Научная статья на тему 'О необходимости создания условий и перспективах развития среднего бизнеса в России'

О необходимости создания условий и перспективах развития среднего бизнеса в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
153
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
среднее предпринимательство / экономическое развитие России / развитие бизнеса / создание конкурентной среды / medium-sized business / economic development of Russia / business development / creating a competitive environment

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Даниил Владимирович Гоненко

В настоящей статье мы выделяется категория «средний бизнес», рассмотрены проблемы и необходимость его развития, поскольку сфера деятельности среднего бизнеса подчас описывается в категории МСП, но реальные льготы и поддержку имеет только малый и микробизнес. Отсутствие системы поддержки именно для среднего бизнеса приводит к тому, что средние предприятия начинают делиться на несколько малых, чтобы пользоваться льготами и преференциями для малого бизнеса. Однако именно средний бизнес имеет значительный потенциал для укрепления социальной стабильности и создания новых рабочих мест. Стоит отметить, что крупный бизнес в российских реалиях не всегда эффективен при реализации ряда проектов, при этом существуют ограничительные и административные барьеры для вхождения среднего бизнеса в эту сферу. В России существует ряд программ и мер, направленных на поддержку среднего бизнеса. Например, федеральная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства и повышение его конкурентоспособности на период до 2030 года», которая предусматривает выделение средств на развитие сектора малого и среднего бизнеса. Средний бизнес в России остается одним из ключевых факторов экономического развития страны. Развитие среднего бизнеса способствует увеличению конкуренции на рынке, стимулирует инновационную деятельность, создает новые рабочие места и повышает уровень жизни населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Даниил Владимирович Гоненко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creating conditions and prospects for developing medium-sized businesses in Russia

The aim of this article is to highlight the category of «medium-sized business» and consider current difficulties and the need for development. Medium-sized businesses are sometimes described as being in the SME category, but only small and microbusinesses have real benefits and support. The lack of a support system for medium-sized businesses leads to the fact that such enterprises split into several small ones to take advantage of benefits and preferences for small businesses. However, it is the medium-sized business that has the significant potential to strengthen social stability and create new jobs. It is worth noting that in Russian reality big business is not always effective in the implementation of a number of projects. At the same time, there are restrictive and administrative barriers for medium-sized enterprises to enter this sphere. In Russia, there are several programs and measures aimed at supporting medium-sized businesses. For example, the federal program «Development of Small and Medium-sized Entrepreneurship and Increasing its Competitiveness for the Period until 2030», which provides for the allocation of funds for the development of the SME sector. In Russia, small and medium-sized businesses continue to be key drivers of the country’s economic development. The development of medium-sized businesses contributes to increased competition in the market, stimulates innovation, provides employment opportunities, and improves the living standards of the population.

Текст научной работы на тему «О необходимости создания условий и перспективах развития среднего бизнеса в России»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ СТАТЬЯ

О необходимости создания условий и перспективах развития среднего бизнеса в России

Даниил Владимирович Гоненкоа DOI: 10.22394/2070-8378-2023-25-3-52-59

a Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Аннотация: В настоящей статье мы выделяется категория «средний бизнес», рассмотрены проблемы и необходимость его развития, поскольку сфера деятельности среднего бизнеса подчас описывается в категории МСП, но реальные льготы и поддержку имеет только малый и микробизнес. Отсутствие системы поддержки именно для среднего бизнеса приводит к тому, что средние предприятия начинают делиться на несколько малых, чтобы пользоваться льготами и преференциями для малого бизнеса. Однако именно средний бизнес имеет значительный потенциал для укрепления социальной стабильности и создания новых рабочих мест. Стоит отметить, что крупный бизнес в российских реалиях не всегда эффективен при реализации ряда проектов, при этом существуют ограничительные и административные барьеры для вхождения среднего бизнеса в эту сферу. В России существует ряд программ и мер, направленных на поддержку среднего бизнеса. Например, федеральная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства и повышение его конкурентоспособности на период до 2030 года», которая предусматривает выделение средств на развитие сектора малого и среднего бизнеса. Средний бизнес в России остается одним из ключевых факторов экономического развития страны. Развитие среднего бизнеса способствует увеличению конкуренции на рынке, стимулирует инновационную деятельность, создает новые рабочие места и повышает уровень жизни населения.

