УДК 687.1:008:391
Э. В. ВАСИЛЬЕВА
Омский государственный институт сервиса
КУЛЬТУРА МОДЫ В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
В статье рассматриваются направления взаимодействия моды и культуры, аспекты формирования российской идентичности в современных условиях развития общества. Новизна подачи материала заключается в выявлении закономерностей восприятия визуальной информации в современном мире, которое осуществляется через выбор модных образцов и культурных стандартов, который позволяет охарактеризовать индивидуальную значимость человека. Практическое значение заключается в применении анализа роли моды в трансляции культурных ценностей и социокультурной трансформации, что важно для реализации социокультурных проектов по моде в Омском регионе. Ключевые слова: культура моды, самоопределение, российская идентичность, ценность, самоидентификация, модные образцы, культурные стандарты.
Мода с ее категориями ценностей стала одним из видов коммуникативного языка между людьми разных национальностей, своеобразным маркером принадлежности к современной поликультуре. Значение моды в социокультурном взаимодействии проявляется в виде принципа его осуществления: мода, представляющая принятый большинством стандарт, ведет к росту взаимопонимания между людьми, способствует повышению социальной интеграции общества [1]. Мир вступает в эпоху индивидуального участия масс не только в восприятии визуальной информации, но и в ее созидании, моделировании, превращении в неотъемлемую часть работы, досуга, повседневного общения, бытовых операций и демонстрирует связь социального опыта человечества и личной визуальной культуры. Причем проблема дифференциации личных ценностей, принятия и отчуждения своих и чужих в культуре, профессии, религии, национальности, т.е. в любом сообществе более чем актуальна. Способность человека к идентификации и проявление идентичности значимый фактор движения общества и развитие самого индивидуума. Идентичность является результатом понимания человеком себя «как такового», устанавливаемого через выделения им для себя «значимых других». Базовым для формирования человеком своей идентичности является определение им своего отношения к «чужим» и, соответственно, к «своим». Понимание человеком себя «как такового», как личности предполагает установление им как своего отличия от других людей, так и своего сходства с ними в соответствии с признаками, характеризующими его идентичность, что, в свою очередь, является совершенно необходимым условием для того, чтобы он оставался «самим собой» в изменяющемся мире. С одной стороны, идентичность можно рассматривать как некую сумму персональных качеств, с другой — существует некая схожесть, своеобразная метка, которая позволяет человеку отождествлять себя с определенной группой, структурировать свои культурные ценности с другими людьми. Сегодня стереотипные понятия как «культурный» человек и «модный» человек позволяют ориентироваться в социальном пространстве.
Идентификация человека через культурные индикаторы и модные образцы наводит на мысль о соединение в одной форме внутреннего и внешнего. Предпочтения людьми разных эстетических категорий позволяют предположить, что культура моды помогает выстраивать жизненные ценности современных сообществ.
На протяжении одного столетия мода стала явлением массовой культуры, ее влияние охватило все сферы жизни, а сама она выступила универсальным средством передачи культурного опыта. Явные признаки культурной жизни связаны с яркими символами моды. Культура моды охватывает многие сферы жизнедеятельности человека, модные тенденции распространяются на туризм, экономику, здоровье, кулинарию, дизайн, искусство и т.д. В связи с этим мода выступает инструментом социализации и идентификации личности, культурным регулятором, пронизывающим весь образ жизни человека сегодня [2]. Процессы, происходящие в современной моде — мода на стиль, мода как образ жизни, мода как образец новой молодежной эстетики — показывают, что в моде актуализируется ценность исключительности. Мода, не удовлетворяется ролью механизма трансляции образцов, а претендует на авторитет в трансляции культурных ценностей, очерчивая поле возможного выбора индивидуального стиля.
Мироощущение и мировосприятие современного человека формируется с развитием культуры моды в различных сферах жизни общества. Понимание идентичности переживает второе рождение под действием глобального электронного общения с его, обращенным к каждому требованием «программной перезаписи» понимания своего места в жизни. По причине этого возрастает роль моды как одного из важнейших механизмов смены культурных личностных образцов, стандартов поведения человека, как некой идентичной единицы общества. Самоопределение человека происходит в виде набора конфликтующих возможностей установления своей идентичности [3]. В действительности окружающий мир предлагает выбирать ту или иную желаемую идентичность, отказываясь от прочих.
