Научная статья на тему 'Воздействие игры на оптимизацию двигательной активности младших школьников'

Воздействие игры на оптимизацию двигательной активности младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1116
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / MOTOR ACTIVITY / ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ / OUTDOOR GAMES / ИГРОВОЙ МЕТОД / GAME METHOD / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL TRAINING / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / YOUNGER SCHOOLBOYS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пасмурова Л. Э.

Гигиенической нормой принято считать такие величины двигательной активности, которые полностью удовлетворяют биологическую потребность в движениях, соответствуют функциональным возможностям организма, способствуют укреплению здоровья детей и их благоприятному, гармоническому развитию в дальнейшем. Игры с активным физическим компонентом позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с младшими школьниками: удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить не только физические, но и умственные и творческие способности, нравственные качества и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пасмурова Л. Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GAME INFLUENCE ON YOUNGER SCHOOLBOYS MOTOR ACTIVITY OPTIMIZATION

It is considered to be hygienic norm such sizes of impellent activity which completely satisfy biological need for movements, correspond to functionalities of an organism, promote strengthening of children health and their favorable, harmonious development in the further. Games with an active physical component allow to solve the whole complex of the important questions with younger schoolboys work: to satisfy their need in motor and to stabilize emotions, to learn how to control the body, to develop not only physical, but also intellectual and creative abilities, moral qualities, etc.

Текст научной работы на тему «Воздействие игры на оптимизацию двигательной активности младших школьников»

УДК 37.037.1

ВОЗДЕЙСТВИЕ ИГРЫ НА ОПТИМИЗАЦИЮ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Кандидат педагогических наук, старший преподаватель

Л.Э. Пасмурова Камский государственный институт физической культуры

Набережные Челны

GAME INFLUENCE ON YOUNGER SCHOOLBOYS MOTOR ACTIVITY

OPTIMIZATION

L.E. Pasmurova, Ph.D., senior teacher Kama State Institute оf Physical Culture Naberezhnye Chelny

Ключевые слова: двигательная активность, подвижные игры, игровой метод, физическое воспитание, младшие школьники.

Аннотация. Гигиенической нормой принято считать такие величины двигательной активности, которые полностью удовлетворяют биологическую потребность в движениях, соответствуют функциональным возможностям организма, способствуют укреплению здоровья детей и их благоприятному, гармоническому развитию в дальнейшем.

Игры с активным физическим компонентом позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с младшими школьниками: удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить не только физические, но и умственные и творческие способности, нравственные качества и т.д.

Keywords: motor activity, outdoor games, a game method, physical training, younger schoolboys.

Summary. It is considered to be hygienic norm such sizes of impellent activity which completely satisfy biological need for movements, correspond to functionalities of an organism, promote strengthening of children health and their favorable, harmonious development in the further.

Games with an active physical component allow to solve the whole complex of the important questions with younger schoolboys work: to satisfy their need in motor and to stabilize emotions, to learn how to control the body, to develop not only physical, but also intellectual and creative abilities, moral qualities, etc.

Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от учащихся большого умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к школе обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и

физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, достаточно высокий уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать значительные психофизические нагрузки, связанные с новым школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.

Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих детей, поступающих в первый класс, а также дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему для образовательной практики.

В основе причин такого рода неблагополучий лежат, с одной стороны, факторы биологического порядка (например, низкие показатели здоровья и хронические заболевания родителей, неблагоприятное течение беременности и родов у женщин, высокий процент рождения недоношенных и ослабленных детей, искусственное вскармливание новорожденных, нарушение питания детей в первые годы жизни и др.). С другой стороны, на здоровье детей оказывают серьезное отрицательное влияние механизмы социального, культурного и сугубо педагогического характера, что делает для многих из них любое образовательное учреждение "полем особого риска" (В.Ф. Базарный, М.М. Безруких и др.). По данным выборочного исследования ряда психофизиологических и педагогических показателей, характеризующих уровень физического развития учащихся 1-4-х классов общеобразовательной школы, высокое физическое развитие имеют лишь около 9% младших школьников, среднее - около 57% и низкое - около 34%. При распределении учащихся по группам здоровья 21% учеников отнесены к I группе 57% и 22% -соответственно ко II и III группам. У многих первоклассников наблюдаются малый объем двигательного опыта, широкий спектр функциональных отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно-сосудистой, эндокринной и нервной систем, желудочно-кишечного тракта и др.

