Научная статья на тему 'История развития спортивной дипломатии: правовой аспект'

История развития спортивной дипломатии: правовой аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
767
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СПОРТ / ПРАВО / ПОЛИТИКА / СОТРУДНИЧЕСТВО / РАВНОПРАВИЕ / SPORT / LAW / POLITICS / COOPERATION / EQUALITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мартыненко Евгений Владимирович, Пархитько Николай Петрович

В статье рассматривается юридически-правовая база спортивной дипломатии как социально-политического явления. К началу XXI в. политический потенциал спорта играет всевозрастающую роль в мировой политике и международных отношениях. Спортивная дипломатия, как одна из составляющих публичной дипломатии, приобретает все больший вес на мировой арене. Спорт стал явлением глобального масштаба, поскольку с развитием международных спортивных институтов спортивные мероприятия теперь объединяют людей не только в рамках одного государства, но и по всему миру. С масштабным развитием спорта существенно возросло его вовлечение в различные сферы социальной жизни людей, включая экономику и политику. Параллельно с данным процессом формируется правовой базис явления. В рамках статьи проанализированы основные документы, закладывающие для него юридическую основу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF SPORTS DIPLOMACY: LEGAL ASPECT

The article researches the legal framework of sports diplomacy as a social and political phenomenon. To the beginning of the XXI century the political potential of sports plays an ever-increasing role in world politics and international relations. Sports diplomacy, as one of the components of public diplomacy, is gaining more and more weight on the world stage. Sport has become a global phenomenon, because with the development of international sports institutes, sporting events now unite people not only within the framework of one state, but also around the world. With the large-scale development of sports, its involvement in various spheres of social life of people has significantly increased, including economics and politics. In parallel with this process, the legal basis of the phenomenon is being formed. The article analyzes the key documents laying the legal basis for it.

Текст научной работы на тему «История развития спортивной дипломатии: правовой аспект»

История развития спортивной дипломатии: правовой аспект

Мартыненко Евгений Владимирович,

к.и.н., доцент, кафедра теории и истории международных отношений, Российский университет дружбы народов E-mail: [email protected]

Пархитько Николай Петрович,

к.и.н., доцент, кафедра теории и истории журналистики, Российский университет дружбы народов E-mail: [email protected]

В статье рассматривается юридически-правовая база спортивной дипломатии как социально-политического явления. К началу XXI в. политический потенциал спорта играет всевозрастающую роль в мировой политике и международных отношениях. Спортивная дипломатия, как одна из составляющих публичной дипломатии, приобретает все больший вес на мировой арене. Спорт стал явлением глобального масштаба, поскольку с развитием международных спортивных институтов спортивные мероприятия теперь объединяют людей не только в рамках одного государства, но и по всему миру. С масштабным развитием спорта существенно возросло его вовлечение в различные сферы социальной жизни людей, включая экономику и политику. Параллельно с данным процессом формируется правовой базис явления. В рамках статьи проанализированы основные документы, закладывающие для него юридическую основу.

Ключевые слова: спорт, право, политика, сотрудничество, равноправие.

Спортивная дипломатия, являясь частью публичной дипломатии, опирается на определенные законы и нормы, что составляет ее международно-правовою основу. Существует широкий спектр документов, составляющих юридический базис и своего рода нормативный фундамент спортивной дипломатии. Главное, что объединяет эти документы - это принципы, лежащие в их концептуальной основе. Среди этих принципов можно выделить следующие: признание общечеловеческих ценностей, взаимная безопасность, многополярность современного мира, его единство и многообразие, ответственность государств как основных субъектов международного права за обеспечение международного мира и безопасности, признание народной самобытности и др. [2]. Это универсальные принципы международного права, но также должны учитываться и узкие, спортивные положения (спорт на службе гармоничного развития человечества, занятия спортом - одно из прав человека и др.). Сочетание первого и второго, с учетом политических норм и законов и дает нам вкупе правовые основы спортивной дипломатии.

К правовой базе спортивной дипломатии можно отнести документы ООН, МОК, ЮНЕСКО.

