Научная статья на тему 'Эволюция танца в современной культуре'

Эволюция танца в современной культуре Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
13168
967
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТАНЕЦ / ПОСТМОДЕРН / МЕДИАКУЛЬТУРА / ВИЗУАЛЬНЫЙ / КОММЕРЧЕСКИЙ / СМИ / DANCE / POSTMODERN / MEDIACULTURE / VISUAL / COMMERCIAL / MEDIA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Садыкова Дарья Андреевна

Статья посвящена рассмотрению эволюции танца в пространстве современной культуры. В ней подробно рассматривается изменение языка танца в зависимости от основных характеристик эпохи постмодерна и медиакультуры. Таким образом раскрываются эстетическая, экспрессивная и социокультурная функции танца для современного человека. На примере популярного уличного стиля современной хореографии хип-хопа сделан вывод о том, что танец в современном мире для каждого может быть как средством самовыражения и самоидентификации, так и коммерческим медиапродуктом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The evolution of dance in modern culture

The article examines the evolution of dance in the space of contemporary culture. It particularly describes the change of the language of dance, depending on the basic characteristics of the postmodern era and media culture. That way reveals aesthetic, expressive and socio-cultural functions of dance for a man. By the example of a popular street style of modern choreography hip-hop, made the conclusion that dance in the modern world can be both the way of self-expression and identity, and commercial media.

Текст научной работы на тему «Эволюция танца в современной культуре»

в настолько стабильных условиях, что происходит сравнительно мирно и безболезненно. В действительности окружающий мир выступает перед каждым человеком в виде набора конфликтующих возможностей установления им своей идентичности, заставляющих его самоопределяться по отношению к ним, выбирая ту или иную как для него реальную и наиболее желательную и тем самым сознательно отказываясь от прочих. Мода выступает как важнейшая форма приобщения индивида к социальному и культурному опыту, как форма самоидентификации людей в коллективе. Продуцируемая глобализмом тенденция к однородности, индивидуальности, идентичности использует полистилизм моды в формировании индивидуалистических эстетик в современном российском обществе.

Библиографический список

1. Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://mon.gov.ru/work/vosp/dok/6988/ (дата обращения: 10.06.2014).

2. Гришаева, Т. А. Мода как феномен современной культуры [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.

dslib.net/teorja-kultury/moda-kak-fenomen-sovremennoj-kultury. html (дата обращения: 10.06.2014).

3. Сэмьюэлз, Э. Идентичность / Э. Сэмьюэлз, Б. Шортер, Ф. Плот // Критический словарь аналитической психологии. — М. : МНПП «ЭСИ», 1994. - С. 84.

4. Кавамура, Ю. Теория и практика создания моды / Юнийя Кавамура ; пер. с англ. А. Н. Поплавская. — Мн. : Гревцов Паблишер, 2009. — 192 с.

5. Япринцева К. Л. Феномен культурной идентичности в пространстве культуры [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/fenomen-kulturnoi-identichnosti-v-prostranstve-kultury#ixzz2QUtg2phu (дата обращения: 10.06.2014).

6. Сальникова Е. В. Феномен визуальности и эволюция визуальной культуры [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.dissers.ru/avtoreferati-doktorskih-dissertatsii1/a301. php (дата обращения: 10.06.2014).

ВАСИЛЬЕВА Эмма Викторовна, проректор по воспитательной работе.

Адрес для переписки: 644043, г. Омск, ул. Певцова, 13.

Статья поступила в редакцию 11.06.2014 г. © Э. В. Васильева

УДК 13°2 Д. А. САДЫКОВА

Санкт-Петербургский государственный университет

ЭВОЛЮЦИЯ ТАНЦА В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

Статья посвящена рассмотрению эволюции танца в пространстве современной культуры. В ней подробно рассматривается изменение языка танца в зависимости от основных характеристик эпохи постмодерна и медиакультуры. Таким образом раскрываются эстетическая, экспрессивная и социокультурная функции танца для современного человека. На примере популярного уличного стиля современной хореографии хип-хопа сделан вывод о том, что танец в современном мире для каждого может быть как средством самовыражения и самоидентификации, так и коммерческим медиапродуктом.

Ключевые слова: танец, постмодерн, медиакультура, визуальный, коммерческий, СМИ.

