[гиена и санитария 3/2013
moting schools. In: proceedings of the second All-Russian Forum "Health of the nation - a basis of prosperity of Russia. Moscow; 2006; 69-72 (in Russian).
4. Evstifeeva G.Ju., Lebedkova S.E. Preventive of the program in population of children of 6—17 years. In: Monitoring of a state of health, quality and a way of life of the population of Russia. Influence of behavioural risk factors on population health. Moscow; 2011; 115—7 (in Russian).
5. Usanova E.P. State of the schoolboys, new forms of the organization of medical aid, preventive and improving work. Diss. Moscow; 1997 (in Russian).
6. The facts and figures of ERB B03/06/04. Copenhagen, 6 September. 2004.
7. Baranov A.A., Kuchma V.R., Zvezdina I.V Tobacco smoking of children and teenagers: hygienic and mediko-social problems and decision ways. Moscow; 2007 (in Russian).
8. Konovalova T.A., Talalaeva A.A., Tibekin A.T. Conceptual of a basis of creation of system of safety of the environment of ability to live and health protection of schoolboys. Zdravookhranenie Rossiyskoy Federatsii. 2001; 2: 16—8 (in Russian).
9. Health preservation technologies at comprehensive school: methodology of the analysis, the form, methods, application experience Methodical recommendations (under the editorship of Bezrukih M.M., V.D. Sonkin). Moscow; 2002 (in Russian).
10. Markova A.I., Lyakhovich А.В. About representations and real behaviour in relation to the health of the Moscow schoolboys: results of sociological research Voprosy Sovremennoy Pediatrii 2010; 9 (6): 19—25 (in Russian).
11. Kostovitch L., Sennikov S.A. Health promoting schools . Recommendations for program implementation. Moscow; 2002 (in Russian).
12. Maslennikova V.I., Salieva G.I. Health development as the factor of optimum ability to live of young generation (conceptual ideas). Kazan; 2007 (in Russian).
13. MarkovaA.I., LyakhovichA.V. Readiness of teachers to work on tobacco smoking preventive maintenance at school Problemy Upravleniya Zdravookhraneniem. 2010; 4 (53): 72—9 (in Russian) .
14. Beiss Г., Kuchma V Schools of health in Europe and Russia. Moscow; 2009 (in Russian).
15. Lyakhovich A.V. Health in the comprehensive school . Health of children. Moscow; 2005; 13: 3—14 (in Russian).
16. Zhiljaeva-Fomina E.V., Chekalina N.G., Silkin J.R . Introduction health preserving technologies on the basis of integrated, individual, group, is informative-improving the child-adult community of educational institution. In: First congress of the Russian society of school and university medicine and health. Moscow; 2008; 67—8 (n Russian).
17. Virabova A.R. Management of health preserving environment at school on a resource basis. In: I Congress of the Russian society of school and university medicine and health. Moscow; 2008; 39—40 (in Russian).
18. Strengthening of health and preventive maintenance noninphec-tion in Russia and Canada. Experience and recommendations (under the editorship of Glazunov I . S . and S . Stachenko) . Public Health Agency of Canada. 2006.
19. De VriesH. et al . The European Smoking Prevention Framework Approach (ESPFA) effects after 24 and 30 month. Health Educ. Res. 2006; 21 (1): 111—32.
20. Fjodorova N.V School a health command experience, results, problems, prospects. In: Healthy children — the healthy future. Moscow; 2005: 37—8 (in Russian).
21. Sihvola С., PetsonenР., YakimovichМ, Ziganshina G. Results of knowledge, skills of pupils concerning health. In: Healthy children — the healthy future. 3.02—4.02. 2005, Moscow; 2005: 28—9 (in Russian)
22. Lyakhovich A.V., Lozovskaya A.S. Technique of working out of the training computer programm with testing of knowledge on preventive maintenance of drug addition. Problemy Upravleniya Zdravookhraneniem. 2006; 29: 63—70 (in Russian).
23. Zhdanova А.А., Shishkova A.V., Boboshko I.E. Perspective of a direction of perfection of school public health services. In: I Congress of the Russian society of school and university medicine and health. Moscow; 2008; 64 (in Russian).
