Довга Т. Я. Адаптация учебного процесса в начальной школе с учетом индивидуальных особенностей умственной работоспособности учащихся / Т. Я. Довга, Е. В. Неворова // Научный диалог. - 2013. - № 2(14) : Педагогика. - С. 110-121.
УДК 37.04-053"465.07/.10:613.867
Адаптация учебного процесса в начальной школе с учетом индивидуальных особенностей умственной работоспособности учащихся
Т. Я. Довга, Е. В. Неворова
Рассматриваются вопросы выявления индивидуальных особенностей умственной работоспособности учащихся с целью обеспечения оздоровительной направленности учебного процесса. Актуальность исследования связана с применением индивидуального подхода в учебной деятельности на основе учета показателей физического и психического развития учащихся. Приводятся результаты анализа индивидуальных особенностей умственной работоспособности младших школьников 10-ти лет. Сделан акцент на соотношении количественного и качественного показателей работоспособности у детей одного класса.
Ключевые слова: здоровье; оздоровительная направленность; умственная работоспособность; младшие школьники.
Необходимость усиления оздоровительной направленности учебно-воспитательного процесса в школе обусловлена ухудшением состояния здоровья учащихся. Многочисленными исследованиями установлено, что в течение всего периода обучения в школе увеличивается количество отклонений в состоянии здоровья детей
и хронических заболеваний, ухудшаются показатели физического и психического развития детей и подростков [Денисенко, 2007; Ващенко и др., 2005].
Недостаточно внимания уделяется вопросу создания условий для сохранения и укрепления здоровья детей во время учебы. Учебный процесс в начальной школе недостаточно адаптирован к возможностям учащихся в связи с тем, что в практической организации школьной среды, к сожалению, не учитываются индивидуальные особенности психофизического развития каждого ребенка, что приводит к возникновению у детей стрессовых состояний.
На взаимозависимость умственного развития и физического здоровья школьников обращал внимание выдающийся украинский педагог В. А. Сухомлинский: «Мы начали внимательно изучать здоровье детей, и с каждым годом все ярче вырисовывалась странная картина зависимости духовной жизни ребенка - его интеллектуального развития, его мышления, внимания, памяти, его исполнительности - от физических сил. Мы увидели, что так называемое замедленное мышление - это во многих случаях следствие общего недомогания организма, недомогания, которое не чувствует и сам ребенок. Наблюдения убедили нас в том, что, кроме заболеваний сердца, легких и других органов, заболеваний, поддающихся диагностике, профилактике и лечению, существует просто слабость этих органов, их болезненная реакция на окружающую обстановку» [Сухомлинский, 1976, с. 442].
Действительный член Национальной академии педагогических наук (НАПН) Украины А. Я. Савченко дает педагогам такие рекомендации: «Заботясь о здоровье детей, не имеем права забывать, что утомляемость физическая и психическая зависит также от психофизиологических особенностей. Поэтому важно дифференцировать домашние задания по объему и уровню сложности. Помните, что главное не навредить здоровью, поэтому всегда следует сопо-
ставлять свои требования с их реальными возможностями, а не достигать результатов любой ценой [Савченко, 2007, с. 99].
Поставленные проблемы требуют от учителя поиска новых пси-холого-педагогических подходов, с помощью которых можно сохранить и укрепить здоровье детей, сформировать у них навыки здорового образа жизни. Совершенно очевидно, что учителя начальной школы должны хорошо знать индивидуальные анатомо-физиологи-ческие особенности организма детей, специфику их учебной деятельности, влияние физических и умственных нагрузок на детский организм.
Говоря о реализации индивидуального подхода в обучении, а также о создании условий для самообучения и самовоспитания учащихся, А. Я. Савченко подчеркивает: «Современная начальная школа должна использовать не селективную диагностику, а стимулирующую, сопровождающую, которая помогает учителю принять правильное решение» [Савченко, 2007, с. 32].
Важным направлением укрепления детского здоровья является воспитание физических и умственных качеств ребенка на основе индивидуального подхода к нормированию нагрузок, начиная уже с раннего детства. Учебная нагрузка для маленького ребенка обязательно сопровождается утомлением и даже переутомлением, которого можно и нужно избежать. Но возможно это только при такой организации учебного процесса, когда учитываются все факторы: возрастные и индивидуальные возможности развития организма ребенка, его готовность к обучению, состояние здоровья, гигиенические требования к организации и режиму учебных занятий, закономерности динамики умственной и физической работоспособности и многие другие.
Основой учебной деятельности школьника является умственная работоспособность. Одним из главных условий обеспечения высокой умственной работоспособности является крепкое фи-
зическое здоровье, что зачастую недооценивается родителями и учениками. Еще выдающийся физиолог М. Е. Введенский считал, что при умелом распределении умственного труда можно не только развить огромную по своей продуктивности деятельность, но и на долгие годы, а возможно, на всю жизнь сохранить работоспособность мозга и высокий общий тонус организма. Действительно, человек устает не столько от того, что много работает, а именно потому, что работает неумело и трудно [Введенский, 1952, с. 580].
