ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
УДК 612.66/68; 591.139.
ББК 28.903.7
X 24
Хасанова Н.Н.
Кандидат биологических наук, доцент кафедры физиологии факультета естествознания Адыгейского государственного университета, тел. (8772) 59-39-38, e-mail [email protected],
Особенности адаптации учащихся к учебным нагрузкам при использовании конторок в начальной школе
(Рецензирована)
Аннотация
2-
использования .методики смены динамических поз «сидя»-«стоя» при работе за конторками для повышения двигательной активности и снижения статического напряжения на уроках. Установлено положительное влияние данной .методики на формирование адаптационных процессов организма, повышение умственной работоспособности и уровня физического развития, сохранение здоровья учащихся. Полученные результаты представляют интерес для организации учебного процесса в начальной школе, для профилактики статического напряжения и развития утомления учащихся на уроках.
Ключевые слова: адаптация, умственная работоспособность, физическое развитие, здоровье, учащиеся, конторки, смена поз «сидя»-«стоя».
Khasanova N.N.
Candidate of Biology, Senior Lecturer of Physiology Department of Natural Sciences Faculty at Adyghe
State University, ph. (8772) 59-39-38, e-mail [email protected], [email protected]
Features of adaptation of pupils to academic loads by using desks at elementary school
Abstract
The paper discusses adaptation of pupils of the 2nd class to academic loads by using a technique of changing dynamic poses “sitting” - “standing” during work at desks to increase the impellent activity and to decrease static pressure at lessons. The author emphasizes that this technique influences positively the formation of adaptable processes in an organism, increases intellectual working capacity and level of physical development as well as preserves pupils ’ health. The results obtained are of interest for the organization of the educational process at elementary school and for carrying out preventive measures against static pressure and pupils ’ exhaustion at lessons.
Key words: adaptation, intellectual working capacity, physical development, health, pupils, desks, change ofposes “sitting”-“standing”.
Проблема адаптации учащихся к учебным и физическим нагрузкам является актуальной и ведущей в возрастной физиологии, медицине, педагогике и психологии. Без изучения влияния различных форм обучения на функциональное состояние организма школьника невозможно обеспечить соответствие между состоянием образовательной среды и возрастными адаптивными особенностями [1-3].
Начало обучения в школе приносит с собой целый комплекс новых воздействий на детский организм, адаптация к которым зачастую сопряжена со значительным напряжением функционального состояния организма. От того, насколько в этот период успешно протекает адаптация ребёнка к школе, зависит успешность его дальнейшего обучения и состояние здоровья.
В настоящее время модернизация образования создаёт возможности для появления различных видов общеобразовательных учреждений и реализации вариативности обучения, но, несмотря на это, на практике нередко игнорируется дифференцированный подход в обучении, ориентированный на учёт потребностей и соответствия возрастным физиологическим возможностям учащихся.
По данным Министерства образования РФ, со школьными требованиями на должном уровне справляются не более 10% учащихся. Сложившаяся ситуация обнаруживает явное противоречие между возросшими требованиями школы и ухудшением состояния здоровья детей. Внедрение инновационных технологий в современную школу сопровождается интенсификацией учебного процесса, повышением умственных и эмоциональных нагрузок, что может приводить к развитию так называемых школьных болезней, в формировании которых определяющая роль принадлежит влиянию школьных факторов риска [2-5].
Среди неблагоприятных факторов, влияющих на здоровье детей и подростков, следует отметить их малую подвижность [6]. Двигательная активность, являющаяся одной из основных генетически обусловленных потребностей организма, благоприятно влияет на морфофункциональное развитие организма ребенка и относится к реальным механизмам, обеспечивающим укрепление здоровья.
Именно двигательной активности как наиболее сильному физиологическому раздражителю, стимулирующему нормальную жизнедеятельность, отводится основная роль в полноценном становлении организма [7]. Ограничение двигательной деятельности у детей ведет к развитию гиподинамии, ухудшению функционального состояния организма и здоровья [3, 6].
Уроки физического воспитания не могут полностью компенсировать дефицит движений. Кроме того, в условиях гиподинамии формируются застойные процессы в системе кровообращения. С биомеханической точки зрения негативным является отсутствие физической нагрузки на суставы нижних конечностей, в том числе суставы стоп, что вызывает нарушение формирования суставных поверхностей и их деформации.
Обучение в школе сопряжено с необходимостью длительного сохранения положения сидя, которое формирует статическое напряжение мышц спины («статический стресс»), что приводит к снижению динамического компонента на уроках [8, 9].
