Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2024. № 2. С. 99-107 State and Municipal Management. Scholar Notes. 2024;(2):99-107
Проблемы экономики
Научная статья УДК 331+338
https://doi.org/10.22394/2079-1690-2024-1-2-99-107
EDN VZKDDN
Обеспечение профессиональными кадрами экономики региона на основе баланса потребностей бизнеса и возможностей системы образования
Алена Егоровна Квашнева1, Сергей Сергеевич Змияк2
1Коми республиканская академия государственной службы и управления, Сыктывкар, Россия, [email protected], https://orcid.org/0009-0001-1337-2861
2Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Ростов-на-Дону, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-3212-3649
Аннотация
Введение. Актуальность исследования вызвано вызовами, стоящими перед системой профессионального образования, региональным рынком труда, системой предпринимательства в целом. Цель исследования. Целью исследования является раскрытие состояния системы среднего профессионального образования Северо-Западного федерального округа, оценка структуры подготовки кадров в системе профессионального образования.
Методы. Методология исследования опирается на непрерывность процессов диалектики развития системы среднего профессионального образования и спроса рынка труда, среднего и малого предпринимательства в сложившихся экономических условиях. Базируясь на методы структурно-функционального анализа и синтеза стало возможно выявить основные направления подготовки профессиональных кадров.
Объектом исследования является система среднего профессионального образования Северо-Западного федерального округа.
Результаты. Результатами исследования является комплексный анализ основных характеристик системы среднего профессионального образования Северо-Западного федерального округа: количества обучающихся, в т.ч. по очной форме обучения, по укрупненным группам специальностей подготовки, анализ качества приема на профессиональные образовательные программы в разрезе групп профессионального обучения регионов Северо-Западного федерального округа, анализ состояния материально-технической базы системы профессионального обучения.
Выводы. Результаты обобщения направлений дальнейших исследований системы среднего профессионального образования позволили выявить ведущие направления научного дискурса состояния профессионального обучения, выявить ведущие структурные характеристики совпадения государственного заказа и потребностей бизнеса, организации менеджмента в системе повышения качества реализации образовательных программ реализуемых учреждениями системы среднего профессионального образования.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование, рынок труда, управление программой, структура экономики, образовательные программы, экономические условия
Для цитирования: Квашнева А. Е., Змияк С. С. Обеспечение профессиональными кадрами экономики региона на основе баланса потребностей бизнеса и возможностей системы образования / / Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2024. № 2. С. 99-107. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2024-1-2-99-107. EDN VZKDDN
© Квашнева А. Е., Змияк С. С., 2024
Problems of Economics
Original article
Provision of professional personnel of the economy of the region on the basis of a balance of business needs and opportunities of the educational system
Alena E. Kvashneva1, Sergey S. Zmiyak2
1The Komi Republican Academy of State Service and Administration, Syktyvkar, Russia, [email protected], https://orcid.org/0009-0001-1337-2861
2South Russian Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Rostov-on-Don, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-3212-3649
Abstract
Introduction. The relevance of the study is caused by the challenges facing the vocational education system, the regional labor market, and the entrepreneurship system as a whole.
Purpose of the study. The purpose of the study is to reveal the state of the secondary vocational education system in the Northwestern Federal District, to assess the structure of personnel training in the vocational education system.
Methods. The research methodology is based on the continuity of the processes of dialectic development of the secondary vocational education system and the demand of the labor market, medium and small businesses in the current economic conditions. Based on the methods of structural-functional analysis and synthesis, it became possible to identify the main directions of training professional personnel.
