[гиена и санитария 1/2014
4. FatimaS.K., PrabhavathiP.A., PadmavathiP., Reddy P.P. Analysis of chromosomal aberrations in men occupationally exposed to cement dust. Mutat. Res. 2001; 490(2): 179-86.
5. Maffei F., Angelini S., Forti G.C., Lodi V., Violante F.S., Mattioli S. et al. Micronuclei frequencies in hospital workers occupationally exposed to low levels of ionizing radiation influence of smoking status and other factors. Mutagen. 2002; 17(5): 405-9.
6. Sierra-Torres M.S., Arboleda-Moreno Y.Y., Hoyos L.S., Sierra-Torres C.H. Chromosome aberrations among cigarette smokers in Colombia. Mutat. Res. 2004; 562(1-2): 67-75.
7. LittlefieldL.G., Joiner E.E. Analysis of chromosome aberrations in lymphocytes of long-term heavy smokers. Mutat. Res. 1986; 170(3): 145-50.
8. Meszaros G., Bognar G., Koteles G.J. Long-term persistence
of chromosome aberrations in uranium miners. Occup. Health. 2004; 46(4): 310-5.
9. Bonassi S., Norppa H., Ceppi M., Stromberg U., Vermeulen R., Znaor A. et al. Chromosomal aberration frequency in lymphocytes predicts the risk of cancer: results from a pooled cohort study of 22 358 subjects in 11 countries. Carcinogen. 2008; 29(6): 1178-83.
10. Siniachkin D.A., Halimov Yu.Sh., LosS.P., PlotnikovaS.D., Gov-erdovsky Yu.B., YazenokA.V. Influence of professional activity, smoking and age on disease incidence in chemically hazardous factories workers. Medline.ru. 2010; 11: 736-42. Available at: http//www.medline.ru/public/art/tom11. (in Russian)
Поступила 18.02.13
Гигиена детей и подростков
©Л.П. БАННИКОВА, М.Д. СЕБИРЗЯНОВ, 2014 УДК 613.954:616-092:612.821]-053.4
Л.П. Банникова1, М.Д. Себирзянов2
психоэмоциональное состояние и особенности умственной работоспособности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
1ГБОУ ВПО «Южно-уральский государственный медицинский университет» Минздрава России, 454092, г. Челябинск; 2ФГБУЗ ЦМСЧ №15 ФМБА России, 456770, г. Снежинск
Иучали психоэмоциональное состояние и умственную работоспособность детей дошкольного возраста (6-7 лет) с задержкой психического развития (ЗПР). Под наблюдением находилось 87 детей с ЗПР. Установлено, что умственная работоспособность детей с ЗПР определяется их психоэмоциональным состоянием.
Ключевые слова: дети с ЗПР; умственная работоспособность; психоэмоциональное состояние
L.P. Bannikova1, M.D. Sebirzyanov2- PSYCHOEMOTIONAL STATE AND PECULIARITIES OF MENTAL WORKING CAPACITY PRESCHOOL CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION
1South Ural State Medical University, Chelyabinsk; Russian Federation, 454092; 2Central Medical Sanitary Unit №15, Snezhinsk, Russian Federation, 456770
The study is devoted to the investigation of the mental and emotional state and mental capacity ofpreschool children (6-7 years) with the mental retardation (MR). Under observation there were 87 children with MR. Mental performance of children with MR was found to be determined by their psycho-emotional state.
Key words: children with mental retardation; mental performance; psycho-emotional state
Введение
Дети с задержкой психического развития (ЗПР) характеризуются своеобразием эмоционального и социально-личностного развития, которое проявляется эмоциональной бедностью, сниженной эмоциональной отзывчивостью, способностью к эмоциональному "заражению", подражанию [1]. Эмоциональное состояние детей дошкольного возраста отличается большой лабильностью, что затрудняет их социально-психологическую адаптацию. Эмоции первыми включаются в работу функциональной системы адаптации и являются «пе-лингом» происходящих в организме вегетативных изменений [2]. Они позволяют оценить степень эмоционального напряжения организма и повлиять на умственную работоспособность. Умственная работоспособность вы-
Для корреспонденции: Себирзянов Максим Дамирович, [email protected].
ступает как адепт уровня здоровья на фоне психологического профиля индивида [3].
С учетом изложенного выше изучение психоэмоционального состояния и умственной работоспособности детей дошкольного возраста с ЗПР является актуальным и имеет важное значение при организации воспитательно-образовательного процесса.
Задачи исследования - изучить психоэмоциональное состояние и умственную работоспособность детей дошкольного возраста с ЗПР.
Материалы и методы
Исследование проводилось на базе муниципальной дошкольной образовательной организации (ДОО) компенсирующей направленности для детей с ЗПР ЗАТО г. Снежинска. Психоэмоциональное состояние изучалось у 87 детей с ЗПР (40 девочек и 47 мальчиков). Все дети были разделены на две группы: эмоционально устойчивые (п = 40) и эмоционально неустойчивые (п = 47).