Ключевые слова: среднее предпринимательство, экономическое развитие России, развитие бизнеса, создание конкурентной среды

Дата поступления статьи в редакцию: 20 июня 2023 года.

Creating conditions and prospects for developing medium-sized businesses in Russia Daniil Vladimirovich Gonenkoa RESEARCH ARTICLE

a Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

Abstract: The aim of this article is to highlight the category of «medium-sized business» and consider current difficulties and the need for development. Medium-sized businesses are sometimes described as being in the SME category, but only small and microbusinesses have real benefits and support. The lack of a support system for medium-sized businesses leads to the fact that such enterprises split into several small ones to take advantage of benefits and preferences for small businesses. However, it is the medium-sized business that has the significant potential to strengthen social stability and create new jobs. It is worth noting that in Russian reality big business is not always effective in the implementation of a number of projects. At the same time, there are restrictive and administrative barriers for medium-sized enterprises to enter this sphere. In Russia, there are several programs and measures aimed at supporting medium-sized businesses. For example, the federal program «Development of Small and Medium-sized Entrepreneurship and Increasing its Competitiveness for the Period until 2030», which provides for the allocation of funds for the development of the SME sector. In Russia, small and medium-sized businesses continue to be key drivers of the country's economic development. The development of medium-sized businesses contributes to increased competition in the market, stimulates innovation, provides employment opportunities, and improves the living standards of the population. Keywords: medium-sized business, economic development of Russia, business development, creating a competitive environment Received: June 20, 2023.

Введение

Средний бизнес является важной составляющей экономической системы любой страны. Он создает рабочие места, стимулирует конкуренцию на рынке, способствует инновационному развитию и привлечению инвестиций. Согласно данным Росстата1, МСП в нашей стране обеспечивает занятость 40 % населения (28,9 % - малый и микробизнес), и только 2,2 млн человек работают в среднем секторе экономики. Стоит отдельно отметить, что развитие среднего бизнеса в России является недостаточным. Государственная поддержка ориентирована преимущественно на ми-крочасть2. Один из ярких примеров - это специальные налоговые режимы, которые имеют ограничения по готовому обороту в 60-150 млн руб3 4.

Имеются также ограничения на применение льготных налоговых режимов для определенных видов деятельности. Следовательно, рост выручки, численности персонала или стоимости основных средств, превышающих установленные лимиты, означает для предприятия увеличение налоговой и административной нагрузки или переход на общий порядок учета и отчетности. Следовательно, у бизнеса нет стимулов для роста, наоборот, создаются предпосылки для дробления бизнеса, поскольку специальные налоговые режимы для него отсутствуют.

Существующая переходная система от упрощенной налоговой системы к общей системе налогообложения, которая предусматривает повышение ставки налога на доходы без утраты права перехода на упрощенную систему налогообложения (УСН) в следующем периоде, не способствует росту бизнеса. Единственная мера, которая доступна среднему бизнесу, - это мера по снижению страховых взносов на зарплату сотрудников предприятий (в части зарплаты, превышающей МРОТ), входящих в реестр МСП.

Особое место среднего бизнеса в экономике страны

Мы не оспариваем стратегическое значение крупных предприятий в экономике государства,

1 https://rosstat.gov.ru

2 https://мойбизнес.рф

3 Хотя согласно закону к МСП относятся: микропредприятия - от 1 до 15 человек включительно, с доходом до 120 млн руб. Малые предприятия - от 16 до 100 человек включительно, с доходом до 800 млн руб. Средние предприятия от 101 до 250 человек включительно, с доходом до 2 млрд руб.

4 https://www.economy.gov.ru/material/directions/ nacionalnyy_proekt_maloe_i_srednee_predprinimatelstvo_i_ podderzhka_individualnoy_predprinimatelskoy_iniciativy/

но считаем, что в настоящее время проблемам среднего бизнеса уделено недостаточно внимания [см.: Валькович, Такахо, 2018. С. 16-21; Гоненко, Лошицкий, 2023. С. 48-52; Гоненко, Сенишин, 2023. С. 19-23; Кощеева, 2023. С. 394-401]. Стоит отметить, что крупный бизнес, в отличие от среднего, получает больше льгот и преференций, которые связаны с широкими возможностями привлечения инвестиций, квалифицированного персонала, им доступен особый режим уплаты налогов и другие преференции. Кроме того, крупные компании могут получать поддержку государства в виде госзаказов, субсидий на развитие, участие в государственных программах и т.п.