ООН принимает большое количество резолюций, так или иначе затрагивающих спорт. Самой значимой для мира спорта является Резолюция «Соблюдение «олимпийского перемирия»» [11], одобряемая Генеральной Ассамблеей ООН перед каждой Олимпиадой. Этот документ предполагает сохранение древнегреческой традиции -«экехейрии», которая восходит к IX в. до н.э., когда в соответствии с предсказанием дельфийского оракула, в Древней Греции были прекращены распри и войны, приведшие к гибели Пелопоннеса, и проведены состязания атлетов их враждующих племен. Резолюция признает вклад Международного Олимпийского комитета в установлении мира и стабильности на планете. Она призывает государства-члены ООН соблюдать «олимпийское перемирие» в период, начинавшийся за 7 дней до начала игр.

Принцип Олимпийского перемирия успел сработать за эти годы. В качестве примера можно привести конфликт между Ираком и США. Страны остановили боевые действия на время проведения зимних игр в Нагано (Япония) в 1998 году [3].

Идея Олимпийского перемирия закреплена в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Утверждение мира и построение более счастливой жизни на планете посредством спорта и воплощения олимпийских идеалов» [8]. Эта резолюция не дает конкретных рецептов, как достичь перемирия во время проведения Олимпийских игр,

5 -о

сз

<

см со

лишь призывает государства сотрудничать в рамках продвижения Олимпийских идеалов.

В 1995 году ООН выпустила Резолюцию «Олимпийские идеалы» [7], которая носит более конкретный характер. Так, ООН предлагает Министерствам спорта и молодежной политики сотрудничать с Международным Олимпийским комитетом по антидопинговым программам в области профилактики злоупотребления наркотиками и т.д.

Нельзя не упомянуть и Резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН «Спорт как средство содействия воспитанию, здоровью, развитию и миру» [12]. Данная Резолюция была принята 31 октября 2014 года. Документ направлен на повышение престижа спорта в обществе, который в последнее время из-за большого количества скандалов, связанных с допингом, коррупцией в спорте, расовой и национальной дискриминацией, стал стремительно падать.

Вопросы спорта впервые начинают серьезно затрагиваться ООН в начале 90-х годов прошлого столетия. За это время принято большое количество Резолюций оОн в области спорта. Можно заметить, что каждый новый документ становится более содержательным и полным, содержащим конкретные рекомендации.

ООН, признавая весомый вклад в международные отношения спортивной дипломатии, в 2004 году инициировала создание Бюро ООН по спорту на благо развития и мира. Бюро рассматривает спорт, как инструмент установления мира, продвижения здорового образа жизни. Особое внимание этот орган уделяет развитию спорта в Африке и на Ближнем Востоке. Функционирует бюро на основе официальных документов ООН, его возглавляет советник генерального секретаря по спорту на благо развития и мира.

С учетом всего вышесказанного, можно сделать вывод, что целью документов ООН является создание основного направления развития институтов спортивной дипломатии.

Обратимся к деятельности и правовым документам Международного Олимпийского Комитета, которые были созданы для возрождения Олимпийских игр и пропаганды олимпийского движения. МОК - международная организация, созданная для возрождения Олимпийских игр и пропаганды олимпийского движения. Основополагающие принципы Олимпизма, правила, принятые МОК, изложены в Олимпийской Хартии [6]. Олимпийская хартия выполняет три задачи:

• является документом конституционного характера, устанавливающего принципы и ценности Олимпизма;

• является уставом МОК;

• пределяет положения по распределению обязанностей между МОК, международными федерациями, национальными олимпийскими комитетами и организационными комитетами по проведению Олимпийских игр.