The object of the study is the system of secondary vocational education in the Northwestern Federal District. Results. The results of the study are a comprehensive analysis of the main characteristics of the secondary vocational education system in the Northwestern Federal District: the number of students, incl. for full-time education, for enlarged groups of training specialties, analysis of the quality of admission to professional educational programs in the context of vocational training groups in the regions of the North-Western Federal District, analysis of the state of the material and technical base of the vocational training system. Conclusions. The results of summarizing the directions of further research of the system of secondary vocational education made it possible to identify the leading directions of scientific discourse on the state of vocational training, to identify the leading structural characteristics of the coincidence of the state order and business needs, the organization of management in the system for improving the quality of implementation of educational programs implemented by institutions of the secondary vocational education system. Keywords: secondary vocational education, labor market, program management, economic structure, educational programs, economic conditions
For citation: Kvashneva A. E., Zmiyak S. S. Provision of professional personnel of the economy of the region on the basis of a balance of business needs and opportunities of the educational system. State and Municipal Management. Scholar Notes. 2024;(2):99-107. (In Russ.). https://doi.org/10.22394/2079-1690-2024-1-2-99-107. EDN VZKDDN
Актуальность исследования вызовов рынка труда и потребности бизнеса подчеркиваются коренными преобразованиями, происходящими не только на рынке труда, но и в сфере профессионального образования [1]. Система среднего профессионального образования является одной из основных сфер воспроизводства кадров для регионального рынка труда и бизнеса в регионе [2]. Реализация программ средняя профессионального образования и освоение современных актуальных направлений профессиональной подготовки высоко оценивается на рынке труда. Как отмечают исследования, на региональном рынке труда особенно остро ощущается дефицит профессиональных рабочих кадров. В целях ликвидации профессионального и компетентностного разрыва подготовки специалистов среднего звена необходимо совершенствовать систему подготовки кадров в интересах структуры региональной экономики и потребностяей бизнеса [3].
Одним из драйверов обновления системы профессиональной подготовки является федеральный проект «Профессионалитет», который соответствует поставленным задачам национальных проектов «Образование» и «Производительность труда» [4].
Современная система профессионального образования и активная структурная перестройка экономики сталкиваются с рядом кадровых вызовов и проблем [5]. Одними из основных проблем являются дефицит профессиональных высококвалифицированных кадров, характерный для многих отраслей страны, и несоответствие структуры подготовки кадров требованиям предприятий, организаций малого и среднего бизнеса.
При этом нельзя не отметить, что в регионах активно меняется рынок труда изменяется, трансформируется спрос на ряд специальностей и профессиональных направлений подготовки. Санкционная политика и необходимость структурной перестройки отраслей в рамках поставленных государством задач по импортозамещению актуализирует задачу синхронизации усилий профессиональной подготовки кадров средних профессиональных организациях колледжах и техникумах и работодателей бизнеса региона [6].
В настоящее время во всех регионах Северо-Западного федерального округа, как показывает приведённый авторами анализ, формируется качественной новый подход в подготовке рабочих кадров, который базируется на гибких принципах заказа, целевого обучения, управления структурой профессиональной образовательной программы и привлечения представителей бизнеса к подготовке кадров рабочих профессий.
Анализ системы среднего профессионального образования Российской Федерации позволяет констатировать то, что она обладает рядом преимуществ. Общие статистические показатели раскрывают сущность и стабильность потенциала системы профессионального образования. К 2023 году в системе СПО России обучается 3 551 189 студентов, из них 65% обучается за счёт бюджетных средств. В России реализация программ СПО осуществляется в 4571 организациях СПО, из них 356 образовательных организаций высшего образования реализуют программы среднего профессионального образования [7].
Приведённые факты показывают, что структура системы среднего профессионального образования позволяет сохранить свою широкую представленность не только в административных центрах субъектов Российской Федерации, но и в городских и сельских поселениях, малых поселениях. Так, в малых городах и сельских поселениях сосредоточено 48 % от общего количества колледжей и техникумов Российской Федерации (см. рис. 1).