К таким предприятиям со стороны законодателя (как на федеральном уровне, так и на местном) могут применяться специальные требования или специальные условия их деятельности. Они могут быть градообразующими, так как их налоговые отчисления составляют значительную часть местных бюджетов, а практически все трудоспособное население, проживающее там в той или иной степени, трудится на таком предприятии (НЛМК, «ФосАгро», «Норникель», «Уралвагонзавод», ФГУП «Атомфлот» и др.). К сверхкрупным предприятиям относятся такие, которые оказывают существенное влияние не только на отдельные регионы или даже отрасли страны, но и на экономическую деятельность государства или даже целого ряда государств и по сути своей являются транснациональными (например, ПАО «Газпром», ПАО «Сбербанк», ПАО НК «Роснефть», ОАО «РЖД», ООО «Агроторг», ПАО «Лукойл» и др.). К таким предприятиям можно отнести почти все естественные монополии. Сумма налоговых отчислений крупных и сверхкрупных предприятий занимает существенное место в федеральном бюджете России. По этой причине Федеральная налоговая служба своим приказом от 16 мая 2007 года № ММ-3-06/308 предусматривает специальный порядок учета таких организаций в качестве крупнейших налогоплательщиков. Поэтому, учитывая важность и значимость таких компаний, государство создает благоприятные условия для их работы, что зачастую сильно ограничивает деятельность / конкуренцию для среднего бизнеса.

Одним из перспективных мест развития для среднего бизнеса является ниша, которую занимают многочисленные унитарные предприятия, у них отдельное место в ряду российских предприятий. Их деятельность регулируется Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от

Таблица. Количество предприятий, входящих в категорию МСП

Юридических лиц Индивидуальных предпринимателей

Всего Из них Всего Из них

Микропредприятие Малое предприятие Среднее предприятие Микропредприятие Малое предприятие Среднее предприятие

2 371 185 2 170 236 183 241 17 708 3 878 294 3 850 101 27 844 349

14 ноября 2002 года № 161-ФЗ. Статья 1 этого Закона делит унитарные предприятия на государственные (ГУП) и муниципальные (МУП). Целью их создания является достижение эффективного управления бюджетными средствами и государственным имуществом. Учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование. Учреждаются решением Правительства РФ, органа государственной власти субъекта Российской Федерации и решением органа власти местного самоуправления.

По данным различных официальных сайтов федеральных ресурсов, количество ГУП и МУП за последние годы сокращается, к концу 2019 года их насчитывалось примерно 15 000, к настоящему времени их число продолжает снижаться. На это повлиял Указ Президента РФ от 21 декабря 2017 года № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», целью которого является сокращение доли хозяйствующих субъектов, учреждаемых или контролируемых государством или муниципальными образованиями, в общем количестве хозяйствующих субъектов на товарном рынке. Такую позицию поддерживает ФАС России, который внес в Государственную Думу РФ законопроект № 554026-7, предусматривающий ликвидацию всех унитарных предприятий на конкурентных товарных рынках. Предположительное количество унитарных предприятий в России на сегодняшний день составляет около 10 тыс.

Отдельно стоит отметить, что санкции, которые вводятся против российских предпринимателей и членов их семей, возможно, не обрушат российскую экономику, а, наоборот, приведут к репатриации капитала - либо боязнь инвестировать в зарубежные страны приведет к росту инвестиций в российскую экономику со стороны предпринимателей, которые раньше экспортировали свои капиталы. Это положительно отразится и на российском фондовом рынке. Важно создать условия для привлечения этих капиталов в развитие МСП.

За последние годы Правительством Российской Федерации разработан широкий перечень5 поддержки малых и средних предприятий6. Анализируя динамику численности МСП в России, стоит отметить, что общая картина выглядит вполне стабильной. Однако доля среднего бизнеса в нашей стране мала.

Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведения о которых содержатся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (по состоянию на 10.05.20237), приведено в таблице ниже.