Танец, как вид искусства, в каждую новую эпоху живет особой жизнью, раскрываясь по-разному в зависимости от мировоззрения этой эпохи и тех задач, которые она ставит перед художественным творчеством. В этом отношении он имеет общую судьбу со всеми сферами культуры в целом, которые отражают основные тенденции времени в своих произведениях.

Мы можем рассматривать танец как зеркало культуры, как ее объективный образ, модель, поскольку он сопутствует ее развитию. Танцевальное искусство способно передавать информацию о современном культурном пространстве, отражая основные характеристики эпохи постмодерна и медиакультуры. В зависимости от них выразительные средства танца и его функции подвергаются изменениям.

Прежде всего, танец, как и другие языки культуры, является социокультурным кодом, сохраняющим и передающим человеческий опыт. Эта функция в танце сохраняется на протяжении всей его истории, в том числе и на современном этапе его развития.

Танец больше не является элементом религиозного ритуала, каким он был в первобытной культуре. Но, хотя сакральная функция танца утрачивается, его ритуальное воплощение трансформируется и сохраняется в некоторых формах современных социальных ритуалов: мы можем увидеть это, к примеру, в формах танцевальных сражений — батлах и джемах, или в поведении молодых людей в ночных клубах, в которых существуют особые ритуалы взаимодействия на танцполах.

Даже в культурном пространстве коммерческой направленности танец показывает модели поведения личности, ее способы коммуникации с другими, оценку себя и своего места в мире. Таким образом, сохраняется первая функция танца — передача культурного кода.

В своей истории язык танца эволюционирует и меняется: его эстетическая функция сохранена, но зависит от идеалов и канонов конкретной эпохи. Таким образом, современное танцевальное искусство отражает основные характеристики эпохи постмодерна и медиакультуры.

Для постмодернистской культуры характерен стилистический плюрализм, слияние разных стилей и направлений. Следствием этого является и разнообразие стилей современного танца. Различные техники и направления соединяются в одном танце, часто заимствуются танцевальные движения классического и народных танцев. Также для современного танца характерно использование внетанцевальных движений или бытовой пластики. Полистилистичность танцевальной сферы прекрасно продемонстрирована в проектах Джонатана Мюррея Чу — американского продюсера и кинорежиссёра, большинству известного по фильмам «Шаг вперёд 2: Улицы» и «Шаг вперёд 3D»: помимо основной линии уличных стилей танца мы можем видеть целую подборку эпизодов с классической хореографией, латиноамериканскими танцами, пластикой боевых искусств и другими.

Постмодернистская культура не претендует на сотворение абсолютно нового и обращается к прошлым эпохам за источниками идей и сюжетов, что часто выражается в появлении танцевальных ре-мейков. Яркий пример — ремейки танцев Майкла Джексона. Одним из самых популярных является «Thriller», на создание которого, в свою очередь, повлияли фильмы ужасов 1950-х годов.

В эпоху постмодерна пародия переживает новый расцвет (возникают театры пародии, цирк, эстрада, фильмы и т.д.) и включается в культурный контекст популяризации ироничного отношения ко всему, особенно в сфере культуры. В танцевальном искусстве пародия создается с помощью пластической выразительности: например, используются гиперболизированные движения и активная мимика, а четкость сменяется небрежностью. Ироничное отношение проявляется в сюжете, в организации танцевального пространства, во внешней атрибутике и музыке. Так, узнаваемая мелодия является основой для создания пародии по принципу контраста: к примеру, под музыку известного балета танцуют хип-хоп или другой современный танец. Интересным в этом плане является трейлер к украинскому шоу «Танцуют все» [1], в котором представлена пародия на службу в армии: танцоры, как и солдаты, одеты в военную форму и готовятся к тяжелой «службе». Таким образом, ролик ясно пародирует стиль американских фильмов жанра боевик.

В современном танце смешиваются стили, обладающие серьезностью сами по себе, но танцевальная игра не принимает их всерьез, и связывает фрагменты поверхностно, без скрепления внутри, формируя коллаж, мозаику. Таким образом, может снижаться высокий стиль через пародийный механизм, но это снижение делает возможным обретение новых смыслов, что, например, продемонстрировано в финальных танцах картин «Шаг вперед» и «Я сделаю шаг». В фильме «Уличные танцы» также присутствует ряд характерных сцен. Например,

«противостояние» классической и уличнои хореографии, когда танцоры повторяют движения соперников, иронически преобразуя танцевальные па. Также помимо приемов стилизации и пародизации пластических образов были использованы ремейки классических музыкальных произведений для усиления характеристик формируемого танцевального образа. В целом данный фильм показывает возможность заимствования и взаимообогащения на первый взгляд кардинально различающихся танцевальных стилей.

