Научная статья на тему 'Взаимодействие КНР и РФ в Центральной Азии (2001-2023 гг.): проекты и методы их реализации'

Взаимодействие КНР и РФ в Центральной Азии (2001-2023 гг.): проекты и методы их реализации Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Россия / Китай / Глобальный / Азия / Центральная Азия / БРИКС / ШОС / ОДКБ / однополярный / Russia / China / Region / Global / Asia / Central Asia / BRICS / SCO / CSTO / Unipolar

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ли Нин

Данная работа посвящена исследованию углубления межгосударственных политических отношений в региональном и глобальном аспектах между Китаем и Россией в период 2001–2023 гг. Объектом исследования служат политические отношения между Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией. Предметом исследования являются политические отношения между Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией на глобальном и региональном уровнях. Автором подробно анализируются политические отношения между государствами на региональном уровне, выявляются области общих интересов обеих держав, определяются методы, используемые обоими государствами при реализации совместных проектов. Более того, автор изучает отношения между КНР и РФ на глобальном уровне, причины консолидации государств на внешнеполитической арене, методы объединения и результаты. Данное исследование стоится на теории политического реализма, подразумевающей постоянную борьбу государств за свои национальные интересы, что выражается в перманентном противостоянии, перетекающем в боевые действия. Основными выводами проведенного исследования являются установление истории и динамики развития политических отношений между Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией, определение региона Центральной Азии в качестве области общих интересов на региональном уровне, выявление основных инструментов и методов ведения совместной политики в ЦА, изучение политических отношений между Китаем и Россией на глобальном уровне, установление переустройства однополярного мира в качестве одной из причин столь сильной консолидации обеих держав на международной арене, определение методов ведения совместной политики на глобальном уровне, среди которых объективность на международных площадках, по типу Генеральной Ассамблеи ООН, и создание иных международных организаций и объединений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ли Нин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Deepening of inter-State political relations in regional and global aspects between the People’s Republic of China and the Russian Federation (2001-2023)

This article is devoted to the study of the deepening of inter-state political relations in regional and global aspects between China and Russia. The study focuses on the political relations between the People’s Republic of China and the Russian Federation. The study focuses on the political relations between the People’s Republic of China and the Russian Federation at the global and regional levels. The author analyzes in detail the political relations between the States at the regional level, identifies areas of common interest of both Powers, defines the methods used by both States in the implementation of joint projects. Moreover, the author studies the relations between China and the Russian Federation at the global level, the reasons for the consolidation of states in the foreign policy arena, methods of unification and results. This study is based on the theory of political realism, which implies the constant struggle of states for their national interests, which is expressed in a permanent confrontation, which flows into hostilities. The main conclusions of the study are the establishment of the history and dynamics of political relations between the People’s Republic of China and the Russian Federation, the identification of the Central Asian region as an area of common interest at the regional level, Identifying the main instruments and methods of conducting joint policy in Central Asia, studying the political relations between China and Russia at the global level, the restructuring of the unipolar world as one of the reasons for the strong consolidation of the two Powers in the international arena, the definition of methods of conducting joint policy at the global level, among which is objectivity in international forums, by the United Nations General Assembly, and the establishment of other international organizations and associations.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие КНР и РФ в Центральной Азии (2001-2023 гг.): проекты и методы их реализации»

Ли Нин

Аспирант кафедры теории и истории международных отношений, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.

Взаимодействие КНР и РФ в Центральной Азии (2001-2023 гг.): проекты и методы их реализации

Китай и Россия в геополитических реалиях начала XXI века

Дипломатические отношения между Китайской Народной Республикой и Союзом Советских Социалистических Республик были установлены в октябре 1949 г. Важно отметить, что Советский Союз стал первым государством, признавшим Китайскую Народную Республику в качестве легитимного представителя китайского народа на международной арене.

Солидарность населения обоих государств и единая позиция лидеров в лице И.В. Сталина и Мао Цзэдуна поддерживали и развивали дружеские отношения между двумя социалистическими державами.

