Научная статья на тему 'Взаимодействие литературы и музыки в «Крейцеровой сонате» Л. Н. Толстого (опыт интермедиального анализа)'

Взаимодействие литературы и музыки в «Крейцеровой сонате» Л. Н. Толстого (опыт интермедиального анализа) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
512
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тюлегенова Д. Г.

Статья посвящена исследованию взаимодействия литературы и музыки в «Крейцеровой сонате» Толстого. Интермедиальный анализ устанавливает музыкально-литературные отношения через описание музыкальных произведений, их оценки в восприятии героя и уподобление повести сонатной форме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие литературы и музыки в «Крейцеровой сонате» Л. Н. Толстого (опыт интермедиального анализа)»

5. По Эдгар Аллан. Собр. Соч. в 4-х тт. Т.2. Проза. Перев. с англ. / Сост. С. И. Бэлзы; Оф. Ю. Бажанова. - М. : Пресса. 1993. - 320 с.

6. Энциклопедический словарь символов / Авт.-сост. Н. А. Истомина. - М. : ООО «Издательство АСТ» ; ООО «Издательство Астрель», 2003. -1056 с.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛИТЕРАТУРЫ И МУЗЫКИ В «КРЕЙЦЕРОВОЙ СОНАТЕ» Л.Н. ТОЛСТОГО (ОПЫТ ИНТЕРМЕДИАЛЬНОГО АНАЛИЗА)

© Тюлегенова Д.Г/

Астраханский государственный университет, г. Астрахань

Статья посвящена исследованию взаимодействия литературы и музыки в «Крейцеровой сонате» Толстого. Интермедиальный анализ устанавливает музыкально-литературные отношения через описание музыкальных произведений, их оценки в восприятии героя и уподобление повести сонатной форме.

Стремление к взаимодействию разных видов искусств стало характерным явлением Х1Х-ХХ вв. В художественном сознании Толстого идея синтеза искусств созрела к моменту возникновения замысла повести «Крейцерова соната» и в ходе работы над ней.

Замысел повести «Крейцерова соната» складывался под влиянием рассказа артиста В.Н. Андреева-Бурлака и слушания сонаты Л. ван Бетховена в марте 1888 г.

По словам Софьи Андреевны, жены писателя, Толстой хотел объединить живопись, литературу, музыку и слово, звучащее со сцены. «Помню я, как Лев Николаевич говорил, что надо написать для Андреева-Бурлака рассказ от первого лица и чтобы кто-нибудь играл в то же время «Крейцерову сонату», а Репин чтоб написал картину, содержание которой соответствовало бы рассказу. «Впечатление было бы потрясающее от этого соединения трех искусств (выделено мной. -Д.Т.)», - говорил Лев Николаевич» [13, С. 69].

Как известно, название повести «Крейцерова соната» возникло не сразу. «Однажды граф Толстой обратился ко мне с вопросом: какое из ансамблевых произведений для скрипки и фортепиано является, по моему мнению, самым значительным (выделено мной. - Д.Т.). Я тотчас ответил: думаю, что соната Бетховена, ор. 47, так называемая «Крейцеро-

♦ Кафедра Русской литературы XIX в.

ва» соната, - рассказывал основатель и директор Московской консерватории Николай Рубинштейн. - Вскоре была опубликована под этим названием повесть Толстого...».

Так, Толстой вводит в структуру текста заглавие известного сочинения Бетховена «Крейцерова соната»1. Поэтому именно интермедиальный2 анализ позволит показать:

- в системе взаимодействие литературы и музыки;

- значение синтеза вербального и невербального вида искусств в повести Толстого.

Интермедиальность - это особый способ организации текста посредством взаимодействия разных видов искусств.

Интермедиальность - специфическая методология анализа художественного произведения.

Музыкально-литературные отношения в повести Толстого устанавливаются через отсылки к разным музыкальным произведениям и через уподобление сонатной форме.

Согласно Альберту Гиру3 в лирическом или прозаическом произведении могут быть представлены три формы музыкально-литературной интермедиальности:

1. Звукопись, ритм и т.д. художественного произведения направляет внимание читателя на выразительные средства языка.

2. Уподобление музыкальной форме и структуре, например, сонатная форма повести или романа.

3. Воссоздание и передача с наибольшей полнотой музыкального переживания в произведении литературы [7, ЭР].

С позиции интермедиального анализа становятся значимыми в повести описания разных музыкальных произведений, в том числе «Крейцеро-вой сонаты» Бетховена, и их оценка в восприятии героя (по А.Гиру это третья форма музыкально-литературных отношений: воссоздание и передача музыкального переживания героя).

Центральное место в повести - жена Позднышева и Трухачевский исполняют сонату Бетховена.