Современный танец во всех его направлениях может быть рассмотрен как феномен медиакуль-туры или медиафеномен, так, например, коммерческая хореография занимает значительное место в массовой культуре. Это различные танцевальные постановки, специально созданные для фильмов, музыкальных клипов, рекламы, модных показов и различных телевизионных шоу.

В медиакультуре развивается любая среда, включающая визуальные элементы, а все зафиксированное в тексте получает выражение через аудиовизуальные каналы. «Слово отступает перед звуками, массовым производством которых занята индустрия свободного времени, — пишет немецкий исследователь Г. Просс. — Слово отступает и перед зрительными образами, создаваемыми телевидением и прессой» [2].

Современный танец в целом ориентирован на медиасреду — на то, чтобы быть более зрелищным, интересным в визуальном плане, поэтому в танце появляются акробатические и цирковые трюки, компьютерные спецэффекты и т. п. Все, что может впечатлить зрителя, заинтересовать и «приковать» к экранам.

Медиатизация культуры сильно отличает данный культурный этап от предыдущих, поскольку передача символических форм теперь опосредована технологиями медиаиндустрии. Благодаря этому больше не стоит проблема сохранения культурного танцевального наследия для передачи другим поколениям, поскольку возможно точно зафиксировать элементы современных танцев с помощью медиа-технологий. Именно медиатехнологии дали возможность проводить хореографические уроки в домашних условиях, в любое время, а также возможность проводить танцевальные флешмобы или создавать путем видеомонтажа новые танцевальные видеопроекты.

Интернет, как пространство медиакультуры, где коммуникативные процессы идут особенно интенсивно, аккумулирует в себе свойства много-канальности медиа (мультимедийность) и обладает интерактивным характером — это наиболее приспособленное к диалогу медиасредство. Эти медиа-технологии делают танец все более интерактивным, позволяя проводить «онлайн-батлы» (как, например, прошла танцевальная битва команд «Adam/ Chu Dance Crew» и «M&M»), влиять на создание танцевальных проектов, становясь их соавторами (таким образом был спроектирован сериал «Legion of Extraordinary Dancers»). Танцоры делают танцевальные постановки, рассчитывая, что снимут их на видеокамеру и поместят видеозапись в Интернет.

Именно медиасреда способствует популярности танца на рынке: здесь возможно «продать» танец. А это имеет большое значение, для профессиональных танцоров (так, появилось большое количество сайтов с рекламой танцевальных школ и предложениями обучения современному танцу).

Популярные американские танцевальные шоу, такие как «So You Think You Can Dance», «Короли танцпола» и их аналоги: украинское шоу «Танцуют все», российское шоу «Большие танцы» и т. п. представляют собой танцевальные проекты медиакуль-туры, которые популяризируют танец во всех его вариациях, стилях и техниках, делают его все более массовым продуктом. Также интересными ме-диапроектами являются танцевальные флешмобы, для создания которых люди используют цифровые возможности медиакультуры. Компания мобильной связи T-Mobile организовала несколько подобных танцевальных акций, в которых успешно рекламировала свой продукт. Слоганом компании является «Life's for sharing» («Жизнь — для того, чтобы делиться»), что отражает сущность мобильной связи: поэтому в видеороликах T-Mobile всегда фигурируют люди с телефонами, фотографирующие и снимающие танец, и рассказывающие о нем своим близким. T-Mobile также сделала танцевальный рекламный ролик, посвященный модели телефона Sidekick LX [3]. В ролике показывается аналогия конструкций телефона с движениями танцоров. Также из своих тел танцоры складывают буквы, символизирующие социальные сети Твиттер и Фейсбук, доступные пользователю данного телефона, так как в нем есть возможность выхода в Интернет.

Таким образом, медиакультура усиливает роль визуального, порождая те особенности современных проектов, когда танец стремится к зрелищно-сти и созданию узнаваемых образов, транслируемых СМИ.

