Научная статья на тему 'Экспериментальный вариант физического воспитания в системе здоровьесбережения младших школьников'

Экспериментальный вариант физического воспитания в системе здоровьесбережения младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическое воспитание младших школьников / изометрические упражнения / статическая выносливость. / physical education of the junior schoolchildren / isometric exercises / static endurance

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елисеев Ю. Ю., Клещина Ю. В.

Представлен экспериментальный вариант физического воспитания младших школьников в образовательных учреждениях с целью предупреждения негативных последствий воздействия чрезмерной учебной нагрузки на организм школьников. Использование в процессе физического воспитания изометрических упражнений, включенных в уроки физической культуры, показало увеличение статической выносливости на фоне улучшения функционального состояния младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPERIMENTAL VARIANT OF PHYSICAL EDUCATION OF THE JUNIOR SCHOOLCHILDREN IN THE SYSTEM OF HEALTHSAVING

The experimental variant of physical education of the junior schoolchildren in educational establishments with the object of preventing the negative consequences of excessive school load influence on schoolchildren organism is presented. The use of isometric exercises included in physical training lessons has shown the increase in static endurance with the improvement of the junior schoolchildren functional condition.

Текст научной работы на тему «Экспериментальный вариант физического воспитания в системе здоровьесбережения младших школьников»

УДК 613.955:371.73 (045)

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

© Елисеев Ю.Ю., Клещина Ю.В.

Кафедра гигиены Саратовского государственного медицинского университета

Представлен экспериментальный вариант физического воспитания младших школьников в образовательных учреждениях с целью предупреждения негативных последствий воздействия чрезмерной учебной нагрузки на организм школьников. Использование в процессе физического воспитания изометрических упражнений, включенных в уроки физической культуры, показало увеличение статической выносливости на фоне улучшения функционального состояния младших школьников.

Ключевые слова: физическое воспитание младших школьников, изометрические упражнения, статическая выносливость.

THE EXPERIMENTAL VARIANT OF PHYSICAL EDUCATION OF THE JUNIOR SCHOOLCHILDREN IN THE SYSTEM OF HEALTHSAVING Eliseev Yu. Yu., Kleschina Yu. V.

Hygiene Department of the Saratov State Medical University

The experimental variant of physical education of the junior schoolchildren in educational establishments with the object of preventing the negative consequences of excessive school load influence on schoolchildren organism is presented. The use of isometric exercises included in physical training lessons has shown the increase in static endurance with the improvement of the junior schoolchildren functional condition.

Key words: physical education of the junior schoolchildren, isometric exercises, static endurance.

Неизбежное усложнение содержания образования в настоящее время является серьезным фактором риска для здоровья школьников [2]. Традиционные мероприятия, направленные преимущественно на устранение последствий чрезмерной учебной нагрузки или нерационального режима учебной деятельности, особенно при использовании инновационных методик обучения, не позволяют добиться заметных результатов, о чем свидетельствует статистика заболеваемости учащихся. Это требует введения соответствующих профилактических и коррекционных мер с момента поступления ребенка в школу. При решении этих задач необходимо учитывать возможности физического воспитания [2, 3, 4, 7, 8].

Совершенствование системы физического воспитания учащихся тесно связано с их адаптацией к учебной нагрузке. В условиях интенсивного обучения, характерного для многих инновационных технологий, особенно большая нагрузка ложится на мускулатуру, обеспечивающую поддержание рабочей позы учащихся. Малая устойчивость детского

организма к длительным статическим усилиям на фоне высокого психоэмоционального напряжения определяет быстрое развитие утомления и ухудшение функционального состояния младших школьников. Повышенный уровень сложности учебного материала обусловливает увеличение эмоционального напряжения, что, в свою очередь, приводит к непроизвольному повышению тонуса скелетной мускулатуры на фоне увеличения деятельности сердечно-сосудистой системы [6].

