УДК 373.1.013
Н. А. Грунина
ИГРА КАК ИНТЕГРАТИВНАЯ ФОРМА СТИМУЛИРОВАНИЯ УМСТВЕННОЙ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ
Гармоническое, всестороннее развитие деятельности человеческого организма должно составлять общую цель воспитания и образования. В целях реализации гармоничного развития подрастающего поколения образование необходимо организовывать, применяя качественно новые подходы и технологии к учебно-воспитательному процессу. Многими исследователями установлено, что в результате двигательной деятельности улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, улучшается функциональное состояние центральной нервной системы, повышается умственная работоспособность человека. Игровая деятельность вносит свой важный и ничем не заменимый вклад в поддержание оптимального двигательного режима младших школьников. В первую очередь основу игровой деятельности составляют коллективные игры. Физический и психический компоненты в играх любого вида тесно связаны: дети не только реализуют потребность в активных движениях, расходуют накопившуюся энергию и совершенствуют основные двигательные навыки, но и учатся инициативности, самостоятельности, настойчивости - с одной стороны, а с другой - умению владеть собой и считаться с коллективом, согласовывать свои действия с действиями других игроков.
Ключевые слова: всестороннее развитие человека, двигательная активность, интеллектуальное разви-
тие, игра, игровая деятельность.
Между умственным и физическим развитием человека существует тесная связь, вполне выясняющаяся при изучении человеческого организма и его отправлений. Умственный рост и развитие требуют соответствующего физического развития.
Гармоническое, всестороннее развитие деятельности человеческого организма должно составлять общую цель воспитания и образования, задачи которых только в частности отличаются между собою: воспитание захватывает в свою область нравственные качества человека и его волевые проявления, следовательно, способствует выработке нравственного характера лица, между тем как образование имеет в виду систематическое умственное, эстетическое и физическое развитие [1, с. 118].
В современном обществе всестороннее развитие человека представляет собой не просто потребность, но и необходимое условие общественного прогресса. Если обратиться к литературе, то можно отметить, что все выдающиеся педагоги всегда прямо или косвенно считали движения важнейшим условием и средством всестороннего развития, в том числе и речевого. Еще Ж.-Ж. Руссо писал о движении как средстве познания окружающего мира. Он указывал, что без движений немыслимо усвоение таких понятий, как пространство, время, форма. Он писал: «Ходьба оживляет и воодушевляет мои мысли. Оставаясь в покое, я почти не могу думать, необходимо, чтобы мое тело находилось в движении, тогда ум тоже начинает двигаться».
Известный писатель Н. Г. Чернышевский отмечал: «...каждый труд есть труд умственно-физический: если говорится о различии труда умственного и физического, этим различием указывается только на то, что в одном главная роль принадлежит моз-
гу, в другом - мускулам: но это преобладание одного элемента не есть исключение другого: деятельность мозга всегда требует некоторого содействия мускулов, а деятельность мускулов всегда производится под управлением деятельности мозга» [2, с. 12].
К. Д. Ушинский считал, что человек должен быть совершенным физически, умственно и нравственно, гармонически развит. Воспитание поэтому он определял как целеустремленный, сознательный процесс формирования гармонически развитой личности. А деятельность и активность ребенка - одно из важнейших условий его воспитания и обучения. Взгляды его на важное значение деятельности и активности ребенка ярко выражены в высказываниях о труде. Ученый-педагог полагал, что необходимым условием правильного развития человека является труд. В обширной статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» он отмечал, что труд является главным фактором создания материальных ценностей и необходим для физического, умственного и нравственного совершенствования человека, для человеческого достоинства, для свободы человека и его счастья. Труду человек обязан минутами высокого наслаждения. Труд укрепляет семейную жизнь. По словам К. Д. Ушинского, «воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни». Воспитание должно развить в человеке любовь и привычку к труду. Педагог придавал большое значение физическому труду, считал очень полезным, чтобы человек в своей деятельности сочетал физический и умственный труд [3, с. 202].
Врач и педагог В. В. Гориневский в результате глубоких медицинских исследований пришел к вы-
воду, что недостаток движений не только отрицательно сказывается на здоровье детей, но и снижает их умственную работоспособность, тормозит общее развитие, делает детей безразличными к окружающему. По мнению Е. А. Аркина, интеллект, чувства, эмоции возбуждаются к жизни движениями. Он рекомендовал предоставлять возможность детям двигаться как в повседневной жизни, так и на занятиях.
Академик Н. Н. Амосов назвал движения «первичным стимулом» для ума ребенка [2, с. 13].