Экспрессивная функция танца сохраняется в уличных и других видах современных танцев, но теряется при переходе в коммерческую хореографию. Часто танцоры стремятся к популярности, через выход на мировые сцены. Они хотят выбраться из «социальных низов» и стать коммерчески успешными артистами, но в мире шоу-бизнеса проходит отбор только то, что наиболее соответствует стандартам медиарынка. Желания автора-художника, его самовыражение должно уступить зрелищным компонентам, чтобы танец был популярен и «хорошо продавался». Поэтому в коммерческом пространстве очень тяжело самовыражаться.

По сравнению с прошлыми современная эпоха отличается особой динамичностью и стремительностью развития — возросли темпы прогресса, и вместе с этим ускорился ритм эпохи. И ритм современных танцев соотносится с состоянием современного человека и соответствует его ритму жизни. Например, популярные сейчас уличные танцы изначально и до сих пор проходят в мощных ритмизированных формах, с музыкой, в которой преобладают звуки ударных инструментов. Ритм, воспринимаемый слухом, танцор трансформирует в соответствующий ему ритм танцевальных движений. «Современные направления музыки и танца с основополагающим значением ритма, в котором все остальное растворяется, частично напоминают архаические ритмизированные ритуалы. Если определить то, что происходит, в категориях культурной динамики, то это скорее возврат назад, своего рода неоархаика современной культуры» [4]. Ритмическая организация современных танцев также сильно воздействует на современного человека, как и в древние эпохи.

В современной культуре меняется и сюжетика танца — «истории», которые он рассказывает, больше соответствуют современной действительности, взяты из повседневности современного человека (за

исключением исторических стилизаций и пародий). Но при этом в коммерческой хореографии часто сюжет составляют классические, «вечные» темы, легко узнаваемые всеми, и специально подбираются узнаваемые музыкальные композиции — обычно это популярные мелодии и классическая музыка.

Поскольку танцевальные образы теперь отражают «другие фрагменты реальности», меняются и формирующие его выразительные элементы. Прежде всего, это проявляется в танцевальных движениях: например, характерная для уличных стилей танца пластика агрессивных форм соответствует состоянию современных молодых людей, пытающихся преодолеть внутренние конфликты, стремясь к гармоничному существованию в современном мире.

Характерной для современной культуры является судьба самого популярного уличного стиля современного танца — хип-хопа: он уходит всё дальше от своих истоков и в настоящее время представляет собой модный, хорошо продаваемый медиапро-дукт. Стиль хип-хопа как субкультуры был выработан и сложен его основателями, а в дальнейшем он коммерциализировался, приобретя характеристики экономического продукта и превратившись в глобальный товар. Информационные технологии облегчили доступ к нему во всем мире, благодаря чему хип-хоп захватил мировое молодежное сообщество. Он стал тиражироваться СМИ в качестве модного образа повсеместно. Составляющие этого образа (одежда, умение танцевать хип-хоп или читать рэп и т. п.) психологически отсылают к этой субкультуре, а реальная ситуация заставляет задуматься: на самом ли деле происходит проникновение в суть хип-хопа? Покупка музыкальных треков, разговор рифмой, мешковатая одежда и тренировка в танцклассе еще не означают этого. В одном из интервью [5] американский ди-джей из Южного Бронкса, которого считают первым рэпером в истории хип-хоп культуры, Африка Бамбата говорит о необходимости музыкального образования в настоящее время, так как медиасреда не раскрывает хип-хоп как культуру, и многие видят в нем лишь «па-фосные шмотки, тачки и голых кисок в джакузи».

Можно говорить о том, что танец в современном мире для каждого может быть как средством самовыражения и самоидентификации, так и коммерческим медиапродуктом. В первом случае танец функционирует как способ самоопределения человеческой личности, ее самовыражения, а во втором случае — поскольку стремление культуры к тотальной коммерциализации травматично для человека — ощущается тенденция к утрате идеального содержания и подрыва духовных основ танца.

