Библиографический список
1. Бортникова, Ю. А. Управление в сфере изобразительного искусства Сибири и его регламентация в XVI — XIX вв. / Ю. А. Бортникова, О. Н. Науменко // Академический вестник. — Тюмень : ТГАМЭУП. - 2010. - № 2 (12). - С. 46-51.
2. Науменко, Е. Е. Управляемое развитие предприятия как фактор конкурентноспособности / Е. Е. Науменко // Предпринимательство. - 2008. - № 5. - С. 83-86.
3. Шамсутов, Р. И. Искусство татарского шамаиля (сер. XIX-нач. XX вв.) / Р. И. Шамсутов. - Казань, 2001. - 170 с.
4. Кардави, Ю. Дозволенное и запретное в исламе / Ю. Кардави ; пер. с араб. М. Саляхетдинова. - 3-е изд. - М. : Умма, 2007. - 318 с.
5. Бортникова, Ю. А. Особенности пространства исламской культуры Западной Сибири в период Средневековья (на примере архитектуры) / Ю. А. Бортникова, А. П. Ярков // Вестник Тюменского государственного университета. Сер. История. - 2013. - № 2. - С. 56-60.
6. Словарь иконописца. Ламаизм [Электронный ресурс]. -URL: http://www.icon-favor.ru/?page = 859&idslovo = 1408 (дата обращения: 20.06.2014).
7. Власов, В. Г. Новый энциклопедический словарь религиозного искусства : в 10 т. / В. Г. Власов. - СПб. : Азбука-классика, 2004-2007.
8. Послесловие русского переводчика к книге Фиды Хасснайна «В поисках исторического Иисуса» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.e-reading.link/chapter. php/146071/100/Hassnaiin_-_V_poiskah_istoricheskogo_Iisusa. html (дата обращения: 20.06.2014).
9. На сегодня в Лаосе пять православных христиан // Официальный сайт Санкт-Петербургской православной духовной семинарии [Электронный ресурс]. - URL: http://www. spbda.ru/news/a-2465.html (дата обращения: 12.10.2012).
10. Науменко, Е. А. Интуиция в структуре принятия решений в экстремальной деятельности / Е. А. Науменко, Г. Д. Бабушкин // Психопедагогика в правоохранительных органах. -Омск : ОА МВД. - 2013. - № 1 (52). - С. 7-12.
11. Католицизм в Лаосе / Электронная энциклопедия Ви-кипедия [Электронный ресурс]. - URL: http://ru.wikipedia. org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D 1%86%D0%B8%D0%B7%D0%BC_%D0%B2_%D0%9B%D0%B0%D0 %BE%D1%81%D0%B5 (дата обращения: 20.06.2014).
12. Лики матери [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.ladymystery.ru/doc1010_1056_0_1396.html (дата обращения: 20.06.2014).
13. Чупин, В. А. Православная деревянная скульптура. Экскурсия по выставке / В. А. Чупин // Земля Тюменская : ежегодник Тюменского областного краеведческого музея : 2002. -Тюмень : ТюмГУ, 2003. - Вып. 16. - С. 55-92.
№
НАУМЕНКО Ольга Николаевна, доктор исторических наук, профессор (Россия), профессор кафедры конституционного и муниципального права Тюменского государственного университета. НАУМЕНКО Евгений Александрович, доктор психологических наук, профессор (Россия), профессор кафедры государственного и муниципального управления Тюменского государственного университета.
БОРТНИКОВА Юлия Александровна, ассистент кафедры общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин филиала Тюменского государственного университета в г. Заводоуковске. Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.10.2014 г. © О. Н. Науменко, Е. А. Науменко, Ю. А. Бортникова
УДК 008:391
Э. В. ВАСИЛЬЕВА
Омский государственный институт сервиса
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КУЛЬТУР И ОБРАЗОВ МОДЫ В СРЕДЕ ВИЗУАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
(НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКИХ ЭТНОФЕСТИВАЛЕЙ)
В статье рассказывается о возможностях взаимодействия национальных культур и образов моды в среде визуального пространства в современных условиях на примере российских этнофестивалей. Ключевую роль в положениях автора играет формование российской идентичности в процессе развития эт-ностиля, отраженного в различных формах визуальной информации. Благодаря трансформации модных образцов и смене модных стандартов в визуальной культуре города создается некоторая система этномоды, образцы и достижения которой успешно демонстрируются и продвигаются на этнофе-стивалях, аккумулирующим в себе последние достижения моды и дизайна.