24. Kuchma V.R., Jamshchikova N.L., Rapoport I.K. Prospect of preparation of school doctors in Russia. In: I Congress of the Russian society of school and university medicine and health Moscow; 2008; 96 (in Russian).
Поступила 13.03.12
© л.п. Банникова, м.д. себирзянов, 2013
УДК 613.95:159.922.73]-07
Л.П. Банникова1, М.Д. Себирзянов2
УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ
психического развития, посещающих дошкольные образовательные организации компенсирующей направленности
1ГБОУ ВПО "Челябинская государственная медицинская академия" Минздрава России, 454092, Челябинск; 2ФГБУЗ "Центральная медико-санитарная часть № 15" Федерального медико-биологического агентства России, 456770, Челябинск
Исследование посвящено изучению умственной работоспособности детей 6-7 лет с задержкой психического развития (ЗПР) в условиях дошкольных образовательных организаций компенсирующей направленности. Под наблюдением находилось 160 детей, из них 87 - дети с ЗПР и 73 - дети, чье психическое развитие соответствует возрасту, - группа контроля. Выявлены особенности динамики умственной работоспособности у детей с задержкой психического развития в сравнении с детьми группы контроля. Установлено, что показатели их умственной работоспособности находятся в зависимости от организации воспитательнообразовательного пространства, что можно достичь только в условиях дошкольных образовательных организаций компенсирующей направленности. Выявлено, что ЗПР у детей в большей степени обусловлена соматогенными причинами.
Ключевые слова: дети с ЗПР; умственная работоспособность; заболеваемость
66
L. P. Bannikova1, M. D. Sebirzyanov2 - MENTAL CAPACITY AND THE INCIDENCE OF CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION IN PRESCHOOL EDUCATION INSTITUTIONS OF COMPENSATING TYPE
1South Ural State Medical University, Chelyabinsk, Russian Federation, 454092; 2Central Medical Unit N15, Snezhinsk, Russian Federation, 456770
The study is devoted to the investigation of the mental capacity of children 6-7 years old with mental retardation in preschool educational institutions of compensating type. Under observation there were 160 children, out of them - 87 patients with mental retardation and 73 mental age-matched cases - the control group. The features of the dynamics of task performance in children with mental retardation in comparison with the cases from control group have been revealed. Indices of their mental capacity were found to be in dependence on the organization of upbringing and education space, which can be achieved only in a preschool educational institutions of compensating type. Mental retardation in children was found to be in a greater degree associated with somatogenic causes
Key words: children with mental retardation, mental capacity
Введение
Увеличение числа детей с задержкой психического развития (ЗПР) требует пристального внимания гигиенистов, психологов, педагогов для решения важной проблемы - их социальной и биологической адаптации (Л.М. Шипицина, 1995; В. М. Волошина и соавт., 2о02) [1]. Для обеспечения равновесия организма ребенка с окружающим миром, выполнения им социальных функций и успешной адаптации важным элементом является психическое здоровье [2].
Среди системных механизмов адаптации ведущее место принадлежит центральной нервной системе, которая в ответ на воздействие внешних факторов координирует процессы адаптации, отражая сложную нейроэндокринную регуляцию целостного организма [3].
По мнению С. М. Громбаха (1988), гигиеническим критерием адаптации может служить устойчивая благоприятная динамика работоспособности в сочетании с улучшением и стабилизацией показателей условнорефлекторной деятельности детей [4].
Изучению умственной работоспособности посвящено достаточное количество работ (Л.А. Проскурякова, 2003; RE Мустафина, 2005; Х.А. Бекмансуров,
B.R Бильданов, 2006; О.П. Михайлова, 2007; Н.Н. Куин-джи, 2010) [5]. Однако в доступной литературе мы не встретили сведений, касающихся изучения умственной работоспособности организованных детей дошкольного возраста с ЗПР с учетом специфики их заболеваемости. Негрубая органическая недостаточность мозговых систем, которые отвечают за обучаемость ребенка и формирование сложных форм поведения, согласно И.Ю. Троицкой (2009), имеет важное значение при организации воспитательно-образовательного процесса детей с ЗПР.