80
Таблица 1
Психоэмоциональное состояние обследованных детей
Показатель
Особенности личностной сферы: эмоционально устойчив эмоционально неустойчив
% детей (п = 87)
51,7
48,3
прикладных программ Statistica 6.0. Наименьшим уровнем значимости различий считался уровень, при котором p < 0,05. Корреляционный анализ показателей умственной работоспособности и психоэмоционального состояния выполнялся с помощью пакета прикладных программ Statistica 6.0.
Результаты и обсуждение
Новообразования в личностной сфере:
активный, самостоятельный, трудолюбивый 84,8
малоактивный, несамостоятельный, не трудо- 15,2
любивый
Новообразования в познавательной сфере: проявляет интерес к учебе, любознателен 42,4
интерес к учёбе неустойчив 57,6
Самооценка:
сформирована 45,5
не сформирована 54,5
Характеристика невербального интеллекта:
сформировано восприятие цвета, формы и ве- 51,5
личины предметов, времени и пространства, целого и части
восприятие цвета, формы и величины пред- 48,5
метов, времени и пространства, целого и части формируется с трудом
Замедленный темп мышления, сниженная 100,0
память и неустойчивое внимание, сниженная способность устанавливать причинноследственные связи
Для оценки психоэмоционального состояния детей с ЗПР использовали следующие методики: социометрию («Корабль») [4], проективный тест «Семейная социограмма» [4], тест самооценки «лесенка» [5].
Межличностные эмоциональные связи детей в группе, их взаимные симпатии позволил выявить социальнопсихологический тест «Корабль».
Положение субъекта в системе межличностных семейных отношений, характер коммуникаций в семье (прямых или опосредованных) установили, используя «Семейную социограмму».
Выявление системы представлений 0/„
ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой, выполнено с помощью социометрии «лесенка».
Умственную работоспособность детей изучали методом корректурных проб. При этом применяли дозированные задания - фигурные таблицы.
Оценивали в динамике, в течение недели качественные и количественные показатели работоспособности. Проанализировали количество просмотренных знаков, количество ошибок, продуктивность работы, концентрацию внимания.
Для выполнения описательной статистики результатов исследования расчёт производился с помощью пакета MS Office Excel 2007 и пакета
100 -|
80-
60-
40-
20-
Установлено, что в личностной сфере доля эмоционально устойчивых воспитанников с ЗПР составила 51,7%, эмоционально неустойчивых - 48,3% (табл. 1).
Активных, самостоятельных, трудолюбивых дошкольников было на 69,6% больше, чем малоактивных, несамостоятельных и не проявляющих интереса к труду.
В познавательной сфере 42,4% воспитанников с ЗПР проявляли любознательность и интерес к учебе, однако у 57,6% детей интерес к учебе носил неустойчивый характер.
Сформированная самооценка была выявлена только у 45,5% детей с ЗПР.
Изучение особенностей невербального интеллекта у детей показало, что восприятие цвета, формы и величины предметов, времени и пространства, целого и части было сформировано лишь у половины (51,5%) дошкольников.
У всех наблюдаемых детей регистрировались замедленный темп мышления, сниженные память и способность устанавливать причинно-следственные связи.
Выявлено, что между такими показателями психоэмоционального состояния, как новообразования в познавательной сфере и особенности личностной сферы (r = 0,72), новообразования в познавательной сфере и невербальный интеллект (г = 0,72), особенности личностной сферы и невербальный интеллект (г = 1,00) существует корреляционная связь (табл. 2).
Анализ результатов социометрии («Корабль») позволил установить, что статусная структура детей с ЗПР относительно благополучна. Доля воспитанников со статусом 1-го уровня составила 42,9%. Это означает, что между сверстниками установлены удовлетворительные межличностные отношения, есть признание друг друга, что создает благоприятные условия для развития личности. Доля детей, недостаточно удовлетворенных общением (2-й уровень), составила 50%, а 7,1% (3-й уровень)
Завышенная Адекватная
Низкая
Резко
заниженная
Распределение детей теста «Лесенка».
