Взаимодействие компьютерных технологий и двигательной активности
КАК ОДНОГО ИЗ КОМПОНЕНТОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Мартыненко Александра Владимировна ([email protected])
ГОУ Республики Марий Эл «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа города Йошкар-Олы № 2 для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»
В данном материале представлен опыт работы по формированию здорового образа жизни и развитию психофизических функций учащихся коррекционной школы VIII вида с применением ИКТ при разных формах организации деятельности.
На протяжении последних десятилетий состояние здоровья российских детей вызывает серьезную тревогу специалистов различного профиля. В настоящее время проблема физического и психического здоровья детей усугубилась в связи с ухудшением факторов окружающей среды, питания, снижением двигательной активности. За последние годы численность практически здоровых детей резко снизилась, с переходом из класса в класс здоровье детей ухудшается. Основная цель, которую преследует современное воспитание, - воспитать не только социально-активную, творческую, грамотную, самостоятельную личность,
но и с сохраненным физическим и психическим здоровьем, основанным на здоровом образе жизни. Основные причины, ведущие к нарушениям здоровья, это не только ухудшение социально-бытовых условий проживания обучающихся и рост неблагополучных семей, но и не всегда рациональная организация учебно-воспитательного процесса, недостаток внимания со стороны педагогов здоровьесберегающему компоненту, неумелая организация собственной учебной деятельности учащимися, скучная монотонная деятельность на уроке, несоблюдение санитарно-гигиенических норм во время учебных занятий, психологический климат в классе, недостаток движения в учебном процессе.
При длительной умственной деятельности у школьников начинает развиваться утомление. С одной стороны, оно является защитной, охранительной реакцией от чрезмерного истощения организма, а с другой -стимулятором восстановительных процессов и повышения его функциональных возможностей. О начале переутомления школьников свидетельствуют следующие признаки: снижение продуктивности учебного труда (увеличивается число ошибок и неправильных ответов, время выполнения учебных заданий); ослабление внутреннего торможения (наблюдаются двигательное беспокойство, частные отвлечения, рассеянность внимания); ухудшение регуляции физиологических функций (нарушается сердечный ритм и координация движений); появление чувства усталости.
Одним из факторов, влияющих на предупреждение переутомления школьников, в целом на сохранение и укрепление их нервно-психического и физического здоровья, является двигательная активность.
«Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие. Жизнь требует движения» (Аристотель, древнегреческий философ).
Именно посредством движения в младшем школьном возрасте закладываются наиболее благоприятные основы для формирования физиологической основы всех будущих физических кондиций человека. Если в этот период не сосредоточить необходимых педагогических усилий на составляющих физического потенциала детей, то будут безвозвратно упущены самые подходящие время и условия для закладки основ их физического, психического и нравственного здоровья.
Для успешной организации учебно-воспитательного процесса и постановки работы на качественно новом уровне появилась необходимость внедрять в урочную и внеурочную деятельность школьников использование новых технологий в обучении, привлечение Интернет-ресурсов. Эффективность использования компьютеров и компьютерных технологий в коррекционной школе непосредственно зависит от того, насколько тщательно продумана организация этого процесса, какие цели поставлены, какой подход избран. Использование компьютерных технологий в коррекционной школе VIII вида является важным средством коррекции психических функций аномального ребенка.
В любом классе уже с первых дней обучения выделяются дети с разной степенью моторности (подвижности). Для развития и коррекции их двигательной активности педагогу необходимо при планировании урока учитывать уровень физического развития детей, их индивидуальные особенности поведения.