С приходом на пост Первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева в 1953 г. отношения между двумя государствами постепенно ухудшались, дойдя до пика в 1969 г. при пограничном столкновении на о. Даманский. После ухода с поста Первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева отношения между двумя социалистическими державами начали восстанавливаться, ярким примером чему могут послужить государственные визиты М.С. Горбачёва в Пекин и Цзян Цзэминя в Москву1.

На современном этапе политические отношения между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой на региональном уровне базируются на углублении сотрудничества в регионе совместных интересов - Центральной Азии.

Государства Центральной Азии: Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан - бывшие союзные республики в составе СССР располагаются в непосредственной географической близости от двух ключевых региональных акторов: Российской Федерации и Китайской Народной Республики2.

Ключевым интересом Российской Федерации и Китайской На-

1 Hofstee G., Broeders N. Multi-dimensional chess: Sino-Russian relations in Central Asia // Clingendael Institute. 2020. С. 16.

2 Central Asia // Britannica. // URL: https://www.britannica.com/place/Central-

Asia (Дата обращения: 12.06.2023) .

_ijk

родной Республики в регионе Центральной Азии является обеспечение внутри- и внешнеполитической безопасности. Главными причинами дестабилизации и нарушения безопасности в регионе являются международный терроризм и экстремизм, наркотрафик и внутренняя нестабильность государств3. Разберем каждую из ранее обозначенных причин:

1. Международный терроризм и экстремизм. Согласно данным Global Terrorism Index, Узбекистан и Таджикистан как минимум единожды подвергались террористическим атакам4, тем не менее в более ранние годы (2011-2020 гг.) государства Центральной Азии, за исключением Туркменистана, занимали уверенную середину ранее обозначенного Global Terrorism IndexV. Безусловное влияние на Узбекистан и Таджикистан оказывает внутриполитическая обстановка в Афганистане, выраженная значительной террористической активностью.

На пространстве Центральной Азии функционирует несколько международных антитеррористических структур в составе международных организаций: Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Содружество Независимых Государств (СНГ) - Антитеррористический центр (АТЦ), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) - Региональная антитеррористическая структура (РАТС).

Все вышеуказанные структуры и организации добились определенных успехов в ликвидации угрозы международного терроризма и экстремизма, однако «локомотивом» стабилизации обстановки в Центральной Азии послужила ШОС6.

2. Наркотрафик;

3. Внутренняя нестабильность государств.

Таким образом, можно сделать вывод, что углубление китайско-российских внешнеполитических отношений на региональном уровне строится на взаимовыгодном присутствии обеих держав в регионе. Безусловно, оба государства преследуют различные цели, однако

3 Дадабаева З.А. Россия и проблемы безопасности в Центральной Азии // Россия и современный мир. 2008. № 4. С. 183-193.

4 Global Terrorism Index 2023// Institute for Economics & Peace. // URL: https:// www.visionofhumanity.org/wp-content/uploads/2023/05/GTI-2023-web-190523.pdf (Дата обращения: 13.06.2023)

5 2012 Global Terrorism Index: Capturing the Impact of Terrorism from 2002 - 2011 // Institute for Economics & Peace. // URL: https://reliefweb.int/report/world/2012-global-terrorism-index-capturing-impact-terrorism-2002-2011 (Дата обращения: 13.06.2023)

6 Румянцева А.К., Рахимов К.Х. Роль ШОС в противодействии терроризму в странах Центральной Азии // Постсоветские исследования. 2022. № 5 (8). С. 835-846.

для их достижения реализуются схожие или совместные программы. Российская Федерация в первую очередь нацелена на стабилизацию государств региона Центральной Азии с целью недопущения расширения сотрудничества центральноазиатских государств со странами коллективного Запада: подобная политика стран НАТО уже имела место в начале 90-х годов прошлого столетия в отношении Узбекистана7, в то же время Китайская Народная Республика стремится реализовать один из самых амбициозных проектов нашего времени «Один пояс - один путь (англ. One Delt One Road)» - сухопутный и морской торговый маршрут, способный соединить Европу и КНР. В первую очередь КНР заинтересована в создании сухопутной части торговой магистрали под названием «Экономический пояс Шёлкового пути», большая часть которого должна протекать по территории России и государств Центральной Азии.

