Научная статья на тему 'Взаимодействие крупного и малого бизнеса как фактор повышения эффективности интегрированных агропродовольственных структур'

Взаимодействие крупного и малого бизнеса как фактор повышения эффективности интегрированных агропродовольственных структур Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
167
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / КЛАСТЕРЫ / ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ КОМПЛЕКСЫ / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / INTEGRATION / CLUSTERS / TERRITORIAL-INDUSTRIAL COMPLEXES / SYNERGISTIC EFFECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белых Леонид Леонидович

Представлены результаты исследования особенностей взаимодействия крупных и малых предприятий в различных типах интегрированных агропродовольственных структур. Обоснованы направления модернизации институциональной среды, способствующие углублению интеграционных процессов в агропродовольственном комплексе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction of Large and Small Businesses as a Factor of Increasing the Efficiency of Integrated Agro-Food Structures

The results of research into some specific features of interaction between large and small enterprises operating within different types of integrated agrofood structures are presented. Directions of modernizing the institutional environment facilitating the deepening of the integration processes taking place in the agro-food complex are substantiated.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие крупного и малого бизнеса как фактор повышения эффективности интегрированных агропродовольственных структур»

L.L. Belykh Interaction of Large and Small Businesses as a Factor of Increasing the Efficiency of Integrated Agro-Food Structures

The results of research into some specific features of interaction between large and small enterprises operating within different types of integrated agrofood structures are presented. Directions of modernizing the institutional environment facilitating the deepening of the integration processes taking place in the agro-food complex are

substantiated.

Key words and word-combinations: integration, clusters, territorial-industrial complexes, synergistic effect.

Представлены результаты исследования особенностей взаимодействия крупных и малых предприятий в различных типах интегрированных агропродовольственных структур. Обоснованы направления модернизации институциональной среды, способствующие углублению интеграционных процессов в агропродоволь-ственном комплексе.

Ключевые слова и словосочетания: интеграция, кластеры, территориально-производственные комплексы, синергетический эффект.

УДК 338:338.43 ББК 65.290+65.32

Л.Л. Белых ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КРУПНОГО И МАЛОГО БИЗНЕСА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ

СТРУКТУР

Од

/днои из целевых установок проводящихся с начала 1990-х годов аграрных преобразовании является повышение эффективности функционирования агропродовольст-венного комплекса на основе предоставления крестьянам возможности выбора форм собственности и хозяйствования. Укрепление многоукладнои аграрнои экономики определяется необходимостью создания условии для реального обеспечения свободы указанного выбора, а также разнообразием природных, экономических, демографических, исторических и других объективных факторов, от которых зависят состояние и перспективы развития комплекса.

В настоящее время заново формирующиИ-ся мелкотоварныи уклад, основу которого составляют крестьянско-фермерские (КФХ) и личные подсобные хозяйства (ЛПХ), играет значительную роль в аграрном развитии. В отдельных регионах (Астраханская, Саратовская области) по производству основных видов сельскохозяиственнои продукции фер-мерскии сектор вполне сопоставим с коллективным: ЛПХ дают более половины производимых в стране картофеля, овощеи и молока, значительная часть их продукции принимает товарную форму; фермеры производят 20,9% зерна, 28,9% подсолнечника,

136

2011 • ВЕСТНИК ПАГС

10,3% овощеИ и около 10% сахарноИ свеклы [1]. В целом представителями малого агробизнеса производится более половины валовои сельскохозяиствен-нои продукции страны, здесь сосредоточена значительная часть трудовых и материальных ресурсов.

Государственная поддержка оказывается в первую очередь крупным предприятиям, развитие малого предпринимательства происходит преимущественно за счет внутренних ресурсов. Так, в 2010 г. КФХ и ЛПХ смогли получить лишь 9,6% от общего объема кредитов, выдаваемых по льготнои схеме Государ-ственноИ программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (в 2008 г. 11,3%, в 2009-м - 13,8%) [2]. Между тем, хотя доля крупных организации в валовом производстве сельхозпродукции в последние годы несколько стабилизировалась, данныи сектор не проявляет тенденции к существенному росту, а многие его предприятия продолжают находиться в сложном финансово-экономическом состоянии.

Сторонники точки зрения, что государство должно оказывать поддержку главным образом крупным предприятиям, считают: только крупномасштабное производство способно обеспечить устоичивое эффективное развитие агропро-довольственного комплекса. Действительно, крупное производство имеет ряд существенных преимуществ по сравнению с мелким. Однако в условиях рыночных отношении малые формы хозяйствования располагают рядом достоинств, которых лишены крупные предприятия. В качестве основных из них можно назвать: возможность быстрои переориентации деятельности в зависимости от меняющихся условии внешнеи среды; короткие сроки адаптации к новым условиям и особенностям процесса производства; сравнительно низкии уровень затрат, в том числе на оплату труда управляющего персонала; возможность постоянного контроля ситуации и более оперативного принятия управленческих решении; более высокую скорость оборачиваемости капиталов.