Формы организации двигательной активности:
- гимнастика до учебных занятий, физкультурные паузы на уроках, игры на переменах, динамические паузы между уроками, уроки физической культуры, прогулки, «часы здоровья», физкультурные праздники, спортивные секции. Во время гимнастики до учебных занятий, основными задачами которой являются повышение возбудимости нервной системы, активизация обменных процессов, ускорение вхождения ребенка в учебный день, создание позитивного эмоционального настроя и стимуляция «коллективного духа» в классе;
- применяем схемы и упражнения, используя компьютер. Во время физкультурных пауз на уроках, которые рекомендуется проводить в целях предупреждения утомления и повышения работоспособности учеников, необходимого кратковременного, но эффективного активного отдыха органов слуха и зрения, испытывающих значительную нагрузку во время урока, расслабления мышц туловища и особенно спины, испытывающих наибольшее статическое напряжение, включаются игровые компоненты также малой интенсивности. Наиболее целесообразно проводить их в то время, когда у учеников появляются первые признаки утомления. На данном этапе урока работаем также с привлечением мультимедийного проектора, на котором отображаются игровые задания и рисунки для выполнения физминутки обучающимися. Для презентации подбираются такие движения, чтобы по своему характеру они были противоположны положению туловища, рук, ног, головы, движению рук детей во время урока и снимали застойные явления, вызываемые сидением за партой, содействуя выпрямлению и разгрузке позвоночника. Использование компьютера повышает интерес учащихся к уроку, пробуждает творческую активность, способствует коррекции психофизических функций: воображения - творческого, воссоздающего, а также оригинальности решения задач;
- восприятия - степени развития наблюдательности, объема и адекватности воспроизведения; наглядно-образного и логического мышления, способности к анализу, сравнению и обобщению;
- произвольное внимание и такие его свойства, как переключение, распределение и устойчивость. После такого короткого активного отдыха восприятие учебного материала улучшается, активизируя в целом организм детей.
Большое значение имеет взаимодействие учителя и воспитателя при организации иных форм двигательного режима учеников - прогулок, «часов здоровья», физкультурных досугов и спортивных праздников в группе продленного дня. Использование компьютера и компьютерных продуктов обеспечивают широкий спектр возможностей при организации и проведении таких мероприятий. Игровые программы обычно объединяются сквозной сюжетной тематикой - «День любимых игр и забав», «День личных рекордов», «Веселые старты», «Мама, папа, я - спортивная семья», и др. Спортивные праздники в яркой, запоминающейся форме демонстрируют успехи детей в овладении разными играми и разнообразными видами движений в ловкости, силе и выносливости. Являясь по своей сути театрализованными, красочными представлениями, они требуют определенной подготовки, которая сама по себе приносит много положительно окрашенных эмоций младшим школьникам. Детям особенно интересны презентации, подготовленные по соответствующей тематике, а также задания на логику, выполнение которых требует взаимодействия с компьютером (например: «Исключи лишнее из видов спорта»). Для развития интереса к олимпийским и паралимпийским играм некоторые учащиеся совместно с родителями составляют простейшие презентации по теме: «Твой талисман Олимпиады 2014».
Таким образом, один из главных секретов хорошего физического самочувствия младших школьников и высокой активности в учебном процессе состоит в использовании рационально подобранных или созданных дозированных игр оздоровительно-коррекционной направленности с привлечением информационно-коммуникационных технологий.
Литература
1. Занимательные материалы к урокам математики, природоведения в начальной школе (стихи, загадки, игры) / сост. Н. А. Касаткина. - Волгоград, 2005.
2. Максимова А. А. Учим общаться детей 7-10 лет. Игровые технологии. - М., 2006.
3. Свиридов Г. М. Здоровья кладезь - природа. - М., 2001.
4. Фролов В. Г. Юрко Г. П. Физкультурные занятия на воздухе. - М., 1993.
5. Яковлев В. Г., Гриневский А. Н. Игры для детей. - М., 1992.
6. Кон И. И. Профилактика сколиоза у детей и подростков. - М., 1991.
7. КартушинаМ. Ю. Быть здоровыми хотим. - М., 2004.
8. Громбах С. М. Охранять и укреплять здоровье школьников. - М., 2000.