Заниженная Самооценка
Ш Ребенок-ребенок ^ Ребенок-воспитатель
| | Ребенок-мама g| Ребенок-друг
6-7 лет с ЗПР с учетом их психоэмоционального состояния на основе
81
[гиена и санитария 1/2014
Т аблица
Коэффициенты корреляции между показателями, характеризующими психоэмоциональное состояние обследованных детей
Показатели Особен- ности личностной сферы Новообразования в личностной сфере Новообразования в познавательной сфере Самоо- ценка Характеристика невербального интеллекта
Особенности личностной сферы 0,48 0,72 0,21 1,00
Новообразования в личностной сфере 0,48 0,34 0,06 0,48
Новообразования в познавательной сфере 0,72 0,34 0,15 0,72
Самооценка 0,21 0,06 0,15 - 0,21
Характеристика невербального интеллекта 1,00 0,48 0,72 0,21 -
Таблица 3
Процент детей 6-7 лет с ЗПР с учетом уровня концентрации их внимания
Уровень концентрации внимания Ранг Понедельник (пн) Среда (ср) Пятница (пт)
А Б А Б А Б
Очень высокий i - - - - - -
Высокий ii 6,25 - - - - -
Средний iii - - - - - -
Низкий IV 12,50 40,00 29,40 - 27,30 36,40
Очень низкий V и 4 81,25 60,00 70,60 100,00 72,70 63,60
Итого... 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00
Примечание.А - эмоционально устойчивые, n = 40; Б - эмоционально неустойчивые, n = 47.
воспитанников совсем не удовлетворены общением. Неудовлетворенность в общении влечет за собой низкую самооценку, создает противоречивость в развитии, повышенную фрустрацию.
Анализ теста «лесенка» показал (см. рисунок), что в системе взаимоотношений ребенок-ребенок завышенная самооценка регистрировалась у 70,8%, адекватная -лишь у 29,2% детей с ЗПР.
В системе выбора ребенок-мама наибольший процент воспитанников приходился на завышенную самооценку (48), адекватная самооценка отмечалась у 28%. Обращали на себя внимание дети с заниженной и резко заниженной самооценкой, их было 12%.
В системе выбора ребенок-воспитатель завышенная
2 самооценка отмечалась лишь у 40% детей, что на 16% больше, чем у воспитанников с адекватной и заниженной самооценкой и на 28% больше - с резко заниженной самооценкой.
В выборе ребенок-друг у большинства дошкольников проявилась завышенная самооценка (79,2%), адекватная самооценка встречалась у 12,5% и заниженная - у 8,3% детей с ЗПР Таким образом, у большинства детей во взаимоотношениях наблюдается завышенная самооценка, что обусловлено слабо развитой способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих.
Тест «Семейная социограмма» показал, что 92,3% воспитанников с ЗПР чувствуют себя в семье отверженными, 84,8% детей с ЗПР имеют заниженную самооценку.
Из данных литературы известно, что успешность усвоения учебного материала детьми определяется уровнем концентрации их внимания [2].
Изучая уровень концентрации внимания у эмоционально устойчивых дошкольников (табл. 3), установили, что в начале недели у 81,25% он был очень низкий, что соответствовало V рангу, при котором количество просмотренных знаков было меньше 65. У 12,5% детей регистрировался низкий уровень концентрации внимания (IV ранг, количество просмотренных знаков 65-79). Высокий уровень концентрации внимания (II ранг, количество просмотренных знаков 91-99) имели лишь 6,25% воспитанников. Эмоционально неустойчивые дошкольники характеризовались IV и V рангами концентрации внимания, что составило 40 и 60% соответственно.
В середине недели доля эмоционально устойчивых детей с IV рангом увеличилась на 16,9%, а с V рангом уменьшилась на 10,7%. Вместе с тем у эмоционально неустойчивых дошкольников в среду наблюдался очень низкий уровень концентрации внимания.
Доля эмоционально устойчивых воспитанников с ЗПР с IV рангом концентрации внимания к концу недели увеличилась на 14,8%, а с V рангом уменьшилась на 8,55%. В то же время процент эмоционально неустойчивых детей с низким и очень низким уровнем концентрации внимания достиг 36,4 и 63,6 соответственно.
Согласно Л.Б. Баряевой (2007), психоэмоциональное состояние определяет умственную работоспособность [1].
Таблица 4
Показатели умственной работоспособности у обследованных детей с ЗПР, посещающих ДОО, в зависимости от их психоэмоционального состояния (M±m)
Показатель Эмоционально устойчивые n = 40 Эмоционально неустойчивые n = 47
пн ср пт пн ср пт
Количество просмотренных знаков Количество ошибок на 100 знаков Показатель работоспособности (в усл.ед.) Примечание. * - р < 0,05,** - р < 0,01. 82 67,53±6,34 19,24±5,22 3,25±0,67 82,47±5,76* 30,18±4,21 2,20±0,25** 57,67±9,69 15,33±5,93 2,29±0,68 73,73±6,04 24,33±4,46 2,53±0,52 59,06±5,59* 34,35±4,51 1,02±0,12** 70,66±10,99 23,10±5,69 2,10±0,43
Эмоционально устойчивые воспитанники с ЗПР в начале недели просматривали меньшее количество знаков, чем эмоционально неустойчивые (табл. 4). Количество допущенных ошибок у них было в 1,3 раза меньше, а продуктивность работы была в 1,3 раза выше (р > 0,05).