В настоящее время из всех отраслеи АПК особенно высокими темпами малое предпринимательство развивается в пищевои промышленности. Этому способствуют более низкие, чем в других отраслях, входные барьеры в виде минимальных размеров предприятия и величины стартового капитала. Вместе с тем пищевая промышленность России представлена главным образом концернами, холдингами, разного рода интегрированными структурами, где интеграторами являются крупные промышленные и торговые предприятия. Созданы разветвленные финансово-промышленные структуры, включающие множество производственных, торговых и сервисных предприятии. В пищевои промышленности наиболее заметно, что крупные интегрированные структуры нуждаются в малых предприятиях, выполняющих обслуживающие функции.

Взаимодеиствие крупного и малого предпринимательства обусловлено появлением дополнительнои выгоды и поэтому становится все более распространенным, охватывающим как запросы производства, так и научные разработки. В немалои степени этому способствует положительныи иностранныи опыт. Так, в США успешно применяется государственное регулирование квот на участие малого предпринимательства в выполнении государственных заказов.

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 137

Добровольное сотрудничество крупных предприятии, опирающееся на конкурентные возможности малого предпринимательства, практикуется в Южнои Корее и на Таиване.

Вопросам повышения эффективности взаимодеиствия малых и крупных предприятии в различных отраслях АПК в последнее время уделяется достаточно большое внимание. Особыи акцент при этом делается на производственнотехнологическом и организационном аспектах, разработке моделеи эффективного взаимодеиствия. Однако общие концептуальные подходы к решению дан-нои проблемы до сих пор не нашли надлежащего научного обоснования.

Процесс интегрирования крупных и малых форм - важныи фактор использования региональных преимуществ. В каждом регионе имеются свои условия для организации эффективных интегрированных структур на основе производства, хранения, переработки сельскохозяиственного сырья и реализации конеч-нои продукции. Такие структуры должны объединять сельскохозяиственные предприятия, научные учреждения, инфраструктурные и перерабатывающие предприятия, торговые сети. Конечным продуктом при этом являются продукты питания, устоичивыи рост производства которых обеспечивает стабильность конъюнктуры продовольственных рынков.

Определенная тенденция экспансии крупных предприятии из столицы в регионы и поглощения региональных предприятии первичнои переработки, по нашему мнению, далеко не всегда приводит к росту концентрации производства. Кроме того, малые предприятия пищевои промышленности выполняют важную задачу стабилизации местных продовольственных рынков, имеют возможность использовать за посильную арендную плату производственные площади, транспорт, оборудование крупных предприятии. В этои ситуации более целесообразен перевод новых видов производства в статус дочерних малых предприятии в целях минимизации издержек и повышения качества управления.

Процесс разукрупнения как один из вариантов взаимодеиствия крупных и малых предприятии направлен на сокращение численности работающих и числа подразделении, подготовку к реструктуризации. Он предусматривает передачу прав и ответственности многим субъектам хозяиственного права, организацию новых производств, освоение новых территории, перераспределение полномочии между подразделениями.

Разукрупнение в пищевои промышленности, в частности, нацелено на снижение трансакционных издержек и повышение восприимчивости к рыночным сигналам. На малых предприятиях скорость реакции на рыночные изменения усиливается из-за снижения числа уровнеи управления. Качество управленческих решении при разукрупнении возрастает, так как руководителю легче контролировать работу подчиненных при уменьшении числа занятых.

Среди перспективных направлении интеграции малого предпринимательства с крупными предприятиями чаще всего называют формирование кластеров, территориально-производственных холдингов, кооперативов, совместных с зарубежными производителями предприятии.

Одним из сравнительно новых направлении развития аграрнои экономики является формирование кластеров, представляющих собои объединения пред-

138 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

приятий в группы, имеющие сходство по технологии производства и видам конечной продукции. Кластеры в разной степени могут реализовывать конкурентные выгоды от концентрации деятельности и ресурсов. Для оценки их преимуществ и недостатков предлагаются различные варианты классификации кластеров. Так, М. Портер выделяет следующие типы успешно функционирующих кластеров: латентные, где имеются необходимые ресурсы, но неразвиты информационные и партнерские связи; потенциальные кластеры, имеющие условия для развития; кластеры, которые поддерживаются их организаторами, но не имеют реальных предпосылок для успешного функционирования [3].