Ключевые слова: модные стандарты, этнофестивали, этностиль, визуальная культура, этномода, дизайн.
Визуальное пространство современного мира формируется образами разного времени возникновения. Трансляция культурных образов демонстрирует связь социального опыта человечества и личной визуальной культуры. Визуальная информация, появлявшаяся и бывшая актуальной в разные
временные периоды, существует взаимосвязанно, будучи встроена в единую коммуникационную сеть цивилизованного мира. Культура делает себя узнаваемой с помощью визуальных образов и знаков. Явления визуальной культуры, которые в начале XXI века воспринимаются как ультрасовременные,
могут уже к концу десятилетия стать частью истории, показаться архаикой визуальных технологий. Вместе с тем свою актуальность сохраняют многие явления и действия, которые возникли задолго до нынешнего извержения технических новшеств. Одним из таких средств визуального воздействия на человека являются модные дефиле. Искусство модного дефиле имеет свою специфику, определяя актуальные тенденции, диктуя новые модные стандарты, идентифицируя авторские модные идеи. Художественный образ, созданный дизайнерами костюма, воплощает в себе новый культурный символ и вместе с тем побуждает к изменениям модных штампов в реальной жизни. Модные стандарты сегодняшнего общества претендуют на авторитет в трансляции культурных ценностей, очерчивая поле возможного выбора индивидуального стиля. На протяжении одного столетия мода стала явлением массовой культуры, ее влияние охватило все сферы жизни, а сама она выступила универсальным механизмом трансляции культурного опыта. Как отмечает Сальникова Е. В., визуальное искусство оказывает огромное влияние на формирование общественного настроения, духа эпохи, воли личности [1]. Современные дизайнеры ищут новые способы художественной выразительности, психологического воздействия, объединяя в своих костюмах технологии будущего и мироощущение настоящего и желаемого будущего. И в зависимости от того, как идея дизайнера будет представлена, как будет выстроено дефиле, зависит окончательное отношение к модному костюму, а следовательно, и его место в нашем сегодняшнем, а возможно, и будущем «бытии». Цвет, орнамент, символика костюма проникают в культуру, как опыт поколений, приобретая новые смыслы. В данном контексте культура имеет свою систему сегодняшних ценностей, которые регулируются модой. Одним из важных событий, повлиявших как на направленность социальной динамики сообществ в целом, так и на состояние национально-культурной сферы их бытия в частности, стала информационная революция второй половины XX века, в результате которой и начали формироваться глобальные информационные сети, которые объединили страны и континенты. Нации, бывшие до недавнего времени сравнительно замкнутыми в информационном смысле (отгороженными от других сообществ языковыми, технико-коммуникативными, политико-идеологическими и иными средствами), стали более открытыми. Возросла их способность к взаимообмену культурными формами, появилась возможность формирования общепланетарных коммуникативно-деятельных систем [2, с. 79]. Мода с ее категориями ценностей стала одним из видов коммуникативного языка между людьми разных национальностей, своеобразным маркером принадлежности к современной поликультуре.