Согласно аналитической схеме П. Бергера, который предлагает обратить внимание на роль и динамику четырех сил современной культурной глобализации — деловой элиты, клубной культуры интеллектуалов, массовой культуры и массовых общественных движений. В данном случае именно мода, как массовая та и индивидуальная, является важнейшим инструментом выбора самоидентификации людей в коллективных сообществах. В трансформации модного костюма наиболее полноценно можно увидеть принадлежность к тому или иному сообществу, группе, категории людей определенного социального или культурного статуса. Модификации модного костюма от классических до авангардных форм одежды является удобным способом мимикрии внешнего облика. Мода — мощнейший фактор формирования вкуса. Социальные группы идентифицируются по своим культурным вкусам или способностям. Существующее разнообразие модных образцов позволяет человеку сделать свой собственный выбор. Диалектически внешняя форма отвечает за внутреннее содержание, поэтому как необходимый элемент культуры, неотъемлемая составная часть образа жизни людей, мода способна существенно представлять происходящие в обществе изменения и последовательно выступать своеобразным индикатором социокультурной трансформации и формировать поликультурную идентичность. Мода, будучи процессом подражания, оказывается включенной в понимание культуры и общества. По мнению Ю. Кавамура, имитирование представителями низших слоев общества стиля стоящих выше по социальной лестнице вынуждает последних демонстрировать свое превосходство при помощи очередных нововведений в одежде, чтобы подчеркнуть свое отличие от подражателей. В результате возникает потенциально бесконечный цикл имитаций. К этому добавляются бесконечно сменяющие друг друга модные тенденции, преодолевая языковые барьеры, разрешая культурные противоречия, ассимилируя народные традиции и характерные актуальные акценты. Мода выступает сегодня известным культурным феноменом, который в контексте развития социума формирует новые виды персональных и общественных идентичностей [4].
Россия как государство с федеральным устройством является мультикультурной и многоконфессиональной страной. Но сегодня этничность в силу ряда причин перестает быть жестко связанной с определенной территорией. Современное российское общество находится в состоянии поиска социокультурной тождественности. Проблематика российской идентичности связана как с местными периферийными тенденциями понимания своего места в жизни, так и с общемировыми тенденциями глобальной электронной коммуникации. Технологическая революция, единый мировой рынок, открытость границ, глобальная медиасреда стали способствовать формированию поликультурной идентичности. Россия шаг за шагом вовлекается в данный мировой процесс. Сущность процессов самоопределения состоит в том, что каждый человек или социальная группа берут из социального опыта те формы жизни, которые они в состоянии освоить в рамках своих экономических, политических и культурных возможностей. Кроме того, реакцией на глобализацию является инстинктивное стремление различных общностей к сохранению собственной идентичности [5]. Российская идентичность не исключение. Стоит обратить внимание на позицию Х. Кессиди,
что мировому историческому (в том числе цивили-зационному) процессу присущи две противоположные, но одинаково равноправные тенденции: к всеобщему контакту культур, с одной стороны, и к их этнокультурному сохранению, с другой. Единство многообразия и многообразие единства составляют диалектику (единство противоположностей) жизни и бытия. И поэтому идея об образовании единой (мировой) культуры, супер этноса или «мега-обще-ства» в обозримом будущем, не говоря уже о протекающих в настоящее время глобализационных (преимущественно экономических) процессах, является иллюзией, утопией, выдающей желаемое за действительное, реально осуществимое.
Нужно признать, что две общемировые, взаимообусловленные тенденции — глобализация и локализация — определяют характер взаимоотношений человека с миром. Мода перетянула на себя часть коммуникативных функций с началом социальных перемен и демократизации общества [5, с. 79]. Модные тенденции распространяются с невероятной скоростью, стирая государственные границы, расстояния, социальные рамки, устоявшиеся традиции. В создании модных идей задействованы многие профессионалы.
Дизайнеры играют ведущую роль в этом процессе, они олицетворяют моду. Современные и своевременные модные образцы появляются благодаря тонкой интерпретации культурных традиции в развитии персональных качеств каждого отдельно взятого дизайнера. Представителей Омской школы дизайна отличает индивидуальная работа с творческими источниками и поиск самоопределения в многообразии индустрии массовой культуры. Обладая отличительными особенностями в подаче культуры образа, цветовой гармонии, определенными эстетическими смыслами, творческим потенциалом, дизайнеры создают актуальные нематериальные символы, которые находят свое воплощения в конкретной модной одежде. Индивидуальное творчество дизайнеров, их приверженность к определенной профессиональной идентичности дают возможность большому классу потребителей модной одежды найти желаемое решение для укрепления своего статуса и определенного культурного диалога в обществе. Анализ работы знаковых российских дизайнеров, как Вячеслав Зайцев, Виктория Андриянова, Алена Ахмадулина, Александр Терехов и многих других, демонстрирует определенный визуальной образ для своей целевой аудитории. Массовый потребитель, с одной стороны, приобщается к миру моды, с другой — удовлетворяет свои жизненные потребности [6].