В настоящее время, по данным Федеральной налоговой службы, в России насчитывается 5,89 млн субъектов микро-, 211 тыс. - малых, 18 тыс. - средних предприятий, 13,6 тыс. - крупных. Причем доля МСП в ВВП России, по данным Росстата8, не превышает 21 % с 2017 года по настоящее время. Более того, доля среднего бизнеса в ВВП России находится на уровне около 7 %. Из этого можно сделать вывод, что предложенные мероприятия позволяют развиваться только малому бизнесу и микропредприятиям, которые имеют реальные льготы, а средний бизнес вынужден держаться на плаву самостоятельно. Хотя уже в 2023 году средние предприятия получили ряд льгот, прежде всего это коснулось организаций в сфере 1Т-технологий, сельхозпроизводителей, образования и здравоохранения, вне зависимости от формы собственности (государственные или частные), организаций сферы социального обслуживания. В целом потенциал среднего бизнеса реализован менее чем на треть от возможного, а доля МСП в экономике России не превышает 20 % (против 60-70 % в Европе и 60 % США9, причем вклад среднего бизнеса в ВВП в нашей стране также значительно ниже, чем в развитых странах).

5 Это порядка 250 мероприятий за последние годы.

6 http://government.ru

7 Федеральная налоговая служба. https://rmsp.nalog.ru/

statistics.html

8 https://rosstat.gov.ru

9 http://www.cbr.ru/collection/collection/file/33327/ofs_21-1.pdf

Можно утверждать, что сложившаяся ситуация не позволяет в достаточной мере использовать весь потенциал средних предприятий, которые вынуждены делить свой бизнес для оптимизации налогообложения. Причем, как показывает практика, налоговым органам выявить процесс дробления среднего бизнеса на малый достаточно проблематично. Специалисты отмечают следующую статистику: за первый квартал 2022 года судами всех инстанций рассмотрено всего 58 дел по дроблению бизнеса, из них 9 (16 %) - в пользу налогоплательщиков10. В то же время некоторые компании поставили на поток механизм «безопасного дробления бизнеса» с целью оптимизации налогового обложения11.

В нынешних условиях простое перераспределение льгот между малым и средним бизнесом с целью предотвращения его дробления может привести к несправедливости и неравенству, если не учитывать специфику каждого сектора экономики и отраслей, а также уровень развития каждой компании. Кроме того, предоставление льгот среднему бизнесу может привести к концентрации ресурсов и возможностей на рынке, что может усилить монополизацию рынка и затруднить конкуренцию на рынке. В целом предоставление льгот среднему бизнесу может быть эффективным средством стимулирования его развития и роста, но необходимо учитывать все факторы и определять индивидуальный подход к каждой компании.

Таким образом, простое перераспределение льгот должно быть оценено с точки зрения его потенциальных плюсов и минусов, а также учитывая все аспекты различных категорий бизнеса, чтобы не привести к нежелательным последствиям для экономики в целом, поэтому стоит рассмотреть вопрос развития среднего бизнеса в России с точки зрения применения комплексного, системного подхода.

По данным Федеральной службы государственной статистики России12, на начало 2023 года доля малых и средних предприятий (МСП) в экономике России составляла 20,9 %. Однако стоит отметить, что роль среднего бизнеса в России отличается от его значения для других стран.

10 https://vc.ru/u/238493-komplaens-resheniya/419597-obzor-sudebnoy-praktiki-po-drobleniyu-biznesa-za-pervyy-kvartal-2022-goda

11 https: / /valen-legal.com/ru/news/razdelenie-biznesa/#droblenie-biznesa-zakonnaya-optimizaciya-ili-nalogovoe-prestuplenie

12 https://rmsp.nalog.ru/statistics.html

Зарубежный опыт поддержки предпринимательства

В США малый и средний бизнес имеют схожие налоговые и юридические условия, но существуют некоторые различия в льготах, доступных для каждой категории. В частности, средний бизнес может получить дополнительные преференции в федеральных государственных закупках, а также имеет возможность получать более крупные кредиты, гарантии13 и субсидии от правительства. Однако конкретные льготы могут различаться в зависимости от штата и отрасли бизнеса. В целом в США существует поддержка малого и среднего бизнеса на федеральном и региональном уровнях для стимулирования экономического роста и создания новых рабочих мест.

Согласно отчету малого бизнеса в Америке (The State of Small Business in America)14, опубликованному в 2022 году, средние предприятия в США (те, у которых от 50 до 499 сотрудников) составляют около 1 % всех предприятий в стране. Однако, несмотря на то, что они составляют небольшую часть от общего числа предприятий, средний бизнес является важным источником экономического роста и занятости в США. Согласно тому же отчету, средние предприятия создают около 29 % рабочих мест15 в частном секторе и генерируют около 33 % всего частного дохода в США.