«Они играли Крейцерову сонату Бетховена. Знаете ли вы первое престо? <... > Страшная вещь эта соната4. Именно эта часть. И вообще страшная вещь музыка. <... > Что такое музыка? Что она делает? <... > Говорят, музыка действует возвышающим душу образом... <...> Она

1 Соната № 9 для скрипки и фортепиано ля мажор, Соч. 47 (1802 г.), Крейцерова соната -одно из известных камерных произведений Л. ван Бетховена.

2 «Интермедиальность» как сфера исследований оформилась в 50-60-е гг. ХХ в. (по аналогии с термином «интертекстуальность»).

3 Гир А. пишет, что именно «музыка в литературе» находится в сфере литературоведения.

4 Здесь и далее в цитируемом тексте выделено мной. - Д.Т.

действует... раздражающим душу образом. <...> Музыка1 заставляет меня забывать себя, мое истинное положение...» [1, С. 179].

Соната Бетховена оказывает мощное влияние на героев повести. С одной стороны, музыка пробуждает душу героев. С другой стороны, именно это духовное пробуждение имело горькое последствие в их судьбе.

Повесть «Крейцерова соната» построена в соответствии со структурными канонами музыкального произведения - сонаты. Толстой сознательно применяет драматический принцип сонаты, заключенный в столкновении противоположных начал.

Благодаря интермедиальному анализу выявляется уподобление художественного произведения сонатной форме. Сонатная форма исследуемой повести рассматривается на уровне заглавия, конфликта, тематики и проблематики, композиции, сюжета, персонажа (по А. Гиру это вторая форма музыкально-литературных отношений: уподобление музыкальной форме и структуре).

Заглавие «Крейцерова соната» менее конкретно, чем первое «Как муж убил жену». Но по прочтении повести становится понятным, что именно такое название вмещает в себя всю стихию чувств и страстей, столкновение противоположных начал. Да и «в творчестве Л.ван Бетховена... воплощаются драматические коллизии, заостряется конфликтное начало» [9, С. 196].

В браке Позднышева и его жены любовь сменяется ненавистью, ненависть - любовью. Такие резкие перемены в отношениях супругов можно изобразить с помощью зигзагообразной линии. «Период любви - период злобы; энергический период любви - длинный период злобы, более слабое проявление любви - короткий период злобы» [1, С. 162].

«Жизни нашей не было совсем. Это была какая-то вечная опасность, спасенье от нее, вновь наступившая опасность, вновь, отчаянные усилия и вновь спасенье - постоянно такое положение... » [1, С. 158].

Мысли Позднышева противоречивы. Последующая мысль героя противоположна предыдущей.

«. воткнув кинжал, я тотчас же вытащил его, желая поправить сделанное... <... >

Тут только я понял, что поправить нельзя, и тотчас же решил, что и не нужно, что я этого самого и хочу... » [1, С. 193].

Контраст, присущий сонатной форме вообще, прослеживается в повести Толстого и на уровне предложения. «Я понял, что я, я убил ее, что

1 По мнению Артура Шопенгауэра (1788-1860 гг.), одного из самых видных философов музыки XIX в., действие музыки мощнее и глубже действия других искусств. В третьей книге «О мире как представлении» пятитомного труда «Мир как воля и представление» философ утверждает, что именно музыка «сильно влияет на душу человека.» [15, § 52].

от меня сделалось то, что она была живая, движущаяся, теплая, а теперь стала неподвижная, восковая, холодная... » [1, С. 196].

Необходимо рассмотреть и композицию повести «Крейцерова соната». Она имеет две сюжетные линии: то, что происходит в вагоне (разговор пассажиров), и то, что связано с рассказом Позднышева. Сюжетные линии чередуются одна с другой.

Разговор в вагоне между пассажирами воспринимается относительно спокойно; в нём нет того, что может потрясти читателя. Иначе звучит исповедь Позднышева, которая переносит нас в другой мир. Это мир необузданных страстей, столкновений и сильных душевных переживаний.

Движение двух сюжетных линий в повести похоже на развитие сюжета в сонате («музыкальное произведение, состоящее обычно из нескольких контрастирующих частей, объединённых общим художественным замыслом» [4, С. 620]).

Таким образом, на уровне композиции мы входим то в мир спокойный, то в мир острых душевных переживаний (как в сонате Бетховена Adagio1 - Presto2 - Adagio).

Как видно, все указанные особенности композиции повести напоминают «Крейцерову сонату» Бетховена. Так что можно выделить общие композиционные элементы повести Толстого и сонаты Бетховена.

«Крейцерова соната» Л. ван Бетховена

Adágio - Presto Adágio.