всего, в т.ч. 4571 491
■ из них, в административном центре субъекта РФ
■ в городских поселениях
■ в малых городах
■ в сельских поселениях
Рис. 1. Структура системы СПО в РФ, составлено авторами по данным системы федерального мониторинга СПО https://monitoring.miccedu.ru/2023
Fig. 1. The structure of the system of secondary vocational education in the Russian Federation, compiled by the authors according to the data of the system of federal monitoring. https:/monitoring.miccedu.ru/2023
На рис. 2 представлены данные о количестве обучающихся студентов среднего профессионального образования в колледжах и техникумах регионов Северо-Западного федерального округа. Анализ позволяет отметить, что в основном реализация данных образовательных программ финансируется государством, либо источниками реализации образовательной программы являются домохозяйства, количество целевых договоров и заключённых соглашений с учреждениями и организациями в сфере бизнеса недостаточно [1].
Псковская область
^ S9S i2 Gi9
Новгородская область Мурманская область
iS 300 ^ 869 i2 С
Ленинградская область Калининградская область Вологодская область
22 GsS 2G 6S9 i9 G8S
2S 7SG 2З З1 3 !З 44S
З! 847 28 77З 1
26 974
Архангельская область Ненецкий автономный округ Республика Коми
2З Ss9
is 2s7
iS 2i6
26 96s
23 045
2G 68З
i7 853
Республика Карелия
0 10 000 20 000 30 000 40 000 50 000 60 000 70 000 80 000 90 000 студентов среднего профессионального образования, в т.ч. очной формы обучения
за счет бюджетных средств бюджетной системы РФ
Рис. 2. Структура контингента обучающихся по программам СПО в регионах СЗФО, составлено авторами по данным системы федерального мониторинга СПО. https://monitoring.miccedu. ru/2023
Fig. 2. The structure of the enrollment in secondary vocational education programs in the regions of the North-Western Federal District, compiled by the authors of the system of federal monitoring. https://monitoring.miccedu.ru/2023
iS 7sS
де 530
Несмотря на схожие во всех регионах социальные вызовы и демографические проблемы структурно количество обучающихся, и в том числе на очной форме обучения, выглядит примерно одинаково. Распределённость количества организаций СПО в регионах и наличие крупных федеральных университетских центров во многих субъектах Северо-Запада выявляет повышенный интерес к реализуемым программам среднего профессионального образования.
г. Санкт-Петербург
за счет бюджетных средств бюджетной системы РФ
84434
очной формы обучения
104 512
студентов среднего профессионального образования, в т.ч.
118 439
40 000
80 000
120 000
0
Рис. 3. Структура контингента обучающихся по программам СПО в Санкт-Петербурге, составлено авторами по данным системы федерального мониторинга СПО. https://monitoring.miccedu.ru/2023
Fig. 3. The structure of the enrollment of students in the programs of secondary vocational education in St. Petersburg, compiled by the authors according to the data of the system of federal monitoring. https://monitoring.miccedu.ru/2023
На рис. 4. представлена структура реализации образовательных программ в колледжах и техникумах Северо-Западного федерального округа. В целом анализ позволяет отметить, что среди предлагаемых образовательных программ лидируют программы в сфере «инженерного дела, технологий и технических наук», большинство колледжей реализует программы в сфере: технологий, наземного транспорта, техник и технологий строительства, информатики и вычислительной техники, машиностроения, электроники радиотехники и систем связи, в том числе реализуются программы в сфере прикладной геологии, горного дела, нефтегазового дела и геодезии, технологии материалов [8].
Данные программы занимают ведущее в структуре реализуемых образовательных программ от 44%, как Новгородской области или Санкт-Петербурге, до 53% в Ленинградской области. Средняя доля в объёме 10% в структуре образовательных программ представлена направлением «здравоохранение и медицинские науки», что позволяет говорить о необходимости усиления воспроизводства кадров среднего медицинского звена, это необходимого для стабильной работы системы здравоохранения, в Ленинградской и Мурманской областях и в Санкт-Петербурге данные образовательные программы занимают долю в 11%, наименьшее значение данного показателя наблюдается в Вологодской и Калининградской областях со значением в 5%.
Также необходимо выделить такую важную укрупнённую группу, как «науки об обществе», которые реализуются по таким направлениям, как: социальная работа, юриспруденция, экономика и управление, сервис и туризм.