Функциональные отклонения, на которые, к сожалению, все еще не обращают достаточного внимания родители, педагоги и многие практические врачи, являются плацдармом для возникновения, в дальнейшем, серьезных заболеваний. Сегодня совершенно четко установлено: не менее 40% заболеваний взрослых своими истоками уходят в детский возраст. Связано это с тем, что детский организм вследствие свойственных ему анатомо-физиологических особенностей более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, чем организм взрослых, а потому требует создания таких условий обучения и воспитания, которые не только бы исключили возможность вредных влияний, но и способствовали укреплению здоровья и улучшению физического развития детей, повышению их общей работоспособности и успешности учебной деятельности.

А стрессовая педагогическая тактика и функциональная неграмотность педагогов, высокая интенсивность и нерациональная организация учебной деятельности, которые свойственны об-

разовательному процессу уже в первом классе, отсутствие направленной работы по формированию здоровья учеников не позволяют адекватно и своевременно менять темп и характер обучения с учетом индивидуальных психофизических особенностей каждого из детей или вносить в него элементы щадящего режима, необходимого для тех, кто уже имеет ослабленное здоровье.

К сожалению, все чаще и громче звучат слова о том, что школьное образование опасно для здоровья, а "свет просвещения" приносит ученикам целый букет вполне конкретных хронических заболеваний. Современная система обучения такова, что она не только не способствует улучшению здоровья учащихся, но зачастую содействует его ухудшению. Нередко возникает своеобразный порочный круг: ребенок из-за плохого самочувствия не справляется с образовательной программой, а не справляясь с ней, еще более ухудшает свое здоровье. К окончанию школы у большинства учеников уже существуют те или иные хронические заболевания; в целом же лишь 10% из них можно считать практически здоровыми.

В связи с этим требования обязательной оздоровительной направленности образовательного процесса диктуют необходимость пристального внимания к тем возможностям игры, которыми она располагает с точки зрения адаптации младших школьников к новому режиму психофизической активности, регуляции и нормирования их интеллектуальной, эмоциональной и физической нагрузки, сохранения и укрепления здоровья, а также предупреждения и устранения недостатков в физическом развитии. Являясь неотъемлемым компонентом оздоровительной среды, игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии или продолжают существовать в реальной жизни. Но результативно это может проходить только в том случае, если педагог не только хорошо знает индивидуальные особенности и потребности физического развития своих учеников, но и владеет рациональной технологией "встраивания" разнообразных подвижных, спортивных игр в режим жизнедеятельности младшего школьника и обладает широким арсеналом приемов использования их адаптационного, оздоровительно-развивающего и коррекционно-профилактического потенциала в неразрывном единстве.

"Высокоразвитый человеческий интеллект берет свое начало в человеческих движениях" -писал Г. Доман.

Парадоксально, но один из первых неприятных сюрпризов с которыми сталкивается ребенок, переступая порог школы, - это... запрет на движение. Такую ситуацию Н.М. Амосов обозначил как явное противоречие условий социальной жизни законам биологии, приводящее к детренированности "рабочих" функций и перетренировке "регуляторов" деятельности. Ведь

движение является неотъемлемым фундаментом детского развития, важнейшей частью любого вида деятельности и составляющей многих психических процессов.