В связи с этим большой интерес представляет вопрос целенаправленного развития выносливости школьников к статической нагрузке как фактора, способного, с одной стороны, непосредственно снижать неблагоприятное воздействие чрезмерных учебных нагрузок на состояние здоровья, а с другой стороны - повышать специфическую устойчивость детей в условиях коренной ломки динамического стереотипа. Реализация в этом плане нового уровня школьного физкультурно-оздоровительного режима может явиться перспективным способом преодоления негативных последствий интенсивной учебной

деятельности младших школьников [7, 8, 10].

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

С целью изучения принципиальной возможности влияния экспериментального (трансформированного) варианта физического воспитания на показатели физического развития, умственной и физической работоспособности, статической выносливости младших школьников, были выбраны группы учащихся 1-3 классов различных общеобразовательных учреждений.

Для физиолого-гигиенического эксперимента выбирались дети только первой и второй групп здоровья. При отборе также учитывался паспортный и биологический возрасты младших школьников, физическая подготовленность - по результатам общепринятых для учащихся данного возраста моторных тестов.

Первую группу сравнения составили учащиеся младших классов трех массовых школ с традиционной формой обучения (ТО), вторую группу - учащиеся начальных классов трех гимназий с инновационной (развивающей) формой обучения (ИО). В третью группу вошли учащиеся трех гимназий с экспериментальным вариантом физического воспитания (ИЭ). Сущность трансформации физического воспитания заключалась в увеличении количества уроков физической культуры до четырех раз в неделю, максимально проводимых на открытом воздухе. В содержание обязательных форм физического воспитания учащихся (уроки физической культуры, физкультминутки и физкультурные паузы) обязательно включались комплексы изометрических упражнений (компоненты статических или статодинамических упражнений), направленных на укрепление преимущественно крупных мышечных групп, испытывающих наибольшие статические нагрузки в процессе учебной деятельности. Начальная дозировка каждого из применяемых специальных упражнений определялась опытным путем, по предварительно проведенным тестам, соответствующим базовым упражнениям и общей направленности экспериментальной программы физического воспитания.

Оценка уровня физического развития младших школьников проводилась согласно региональным стандартам для детей г. Саратова (2000 г.).

Комплекс физиолого-гигиенических исследований по изучению физической работоспособности и функционального состояния сердечно-сосудистой системы организма учащихся проводился с использованием стандартных методов [5]. Выбор методических приемов определялся конечными целями исследования.

Показатели и динамика умственной работоспособности учащихся изучались методом корректурных проб по таблицам В.Я. Анфи-мова. Показатели умственной работоспособности определялись в течение учебного дня: до начала уроков и после третьего урока (тестом служила стандартная учебная нагрузка, состоящая из трех уроков с повышенным статическим компонентом), а также в течение учебной недели.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Исследования, проведенные в течение учебного года, показали, что предложенный экспериментальный вариант физического воспитания с использованием сочетания статических (изометрических) и динамических нагрузок на уроках физической культуры оказал положительное влияние на функциональный уровень адаптации младших школьников к учебной деятельности.

Важным элементом, показывающим уровень адаптации, является физическое развитие детей младшего школьного возраста [9], которое характеризовалось увеличением в 0,8 раз числа первоклассников ИЭ с гармоничным физическим развитием к концу обучения в первом классе по сравнению с учащимися ИО и в 1,2 раза по сравнению со школьниками ТО. Аналогичная тенденция роста числа детей с гармоничным морфофункциональным статусом, занимающихся по экспериментальной программе физического воспитания, наблюдалась также на втором и третьем годах обучения школьников в отличие от групп сравнения (р<0,05).

Динамика показателей, полученных в ре-

зультате исследований, также указывает на значительный рост физической работоспособности у младших школьников ИЭ, рассматриваемой в качестве интегрального показателя функциональных возможностей организма. Статистически достоверно (р<0,05) показатели общей физической работоспособности ^С170) учащихся всех начальных классов с экспериментальным вариантом физического воспитания были на 18% выше, чем в классах ТО, и на 24%, чем в классах ИО.