Наибольшее значение в структуре данных образовательных программ наблюдается в таких субъектах Федерации, как Республика Карелия - 23%, и Ненецкий автономный округ - 26%, Калининградская область - 28%, и Мурманская область - 25%. Реализации программ «наук об обществе» в колледжах и техникумах занимает ведущее место в таких регионах СЗФО, как Архангельская область -19%, и Ленинградская область - 15%.
Для многих регионов важным направлением в сфере профессиональной подготовки является реализация программ в области «сельского хозяйства и сельскохозяйственных наук», наибольшее значение данного показателя подготовки профессиональных кадров отмечается в Ленинградской области и Мурманской областях - по 11% соответственно.
На наш взгляд, важным показателем эффективной и успешной реализации образовательной программы является не просто компетентностный подход в профессиональной подготовке, но и оценка знаний обучающегося при поступлении на образовательную программу.
г. Санкт-Петербург
Псковская область
Новгородская область
Мурманская область
Ленинградская область
Калининградская область
Вологодская область
Архангельская область
Ненецкий автономный округ
Республика Коми
Республика Карелия
44,34 2S,64
48,11 22,62
44,8 24,S9
Si,34 2S,67
S3,72 iS,7S
SG,i6 28,2S
SG,i6 2G,8i
S3,9 i9,48
4З,8З 26,63
S3,SS 2G,3
■
Si,G7 23,33
0 10 20 I инженерное дело, технологии и технические науки
I с/х и сельскохоз.науки
¡образование и педагог.науки
искусство и культура
30 40 50 60 70 80 90
■ здравоохранение и медицинские науки
■ науки об обществе
■ гуманитарные науки
100
Рис. 4. Структура обучающихся по программам СПО в регионах СЗФО, составлено авторами по данным системы федерального мониторинга СПО. https://monitoring.miccedu.ru/2023 Rice. 4. The structure of students on secondary vocational education programs in the regions of the North-Western Federal District, compiled by the authors of the system of federal monitoring. https://monitoring.miccedu.ru/2023
4,47
4,34
4,23
4,35
4,08
3,66
3,86
f J? J?
J- J- Л* > J' >
сг
123.00.00 - Техника и технологии наземного транспорта 08.00.00 - Техника и технологии строительства 44.00.00 - Образование и педагогические науки 135.00.00 - Сельское, лесное и рыбное хозяйство
5
Рис. 5. Средний балл аттестата студентов, принятых в образовательные организации на обучение по очной форме обучения, выборочно, составлено авторами по данным системы федерального мониторинга СПО. https://monitoring.miccedu.ru/2023
Rice. 5. The average score of the certificate of students accepted into educational organizations forfull-time study, selectively, compiled by the authors according to the data of the system of federal monitoring of secondary vocational education. https://monitoring.miccedu.ru/2023
На рис. 5 представлены выборочные данные по некоторым из наиболее востребованных образовательных направлений, реализуемых в колледжах и техникумах Северо-Западного федерального округа, так средний балл при поступлении на направление «техника и технологии наземного транспорта» в Республике Карелии составил более 4 баллов, при поступлении на очную форму обучения и это самый высокий показатель по данной группе характерной для Северо-Запада, а минимальный порог при поступлении на данное направление 3,55 представлен в Ненецком автономном округе и Мурманской области.
Анализ данных при поступлении на направление «техника и технологии строительства» позволяет отметить, что ни в одном из регионов при поступлении на очную форму обучения средний балл не выше 4. Аналогично низкие показатели среднего балла отмечаются при поступлении на направление «образование и педагогические науки», где средний балл колеблется от 3,3 в Ненецком автономном округе, до 3,97 в Республике Карелия.