Природа дала ребенку врожденное стремление к движению, снабдив ценнейшим чувством -чувством "мышечной радости", которое он испытывает, двигаясь. Двигательная активность - одна из основных, генетически обусловленных биологических потребностей человеческого организма, которая дарует человеку саму жизнь. Являясь фактором сохранения постоянства внутренней среды, двигательная функция обеспечивает быструю адаптацию организма к изменяющимся условиям его существования. "Бегающий, играющий и прыгающий ребенок глубоко и часто дышит, сердце его сильно бьется, разгораются щеки, он приходит в приятное возбужденное состояние", - пишет В.В. Гориневский. Вместе с тем, работая мышцами, ребенок не только расходует, но и копит энергию, которая дает ему возможность строить тело, мозг, интеллект. Чем активнее работают мышцы, тем более жизнеспособен человек. В период интенсивного роста и развития ребенка ведущей для организма является костно-мышечная система, а все остальные развиваются в прямой зависимости от нее, в том числе и головной мозг.

В современной начальной школе умственная деятельность по-прежнему относится к числу самых трудных для детей, чьи клетки коры головного мозга обладают еще относительно низкими функциональными возможностями и поэтому большие нагрузки могут вызвать их истощение. Кроме того, для успешного обучения необходимо наличие устойчивой концентрации возбуждения в коре, а младшим школьникам свойственны неуравновешенность нервных процессов, преобладание возбуждения при относительно слабых процессах активного внутреннего торможения. Учебная работа требует и длительного сохранения вынужденной рабочей позы, создающей значительную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и мышечную систему детей. Таким образом, в режиме дня современного школьника, как у его сверстников много десятилетий назад, соотношение между динамическими и; статическими нагрузками не сбалансировано, резко преобладает статическое напряжение.

При интенсивной или длительной умственной деятельности у школьников начинает развиваться утомление. Его биологическое значение двойственно: с одной стороны, оно является защитной, охранительной реакцией от чрезмерного истощения организма, а с другой -стимулятором восстановительных процессов и повышения его функциональных возможностей. О начале переутомления школьников свидетельствуют следующие признаки:

- снижение продуктивности учебного труда (увеличивается число ошибок и неправильных ответов, время выполнения учебных заданий);

- ослабление внутреннего торможения (наблюдаются двигательное беспокойство, частные отвлечения, рассеянность внимания);

- ухудшение регуляции физиологических функций (нарушается сердечный ритм и координация движений);

- появление чувства усталости.

Эти признаки не стойкие, они быстро исчезают во время отдыха на перемене или после возвращения из школы. Однако, при неблагоприятных гигиенических условиях, при несоблюдении рационального режима учебного труда и отдыха может наблюдаться не только утомление, но и переутомление, при котором происходят более глубокие и стойкие изменения в поведении и деятельности учеников. Симптоматика переутомления отличается обычно малой очерченностью, стертостью и большой изменчивостью; в то же время для большинства случаев характерны:

- резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности;

- функциональные нервно-психические расстройства (потеря аппетита, нарушения сна, появление чувства страха, истеричности, плаксивости, раздражительности, нервных тиков и др.);

- стойкие изменения в регуляции вегетативных функций организма (аритмия, вегетодистония по гипотоническому или гипертоническому типу);

- снижение сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов и патогенных микроорганизмов.

Указанные признаки уже не исчезают после кратковременного отдыха и даже после ночного сна нормальной продолжительности. Для полного восстановления работоспособности, ликвидации нервно-психических расстройств и нарушений регуляторных процессов в организме школьникам необходим не только более длительный отдых, но и в ряде случаев - лечение с применением медикаментозных средств.

В сложной системе факторов, влияющих на предупреждение переутомления школьников, в целом на сохранение и укрепление их нервно-психического и физического здоровья, существенную роль играет двигательная активность. Складываясь из суммы разнообразных движений, выполняемых ребенком в течение дня, она является переменной функцией и находится в непосредственной зависимости от объективных (возраст, пол, тип высшей нервной деятельности сезон года, климато-географические условия) и субъективных условий, в частности от качества организованных форм физического воспитания и характера свободной детской деятельности. За счет последних двух условий возможна значительная вариация объема и интенсивности движений, а также продолжительности двигательного компонента в режиме дня. Именно посредством движения в дошкольном и младшем школьном возрасте закладываются наиболее благоприятные основы для формирования физиологической основы всех будущих физических кондиций человека. Нагружая мышечную систему, взрослые не только воспитывают ребенка сильным и ловким, но и развивают его сердце, легкие и все внутренние органы. Если в этот

период не сосредоточить необходимых педагогических усилий на составляющих физического потенциала детей, то будут безвозвратно упущены самые подходящие время и условия для закладки основ их физического, психического и нравственного здоровья.