К принципам Олимпизма относят:

• Олимпизм - это философия жизни, объединяющая в единое целое достоинства тела, во-

ли и разума. Олимпизм стремится к созданию образа жизни, основывающегося на радости от усилия, воспитательной ценности хорошего примера, социальной ответственности и на уважении к всеобщим основным этическим принципам;

• цель Олимпизма состоит в том, чтобы поставить спорт на службу гармоничного развития человечества, способствуя созданию мирного общества, заботящегося о сохранении человеческого достоинства;

• Олимпийское движение - это согласованная деятельность лиц и организаций, вдохновляемых ценностями Олимпизма, осуществляемая под руководством МОК;

• занятия спортом - одно из прав человека;

• спортивные организации внутри Олимпийского движения должны иметь права и обязательства, свойственные автономным организациям;

• осуществление прав и свобод, предусматриваемых Олимпийской хартией, должно быть обеспечено в отсутствие какой-либо формы дискриминации (расовой, языковой, религиозной, политической), по признаку цвета кожи, пола, наличия иного мнения, национального или социального происхождения, обладания собственностью, рождения или иного статуса;

• принадлежность к олимпийскому движению требует обладания положений Олимпийской хартии и признания МОК.

• Спортивная дипломатия так же основывается на документах ЮНЕСКО. 21 ноября 1978 года на 20-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята Международная хартия физического воспитания и спорта [5]. Цель Международной хартии ЮНЕСКО - поставить развитие спорта на службу прогрессу человечества. В документе говорится о том, что спорт должен распространять основные человеческие ценности по всему миру, содействовать сближению стран и народов.

Среди правовых документов, которые в своей деятельности использует спортивная дипломатия необходимо упомянуть и Хартию «Спорт для всех», принятую в 1975 году Советом Европы. Хартия закрепляет принципы, обязательные для всех государств-членов Совета Европы и определяет, что спорт должен быть доступным для всех и способствовать защите человеческого достоинства.

В 1992 была принята Европейская спортивная Хартия [13]. Этот документ был принят в рамках 7-й конференции европейских министров по спорту. Соответственно уже эта Хартия была пересмотрена и дополнена в 2001 году. Главное новшество -положение об устойчивом развитии, которое обязывает соблюдать все государства экологические требования при сооружении спортивных объектов, а также недопустимость дискриминации в спорте.

Также министры спорта европейских стран в мае 1995 года приняли манифест «Молодые люди и спорт» [4]. Манифест был принят на 8 конференции министров спорта в Лиссабоне. Документ

является дополнением и расширением принципов ст. 5 Спортивной Хартии Европы. В Манифесте дается определение спорта через призму толерантности, гуманизма, терпимости. Документ провозглашает, что спорт должен быть доступен любому молодому человеку, а понятие «молодость» относится к лицам, не достигшим совершеннолетия согласно законодательству каждого государства.

Использование средств спортивной дипломатии на местах регулируется Декларацией участников европейской конференции «Спорт и местное управление» [14]. Эта декларация была принята 3 февраля 1996 года в Венгрии. В ней также провозглашается принцип - «спорт для всех», а для его реализации определены роль и ответственность органов местного самоуправления и региональных органов государственной власти, осуществляющих государственные функции управления в развитии спорта.

XXI век характеризуется тем, что постепенно человек начинает осознавать значимость решения экологических проблем. Соответственно, данная проблема находит свое отражение и в документах, регламентирующих деятельность спортивной дипломатии. Например, в мае 2000 года проходила 9-ая Европейская конференция министров спорта в Братиславе, на которой говорилось о роли спорта во взаимоотношениях человека с окружающей средой. На Конференции была принята резолюция «Чистый и здоровый спорт в третьем тысячелетии» [10].

В мае 2007 года Совет Европы принял Расширенное частичное соглашение по спорту (РЧСП). В 2009 году Россия присоединилась к РЧСП. В сентябре 2014 года в Швейцарии проходила 13-ая Конференция министров спорта европейских стран. На ней присутствовала заместитель министра спорта РФ Наталья Паршикова, которая в качестве официального представителя России подписала «Конвенцию Совета Европы против манипулирования спортивными соревнованиями» [1]. Эта Конвенция затрагивает вопросы коррупции в сфере спорта. Необходимость принятия этого документа связана со скандалами в области спорта, разразившимися в последние годы. Конвенция предусматривает:

• установление прав и обязанностей государств и спортивных организаций по предотвращению распространения «договорных» матчей;

• определение роли букмекерских контор и принципов их взаимодействия с органами власти и спортивными организациями;

• создание международных стандартов предотвращения «договорных» матчей, включая спортивные, юридические и технические инструменты для их выявления;

• установление мер ответственности уголовного, административного и дисциплинарного характера за организацию «договорных» матчей и участие в них.