К примеру, в США средние предприятия могут пользоваться льготами по налогам на прибыль, имуществу и труду, если они соответствуют определенным критериям, таким как количество сотрудников, общий доход и т.д. В отличие от малых предприятий, которые имеют более ограниченный набор льгот и поэтому не могут развиваться так быстро, как средние компании. Нашей стране стоит перенять опыт США, где существуют развитые схемы кредитных гарантий для МСП, позволяющие средним предприятиям получать кредиты для выполнения частных и государственных контрактов.

Средние предприятия также играют важную роль в экономике Германии, где, согласно статистике за 2022 год, доля малых и средних предприятий в экономике составляет около 99,5 %16. По данным отчета немецкого Федерального министерства экономики и энергети-

13 https://www.nbrb.by/bv/articles/10638.pdf

14 https://www.uschamber.com/smaH-business/state-of-smaH-

business-now

15 В России этот показатель - всего 12,7 %.

16 https://www.forbes.ru/f

ки17 за 2020 год, средние предприятия (от 50 до 249 сотрудников) составляют около 1,6 % всех предприятий в стране, но занимают около 24,4 % всех работников и генерируют около 31,9 % добавленной стоимости. Средние предприятия в Германии имеют высокий уровень инноваций и экспортной направленности, что делает их ключевым фактором экономического развития страны. Кроме того, они часто являются поставщиками для крупных компаний и важными работодателями в регионах. Германия имеет развитую инфраструктуру поддержки среднего бизнеса (кредитование, налоговые льготы и финансовая поддержка инновационных проектов), что способствует росту и развитию среднего бизнеса в стране.

Во Франции доля средних предприятий в экономике также весьма значительна. Согласно данным официальной статистики, в 2020 году во Франции было около 145 тыс. средних предприятий (от 50 до 249 сотрудников), что составляет примерно 0,6 % от общего числа предприятий в стране, но при этом они занимают более 25 % от общей численности работников в частном секторе экономики Франции18. Средние предприятия во Франции играют важную роль в различных секторах экономики, включая производство, строительство, транспорт, оптовую и розничную торговлю, а также в услугах. Они создают рабочие места, инвестируют в исследования и разработки, повышают квалификацию работников и улучшают экономические показатели страны. Кроме того, средние предприятия являются важным звеном в цепочке поставок, сотрудничая с мелкими и крупными предприятиями.

Развитие среднего бизнеса в России

Анализируя опыт зарубежных стран, отметим, что развитие среднего бизнеса в нашей стране может быть обеспечено комплексом мероприятий, направленных на создание условий для его успешного функционирования и развития. Ниже приведены некоторые из них, которые мы предлагаем:

1. Стоит рассмотреть возможность сокращения для среднего бизнеса НДС с 20 до 18 %, снижения налога на прибыль с 20 до 18 %19. Этому непопулярному, с точки зрения сторонников налоговых доходов в бюджет, предложению есть логическое объяснение. На сегодняшний день малый бизнес, желая пользоваться льгота-

17 http://www.bmwi.de

18 https://www.diplomatie.gouv.fr/ru/

19 Аналогичные механизмы есть в США и в странах ЕС.

ми, платит УСН (6 или 15 %), не спешит расширяться, старается даже дробиться, но при этом не может работать с крупными государственными компаниями и получать госзаказы. Однако предлагаемая нами налоговая мера значительно простимулирует малый бизнес переходить в категорию среднего бизнеса и больше работать с госзаказами. Поскольку в России государство является крупнейшим заказчиком товаров и услуг, перспективы для среднего бизнеса здесь огромные. Сложившаяся практика свидетельствует, что крупные заказчики с удовольствием будут работать с предприятиями, являющимися плательщиками НДС. Следовательно, предлагаемая нами мера значительно увеличит количество средних предприятий, объем налогооблагаемой базы и поступления в государственный бюджет.

2. Цифровизация процесса взаимодействия органов власти и бизнеса приведет к снижению налоговых и административных барьеров. Необходимо создать условия для упрощения процедур регистрации бизнеса, уменьшения налоговых ставок и облегчения налоговой нагрузки на средний бизнес. Также важно сокращение времени на получение различных разрешений, патентов и лицензий. За последние годы появилось много инструментов, например, упрощена регистрация самозанятых. Цифровизация имеет множество положительных моментов: борьба с коррупцией, сокращение бюрократии, контроль финансовых потоков на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации.