Мода отождествляет в обществе символ социального положения и статуса, символ принадлежности к определенным культурным убеждениям и визуальным маркерам, поэтому актуальные дискуссии о российской идентичности связаны с модой и культурой [4]. Российский человек дифференцирует себя в социуме, выражает свою идентичность через символическую ценность модных товаров. Важным моментом для общества следует отметить понимание моды как неотъемлемой формы современной культуры, отвечающей потребности личности в удовольствии и эстетической самореализации. Человек формирует в социуме сегодня часть индивидуального мироощущения себя, личностных культурных образцов и транслирует через модные стандарты. Можно представить себе положение, когда формирование идентичности как самоидентичности протекает
№
в настолько стабильных условиях, что происходит сравнительно мирно и безболезненно. В действительности окружающий мир выступает перед каждым человеком в виде набора конфликтующих возможностей установления им своей идентичности, заставляющих его самоопределяться по отношению к ним, выбирая ту или иную как для него реальную и наиболее желательную и тем самым сознательно отказываясь от прочих. Мода выступает как важнейшая форма приобщения индивида к социальному и культурному опыту, как форма самоидентификации людей в коллективе. Продуцируемая глобализмом тенденция к однородности, индивидуальности, идентичности использует полистилизм моды в формировании индивидуалистических эстетик в современном российском обществе.
Библиографический список
1. Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://mon.gov.ru/work/vosp/dok/6988/ (дата обращения: 10.06.2014).
2. Гришаева, Т. А. Мода как феномен современной культуры [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.
dslib.net/teorja-kultury/moda-kak-fenomen-sovremennoj-kultury. html (дата обращения: 10.06.2014).
3. Сэмьюэлз, Э. Идентичность / Э. Сэмьюэлз, Б. Шортер, Ф. Плот // Критический словарь аналитической психологии. — М. : МНПП «ЭСИ», 1994. - С. 84.
4. Кавамура, Ю. Теория и практика создания моды / Юнийя Кавамура ; пер. с англ. А. Н. Поплавская. — Мн. : Гревцов Паблишер, 2009. — 192 с.
5. Япринцева К. Л. Феномен культурной идентичности в пространстве культуры [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/fenomen-kulturnoi-identichnosti-v-prostranstve-kultury#ixzz2QUtg2phu (дата обращения: 10.06.2014).
6. Сальникова Е. В. Феномен визуальности и эволюция визуальной культуры [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.dissers.ru/avtoreferati-doktorskih-dissertatsii1/a301. php (дата обращения: 10.06.2014).
ВАСИЛЬЕВА Эмма Викторовна, проректор по воспитательной работе.
Адрес для переписки: 644043, г. Омск, ул. Певцова, 13.
Статья поступила в редакцию 11.06.2014 г. © Э. В. Васильева
УДК 13°2 Д. А. САДЫКОВА
Санкт-Петербургский государственный университет
ЭВОЛЮЦИЯ ТАНЦА В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
Статья посвящена рассмотрению эволюции танца в пространстве современной культуры. В ней подробно рассматривается изменение языка танца в зависимости от основных характеристик эпохи постмодерна и медиакультуры. Таким образом раскрываются эстетическая, экспрессивная и социокультурная функции танца для современного человека. На примере популярного уличного стиля современной хореографии хип-хопа сделан вывод о том, что танец в современном мире для каждого может быть как средством самовыражения и самоидентификации, так и коммерческим медиапродуктом.
Ключевые слова: танец, постмодерн, медиакультура, визуальный, коммерческий, СМИ.
Танец, как вид искусства, в каждую новую эпоху живет особой жизнью, раскрываясь по-разному в зависимости от мировоззрения этой эпохи и тех задач, которые она ставит перед художественным творчеством. В этом отношении он имеет общую судьбу со всеми сферами культуры в целом, которые отражают основные тенденции времени в своих произведениях.
Мы можем рассматривать танец как зеркало культуры, как ее объективный образ, модель, поскольку он сопутствует ее развитию. Танцевальное искусство способно передавать информацию о современном культурном пространстве, отражая основные характеристики эпохи постмодерна и медиакультуры. В зависимости от них выразительные средства танца и его функции подвергаются изменениям.
Прежде всего, танец, как и другие языки культуры, является социокультурным кодом, сохраняющим и передающим человеческий опыт. Эта функция в танце сохраняется на протяжении всей его истории, в том числе и на современном этапе его развития.
Танец больше не является элементом религиозного ритуала, каким он был в первобытной культуре. Но, хотя сакральная функция танца утрачивается, его ритуальное воплощение трансформируется и сохраняется в некоторых формах современных социальных ритуалов: мы можем увидеть это, к примеру, в формах танцевальных сражений — батлах и джемах, или в поведении молодых людей в ночных клубах, в которых существуют особые ритуалы взаимодействия на танцполах.