В сфере спортивной дипломатии существует необходимость в правовом регулировании вопро-

са защиты прав и свобод человека. 26 сентября 2013 г. Совет ООН по правам человека принял резолюцию «Поощрение прав человека через спорт и идеалы Олимпийского движения» [9]. Стоит отметить, что инициатором этой Резолюции была Россия.

Таким образом, спортивная дипломатия становиться все более важной и ценной для государства, так как позволяет ему использовать спорт в качестве одного из инструментов мягкой силы. Одним из компонентов спортивной дипломатии является международное спортивное движение. Он способствует вовлечению молодежи в спортивную деятельность, популяризирует здоровый образ жизни. Спортивные мероприятия, в особенности, обладающие международным статусом, способствуют развитию положительного и привлекательного имиджа государства в целом, повышают его позиции на международной арене, способствуют развитию сотрудничества между государствами, причем не только в сфере спорта, но и в экономической, культурной, политической и других сферах.

Как мы видим, правовая база спортивной дипломатии неоднородна. Для эффективного развития спортивной дипломатии необходимо и далее развивать ее правовую основу, заключающуюся в принятии международных юридически обязывающих документов и соглашений, регламентирующих практику ее успешной имплементации.

Литература

1. Council of Europe Convention on the Manipulation of Sports Competitions. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.conventions.coe.int/ Treaty/EN/Treaties/Html/215.htm (дата обращения: 23.03.2020)

2. Murray S. Sports-Diplomacy: a hybrid of two halves. - N.Y., 2012. - P. 12.

3. Григоревич, В.В. Всеобщая история физической культуры и спорта. Учебное пособие / В.В. Григоревич. - М., 2008.

4. Европейский манифест «Молодые люди и спорт». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib.sportedu.ru/GetText.idc? TxtID=1543 (дата обращения: 23.03.2020)

5. Международная хартия физического воспитания и спорта. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sportsovet.ru/docs/ Doklad_2-n.pdf (дата обращения: 23.11.2018)

6. Олимпийская Хартия. Опубликовано Международным Олимпийским Комитетом - февраль 2010 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://olympic.ru/upload/documents/about-committee/charter/charter_09_09_2013.pdf (дата обращения: 19.11.2018)

7. Олимпийские идеалы. Резолюция ООН. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.un.org/sport/sites/www.un.org. sport/files/documents/pdfs/Resolutions/A_ RES_50_13Z1995-11-07-A-RES-50-13_RU.pdf (дата обращения: 19.11.2018)

5 -а

сз

<

8. Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Утверждение мира и построение более счастливой жизни на планете посредством спорта и воплощения олимпийских идеалов»[Э-лектронный ресурс]. - Режим доступа: https:// documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/ N93/602/67/IMG/N9360267.pdf? OpenElement (дата обращения: 19.11.2018)

9. Резолюция «Поощрение прав человека через спорт и идеалы Олимпийского движения»[Э-лектронный ресурс]. - Режим доступа: https:// news.un.org/ru/story/2013/09/1229811 (дата обращения: 23.11.2018)

10. Резолюция «Чистый и здоровый спорт в третьем тысячелетии» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://refdb.ru/look/2018342-pall. html (дата обращения: 23.11.2018)

11. Резолюция ООН «Соблюдение «олимпийского перемирия»»[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://documents-dds-ny.un.org/doc/ UND0C/GEN/N93/602/67/IMG/N9360267.pdf? OpenElement (дата обращения: 19.11.2018)

12. Спорт как средство содействия воспитанию, здоровью, развитию и миру. Резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UND0C/GEN/N10/512/80/PDF/ N1051280.pdf? OpenElement (дата обращения: 19.11.2018)

13. Спортивная Хартия Европы. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib.sportedu. ru/GetText.idc? TxtID=1542 (дата обращения: 23.11.2018)

14. Теория и практика физической культуры. Научно-теоретический журнал. № 4. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// sportlib.info/Press/TPFK/ (дата обращения: 23.11.2018)

THE HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF SPORTS DIPLOMACY: LEGAL ASPECT

Martynenko E.V., Parkhitko N.P.