Другие компоненты двигательной активности, физкультминутки и физкультпаузы на уроках, в определенной мере позволяют повысить работоспособность, «отодвинуть» утомление у детей, но все же такие формы повышения объема движений не являются достаточно эффективными, так как вносят дисбаланс в собственно педагогический процесс, снижая сосредоточенность, ослабляя дисциплину [10]. Динамически активные элементы режима дня младших школьников не восполняют дефицита движений и не обеспечивают оптимального баланса между статической компонентой и динамической нагрузкой, являющейся естественной биологической потребностью растущего организма.
Новые подходы, интегрированные непосредственно в образовательный процесс, направлены в первую очередь на повышение двигательной активности [9]. Среди них важное место занимают здоровьесберегающие технологии, использование которых приводит к снижению нервно-эмоциональных нагрузок, снятию синдрома гиподинамии, так как при поступлении детей в школу двигательная активность сокращается вдвое, а на уроках статический компонент преобладает над динамическим, что является недопустимым для детей младшего школьного возраста.
В этом плане большой интерес вызывает технология расширения двигательной активности на академическом уроке с интенсивными учебными нагрузками и значительным статическим напряжением, разработанная В.Ф. Базарным [8]. Основным принци-
пом предложенной технологии является периодическая смена рабочей позы «сидя» в активную позу «стоя» за конторкой и обратно несколько раз в течение урока. Использование конторок в учебном процессе направлено в первую очередь на повышение двигательной активности и профилактику статического напряжения. Периодически по команде учителя (каждые 10-15 минут, т.е. два-три раза за урок) дети меняют рабочую позу «сидя» в активную и свободную позу «стоя» за конторкой и наоборот. Как считает сам автор, работа за конторкой укрепляет опорно-двигательный аппарат, помогает избежать наиболее распространенного нарушения осанки, вызываемого слабостью мышц и длительностью однообразных статических положений школьников на уроках, способствует снижению утомляемости, повышению психической устойчивости, улучшению физического состояния и здоровья детей [8]. Использование конторок является важным условием реализации нового направления в организации учебного процесса.
Обращает на себя внимание малочисленность физиолого-гигиенических исследований влияния периодической смены динамических поз на уроках при работе за конторками на организм учащихся начальной школы, а в Республике Адыгея они отсутствуют.
Цель исследования - изучение особенностей адаптации к учебным нагрузкам, динамики умственной работоспособности, физического развития и здоровья младших школьников в условиях использования технологии работы за конторками, направленной на расширение двигательной активности на уроках.
Материалы и методы исследования
В исследовании приняли участие учащиеся (21 человек) 2-го класса лицея № 19 г. Майкопа, которые обучались в условиях повышенных учебных нагрузок и чередования динамических поз на уроках с использованием конторок - экспериментальный класс (ЭК). Контрольным классом (КК) являлись учащиеся 2-го класса СОШ № 9 г. Майкопа (20 человек), которые занимались в условиях обычной традиционной формы обучения без использования конторок.
Умственная работоспособность (УР) учащихся изучалась в начале и в конце учебного года, в динамике учебного дня, учебной недели и года с помощью корректурных таблиц. Умственная работоспособность, как критерий адаптации к учебной нагрузке и сопротивляемости организма ребенка к утомлению, оценивалась методом дозирования работы во времени с помощью корректурных таблиц [1].
Данная методика позволяет получать показатели работоспособности, наиболее адекватно отражающие в каждый отрезок времени (учебного дня, недели и года) функциональное состояние центральной нервной системы (ЦНС) организма учащихся. Состояние здоровья оценивалось путем анализа индивидуальных медицинских карт учащихся и заключения педиатра. Физическое развитие детей и функциональное состояние дыхательной системы определялись по общепринятым методикам.
Результаты исследования и их обсуждение
В процессе проведенных исследований дневной динамики показателей УР установлено у второклассников как ЭК, так и КК повышение на 1 и 2 уроках интенсивности работы, коэффициента «П», процента безошибочных работ с дальнейшим снижением их к концу 4 урока, что свидетельствует о развитии утомления у школьников как естественной реакции на учебные нагрузки. Отмечено, что в меньшей степени утомление было выражено у детей экспериментального класса. Этот факт находит подтверждение в снижении количества ошибок на первых трех уроках у школьников ЭК, в то время как в КК наблюдалось их увеличение, начиная с первого урока, достигая мак-
симального значения к концу последнего (рис. 1).
Анализ дневной динамики УР учащихся обоих классов показал ее соответствие классической биоритмальной кривой, но более благоприятный характер ее отмечен у школьников ЭК. Следует отметить, что при аналогичной направленности хода динамики УР в течение всего учебного дня девочки выполняли больший объем работы и более точно, чем мальчики. Это объясняется опережающим морфофункциональным развитием девочек в этом возрастном периоде.