Кластеры объединяют конкретные предприятия в эффективные интегрированные структуры. При этом развитие базового предприятия способствует развитию предприятий поставщиков и потребителей продукции и услуг, входящих в состав кластера. Анализ состояния предприятий, оценка их потенциалов необходимы для выбора стратегических направлений развития агропродоволь-ственных кластеров, конкурентоспособность которых основана на интеграции крупных и малых предприятий, объединенных информацией, потоками товаров и услуг.

В состав кластера включаются крупные, средние и малые предприятия. Успешное развитие крупных промышленных и торговых предприятий является базовым условием повышения эффективности функционирования связанных с ними средних и малых предприятий. Реализация сравнительных конкурентных преимуществ региональных агропродовольственных кластеров осуществляется через использование особенностей размещения экономических ресурсов и развитие соответствующей структуры производства.

Проектирование системы взаимных обязательств предприятий кластера должно быть направлено на повышение конечных результатов его деятельности, удовлетворение запросов конечных потребителей. Такая система предполагает постоянное совершенствование производственных и технологических процессов для снижения издержек, обеспечивая соответствие потребительских свойств товаров запросам потребителей, повышает конкурентоспособность предприятий кластера, региона и страны.

Взаимоотношения поставщиков и потребителей в кластере усложняются по мере роста специализации компании, появления многочисленных поставщиков сырья и полуфабрикатов, ускорения процесса интеграции. В развитых зарубежных странах эти взаимоотношения устанавливаются таким образом, чтобы как изготовители конечной продукции, так и поставщики были нацелены на максимальное снижение издержек производства и обеспечение высокого качества продукции. При этом предприятия, выпускающие конечную продукцию, особое значение придают контролю качества и требуют поставки комплектующих изделий в строгом соответствии с установленными сроками. Развитие кластерной формы организации повышает близость взаимосвязей поставщиков и потребителей и наращивает возможности их эффективного функционирования как условия роста национальной и региональной конкурентоспособности. В кластерах имеются изначально заданные условия для развития спроса, объединения фирм единой стратегией, реализации инновационной политики.

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 139

Размеры кластеров варьируются от масштабов села, сельского административного района до уровня страны. Они объединяют различные отрасли экономики и социальной сферы, представлены на разных уровнях управления. Причина роста конкурентоспособности кластера кроется, в частности, в появлении синергетического эффекта от взаимодействия его составляющих, наличие которого свидетельствует о том, что такое объединение действительно является кластером.

В кластеры могут объединяться предприятия конкретного региона, имеющие налаженные производственные связи по поставкам сырья и реализации продукции. В таком случае повышается конкурентоспособность региональной экономики при условии углубления интеграции сельскохозяйственных предприятий и предприятий перерабатывающей промышленности. Особое значение для повышения конкурентоспособности регионального агропродовольст-венного комплекса является включение в состав кластеров средних и малых предприятий производственной инфраструктуры. Организация их в сельских регионах необходима для бесперебойной реализации скоропортящейся конечной продукции фермерских хозяйств, обустройства сельских территорий, закрепления кадров, роста занятости населения.

Организационное оформление территориально-производственной интеграции составляют, наряду с кластерами, территориально-производственные комплексы, объединяющие на определенной территории предприятия, связанные единой технологической цепочкой от переработки сырья до реализации конечной продукции, и социальные объекты [4]. Подобные комплексы уже созданы во многих регионах России. Формирование территориально-производственных комплексов и сочетание их с кластерами способствует развитию конкурентоспособного потенциала каждого региона, дает новые возможности для обеспечения устойчивого роста конечной продукции агропродовольственного комплекса и повышения эффективности функционирования АПК в целом.

Взаимодействие крупного и малого бизнеса выступает значимым фактором повышения эффективности интегрированных агропродовольственных структур. Как уже отмечалось, малые предприятия имеют более низкие, по сравнению с крупными, затраты на оплату труда, обладают преимуществами в части диверсификации производства и освоения новых продуктов. Следовательно, использование малого предпринимательства в составе существующих производственных цепочек с технологической точки зрения целесообразно и может быть использовано как ресурс развития, обладающий высоким потенциалом.

Библиографический список

1. Российский статистический ежегодник - 2010. М., 2010.

2. О ходе и результатах реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы: национальный доклад. URL: http://www.mcx.ru/navigation/docfeeder/show/297.htm

3. Porter M. System: A Comparative Analysis. N.Y., 1993.

4. Дозоров A.B. Опыт проектирования социально-производственного комплекса в сельском регионе // Региональные агросистемы: экономика и социология: ежегодник. Саратов, 2010. № 1. URL: http://www.iagpran.ru/index.php

140 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.