Анализ ресурсного обеспечения реализации образовательных программ позволяет отметить, что налицо тенденция обновления материально-технической базы, машин и оборудования в образовательных организациях. По данным мониторинга за 2022 год, 26 % машин и оборудования в колледжах Архангельской области не старше 5 лет, данный показатель состояния машин и оборудования не старше 5 лет в Вологодской области составляет 49%, что говорит о высоком темпе обновления материально-технической базы. В Ленинградской области данный показатель составляет 44,8% обновление материально-технической базы, машин и оборудования не старше 5 лет.
На наш взгляд, важным показателем востребованности образовательных программ являются миграционные показатели приёма на программы среднего профессионального образования, прием на программы СПО из других регионов, данные показатели по Северо-Западу и федерального округа в целом вариативны, так в Архангельской области из других субъектов в 2022 году поступило 3% обучающихся на очную форму обучения, в Вологодской области показатель составил 10%, в Республике Карелия данный показатель также составил 10,5%, что говорит о востребованности структуры образовательных программ предлагаемых региональными СПО. В Ленинградской области за счёт агломерационного эффекта с Санкт-Петербургом показатель миграции приёма на очную форму обучения выше, прием обучающихся из других регионов составляет в среднем 14%.
По итогам приёма 2022 года следует отметить, что по некоторым регионам наблюдается отрицательное сальдо приёма на программы, представляемые региональной системой СПО. Так, в колледжах Псковской области из других субъектов Российской Федерации поступило 302 человека, а выбыло на поступления в другие регионы из Псковской области 383 человека, аналогично наблюдается отрицательная миграционное сальдо обучающихся по программам среднего профессионального образования в Новгородской области, в колледжи региона поступило из других регионов 335 человек, а убыло на поступление на программы СПО в другие регионы 701 обучающийся (-366 чел.]. Аналогичные тенденции, по итогам приёма 2022 года, наблюдались в системе среднего профессионального образования Республики Коми: из других регионов на программы СПО принято 143 человека, а выбыло в другие регионы на поступление на программы СПО 912 человека (-769 чел.].
Выводы. Результаты исследования показывают, что обновление материально-технической базы, укрепление кадрового обеспечения программ среднего профессионального образования, привлечение преподавателей мастеров производственного обучения происходит достаточно динамично [9]. Это демонстрирует и показатель обновления материально-технической базы колледжей и техникумов, привлечение работодателей, представителей бизнеса для сопровождения образовательных программ [10].
Интеграция в образовательный процесс бизнеса позволяет не просто сопровождать реализацию образовательной программы, но и повышать качество образовательной программы, принимать участие в управлении образовательными учреждениями и готовить востребованные для бизнеса кадры. Повышение отдачи в среде профессионального образования для современной экономики рынка труда объективно способствует улучшению ситуации в сфере трудоустройства выпускников колледжей и техникумов. Активная реализация модели дуальной подготовки и практико-ориентирован-ного подхода при реализации программ среднего профессионального образования позволяет существенно повысить качество образовательных программ и способствует развитию всей системы СПО.
Список источников
1. Галиева Д. Потенциал роста // ИД «КоммерсантЪ». 26.01.2024 www.kommersant.ru/doc/6467640 [дата посещения 12.03.2024]
2. Афанасьев К. С., Попов В. П., Самотуга В. Н. Мобильность и гибкость на региональном рынке труда: между государственным регулированием занятости и ценностными ориентациями работников // Экономика и управление. 2021. Т. 27. № 2(184]. С. 84-92.
3. Ильина Л. И., Ружанская Н. В. Формирование универсальной компетенции в области финансовой грамотности в вузах Республики Коми с учётом региональной и вузовской специфики // Вестник Коми республиканской академии государственной службы и управления. Теория и практика управления. 2023. № 2(40]. С. 47-53.
4. Горохов С. А., Савенкова Е. В. Основные проблемы и перспективы кадровой обеспеченности системы образования региона (на примере Северо-Западного федерального округа] // Преподаватель XXI век. 2021. № 4-1. С. 25-36.