Средняя потребность организма детей школьного возраста в организованной двигательной активности составляет 12-16 ч в неделю. Однако существующая сегодня организация учебного процесса в школе и уклад жизни в семье не удовлетворяют биологическую потребность детского организма в движениях. Анализ суточной, недельной и сезонной двигательной активности показал, что необходимого для нормального роста и физического развития объема двигательных нагрузок младшие школьники недополучают на 50%. Традиционные уроки физкультуры способны компенсировать лишь 11% суточной нормы двигательной активности ребенка (Н.Т. Лебедева). Ограничение двигательной активности, таким образом, противоречит биологическим потребностям детского организма и снижает его энергетический фонд, отрицательно сказывается на физическом состоянии (замедляется рост, ослабевает иммунитет к простудным и инфекционным заболеваниям) и приводит к снижению темпа психического развития учащихся. Недостаточная физическая активность особенно опасна в периоды активного роста тела, когда ускоренное развитие скелета и мышечной массы не подкрепляется соответствующей тренировкой систем кровообращения и дыхания и ростом силового потенциала. Такие диспропорции развития часто являются основными причинами ухудшения здоровья детей, понижения у них жизненного тонуса.

Гигиенической нормой принято считать такие величины двигательной активности, которые полностью удовлетворяют биологическую потребность в движениях, соответствуют функциональным возможностям организма, способствуют укреплению здоровья детей и их благоприятному, гармоническому развитию в дальнейшем.

В основу определения нормы двигательной активности могут быть положены требования:

- во-первых, обеспечения необходимого и достаточного количества произвольных движений, выполняемых ребенком в течение дня;

- во-вторых, соответствия физических нагрузок в течение дня функциональным возможностям организма младшего, школьника, их ориентации на укрепление его здоровья и полноценное психофизическое развитие;

- в-третьих, соблюдения качественного разнообразия движений, сбалансированного в количественном соотношении: с индивидуальными потребностями и возможностями каждого ребенка.

Свой важный и ничем не заменимый вклад в определение и поддержание оптимального двигательного режима младших школьников с учетом индивидуальной вариативности в показателях их здоровья и развития призвана внести игровая деятельность и, в первую очередь, те

ее виды, основу которых составляет свободное детское движение. "Игры представляют собой наиестественнейший вид физических упражнений... Ни при каком другом способе физических упражнений цель эта не достигается так полно и верно, как, при подвижных играх...", - замечает Е.А. Покровский.

Ребенок насильно иммобилизуется, его двигательная активность резко уменьшается, а игра перестает носить столь важный для развития детей характер физиологического стресса, который заставлял активно действовать все их органы и системы, но и одновременно позволял соблюдать "разумный дефицит покоя". В школе и дома, выполняя учебные задания, современные дети большей частью сидят, и это сидение есть не что иное, как некая своеобразная форма комфорта, который вступает в конфликт с естественным инстинктом игрового движения.

Общее снижение интереса начальной школы к детской игре в определенной мере нивелировало значение подвижных и спортивных игр в режиме жизнедеятельности младшего школьника. Хотя именно эти игры являются эффективным средством физической рекреации и поддержания высокой работоспособности, успешного роста и развития детей, а также ранней профилактики разных заболеваний, особенно сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной патологии.

Игры с активным физическим компонентом позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с младшими школьниками: удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить не только физические, но и умственные и творческие способности, нравственные качества и т.д.

Двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают физиологические процессы в организме и улучшают работу всех органов и систем. Эмоциональный подъем (радость, удовольствие, приподнятость, воодушевление) создает у детей повышенный тонус всего организма. Стремление детей к достижению общей для всех цели выражается в ясном осознании задачи, в лучшей координации движений, более точной ориентировке в пространстве и игровых условиях, в ускоренном темпе выполнения заданий. При такой увлеченности детей и захватившей их радостной устремленности к достижению цели повышается роль воли, помогающей преодолевать различные препятствия. Активная двигательная деятельность тренирует нервную систему ребенка, совершенствуя и уравновешивая процессы возбуждения и торможения.