Коммуникативная функция моды сегодня способна раскрывать большие возможности общения с помощью набора элементов различных стилей одежды. Анализируя использование традиционных конструкций, форм, фактур, декора в современных коллекциях, представленных в последние сезоны на мировых подиумах, можно отметить, что на сегодняшний день самым многоликим и актуальным является фольклорный стиль. Через призму моды можно представить полную панораму становления и развития национальных традиций, показать их многообразие, самобытность, неисчерпаемый
потенциал. Этномода — это пространство современного мифа, легенды, сказки, нарисованное красками древнего орнамента и новой мифологии, которое смешивает в своей зоне большое количество современных тенденций. Каждая культура имеет характерные черты своего фольклорного стиля, который можно считать с цветовых сочетаний, силуэтных форм, расположения рисунка орнамента, с эмоциональной «метки» внешнего облика этноса. Начинающие дизайнеры ориентируются в представлении национальных стилей в моде через свой внутренний код, своё чутье, свою интуицию. Идентификация себя, как частицы большого многомиллионного города, философия отношений традиций и современности в одежде — это картина мира современного человека, городского или сельского жителя, желающего держать связь со своими корнями. Именно эта тенденция сохранения взаимосвязи со своей общностью не дает разрушаться культурным традициям. В то же время существует потребность ускорения синтезированных, абсолютно созвучных времени культурных ценностей. Существующее противоречие между традициями и инновациями довольно легко уживается в современном костюме, совмещая модные тренды, ультрасовременные технологии и самобытные источники. Ускорение темпов социального развития сопровождается периодической «переоценкой ценностей личности», трансформацией культурных образцов, сменой модных стандартов [3]. В настоящее время практически невозможно найти ни одной этнической общности, которая не испытала бы на себе воздействия со стороны культур других народов. Именно эта тенденция культурной глобализации особенно обостряет интерес к культурной самобытности. По мнению Смактиной Н. Л., культурная идентичность, предстает как особое качество личности, лежащее в основе чувства причастности к элементам культуры данного общества, ее ценностям, символам, ритуалам, обычаем, языку и поведенческим моделям [4, с. 70]. Культурное многообразие современных народов увеличивается, и каждый из них стремится сохранить и развить свою целостность и культурный облик. Конкретный современный человек выступает носителем конкретной культуры своего сообщества. Культура этноса, как совокупность культурных явлений, сегодня необходима народу для его жизнедеятельности и развития. Появилась необходимость идентификации себя в глобальном мультикультурном пространстве современного мира. Мода показывает, как культура определенного этноса, ассимилируя традиции и инновации, соединяет глобализацию социума и идентичность конкретного человека [5].
Различные формы манифестации моды можно рассмотреть на примере культурных модных проектов. Сегодня в России не так много молодежных знаковых проектов, которые поддерживают интерес к культурной самобытности в современной одежде. Основные знаковые крупные проекты — это международный конкурс моды и дизайна «Губернский стиль» в г. Воронеже, международный конкурс дизайнеров «Красное платье» и международный эт-нофутуристический фестиваль KAMWA в г. Перми, Всероссийский фестиваль искусства и дизайна «Сибирская этника» и международный конкурс молодых дизайнеров одежды «Формула моды: восток-запад» в г. Омске, которые дают возможность в приобретении новых профессиональных знаний и навыков работы в фольклорном направлении.
Перечисленные выше конкурсы разрабатывают индивидуальную концепцию проведения и расставляют приоритеты значимости событий мероприятия. В развитии современного общества за последние годы наметился явный спад интереса к культурным традициям и событиям, уровень эстетического вкуса молодежи воспитывается не всегда адекватной информацией. Этнические РЯ-мероприятия знакомят людей с удивительным и самобытным миром фольклорной культуры и музыки, сохраняют и развивают наследие и национальные традиции народов России. Эти мероприятия можно сравнить с праздником, а главный пункт праздника — это солидарность. Колорит народной культуры в модных дефиле соединяет яркие традиционные символами и демонстрирует новые визуальные образы. Развитие и интерпретации национальных мотивов в дизайне одежды, можно рассмотреть на примерах проведения в 2013 — 2014 г. масштабных модных мероприятий.
XII Международный фестиваль моды и дизайна «Губернский стиль» имеет стратегическую позицию — это поддержка дизайнеров из российской глубинки. В соответствии с фестивальной программой конкурса «Губернский стиль» организаторы ежегодно формируют интерес к тематическим секциям и проводят Международную научно-практическую конференцию «Губернский стиль: русская провинция в контексте культуры и истории», мастер-классы и конкурс молодых дизайнеров одежды с уклоном в народную тематику.
Этномода — фестиваль в фестивале, проводится в Перми с 2008 года в рамках международного этно-футуристического фестиваля КЛМШЛ. Основная идея фестиваля — показать все направления этнического стиля в одежде, начиная с аутентичного и реконструированного костюма и заканчивая футуристическими, фантастичными произведениями художников, модельеров, дизайнеров, стилистов. Художники-модельеры с коллекциями этнической одежды принимали участие в фестивале КЛМШЛ с его открытия, но отдельным направлением дизайн одежды выделен с 2009 года и имеет достаточно большое значение. Организаторы фестиваля глубоко анализируют культурные смыслы пермской этномоды и формируют концепцию: «Философия этномоды — это философия отношений традиций и современности в одежде, в выражении чувств и мыслей внутренне «я» человека. Глубинные исторические темы и актуальные идеи творческой мысли, сливаясь в информационном потоке, рождают большую реку времени... Этническая одежда — это вытачиваемая рекой времени красота природы и человека».