Задача исследования - изучить особенности динамики умственной работоспособности детей 6-7 лет, имеющих зпр.
Материалы и методы
Исследования проводились на базе двух муниципальных дошкольных образовательных организаций ЗАТО г. Снежинска, одно из которых компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Под наблюдением находилось 160 детей, из них 87 (36 девочек и 51 мальчик) - дети с ЗПР (основная группа) и 73 (34 девочки и 39 мальчиков) - дети, чье психическое развитие соответствует возрасту (группа контроля). Выбор детей указанного возраста неслучайный. Он обусловлен началом
Для корреспонденции: Себирзянов Максим Дамирович max sandoktor@mail . ru .
их систематической подготовки к обучению в школе с учетом их состояния здоровья.
Работоспособность детей изучали методом корректурных проб с комплексной оценкой результатов по методике НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков. При этом применяли дозированные задания -фигурные таблицы.
Оценку работоспособности проводили по качественным и количественным показателям в динамике недели и года. Проанализировали: количество просмотренных знаков, скорость выполнения задания, количество ошибок, устойчивость внимания.
Состояние здоровья дошкольников оценивалось на основе материала, полученного в ходе углубленных медицинских осмотров специалистами, и данных из "Медицинской карты ребенка" (учетно-отчетная форма № 026/у), что позволило получить необходимую статистическую информацию о состоянии здоровья детей.
Для выполнения описательной статистики результатов исследования умственной работоспособности детей расчет производился с помощью пакета MS Office Excel 2007 и пакета прикладных программ Statistica 6.0. Наименьшим уровнем значимости различий считался уровень, при котором p < 0,05. Проводилась проверка на нормальность распределения, при этом нормальное распределение задавалось центром распределения (средним арифметическим) и разбросом вариант (средним квадратическим отклонением).
Оценку различий между двумя средними арифметическими производили с помощью параметрического t-критерия Стьюдента.
Результаты и обсуждение
Установлено, что в понедельник у детей двух сравниваемых групп наблюдался относительно низкий уровень умственной работоспособности. Среднее число просмотренных знаков было наименьшим по сравнению с другими днями недели и составило 46,46 ± 7,64 и 42,61 ± 2,26 соответственно (p > 0,05) (табл. 1).
Возможно, более низкие показатели работоспособности связаны с периодом "врабатывания" после выходных дней и нарушением в домашних условиях режима, обычно отличающегося от принятого в дошкольной образовательной организации (ДОО). В среду количество просмотренных знаков увеличивалось по отношению к первому дню занятий: у детей основной группы на 17,4%, у детей контрольной группы на 25,3%, достигнув к пятнице 65,75 ± 10,81 и 70,18 ± 3,77 соответственно (p > 0,05).
Скорость просмотра корректурных проб также возросла от начала к концу недели. У детей с ЗПР она увеличилась в 1,4 раза, у детей, чье психическое развитие соответствует возрасту, - в 1,6 раза. Полученные результаты позволили
67
[гиена и санитария 3/2013
Таблица 1
Показатели недельной динамики умственной работоспособности у детей основной и контрольной групп, посещающих дошкольные образовательные организации компенсирующей направленности (M ± т)
День недели
Показатель понедельник среда пятница
основная контрольная основная контрольная основная контрольная
группа (п = 87) группа (п = 73) группа (п = 87) группа (п = 73) группа(п = 87) группа(п = 73)
Количество просмотренных знаков 46,46 ± 7,64 42,61 ± 2,26 56,71 ± 9,32 56,85 ± 2,80 65,75 ± 10,81 70,18 ± 3,77
Количество ошибок на 100 знаков 32,24 ± 5,30** 3,27 ± 0,24** 25,40 ± 4,18** 1,60 ± 1,00** 24,96 ± 4,10** 0,74 ± 0,28**
Скорость просмотра задания 23,37 ± 3,84 21,43 ± 1,13 28,47 ± 4,68 28,54 ± 1,40 33,03 ± 5,43 35,14 ± 1,89
Показатель работоспособности (уел. ед.) 1,78 ± 0,29** 4,20 ± 0,24** 2,54 ± 0,42** 5,39 ± 0,33** 2,62 ± 0,43** 6,52 ± 0,39**
Показатель устойчивости внимания -0,17 ± -0,03** 0,17 ± 0,01** -0,08 ± -0,01** 0,22 ± 0,02** -0,10 ± -0,02** 0,28 ± 0,02**
Коэффициент П 3,20 5,75 2,67 4,20 1,89 4,60
% работ без ошибок 16 82 19 73 19 58
Примечание. Достоверность различий между детьми основной и контрольной групп: * - р < 0,05; ** - р < 0,01.