В середине недели эмоционально устойчивые воспитанники с ЗПР при выполнении корректурных проб просматривали большее количество знаков (82,47±5,76 и 59,06±5,59 соответственно; р < 0,05). В количестве допущенных ошибок на 100 просмотренных знаков у детей двух сравниваемых групп достоверных различий не установлено (30,18±4,21 и 34,35±4,51 соответственно; p > 0,05). Продуктивность работы у эмоционально устойчивых дошкольников была в 2,2 раза выше, чем у эмоционально неустойчивых (р < 0,01).
К концу недели количественные и качественные показатели умственной работоспособности у детей двух сравниваемых групп не различались.
Для определения силы влияния эмоционального состояния детей с ЗПР на показатели их умственной работоспособности проведен корреляционный анализ. Установлено, что существует прямая корреляционная связь между эмоциональным состоянием и продуктивностью их работы (г = 0,61).
Таким образом, результаты исследования показали, что умственная работоспособность эмоционально устойчивых детей с ЗПР имела выраженные отличительные особенности в сравнении с таковой эмоционально неустойчивых детей. Она характеризовалась более высокими значениями качественных показателей умственной работоспособности. Следовательно, при организации воспитательно-образовательного процесса у детей с ЗПР необходимо учитывать их психоэмоциональное состояние.
Выводы. 1. Умственная работоспособность детей дошкольного возраста с ЗПР находится во взаимосвязи с их психоэмоциональным состоянием.
2. Эмоционально устойчивые дошкольники имеют отличительные особенности в качественных и количествен-
ных показателях умственной работоспособности в сравнении с таковыми у эмоционально неустойчивых детей.
3. Установлена корреляционная зависимость между эмоциональным состоянием дошкольников с ЗПР и продуктивностью их работы.
литер атур а
1. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. СПб.: КАРО; 2007. 272 с.
2. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. М.: Наука; 1980. 196 с.
3. Горбачева Н.А., Жижин К.С. Активация умственной работоспособности с учетом психоэмоционального статуса студента. Здоровье населения и среда обитания. 2012; 5: 12-4.
4. Дроздов А.А., Дроздова М.В. Полный справочник психотерапевта. М.: ЭКСМО; 2007. 704 с.
5. Щур Д.Г. Методика изучения представлений ребенка об отношениях к нему других людей. В кн.: Давыдов В.В., ред. Психология личности: теория и эксперимент. М.; 1982.
References
1. Baryaeva L.B., Gavrilushkina O.P., Zarin A.P., Sokolova N.D. The program of education and training of preschool children with intellectual insufficiency. Sankt-Peterburg: KARO; 2007. 272 p. (in Russian)
2. Anokhin P.K. Nodal questions of the theory of functional system. Moscow: Nauka; 1980. 196 p. (in Russian)
3. Gorbacheva N.A., Zhizhin K.S. Activation of intellectual working capacity taking into account the psychoemotional status of the student. Zdorov’e naseleniya i sreda obitaniya. 2012; 5: 12-4. (in Russian)
4. DrozdovA.A., DrozdovaM.V. Full reference book of the psychotherapist. Mos^w: EKSMO; 2007. 704 p. (in Russian)
5. Shchur D.G. Method for studying the child’s views about the relationship to it of other people. In: Davydov V V, ed. Psikhologi-ya lichnosti: teoriya i eksperiment. Moscow; 1982. (in Russian)
Поступила 12.11.13
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2014 УДК 614.72:616-053.2
В.Л. Лежнин, Л.Г. Коньшина, М.В. Сергеева
ОЦЕНКА РИСКА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ, ОБУСЛОВЛЕННОГО
загрязнением атмосферного воздуха выбросами автотранспорта, на примере г. Салехарда
ФГБУН «Институт промышленной экологии» Уральского отделения РАН, 620990, Екатеринбург
С целью определения уровней риска для здоровья детского населения от химического загрязнения атмосферного воздуха, обусловленного выбросами автотранспорта, на территории г. Салехарда проведена работа по изучению интенсивности и структуры химического загрязнения атмосферного воздуха выбросами от автотранспорта в местах расположения 16 детских дошкольных учреждений. Использована методика натурного обследования структуры и интенсивности автотранспортных потоков, ущерб здоровью детей рассчитан согласно методике оценки риска. Основная опасность в выбросах автотранспорта принадлежит диоксиду азота (43,6%), бенз(а)пирену (37,4%), оксиду углерода (6,57%), формальдегиду (4,43%). Оцененный канцерогенный риск определен на уровне 10-4- 10-5, соответствует предельно допустимому риску и подлежит постоянному контролю.
Ключевые слова: оценка риска; заболеваемость детского населения; загрязнение атмосферы выбросами автотранспорта.
Для корреспонденции: Лежнин Владимир Леонидович, [email protected]
83