Главным условием, обеспечивающим высокую производительность умственной деятельности, является постепенность вхождения в процесс ее осуществления. Установлено, что независимо от характера учебной работы в течение первых 40 минут деятельности степень эффективности умственного труда значительно ниже, чем во второй и третий периоды такой же продолжительности. Поэтому нецелесообразно устанавливать порядок выполнения заданий начиная со сложных предметов, ведь организм будто постепенно мобилизует и настраивает соответствующие системы на высокую функциональную готовность, которая обеспечивает нарастание интенсивности интеллектуальной деятельности. Продолжительность этого периода, как правило, 40-50 минут.
Еще одним обязательным условием обеспечения высокой производительности труда является равномерность и ритмичность умственной работы. Реализация указанного принципа предполагает выработку рационального ритма, обеспечивает соответствующее распределение основных этапов деятельности в течение всего времени. Именно постоянный ритм предопределяет достижение высокого уровня производительности труда. Поддерживать высокую работоспособность невозможно и без правильного чередования труда и отдыха, а также замены одних форм деятельности другими.
Э. Н. Вайнер пишет о том, что во время умственной работы возникают сосудистые реакции, противоположные тем, которые имеют место при мышечной нагрузке: кровенаполнение сосудов мозга, сужение периферических сосудов конечностей, расширение сосудов внутренних органов и т. д. [Вайнер, 2001, с. 86]. Известно, что, когда такая работа сопровождается нервно-эмоциональным напряжением, происходит резкая активизация кровообращения с повышением частоты сердечных сокращений, артериального давления крови, наступают изменения в ритме и частоте дыхания, снижается насыщение крови кислородом, нарушается терморегуляция и возникает много других неблагоприятных изменений. Кроме того, во время умственной деятельности напрягаются мышцы лица, шеи и плечевого пояса, поскольку их активность тесно связана с нервными центрами, управляющими вниманием, эмоциями и речью. Таким образом, утомление становится причиной снижения работоспособности [Там же].
В этих условиях естественной мерой предупреждения снижения работоспособности учащихся признаются активные движения, освобождающие мышцы от излишнего напряжения, поскольку оптимально подобранная мышечная нагрузка повышает общий эмоциональный тонус, создает устойчивое настроение, является благоприятным фоном для умственной деятельности и предупреждает раннее развитие утомления [Вайнер, 2001, с. 86-87].
Анализ научно-методических и статистических данных свидетельствует об ухудшении состояния здоровья школьников, формировании отклонений в физическом развитии, снижении уровня физической подготовленности, главной причиной которых является резкое снижение двигательной активности, имеющее на сегодняшний день тенденцию к дальнейшему снижению. Следствие гипокинезии (малоподвижности) - хроническая школьная усталость, которая снижает умственную работоспособность, что сказывается на успешности обучения.
Противодействием негативным последствиям гипокинезии является физическая активность и обучение учащихся здоровому образу жизни, которое должно быть системным и способствовать гармоничному развитию психофизических способностей. Все это является важным фактором сохранения и укрепления здоровья, повышения физической и умственной работоспособности и устойчивости организма к различным заболеваниям.
Младший школьный возраст - наиболее благоприятный период в общем развитии ребенка. Поэтому индивидуальный подход к обучению и воспитанию детей младшего школьного возраста с учетом индивидуальных показателей работоспособности целесообразно реализовывать с целью своевременного предупреждения вредных последствий гипокинезии.
Существуют некоторые особенности развития высшей нервной деятельности у детей младшего школьного возраста. Так, например, у детей 6-7 лет происходит активное формирование всех основных проявлений высшей нервной деятельности, намечается сбалансированность возбуждения и торможения, постепенно развивается динамичность процесса возбуждения, созревают синаптические передачи, повышается скорость проведения возбуждения в структурах ретикулярной формации, повышается уровень лабильности нервной системы [Хрипкова и др., 1982].
Для детей 6-7 лет характерна переработка стереотипов в виде игры, расширяются возможности такой переработки, осуществляемой в коре головного мозга (совершенствуется ассоциативная функция). Но вместе с тем наблюдается функциональная ис-тощаемость нервных клеток коры головного мозга, что приводит к снижению устойчивости внимания. Быстро развивается так называемое «охранительное возбуждение», проявлениями которого являются двигательное беспокойство и снижение внимания детей во время занятий.