Применение трансформированного варианта физического воспитания в классах ИЭ позволило значительно увеличить общую, в том числе статическую, выносливость младших школьников. У учащихся ИЭ обучения прирост этого показателя (по С.А. Баранцеву [1]) составлял 3,4±1,2 условные единицы, превышая уровень ТО на 50-55% (5,5±3,0 усл. ед.) и уровень ИО - на 60-70% (6,8±2,0 усл. ед.). Следует отметить, что чем ниже показатель, выраженный в условных единицах, тем выше уровень общей выносливости учащегося [1].

Значительное возрастание статической выносливости, являющейся естественным отражением изменившейся структуры уроков физической культуры у учащихся ИЭ, сопровождалось у последних улучшением показателей умственной работоспособности и способности выполнять заданную работу без выраженных признаков утомления.

Интегральным показателем уровня умственной работоспособности школьников служит распределение их на группы работоспособности [5].

На основании комплексной оценки корректурных работ по таблицам В.Я. Анфимо-ва, выполненных при первых утренних исследованиях (эти данные были приняты за исходные), учащиеся младших классов различных учебных заведений были распределены на три группы по уровню их работоспособности (табл. 1). Среди обследованных детей высокую работоспособность (1 группу) имели 22,2% учащихся ИЭ, 19,5% учащихся ТО и 19% учащихся ИО (р>0,05). Средний уровень работоспособности (2 группу) -71,6% учащихся ИЭ, 62,6% учащихся ТО и 62,9% учащихся ИО (р>0,05). Низкую работоспособность (3 группу) - 6,2-17,9-18,1% соответственно (р<0,05). Таким образом, су-

щественные отличия в распределении младших школьников различных учреждений общего образования по группам работоспособности обнаружено в 3-й группе. В классах ТО и ИО срыв дифференцировки реакций после учебной нагрузки, свидетельствующий о неустойчивости умственной работоспособности и низкой сопротивляемости утомлению, регистрировался в 1,5 раза чаще, чем в классах ИЭ.

Сравнительный анализ недельной динамики умственной работоспособности учащихся младших классов различных учебных заведений показал следующие особенности. Комплексный показатель работоспособности (коэффициент "П", условные единицы) в течение учебной недели у младших школьников, обязательные формы физического воспитания которых содержали изометрический компонент мышечной деятельности, сохранялся на более высоком уровне - в пределах 1,4±0,9 усл. ед. против 1,0±0,3 усл. ед. у учащихся ТО и 0,8±0,1 усл. ед. у учащихся ИО. Частота сдвигов работоспособности, отражающих развитие явного и выраженного утомления, у младших школьников ИО к концу учебной недели была меньше, составляя 36,2-41,3% против 42,5-44,6% у учащихся ТО и 43,5-46,1% у учащихся ИО. Таким образом, младшие школьники ИЭ оказались более адаптированными к статическому компоненту учебной деятельности.

Включение в процесс физического воспитания изометрического компонента мышечной деятельности сопровождалось не только очевидным увеличением статической выносливости, физической подготовленности учащихся, но и повышением аэробной работоспособности организма, свидетельствующим об эффективности адаптации сердечнососудистой системы к учебной деятельности. Результаты исследований реакций сердечнососудистой системы младших школьников, находящихся в разных условиях обучения, на физическую нагрузку позволили установить различия адаптационных возможностей и физиологическую "стоимость" центральной гемодинамики по показателям минутного объема крови.

Значительный прирост работоспособности у учащихся ИЭ достоверно в большей степени обеспечивался увеличением ударно-

Таблица 1

Распространенность 1, 2, 3 групп работоспособности среди учащихся начальных классов различных учебных заведений