RUDN University

The article researches the legal framework of sports diplomacy as a social and political phenomenon. To the beginning of the XXI century the political potential of sports plays an ever-increasing role in world politics and international relations. Sports diplomacy, as one of the components of public diplomacy, is gaining more and more weight on the world stage. Sport has become a global phenomenon, because with the development of international sports institutes,

sporting events now unite people not only within the framework of one state, but also around the world. With the large-scale development of sports, its involvement in various spheres of social life of people has significantly increased, including economics and politics. In parallel with this process, the legal basis of the phenomenon is being formed. The article analyzes the key documents laying the legal basis for it.

Keywords: sport, law, politics, cooperation, equality. References

1. Council of Europe Convention on the Manipulation of Sports Competitions. [Electronic resource]. - Mode of access: http:// www.conventions.coe.int/Treaty/EN/Treaties/Html/215.htm (date accessed: 23.03.2020)

2. Murray S. Sports-Diplomacy: a hybrid of two halves. - N. Y., 2012. - P. 12.

3. Grigorevich, V. V. universal history of physical culture and sport. Textbook / V.V. Grigorevich. - Moscow, 2008.

4. European Manifesto "Young people and sport". [Electronic resource]. - Mode of access: http://lib.sportedu.ru/GetText.idc? TxtID=1543 (date accessed: 23.03.2020)

5. International Charter of physical education and sport. [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.sportsovet.ru/docs/ Doklad_2-n.pdf (date accessed: 23.11.2018)

6. Olympic charter. Published by the International Olympic Committee-February 2010- [Electronic resource]. - Mode of access: http://olympic.ru/upload/documents/about-committee/ charter/charter_09_09_2013.pdf (date accessed: 19.11.2018)

7. The Olympic ideals. UN resolution. [Electronic resource]. - Access mode: https://www.un.org/sport/sites/www.un.org.sport/ files/documents/pdfs/Resolutions/A_RES_50_13/1995-11-07-A-RES-50-13_RU.pdf (accessed: 19.11.2018)

8. Resolutions of the UN General Assembly "Affirmation of peace and building a happier life on the planet through sport and the implementation of Olympic ideals" [Electronic resource]. -Mode of access: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/ GEN/N93/602/67/IMG/N9360267.pdf? OpenElement (date accessed: 19.11.2018)

9. Resolution "Promotion of human rights through sport and the ideals of the Olympic movement" [Electronic resource]. - Mode of access: https://news.un.org/ru/story/2013/09/1229811 (date accessed: 23.11.2018)

10. Resolution "Clean and healthy sport in the third Millennium" [Electronic resource]. - Mode of access: https://refdb.ru/ look/2018342-pall.html (date accessed: 23.11.2018)

11. UN resolution "Observance of the Olympic truce" [Electronic resource]. - Mode of access: https://documents-dds-ny.un.org/ doc/UNDOC/GEN/N93/602/67/IMG/N9360267.pdf? OpenEle-ment (date accessed: 19.11.2018)

12. Sport as a means of promoting education, health, development and peace. Resolution of the UN General Assembly. [Electronic resource]. - Mode of access: https://documents-dds-ny.un.org/ doc/UNDOC/GEN/N10/512/80/PDF/N1051280.pdf? OpenEle-ment (date accessed: 19.11.2018)

13. Sports Charter Of Europe. [Electronic resource]. - Mode of access: http://lib.sportedu.ru/GetText.idc? TxtID=1542 (date accessed: 23.11.2018)

14. Theory and practice of physical culture. Scientific and theoretical journal. #4. [Electronic resource]. - Mode of access: http:// sportlib.info/Press/TPFK/ (accessed: 23.11.2018)

СЧ CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.