Последние изменения показали, что упрощение регистрации микробизнеса при помощи цифровых технологий снизили порог вхождения в этот сектор экономики и привлекли новых предпринимателей. Также цифровизация в значительной степени упростила процедуру уплаты налогов, благодаря чему сократилась доля теневого сектора рынка. Эта тенденция применима ко многим регионам страны. В качестве примера положительного влияния цифро-визации на экономическую ситуацию в регионе можно привести Республику Татарстан, которая занимает лидирующие позиции по количеству зарегистрированных самозанятых и демонстрирует постепенное сокращение количества безработных граждан. С развитием цифровых технологий подобная ситуация будет складываться и в прочих регионах России. В конечном счете внедрение цифровизации влечет развитие среднего бизнеса, сокращение теневого сектора экономики и пополнение бюджета государства.

3. Предоставление доступа к финансовым ресурсам20 и развитие проектного финансирования. Средний бизнес должен иметь возможность получать доступ к кредитам, грантам и другим формам финансирования по более выгодным условиям, чем малый бизнес. Это поможет привлечь капитал для развития компании. Одним из ключевых инструментов поддержки среднего бизнеса являются государственные программы льготного кредитования и грантовое финанси-рование21. Необходимо усилить работу по созданию условий для доступа среднего бизнеса к кредитным ресурсам, разработать более гибкие и привлекательные механизмы кредитования и стимулировать банковскую систему к увеличению объемов кредитования малого и среднего бизнеса. Анализ деятельности правительства последние несколько лет свидетельствует о том, что Россия идет по собственному уникальному пути развития экономики.

Реалии последнего года показали, что Россия многому научилась у передовых западных компаний и крупнейших мировых экономик. Проектное финансирование - один из способов эффективного развития и стимулирования предпринимательской инициативы. Согласно нашим исследованиям, большинство предпринимателей среди прочего отмечают и недостаточное финансирование как крупного бизнеса, так и среднего. Но государство не может и не должно бесконечно субсидировать предпринимателей. А недостаток собственных средств и (имеющиеся у некоторых) сложности получения льготных кредитов только «тормозит» предпринимательскую инициативу. Поэтому проектное финансирование является одним из самых эффективных механизмов развития национальной экономики и создания «благоприятного бизнес-климата». Очень важно отметить, что реализация новых проектов бизнесменами без создания дополнительных юридических лиц благоприятно отразится на деловом климате страны, это необходи-

20 Только 8 % предприятий имеют доступ к кредитованию. https://www.rbc.ru/finances/26/05/2023/647076fa9a7947b3 49dae983

21 В настоящее время существует система для упрощения доступа субъектов МСП к финансовой поддержке. Создана Национальная гарантийная система (НГС). Участники НГС - АО «Корпорация "МСП"», АО «МСП Банк» и региональные гарантийные организации (РГО), которые могут предоставить поручительства и/или гарантии по кредитам и другим обязательствам (займам, лизингу и т.д.) субъектов предпринимательства и самозанятых лиц, но получить там гарантию достаточно проблематично.

мо для поступательного, качественного развития российской экономики.

4. Пересмотреть требования к предприятиям, участвующим в государственных закупках. Существующие требования к участникам торгов22 не позволяют многим средним предприятиям, имеющим оборудование, персонал, желание и возможность, работать с госкомпаниями. Многие предприятия не могут сегодня взаимодействовать с государственным сектором по ряду причин:

• необходим достаточно большой опыт работы в заявленной сфере, для новых компаний вход на этот рынок закрыт;

• требуются средства для гарантийного обеспечения23, то есть предприниматель должен заморозить свои активы на время выполнения госконтракта;

• получить банковскую гарантию может только «белая и прозрачная» компания, к которой нет претензий или замечаний у проверяющих органов;

• если компания не может выполнить весь объем работ самостоятельно (большинство предприятий МСП достаточно узко специализированы, а заказчик требует широкий спектр услуг или товаров), то выбрать субподрядчика можно только с согласия заказчика. Понятно, что, упрощая доступность к новым

государственным заказам для среднего бизнеса, мы повышаем налоговые поступления в бюджет страны за счет увеличения оборота среднего бизнеса. А также сокращаем государственные расходы на ряд государственных закупок, учитывая широкие возможности среднего бизнеса минимизировать свои затраты, в отличие от крупных компаний, следовательно, возрастает эффективность использования бюджетных средств.