На престижном омском конкурсе «Формула моды», который проводится в течение 18 лет, с 2010 года выделена отдельная номинация «Этнические эксперименты» в связи с актуальностью данной темы. В этой номинация дизайнеры используют народные традиции в современном дизайне костюма, выбирают концепции творческого источника, подбирают эффектные цветовые сочетания фактур и текстур, находят стилистическую образную выразительность с помощью отточенности деталей, элементов, методов обработок, используемых в фольклорном стиле. Международный аналитик моды А. Хилькевич отмечает, что именно «эта позиция на конкурсе в Омске самая сильная, колоритная и разнообразная по использованию творческого источника». Взаимодействие культурных смыслов с актуальными образами создают но-
вый вектор развития моды. Этника в современном мире моды с каждым годом становится другой, впитывая в себя космополитизм отголосков различных культур, синтезируя вместе традиции и инновации. Отношение и методы работы дизайнеров к национальному источнику меняются, подчиняясь модным тенденциям сегодняшнего времени. Поэтому появление сложных актуальных коллекций одежды с каждым годом становится больше.
Всероссийский фестиваль искусства и дизайна «Формула моды: Сибирская этника» направлен на популяризацию этнических традиций через интерпретацию фолк-направлений модного костюма. Город Омск — это территория разных народов, культур, идей, образов, смыслов, целей. Виртуальные границы города символично соединяют истоки восточной и западной культур. Актуальность проекта состоит в том, что он способствует объединению этнических групп, при сохранении ими культурных индивидуальностей, пропаганде и продвижению фольклорного направления в современной моде. Молодые дизайнеры могут глубоко окунуться в исследование народного стиля и его направлений, изучая культуру других этносов (язык, одежду, фольклор, традиции, обряды). На уровне возникновения новых смыслов в костюме происходит обмен духовными контактами и ценностями, который способствует развитию современных образов в этно моде. Это единственный фестиваль в России, который целенаправленно обращает дизайнеров к теме изучения культурных смыслов традиций народов и внедрение их в модный костюм.
Бурные этнические процессы свидетельствуют, что этнокультурные взаимоотношения и взаимосвязи являются весьма важными в жизнедеятельности современных государств и народов. Развитие националистических, религиозных, культурных движений и объединений показывают, что этнокультурные проблемы в новейшей истории не утратили своей значимости. Поэтому тема идентичности человека, его связи с современными культурными смыслами в современном обществе более чем актуальна [6, 7]. Фестивальные и конкурсные модные проекты решают широкие спектры задач и проблем социума, начиная от популяризации новых форм соединения традиционной культуры с современным искусством и массовой культурой до формирования интереса к культуре разных народов, а также выявление и поддержка самобытных авторов [8]; развитие и гармонизация межнациональных отношений, приобщение молодежи к истокам национальной духовной культуры; пропаганда позитивного мышления; культурный обмен.
Визуальная информация, которая каждый год выдается фестивалями или конкурсами модной одежды, это не только модные штампы на предстоящий сезон, но и размышления о новых культурных ценностях в обществе. Эстетика визуальных образов, которую предлагает современная этно-мода, объединяет идеи глобализации мировых сообществ и поиски идентификации человека в мире [9]. Мода обладает сегодня теми средствами коммуникационного языка, который понимают в любой стране мира и который может выделить персональную принадлежность человека в любом сообществе.
Библиографический список
1. Сальникова, Е. В. Феномен визуальности и эволюция визуальной культуры : автореф. по специальности «Теория и
№
история культуры» [Электронный ресурс] / Е. В. Сальникова. — Режим доступа : http://www.dissercat.com/content/fenomen-vizualnosti-i-evolyutsiya-vizualnoi-kultury (дата обращения: 28.08.2014).
2. Кессмеди, Х. Глобализация и культурная идентичность / Х. Кессмеди // Вопросы философии. — 2003. — № 1. — С. 76-79.