Особенности высшей нервной деятельности у детей 7-10-летнего возраста заключаются в выраженных индукционных отношениях [Хрипкова и др., 1982]. Последовательное торможение быстро концентрируется, то есть оказывает сильное влияние на процесс возбуждения, но при этом быстро исчезает. Физиологи пришли к выводу, что индивидуальные способности ребенка необходимо рассматривать в контексте двигательного развития.
Для достоверной оценки функционального состояния нервной системы и всего организма детей необходимо учитывать влияние социально-гигиенических и биологических факторов. Поэтому при формировании группы детей для исследования мы учитывали данные врачебного контроля состояния здоровья и ряд условий, обеспечивающих получение результатов измерений с минимальной погрешностью для последующей обработки: отсутствие хронических заболеваний, функциональное состояние основных органов и систем, сопротивляемость организма заболеваниям, уровень достигнутого физического развития и степень гармоничности, степень биологического созревания, продолжительность отсутствия острых вирусных заболеваний.
Наше исследование проводилось в сельской школе - Катери-новской ОШ I-III степени Кировоградского района Кировоградской области (Украина), имеющей статус школы содействия здоровью (направление работы «Health Promotion» - «содействие здоровью») и действующей в рамках международного проекта «Европейская сеть школ содействия здоровью» на Украине.
Для исследования индивидуальных показателей умственной работоспособности у младших школьников 10-ти лет в соответствии с антропометрическими стандартами нами были отобраны мальчики, физическое развитие которых соответствовало среднему гармоничному, не занимающиеся спортом и относящиеся к основной группе здоровья.
Индивидуальные особенности умственной работоспособности учащихся определяли с помощью корректурных таблиц В. Я. Анфимова в модификации НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР. Эта методика позволяет получить количественные и качественные показатели, отражающие индивидуальные особенности умственной работоспособности, функциональное состояние нервной системы, и применяется как для изучения физиологии и патологии высшей нервной деятельности, так и для психофизиологического профессионального отбора, разработки режимов труда и отдыха [Язловецкий, 2002]. Выбранная нами для исследования индивидуальных особенностей умственной работоспособности методика проста в использовании, представлена в виде бланков, поэтому позволяет привлекать большую аудиторию, не вызывает ощущения усталости у учащихся, характеризуется доступностью методов обработки и оценки результатов.
Проведенный анализ индивидуальных особенностей умственной работоспособности у мальчиков 10-ти лет позволил выявить различные сочетания уровней количественного (К) и качественного ^) показателей работоспособности. Так, оказалось, что 9 % мальчиков этого возраста имеют высокий уровень количественного и качественного показателей умственной работоспособности, 29 % - средний, 11 % - низкий. У остальных мальчиков исследуемой группы оказались различные сочетания уровней количественного и качественного показателей работоспособности. Например, 9 % имели низкий количественный показатель, но при этом средний качественный, 11 % - средний количественный показатель и низкий качественный, 4 % - высокий количественный показатель и средний качественный, 11 % - средний количественный показатель и высокий качественный, 5 % - высокий количественный показатель и низкий качественный, 11 % - низкий количественный и высокий качественный показатели (рис. 1).
к(Н)а(В)
11%
К (в) Ц (н) 5%^— I—- 9%
К(с)а(в)11%
К (с) Ц (с) 29%
К (в) Ц (в) 4%
К(с)Ц(н 11%
К(н)Ц(с)9%
Рис. 1. Индивидуальные особенности соотношения уровней количественного (К) и качественного ^) показателей умственной работоспособности мальчиков 10-ти лет
Таким образом, полученные данные позволяют сделать вывод о том, что в пределах одной возрастной группы мальчиков 10-ти лет наблюдались различные сочетания количественного и качественного показателей работоспособности, что указывает на разную скорость восприятия учебного материала и его усвоения. Учитывая это, можно предположить, что у учащихся с различными сочетаниями показателей работоспособности будет отличаться и скорость развития утомления.
При случайном отборе групп, без учета индивидуальных особенностей работоспособности, основную часть исследуемых детей могут представлять дети со средними уровнями количественного и качественного показателей работоспособности. В нашей группе, как уже было сказано, из всех детей только 29 % составляли дети со средними уровнями количественного и качественного показателей работоспособности, 11 % - дети с низким и 9 % - с высоким уровнями. Если проанализировать состав отдельных классов по индивидуальным показателям количественного и качественного по-
казателей работоспособности, то приведенное выше соотношение не наблюдается, поскольку в некоторых классах количество детей с низкими или высокими уровнями количественного и качественного показателей работоспособности значительно больше.
Специфика организации обучения и воспитания детей младшего школьного возраста заключается в учете индивидуальных особенностей их организма, что позволит дифференцировать задания и воплотить на практике индивидуальный подход к учащимся. В частности, занятия физической культурой в младшей школе целесообразно проводить по индивидуальным программам в зависимости от уровня физического развития с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей детей.