заключить, что количественные показатели недельной динамики умственной работоспособности детей двух сравниваемых групп имели различные темпы их улучшения, однако достоверных различий выявлено не было.
Обращали на себя внимание качественные показатели дневной динамики умственной работоспособности. Установлено, что дети с ЗПР допускали большее количество ошибок по сравнению с детьми контрольной группы. Наибольшее среднее число ошибок на 100 просмотренных знаков у них отмечалось в понедельник (32,24 ± 5,3 против 3,27 ± 0,13;р < 0,01). К концу недели этот показатель у детей с ЗПР улучшился в сравнении с исходным уровнем на 22,1%, однако достоверных различий в динамике недели не имелось (32,24 ± 5,3 и 24,96 ± 4,1; p > 0,05). У детей группы контроля качество просмотра задания изначально было выше и составило 3,27 ± 0,24, против 32,24 ± 5,30 (р < 0,01). К концу недели этот показатель улучшился. При выполнении корректурных проб в конце недели они допускали ошибок в 4,4 раза меньше, чем в ее начале.
Продуктивность работы у детей с ЗПР была изначально ниже в 2,4 раза в сравнении с детьми группы контроля (p < 0,01). Вместе с тем в динамике недели она увеличилась в 1,5 раза в сравнении с исходным уровнем. У детей, чье психическое развитие соответствует возрасту, наблюдалось увеличение продуктивности выполнения корректурных проб от понедельника к пятнице (6,52 ± 0,39 против 4,20 ± 0,24 соответственно; р < 0,01).
Устойчивость внимания у детей с ЗПР носила волнообразный характер с улучшением в середине недели и снижением к ее концу. У детей группы контроля этот показатель увеличивался в динамике недели в 1,6 раза. Полученные результаты позволили отметить, что дети с ЗПР менее внимательны, чем дети контрольной группы. Д.Б. Эльконина (1989), Н.Г. Салманина (1988), Е.Е. Кравцова (1991), Н.И. Гуткина (1993), С.Г Шевченко (2003) и др. в своих исследованиях также отмечали изменение умственной работоспособности у детей с учетом особенностей состояния ЦНС.
У детей основной группы процент работ, выполненных без ошибок, в понедельник составил 16, в среду и пятницу - 19, что на 66, 54 и 39% меньше, чем у детей группы контроля (см. рисунок).
С целью индивидуальной оценки работоспособности наблюдаемых детей каждая корректурная про-
ба оценивалась по совокупности степени скорости и степени точности ее выполнения с последующим расчетом коэффициента преобладания хороших работ над плохими (П), что позволило судить о продуктивности работы.
Коэффициент П у детей основной группы в понедельник был ниже в 1,8 раза, в среду - в 1,6 раза, а в пятницу - 2,4 раза в сравнении с детьми группы контроля. Полученные результаты позволили предположить о более выраженном развитии утомления у детей с ЗПР к концу недели.
Стартовые количественные показатели работоспособности в начале года у детей как основной, так и контрольной групп были ниже, чем в конце года, однако достоверных различий выявить не удалось. В начале года дети с ЗПР допускали ошибок в 3,3 раза больше, чем в конце года. Показатель устойчивости внимания в динамике наблюдения принял положительные значения, процент работ, выполненных без ошибок, уменьшился в 1,2 раза. Показатель работоспособности увеличился с 2,62 ± 0,43 до 4,74 ± 0,52 (р < 0,05) (табл. 2).
Положительная динамика умственной работоспособности детей с ЗПР, возможно, обусловлена адаптированными подходами к организации воспитательнообразовательного процесса, выбором программ обучения и режимом дня в ДОО компенсирующей направленности.