Межгосударственные политические отношения между Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией на глобальном уровне (2001-2023 гг.)

Сотрудничество между Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией на глобальном уровне берет своё начало после распада Советского Союза и с каждым годом лишь укреплялось, подтверждением чему могут послужить как рост экономических показателей товарооборота между двумя державами, так и консолидация по многим вопросам международных отношений.

Основными вопросами международной кооперации России и Китая в области глобальных вопросов являются отход от одноплярного мира, выраженный в устранении господства стран коллективного Запада во главе с США, и дедолларизации мировой экономики.

В контексте накала международной напряженности, выраженной в противостоянии государств коллективного Запада и стран «Востока», сотрудничество России и Китая только укрепилось. Явным примером подобного укрепления могут послужить государственные визиты на высоком и высшем уровне России и Китая: визит председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпина в Москву 20-22 марта 2023 г., визит министра обороны КНР Ли Шанфу в Москву 16 апреля 2023 г., визит премьер-министра РФ Михаила Мишус-тина в Пекин 22 мая 2023 г.

Более того, после начала Специальной военной операции (СВО) на Украине и начала беспрецедентного давления на Россию со сто-

7 Нишанов Д.Б. Деятельность Узбекистана в ОБСЕ и НАТО // Вестник российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2008. № 2. С. 90-95.

роны стран коллективного Запада Китайская Народная Республика поддерживала Россию на международной арене: на полях Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН. Например, путем воздержания от голосования по резолюциям ГА ООН А/К.Е8/Е8-11/18, А/ ЯЕ8/Е8-11/29, А/КЕ8/Е8-11/410, А/КЕ8/Е8-11/6п или же путем отказа от подписания резолюций ГА А/ЯЕ8/Е8-11/312 и А/ЯЕ8/Е8-11/513. Китайская сторона, осознавая разрушительное влияние давления стран коллективного Запада на Россию и весь остальной незападный мир, проявляет благоразумие на международной арене, не поддерживая агрессивную политику стран Запада.

В то же время Россия неоднократно консолидировалась во мнении с КНР по вопросу Тайваня, который странами коллективного Запада выставляется суверенным государством и щедро спонсируется вооружением14. Согласно данным Стокгольмского института исследования проблем мира - СИПРИ (англ. 81РШ) с 1971 г.: с момента перехода поста постоянного члена СБ ООН Китайской Народной Республике на о. Тайвань государствами коллективного Запада было передано вооружения на сумму более 34 млрд долларов США15. Россия поддерживает политику одного Китая и не признает Тайвань суверенным государством.

В условиях современного переустройства мира Россия и Китай успешно вовлекают в ранее указанный процесс другие страны путем активной деятельности БРИКС. На момент 2022 г. вклад в миро-

8 Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/ES-11/1 // UNDOCS. // URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N22/293/39/PDF/N2229339. pdf?OpenElement (Дата обращения: 14.06.2023)

9 Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/ES-11/2 // UNDOCS. // URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N22/301/70/PDF/N2230170. pdf?OpenElement (Дата обращения: 14.06.2023)

10 Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/ES-11/4 // UNDOCS. // URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N22/630/71/PDF/N2263071. pdf?OpenElement (Дата обращения: 14.06.2023)

11 Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/ES-11/6 // UNDOCS. // URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N23/063/10/PDF/N2306310. pdf?OpenElement (Дата обращения: 14.06.2023)

12 Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/ES-11/3 // UNDOCS. // URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N22/312/50/PDF/N2231250. pdf?OpenElement (Дата обращения: 14.06.2023)

13 Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/ES-11/5 // UNDOCS. // URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N22/693/60/PDF/N2269360. pdf?OpenElement (Дата обращения: 14.06.2023)

14 Haass R.N. U.S. Policy toward the Indo-Pacific: The Case for a Comprehensive Approach // Council on Foreign Relations. 2021. С. 9.

15 TIV of arms exports to Taiwan, 1971-2022 // SIPRI. // URL: https://armstrade. sipri.org/armstrade/html/export_values.php (Дата обращения: 02.07.2023)

вую экономику государств-членов БРИКС опережает ранее указанный показатель стран-участниц так называемой «большой семерки» (англ. Group of Seven) или же G7, в которую входят США, Канада, Франция, Германия, Италия, Япония и Великобритания16.