Ученикам с высокими уровнями количественного и качественного показателей работоспособности следует избегать развития переутомления. С этой целью им рекомендуется регламентировать по времени свою деятельность так, чтобы они «не забывали» делать перерыв на отдых, поскольку они могут выполнять определенную работу длительное время и не испытывать при этом усталости.
Учащимся с низкими уровнями количественного и качественного показателей работоспособности при планировании режима учебной деятельности во внеурочное время следует придерживаться следующих рекомендаций: делать частые короткие интервалы отдыха при выполнении учебных заданий; во время короткого отдыха использовать различные способы снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, усталости.
Учителям начальных классов, которые стремятся на уроке «экономно расходовать каждую минуту», «работать так, чтобы чувствовалось напряжение», «каждую минуту урока насытить активным умственным трудом», В. А. Сухомлинский напоминал, что «все это очень громкие слова, но за ними кроется полное пренебрежение к природе ребенка. Если ребенок будет работать в таком бешеном
темпе, <...> то после четырех уроков этот ребенок ни к чему непригоден ... » [Обережно: дитина..., 2008, с. 62].
Таким образом, учителю начальных классов следует работать над выявлением индивидуальных психофизиологических особенностей ребенка. Соотношение количественного и качественного показателей умственной работоспособности каждого учащегося нужно учитывать при планировании режима учебных занятий.
Литература
1. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам / под ред. А. Г. Хрипковой, М. В. Антроповой. - Москва : Педагогика, 1982. - С. 6-27.
2. Вайнер Э. Н. Валеология : учебник для вузов / Э. Н. Вайнер. - Москва : Флинта ; Наука, 2001. - 416 с.
3. Ващенко О. Організація здоров’язберігаючої діяльності початкової школи / О. Ващенко, С. Свириденко // Початкова освіта. - 2005. - №9 46 (334). -С. 2-4.
4. Введенский Н. Е. Избранные произведения / Н. Е. Введенский. - Москва : Медгиз, 1952. - 698 с.
5. Денисенко Н. Освітній процес має бути здоров’я збережувальним / Н. Денисенко // Дошкільне виховання. - 2007. - № 7. - С. 8-10.
6. «Обережно: дитина!»: В. О. Сухомлинський про важких дітей : те-матич. зб. / упоряд. Т. В. Філімонова ; за наук. ред. проф. О. В. Сухомлин-ської. - Луганськ : Державний заклад «Луганський національний університет імені Тараса Шевченка», 2008. - 264 с.
7. Савченко О. Я. Виховний потенціал початкової освіти : посібник / О. Я. Савченко. - Київ : СПД «Цудзинович Т І.», 2007. - 204 с. 247
8. Сухомлинський В. О. Розмова з молодим директором / О. В. Сухомлинський // Вибрані твори в 5-ти т. - Т. 4. - Київ : Радянська школа, 1976. - С. 391-626.
9. Язловецький В. С. Основи діагностики функціонального стану та здоров’я : Навч. посіб. для студ. ф-тів фіз. виховання вищ. навч. закл. / В. С. Язловецький. - Кіровоград : РВЦ КДПУ ім. В. Винниченка, 2003. -160 с.
© Довга Т. Я., Неворова Е. В., 2013
Adaptation of Academic Activities in Elementary School Considering Individual Peculiarities of Pupils' Intellectual Work Capacity
T. Dovga, E. Nevorova
The article addresses the issues of identifying individual peculiarities of schoolchildren's intellectual work capacity in order to ensure the health orientation of their academic activities. The research relevance is connected with the individual approach used in the teacher activity taking into account data on pupils' physical and mental development. The authors present the results of the analysis of individual peculiarities of 10-year-old elementary schoolers' intellectual work capacity. The article emphasizes the ratio between the quantitative and qualitative performance indices of children at the same class.
Key words: health; health orientation; intellectual work capacity; elementary schoolers.
Довга Татьяна Яковлевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики дошкольного и начального образования, Кировоградский государственный педагогический университет имени Владимира Винниченко (Украина, Кировоград), tdovga@mail.ru.
Dovga, T., PhD in Pedagogy, associate professor, Department of Preschool and Elementary School Pedagogy, Kirovohrad Volodymyr Vynnychenko State Pedagogical University (Ukraine, Kirovohrad), tdovga@mail.ru.
Неворова Елена Валериевна, кандидат наук по физическому воспитанию и спорту, кафедра медико-биологических основ и физической реабилитации, Кировоградский государственный педагогический университет имени Владимира Винниченко (Украина, Кировоград), nevelen@mail.ru.
Nevorova, E., PhD in Physical Education and Sports, Department of Biomedical Principles and Physical Rehabilitation, Kirovohrad Volodymyr Vynny-chenko State Pedagogical University (Ukraine, Kirovohrad), nevelen@mail.ru.