В конце учебного года дневная динамика показателей УР второклассников оставалась более благоприятной в ЭК по сравнению с контрольным, что подтверждается темпами прироста коэффициента «П» (соотношение хороших работ и плохих). В конце учебного года темпы прироста на 4 уроке у учащихся ЭК находились в положительной области (+17,4%) против отрицательной зоны в КК (-12,5%). В годовой динамике отмечено более выраженное утомление к концу учебных занятий у мальчиков по сравнению с девочками, особенно в конце учебного года в контрольном классе.
% 50
40 30 20 10 0 -10 -20 -30 -40
Рис. 1. Темпы прироста некоторых показателей умственной работоспособности учащихся вторых классов (экспериментального и контрольного) при разных образовательных формах и здоровьесберегающих технологиях в течение учебного дня (среднегодовые данные)
А - интенсивность работы - число просмотренных знаков за 2 минуты;
В - количество общих ошибок (на 200 знаков);
«П» - коэффициент преобладания хороших работ над плохими (уел. ед.);
% - .
I I- экспериментальный класс; - контрольный класс
Таким образом, полученные результаты в ЭК указывают на благоприятный ход формирования устойчивых механизмов адаптации школьников, снижения развития утомления по сравнению с контрольным классом, что, очевидно, можно объяснить влиянием используемой технологии «стоя-сидя», которая снижает статическое напряжение во время уроков.
Анализ изменения УР учащихся 2-го класса в течение учебной недели показал лучшую адаптацию учащихся ЭК к повышенным учебным нагрузкам по сравнению с КК. Это проявилось в некотором увеличении интенсивности работы, повышении коэффициента «П», незначительном росте количества ошибок к концу недели (на 10,5%), что указывает на достаточно хорошую работоспособность детей ЭК.
У учащихся КК, напротив, скорость работы снижалась, количество ошибок возрастало к концу недели (на 21,7%) на фоне низкого значения коэффициента «П», равном 1, что является тревожным положением, так как указывает на развитие значительного утомления.
Таким образом, полученные данные совпадения дневной и недельной динамик показателей УР с классической биоритмальной кривой работоспособности, а также развитие меньшего утомления к концу занятий в течение учебного дня, недели и года у
А
В
^ "П"_Л%БР_
ЩИ
1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 уроки
школьников экспериментального класса являются показателем лучшей адаптации учащихся к учебным нагрузкам в условиях работы детей за конторками по сравнению с их сверстниками контрольного класса. Использование динамической смены поз «стоя»-«сидя» приводит к возрастанию двигательного компонента, снижает при этом статическое напряжение на уроках, создавая предпосылки для повышения функциональноадаптивных возможностей организма.
Проведенная оценка результатов физического развития второклассников (длины и массы тела, окружности грудной клетки в трех позициях), выявила, что учебная деятельность как в экспериментальном, так и в контрольном классах не нарушает соматического развития детей, так как показатели длины и массы тела школьников в обоих классах соответствовали среднестатистическим нормативам для данного возраста. К концу учебного года отмечено повышение исследуемых показателей физического развития, что соответствует закономерностям онтогенетического развития организма. Причем у школьников ЭК эти изменения были несколько выше, чем в КК, особенно обхватные размеры грудной клетки.
Полученные данные указывают, что необходимость длительного сохранения «си-дяче-согбенного» положения тела у школьников на уроках в КК формирует не только статическое напряжение мышц спины, но и замедляет развитие грудной клетки. В то время как чередование поз «сидя»-«стоя», то есть переход из позы «сидя» в позу «стоя» стимулирует увеличение объема грудной клетки, что создает предпосылки для сопряженного развития такого физиометрического параметра, как жизненная емкость легких (ЖЕЛ), отражающего потенциальные возможности дыхательной системы детей. Подтверждением этого предположения являются полученные данные более значительного увеличения параметров функции внешнего дыхания, в частности, ЖЕЛ и ЖИ (жизненного индекса) к концу учебного года у учащихся экспериментального класса по сравнению с контрольным (р < 0,001). Вероятно, повышение двигательной активности на уроках при использовании конторок стимулирует развитие дыхательной функции [11], в результате чего будут возрастать резервные и адаптивные возможности системы дыхания, что будет способствовать лучшему кислородному обеспечению мозга и сохранению высокой умственной работоспособности учащихся в ЭК.
Анализ индивидуальных медицинских карт учащихся вторых классов показал, что в начале второго года обучения в ЭК преобладающими были заболевания с нарушением осанки (61%), сердечно-сосудистой системы (38%) и др. Такие же патологии были значимыми и в КК (50% и 10% соответственно). В конце учебного года у учащихся ЭК наблюдалось улучшение осанки на 9,0% и снижение заболеваний сердечнососудистой системы на 14,2%, в КК, напротив, происходило повышение этих патологий на 5% и 10% соответственно.