5. Поддержка инновационных и экологичных проектов. Средний бизнес должен иметь возможность проводить исследования и разработки в различных отраслях, чтобы создавать инновационные продукты и услуги, что обеспечит ему конкурентное преимущество на рынке. Современная тенденция экологизации бизнеса также не должна обходить и российские предприятия среднего звена. Государство может предоставлять больше информации по инновационным и «зеленым» программам посредством единого окна, которое средний бизнес мог бы использовать. В России стоит и

22 https://zakupki.gov.ru/

23 Например, в США существует система кредитных гарантий агентства SBA, которая помогает бизнесу получать кредиты.

дальше развивать информационную поддержку по инновационным практикам и экологичным программам.

6. Развитие инфраструктуры. Средний бизнес нуждается в качественной инфраструктуре, такой как транспортная и коммуникационная инфраструктура, а также доступности квалифицированной рабочей силы. Также необходимо активно развивать систему образования и профессиональной подготовки кадров. Важно создать условия для повышения уровня образования и подготовки специалистов, способных эффективно управлять предприятиями среднего бизнеса, внедрять новые технологии и развивать бизнес-коммуникации.

7. Развитие рынка краудфандинга. Еще одно перспективное направление для развития среднего бизнеса в РФ - это развитие данного инвестиционного рынка. Мы считаем, что это одно из перспективных инвестиционных решений, которые будут развиваться в нашей стране и мире целом (вместе с цифровой экономикой). Об этом свидетельствуют цифры Банка России24: 2017 год - 7,7 млрд руб., 2018 год - 8,9 млрд руб., 2021 год - 14 млрд руб., 2022 год - 20,4 млрд руб., а в начале 2023 года рост рынка краудфандинга в нашей стране составил 77 %25. Стоит отметить, что сегодня самые активные заемщики - это небольшие компании, которые относятся к микропредприятиям (около 70 % от общего объема привлеченных средств). Следовательно, на площадках краудфандинга стоит ожидать увеличения активности со стороны среднего, крупного бизнеса и корпораций.

Согласно нашим прогнозам, инвесторам рынка краудфандинга стоит рассчитывать на доход от 10 до 30 %. По данным ЦБ, из 64 зарегистрированных платформ 28 не осуществляли свою деятельность, так как находились в стадии разработки или их деятельность была приостановлена из-за нестабильной геополитической и экономической ситуации. Анализируя данные Банка России, можно смело утверждать, что рынок краудфандинга во многом зависит от стабильной экономической обстановки, инфляционных ожиданий.

Лидерами являются такие отрасли, как девелопмент, оптовая и розничная торговля, грузоперевозки и производство товаров, а в последнее время обороты набирает 1Т-сектор. Сегодня этот рынок находится на стадии роста и подъема, но говорить о качественном развитии,

24 https://www.cbr.ru

25 https://www.cbr.ru/develop/msp/

пожалуй, рано. Согласно нашим исследованиям, потенциал российского рынка краудфандинга используется примерно на треть (или даже менее), причин тому много. Это даже не столько нестабильная геополитическая обстановка, а прежде всего незнание и непонимание этого инвестиционного инструмента со стороны многих инвесторов. В настоящее время, несмотря на перспективу краудфандинга в РФ, квалифицированных - около 7 % (данные Банка России), что свидетельствует об огромном потенциале и дальнейшем росте данного инвестиционного рынка.

8. Установить ниши и границы для крупного бизнеса и госкорпораций. Прежде всего это изменение фискальной политики - сдерживание роста крупных компаний и создание благоприятной атмосферы для развития малого и среднего предпринимательства. Поэтому налоговая политика, с одной стороны, должна препятствовать расширению крупных компаний, прежде всего в секторах, которые может занять малый и средний бизнес, поддерживать рост и развитие средних компаний и максимально препятствовать созданию монополий. В результате драйвером экономической модели современной России может стать средний бизнес, гармонично дополняющий рост и развитие крупных государственных компаний и экономики в целом. Также важно улучшить механизмы защиты среднего бизнеса от конкуренции и содействовать его интеграции в международную экономическую среду. Для этого необходимо активно развивать взаимодействие с зарубежными партнерами из дружественных стран и создавать условия для экспорта продукции и услуг, производимых на территории Российской Федерации.