Важно отметить, что окончательно разорвать единство духовного и телесного в танце невозможно — танцевальная форма всегда притягивает к себе содержание. Это может быть самовыражение танцора или принятие эмоций и т.д. Л. П. Морина пишет: «Нормой является универсализация культуры вообще и танцевальной культуры в частности. Одна и та же музыка, одни и те же движения на всех типически организованных площадках мира. <...> Молодежь, обычно представляющая собой самый тонкий детектор в любые времена, чувствует эту неполноту и стихийно осуществляет поиск нового содержания и культурных смыслов. <. > Снова процитируем М. Бежара: «Молодежь, стихийно ищущая объединения, тянется к року, поп-музыке или диско в поисках новых обрядов, — и в этом

она права». Она права также в своем смутном ощущении танца как механизма обретения личностной и культурной идентичности, потому что исходной посылкой для танца служит единство души и тела. В этом его неугасающая актуальность на все времена» [4. Там же]. А потому современный танец не может быть полноценным симулякром как пустой формой и имитацией несуществующего.

В заключение можно сказать, что современный уличный танец стал следствием тех трансформаций культурного пространства, которые происходили на протяжении последних десятилетий. И все отмеченные нами изменения можно проследить и в других видах искусства, что показывает нам общее действие культурных механизмов.

Коммуникация (MIC): междунар. электрон. журн. — 2013. — № 4. — Режим доступа : http://mic.org.ru/index.php/4-nomer-2012/166-mifotvorchestvo-v-elektronnom-okruzhenii (дата обращения: 25.02.2014)

3. T-Mobile Sidekick LX Hip Pop Dance [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.youtube.com/ watch?v=sSTwp3Tu2Uo (дата обращения: 06.06.2012).

4. Морина, Л. П. Танец и бытие человека [Электронный ресурс] / Л. П. Морина // Санкт-Петербургский университет. — 2013. — № 10. — Режим доступа : http://journal.spbu. ru/?p = 10944 (дата обращения: 10.11.2013).

5. Afrika Bambaataa: «Как хип-хоп может умереть? Ведь он и есть современная культура» [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://interviewrussia.ru/music/984 (дата обращения: 23.02.2014)

Библиографический список

1. Трейлер шоу «Танцуют все» 4 сезон [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.youtube.com/ watch?v=KjMql-SBSWQ (дата обращения: 28.10.2013).

2. Терин, В. П. Мифотворчество в электронном окружении [Электронный ресурс] / В. П. Терин // Медиа. Информация.

САДЫКОВА Дарья Андреевна, аспирантка кафедры культурологии.

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 25.08.2014 г. © Д. А. Садыкова

УДК 70695 Л. А. ТИМКОВА

Городской музей «Искусство Омска»

ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ООМИИ им. М. А. ВРУБЕЛЯ КОНЦА ХХ-НАЧАЛА XXI вв. К ВОПРОСУ ТИПОЛОГИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВОК

В статье опубликован систематизированный по типологическому принципу материал музейных художественных выставок Омского областного музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля двух последних десятилетий, организованных для разной целевой аудитории и соответствующими принципами организации экспозиционного пространства. Выявлены свойства типов художественных выставок. Определены новые тенденции в типологических изменениях.

Ключевые слова: типология художественных выставок, экспозиционное и выставочное пространство, принципы организации музейной экспозиции.

Многогранная и разноплановая выставочная деятельность, наличие многоуровневого экспозиционного пространства, профессионального коллектива специалистов и устойчивых взаимосвязей с коллегами позволяют анализировать художественные экспозиции Омского областного музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля в рамках сложившейся классификации типов художественных выставок. Хронологические рамки исследования, включающие 1990 — 2010 годы, определяют самый значительный период в области экспозиционно-выставочной деятельности музея, а нижняя граница намеренно захватывает конец прошлого столетия — время, когда проходили юбилейные мероприятия, отражающие возможности всех направлений деятельности музея и определяющее значение его коллекции в художе-

ственном пространстве страны. Отличительной особенностью работы Омского музея по отношению к аналогичным региональным учреждениям можно считать особую интенсивность и многогранность его реализованных выставочных планов, а соответ- у ственно, и разработку многих выставочных проек- у тов, как в границах сложившейся типологии худо- о жественных выставок, так и вновь образующихся И в контексте развития современных выставочных И процессов. у

Из большого ряда музейных выставок в статье Т в качестве примера приведены лишь некоторые, ЕЕ имеющие наиболее характерные типологические Н свойства. Представляя основной установившийся Е типологический спектр музейных выставок, следует подчеркнуть главные системные моменты:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.