Таким образом, на основании полученных результатов исследования можно считать, что организация учебного процесса для учащихся 2-го класса с повышенным уровнем учебных нагрузок в условиях использования технологии динамической смены поз «сидя»-«стоя» при работе за конторками является более эффективной, чем традиционная форма обучения без применения конторок. При реализации профилактических подходов к организации учебного процесса перспективным является направление использования новых видов мебели, в частности, конторок.
Выводы
1. Оптимизация двигательной активности на уроках при использовании конторок повышает адаптационные возможности организма учащихся к интенсивным учебным нагрузкам в начальной школе.
2. Использование технологии смены динамических поз при работе за конторками способствует повышению уровня физического развития и улучшению функционального состояния системы дыхания учащихся 2-го класса.
3. Выявлено положительное влияние внедрения конторок в учебный процесс на умственную работоспособность и здоровье второклассников.
Примечания:
1. Антропова М.В., Козлов В.И. Методические рекомендации по физиолого-гигиеническому изучению учебной нагрузки учащихся. М.: АПН СССР, 1984. С. 32-45.
2. Вайнер ЭЛ. Образовательная среда и здоровье учащихся // Валеология. 2003. № 2. С. 35-39.
3. Шаханова А.В., Глазун ТВ Образование и здоровье: физиологические аспекты. Майкоп: Изд-во АГУ, 2008. 195 с.
4. Куинджи Н.Н., Степанова МЛ. Современная технология обучения школьников и ее влияние на здоровье // Гигиена и санитария. 2000. № 1. С. 44-48.
5. Милушкина О.Ю. Состояние здоровья и санитарно-эпидемиологическая характеристика условий воспитания и обучения детей и подрост//
обитания. 2003. № 9. С. 1-2.
6. Сухарев АТ. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. М.: Медицина, 1991. 292
7. Васильева Т.Н. Влияние урока физического воспитания на психомоторную и умственную деятельность: автореф. дис. ... канд. биол. наук.
, 1999. 23 .
8. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома: практ. пособие. М.: Медицина, 2005. 176 с.
9. Кучма ВТ., Храмцов ПЛ., Сотникова ЕЛ. Новые подходы к интеграции профилактических и оздоровительных технологий в образователь-
// . 2006.
№ 3. С. 61-64.
10. Алифанова Л.А. Соматофункциональный потенциал школьников в зависимости от раз//
Гигиена и санитария. 2002. № 3. С. 56-59.
11. Соколов ЕЛ., Кузнецова Т.Д., Самбурова ИЛ. Возрастное развитие резервных и адап-
//
Физиология развития ребенка / под ред. ММ. Безруких, ДА. Фарбер. М.: Образование от А до Я, 2002. С. 167-185.
References:
1. Antropova M.V, Kozlov V.I. Methodological recommendations for physiological-hygienic studying a pupil’s academic load. M.: APN USSR, 1984. P. 32-45.
2. Viner E.N. Educational environment and pupils’ health // Valeology. 2003. No.2. P. 35-39.
3. Shakhanova A.V., Glazun T.V. Education and health: physiological aspects. Maikop: AGU Publishing House, 2008. 195 p.
4. Kuindji N.N., Stepanova M.I. Modern technology of pupil training and its influence on health // Hygiene and sanitary. 2000. No. 1. P. 44-48.
5. Milushkina O.Yu. The state of health and the sani-tary-and-epidemiologic characteristic of conditions of education and training children and teenagers in the Russian Federation // Health of the population and an inhabitancy. 2003. No. 9. P. 1-2.
6. Sukharev A.G. Health and physical training children and teenagers. M.: Medicina, 1991. 292 p.
7. Vasil'eva T.N. Influence of a lesson of physical training on psychomotor activity and cerebration: Author’s summary of Dissertation for Candidate of Biology degree. Novosibirsk, 1999. 23 p.
8. Bazarnyi V.F. A health and development of the child: the express control at school and at home: The practical manual. M.: Medicina, 2005. 176 p.
9. Kuchma V.R., Khramtsov P.I., Sotnikova E.N. New approaches to integration of preventive and health improving technologies in the educational process // Hygiene and sanitary. 2006. No. 3. P. 61-64.
10. Alifanova L.A. A somatic-functional potential of pupils depending on various modes of impellent activity // Hygiene and Sanitary. 2002. No. 3. P. 56-59.
11. Sokolov E.P., Kuznetsova T.D., Samburova I.P. Age development of reserve and adaptive potentialities of breath system // Physiology of development of the child / Ed. M.M. Bezrukikh, D.A. Far-ber. M.: Education from A to Ya, 2002. P. 167185.