Особый вклад в изучение проблематики формирования здорового образа жизни в отечественной педагогике внес П. Ф. Лесгафт. Его усилиями создана оригинальная для того времени, научно обоснованная и гуманистическая по своей сути система физического воспитания, которая в своей основе направлена на сохранение, поддержание и укрепление здоровья. Он рассматривал физическое воспитание в качестве важнейшего средства всестороннего развития человека и считал, что оно тесным образом связано с умственным, нравственным и эстетическим воспитанием, что отражает квинтэссенцию понятия здоровый образ жизни. П. Ф. Лес-гафт также подтверждает взаимосвязанность физической, умственной, нравственной и эстетической составляющих здоровой гармонично развитой личности. Решение проблемы ценностной интеграции этих составляющих есть цель формирования здорового образа жизни и основная задача педагогики
[4].
Целостной школой, соответствовавшей степени научного развития и условиям жизни своего времени, была только классическая греческая школа, в которой умственному и физическому развитию придавали одинаково важное значение, как это видно из приведенного исторического очерка учения о физическом образовании детей в Греции. До сих пор опираются на основания этой школы, но, к сожалению, нарушают существовавшую в ней гармонию, совершенно искажая ее идеи. От периода реформации школ, возбужденной мыслями Монте-ня, Рабле, Локка, Ж.-Ж. Руссо, Песталоцци и др., и до настоящего времени школа все еще не выяснила своих задач, не установилась твердо, не вошла гармоническим звеном в общественный строй. Эмпирический метод она оставила, а основных истин для себя до сих пор еще выработать не могла. До сих пор педагоги не усвоили следующих простых и верных мыслей, высказанных Ж.-Ж. Руссо: «Величайшая тайна воспитания заключается в том, чтобы телесные и умственные упражнения служили друг другу отдыхом»; «Желаете образовать ум вашего ученика, упражняйте его силы, которыми ум должен управлять, развивайте настойчиво его тело, сделайте его крепким и здоровым, чтобы он
стал мудрым и рассудительным. Дайте ему возможность работать, быть деятельным, бегать, прыгать, быть постоянно в движении, чтобы он был бодрым человеком, и он сделается также рассудительным человеком. Предположение, что упражнение тела вредит умственной деятельности, есть жалкая ошибка; как будто обе эти деятельности не должны быть в согласии и как будто одна не должна постоянно действовать на другую» [5, с. 177-178].
Многими исследователями установлено, что в результате двигательной деятельности улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, улучшается функциональное состояние центральной нервной системы, повышается умственная работоспособность человека. Имеются данные о том, что систематически высокая двигательная активность в режиме учебного дня учащихся, непосредственно повышая функциональную деятельность мышечного аппарата, положительно сказывается на их психической сфере, что научно подтверждает эффективность направленного воздействия через двигательную систему на центральный нервный аппарат и его умственные функции. Вместе с тем оптимальное использование двигательной активности учащихся содействует росту уровня умственной работоспособности в учебном году, увеличению продолжительности периода высокой работоспособности, сокращению периода ее снижения, повышению успеваемости, успешному выполнению учебных требований.
В педагогике утвердилось мнение, что для интеллектуального развития младших школьников необходимы специальные «сидячие» занятия. Такие занятия связывают также с воспитанием усидчивости - специального качества, необходимого каждому школьнику для успешной учебы. Наблюдения показывают, что многие дети спустя некоторое время начинают отвлекаться. Вернуть их внимание общепринятыми методами не всегда удается. Некоторые школьники вообще не проявляют активности в восприятии материала. Основной причиной такого поведения является то, что учителя недооценивают роль двигательного анализатора в умственном развитии детей [2, с. 15].
Здоровье ребенка, его эмоциональное состояние, физическое и психическое развитие и социально-психологическая адаптация определяются внешней средой, теми условиями, в которых он живет. Для детей 6-17 лет основная среда - это школа, где они проводят большую часть времени. Именно в это время закладываются будущие успехи или, наоборот, неудачи образования. Однако неуспеваемость часто рассматривается как неспособность ребенка к обучению при недостаточном старании. А ведь почти все дети, поступающие в пер-
вый класс, имеют высокую учебную мотивацию. Если учебный процесс организован рационально, то нормальное развитие и здоровье школьника не нарушаются, а учебная работа, интеллектуальные,
эмоциональные и физические нагрузки не требуют от организма ребенка высокой физиологической цены, не вызывают чрезмерного напряжения и быстрого утомления [6, с. 16-17].