%
Дни недели
й Основная группа Щ Контрольная группа
Удельный вес работ, выполненных без ошибок, у детей основной и контрольной групп (в %).
68
Показатели умственной работоспособности в динамике года у детей основной и контрольной групп (M ± т)
Таблица 2
Начало года Конец года
Показатели понедельник пятница понедельник пятница
основная контрольная основная контрольная основная контрольная основная контрольная
группа группа группа группа группа группа группа группа
Р 00 II R Р Г" и R Р 00 II R Р Г" II R Р 00 II к Р Г" II R Р 00 II R Р Г" II R
Количество просмотренных знаков 46,46 ± 7,64 42,61 ± 2,26 65,75 ± 10,81 70,18 ± 3,77 47,84 ± 4,43 50,92 ± 4,15 69,00 ± 4,18 62,58 ± 3,97
Количеств ошибок на 100 знаков 32,24 ± 5,30** 3,27 ± 0,24** 24,96 ± 4,10** 0,74 ± 0,28** 9,77 ± 3,29 4,29 ± 1,65 9,76 ± 3,15* 2,99 ± 1,51*
Скорость просмотра задания 23,37 ± 3,84 21,43 ± 1,13 33,03 ± 5,43 35,14 ± 1,89 24,04 ± 2,21 25,58 ± 2,07 34,59 ± 2,10 31,44 ± 1,99
Показатель работоспособности (в уел. ед.) 1,78 ± 0,29** 4,2 ± 0,24** 2,62 ± 0,43** 6,52 ± 0,39** 2,93 ± 0,34* 4,18 ± 0,41* 4,74 ± 0,52 5,76 ± 0,45
Показатель устойчивости внимания -0,17 ± -0,03** 0,17 ± 0,01** -0,1 ± -0,02** 0,28 ± 0,02** 0,08 ± 0,05* 0,18 ± 0,03* 0,13 ± 0,05* 0,24 ± 0,02*
Коэффициент П 3,2 5,75 1,33 2,1 1,89 4,6 1,60 2,66
% работ без ошибок 16 82 32 65 19 58 28 72,5
Примечание. Достоверность различий между детьми основной и контрольной групп: * - р < 0,05; ** - р < 0,01.
Для более детального изучения умственной работоспособности детей с ЗПР мы провели углубленный анализ заболеваемости детей расстройствами психологического (психического) развития F80.
В структуре расстройств психологического (психического) развития у детей основной группы наибольший удельный вес занимали расстройства экспрессивной речи, удельный вес которых составил 46,0% (табл. 3). Эти дети использовали в общении небольшой словарный запас, испытывали некоторые трудности в подборе слов. У них отмечалась чрезмерно упрощенная структура предложений и неправильное применение отдельных частей речи. Способность ребенка использовать выразительную разговорную речь оказалась ниже уровня, соответствующего их возрасту. Вместе с тем отмечалась сохранность понимания речи и способность к невербальному общению.
У детей с ЗПР специфические расстройства речевой артикуляции занимали следующее по значимости место. Их удельный вес составил 23,0%. Для этих детей характерным было снижение способности к невербальному общению.
Смешанные специфические расстройства психологического (психического) развития заняли третье ранговое место (18,5%). У этих детей отмечались общие нарушения когнитивных функций, не обусловленные неврологическими или средовыми повреждающими факторами, а также умственной отсталостью.
В 2,3% случаев встречались расстройства рецептивной речи и специфические расстройства развития моторной функции; специфическое расстройство чтения, специфическое расстройство спеллингования и смешанное расстройство учебных навыков регистрировались в 1,1% случаев.