Учебное заведение Классы 1-я группа 2-я группа 3-я группа

Абс. % Абс. % Абс. %

ИЭ 1 класс 91 16,9±3,9 394 73,0±2,2 59 8,2±1,5

2 класс 198 26,3±3,1 457 66,6±2,9 23 4,1±1,2

3 класс 201 22,0±2,9 530 61,8±1,3 34 5,6±1,8

Всего 490 22,2±1,9 1381 71,6±1,3 116 6,2±2,0* то"ио

ТО 1 класс 85 20,0±4,9 148 73,0±2,2 44 14,0±4,9

2 класс 160 15,1±5,0 357 60,6±1,1 57 15,1±5,0

3 класс 145 19,8±2,1 510 58,1±3,3 101 19,8±2,1

Всего 390 19,5±0,9 1015 62,6±3,0 220 17,9±1,2

ИО 1 класс 130 18,0±1,9 307 53,0±1,2 62 16,0±4,0

2 класс 145 15,1±3,0 480 60,6±3,0 88 17,1±2,0

3 класс 137 19,8±1,1 423 68,1±4,3 95 19,8±1,1

Всего 412 19,0±1,0 1210 62,9±3,5 245 18,1±2,2

Примечание: * - достоверное отличие (р<0,05); буквы рядом со звездочкой - по отношению к показателям какого учебного заведения эти различия.

го объема сердца (55-60%), по сравнению с учащимися ТО (22%) и ИО (25%), у которых при выполнении одинаковой по интенсивности нагрузки наблюдался менее экономный тип реакции центральной гемодинамики. Повышение минутного объема сердца в ответ на дозированную нагрузку обеспечивался у них за счет более значительного увеличения частоты сердечных сокращений при менее выраженном приросте ударного объема сердца.

Таким образом:

1. Полученные данные дают основания полагать, что предложенный метод совершенствования физического воспитания младших школьников способствует эффективной их адаптации в условиях использования инновационных педагогических методик и форм обучения.

Реализация подходов по трансформации двигательного режима детей младшего школьного возраста в условиях применения различных педагогических технологий обеспечивает формирование полноценных физических, функциональных и когнитивных компонентов развития учащихся.

2. Включение в обязательные формы физического воспитания учащихся различных комплексов статодинамических упражнений сопровождается значительным возрастанием

статической выносливости организма на фоне формирования адаптационных реакций сердечно-сосудистой системы, свидетельствующих об экономизации функции кровообращения.

3. Повышение уровня статической выносливости младших школьников в период адаптации к общему начальному образованию благоприятно сказывается на количественных и качественных показателях их умственной работоспособности в условиях выраженного статического компонента учебной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранцев С.А. Развитие выносливости у учащихся младших классов // Физическая культура в школе. - 1982. - № 10. - С. 22-25.

2. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. -М.: МПСИ, 2004. - 240 с.

3. Горбунов Н.П. Функциональное состояние школьников в процессе адаптации к учебной деятельности // Педагогика. - 2003. - № 8. -С. 9-13.

4. Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. - М., 2001. - 376 с.

5. Методы контроля и управления санитарно-эпидемиологическим благополучием детей и подростков: Практическое руководство по ги-

гиене детей и подростков для студентов медико-профилактических факультетов высших учебных заведений / Под ред. проф. В.Р. Кучмы. - М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 1999. - 608 с.

6. Мякишева Т.В. Особенности формирования состояния здоровья детей раннего школьного возраста в зависимости от влияния различных учебных и физических нагрузок: Автореф. дис.... канд. мед. наук; СГМА. - Смоленск, 2000. - 22 с.

7. О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях РФ: Приказ МО РФ, МЗ РФ, Госкомспорта России и РАО от 16 июля 2002 г.

№ 2715/227/166/19 // Вестник образования России. - 2002. - № 18. - С. 38-44.

8. Об увеличении двигательной активности обучающихся общеобразовательных учреждений: Письмо МО РФ (№ 13-51-86/13 от 28 апреля 2003 г. // Физическая культура в школе. -2003. - № 8. - С. 14-15.

9. Ямпольская Ю.А. Физическое развитие и адаптационные возможности современных школьников // Рос. пед. журнал. - 1998. -№ 1. - С. 9-11.

10. Malbran S. Phases in children's rhythmic development // Ann N Y Acad. Scientifige. - 2001. -V. 30, № 6. - P. 401-404.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.