5. Шерайзина Р. М., Монахова Л. Ю., Минина В. В. Концептуальное обоснование проектирования сквозного ядра программ среднего профессионального образования вне зависимости от направления подготовки // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 3.
6. Воробьева Е. Производства наращивают результативность // ИД «КоммерсантЪ». 23.10.2023г. www.kommersant.ru/doc/6281367 [дата посещения 12.03.2024]
7. Листвин А. А., Гарт М. А. Среднее профессиональное образование: время структурных изменений // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2022. № 3(47]. С. 5-16.
8. Кузнецова Е. В каких отраслях и регионах работает малый бизнес. Итоги переписи // РБК. 24.01.2022. www.rbc.ru/economics/24/01/2022/61e690379a79478b014c4b22 [дата посещения 12.03.2024]
9. Ялов С. В. Факторы и формы интеграции бизнеса в систему среднего профессионального образования // Всероссийский научно-практический журнал социальных и гуманитарных исследований. 2023. № 2(9]. С. 22-27.
10. Зеер Э. Ф. Проблемы модернизации профессионального и профессионально-педагогического образования: панорамный подход // Профессиональное образование и рынок труда. 2022. № 2(49]. С. 13-21.
References
1. Galieva D. Growth Potential. ID «Kommersant». 26.01.2024. Available from: www.kommer-sant.ru/doc/6467640 [Accessed 12 March 2024] (In Russ.)
2. Afanasiev K. S., Popov V. P., Self Tuga V. N. Mobility and flexibility in the regional labour market: between government regulation of employment and the value orientation of workers. Economy and management. 2021;27(2(184)):84-92. (In Russ.)
3. Ilyina L. I., Ruzhanskaya N. V. Formation of universal competence in the field of financial literacy in universities of the Republic of Komi with consideration of regional and university specificity. Bulletin of the Komi of the Republican Academy of Civil Service and Management. Management theory and practice. 2023;2(40):47-53. (In Russ.)
4. Gorokhov S. A., Savenkova E. V. Main problems and prospects of staffing of the education system of the region (on the example of the North-Western Federal District). Teacher-telXXI century. 2021;(4-1):25-36.
5. Sheraizina R. M., Monakhova L. Y., Minina V. V. Conceptual substantiation of design through core of secondary vocational education programs regardless of the direction of training. Modern problems of science and education. 2022;(3). (In Russ.)
6. Vorobyeva E. Productions increase the efficiency. ID «Kommersant». 23.10.2023. Available from: www.kommersant.ru/doc/6281367 [date of visit 12.03.2024] (In Russ.)
7. Listvin A. A., Garth M. A. Secondary vocational education: time of structural adjustment. Vocational education in Russia and abroad. 2022;3(47):5-16. (In Russ.)
8. Kuznetsova E. In which industries and regions small business operates. Census results. RBC. 24.01.2022. Available from: ww.rbc.ru/economics/24/01/2022/61e690379a798b014c4b22 [Accessed 12 March 2024] (In Russ.)
9. Yalov S. V. Factors and forms of business integration into the system of average professional education. All-Russian scientific-practical journal of social and humanitarian research. 2023;2(9):22-27. (In Russ.)
10. Seer E. F. Problems of modernization of vocational and vocational education: panoramic approach. Vocational education and labour market. 2022;2(49):13-21. (In Russ.)
Информация об авторах
А. Е. Квашнева - советник при ректорате, Коми республиканская академии государственной службы и управления.
С. С. Змияк - доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории и предпринимательства, ЮРИУ РАНХиГС.
Information about the authors
A. E. Kvashneva - Advisor to the Rector, The Komi Republican Academy of State Service and Administration. S. S. Zmiyak - Dr. Sci. (Econ.), Professor of the Department of Economic Theory and Entrepreneurship, South-Russia Institute of Management - branch of RANEPA.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 14.05.2024; одобрена после рецензирования 02.06.2024; принята к публикации 03.06.2024.
The article was submitted 14.05.2024; approved after reviewing 02.06.2024; accepted for publication 03.06.2024.