К.С. Лебединская (1982) предложила этиопатогене-тическую классификацию, согласно которой дети с ЗПР подразделяются на 4 группы: конституционального характера; соматогенного происхождения; психогенного
Таблица 3
Удельный вес детей с различными формами расстройств психологического (психического) развития
Класс мкб-x Нозологическая форма Удельный вес детей, % (п = 87)
F80
F80.0 Специфические расстройства речевой артикуляции 23,0
F80.1 Расстройства экспрессивной речи 46,0
F80.2 Расстройства рецептивной речи 2,3
F81
F81.0 Специфическое расстройство чтения 1,1
F81.1 Специфическое расстройство спеллингования 1,1
F81.2 Специфическое расстройство арифметических навыков -
F81.3 Смешанное расстройство учебных навыков 1,1
F81.8 Другие расстройства учебных навыков 4,6
F82 Специфические расстройства развития моторной функции 2,3
F83 Смешанные специфические расстройства психологического (психического) развития 18,5
И то го ... 100,0
69
[гиена и санитария 3/2013
Таблица 4
Распределение детей с задержкой психического развития по этиопатогенетическому признаку (по К.С. Лебединской, 1982)
Удельный вес
Форма ЗПР детей, % (п = 87)
ЗПР конституционального характера 9,3
ЗПР соматогенного происхождения 40,2
ЗПР психогенного происхождения 17,2
ЗПР церебрально-органического происхождения 33,3
Итого... 100,0
происхождения; церебрально-органического происхождения (табл. 4).
Анализ показал, что у детей ЗПР чаще носила соматогенное происхождение, ее удельный вес составил 40,2%. Согласно К.С. Лебединской (1982 г.), основной причиной задержки психического развития явились перенесенные детьми соматические заболевания, что согласуется с результатом наших данных по изучению общей заболеваемости. Для этих детей была характерна вялость, неустойчивость настроения, сниженная выносливость.
Удельный вес детей с ЗПР церебрально-органического происхождения составил 33,3% (второе место в структуре заболеваемости). Причиной ЗПР в данном случае послужила мозговая дисфункция, которая проявлялась в виде неврозоподобных явлений, повышенной психомоторной возбудимости, аффективными нарушениями настроения, апатико-динамическими расстройствами (сниженной пищевой активностью, общей вялостью, двигательной расторможенностью).
Удельный вес детей с ЗПР психогенного происхождения составил 17,2% (третье место). Причинами развития ЗПР этих детей послужили неблагоприятные условия в семье, искаженные условия воспитания ребенка.
Реже всего выявлялись дети с ЗПР конституционального характера - 9,3%. У таких детей отмечался несложный гармоничный инфантилизм, они сохраняли черты более младшего возраста с преобладанием игрового интереса, а учебный интерес у них развивался медленно.
Выводы. 1. Умственная работоспособность детей с ЗПР имела отличительные особенности в сравнении
с детьми, чье психическое развитие соответствует возрасту. Она характеризовалась низкими значениями качественных показателей умственной работоспособности.
2. Адаптированные подходы к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОО компенсирующей направленности способствуют улучшению их умственной работоспособности в динамике недели и года, что свидетельствует о положительной адаптации.
3. Этиопатогенетически задержка психического развития у детей в большей степени (40,2%) обусловлена соматогенными причинами.
Литер атура
1. Чуркин А.А., Творогова Н.А. Распространенность психических расстройств в России в 2009 году. Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2011; 1: 80.
2. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2007.
3. Хрипкова А.Г., Антропова М.В. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам. М.: Педагогика; 1982.
4. Громбах С.М., ред. Школа и психическое здоровье учащихся: монография. М.: Медицина; 1988.
5. Цесарская Е.Н. Динамика физической и умственной работоспособности студентов Кольского Севера. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2011; 6: 76 .
Reference s
1. Churkin A.A., Tvorogova N.A. Prevalence of mental disorders in Russia in 2009. Vestnik nevrologii, psihiatrii i nejrohirurgii. 2011; 1: 80.
2. BaranovA.A., Kuchma V.R., SuharevaL.M. Medical and social aspects of adaptation of modern teenagers to conditions of education, training and labor activity. Moscow.: GJeOTAR-Media; 2007.
3. Hripkova A.G., Antropova M.V Adaptation of an organism of pupils to educational and physical loadings. Moscow.: Pedagogika; 1982.
4. Grombah S.M., ред School and mental health of pupils. Moscow.: Medicina; 1988.
5. Cesarskaja E.N. Dynamics of physical and intellectual efficiency of students of the Kolskiy North. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2011; 6: 76.
Поступила 15.02.13
70