Andante con variazioni. Presto.

«Крейцерова соната» Л.Н. Толстого

. Вступление (первая и вторая главы): разговор в вагоне о семье, браке, любви - создающее определённое настроение

2. Andante con variazioni. к исповеди Позднышева

3. Presto. 2. Центральная часть: новая драматическая тема - исповедь

Василия Позднышева. В её разработке (соответствующей сонате Бетховена) преобладают контрасты: беспокойный, страстный рассказ Позднышева прерывается рассуждениями повествователя, описаниями природы и обстановки вагона. Причём развитие этой темы вовсе не плавное: то возвращения назад и повторения, то стремительное скачкообразное движение вперед. В этой же части содержится кульминационный момент - убийство жены.

3. Заключение: окончание исповеди героя и его прощание с повествователем.

Образ Позднышева также динамичен: до брака - это праздный, бездумный, развратный образ жизни, потом - его семейная жизнь, которая заканчивается катастрофой. И третий период жизни героя, когда после

1 «Адажио (ит. adagio «медленно, спокойно» < ad + agio «при покое») - 1. медленный темп исполнения музыкального произведения; 2. музыкальная пьеса, написанная в медленном темпе» [4, С. 21].

2 «Престо (ит. presto «быстро») - 1. очень быстрый темп; 2. музыкальная пьеса или часть музыкального произведения (сонаты, симфонии, квартета и др.) в таком темпе» [4, С. 535].

убийства жены Позднышев много думает и приходит к осознанию неправильно прожитой жизни.

Таким образом, взаимодействие литературы и музыки - результат стремления Толстого к более глубокому самовыражению, при котором рамки «родного» искусства, литературы, оказываются тесными и с успехом преодолеваются.

Несомненно, интермедиальный анализ художественного произведения открывает ранее неизученные стороны «Крейцеровой сонаты» Толстого. Итак, в повести представлены две формы музыкально-литературной интермедиальности: 1. описание и оценка сонаты Бетховена в восприятии Позднышева и 2. уподобление повести сонатной форме.

Список литературы:

1. Толстой, Л.Н. Крейцерова соната. Собрание сочинений в 22-х т. -М.: Художественная литература, 1982. - Т. 12. Повести и рассказы. 18851902. / Коммент. В.Я. Линкова. - 478 с.

2. Андреева, Е.П. «Крейцерова соната» как исследование жизни // Е.П. Андреева. Толстой-художник в последний период деятельности. -Воронеж, 1980. - С. 171-192.

3. Бетховен, Л. Соната № 9. Соч. 47. «Крейцерова» [Звукозапись]. - 34 мин. 65 сек.

4. Большой словарь иностранных слов / А.Ю. Москвин. - М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф: ООО «Полюс», 2003. - 816 с.

5. Борисова, И.Е. В защиту интермедиальности [Электронный ресурс]. - http://magazines.russ.ru/nlo/2004/65/boris37.html.

6. Борисова, И.Е. Перевод и граница: перспективы интермедиальной поэтики [Электронный ресурс] - http://www.utoronto.ca/tsq/07/borisova07. shtml.

7. Гир, А. Музыка в литературе: влияние и аналогии [Электронный ресурс]. Пер. с нем. И. Борисовой // Вестник молодых ученых. Гуманитарные науки. - 1999. - № 1. - С. 86-99.

8. Кириллова, С. «Крейцерова соната» // Искусство. - 2007. - № 24 (384).

9. Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю.В. Келдыш. Т. 5. Симон -Хейлер. - М.: Советская энциклопедия, 1981. - 1056 с.: ил.

10. Семанова, М.Л. «Крейцерова соната» Л. Толстого и «Ариадна» А. Чехова // Чехов и Лев Толстой. - М.: Наука, 1980. - С. 225-253.

11. Современное литературоведение в аспекте междисциплинарных исследований: методология интермедиального анализа [Электронный ресурс]. - http://www.uni-konstanz.de/FuF/Philo/LitWiss/Slavistik/kn-spb/pdf/ analiz.pdf.

12. Тишунина, Н.В. Методология интермедиального анализа в свете междисциплинарных исследований [Электронный ресурс]. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - С. 149-154.

13. Толстая, С. А. Моя жизнь // Новый мир. - 1978. - № 8.

14. Толстой, Л.Н. Что такое искусство? // кн.: Толстой, Л.Н. Литература, искусство. / Сост. О. Михайлов. - М.: Современник, 1978. - 272 с.

15. Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление [Электронный ресурс]. Пер. Ю.И. Айхенвальда. Собр. соч. в пяти томах. - Т. I. - М.: Московский Клуб, 1992. - § 52. http://psylib.org.ua/books/shope01/index.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.