).

2. Maslikhova E. A., Danilova S. V., Ilinykh Y. M. "Assessment of the Effectiveness of Modern State Tax Policy". Vestnik Altayskoy akademii ekonomiki i prava 10-1 (2023): 84-90. (In Russian). https://doi.org/10.17513/vaael.2995 EDN: SVUKCK.

3. Mezentsev D. A. "Artificial Intelligence Application in the Management of Small and Medium-Sized Businesses". Ekonomicheskiye i sotsial'no-gumanitarnyye issledovaniya = Economic and Social Research 3 (39) (2023): 102-107. (In Russian). https://doi.org/10.24151/2409-1073-2023-3-102-107 EDN: JRDVKC.

4. Prudius E. V. "Contemporary State of Internet Advertising and Its Impact on the Promotion of Small and Medium-Sized Businesses". Ekonomicheskiye i sotsial'no-gumanitarnyye issledovaniya = Economic

and Social Research 4 (40) (2023): 117—122. (In Russian). https://doi.org/10.24151/2409-1073-2023-4-117-122 EDN: LLWDXE.

Информация об авторах

Алаторцева Ольга Алексеевна — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики, менеджмента и финансов, Национальный исследовательский университет «МИЭТ» (Россия, 124498, Москва, Зеленоград, пл. Шокина, д. 1).

Никифорова Дарья Сергеевна — студентка бакалавриата кафедры экономики, менеджмента и финансов, 4 курс, группа М-41, профиль «Финансовый и инвестиционный менеджмент», Национальный исследовательский университет «МИЭТ» (Россия, 124498, Москва, Зеленоград, пл. Шокина, д. 1).

Горбунова Алена Дмитриевна — студентка бакалавриата кафедры экономики, менеджмента и финансов, 4 курс, группа М-41, профиль «Финансовый и инвестиционный менеджмент», Национальный исследовательский университет «МИЭТ» (Россия, 124498, Москва, Зеленоград, пл. Шокина, д. 1).

Гареева Валерия Рустамовна — студентка бакалавриата кафедры экономики, менеджмента и финансов, 4 курс, группа М-41, профиль «Финансовый и инвестиционный менеджмент», Национальный исследовательский университет «МИЭТ» (Россия, 124498, Москва, Зеленоград, пл. Шокина, д. 1).

Information about the authors

Olga A. Alatortseva — Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof., Associate Professor at the Economics, Management and Finance Department, National Research University of Electronic Technology (Russia, 124498, Moscow, Zelenograd, Shokin sq., 1).

Darya S. Nikiforova — 4th year Bachelor Student at the Economics, Management and Finance Department, group M-41, profile "Financial and Investment Management", National Research University of Electronic Technology (Russia, 124498, Moscow, Zele-nograd, Shokin sq., 1).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Alyona D. Gorbunova — 4th year Bachelor Student at the Economics, Management and Finance Department, group M-41, profile "Financial and Investment Management", National Research University of Electronic Technology (Russia, 124498, Moscow, Zele-nograd, Shokin sq., 1).

Valeria R. Gareeva — 4th year Bachelor Student at the Economics, Management and Finance Department, group M-41, profile "Financial and Investment Management", National Research University of Electronic Technology (Russia, 124498, Moscow, Zelenograd, Shokin sq., 1).

Статья поступила в редакцию 12.03.2024. The article was submitted 12.03.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.