В целях наиболее эффективного выявления и использования ресурсов игры принято различать подвижные, спортивные и специальные оздоровительные (коррекционно-оздоровительные) игры. К подвижным относятся игры, направленные преимущественно на общую физическую подготовку и не требующие специальной подготовки играющих; они построены на

свободных, разнообразных и простых движениях, связанных с вовлечением в работу главным образом больших мышечных групп, и просты по своему содержанию и правилам.

Физический и психический компоненты в играх любого вида тесно связаны: дети не только реализуют потребность в активных движениях, расходуют накопившуюся энергию и совершенствуют основные двигательные навыки, но и учатся инициативности, самостоятельности, настойчивости - с одной стороны, а с другой - умению владеть собой и считаться с коллективом, согласовывать свои действия с действиями других игроков.

Особого внимания с позиций практики коррекционно-развивающего образования заслуживает связь физического воспитания посредством игр с развитием познавательных процессов учеников. Так, установлено положительное влияние подвижных игр не только на развитие физических качеств детей, но и на формирование структурных единиц психики: памяти -слуховой, моторно-слуховой, зрительной; воображения - творческого, воссоздающего, а также оригинальности решения задач; восприятия - степени развития наблюдательности, объема и адекватности воспроизведения; наглядно-образного и логического мышления - способности к анализу, сравнению и обобщению; произвольного внимания и таких его свойств, как переключение, распределение и устойчивость.

Вместе с тем задачи, решаемые средствами подвижных и спортивных игр, сводятся не только к повышению объема и разнообразия форм двигательной активности; восстановлению гармонии мышечной деятельности младших школьников и нормированию психофизической нагрузки, но и к обретению ими утраченной, но все еще крайне необходимой игровой среды. Высокий интерес детей этого возраста к свободной двигательной, в том числе - игровой, деятельности подтверждается исследованиями. Так, по данным анкетного опроса, свободного времени у учеников начальной школы в течение дня остается около 3 ч. Проводят все это время на воздухе (гуляют) 37,8% девочек и 33,3% мальчиков, прогулка менее 2 ч продолжается соответственно у 16,2% и 12,8% . В выходные дни пребывание на улице оказывается продолжительнее. Так, около 3 часов проводят на воздухе 71,1% девочек и 76,9% мальчиков, менее 3 ч - 2,7% девочек и 2,5% мальчиков. Во время прогулок большинство детей предпочитают двигательную активность -64,8% девочек занимаются преимущественно прыжками со скакалкой и 59,5% - бегом. У мальчиков наибольший интерес вызывают упражнения в беге - 82,0% и игры с мячом - 78,6% .

Анализ существующей игровой практики и структуры игр подвижного и спортивного характера, используемых на уроках в общеобразовательной школе, показывает, что, во-первых, набор предлагаемых ученикам игр стереотипен, запрограммирован под "умение" педагога, а не под желание детей и во многом формален. Во-вторых, игровые дисциплины в школе делят учеников на "недогруженных" и "перегруженных". К первой группе относятся те из них, кто от

природы имеет хорошие физические данные и дополнительно занимается спортом вне стен школы. Во вторую, преобладающую группу входят учащиеся, которым по разным причинам изначально не была привита любовь к двигательным играм. В-третьих, проводимые в школе двигательные игры не получают своего логического продолжения и закрепления в досуговой деятельности младших школьников.

Таким образом, разумное использование резервов игровой двигательной активности -подвижных, оздоровительных игр и игровых упражнений, игр спортивного характера и др. -должно стать инструментом действенного снижения негативных последствий учебной перегрузки, увеличения уровня ежедневной двигательной активности младших школьников, совершенствования их физических возможностей и интеллектуальных способностей, повышения психо - эмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма с тем, чтобы в конечном счете способствовать сохранению и укреплению здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.