Повышение умственной работоспособности
Улучшение мозгового кровообращения
т
Активизация
психических
процессов
т
Улучшение функционального состояния ЦНС т
Двигательная активность учащихся
4
Увеличение продолжительности периода высокой работоспособности
Повышение
успеваемости
Создание учебнопознавательного
Двигательная активность учащегося в образовательном процессе
Повышение
функциональной
деятельности
мышечного
аппарата
Проектируя идеальную модель обучения, необходимо уделять большое внимание формированию положительных учебно-познавательных мотивов в структуре учебной деятельности учащихся. В младшем школьном возрасте наряду с учением в качестве основного мотива выступает игровая деятельность. Действительно, ни в каких других видах деятельности человек не демонстрирует такого самообладания, обнажения своих психофизиологических, интеллектуальных ресурсов, как в игре. «Игра обучает, развивает, развлекает, дает отдых», - писал С. А. Шмаков. Своеобразную черту игры выделила Н. В. Козлова: «Игра - это свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество. Продукт игры - наслаждение ее процессом, конечный результат -развитие реализованных в ней способностей».
Игровая деятельность вносит свой важный и ничем не заменимый вклад в поддержание оптимального двигательного режима младших школьников. В первую очередь основу игровой деятельности составляют коллективные игры. Специальные оздоровительные игры наряду с укреплением различных мышц, тренировкой вестибулярного аппарата, профилактикой нарушений зрения и осанки снимают утомление, вызванное интенсивными интеллектуальными нагрузками, и создают у детей состояние психофизиологического комфорта. Физический и психический компоненты в
играх любого вида тесно связаны: дети не только реализуют потребность в активных движениях, расходуют накопившуюся энергию и совершенствуют основные двигательные навыки, но и учатся инициативности, самостоятельности, настойчивости - с одной стороны, а с другой - умению владеть собой и считаться с коллективом, согласовывать свои действия с действиями других игроков.
Игра выполняет и терапевтическую функцию, учит преодолевать различные трудности, возникающие в иных видах жизнедеятельности. Выполняет игра и функцию коррекции - вносит позитивные изменения в структуру личностных показателей, а также социализации: включает в систему общественных отношений, помогает усвоить нормы человеческого общежития [6, с. 16-17].
Г армоническое, всестороннее развитие деятельности человеческого организма должно составлять общую цель воспитания и образования. В целях реализации гармоничного развития подрастающего поколения образование необходимо организовывать соответственно потребностям и интересам детей, применяя качественно новые подходы и технологии к учебно-воспитательному процессу. В качестве таковых нам видится взаимосвязанное развитие физических и интеллектуальных способностей детей на мотивационной и оздоровительной основе.
---У
Список литературы
1. Лесгафт П. Ф. Избранные педагогические сочинения / Сост. И. Н. Решетень. М.: Педагогика, 1988. 400 с.
2. Шишкина В. А. Движение + движение. М.: Просвещение, 1992. 96 с.
3. Константинов Н. А. История педагогики: учеб. для студентов пед. ин-тов / Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский, М. Ф. Шабаева. Изд. 6-е, доп. и перераб. М.: Просвещение, 2008. 447 с.
4. Сборник научных трудов. Серия «Гуманитарные науки», вып. № 10 // СевКавГТУ, Ставрополь, 2003.
5. Rousseau J. J. «Emile», livre II. C. 177-178.
6. Гражданцева В. Феномен игры в педагогике сотрудничества // Здоровье детей. 2007. № 8. С. 16-17.
Грунина Н. А., аспирант.
Сибирский государственный технологический университет.
Пр. Мира, 82. г. Красноярск-49, Красноярский край, Россия, 660049.
Материал поступил в редакцию 25.09.2009.
N. A. Grunina
A GAME AS AN INTEGRATIVE FORM OF CHILDREN MENTAL AND MOVEMENT ACTIVITIES
IN SCHOOL TEACHING PROCESS
The harmonic all-round development of a human organism is the common purpose of teaching and education.
With the purpose of harmonic development of growing generation education should be organized according to new approaches and technologies in teaching and educational process. Many researchers established that cerebral circulation is improved, psychological processes become intense, CNS functions better, human mental abilities increases as a result of movement activities. The game activity contributes a lot to maintaining optimum movement regime of young learners. The basic constituent of game activity is collective games. Physical and psychological components in games are closely connected. Thus, children realize movement needs, expend their energy, improve the main physical skills. Moreover, from the one hand, they learn to be initiative, independent, persistent, from the other, to control themselves, consider peers opinion, submit their actions with other participants of the game.
Key words: all-round development, movement activity, mental abilities, game, game activity.
Siberian State Technological University.
Pr. Mira, 82, Krasnoyarsk-49, Krasnoyarsk kray, Russia, 660049.