Заключение

В целом развитие среднего бизнеса является одним из ключевых факторов экономического роста и устойчивого развития страны. Россия не является исключением. Развитие среднего бизнеса в России имеет огромный потенциал, который пока не полностью реализован. Следующим шагом к развитию среднего бизнеса в России должно стать обеспечение устойчивой правовой и экономической среды, которая обеспечит защиту бизнеса от неоправданных налоговых и административных бремен. Также необходимо создавать механизмы, которые помогут предпринимателям получить доступ к кредитам и другим источникам финансирования. Необходимо продолжить работу по тем направлениям, где на сегодняшний день есть

препятствия росту среднего предприниматель- ческой инфраструктуре и государственным за-ства, а именно: недостаточный уровень защиты казам, корректировка специальных налоговых интересов среднего бизнеса, доступ к логисти- режимов для среднего бизнеса.

Литература

Валькович О.Н., Такахо Б.Р. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в России. Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. 2018. № 16. С. 16-21.

Гоненко Д.В., Лошицкий И.С. Современные тенденции развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Экономика и управление: проблемы, решения. 2023. № 1. T. 2. C. 48-52. https://doi.Org/10.36871/ek.up.p.r.2023.01.02. 006ek.up.p.r.2023.01.02.003

Гоненко Д.В., Сенишин А.В. Организация стратегического управления на предприятии в условиях неопределенности, международного давления и ограничения. Экономика и управление: проблемы, решения. 2023. № 1. Т. 2. С. 19-23. https://doi.org/10.36871/

References

Gonenko D.V., Loshitsky I.S. Modern trends in the development of small and medium-sized businesses. Ekonomika i upravleniye: problemy, resheniya. 2023. No. 1. Vol. 2. P. 48-52. https://doi. org/10.36871/ek.up.p.r.2023.01.02.006ek.up.p.r.2023.01.02.003. In Russian

Gonenko D.V., Senishin A.V. Organizing strategic business management under conditions of uncertainty, international pressure, and restrictions. Ekonomika i upravleniye: problemy, resheniya. 2023. No. 1. Vol. 2. P. 19-23. https://doi.org/10.36871/. In Russian

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кощеева Е.Е. Государственная поддержка предпринимательства в условиях усиления внешних рисков (на основе национальных проектов и грантов) // Приоритетные направления устойчивого социально-экономического развития государств в условиях усиления внешних рисков. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Киров, 2023. С. 394-401.

European Training Foundation, European Union, Organization for Economic Co-operation and Development, SME Policy Index -Eastern Partner Countries 2020: assessing the implementation of the small Business Act for Europe. OECD Publishing, 2020. https://data.europa.eu/doi/10.1787/8b45614b-en. In English

Koshcheeva E.E. State support for entrepreneurship in the context of increased external risks (based on national projects and grants) // Priority areas for sustainable socio-economic development of states in the context of increased external risks. Collection of materials of the International scientific-practical conference. Kirov, 2023. P. 394-401. In Russian Valkovich O.N., Takaho B.R. State support for small and medium-sized businesses in Russia. Aktual'nyye problemy i perspek-tivy razvitiya ekonomiki: rossiyskiy i zarubezhnyy opyt. 2018. No. 16. P. 16-21. In Russian

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ:

Даниил Владимирович Гоненко, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов общественного сектора Института государственной службы и управления

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Российская Федерация, 119606, Москва, проспект Вернадского, 84). E-mail: daniilv@yandex.ru

Для цитирования: Гоненко Д.В. О необходимости создания условий и перспективах развития среднего бизнеса в России. Государственная служба. 2023. № 3. С. 52-59.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

Daniil Vladimirovich Gonenko, Candidate of Sci. (Economics), Associate Professor, Department of Public Sector Economy and Finance, Institute of Public Administration and Civil Service

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (84, Vernadsky Prospekt, Moscow, 119606, Russian Federation). E-mail: daniilv@yandex.ru

For citation: Gonenko D.V. Creating conditions and prospects for developing medium-sized businesses in Russia. Gosudarstvennaya sluzhba. 2023. No. 3. P. 52-59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.