3. Гришаева, Т. А. Мода как феномен современной культуры : автореф. по специальности «Теория и история культуры» [Электронный ресурс] / Т. А. Гришаева. - Режим доступа : http://www.dslib.net/teorja-kultury/moda-kak-fenomen-sovremennoj-kultury.html (дата обращения: 28.08.2014).
4. Смактина, Н. Л. Национально-культурная идентичность молодежи: социологический метод оценки / Н. Л. Смактина, Н. А. Хвыля-Олинтер // Вестник Московского университета. — 2010. — Сер. 18. — № 2. — С. 69 — 71.
5. Акопов, С. В. Идентичности в эпоху глобальных миграций / С. В. Акопов, М. С. Розанова. — СПб. : ДЕАН, 2010. — С. 272.
6. Когатько, Д. Г. Российская идентичность: культурно-цивилизационная специфика и процессы трансформации / Д. Г. Когатько, В. Х. Тхакахов. — СПб. : Алтейя, 2010. — С. 136.
7. Сергеева, К. В. Культурная идентичность: концептуально-социологический аспект проблемы / К. В. Сергеева // Социально-гуманитарные знания. — 2012. — № 3. — С. 272.
8. Аринушкина, Н. С. Об определении и типах идентичности / Н. С. Аринушкина // Мир психологии. — 2004. — № 2 — С. 51.
9. Кавамура, Ю. Теория и практика создания моды / Ю. Кавамура ; пер. с англ. А. Н. Поплавская. — Минск : Грев-цов Паблишер, 2009. — С. 192.
ВАСИЛЬЕВА Эмма Викторовна, доцент (Россия), доцент кафедры дизайна костюма, проректор по внеучебной и социальной работе. Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила 26.09.2014 г. © Э. В. Васильева
УДК 7204 Л. В. ЧУЙКО
Городской музей «Искусство Омска»
РАЗНОВИДНОСТИ ЗАПАДНОСИБИРСКИХ ПОДОКОННЫХ ДОСОК. К ВОПРОСУ КЛАССИФИКАЦИИ
Статья содержит анализ разновидностей подоконных досок в деревянных жилых домах городов Западной Сибири конца Х1Х—начала XX в. На основе натурных материалов автор характеризует распространенные в регионе варианты подоконных досок, их размеры, формы и некоторые особенности декоративных композиций.
Ключевые слова: деревянное зодчество, подоконные доски, резной декор, орнамент.
В профессиональных исследованиях, посвященных старинной домовой резьбе, основное внимание обычно уделяется очелью наличника, несущему главную композицию резного убранства окна. Приоритет очелья обусловлен древними декоративными традициями деревянного зодчества; однако в целостном ансамбле обрамления оконного проема всегда имела большое значение и подоконная доска.
Подоконная доска вместе с другими конструктивно-декоративными элементами наличника выполняет ответственную защитную функцию, закрывая стык стены и оконной рамы. Чисто технически это можно успешно осуществить с помощью обычного бруска, но, как правило, строители и резчики предпочитали художественные варианты.
При этом существенную роль в декоративном оформлении играла форма доски, поскольку щиток, как несущая основа, определял размер и формат орнаментальной композиции, ее построение, отчасти стилистику и технику исполнения узоров.
Исходя из этого, в огромном разнообразии западносибирских подоконных досок можно выделить две фундаментальные группы: широкие
подоконные доски (до 50 см, составленные из двух или трех досок) и обычные (в среднем около 20 см, чаще всего цельные).
В границах этих групп существуют разновидности, где определяющими признаками являются как форма щитка, так и особенности декора.
Широкие подоконные доски Широкие подоконные доски второй половины XIX в. с развитым резным декором описаны в трудах выдающегося ученого, исследователя деревянного зодчества Западной Сибири профессора Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии Е. А. Ащепкова (1907—1983) [1, с. 38 — 40; 2, л. 9 об., 12, 14]. В ходе экспедиции 1940 г. он зафиксировал ряд выразительных примеров такого рода в сельских и городских постройках второй половины XIX в., преимущественно в Тобольской области1.
Эти доски имеют соответствующие их размерам крупные декоративные композиции в технике глухого и накладного рельефа или накладной пропильной резьбы со сложными орнаментальными переплетениями; нижний край доски прямой или с небольшими плавными изгибами (рис. 1).