Заключение

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что областью общих интересов Российской Федерации и Китайской Народной Республики на региональном уровне является регион Центральной Азии.

Основными причинами консолидации Российской Федерации и Китайской Народной Республики на региональном уровне являются общие цели обеих держав по стабилизации обстановки в регионе Центральной Азии. Дестабилизирующими факторами в регионе можно считать международный терроризм и экстремизм, наркотрафик и внутреннюю нестабильность государств. Российская Федерация стремится не допустить роста влияния государств коллективного Запада во главе с США на регион Центральной Азии, в то же время Китайская Народная Республика, руководствуясь преимущественно экономическим интересом, стремится реализовать свой сухопутный торговый маршрут «Экономический пояс Шёлкового пути», соединяющий КНР и государства Европы.

Ключевыми методами, используемыми КНР и РФ при реализации совместных проектов на региональном уровне, являются международные организации, ключевые роли в которых занимают ОДКБ и ШОС.

Ключевыми областями общих интересов Российской Федерации и Китайской Народной Республики на глобальном уровне являются отход от одноплярного мира, выраженный в устранении господства стран коллективного Запада во главе с США, и дедолларизации мировой экономики.

Основными причинами ранее обозначенной консолидации Российской федерации и Китайской Народной Республики на глобальном уровне являются агрессивная политика государств коллективного Запада во главе с США в отношении стран, не входящих в ранее обозначенную категорию, рост международной напряженности и несправедливость однополярного мироустройства.

Ключевыми методами, применяемыми при реализации совместной политики Российской Федерации и Китайской Народной Ре-

16 Bloomberg рассчитал, что БРИКС «оставил Запад позади» в росте экономики // РБК. // URL: https://www.rbc.ru/economics/18/04/2023/643ddd2d9a7947e6c741245c (Дата обращения: 14.06.2023)

■ спублики на глобальном уровне, являются консолидация на полях

международных организация, таких как Совет Безопасности и Генеральная Ассамблея ООН, государственные визиты на высоком и высшем уровнях и рост влияния организации БРИКС на мировой арене.

Библиографический список

1. Hofstee G., Broeders N. Multi-dimensional chess: Sino-Russian relations in Central Asia // Clingendael Institute. 2020. С. 16.

2. Central Asia // Britannica. // URL: https://www.britannica.com/place/Central-Asia (Дата обращения: 12.06.2023)

3. Дадабаева З.А. Россия и проблемы безопасности в Центральной Азии // Россия и современный мир. 2008. № 4. С. 183-193.

4. Global Terrorism Index 2023// Institute for Economics & Peace. // URL: https://www. visionofhumanity.org/wp-content/uploads/2023/05/GTI-2023-web-190523.pdf (Дата обращения: 13.06.2023)

5. 2012 Global Terrorism Index: Capturing the Impact of Terrorism from 2002 - 2011 // Institute for Economics & Peace. // URL: https://reliefweb.int/report/world/2012-global-terrorism-index-capturing-impact-terrorism-2002-2011 (Дата обращения: 13.06.2023)

6. Румянцева А.К., Рахимов К.Х. Роль ШОС в противодействии терроризму в странах Центральной Азии // Постсоветские исследования. 2022. № 5 (8). С. 835-846.

7. Нишанов Д.Б. Деятельность Узбекистана в ОБСЕ и НАТО // Вестник российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2008. № 2. С. 90-95.

8. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/ES-11/1 // UNDOCS. // URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N22/293/39/PDF/N2229339. pdf?OpenElement (Дата обращения: 14.06.2023)

9. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/ES-11/2 // UNDOCS. // URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N22/301/70/PDF/N2230170. pdf?OpenElement (Дата обращения: 14.06.2023)

10. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/ES-11/4 // UNDOCS. // URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N22/630/71/PDF/N2263071. pdf?OpenElement (Дата обращения: 14.06.2023)

11. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/ES-11/6 // UNDOCS. // URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N23/063/10/PDF/N2306310. pdf?OpenElement (Дата обращения: 14.06.2023)

12. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/ES-11/3 // UNDOCS. // URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N22/312/50/PDF/N2231250. pdf?OpenElement (Дата обращения: 14.06.2023)

13. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/ES-11/5 // UNDOCS. // URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N22/693/60/PDF/N2269360. pdf?OpenElement (Дата обращения: 14.06.2023)

14. Haass R. N. U.S. Policy toward the Indo-Pacific: The Case for a Comprehensive Approach // Council on Foreign Relations. 2021. С. 9.

15. TIV of arms exports to Taiwan, 1971-2022 // SIPRI. // URL: https://armstrade.sipri.org/ armstrade/html/export_values.php (Дата обращения: 02.07.2023)

16. Bloomberg рассчитал, что БРИКС «оставил Запад позади» в росте экономики // РБК. // URL: https://www.rbc.ru/economics/18/04/2023/643ddd2d9a7947e6c741245c (Дата обращения: 14.06.2023)

References

1. Hofstee G., Broeders N. Multi-dimensional chess: Sino-Russian relations in Central Asia // Clingendael Institute. 2020. P. 16.

ЯгйАл-

2. Central Asia // Britannica. // URL: https://www.britannica.com/place/Central-Asia (06.12.2023)

3. Dadabaeva Z.A. Russia and security problems in Central Asia // Russia and the modern world. 2008. № 4. P. 183-193.

4. Global Terrorism Index 2023 // Institute for Economics & Peace. // URL: https://www.vi-sionofhumanity.org/wp-content/uploads/2023/05/GTI-2023-web-190523.pdf (06.13.2023)

5. 2012 Global Terrorism Index: Capturing the Impact of Terrorism from 2002 - 2011 // Institute for Economics & Peace. // URL: https://reliefweb.int/report/world/2012-global-terrorism-index-capturing-impact-terrorism-2002-2011 (06.13.2023)

6. Rumyantseva A.K., Rakhimov K.Kh. The role of the SCO in countering terrorism in the countries of Central Asia // Post-Soviet Studies. 2022. № 5 (8). P. 835-846.

7. Nishanov D.B. Activities of Uzbekistan in the OSCE and NATO // Bulletin of the Russian Peoples' Friendship University. Series: International relations. 2008. № 2. P. 90-95.

8. UN General Assembly Resolution A/RES/ES-11/1 // UNDOCS. // URL: https://docu-ments-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N22/293/39/PDF/N2229339.pdf?OpenElement (06.14.2023)

9. UN General Assembly Resolution A/RES/ES-11/2 // UNDOCS. // URL: https://docu-ments-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N22/301/70/PDF/N2230170.pdf?OpenElement (06.14.2023)

10. UN General Assembly Resolution A/RES/ES-11/4 // UNDOCS. // URL: https://docu-ments-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N22/630/71/PDF/N2263071.pdf?OpenElement (06.14.2023)

11. UN General Assembly Resolution A/RES/ES-11/6 // UNDOCS. // URL: https://docu-ments-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N23/063/10/PDF/N2306310.pdf?OpenElement (06.14.2023)

12. UN General Assembly Resolution A/RES/ES-11/3 // UNDOCS. // URL: https://docu-ments-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N22/312/50/PDF/N2231250.pdf?OpenElement (06.14.2023)

13. UN General Assembly Resolution A/RES/ES-11/5 // UNDOCS. // URL: https://docu-ments-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N22/693/60/PDF/N2269360.pdf?OpenElement (06.14.2023)

14. Haass R.N.U.S. Policy toward the Indo-Pacific: The Case for a Comprehensive Approach // Council on Foreign Relations. 2021. P. 9.

15. TIV of arms exports to Taiwan, 1971-2022 // SIPRI. // URL: https://armstrade.sipri.org/ armstrade/html/export_values.php (07.02.2023)

16. Bloomberg calculated that BRICS "left the West behind" in economic growth // RBC. // URL: https://www.rbc.ru/economics/18/04/2023/643ddd2d9a7947e6c741245c (06.14.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.